29965

Роль индивидных свойств человека в развитии личности

Доклад

Психология и эзотерика

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Темперамент характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности т. У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.

Русский

2013-08-22

48 KB

38 чел.

25. Роль индивидных свойств человека в развитии личности.

Индивид как биосоциальная целостность.

Неопределённость понимания термина «индивид»:

1) единое нераздельное существо, единое целое

2) отдельный представитель человеческой общности {Петровский, Ярошевский).

Индивидный уровень свойств – это половозрастные и конституциональные (включая нейродинамические) особенности (по Ананьеву), Асмолов называет их безличными.  

Индивидный уровень отражает преимущественно природные особенности организации психических процессов, а личностныйсоциально привнесенные. 

Генотип и фенотип индивида.

Генотип – набор наследственных признаков, полученных индивидом от родителей.

Любой признак является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды, а также собственно психологических влияний, он не может рассматриваться как «наследственно предопределенная» черта данного индивида (это про фенотип).

Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.

Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л.С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры — обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда — источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). ВПФ, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.

Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

У темперамента нет единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов обладает сложным строением и разными формами психологических проявлений.

1. общая психическая активность индивида - тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности - от вялости, инертности до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

2. двигательный, или моторный  компонент - ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Динамические качества: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). По ним легче всего наблюдать и описать темперамент.

3. "эмоциональность" – множество свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен. Характеристики эмоциональности:  впечатлительность (восприимчивость, чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота, с которой индивид эмоционально реагирует, не обдумывая) и эмоциональная лабильность (скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим).

Выделяют 6 первичных индивидных свойств (обусловлены темпераментом, проявляются с младенчества).

1. Диапазон реакции — одни младенцы энергично реагируют, другие относятся ко многим стимулам безразлично.

2.  Степень общей активности — движения телом, больше поворотов головой и т.п.

3.  Возбужденность младенцев проявляется в том, много или мало они кричат и плачут.

4.  Беспокойство во время сна — одни спят крепко, другие двигаются.

5. Привыкание — некоторые младенцы очень быстро привыкают.

6. Стремление вырваться из рук — одни малыши любят, чтобы их обнимали и подольше держали на руках, другие не очень это "приветствуют".

Учение И.П.Павлова о типах ВНД и их значения для понимания динамических особенностей деятельности (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин, Я.Стреляу).

ПАВЛОВ: Отличия в поведении собак в экспериментах обусловлены динамикой нервных процессов в коре головного мозга. По Павлову, это сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Основными процессами являются возбуждение и торможение в коре больших полушарий. Сравнивая динамику этих процессов с поведением животных в условиях эксперимента, И.П.Павлов выделил три основные типа высшей нервной деятельности:

1. возбудимый (возбуждение преобладает над торможением);

2. центральный (одинаковые возбуждение и торможение)

3. тормозной (торможение над возбуждением, трусливый).

Павлов нашел соответствие с темпераментами по Гиппократу. Выделил 24 варианта типа ВНД (сочетание основных свойств НС): Сильный, уравновешенный, подвижный тип НС - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

ТЕПЛОВ и НЕБЫЛИЦЫН

Тоже изучали свойства НС как основы индивидуально-психологических различий, их подход несколько отличался от подхода И.П. Павлова. Принципы  исследований:

1. Необходимо изучать свойства, а не типы. Если И.П. Павлов придерживался типологического подхода, то Б.М. Теплов считал, что сначала нужно выделить отдельные свойства, а уже затем изучать их возможные сочетания.

2. Необходимо осуществлять количественный анализ, а не описание отдельных случаев. Этот принцип ориентирует на четкое следование естественнонаучной, объективной парадигме исследования.

3. Необходимо использовать лабораторный эксперимент, а не описание повседневных проявлений свойств нервной системы.

4.  Необходимо изучать только непроизвольные реакции организма.

5.  Нельзя использовать оценочный подход к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках (т.е. не бывает свойств хороших и плохих, каждое из них может оказаться полезным для какой-либо деятельности).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выделили по четыре свойства, относящихся к процессам возбуждения и торможения, итого — восемь.  1. Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению (сопротивл. помехам) и к торможению (способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя). Свидетельствует о работоспособности и выносливости нервной системы. 2. Динамичность скорость образования условных реакций. 3. Подвижность нервных процессов переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. 4. Лабильность скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Вклад школы Теплова—Небылицына в изучение темперамента - исследование нейрофизиологических механизмов основных темпераментальных компонентов — общей активности (характеризующейся степенью энергичности, параметрами моторики, например, быстротой, ритмом) и эмоциональности (в которой выделяются чувствительность и эмоциональная лабильность).

