29968

Основные проблемы психологии эмоций

Доклад

Психология и эзотерика

Основные проблемы психологии эмоций Эмоции –это переживание челом его отношения к окружающему миру и самому себе. Экспрессии выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных – сист знаков предупреждений оповещений. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции например нежелательные эмоции такие как горе или гнев можно подавить если намеренно совершать действия в результате которых обычно появляются положительные эмоции. В ней эмоции трактуются как субъективные...

Русский

2013-08-22

65.5 KB

19 чел.

28. Основные проблемы психологии эмоций

Эмоции –это переживание чел-ом, его отношения к окружающему миру и самому себе.

Эм отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (т.е. субъективны), нет реального отражения. Также очень сильное психосоматическое единство: максимально замкнуты на себе и это единственный процесс, который так зависит от тела. В эмоциях представлена особая связь объекта с внешним миром – отношение субъекта. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание 3 аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) внешнее выражение в поведении.

Веккер («Психика и реальность») -  Характеристики: 1. Модальность (суть, содержание, м.б.определена по цветовому спектру, тест Люшера); 2. Интенсивность (сила переживания, страх-паника-оцепенение); 3. Временно-пространств.хар-ка: врем(динамичность зарожд-развитие-угасание), эмоц состояние (длит.эмоция, чувство – устойч Э на личностном уровне), простр (привяз к ситуации, протекает внутри, но проявл внешне, напр покраснение лица). Также 2хкомпонентность (внешн и внутр мир чела); 2значность (полярность, притн/неприятн); стеничность (высок ур напряж, мобилизует силы) и астеничн (низ ур напряж, разрядка, расслабл); обобщённый характер (+более обобщены, - более разноообр).

 

Функции: 1. Оценки (осмысл, когнит работа; плохо/хорошо, полезно/вредно); 2. Побуждения (либо к объ либо от него; обобщенно, не связ  с постановкой цели); 3. Регуляции (связ с обобщением опытов успехов/неудач); 4. Активации (стенические); 5. Экспрессии (выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных – сист знаков, предупреждений, оповещений).  Веккер

Развитие представлений об эмоциях

К изучению эмоций обратились достаточно давно. Накопленные представления нашли выражение в различных моделях и теориях. Сегодня нет единого подхода – в этом проблема! Изучать их начали еще в античности. Декарт – 1ая классификация (6 базовых эмоций – радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть). Затем изучал Спиноза. Изучались в литературе, театре, искусстве (романисты).

Ч.Дарвин (1872) –"Выражение эмоций у человека и животных", биологическая концепция, эволюционная теория -впервые сделал предметом научного изучения эмоциональные выразительные движения животных. Имеют адаптивное значение - в процессе эволюции возникают как механизм приспособления организма к условиям жизни и передаются по наследству – у человека (радость, улыбка), у животного (собака машет хвостом – значит радуется, оскал, поджимает хвост - угроза). Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные - рудименты реальных приспособительных реакций организма (связь с животными).  Он обратил внимание на экспрессивную функцию эмоций и вышел на их свойства - внешние характеристики эмоций.

Физиологические теории эмоций

Первые серьезные научные теории о происхождении Эм в 19 веке

1. Перифирическая. Джемс, Ланге (кон19 века) Осн. положение: первопричина появления эмоций — физиологические изменения в организме.

Джемс: Суть  - фактор среды вызывает телесные изменения, человек ощущает эти телесные изменения и возникает эмоциональное переживание. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции (например, нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции). Парадокс Джемса: «Мы чувствуем печаль, потом что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Подействовал стимул—произошли физиолог. изменения—возникла эмоция.

Ланге - сосудо–двигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил сомато–вегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение. Говорил, что за периферическими изменениями возникают сразу субъективные переживания, причем особую роль отводил сужению/расширению кровеносных сосудов.

+ связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенчесого акта и эмоц. преживания

- эм, как осознание ощущений, возникающих в результате перефир. реакций.

2. Центральная. Кенон, Бард - Критика Ланге: 1. Телесные р-ции возникающие при различных Эм похожи и их не так много; 2. Доказано, что кровеносные сосуды расширяются\сужаются медленно, а Эм возникают моментально; 3. В экспериментах специально вызывали телесные изменения, а Эм либо не возникала, либо была др.   НОВОЕ Эксперимент эм. и орган. изменения возник. одновременно и имеют единый источник – таламус, то есть перефир. реакции подчинены ЦНС (одновременно переживает горе и плачет). Информация поступает в таламус, из него - в большие полушария (там эмоции) и в гипоталамус (эмоции проявляютя соматически).

