29966

Личность и характер

Доклад

Психология и эзотерика

Современное состояние исследований характера. По Рубинштейну способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера но характер определяет и сам способ поведения. Основные проблемы психологии характера К настоящему времени понятие характер признано дискуссионным. сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще.

Русский

2013-08-22

70.5 KB

21 чел.

26. Личность и характер.

Характер как форма поведения. Характер как индивидуальный, жизненный стиль личности. Современное состояние исследований характера.

К инструментальным проявлениям индивидуальности как субъекта деятельности относятся характер и способности.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, которые обуславливают типичный для данного субъекта способ поведения в определенных ситуациях.

Рубинштейн: характер человека - существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий.

Характер это общий строй человека. В характере сосредоточены самые выраженные, самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

К характеру относятся не все относительно устойчивые свойства, а только те, которые выражают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет. Характер проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения, именно по ним нередко определяют характер человека. По Рубинштейну, способ поведения является наиболее существенным и показательным выражением характера, но характер определяет и сам способ поведения.

Основные проблемы психологии характера

К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, потому что: - тенденция отождествлять характер с личностью в целом (она более изучена); - характер многие относят к области этики, а не психологии. - сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще.

При исследовании характера в психологии индивидуальности выявляются следующие проблемы:

1) проблема выделения и описания феноменологии характера;

2) проблема типологии характера индивидуальности,

3) проблема единиц анализа характера индивидуальности;

4) проблема формирования характера;

5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера.

Соотношение темперамента и характера.

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы:  1. Характер и темперамент отождествляются.  2. Антагонистические отношения.  3. Темперамент является элементом характера.  4. Темперамент признается основной природой характера (в отечественной).

Г. Оллпорт, один из создателей эго-психологии, характер - то, что человек может контролировать, изменять и развивать. Характер формируется на протяжении жизни человека, и, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

В. Кречмер: Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же — это устойчивая особенность отношения человека к миру,  окружающим людям и себе.

Отеч.: Характер отражает содержание отношений личности— предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья.  Так, Б.Г. Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему   миру, 1) к природе,  обществу и общественным идеям (идеология), 2) к труду как способу существования человека, 3) другие

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами. Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Система отношений личности является основным ее качеством.

1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. Они определяют одну из основных совокупностей черт личности — ее моральную направленность: чуткость, гуманность, альтруизм или асоциальность, агрессивность, эгоизм;

2. Отношение человека к самому себе — его самосознание. Самосознание является высшим проявлением сознания человека как члена общества. В процессе самопознания личность определяет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, соотносит свои способности со своей ролью, оценивает свои возможности. На этой основе формируются такие качества, как скромность, самокритичность, самоуважение и др.

3. Отношение к труду и другим видам деятельности — трудолюбие, настойчивость, инициативность, способность к преодолению трудностей в работе, целеустремленность, добросовестность или антиподы этих качеств. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерные черты личности.

4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда — аккуратность, бережливость, скромность, бескорыстие и др.

Все сферы отношений личности взаимосвязаны. Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера. Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности (манеры, жесты, типичные словечки, фразы..)

Понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения.

Самый яркий представитель - Г.Олпорт, Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. В основе теорий черт в изучении Л лежат 2 общие идеи: 1. Люди обладают широким набором черт Л, есть определённое постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях. 2. Нет двух людей, в точности похожих друг на друга - рассматривается проблема индивидуальных различий.

Г.Олпорт: каждая личность уникальна и ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт Л. Темперамент+умственные способности+конституция =материал для построения личности.

2 вида черт:

1. Общие (измеряемые) – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Напр, одни люди более упорны, чем другие, одни вежливее, чем др. Большинство людей в одной культуре сравнимы друг с другом по этим общим параметрам.

2. Индивидуальные черты проявляются уникально у каждого, наиболее точно отражают его структуру Л. Напр, пунктуальность, ответственность, внимательность.

В последние годы своей карьеры Ол пришел к выводу, что использование термина «черта Л» для описания как общих, так и индивидуальных черт вызывает затруднение. Поэтому общие черты он называет чертами, а инд-е – диспозициями.

Концепция функциональной автономии: По Олпорту, для личности  более важен вопрос о том, что индивид намеревается или стремится сделать в будущем. Ключ к пониманию настоящего, по Олпорту, лежит в изучении интенций, намерений личности (сходство с позициями Адлера и Юнга). Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, это организующая установки, оценки, мотивы, ощущения и др., и объединяющая сила Л. Олпорт отстаивал подход к изучению Л, направленный на раскрытие уникальности каждого человека.

