29964

Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению

Доклад

Психология и эзотерика

Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению Понятие личности Л внешн проявление индивидуальности как чел воспринимается окружающими и как он на них воздействует в римском театре маска актера =личина лицо обращенное к аудрии. Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подходы к изучению личности Каждая теория личности тем или иным образом отвечает на вопрос: Каким образом определяются структурные единицы личности и взаимосвязи между ними....

Русский

2013-08-22

52.5 KB

128 чел.

27.   Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению

Понятие личности

Л – внешн проявление индивидуальности – как чел воспринимается окружающими и как он на них воздействует (в римском театре маска актера =«личина» - лицо, обращенное к ауд-рии). Распространенное современное воззрение – личность в значит мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида.

Сколько школ, подходов – столько и пониманий Л. Нет единого взгляда ни на определение, ни на структуру, ни на содержание.  Еще в 1937 г. Г. Олпорт насчитал 50 определений Л, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.

Л- совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Понятие Л обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

Ни одно определение не может дать исчерпывающего представления о Л, но каждое освещает определенные стороны явления. Использование множества разнообразных определений расширяет и углубляет понимание Л.

Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подходы к изучению личности

Каждая теория личности тем или иным образом отвечает на вопрос: Каким образом определяются структурные единицы личности и взаимосвязи между ними.  А.Г.Асмолов: существует несколько стратегий исследования в рамках антропоцентрической парадигмы изучения человека (книга Асмолова «П.Л.»)

1.   Конституционально-антропометрическая   стратегия   изучения   строения   личности.  Объект - различные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом. Организация Л сводится к выявлению типов характера, характер и темперамент нередко отождествляется между собой. Изучают темперамент (опросники) и особенности конституции (телосложение). Затем пытаются провести корреляция и выявить зависимость между объективными и субъективными факторами, например об обусловленности характера личности строением тела человека. Представители: Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Конрада. (Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия – атлетику.)

2. «Факторная» стратегия изучения черт личности.

Объект анализа- черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам. В качестве «элемента» анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего фигурирует понятие «черта личности». В концепциях Р.Кэттелла, Г.Айзенка и Дж.Гилфорда структура личности — это «набор черт».

Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Поведение человека определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных. Выделил 16 исходных черт Л - Эти факторы входят в шкалу,  которая используется в опроснике Кеттела «16 личностных факторов».(например Открытый-замкнутый: Самоуверенный-смиренный,  Совестливый-корыстный и другие) Классификации черт.

1) исходные черты на 2 группы:  - "черты, формируемые средой" и "конституциональные черты" (наследственные).

2) Исходные черты можно также различать с точки зрения модальности выражения:  динамические черты (мотивационные), - черты-способности, - темпераментальные черты,  – общие (есть у всех в разн выраженности) – уникальные.

Критика Кеттела и факторных теорий: 1) Чрезмерная приверженность ФА-зу. 2) Субъективность предложенных Кеттелом формулировок основных черт (интерпретации факторов).

3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности.

Исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда неточно называемых уровнями или подструктурами.   

Личность – это динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функций. Блочная стратегия располагает разные блоки по вертикали «биологическое – социальное», критерий – выраженность био или соц.  На нижнем этаже – темперамент, половозрастные особенности организма (био). Далее надстраивается блок – психические процессы (индивидуальные особенности восприятия, мышления) – здесь больше социального. Ещё выше – блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, приобретенные в ходе обучений – здесь ещё больше социального, чем в ниже расположенных структурах. Самый верхний этаж – блок направленности личности – это отношение личности к миру, её моральные черты, сформированные в процессе воспитания. (К.К.Платонов «Концепция динамической функциональной структуры личности» - статья )

4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности.

Под мотивацией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. В каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность сконцентрированы свойства личности как целого. Через характеристику этих образований дается характеристика самой личности. Преимущества подхода - он рассматривает и учитывает характеристику структуры личности - динамичность, что дает рассматривать её как динамически развивающуюся систему. Сегодня – одна из ведущих стратегий.

