29960

Учение о развитии интеллекта Ж.Пиаже и других представителей швейцарской школы

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий основными для Пиаже становятся исследования систем операций интеллекта. Важнейшее открытие Пиаже открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления скрытой умственной позиции и как следствие своеобразие детской логики детской речи детских представлений о мире. Феномены Пиаже: 1.

Русский

2013-08-22

51 KB

4 чел.

20. Учение о развитии интеллекта Ж.Пиаже и других представителей швейцарской школы.

Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже.

В начале своей научной Д Ж.Пиаже постулировал, что мысль ребёнка происходит из действия, также для понимания мышления необходимо анализировать детскую речь, в которой отражается логика действия. Ведущий фактор развития ребёнка – его социализация.

Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий, основными для   Пиаже   становятся    исследования систем операций интеллекта. На базе   этих    исследований    им   была предложена операциональная теория интеллекта.   

Важнейшее открытие Пиаже - открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции, и как следствие - своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире.

Феномены Пиаже:

1. Реализм – Дети не отделяют своего "Я" от окружающего мира, от вещей. Абсолютность. Всё воспринимается непосредственно. Всё маленькое = лёгкое. Думают, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Бывает интеллектуальный (ветки деревьев делают ветер) и моральный (судит о поступке по внешнему эффекту). 2. Анимизм (всё одушевлено), 3. Антификализм (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), 4. Синкретизм (связывание всего со всем), 5. Соположение (отсутствие связи между суждениями), 6. Трансдукция (переход в рассуждении от частного к частному, минуя общее положение)

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой (со взрослыми – выше, с ровесниками – ниже). От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое - осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе - координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами (схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т.д.) Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Развитие психики, по Пиаже, — это смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, каждая из них необходима для формирования последующей, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной (в зависимости от благоприятных или обедненных возможностей приобретения опыта, от качества культурной и образовательной среды).

Стадии интеллектуального развития, их характеристика.

Пиаже выделяет три главных периода развития:

1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на следующей стадии).

1. Сенсомоторный период. Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Ребенок от рождения до 1,5 — 2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру.

Подпериоды:

— до 7—9 месяцев, центрация младенца на собственном теле;

— с 9 месяцев, происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.Итоги стадии: Критерий появления интеллектаиспользование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели.  Появляются связи между собственным действием и результатом — подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку. Появляется представление о независимом и постоянном существовании других предметов (раньше исчезнувший предмет как бы «прекращал свое существование», теперь младенец проявляет активность в поиске предмета, спрятанного на его глазах). Преодоление абсолютного эгоцентризма. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов. Для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами.

 2. Период конкретных (элементарных) операций. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования новых функций - язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.

Подпериоды:

— дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

— первый уровень — становление конкретных операций (5 — 7 лет);

— второй уровень — функционирование конкретных операций (8—11 лет).

Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер (характеристики эгоцентрического мышления). Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания - «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.).  Пример: тест на сохранение объёма жидкости – 2 стакана, широкий и узкий, переливают из узкого в широкий на глазах у ребёнка. Вопрос: «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?». Как правило, ребенок до 7 лет говорит, что воды в одном из стаканов теперь меньше (или больше), т.е. у него отсутствует понимание сохранения свойств предмета при его перцептивном преобразовании (феномен несохранения) - доказательство неспособности ребенка (до достижения им семилетнего возраста) к децентрации и неспособности к построению логического рассуждения.

Социальное и культурное окружение может ускорить или замедлить скорость прохождения стадии развития в первую очередь за счет того, предоставляет ли оно ему подходящие материалы для занятий, задачи для разрешения и т.д. Передача готового знания (заучивание правильных ответов) неэффективна; развитие происходит, когда совершается собственная активность человека, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов. Также для развития мышления (и в особенности для развития осознания других точек зрения) важен обмен идеями, обсуждение и спор со сверстниками.(пере-клермон)

Итоги стадии: перестройка психических процессов, моральных суждений, появляется  и способность к сотрудничеству с другими людьми. Все операции конкретны, применяются только к реальным, осязаемым предметам и действиям с ними.

3. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12—15 лет).

Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Может строить гипотезы, делать выводы. Это основа логики взрослого человека.

Характерно систематическое опробование всех возможных комбинаций (проверка гипотез) — основывается на новых логических структурах. У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта. Принимая на себя новые социальные роли взрослых, подросток сталкивается с препятствиями, начинает учитывать внешние обстоятельства, совершается окончательная интеллектуальная децентрация в новой сфере.

Переход от юности к взрослому возрасту (15 - 20 лет) - процесс интеллектуальной дифференциации: 1) выявляются общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами и 2) складываются особые структуры для разных областей деятельности.

Возраст появления более высоких структур интеллекта может варьировать, он зависит от физического или социального окружения. Важны дискуссии, свободные взаимоотношения. Также играет роль активность самого ребёнка, его опыта, школьной и культурной среды.

Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж. Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж. Брунер, Л.С.Выготский, Л.Ф.Обухова).

Гипотеза о существовании стадий развития, предложенная Пиаже, признается в настоящее время не всеми психологами.

Дж. Брунер: американский психолог - вместе со своими сотрудниками провел ряд экспериментов, чтобы выяснить природу феноменов Пиаже. Так, они установили, что если 5-6-летних детей, не обнаруживших понимания принципа сохранения, тренировать в обратном преобразовании предмета, например из <колбаски> снова сделать шарик, и при этом ставить перед ребенком вопрос: <Получились одинаковые шарики?>, то после серии таких тренировок у трех четвертей детей обнаруживается понимание принципа сохранения, т. е. они переходят с первой на третью стадию развития познавательной способности оценки величин и количеств.