Факторный подход к исследованию Л 

Применяется метод факторного анализа. Р.Кеттел, Г.Ю.Айзенк, Дж.П.Гилфорд, Л.Л.Терстоун. Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом. Процедура: сбор множества данных (опросники, оценки и т.д.) – ФА.

Р.Кеттел Л – это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель исследования личности – установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды. Черты – это гипотетические психические структуры, которые обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Поведение человека определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных.

Виды черт: 1. Поверхностные – совокупность поведенческих характеристик (неспособность сосредоточиться, нерешительность и беспокойство - поверхностная черта невротизма). Это продукт взаимодействия исходных черт. 2. Исходные – генетические, основополагающие структуры, которые образуют блоки самого здания Л. Они существуют на более глубоком уровне. Определяется через ФА. Более важны, чем поверхностные.

Кеттел: структура Л образована примерно 16 исходными чертами. Эти факторы входят в шкалу,  которая используется в опроснике Кеттела «16 личностных факторов» (открытый – замкнутый, мягкий – жёсткий, хитрый- прямой и т.д.). Затронуты почти все аспекты, имеющие значение для теории Л – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию и др.

Критика Кеттела и факторных теорий:

1) Чрезмерная приверженность ФА-зу. 2) Слишком широкие взгляды, мало конкретики.

3) Субъективность предложенных Кеттелом формулировок основных черт (интерпретации факторов). 4) Субъективность выбора методик. Характерные черты факторных теорий - простота и ясность, объективно.

Черты характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентации и регуляционных особенностей личности. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, мужество (смелость в крайне опасных ситуациях) и т.д. Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности - цельность характера (согласованность слов и поступков); сила характера (энергичность и выносливость); твердость (сила + принципиальность); уравновешенность (ровность поведения).

2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения. По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные, страстные, , малоэмоциональные. Также важны чувства!

3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей. По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Это продуктивность ума, оригинальность, общая интеллектуальная одаренность, любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой. 

Тесты: миннесотский многофазный личностный тест — MMPI, (выявляющий комплекс характерологических качеств), интеллектуальные тесты Айзенка, Кеттела (выявляющие общие интеллектуальные способности), методики Лаччинза.

Формирование характера. Характер как форма поведения.

Петровский: Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения (нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство).  Также отношения в семье, в детском и трудовом коллективе (отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества).

Нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются. Но глубина, устойчивость и постоянство свойств характера зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются (мировоззрение человека – складывается в юношеском возрасте). Одни и те же социальные условия определяют совершенно разные  свойства характера, потому что характер строится на основе  отношений.

С.Л.Рубинштейн: Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Для того чтобы мотив (побуждение) стал свойством человека, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространиться на все ситуации, однородные с первой. Характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека (Выготский, Узнадзе, Мерлин).

Типы характера. Акцентуации характера

Акцентуации (Леонгард) — чрезмерно выраженные черты характера. Явная или скрытая. Могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Это не патология! В коллективе выделение акцентуаций необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

Психодиагностика акцентуаций: Патохарактерологический опросник  Личко и Иванов, и личностный опросник ММРI. (выявляющие ригидность мышления), тест агрессии-фрустрации Розенцвейга, проективные тесты, выявляющие установки и ценностные ориентации личности — тесты тематической апперцепции — ТАТ, тесты Роршаха и др.

В психологии типология характера, к сожалению, отсутствует. Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке психологии и психиатрии (К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард).

Одна из наиболее полных современных типологий характера (на материале подростков) разработана Е.А.Личко. Достоинство его типологии заключается в том, что она включает в себя описание нормальных, акцентуированных и патологических характеров.

Е.А.Личко выделяет следующие типы характеров (его основные акцентуации):

Гипертимный (шумливый, общительный, неусидчивый, лидерство, не переносит монотонность, повышена деловая активность, может настаивать на покупке, изводить клиента звонками) Циклоидный (смена активности пассивностью) Лабильный (подвижность настроения, любят новую обстановку, не стремятся быть лидером, глубокая привязанность, дружба, кажутся легкомысленными) Астено-невротический (утомляемость, раздражимость, ипохондрия, быстро устают от компании, защита – оградить себя от всех) Сенситивный (впечатлительность и ч-во неполноценности, ищут близкого друга, робкие, застенчивые, объективная самооценка) Психоастенический (нерешительные, любят рассуждать, педантизм, ритуалы, самооценка неадекватная, безапелляционные высказывания) Шизоидный (замкнутость, недостаток интуиции, не понимает других, не может вступить в близкий контакт) Эпилептоидный (ищет на ком сорвать зло, властный, азартные игры, прошибёт стену лбом, очень настойчивы) Истероидный (эгоцентризм, жажда внимания, восхищения, сочувствия, избалованные, играет роль – может подстроиться к любому покупателю) Неустойчивый (трусость, неинициативность, идут за другими, плохо одному, нет глубокой любви) Конформный (приспособляется к окружению, быть как все, не переносит резких перемен) Смешанный.

