29965

Роль индивидных свойств человека в развитии личности

Доклад

Психология и эзотерика

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Темперамент характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности т. У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.

Русский

2013-08-22

48 KB

40 чел.

25. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

Индивид как биосоциальная целостность.

Неопределённость понимания термина «индивид»:

1) единое нераздельное существо, единое целое

2) отдельный представитель человеческой общности {Петровский, Ярошевский).

Индивидный уровень свойств – это половозрастные и конституциональные (включая нейродинамические) особенности (по Ананьеву), Асмолов называет их безличными.  

Индивидный уровень отражает преимущественно природные особенности организации психических процессов, а личностныйсоциально привнесенные. 

Генотип и фенотип индивида.

Генотип – набор наследственных признаков, полученных индивидом от родителей.

Любой признак является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды, а также собственно психологических влияний, он не может рассматриваться как «наследственно предопределенная» черта данного индивида (это про фенотип).

Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.

Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры — обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда — источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). ВПФ, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.

Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов обладает сложным строением и разными формами психологических проявлений.

1. общая психическая активность индивида - тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности - от вялости, инертности до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

2. двигательный, или моторный  компонент - ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Динамические качества: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). По ним легче всего наблюдать и описать темперамент.

3. "эмоциональность" – множество свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен. Характеристики эмоциональности:  впечатлительность (восприимчивость, чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота, с которой индивид эмоционально реагирует, не обдумывая) и эмоциональная лабильность (скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим).

Выделяют 6 первичных индивидных свойств (обусловлены темпераментом, проявляются с младенчества).

1. Диапазон реакции — одни младенцы энергично реагируют, другие относятся ко многим стимулам безразлично.

2.  Степень общей активности — движения телом, больше поворотов головой и т.п.

3.  Возбужденность младенцев проявляется в том, много или мало они кричат и плачут.

4.  Беспокойство во время сна — одни спят крепко, другие двигаются.

5. Привыкание — некоторые младенцы очень быстро привыкают.

6. Стремление вырваться из рук — одни малыши любят, чтобы их обнимали и подольше держали на руках, другие не очень это "приветствуют".

Учение И.П.Павлова о типах ВНД и их значения для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Я.Стреляу).

ПАВЛОВ: Отличия в поведении собак в экспериментах обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. По Павлову, это сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий. Сравнивая динамику этих процессов с поведением животных в условиях эксперимента, И.П.Павлов выделил три основные типа высшей нервной деятельности:

1. возбудимый (возбуждение преобладает над торможением);

2. центральный (одинаковые возбуждение и торможение)

3. тормозной (торможение над возбуждением, трусливый).

Павлов нашел соответствие с темпераментами по Гиппократу. Выделил 24 варианта типа ВНД (сочетание основных свойств НС): Сильный, уравновешенный, подвижный тип НС - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

ТЕПЛОВ и НЕБЫЛИЦЫН

Тоже изучали свойства НС как основы индивидуально-психологических различий, их подход несколько отличался от подхода И.П. Павлова. Принципы  исследований:

1. Необходимо изучать свойства, а не типы. Если И.П. Павлов придерживался типологического подхода, то Б.М. Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства, а уже затем изучать их возможные сочетания.

2. Необходимо осуществлять количественный анализ, а не описание отдельных случаев. Этот принцип ориентирует на четкое следование естественнонаучной, объективной парадигме исследования.

3. Необходимо использовать лабораторный эксперимент, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы.

4.  Необходимо изучать только непроизвольные реакции организма.

5.  Нельзя использовать оценочный подход к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждое из них может оказаться полезным для какой-либо деятельности).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выделили по четыре свойства, относящихся к процессам возбуждения и торможения, итого — восемь.  1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению (сопротивл. помехам) и к торможению (способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя). Свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы. 2. Динамичность скорость образования условных реакций. 3. Подвижность нервных процессов переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. 4. Лабильность скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Вклад школы Теплова—Небылицына в изучение темперамента - исследование нейрофизиологических механизмов основных темпераментальных компонентов — общей активности (характеризующейся степенью энергичности, параметрами моторики, например, быстротой, ритмом) и эмоциональности (в которой выделяются чувствительность и эмоциональная лабильность).

