29961

Психологическая сущность и механизмы воображения

Доклад

Психология и эзотерика

Воображение и его развитие в детском возрасте Рибо Т. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. В старой психологии существовала точка зрения согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс поскольку преобразование образа и открытие нового традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов Вундт Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти...

Русский

2013-08-22

45.5 KB

17 чел.

21. Психологическая сущность и механизмы воображения

Литература: Общая психология под ред. В.В. Богословского, Учебник по психологии под ред. Е.И. Рогова, С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте, Рибо Т. Анализ воображения

У человека есть способность, отличающая его от животных: он способен предвосхищать будущее, предвидеть последствия своих действий и строить образы и модели, ранее не существовавшие в материальном мире. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. Без образов воображения невозможна осмысленная деятельность людей. Источник образов – объективная реальность, окружающий человека предметный мир, но в образах воображения всегда присутствует определенный отрыв от реальности, выход за пределы уже существующего реального мира.

В старой психологии существовала точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов (Вундт, Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти, творческое воображение =  случайные, своеобразные комбинации ассоциаций,).

На современном этапе воображение рассматривают как самостоятельный психический процесс. Нет единого определения.

Воображение (Рогов Е. Н.) – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека.

Воображение (Богословская В.В.) – это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение (Субботина Л.Ю.)это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Таким образом, основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Позволяет человеку ориентироваться в своей деятельности. В. – обязательно в наглядном плане. Материал для В. – образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представливание, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его».

Воображение тесно связано с восприятием. Включено в него и влияет на создание образа воспроизводимых предметов. Обогащает новые образы.

Виды воображения.

1.(по степени активности человека).

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающим внутренним потребностям личности. Как правило, направлены на сохранение и усиление положительных эмоций, и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций. 1) осознаваемое (грёзы) и 2) неосознаваемое (сны, галлюцинации),

Активное воображение - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. 1) продуктивное (творческое) воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов, идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом, а также для самого человека. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. 2) воссоздающее воображение – это процесс создания образов на основе описания  воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной. Воссоздающее воображение крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей и схем. (+ в обучении)

2. (по степени участия в воображении волевого усилия и целеполагания). Непроизвольное воображение характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Для произвольного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Произвольное воображение может как воссоздающее, так и творческое.

Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения) и нереальными (есть содержание мечты, но нет путей самореализации, и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах).

Функции воображения:

1. Возможность представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 2. Возможность в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность (особенно в психоанализе). 3. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. 4. Формирование внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 6. Преобразование действительности; если основной функцией памяти является сохранение опыта человека, то одна из функций воображения – преобразование опыта для построения образов будущего.

Связь с другими процессами

Воображение тесным образом связана с памятью - все самые фантастические представления, в конечном счете, сводятся к неизвестным комбинациям элементов, встречающихся в прошлом опыте человека (еще у ассоцианистов).

Выготский Л.С. также показал зависимость между воображением и речью (мышлением) в детском возрасте. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, оно дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Выготский Л.С. также показал, что воображение связано с эмоциями и сформулировал в законе реального чувства. Суть: очень часто то или иное построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. Это своеобразная психическая деятельность, которая характеризуется своеобразным отношением между процессом эмоций и процессом мышления – это мечты. Следовательно, воображение связано не только с эмоциями, но и с реалистичным мышлением. В этом случае говорят о творческом воображении. Здесь воображение не подчинено эмоциям, тут оно поддается властью мышления. Творческая деятельность это сложная психологическая система, состоящая из деятельности воображения и различных форм деятельности мышления. В мышлении и воображении очень схожи генетические моменты: так же как в развитии детского мышления, в развитии воображения основной переломный пункт совпадает с появлением речи. Выготский Л.С. приходит к выводу, что два этих процесса развиваются в единстве. Но между мышлением и воображением есть и разница, что и позволяет выделить его в отдельный психический процесс – это то, что воображение способно отрываться от действительности, что в свою очередь мышление сделать не может.

Т.о. воображение занимает особое место в творческом процессе. Оно как центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы, которые обеспечивают его функционирование. Полет воображения в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном.

 Ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. !!! Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно - образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Не менее необходимо воображение - в других формах - в научном творчестве. Воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление,  - оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Например, построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора перед экспериментом.

Техника воображения.

Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования:

1. вычленение какого-то элемента или его свойства (палка – средство удлинения);

2. изменение размеров, создание новых образов;

3. создание нового образа из частей старых (русалка);

4. усиление какого-то качества объекта (лиса хитрая);

5. Перенос качества на другого объекта (у вождя орлиный глаз);

6. Новый образ в результате обобщения черт, наблюдаемых у ряда объектов;

7. Конструирование объекта в связи с его назначением и мысленное наделение его этими свойствами (машина времени).

Методы стимулирования: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ (список характеристик и их новый анализ, например – новый образ бабы яги),

Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50809. Изучение законов динамики вращательного движения твёрдого тела вокруг неподвижной оси на маятнике Овербека 284 KB
  Цель работы: Экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами, характеризующими вращение твёрдого тела вокруг неподвижной оси. Приборы и принадлежности: маятник Овербека, комплект перегрузов, миллисекундомер.
50810. Исследование непериодических сигналов 419 KB
  Для задания формы сигнала используется функциональный источник напряжения NFV Component nlog Primitives Function Sources NFV. Задать в качестве сигнала одиночный прямоугольный импульс амплитудой 4 В и длительностью 2 NN мс. В разных графических окнах задать вывод следующих графиков: Зависимости заданного сигнала VE1 от времени t; Спектра исследуемого сигнала зависимости величины гармоник HRMVE1 от частоты f. Задать диапазон частот выводимых гармоник от 0 до 5NN кГц Найти спектр сигнала состоящего из четырех...