Г.Олпорт полагал, что каждая личность уникальна, прежде всего чел социален! Общение со средой нужно для взаимообщения, взаимодействия, а не просто для адаптации к ней. Движущая сила развития – стремление к самосовершенствованию. У каждого чела есть свой набор черт личности (это единица анализа). Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты личности, он разделял на основные (врожденные) и инструментальные (приобретенные в социуме). Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Концепция функциональной автономии: По Ол более важно то, что индивид намеревается или стремится сделать в будущем. Надежды, желания, амбиции, притязания, планы человека – все это представлено под общим названием "интенций", "намерений".  Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, это организующая установки, оценки, мотивы, ощущения и др., и объединяющая сила Л.

5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности.

      В качестве элементов организации личности рассматриваются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Так в бихевиоризме в качестве основных характеристик организации личности предлагаются реакции и навыки; в интеракционистских подходах – роли, социальные установки, поступки. Проблеме индивидных свойств человека в этой стратегии практически не уделяется внимание.

Каждый подход делает упор либо на изучении структуры, либо на изучении динамики личности.

Нельзя говорить о том, что существуют теории, которые изучают либо структурные либо динамические особенности личности. Однако многие теории рассматривают личность либо преимущественно в структурном, либо преимущественно в динамическом аспекте.

Стратегия анализа личности по элементам и по единицам. Выделение «единиц» анализа как системообразующих характеристик описания личности.

Для того чтобы раскрыть структуру Л., необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к анализу по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности, ориентируясь на представления о параметрах единиц анализа, сформулированные Л.С.Выготским: через элементы нельзя увидеть целое, а единица – это часть целого.

Единица анализа структуры личности должна раскрыть механику функционирования и развития, определяющую направленность Л. Единицами мог быть мотивы деятельности, личностные смыслы, установки, поступки и деяния (а не выдергивая их по одному) и раскрывая их генетические, функциональные и структурные связи друг с другом, мы вычленяем единицу анализа.

В качестве таких единиц могут выступить динамические смысловые системы (ДСС) Л. Это понятие введено ЛСВ, он охарактеризовал ДСС как единство аффективных и интеллектуальных процессов. Деят-ть выступает как системообразующее основание ДСС. Производность ДС систем от порождающей их совокупности деятельностей, реализующих объективные общественные отношения, представляет собой центральную хар-ку ДСС, отражающую их соц детерминацию.

Леонтьев А.Н.: предложил единицу - деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих  функций;  последние характеризуют деятельность, а  не  непосредственно  личность.    

Божович Л.И. Л- такой уровень психического развития, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Личность не равно индивид. Единицей исследования Л как целостной иерархической системы должен стать поступок (связь с мотивами).

Типологические подходы к Л. Ограничения типологического подхода.

Авторы, которые занимались выделением типологий личности, обычно развивали типологический подход в рамках какого-то более фундаментального течения. Наибольшее влияние на современные типологии оказали, Кречмер (конституциональное направление) и Г.Айзенк (диспозициональное).

Г.Айзенк: использовал факторный анализ для определения структуры Л. Он выявил 2 типа: экстраверсия – интроверсия, стабильность – нейротизм. Людей, таким образом, можно разделить на 4 группы: интроверт стабильный и невротичный, экстраверт стабильный и невротичный. Позже - 3 тип измерения личности: психотизм – сила суперэго. Психотизм: эгоцентричность, импульсивность, склонны противиться нормам поведения.

Ограничения типологического подхода:

1) Типология обычно затрагивает либо биологические особенности личности, либо сугубо социальные (соц – напр, Адлер).

2) Данный подход не может претендовать на построение целостной структуры личности и выделение взаимосвязей между элементами внутри этой структуры.

Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

З.Фрейд строил свою концепцию на основе своих обширных клинических наблюдений над больными неврозами. Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Термин «психодинамический» указывает на непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности (инстинктами, рассудком и сознанием).

Топографическая модель психики: бессозн, предсозн  и созн - не позволяла раскрыть движущих сил, не раскрывала механизм движения психической жизни. В последствии З.Фрейд приходит ко второй модели структуры личности – динамической: Оно, Я, Сверх-Я.

У каждого из этих компонентов есть своя функция.

Оно: содержит движущие силы психической жизни – мотивации: потребности, влечения, стремления, желания. Мотивация в психоанализе представлена в виде влечений. З.Фрейд выделяет 2 генеральных влечения: эрос – влечение к жизни  и танатос – влечение к разрушительности – агрессивное влечение (разрушительность). Предмет влечений может меняться. Оно (влечение) может быть направлено во вне или на самого себя. Во втором случае эрос превращается в аутоэротизм (нарциссизм - самовлюбленность), танатос – проявление агрессии может выражаться: в появлении чувства вины, суициде.

