29967

Личность и способности

Доклад

Психология и эзотерика

Личность и способности. ПРОБЛЕМЫ что такое способности как способности соотносятся с основными психическими процессами соотношение наследственности и среды в развитии способностей соотношение общих способностей и интеллекта природа и взаимосвязь общих и специальных способностей возможности измерения способностей пути и методы эффективного развития способностей Ученые: В. Понятие о способностях Петровский: Способности это такие психологические особенности человека от которых зависит успешность приобретения ЗУНов это...

Русский

2013-08-22

44 KB

11 чел.

27. Личность и способности.

ПРОБЛЕМЫ

  1.  что такое способности
  2.  как способности соотносятся с основными психическими процессами
  3.  соотношение наследственности и среды в развитии способностей
  4.  соотношение общих способностей и интеллекта
  5.  природа и взаимосвязь общих и специальных способностей
  6.  возможности измерения способностей
  7.  пути и методы эффективного развития способностей

Ученые: В. Штерн, А. Бине, Ч. Спирмен, Т. Рибо, Г.И. Челпанов, С. Л. Рубинштейн, Выготский, Теплов и Небылицын.

Понятие о способностях

Петровский: Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУНов, это возможность для ЗУНов. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения (насколько быстро, легко, эффективно ими овладевает).

Условия к развитию способностей:  будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности, а специфическая деятельность требует наличия определённых качеств. Эти качества – способность человека.  

Теплов - 3 признака способностей:

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

- они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;

- способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способности и задатки

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки — лишь предпосылки развития способностей (все по Теплову). По Теплову одарённость = сочетание способностей.

Например, семья Баха: было очень много родственников с музыкальными способностями.  Рубинштейн: отец передаёт не только гены, но и воспитывает, влияет на развитие детей

Значение врожденных задатков для разных способностей различно. Музыкальные способности:  важен тонкий слух, т. е. качество, зависящее от свойств периферического ЦНС (это задатки), но важны свойства, необходимые для исполнения, сочинения, восприятия музыки (это способности).

Люди отличаются не только по врожденным задаткам, но и по своим способностям — как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях — продукт не врожденных задатков самих по себе, а всего хода развития личности. Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются в процессе определенным образом организованной деятельности.

Качественная и количественная характеристика способностей (Петровский)

Качественная характеристика способностей  - к чему человек обнаруживает способности, какие индивидуально-психологические особенности обеспечивают успешность деятельности (какие психологические свойства). В основе одинаковых или похожих достижений могут быть разные сочетания способностей (разные стили руководства, например).

Важная характеристика способностей личности - возможность компенсации одних свойств другими. Развиваются через обучение и труд. Например, слепых обучают массажу. Это открывает широкие возможности для людей.

Позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения. Также важна и количественная характеристика – в какой мере они необходимы.

Количественная характеристика способностей

Кеттел, Термен, Спиремен – для профотбора и профориентации предложили выявлять уровень способностей. В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности (стандартизированные). Это тесты, задачи, лабиринты, головоломки на коэффициент умственной одаренности (IQ) – он выявляет количественную характеристику способностей, точнее, некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект.

Критика: коэффициент умственной одаренности является фикцией – позволяют выявить  наличие сведений, умений и навыков, а не способностей.

Л. С. Выготский:  если ребенок не решает предложенной ему задачи, то это значит, что нет знаний и умений, а не способностей. Умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения. Поэтому то, что ребенок пока еще не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого (о зоне бл разв). Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их проходит в процессе обучения и воспитания. Верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. 

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны. Способности развиваются и совершенствуются в деятельности. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности.

Способности формируются по мере того, как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями (например, техника игры на пианино).

Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности, лишь в деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделения труда.

Важен интерес к деятельности, мотивация!!!

Большое влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.

Общие и специальные способности

Можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные психологические проявления. Это такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. М.б. следствием как природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей положительно влияет на развитие интеллекта.

Каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве.

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

Талант и гений различаются по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. Талант - способности к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность - способность создавать что-то принципиально новое. Гении: Аристотель, Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, М. В. Ломоносов, К. Маркс. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Одаренность может быть определена по ходу учебной и трудовой деятельности. Доказательства способностей:

- значительность достижений в смысле их уровня и качества,

- темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения.

- время проявления способностей (раннее или позднее). Но часто проявляются поздно.

Необходимо оценивать результаты в соотношении с его условиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.
81229. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма. 21.74 KB
  Сикхизм наиболее молодая религия Индии. Сикхизм это монотеистическая религия хотя и складывалась в рамках индуизма отвергающая многобожие индуизма.
81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...
81234. Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером» 44.26 KB
  Функция Человек Компьютер Хранение информации Память Устройства памяти Обработка информации Мышление Процессор Прием информации Органы чувств Устройства ввода Передача информации Речь двигательная система Устройства вывода Устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям: Любая работа выполняется компьютером по программе; Исполняемая программа находится в оперативной памяти; Программа выполняется автоматически. Затем следует...
81235. Методика изучения темы «дисковая ос». Методические рекомендации по изучению темы «Программы-оболочки ОС» 38.31 KB
  Любые операционные системы независимо от типа выполняют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Третья функция операционной системы работа с файлами. Первоначальные понятия которые должны быть даны ученикам по данной теме это имя файла тип файла файловая структура логический диск каталог путь к файлу дерево каталогов. Для Windows сообщаете что имя файла может быть длинным до 255 символов и допускает использование русских букв.