МЕРЛИН и его ученики

Темперамент формируется на основе типа НС и включает такие черты (параметры темперамента) как тревожность, экстраверсию—интроверсию, ригидность - пластичность, импульсивность, эмоциональную возбудимость и эмоциональную стабильность, волевая активность, возбудимость внимания. Каждое свойство входит в определенное сочетание с другими свойствами, образуя таким образом типы темперамента.

Критика: не все эти характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно; так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность может быть отнесена к свойствам характера.

ЯН СТРЕЛЯУ (Польша)

Предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям его жизни и деятельности. Исходя из положения И.П. Павлова о роли темперамента в адаптации человека к окружающей среде он разработал регулятивную теорию темперамента. Т играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой; определяет энергетику поведения.

Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает реактивность (величина ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я. Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям.

1.  Можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

2.  Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом.

3.  Темпераментальные характеристики это результат биологической эволюции, имеет генетический базис. Темперамент каждого человека определяется как совокупность генетических предпосылок вместе со средовыми влияниями (в т.ч. воспитание).

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Тест-опросник Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности: (соот, 3 шкалы, для изучения типа нервной деятельности)

уровня процессов возбуждения,

уровня процессов торможения,

уровня подвижности нервных процессов (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38210. Основные категории регионального управления 72.5 KB
  Регион — территориальное образование на едином экономическом поле, выполняющее посредническую роль между макро- и микроэкономикой, обеспечивая оптимальное функционирование всех систем: экономических, социальных, политических, национальных в любой части пространства и тем самым в целом на определенной территории.
38211. Информационное обеспечение регионального управления 93.5 KB
  Научный подход - это стратегия исследования. От того, насколько обоснована с научных позиций региональная политика, зависит успех в социально-экономическом развитии региона. И, наоборот, игнорирование процесса познания, опора только на интуицию чреваты самыми отрицательными последствиями во всех сферах жизни людей, общества.
38212. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ 86.5 KB
  Информация сегодня важнейший ресурс и источник, обеспечивающий эффективное функционирование государства, межгосударственных отношений, различных регионов. Без развития информационной деятельности невозможен экономический рост и технический прогресс.
38213. Бурение с применением гибких труб 22.39 KB
  В настоящее время объёмы бурения им незначительны по причине высокой стоимости сложной эксплуатации.85 В отличие от других с поверхности можно задавать частоту оборотов то есть легче регулируются параметры бурения. Достоинства и недостатки роторного и турбинного бурения. Недостатки: Малая скорость механического бурения в пластичных и малоабразивных породах.
38214. Форматирование гибких и жестких дисков. Создание системных дисков 253.7 KB
  После перезагрузки форматируем диски в командном интерфейсе MS DOS утилитой FROMAT, для этого выполняем команду FORMAT C, на вопрос отвечаем положительно. С форматированием раздела D возникли проблемы т.к.
38215. Информационные основы управления природно-ресурсным потенциалом региона (ПРП) 142.5 KB
  На всех этапах развития производство материальных благ является процессом взаимодействия людей и природы. Дальнейшее развитие продуктивных сил неизбежно связанное с включением в хозяйственное обращение все большего количества естественных ресурсов и увеличением нагрузки на окружающую среду.
38217. Робота з повідомленнями Windows 49 KB
  Повідомлення - це певне повідомлення про настання деякої події в системі. Кожна подія (рух „миші”, натиснення клавіші на клавіатурі, зміна розмірів вікна, тощо) заставляє ОС генерувати відповідне повідомлення і відправляти їх додаткам. Будь-яке повідомлення представляє собою певний запис, що передається додатку
38218. Робота з системними пастками Windows 42.5 KB
  Системна пастка (анг. Hook - пастка) – це певна функція, за допомогою якої можна перехоплювати усі повідомлення та події, що виникли в системі. За допомогою пасток можна отримувати повний контроль над тим, що відбувається в системі.