МЕРЛИН и его ученики

Темперамент формируется на основе типа НС и включает такие черты (параметры темперамента) как тревожность, экстраверсию—интроверсию, ригидность - пластичность, импульсивность, эмоциональную возбудимость и эмоциональную стабильность, волевая активность, возбудимость внимания. Каждое свойство входит в определенное сочетание с другими свойствами, образуя таким образом типы темперамента.

Критика: не все эти характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно; так, например, возбудимость внимания скорее характеризует познавательные процессы, а волевая активность может быть отнесена к свойствам характера.

ЯН СТРЕЛЯУ (Польша)

Предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям его жизни и деятельности. Исходя из положения И.П. Павлова о роли темперамента в адаптации человека к окружающей среде он разработал регулятивную теорию темперамента. Т играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой; определяет энергетику поведения.

Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает реактивность (величина ответных реакций человеческого организма на воздействия, чувствительность и выносливость, или способность к работе) и активность (интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий) при данной величине стимуляции. Теорию Я. Стреляу можно свести к следующим нескольким положениям.

1.  Можно говорить об относительно стабильных индивидуальных различиях по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

2.  Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и млекопитающих в целом.

3.  Темпераментальные характеристики это результат биологической эволюции, имеет генетический базис. Темперамент каждого человека определяется как совокупность генетических предпосылок вместе со средовыми влияниями (в т.ч. воспитание).

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Тест-опросник Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности: (соот, 3 шкалы, для изучения типа нервной деятельности)

уровня процессов возбуждения,

уровня процессов торможения,

уровня подвижности нервных процессов (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54533. Народні звичаї і обряди 73 KB
  Мета: розширювати коло знань про звичаї і обряди українського народу, розвивати творчі здібності, позитивні риси характеру учнів, виховувати повагу і прищеплювати любов до народних традицій і звичаїв, рідної землі.
54534. НАРОДНА КУЛЬТУРА І СУЧАСНІ МЕТОДИ ВИХОВАННЯ 99.5 KB
  Її завдання виховувати людину гармонійною щоб вона була достойним представником Роду. Структура програми враховує завдання через ознайомлення з народною культурою допомогти учневі визначитись у виборі моральних орієнтирів життєвого шляху в загальнолюдському плані у формуванні усвідомленості та смисловій наповненості існування в усвідомленні своєї потрібності в цьому світі – себе як ланки в ланцюгу поколінь ти не один ти частка РОДУ ти – його продовження від тебе залежить МАЙБУТНЄ. Практичні завдання: Складання схеми родоводу....
54535. Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0. задачі на дві і три дії 52.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з правилами множення чисел 0 і 1, а також на ці числа; розвивати логічне мислення та вміння розв’язувати задачі; вдосконалювати обчислювальні навички; дослідити святкування “Зустріч весни ” донести скарби традицій, звичаїв та обрядів старшого покоління до дитячих сердець; спонукати до пошуків культурної спадщини духовного життя свого краю; виховувати пізнавальну активність учнів, любов до рідного краю.
54536. Роль народознавства в системі навчально-виховного процесу 119.5 KB
  В умовах сучасності, коли матеріальні питання стають у житті людини приоритетними, духовність втрачає свою актуальність. Але виховання дитини не повинно бути бездуховним. Виховуючи чуйну, добру, відповідальну, чесну людину, яка буде гідним громадянином своєї країни, кожен педагог обирає свій шлях, найефективнішу методику із великої кількості існуючих.
54537. Народознавство на уроках української мови, літератури та в позакласній роботі 66.5 KB
  Мета: поглибити узагальнити й систематизувати знання учнів про складнопідрядні речення з підрядними обставинними; удосконалювати пунктуаційні навички уміння робити аналіз тексту синтаксичний та морфологічний розбір речення будувати складнопідрядні речення повторити правопис великої букви; розвивати культуру усного й письмового мовлення школярів мислення творчі навички...
54539. Роль насильства в історії 118 KB
  Мета уроку: сформувати в учнів цілісне розуміння суті різних форм насильства у історії; допомогти їм усвідомити наслідки війн та революцій в історії суспільства; розкрити роль насильства в історії та сформувати негативне ставлення до його застосування в наш час; визначити трагічні наслідки насильницького втручання в історію нашого народу; показати співвідношення революцій і реформ розкрити соціальні механізми реформування суспільства; допомогти учням усвідомити що лише шляхом цілеспрямованого здійснення соціальних реформ а не через...
54540. Сущность марксистского направления развития экономической теории 18.88 KB
  Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства
54541. Содержание экономической концепции маржинализма 18 KB
  Маржинализм, как новое экономическое учение, сформировался в 30-х годах XIX в. В научной литературе переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей классической политэкономии характеризуют как «маржинальную революцию»