Ф. Франк (сотрудница Дж. Брунера) обнаружила, что если ребенка 4-5 лет спросить, изменится ли количество воды, если ее перелить из одного сосуда в другой, например более широкий, то большинство этих детей отвечали, что воды останется столько же. Но когда это переливание проделывали на их глазах, то они указывали на сосуд с более высоким уровнем воды как на содержащий больше воды.

Л.С. Выготский: В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а саморазвитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Л.Ф. Обухова:

Главная проблема в теории стадий это механизм перехода от одной стадии к другой. Какие факторы ответственны за этот переход? Пиаже изучал влияние обучения на формирование представления о сохранении.

Пиаже и его сотрудники видят основную задачу развивающего обучения в активизации функционирования познавательных структур, которыми ребенок уже владеет, а также в создании конфликтов (с помощью специально построенных задач) между уже сформированными представлениями ребенка и результатами его экспериментирования. Акцент при обучении делается на собственной, стихийно сложившейся активности ребенка, практически не направляемой взрослым.

Еще одна трудная проблема для теории стадий Пиаже - феномен временных запаздываний в развитии. Почему во времени разорваны возникновение понятий о сохранении массы и сохранении объема? По словам Пиаже, временные запаздывания всегда зависят 1) от взаимодействия структур субъекта и 2) от сопротивления объекта. Методом аналогии серьезные проблемы решать нельзя. Следует прежде всего учитывать собственную логику психического развития.

Стадии интеллектуального развития, согласно Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции рассматривал в их отношении к интеллекту. В. отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре систем Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47847. Аспекты информатизации в цивилизации 817.5 KB
  Дробные числа переводятся аналогично но деление на группы проводится двигаясь вправо от десятичной точки и записывая недостающие нули являющиеся значащими. На каждом шаге деления получают цифры числа в системе S начиная с младшей. Отдельно для целой и дробной части числа в произвольной системе счисления.
47848. ПРИКЛАДНІ АСПЕКТИ ЗДІЙСНЕННЯ ІНВЕСТУВАННЯ В ЛЮДСЬКИЙ ПОТЕНЦІАЛ ТОВ «КРИЖАНА ФУДС» 413.77 KB
  Метою випускної кваліфікаційної роботи є розкриття теоретичних та практичних аспектів формування та функціонування ефективного інвестиційного поля для матеріальних та психологічних вкладень в людський капітал, а також визначення напрямів покращення його функціонування у ТОВ »Крижана Фудс».
47849. Модусы иронии в творчестве Евгения Замятина и пародия как средство выражения авторской позиции 159.5 KB
  Дать определение понятий «ирония» и «пародия» с точки зрения Ю.Н. Тынянова; привести классификацию иронико-комических модусов, выделенных в творчестве Е.И. Замятина; интерпретировать авторскую позицию через анализ приёмов иронически-пародийного модуса в книге «Нечестивые рассказы»; рассмотреть особенности комически-пародийного модуса в цикле «Чудеса».
47850. Элементарная логика 244.5 KB
  Логические операции можно объединить с помощью одного понятия – умозаключения или рассуждения. Форма понятия: Т. Форма понятия: круг символизирует любую совокупность предмета а каждая точка внутри символизирует отдельно взятые предметы. 1 суждение – 2 понятия.
47851. Высшая математика 4.3 MB
  Султанаев Высшая математика Курс лекций для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения...
47852. Менеджмент. Общее управление и менеджмент 207 KB
  Общее управление это управленческая деятельность и процессы связанные с разработкой концепции и стратегии развития организации постановкой ее цели планированием организационной деятельностью координированием контролем а при необходимости и корректировкой ранее принятых решений. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между цетролизацией и декзентролизацией в зависимости от конкретных условий; вознаграждение персонала; порядок;и инициатива персонала; корпоративный дух преданность организации; единство...
47853. Лекции по правоведению. Власть, политика и право 214 KB
  Предписание права суть таковым: честно жить – другим не вредить каждому своё отдавать. Пентаграмма Схема истинного познания Вещь предмет Образ идея Идеат научный предмет Идеал осознанный предмет Дух энергия синергия познание ведение Цель польза utilit Средства instrumenti процесс Способ механизм процедура стандарт Метод техника opertio Принцип основные положения Слово термин характер характеристика Понятие свойства Категория признак Феноме явление ноомен бытие Концепт этимон Форма структура конструкция...
47854. Лекции по правоведению 609.5 KB
  Во-первых духовнонравственные подходы к праву рассуждения о нравственности права и государства не особенно приветствуется современной наукой права но вместе с тем круг людей способных судить о праве чрезвычайно широк: экономисты политики руководители различных ступеней и уровней все так или иначе сталкиваются с правом но что ещё более примечательно с правовой парадигмой мышления хотя подчас этого и не осознают.7 Конституции РФ: Человек его права и свободы являются высшей ценностью. Мы раскроем природу начал этих парадигм для...
47855. Понятие о структуре данного. Уровни представления структур данных 734.5 KB
  Вырожденные простейшие структуры данных называются также типами данных. Любая структура на абстрактном уровне может быть представлена в виде двойки DR где D – конечное множество элементов которые могут быть типами данных либо структурами данных а R – множество отношений свойства которого определяют различные типы структур данных на абстрактном уровне. СД типа массив. Массив – последовательность элементов одного типа называемого базовым.