29960

Учение о развитии интеллекта Ж.Пиаже и других представителей швейцарской школы

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий основными для Пиаже становятся исследования систем операций интеллекта. Важнейшее открытие Пиаже открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления скрытой умственной позиции и как следствие своеобразие детской логики детской речи детских представлений о мире. Феномены Пиаже: 1.

Русский

2013-08-22

51 KB

4 чел.

20. Учение о развитии интеллекта Ж.Пиаже и других представителей швейцарской школы.

Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже.

В начале своей научной Д Ж.Пиаже постулировал, что мысль ребёнка происходит из действия, также для понимания мышления необходимо анализировать детскую речь, в которой отражается логика действия. Ведущий фактор развития ребёнка – его социализация.

Позднее Пиаже при изучении детского мышления больше фокусируется на анализе самих действий, основными для   Пиаже   становятся    исследования систем операций интеллекта. На базе   этих    исследований    им   была предложена операциональная теория интеллекта.   

Важнейшее открытие Пиаже - открытие эгоцентризма ребенка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции, и как следствие - своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире.

Феномены Пиаже:

1. Реализм – Дети не отделяют своего "Я" от окружающего мира, от вещей. Абсолютность. Всё воспринимается непосредственно. Всё маленькое = лёгкое. Думают, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Бывает интеллектуальный (ветки деревьев делают ветер) и моральный (судит о поступке по внешнему эффекту). 2. Анимизм (всё одушевлено), 3. Антификализм (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), 4. Синкретизм (связывание всего со всем), 5. Соположение (отсутствие связи между суждениями), 6. Трансдукция (переход в рассуждении от частного к частному, минуя общее положение)

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Коэффициент эгоцентрической речи зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой (со взрослыми – выше, с ровесниками – ниже). От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое - осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе - координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами (схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т.д.) Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из наиболее важных понятий в концепции Пиаже — это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции — это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.

Развитие психики, по Пиаже, — это смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, каждая из них необходима для формирования последующей, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной (в зависимости от благоприятных или обедненных возможностей приобретения опыта, от качества культурной и образовательной среды).

Стадии интеллектуального развития, их характеристика.

Пиаже выделяет три главных периода развития:

1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенностей, которые будут сняты на следующей стадии).

1. Сенсомоторный период. Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Ребенок от рождения до 1,5 — 2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру.

Подпериоды:

— до 7—9 месяцев, центрация младенца на собственном теле;

— с 9 месяцев, происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.Итоги стадии: Критерий появления интеллектаиспользование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели.  Появляются связи между собственным действием и результатом — подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку. Появляется представление о независимом и постоянном существовании других предметов (раньше исчезнувший предмет как бы «прекращал свое существование», теперь младенец проявляет активность в поиске предмета, спрятанного на его глазах). Преодоление абсолютного эгоцентризма. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов. Для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами.

 2. Период конкретных (элементарных) операций. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования новых функций - язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.

Подпериоды:

— дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

— первый уровень — становление конкретных операций (5 — 7 лет);

— второй уровень — функционирование конкретных операций (8—11 лет).

Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер (характеристики эгоцентрического мышления). Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания - «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.).  Пример: тест на сохранение объёма жидкости – 2 стакана, широкий и узкий, переливают из узкого в широкий на глазах у ребёнка. Вопрос: «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?». Как правило, ребенок до 7 лет говорит, что воды в одном из стаканов теперь меньше (или больше), т.е. у него отсутствует понимание сохранения свойств предмета при его перцептивном преобразовании (феномен несохранения) - доказательство неспособности ребенка (до достижения им семилетнего возраста) к децентрации и неспособности к построению логического рассуждения.

Социальное и культурное окружение может ускорить или замедлить скорость прохождения стадии развития в первую очередь за счет того, предоставляет ли оно ему подходящие материалы для занятий, задачи для разрешения и т.д. Передача готового знания (заучивание правильных ответов) неэффективна; развитие происходит, когда совершается собственная активность человека, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов. Также для развития мышления (и в особенности для развития осознания других точек зрения) важен обмен идеями, обсуждение и спор со сверстниками.(пере-клермон)

Итоги стадии: перестройка психических процессов, моральных суждений, появляется  и способность к сотрудничеству с другими людьми. Все операции конкретны, применяются только к реальным, осязаемым предметам и действиям с ними.

3. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12—15 лет).

Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Может строить гипотезы, делать выводы. Это основа логики взрослого человека.

Характерно систематическое опробование всех возможных комбинаций (проверка гипотез) — основывается на новых логических структурах. У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта. Принимая на себя новые социальные роли взрослых, подросток сталкивается с препятствиями, начинает учитывать внешние обстоятельства, совершается окончательная интеллектуальная децентрация в новой сфере.

Переход от юности к взрослому возрасту (15 - 20 лет) - процесс интеллектуальной дифференциации: 1) выявляются общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами и 2) складываются особые структуры для разных областей деятельности.

Возраст появления более высоких структур интеллекта может варьировать, он зависит от физического или социального окружения. Важны дискуссии, свободные взаимоотношения. Также играет роль активность самого ребёнка, его опыта, школьной и культурной среды.

Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж. Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж. Брунер, Л.С.Выготский, Л.Ф.Обухова).

Гипотеза о существовании стадий развития, предложенная Пиаже, признается в настоящее время не всеми психологами.

