29961

Психологическая сущность и механизмы воображения

Доклад

Психология и эзотерика

Воображение и его развитие в детском возрасте Рибо Т. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. В старой психологии существовала точка зрения согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс поскольку преобразование образа и открытие нового традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов Вундт Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти...

Русский

2013-08-22

45.5 KB

17 чел.

21. Психологическая сущность и механизмы воображения

Литература: Общая психология под ред. В.В. Богословского, Учебник по психологии под ред. Е.И. Рогова, С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте, Рибо Т. Анализ воображения

У человека есть способность, отличающая его от животных: он способен предвосхищать будущее, предвидеть последствия своих действий и строить образы и модели, ранее не существовавшие в материальном мире. В основе способности к предвосхищению лежит воображение. Без образов воображения невозможна осмысленная деятельность людей. Источник образов – объективная реальность, окружающий человека предметный мир, но в образах воображения всегда присутствует определенный отрыв от реальности, выход за пределы уже существующего реального мира.

В старой психологии существовала точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения действительности и функциями всех психических процессов (Вундт, Т. Рибо: воспроизводящее воображение = памяти, творческое воображение =  случайные, своеобразные комбинации ассоциаций,).

На современном этапе воображение рассматривают как самостоятельный психический процесс. Нет единого определения.

Воображение (Рогов Е. Н.) – психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека.

Воображение (Богословская В.В.) – это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение (Субботина Л.Ю.)это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Таким образом, основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание. Позволяет человеку ориентироваться в своей деятельности. В. – обязательно в наглядном плане. Материал для В. – образы предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является представливание, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его».

Воображение тесно связано с восприятием. Включено в него и влияет на создание образа воспроизводимых предметов. Обогащает новые образы.

Виды воображения.

1.(по степени активности человека).

Пассивное воображение направлено на создание образов, отвечающим внутренним потребностям личности. Как правило, направлены на сохранение и усиление положительных эмоций, и вытеснение и снижение интенсивности отрицательных эмоций. 1) осознаваемое (грёзы) и 2) неосознаваемое (сны, галлюцинации),

Активное воображение - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. 1) продуктивное (творческое) воображение участвует в процессе самостоятельного создания человеком новых образов, идей, представляющих ценность для других людей и общества в целом, а также для самого человека. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. 2) воссоздающее воображение – это процесс создания образов на основе описания  воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной. Воссоздающее воображение крайне необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам при чтении чертежей и схем. (+ в обучении)

2. (по степени участия в воображении волевого усилия и целеполагания). Непроизвольное воображение характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Для произвольного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Произвольное воображение может как воссоздающее, так и творческое.

Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта – образ желаемого будущего. Мечты могут быть реальными (человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения) и нереальными (есть содержание мечты, но нет путей самореализации, и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах).

Функции воображения:

1. Возможность представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. 2. Возможность в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность (особенно в психоанализе). 3. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. 4. Формирование внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. 6. Преобразование действительности; если основной функцией памяти является сохранение опыта человека, то одна из функций воображения – преобразование опыта для построения образов будущего.

Связь с другими процессами

Воображение тесным образом связана с памятью - все самые фантастические представления, в конечном счете, сводятся к неизвестным комбинациям элементов, встречающихся в прошлом опыте человека (еще у ассоцианистов).

Выготский Л.С. также показал зависимость между воображением и речью (мышлением) в детском возрасте. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, оно дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает возможность ему чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Выготский Л.С. также показал, что воображение связано с эмоциями и сформулировал в законе реального чувства. Суть: очень часто то или иное построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. Это своеобразная психическая деятельность, которая характеризуется своеобразным отношением между процессом эмоций и процессом мышления – это мечты. Следовательно, воображение связано не только с эмоциями, но и с реалистичным мышлением. В этом случае говорят о творческом воображении. Здесь воображение не подчинено эмоциям, тут оно поддается властью мышления. Творческая деятельность это сложная психологическая система, состоящая из деятельности воображения и различных форм деятельности мышления. В мышлении и воображении очень схожи генетические моменты: так же как в развитии детского мышления, в развитии воображения основной переломный пункт совпадает с появлением речи. Выготский Л.С. приходит к выводу, что два этих процесса развиваются в единстве. Но между мышлением и воображением есть и разница, что и позволяет выделить его в отдельный психический процесс – это то, что воображение способно отрываться от действительности, что в свою очередь мышление сделать не может.