3. Дифференциальная. Изард: в одну теорию объединил все накопленные знания. «Психология эмоций».  Эмоция - трехуровневый процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и внешнее выражение. Выделил 10 базовых эмоций (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Каждая базовая эмоция уникальна, имеет свою суть. Базовые эмоции по-разному переживаются и по-разному влияют на когнитивную сферу, на поведение. Эмо процессы взаимосвязаны с драйвами, с гомеостатич, перцепт, когнит и моторными процессами, оказывают влияние на них, а они на эмоциональные процессы. Рассматривает человека в единстве 5 систем – Гомеостатич, перцепт, эмо, побудит, когнит. Эмоции – способность к саморегенерации, не цикличны, полярны (отвращение-симпатия), иерархия (удивление-страх-ужас).  Базовые эмоции имеют специфический отчётливый субстрат, выражаются в специф движениях, влекут спец переживания, служат для адаптации, организуют и мотивируют человека.  Вводится понятие эмоциональных паттернов (комплексов) — сочетаний взаимодействующих фундаментальных эмоций

4. Когнитивно-физиологическая теория: С.Шехтер: предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки (качество Эм зависит от того, как чел-к оценивает сит-цию). По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что большой вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество передаваемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

5. Отечественная психология

ПетрКузь.Анохин – биолог. теория.: эм., как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира, эм. выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизн-ый процесс. Внес понятие о полюсности эмоций  (+\-)в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Основное в эмоции – знак, который направляет поведение.

Пав.Вас. Симонов  информационная теория. Развивает идею Анохина - что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Эмоция - некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. Эмоция - отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения (из опыта). Большая роль познавательных процессов. Эмоции связаны с информацией, которую получает человек.

Сер.Леон. Рубинштейн - Психологические основания теории эм.: Эмоц. сфера—3 уровня:

1.уровень эмоционально—аффективной чуств—ти – эм. физич. чувствования (доволствие/неудовольстие), нет однозначного предмета, на который направлены. 2. предметные чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные—связаны с чем то во вне. 3. ур. обобщенных чувств (юмора, иронии, возвышенного, трагического)- связаны с мировоззрением человека.Нет познания без переживания, эмоции могут возникать из внутренних сост. и не иметь своего предмета. Нет эмоций, которые совсем не имели бы предмета и нет предмета, которые не породили бы эмоцию. 2 понятия 1) эм. явления-- более широкое, включает 2)эм. переживания и некот. отраж. познават -го. содержания. В ситуации—и то, и др.

 

Эм можно рассматривать как:

  •  процесс (состояние)–это переживания отношения к явлению СЕЙЧАС
  •  эмоц-е состояния –надситуативный процесс. Эм становится устойчивой и переносится из сит в ситуацию, охватывает многие сферы Л.
  •  чув-ва –совершенно надситуативны.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции: простое, непосредственное переживание в данный момент, древняя форма, поэтому они присущи и животному и человеку, явная биологическая основа, связаны с удовлетворением естественных потребностей, ситуативный характер, часто неосознаваемы, т.к. зачастую их очень сложно соотнести с определенным объектом, это непосредственное переживание.

Чувства: сложное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в Эм, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или к кому-то, присущи только чел-ку, социокультурно выстроены, всегда опосредуются (т.е. проходят через него) сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.

1.Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и – шире к обществу: любовь, сострадание, гуманность, преданность;

2. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине);

3. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или презрения, отвращения.

Психическое состояние — определенный, временный уровень функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности.  Этот уровень будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

Функции психических состояний: - регуляция и адаптация к среде, -интеграция частных состояний в целостную совокупность, Куликов психическое состояние – целостное явление, имеющее несколько элементов эмоциональный, когнитивный, тонический компоненты.

Любое психическое состояние эмоционально, психическое состояние, в кот-ом преобладает эмоц-ый компонент –это эмоц-ое состояние. Выделяют сложные состояния в кот-х преобладает эмоц-ое состояние, наиболее изученные:

- аффект (лат. affectus – душевное состояние) эмоциональное состояние человека, протекает бурно и быстро. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и т. д. Аффект может нарушать нормальное протекание психических процессов — восприятия, мышления, речи и др.

- настроение – это сравнительно положительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям,

- страсть – это сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека;

- стресс (англ. stress – напряжение)– эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий;

- тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанные с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности; - тревожность - индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги;

- фрустрация (лат. ftustratio – обман, тщетное ожидание) – это эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми, препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

Стресс, как психич. сост.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — психическое состояние организма, Понятие "стресс" ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье. Он различает эустресс — нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. З фазы: 1. Тревоги, перестройка, повышение работоспособности. 2. Резистентности  баланс, но силы на исходе, они не бесконечны. 3. Истощение. Резерв истощен→психосоматика. Зависит от устойчивости психики человека. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности.

Чтобы избежать дистресса: самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Гиперопека может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначительному поводу впадающую в дистресс.

6. Развитие эмоций.

Биологические предпосылки - Свойства темперамента.

Социо-культурный (предполагает воспитание чув-в) Т.к. любое развитие идет ч\з Д, следовательно ребенка надо включать в те виды Д, которые развивают (моральные, интеллектуальные чув-ва). Традиционная ошибка: воспитание ч\з вербальный компонент, надо ч\з Д, чтобы возникали переживания, а затем чув-ва. Т.к. объяснять чел-ку то, какие чув-ва он должен испытывать неправильно.