Дж. Брунер: американский психолог - вместе со своими сотрудниками провел ряд экспериментов, чтобы выяснить природу феноменов Пиаже. Так, они установили, что если 5-6-летних детей, не обнаруживших понимания принципа сохранения, тренировать в обратном преобразовании предмета, например из <колбаски> снова сделать шарик, и при этом ставить перед ребенком вопрос: <Получились одинаковые шарики?>, то после серии таких тренировок у трех четвертей детей обнаруживается понимание принципа сохранения, т. е. они переходят с первой на третью стадию развития познавательной способности оценки величин и количеств.

Ф. Франк (сотрудница Дж. Брунера) обнаружила, что если ребенка 4-5 лет спросить, изменится ли количество воды, если ее перелить из одного сосуда в другой, например более широкий, то большинство этих детей отвечали, что воды останется столько же. Но когда это переливание проделывали на их глазах, то они указывали на сосуд с более высоким уровнем воды как на содержащий больше воды.

Л.С. Выготский: В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды.

Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а саморазвитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.

Л.Ф. Обухова:

Главная проблема в теории стадий это механизм перехода от одной стадии к другой. Какие факторы ответственны за этот переход? Пиаже изучал влияние обучения на формирование представления о сохранении.

Пиаже и его сотрудники видят основную задачу развивающего обучения в активизации функционирования познавательных структур, которыми ребенок уже владеет, а также в создании конфликтов (с помощью специально построенных задач) между уже сформированными представлениями ребенка и результатами его экспериментирования. Акцент при обучении делается на собственной, стихийно сложившейся активности ребенка, практически не направляемой взрослым.

Еще одна трудная проблема для теории стадий Пиаже - феномен временных запаздываний в развитии. Почему во времени разорваны возникновение понятий о сохранении массы и сохранении объема? По словам Пиаже, временные запаздывания всегда зависят 1) от взаимодействия структур субъекта и 2) от сопротивления объекта. Методом аналогии серьезные проблемы решать нельзя. Следует прежде всего учитывать собственную логику психического развития.

Стадии интеллектуального развития, согласно Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции рассматривал в их отношении к интеллекту. В. отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре систем Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11681. Розвязання систем нелінійних рівнянь. Метод Ньютона 44.19 KB
  Лабораторна робота №4 Тема: Розв’язання систем нелінійних рівнянь. Метод Ньютона. Мета роботи: познайомитися з методами розв’язання систем нелінійних алгебраїчних рівнянь реалізувати заданий за варіантом метод у середовищі МatLAB. Завдання для виконання лаборат
11682. Автоматизація управління персоналом на базі програмного засобу Система:Кадры 117.73 KB
  Лабораторна робота №5 Тема: автоматизація управління персоналом на базі програмного засобу Система:Кадры. Мета роботи: набути практичних навичок роботи з автоматизованою системою кадрового обліку Кадры навчитися вести безперервний облік персоналу підприємства...
11683. Организация работы лесопилки с использованием инновационных программных продуктов 720 KB
  1. Минимизация отходов лесопилки Пилорама заготавливает оцилиндровывает и сушит 20футовые брёвна которые в дальнейшем используются для строительства бревенчатых домов бань и т.п. Поступил новый заказ для которого требуется 275 шт. 8футовых 100 шт. 10футовых и 250 шт. 12фу...
11684. Системи счислення в ЕОМ 64.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 Тема: Системи счислення в ЕОМ. Ціль: Знайомство системами счислення в ЕОМ виконання арифметичних дій вивчення правил переведення із однієї системи счислення до іншої. Теоретичні відомо...
11685. Застосування спеціального програмного забезпечення для роботи з 8-ми розрядним мікропроцесором 309 KB
  Лабораторна робота №2 Застосування спеціального програмного забезпечення для роботи з 8ми розрядним мікропроцесором. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта завдання за допомогою емулятору процесора К580ВМ80 записати та виконати прості арифметичнологічні операці
11686. Реалізація логічних та арифметичних операцій за допомогою восьми розрядного мікропроцесора 214.5 KB
  Лабораторна робота №3 Тема: Реалізація логічних та арифметичних операцій за допомогою восьми розрядного мікропроцесора. Мета: Перевірити на практиці правильність виконання різноманітних операцій. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта використовуючи емулятор пр
11687. Застосування спеціального програмного забезпечення для реалізації умовних переходів при роботі з восьми розрядним мікропроцесором 269.5 KB
  Лабораторна робота №4 Застосування спеціального програмного забезпечення для реалізації умовних переходів при роботі з восьми розрядним мікропроцесором. ЗАВДАННЯ Відповідно до свого варіанта завдання за допомогою емулятору процесора К580ВМ80 написати програму щ...
11688. Научиться проводить диагностику системы с помощью программ Everest, CPU-Z, Sandra, Belarc Advisor, FreshDiagnose и д.р 401 KB
  Лабораторная работа №5 Тема: Диагностика основных блоков ПК. Цель работы: Научиться проводить диагностику системы с помощью программ Everest CPUZ Sandra Belarc Advisor FreshDiagnose и д.р. Теоретические сведения Компьютер высокотехнологичная вещь он состоит из множества неза...
11689. Вивчення архітектури материнської плати 35.5 KB
  Лабораторна робота №6 Тема: Вивчення архітектури материнської плати. Мета: Визначити архітектуру та основні складові системної плати. Структура заняття І. Організаційна частина заняття. Перевірка присутності студентів на занятті. ІІ. По...