29962

Виды и функции речи

Доклад

Психология и эзотерика

Рубинштейн Речь – это процесс материализации мысли. Леонтьев Речь – Это деятельность общения – выражения воздействия сообщения = посредством языка; речь – это язык в действии. Речь это форма существования сознания мыслей чувств переживаний для другого служащая средством общения с ним и форма обобщённого отражения действительности или форма существования мышления. Рубинштейн Важно отличать речь от языка.

Русский

2013-08-22

48 KB

57 чел.

22. Виды  и функции речи.

Сознание человека формируется в процессе общения с людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется посредством речи. (С.Л. Рубинштейн)

Речь – это процесс материализации мысли. (Леонтьев)

Речь – Это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения = посредством языка; речь – это язык в действии. Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности, или форма существования мышления. (С.Л. Рубинштейн)

  Важно отличать речь от языка. Язык – это система условных символов, культурно сформированный опыт. Функция - закрепление за каждым словом определённого значения.   

    Речь же это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

   Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова.  Речь несёт в себе определённый смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл выражается в личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.  

Психологические теории формирования речи:

1. Теория научения – подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека.  

2. Теория специфических задатков Н.Хомского  -  в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов.

3. Когнитивная теория Ж.Пиаже – развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию.

Функции речи:

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством, но и способом общения, носителем сознания,  памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

1. Речь как средство общения (коммуникативная функция)  - передача знаний, отношений чувств. Можно выделить 3 стороны (Рубинштейн):

- информационная – представляется в виде передачи знаний и тесно связана с  функциями обозначения и обобщения.

- Выразительная – связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения.

- Волеизъявление – направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего.

2. Речь как инструмент мышления -  

Мышление не= речи. Л.С.Выготский: Слово характеризует предмет или явление, обозначаемое им, и выступает как акт мышления. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно – образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление.

3. Сигнификативная функция – для того, чтобы слово могло что-либо сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и пр. Отличает речь человека от коммуникации животных.

4. Номинативная функция – называние предмета, явления, состояния и пр.

Виды речи: 2 формы речи:   внешняя и внутренняя.

1.  Внешняя –процесс материализации мыслей. Включает:

  А) Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов с одной стороны, и восприятия их людьми на слух с другой.

- Диалогическая речь – вид речи, который заключается в попеременном обмене знаковой информацией двух или более субъектов. Возникает при непосредственном обмене репликами.

- Монологическая речь -  речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

Обе могут быть активной или пассивной. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.

   Б) Письменная речь –  графически оформленная, организованная на основе буквенных изображений форма внешней речи.

Письменная и устная - разные функции. Устная - разговорная речь в ситуации беседы, рождается из непосредственного переживания. Письменная речь – как деловая, научная, более безразлична, направлена преимущественно на передачу более отвлечённого содержания.

2. Внутренняя речь – «Речь минус звук» (Рубинштейн). Речь про себя и для себя, речь лишённая речевого оформления. Внутренняя речь обслуживает процесс мышления конкретного человека. В отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращённостью. Во внутренней речи смысл преобладает над значением.

Переход внешней речи во внутреннюю может наблюдаться у ребёнка в 3 года, когда он  начинает рассуждать и планировать свои действия  вслух (внешняя речь носит функцию внутренней речи)  - Эгоцентрическая речь. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. Эгоц.речь – это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. Л.С.Выготский - она исчезает при развитии абстракции мысли от звуковой стороны речи.  Других взглядов придерживался Ж.Пиаже  – это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю, Ж.Пиаже признал правильность позиции. Л.С.Выготского.

С.Л.Рубинштейн говорил о том, что внутренняя речь, как и внешняя, социальна

Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л.С. Выготского и Ж.Пиаже. (О структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи.)

Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем» (коллективный монолог).

1) Повторение (эхолалия) - повтор слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, развлечения. Это – остатки с младенчества. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.

2) Монолог.  Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. Это - сопровождение действия или замена желаемого действия его проговариванием. (надо взять жёлтый карандаш).

3) Монолог вдвоем или коллективный монолог. При участии другого человека, но ребёнку не важно, поняли ли его, послушали ли. Наиболее социальная форма.  Обращен на себя: ребенок лишь думает вслух о своем действии и не желает ничего никому сообщать.

Речь для ребенка 2-6,7 лет является вспомогательным действием, сопровождает Д.  Отмирает к школьному возрасту. Структура – особые, непонятные другим сокращения.

Критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже Выготским Л.С.     

Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Пиаже.