Онтогенез. С 6-7 мес – реагирование+физиологические чувства. 8-10- радостные реакции на человека и интерес, реагирует на близких, генерализация. 1-1,2 – дифференциация отношений, основа для эмпатии, реагирует на можно и нельзя. 1,5 г – зачатки чувства стыда. 2 года – симпатия и антипатия. Капризность мальчики 3-5, 7-10 лет, девочки 3-7 лет. Упрямство и негативизм более характерно для мальчиков 3, 8 лет, у девочек пики в 4 и 11. Подростковый возраст – эмоцион пик (влюблённость), девочки лучше сдерживаются, послушны, мальчики меньше, противостояние. Юность – самовоспитание, уязвимы в Э плане, первый опыт настоящей любви, развивается чувство дружбы.

7.Основные проблемы:

- Проблема психол. исследования: нет возможности фиксации, даже если как особый вид поведения (по Хеббу), кроме физиол. проявлений.

- Проблема определения эм. как явления, критерии эмоциональности: Критерии связаны с принадлежностью к научной школе, у каждой – свой. Ψ.Сознания: попытка выяснить свойства эм. и чувств, как психол. явлений (адаптация к раздр., упрочение чувства при повт. воздействиях раздр., иррадиация чуств—перенос с впечатл. на эм). Бихев: эм.-некот. специф. вид реакции. Теория инстинктов: эм. –врожд. реакция, кот. содержит в себе импульс к действию. Психоанализ: источники эмоц. переживания  объясняют как биол. функц. чел. Деятельностный подход: теория эм. –особая форма отношений к предметам и явлениям действительности, которая обусловлена соотв. или несоответствием потребностям ч-ка

Несмотря на теор и катег. разногласия, есть ряд общих моментов переживания индивидом взаимоотношений со средой, кот. обладает побужд силой.

-  Проблема источника эмоциональности

1 т.з.: возникают, когда происходит что—то значимое для человека. Что у всех по—разному: Вундт, Гротнеэмоциональных состояний нет, любое явл. человек воспринимает значимо.

2 т.з. Эм. возник, когда человек  когнитивно оценивает ситуацию, как исключительную. Лазарус

Вилюнас: Э, как процесс, имеет 2—ю обусловленность: вызывается состоянием субъекта (потрбн.-мотивац.), с др.- особенностями ситуации. Э—и психол., и физиолог. явление.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12406. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерий Лапласа 305 KB
  Принятие решений в условиях неопределенности Теория статистических решений может быть истолкована как теория поиска оптимального недетерминированного поведения в условиях неопределенности. Согласно А.Вальду поведение считается оптимальным если оно минимизирует...
12407. Измерение длины световой волны с помощью прозрачной дифракционной решетки 98 KB
  Отчёт по лабораторной работе По дисциплине: Физика. Тема: Измерение длины световой волны с помощью прозрачной дифракционной решетки Общие теоретические сведения: Интерференция явление перераспределения волны в результате наложения когерентных волн...
12408. Контролер станочных и слесарных работ 156.5 KB
  Для приобретения квалификации контролера станочных и слесарных работ необходимо: технологию сборочных работ; технические условия на приемку деталей и проведения испытаний операций, механической и слесарной обработки...
12409. Исследование свободных электрических затухающих колебаний 234.5 KB
  Отчет. К лабораторной работе 5.2. Исследование свободных электрических затухающих колебаний. Цель работы: Исследование закономерностей свободных электрических незатухающих колебаний в последовательном колебательном контуре определение их физических характерис
12410. Исследование вынужденных колебаний в последовательном контуре 80.5 KB
  Отчёт по лабораторной работе 53. Исследование вынужденных колебаний в последовательном контуре. Цель работы: исследовать зависимость резонансной частоты и вида резонансной кривой от параметров контура. Расчёт погрешностей
12411. Технологический процесс приготовления блюд: Рассольник Ленинградский; Котлета натуральная из филе птицы, со сложным гарниром; Торт Прага 3.25 MB
  Для приправы практически всех блюд используется соевый соус, который является одним из основных ингредиентов китайской кухниэто экстракт из соевых бобов, который практически ничем не заменяется. В европейских условиях этот соус готовят из местной сои. Кроме этого широко используется вей-су - глютаминат натрия...
12412. Исследование волны в натянутом шнуре 42 KB
  Отчёт по лабораторной работе 6. Исследование волны в натянутом шнуре. Цель работы: Исследование стоячих волн в горизонтальном натянутом шнуре. Измерение частоты источника методом стоячих волн. Рабочие формулы Пример расчета полной абсолютной погр
12413. Исследование резонанса в металлической струне 98.5 KB
  Отчет к работе № 55 Исследование резонанса в металлической струне II. РАБОЧАЯ ФОРМУЛА III.КОНСТАНТЫ КОСВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Uвых. ген.=5В IV. ТАБЛИЦЫ ИЗМЕРЕНИЙ N № измерения 1...
12414. Измерение постоянной Планка 83 KB
  Отчет. К лабораторной работе 6.2. Измерение постоянной Планка. Цель работы: Определить постоянную Планка. Приборы и инструменты № Название Предел измерения Цена деления Аб