29965

Роль индивидных свойств человека в развитии личности

Доклад

Психология и эзотерика

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Темперамент характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности т. У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.

Русский

2013-08-22

48 KB

40 чел.

25. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

Индивид как биосоциальная целостность.

Неопределённость понимания термина «индивид»:

1) единое нераздельное существо, единое целое

2) отдельный представитель человеческой общности {Петровский, Ярошевский).

Индивидный уровень свойств – это половозрастные и конституциональные (включая нейродинамические) особенности (по Ананьеву), Асмолов называет их безличными.  

Индивидный уровень отражает преимущественно природные особенности организации психических процессов, а личностныйсоциально привнесенные. 

Генотип и фенотип индивида.

Генотип – набор наследственных признаков, полученных индивидом от родителей.

Любой признак является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды, а также собственно психологических влияний, он не может рассматриваться как «наследственно предопределенная» черта данного индивида (это про фенотип).

Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.

Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры — обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда — источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). ВПФ, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.

Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов обладает сложным строением и разными формами психологических проявлений.

1. общая психическая активность индивида - тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности - от вялости, инертности до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

2. двигательный, или моторный  компонент - ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Динамические качества: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). По ним легче всего наблюдать и описать темперамент.

3. "эмоциональность" – множество свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен. Характеристики эмоциональности:  впечатлительность (восприимчивость, чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота, с которой индивид эмоционально реагирует, не обдумывая) и эмоциональная лабильность (скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим).

Выделяют 6 первичных индивидных свойств (обусловлены темпераментом, проявляются с младенчества).

1. Диапазон реакции — одни младенцы энергично реагируют, другие относятся ко многим стимулам безразлично.

2.  Степень общей активности — движения телом, больше поворотов головой и т.п.

3.  Возбужденность младенцев проявляется в том, много или мало они кричат и плачут.

4.  Беспокойство во время сна — одни спят крепко, другие двигаются.

5. Привыкание — некоторые младенцы очень быстро привыкают.

6. Стремление вырваться из рук — одни малыши любят, чтобы их обнимали и подольше держали на руках, другие не очень это "приветствуют".

Учение И.П.Павлова о типах ВНД и их значения для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Я.Стреляу).

ПАВЛОВ: Отличия в поведении собак в экспериментах обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. По Павлову, это сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий. Сравнивая динамику этих процессов с поведением животных в условиях эксперимента, И.П.Павлов выделил три основные типа высшей нервной деятельности:

1. возбудимый (возбуждение преобладает над торможением);

2. центральный (одинаковые возбуждение и торможение)

3. тормозной (торможение над возбуждением, трусливый).

Павлов нашел соответствие с темпераментами по Гиппократу. Выделил 24 варианта типа ВНД (сочетание основных свойств НС): Сильный, уравновешенный, подвижный тип НС - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

ТЕПЛОВ и НЕБЫЛИЦЫН

Тоже изучали свойства НС как основы индивидуально-психологических различий, их подход несколько отличался от подхода И.П. Павлова. Принципы  исследований:

1. Необходимо изучать свойства, а не типы. Если И.П. Павлов придерживался типологического подхода, то Б.М. Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства, а уже затем изучать их возможные сочетания.

2. Необходимо осуществлять количественный анализ, а не описание отдельных случаев. Этот принцип ориентирует на четкое следование естественнонаучной, объективной парадигме исследования.

3. Необходимо использовать лабораторный эксперимент, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы.

4.  Необходимо изучать только непроизвольные реакции организма.

5.  Нельзя использовать оценочный подход к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждое из них может оказаться полезным для какой-либо деятельности).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выделили по четыре свойства, относящихся к процессам возбуждения и торможения, итого — восемь.  1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению (сопротивл. помехам) и к торможению (способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя). Свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы. 2. Динамичность скорость образования условных реакций. 3. Подвижность нервных процессов переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. 4. Лабильность скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Вклад школы Теплова—Небылицына в изучение темперамента - исследование нейрофизиологических механизмов основных темпераментальных компонентов — общей активности (характеризующейся степенью энергичности, параметрами моторики, например, быстротой, ритмом) и эмоциональности (в которой выделяются чувствительность и эмоциональная лабильность).

МЕРЛИН и его ученики

Темперамент формируется на основе типа НС и включает такие черты (параметры темперамента) как тревожность, экстраверсию—интроверсию, ригидность - пластичность, импульсивность, эмоциональную возбудимость и эмоциональную стабильность, волевая активность, возбудимость внимания. Каждое свойство входит в определенное сочетание с другими свойствами, образуя таким образом типы темперамента.

Критика: не все эти характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно; так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность может быть отнесена к свойствам характера.

ЯН СТРЕЛЯУ (Польша)

Предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям его жизни и деятельности. Исходя из положения И.П. Павлова о роли темперамента в адаптации человека к окружающей среде он разработал регулятивную теорию темперамента. Т играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой; определяет энергетику поведения.

Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает реактивность (величина ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я. Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям.

1.  Можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

2.  Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом.

3.  Темпераментальные характеристики это результат биологической эволюции, имеет генетический базис. Темперамент каждого человека определяется как совокупность генетических предпосылок вместе со средовыми влияниями (в т.ч. воспитание).

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Тест-опросник Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности: (соот, 3 шкалы, для изучения типа нервной деятельности)

уровня процессов возбуждения,

уровня процессов торможения,

уровня подвижности нервных процессов (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9201. Цитология - наука о клетке 86 KB
  Цитология - наука о клетке. Основные положения клеточной теории (2.1.1). Краткие сведения из истории изучения клетки (2.1.2).Прокариоты и эукариоты (2.1.3) Цели: Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами. Обобщить и ...
9202. Химическая организация клетки. Углеводы, липиды 122.5 KB
  Химическая организация клетки. Углеводы, липиды. Неорганические химические элементы и вещества в клетке, их роль. Органические вещества клетки и живых организмов. Углеводы и липиды. Цели: Углубить знания о химическом с...
9203. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты 675 KB
  Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Структура белков, функции белков в клетке, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Рассмотреть особенности строения белковых молекул, познакомиться с функциями белков...
9204. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК 177 KB
  Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...
9205. Строение клетки 48.5 KB
  Единство принципа строения. Сходство протекания химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, репликация ДНК). Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки. Сходное строение мембран. Единство химического состава.
9206. Одномембранные органоиды клетки 50.5 KB
  ЭПС - это система канальцев и цистерн, стенки которых образованы мембраной. Они пронизывают всю цитоплазму. По каналам ЭПС вещества перемещаются в разные части клетки.
9207. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий 36 KB
  Размножаются путём деления, которое наступает после удвоения бактериальной хромосомы – кольцевидной ДНК – или после полого процесса протекающего в форме обмена генетическим материалом между особями.
9208. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен 45 KB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с понятием обмен веществ в организме...
9209. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез 38.5 KB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с типами питания живых организмов. Рассмотреть процесс ...