Мотивация в психоанализе подчиняется принципу снижения напряжения: влечение (либидо) стремится к разрядке.

Проективный подход к исследованию личности

Впервые понятие проекции для обозначения определенной группы методов ввел Фрэнк (1939 г.). Он считал, что назначение этих методов – исследование внутренней сферы каждого индивида, они позволяют обнаружить те стороны личности, которые практически не обнаруживаются при использовании традиционных экспериментальных методов.

Проективный метод, согласно Фрэнку, это такой прием исследования личности, в котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств.

Можно выявить общие черты проективных методов:

1)  неопределенность, неоднозначность стимулов;

2)  отсутствие ограничений в выборе ответа;

3)  отсутствие оценки ответов (нет правильных и неправильных)

Бурлачук пердлагает группы проективных методик:

1)  аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории;

2)  импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера – выбор цвета);

3)  конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

4)  экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (дом, дерево, человек, семья и другие).

Проективные методы позволяют на основании ответов испытуемого делать заключение о чертах его личности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28148. Уровни нравственного развития личности (по Колбергу) 128 KB
  Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Ребёнок считает что мир это уютное место а люди любят ребёнка людей можно любить и им можно доверять. 2 готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.
28149. Личностный смысл болезни 46 KB
  Личностный смысл болезни есть жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности. Частично смысл задаётся выбранным мифом шаманские болезни особый дар блаженные в отл от просто болезней. Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг наказание слабость способ решения жизненных проблем и др.
28150. «Методика преподавания психологии»: чему и как учить 40.5 KB
  Добиться реализации данной цели на лекционных занятиях невозможно курс должен быть лекционносеминарским где на практических занятиях студенты могли бы рассматривать прикладные вопросы практики обучения связанные с сохранением психического здоровья учащихся с созданием благоприятного психологического климата на уроке с возможностями объективного оценивания эффективности образовательного процесса. Однако не учитывая изменения эмоционального состояния ребенка динамику состояния соматического здоровья нельзя судить о качестве учебного...
28151. Проблема психической нормы и патологии 44 KB
  Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств адекватное восприятие действительности наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним умение уживаться с собой и социальным окружением гибкость поведения критический подход к обстоятельствам жизни наличие...
28152. Периодизация интеллектуального развития ребёнка (по Ж.Пиаже) 33.21 KB
  Швейцарский теоретиккогнитивист Жан Пиаже 1896-1980 был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами поскольку их интересует структура мышления и то каким образом интеллект перерабатывает информацию. Напротив когнитивные структуры Пиаже являются абстрактными и гипотетическими.
28153. Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла 63 KB
  Этот мир создаваемый человеком может совпадать или не совпадать с реальной действительностью так как не все предметы в окружении человека осознаются им. Говоря о структуре Я Роджерс пришел к выводу о том что внутренняя сущность человека его Самость выражается в самооценке которая является отражением истинной сути данной личности его Я. Исследования проведенные Роджерсом доказывали что успешная социализация человека его удовлетворение работой и собой коррелируют с Уровнем его самосознания. При этом Роджерс не только говорит о...
28154. История развития представлений на природу способностей 58.5 KB
  История развития представлений на природу способностей Само понятие способности ввел в науку Платон. Источник развития способностей помещается внутрь человека они обусловлены наследственным генетическим фактором. К теориям преформизма примыкают и воззрения испанского врача Хуана Уарте Исследование способностей к наукам 1575 год. Уарте также говорил о врожденности способностей: Пусть плотник не занимается земледелием а ткач архитектурой; пусть юрист не занимается лечением а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только...
28155. Процесс психологического консультирования. Принципы, структура, техники 114.5 KB
  Цель консультирования помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера . В консультировании акцентируется ответственность клиента т. признается что независимый ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения а консультант создает условия которые поощряют волевое поведение клиента. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Ни одна из...
28156. Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии 64.5 KB
  Проблема психологического выгорания копингстратегии. Совладающее поведение копингстратегии. Проблема копинга совладания личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. В настоящее время будучи свободно употребляемым в различных работах понятие копинг охватывает широкий спектр человеческой активности от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.