29967

Личность и способности

Доклад

Психология и эзотерика

Личность и способности. ПРОБЛЕМЫ что такое способности как способности соотносятся с основными психическими процессами соотношение наследственности и среды в развитии способностей соотношение общих способностей и интеллекта природа и взаимосвязь общих и специальных способностей возможности измерения способностей пути и методы эффективного развития способностей Ученые: В. Понятие о способностях Петровский: Способности это такие психологические особенности человека от которых зависит успешность приобретения ЗУНов это...

Русский

2013-08-22

44 KB

8 чел.

27. Личность и способности.

ПРОБЛЕМЫ

  1.  что такое способности
  2.  как способности соотносятся с основными психическими процессами
  3.  соотношение наследственности и среды в развитии способностей
  4.  соотношение общих способностей и интеллекта
  5.  природа и взаимосвязь общих и специальных способностей
  6.  возможности измерения способностей
  7.  пути и методы эффективного развития способностей

Ученые: В. Штерн, А. Бине, Ч. Спирмен, Т. Рибо, Г.И. Челпанов, С. Л. Рубинштейн, Выготский, Теплов и Небылицын.

Понятие о способностях

Петровский: Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУНов, это возможность для ЗУНов. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения (насколько быстро, легко, эффективно ими овладевает).

Условия к развитию способностей:  будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности, а специфическая деятельность требует наличия определённых качеств. Эти качества – способность человека.  

Теплов - 3 признака способностей:

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;

- способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способности и задатки

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки — лишь предпосылки развития способностей (все по Теплову). По Теплову одарённость = сочетание способностей.

Например, семья Баха: было очень много родственников с музыкальными способностями.  Рубинштейн: отец передаёт не только гены, но и воспитывает, влияет на развитие детей

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Музыкальные способности:  важен тонкий слух, т. е. качество, зависящее от свойств периферического ЦНС (это задатки), но важны свойства, необходимые для исполнения, сочинения, восприятия музыки (это способности).

Люди отличаются не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям — как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях — продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются в процессе определенным образом организованной деятельности.

Качественная и количественная характеристика способностей (Петровский)

Качественная характеристика способностей  - к чему человек обнаруживает способности, какие индивидуально-психологические особенности обеспечивают успешность деятельности (какие психологические свойства). В основе одинаковых или похожих достижений могут быть разные сочетания способностей (разные стили руководства, например).

Важная характеристика способностей личности - возможность компенсации одних свойств другими. Развиваются через обучение и труд. Например, слепых обучают массажу. Это открывает широкие возможности для людей.

Позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Также важна и количественная характеристика – в какой мере они необходимы.

Количественная характеристика способностей

Кеттел, Термен, Спиремен – для профотбора и профориентации предложили выявлять уровень способностей. В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности (стандартизированные). Это тесты, задачи, лабиринты, головоломки на коэффициент умственной одаренности (IQ) – он выявляет количественную характеристику способностей, точнее, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект.

Критика: коэффициент умственной одаренности является фикцией – позволяют выявить  наличие сведений, умений и навыков, а не способностей.

Л. С. Выготский:  если ребенок не решает предложенной ему задачи, то это значит, что нет знаний и умений, а не способностей. Умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения. Поэтому то, что ребенок пока еще не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого (о зоне бл разв). Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. 

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны. Способности развиваются и совершенствуются в деятельности. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности.

Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями (например, техника игры на пианино).

Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда.

Важен интерес к деятельности, мотивация!!!

Большое влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

Общие и специальные способности

Можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные психологические проявления. Это такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. М.б. следствием как природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей положительно влияет на развитие интеллекта.

Каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве.

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант и гений различаются по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. Талант - способности к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность - способность создавать что-то принципиально новое. Гении: Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, М. В. Ломоносов, К. Маркс. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Одаренность может быть определена по ходу учебной и трудовой деятельности. Доказательства способностей:

- значительность достижений в смысле их уровня и качества,

- темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения.

- время проявления способностей (раннее или позднее). Но часто проявляются поздно.

Необходимо оценивать результаты в соотношении с его условиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78790. Скарб над скарбами. Казки народів світу. Пагінець місячного дерева (Японська народна казка) 3.93 MB
  Завдання проекту. Розширити і поглибити знання про народні казки світу. Розвивати вміння оцінювати вчинки персонажів і визначати мотиви їхньої поведінки. Учити здійснювати проектну діяльність на основі відбору інформації з довідкової літератури.
78791. Мова – дивний скарб 63.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту; соціальної – здатність працювати в групі, в парі, з усіма в колективі...
78792. Скарби бабусиної скрині 77.5 KB
  Ліна: Ну а я що можу зробити? Візьми он книжку яку почитай. Марія: Та ти що з дуба впала, яка книжка, я ж покоління ХХІ століття - часу інтернету, - ми книжок не читаємо. Ліна: Тобі ж гірше. Не хочеш читати - візьми в хаті поприбирай. Подвійна користь буде: себе займеш і бабусі допоможеш.
78793. Как нечисть Любовь украла 45 KB
  На сцене стоит избушка старушки - сказочницы. Ставни открываются - в избушке сидит старушка. Во время её слов перебежками вокруг дома бегает нечистая сила. Старушка: Это было… иль не было Иль приснилось мне опять. Раз - окошки отворила - Сказку буду начинать! Сказку эту иль неправду...
78794. Скелет и мышцы 198 KB
  Цель: Знакомить учащихся со строением человека. Формировать интерес к познанию самого себя. Проверить усвоение материала по теме «Кожа». Расширить кругозор учащихся. Оборудование: индивидуальные карточки, плакаты, справочник, пособие «Скелет человека».
78795. З бабусиної скрині 61.5 KB
  Учень: Україно Україно Краю милий Краю золотавий Поля твої широкополі Пісні дзвінкоголосі Міста наші рідні Сади пишноцвітні Пшениці ряснії Городи багатії. Учень: Українська земле Де є краща Де миліша Як не на Вкраїні Тут городи і сади Тут яблука й гарбузи. Учень:...
78796. Сценарій тематичного вечора «Її величність Скрипка» 70.5 KB
  Скрипка народилася приблизно у 16-му столітті у руках одного з ломбардських майстрів Італії. Віола мала ніжний і м’який голос Але не було у неї високих блискучих звуків що мала скрипка. Говорять що Леонардо да Вінчі подарував їй завиток прикрасив її голівку – і народилась скрипка що має характер...
78797. СЛАБКА ЛАНКА 68 KB
  Мета: Закріпити і повторити матеріал з історії України та всесвітньої історії, виявити недоліки в знаннях, розвивати логічне мислення, допитливість, кмітливість, викликати життєвий інтерес до історії.
78798. Закріплення знань про слово, що означають назви предметів 140.5 KB
  Дівчаткам слід записати слова із тексту які відповідають на запитання що Хлопчикам слід записати слова із тексту які відповідають на запитання хто Сніг намисто ліс стежка нірка слід хвіст віник Мишка заєць лисиця птахи ведмідь 2 назви кількість предметів...