1) Коэффициент эгоцентрической детской речи возрастает почти вдвое при ситуации, затрудняющей деятельность ребенка. Выготский – снижается только её вокализация, её звучание.

2) о функциях – не только экспрессивная и аккомпанемент Д, но средство мышления (этоплан решения задачи, которая возникла в поведении).

3) По Выготскому - Основная функция эгоцентрической речи - переход в процессе развития речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа на внутреннюю речь взрослого. Они имеют и схожую структуру: сокращенный ход мысли, образное мышление, невозможность понимания окружающими без дополнительного контекста, и.т.д.

4) В школьном возрасте эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Пиаже, а переходит во внутреннюю.

5) Интеллектуальная функция эгоцентрической речи не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. Поэтому между эгоцентрической речью и эгоцентрическим мышлением не может существовать никакой связи. Выготский «Мышление и речь» (Гл. «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже»)

Пиаже (речь со своей точки зрения): Особенности: непонятность для других, сокращённость. Функция - Эг.речь - аккомпанемент, сопровождающий основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющий в самой этой мелодии. Это скорее сопутствующее явление, чем явление имеющее самостоятельное функциональное значение.  Судьба - Отмирание на пороге школьного возраста (развитие по нисходящей кривой)

Выготский(речь для себя): Функция - Самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознавания преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления (речь – планирование действия). Структура - Развивается параллельно обособлению её функций и в соответствии с её функциями. (т.е. структура перестраивается в соответствии с функцией). Судьба - Эг.речь переходит во внутреннюю речь (развитие по восходящей кривой).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11763. Математические методы исследования операций 2.73 MB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к изучению курса и выполнению контрольной работы по дисциплине Математические методы исследования операций для студентов специальности 7.080404 Интеллектуальные системы принятия решений заочной ускоренной формы обучения УДК Ме...
11764. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Математические методы исследования операций 2.62 MB
  Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Математические методы исследования операций для студентов специальностей направления подготовки Компютерные науки дневной ускоренной формы обучения УДК Мето...
11765. Задачі лінійного цілочислового програмування 1.27 MB
  Лабораторна робота № 6 Задачі лінійного цілочислового програмування Короткі теоретичні відомості 21. МЕТОД ГОМОРІ РОЗВЯЗУВАННЯ ЗАДАЧ ЛІНІЙНОГО ЦІЛОЧИСЛОВОГО ПРОГРАМУВАННЯ Розглянемо задачу лінійного цілочислового програ
11766. Тема 1. Двоїстий та модифікований симплекс-метод. Блочні задачі ЛП 876 KB
  Двоїстий та модифікований симплексметод. Блочні задачі ЛП Пряма та двоїста задачі лінійного проґрамування. Зв’язок між розв’язками прямої та двоїстої задач. Отримання оптимального розв’язку двоїстої задачі за допомогою симплексметоду. Економічна інтерп
11767. Транспортна задача лінійного проґрамування 656.5 KB
  Транспортна задача лінійного проґрамування. Математична та змістовна постановка транспортної задачі. Методи знаходженння початкового опорного плану транспортної задачі. Метод потенціалів. Розв’язування транспортних задач з ускладненнями в постановці....
11768. НЕЛІНІЙНЕ ПРОГРАМУВАННЯ. ГРАФІЧНИЙ МЕТОД 609.85 KB
  на тему НЕЛІНІЙНЕ ПРОГРАМУВАННЯ. ГРАФІЧНИЙ МЕТОД. Мета роботи: ознайомлення з задачами нелінійного програмування набуття навиків їх розв’язку та аналізу графічним методом вивчення та оволодіння навичками адресації та роботи з формулами в таблицях в Еxcel вивчення т
11769. Розв’язання лінійних оптимізаційних задач за замовленням та при умовних вхідних даних 132.69 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 6 Розв’язання лінійних оптимізаційних задач за замовленням та при умовних вхідних даних. з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити методологію розв’язання задач з призначенням критері
11770. Розв’язання транспортних задач лінійного програмування 87.87 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 7 Розв’язання транспортних задач лінійного програмування. з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити особливості розв’язування транспортних задач за допомогою Solver. 1.1 Теоретичні відомості. П
11771. Розв’язання та аналіз задач булевого програмування за допомогою Excel 86.2 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 9 Розв’язання та аналіз задач булевого програмування за допомогою Excel з курсу Математичні методи дослідження операцій Мета роботи: Вивчити метод розв’язання задач булевого програмування в Solver. Теоретичні відомості. Рішен...