Практика: Идеи характерологии лежат в основе психодиагностики, много тестов. Полезной характерология оказывается в конфликтологии, в управлении персоналом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42514. Изучение релаксационных электрических колебаний с помощью электронного осциллографа 113.5 KB
  Основная особенность неоновой лампы заключается в том что она начинает проводить ток только при определённой разности потенциалов Uз между её электродами. Если напряжение на электродах лампы U Uз ток через лампу не идёт так как неон является диэлектриком. В этом случае внутреннее сопротивление Ri лампы очень велико. При разности потенциалов Uз которая называется потенциалом зажигания лампы происходит пробой диэлектрика − через лампу идёт ток.
42515. Проверка закона ома для последовательной цепи переменного тока 143.5 KB
  Цель работы: изучить закон Ома для последовательной цепи переменного тока с омическим, ёмкостным и индуктивным сопротивлениями для уяснения сдвига фаз между током напряжением; экспериментально проверить закон Ома; научиться строить векторные диаграммы и применять их для характеристики переменного тока. Оборудование: регулятор напряжения, реостат, катушка индуктивности, батарея конденсаторов, миллиамперметр, четыре вольтметра.
42516. Определение частоты переменного тока методом резонанса 60.5 KB
  Оборудование: сонометр регулятор напряжения ЛАТР источник постоянного тока В412 реостат на 30 Ом набор грузов соединительные провода. Сущность резонансного метода определения частоты переменного тока состоит в следующем. Если по струне пропустить постоянный ток то он будет взаимодействовать с магнитным полем электромагнита и на струну будет действовать сила Ампера направление которой зависит от направления магнитного поля им тока и определяется по правилу левой руки.
42517. Определение мощности переменного тока 130 KB
  Оборудование: ваттметр электродинамической системы амперметр переменного тока вольтметр на 150 В ламповый реостат с набором ламп лабораторный автотрансформатор ЛАТР соединительные провода. Краткие теоретические сведения Мощность тока определяется как произведение силы тока на напряжение. Поскольку в случае переменного тока сила тока и напряжение изменяются по гармоническому закону то целесообразно ввести понятие мгновенной мощности равной произведению мгновенных значений силы тока и напряжения Мгновенное значение мощности...
42518. Определение индуктивности катушки 79 KB
  Оборудование: разборной школьный трансформатор реостат вольтметры постоянного и переменного тока миллиамперметр источники постоянного и переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике меняется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции препятствующая этому изменению пропорциональная скорости изменения силы тока: 20. Таким образом самоиндукцией в 1 Гн обладает такой проводник в котором изменение силы тока на 1 А за 1 с вызывает...
42519. Изучение переходных процессов при замыкании и размыкании цепи с индуктивностью 136 KB
  Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и самоиндукции; приобрести навыки наблюдения на экране осциллографа зависимости токов замыкания и размыкания от времени при различных индуктивностях; определить индуктивность катушки графическим методом. Оборудование: осциллограф ИО-4, реле РСМ, катушка индуктивности с сердечником; два резистора, трансформатор 220/8 В, источник постоянного тока.
42520. Определение коэффициента взаимоиндукции двух катушек 67.5 KB
  Оборудование: мост переменного тока магазин индуктивности источник переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике изменяется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции 22. Если подключить такую катушку в цепь переменного тока то вследствие периодического изменения силы тока возникает ЭДС самоиндукции препятствующая приложенному напряжению.
42521. Снятие кривой намагничения и петли гистерезиса с помощью осциллографа 142.5 KB
  Краткие теоретические сведения Ферромагнетикам свойственно явление гистерезиса. Замкнутая кривая bcdef называется петлёй гистерезиса рис. Можно получить семейство петель гистерезиса по способу описанному ранее не доводя намагничение образца до насыщения.
42522. Определение ёмкости конденсаторов 104 KB
  Оборудование: регулятор напряжения ЛАТР миллиамперметр переменного тока на 250 мА вольтметр на 150 В конденсаторы. Если конденсатор включить в цепь постоянного тока то спустя некоторое время он зарядится т. Если конденсатор включить в цепь переменного тока то он будет перезаряжаться с частотой переменного ток и в подводящих проводах всё время будут перемещаться электрические заряды т.