Т.о. воображение занимает особое место в творческом процессе. Оно как центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы, которые обеспечивают его функционирование. Полет воображения в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном.

 Ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. !!! Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно - образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Не менее необходимо воображение - в других формах - в научном творчестве. Воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление,  - оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Например, построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора перед экспериментом.

Техника воображения.

Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования:

1. вычленение какого-то элемента или его свойства (палка – средство удлинения);

2. изменение размеров, создание новых образов;

3. создание нового образа из частей старых (русалка);

4. усиление какого-то качества объекта (лиса хитрая);

5. Перенос качества на другого объекта (у вождя орлиный глаз);

6. Новый образ в результате обобщения черт, наблюдаемых у ряда объектов;

7. Конструирование объекта в связи с его назначением и мысленное наделение его этими свойствами (машина времени).

Методы стимулирования: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ (список характеристик и их новый анализ, например – новый образ бабы яги),

Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48289. Анализ деятельности торговых предприятий 183 KB
  Анализ ликвидности банка. Общая оценка факторов прибыльности банка; Анализ основных коэффициентов эффективности деятельности банка. Экономические нормативы регулирования деятельности банка
48290. Сущность маркетинга и его современная концепция 1.04 MB
  Главной проблемой стала постоянная организация продвижения товара на рынок. Котлеру существуют следующие альтернативные концепции на основе которых коммерческие и некоммерческие организации осуществляют маркетинговую деятельность: концепция производства концепция товара сбытовая концепция традиционная маркетинговая концепция а также предложенная в 80 х годах шведскими учеными концепция маркетинга отношений рис. Дело в том что от тоталитарной экономической системы которая опиралась на отрицание любого рыночного отношения в стране...
48291. ЗВІТНІСТЬ ПІДПРИЄМСТВА 27 KB
  Облік і аудит заочної форми навчання і слухачів другої вищої освіти спеціальності 7.050106 – Облік і аудит Харків ХНАМГ 2012 Конспект лекцій з дисципліни Звітність підприємства для студентів 5 курсу за напрямом підготовки 6.030509 Облік і аудит заочної форми навчання і слухачів другої вищої освітиспеціальності 7.050106 – Облік і аудит А.
48292. Множества. Число элементов множества. Подмножество 3.84 MB
  Подмножество. Задачи: образовательные: познакомить детей с понятиями множество элемент множества подмножество; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов к заданному множеству. И сегодня мы познакомимся с понятием множество. Определение понятия множество.
48293. Теория финансов 453.62 KB
  Объектом финансовых отношений является валовой внутренний продукт то есть стоимость товаров и услуг изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и невещественного производства за определенный период времени. Субъектами финансовых отношений выступают: государство; юридические лица; физические лица. Контрольная функция финансов предопределяется объективно присущей им способностью количественно отображать движение финансовых потоков и обеспечивать контроль за соблюдением пропорций в распределении валового...
48295. Русский язык. Грамматическое учение о слове 37.5 KB
  Смысловая структура слова. Понимание категории слова и содержание категории слова исторически менялись. Структура слова неоднородна в языках разных систем и на разных стадиях развития языка. Лингвисты избегают давать определение слова или исчерпывающее описание его структуры ограничиваясь лишь описанием некоторых внешних фонетических или внутренних грамматических или лексикосемантических признаков слова.
48296. ФИЗИКА ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМА 2.28 MB
  В пособии рассматриваются в последовательном порядке различные состояние электромагнитного поля и его различные физические проявления в стационарных и нестационарных условиях а так же его релятивизм. Взаимодействие электромагнитного поля с веществом рассмотрено как взаимодействие с частицами и как взаимодействие со сплошной средой. Состояние самого электромагнитного поля и важнейшие особенности его взаимодействия с веществом рассматриваются в пособии на основе фундаментальных законов главным образом на основе уравнений Максвелла и законов...
48297. Предмет электродинамики 2.88 MB
  Полярные системы связанных зарядов В полярной системе заряды противоположных знаков разобщены а сама система электронейтральна. Носителями полярных зарядов могут быть частицы вещества атомы молекулы элементы кристаллической решётки а также макроскопические тела. Главной характеристикой полярной системы является её электрический момент . Это векторная величина через которую выражается взаимодействие полярной системы с электрическим полем.