29961

Психологическая сущность и механизмы воображения

Доклад

Психология и эзотерика

Воображение и его развитие в детском возрасте Рибо Т. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. В старой психологии существовала точка зрения согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс поскольку преобразование образа и открытие нового традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов Вундт Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти...

Русский

2013-08-22

45.5 KB

17 чел.

21. Психологическая сущность и механизмы воображения

Литература: Общая психология под ред. В.В. Богословского, Учебник по психологии под ред. Е.И. Рогова, С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте, Рибо Т. Анализ воображения

У человека есть способность, отличающая его от животных: он способен предвосхищать будущее, предвидеть последствия своих действий и строить образы и модели, ранее не существовавшие в материальном мире. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. Без образов воображения невозможна осмысленная деятельность людей. Источник образов – объективная реальность, окружающий человека предметный мир, но в образах воображения всегда присутствует определенный отрыв от реальности, выход за пределы уже существующего реального мира.

В старой психологии существовала точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов (Вундт, Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти, творческое воображение =  случайные, своеобразные комбинации ассоциаций,).

На современном этапе воображение рассматривают как самостоятельный психический процесс. Нет единого определения.

Воображение (Рогов Е. Н.) – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека.

Воображение (Богословская В.В.) – это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение (Субботина Л.Ю.)это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Таким образом, основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Позволяет человеку ориентироваться в своей деятельности. В. – обязательно в наглядном плане. Материал для В. – образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представливание, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его».

Воображение тесно связано с восприятием. Включено в него и влияет на создание образа воспроизводимых предметов. Обогащает новые образы.

Виды воображения.

1.(по степени активности человека).

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающим внутренним потребностям личности. Как правило, направлены на сохранение и усиление положительных эмоций, и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций. 1) осознаваемое (грёзы) и 2) неосознаваемое (сны, галлюцинации),

Активное воображение - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. 1) продуктивное (творческое) воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов, идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом, а также для самого человека. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. 2) воссоздающее воображение – это процесс создания образов на основе описания  воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной. Воссоздающее воображение крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей и схем. (+ в обучении)

2. (по степени участия в воображении волевого усилия и целеполагания). Непроизвольное воображение характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Для произвольного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Произвольное воображение может как воссоздающее, так и творческое.

Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения) и нереальными (есть содержание мечты, но нет путей самореализации, и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах).

Функции воображения:

1. Возможность представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 2. Возможность в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность (особенно в психоанализе). 3. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. 4. Формирование внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 6. Преобразование действительности; если основной функцией памяти является сохранение опыта человека, то одна из функций воображения – преобразование опыта для построения образов будущего.

Связь с другими процессами

Воображение тесным образом связана с памятью - все самые фантастические представления, в конечном счете, сводятся к неизвестным комбинациям элементов, встречающихся в прошлом опыте человека (еще у ассоцианистов).

Выготский Л.С. также показал зависимость между воображением и речью (мышлением) в детском возрасте. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, оно дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Выготский Л.С. также показал, что воображение связано с эмоциями и сформулировал в законе реального чувства. Суть: очень часто то или иное построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. Это своеобразная психическая деятельность, которая характеризуется своеобразным отношением между процессом эмоций и процессом мышления – это мечты. Следовательно, воображение связано не только с эмоциями, но и с реалистичным мышлением. В этом случае говорят о творческом воображении. Здесь воображение не подчинено эмоциям, тут оно поддается властью мышления. Творческая деятельность это сложная психологическая система, состоящая из деятельности воображения и различных форм деятельности мышления. В мышлении и воображении очень схожи генетические моменты: так же как в развитии детского мышления, в развитии воображения основной переломный пункт совпадает с появлением речи. Выготский Л.С. приходит к выводу, что два этих процесса развиваются в единстве. Но между мышлением и воображением есть и разница, что и позволяет выделить его в отдельный психический процесс – это то, что воображение способно отрываться от действительности, что в свою очередь мышление сделать не может.

Т.о. воображение занимает особое место в творческом процессе. Оно как центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы, которые обеспечивают его функционирование. Полет воображения в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном.

 Ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. !!! Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно - образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Не менее необходимо воображение - в других формах - в научном творчестве. Воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление,  - оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Например, построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора перед экспериментом.

Техника воображения.

Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования:

1. вычленение какого-то элемента или его свойства (палка – средство удлинения);

2. изменение размеров, создание новых образов;

3. создание нового образа из частей старых (русалка);

4. усиление какого-то качества объекта (лиса хитрая);

5. Перенос качества на другого объекта (у вождя орлиный глаз);

6. Новый образ в результате обобщения черт, наблюдаемых у ряда объектов;

7. Конструирование объекта в связи с его назначением и мысленное наделение его этими свойствами (машина времени).

Методы стимулирования: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ (список характеристик и их новый анализ, например – новый образ бабы яги),

Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23280. Естетичні засади романтизму 43 KB
  Якщо епоха Просвітництва найбільшим своїм здобутком вважала відкриття людини мислячої мірилом людяності якої є розум здатність мислити бажання пізнати таємниці землі та неба то найбільшим здобутком нового літературного напряму романтизму стало відкриття внутрішньої людини природу якої визначає не стільки її інтелект скільки багатство та глибина її душі. Індивідуальне Я людини було цінним для Просвітництва в тій мірі в якій воно було корисним для суспільства. Воно цікавило просвітителів не саме по собі а як засіб інструмент...
23283. Новелістика Ірвінга 16.42 KB
  Ірвінґ здобув визнання як один із найвидатніших американських гумористів Характерні риси новелістики Ірвінґа цікавість і гострота сюжету поєднання серйозного та смішного романтичної іронії з раціоналістичним первнем. Ірвінґ висміює те що було містичним іронізує над недосяжним незбагненним реалії побуту поєднує з вигадкою політ фантазії з умінням відтворити особливості місцевого колориту та національного характеру. Поєднавши ілюзію з реальністю Ірвінґ значною мірою визначив шляхи розвитку американського романтизму виступивши...
23284. Іспанська літ-ра 19 ст. 20.17 KB
  приверженный к эстетике предыдущего этапа осознавал необходимость перемен в художественном мышлении вплотную подводит к вопросу о генезисе романтизма в Испании романтизм в испанской литературе утверждается в начале 30х годов; в первые же десятилетия века налицо лишь теоретические предпосылки романтизма: первые статьи пропагандирующие европейские романтические доктрины не происходило решительного разрыва с идеологией Просвещения. Взлет испанского романтизма пришелся на те годы когда гребень романтической волны в Англии Франции...
23285. Естетичний ідеал Кітса 15.48 KB
  Поезій в дусі народної балади чи пісні у Кітса небагато. Романтичне протиставлення мрії і дійсності взагалі властиве поезії Кітса.