29968

Основные проблемы психологии эмоций

Доклад

Психология и эзотерика

Основные проблемы психологии эмоций Эмоции –это переживание челом его отношения к окружающему миру и самому себе. Экспрессии выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных – сист знаков предупреждений оповещений. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции например нежелательные эмоции такие как горе или гнев можно подавить если намеренно совершать действия в результате которых обычно появляются положительные эмоции. В ней эмоции трактуются как субъективные...

Русский

2013-08-22

65.5 KB

20 чел.

28. Основные проблемы психологии эмоций

Эмоции –это переживание чел-ом, его отношения к окружающему миру и самому себе.

Эм отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (т.е. субъективны), нет реального отражения. Также очень сильное психосоматическое единство: максимально замкнуты на себе и это единственный процесс, который так зависит от тела. В эмоциях представлена особая связь объекта с внешним миром – отношение субъекта. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание 3 аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) внешнее выражение в поведении.

Веккер («Психика и реальность») -  Характеристики: 1. Модальность (суть, содержание, м.б.определена по цветовому спектру, тест Люшера); 2. Интенсивность (сила переживания, страх-паника-оцепенение); 3. Временно-пространств.хар-ка: врем(динамичность зарожд-развитие-угасание), эмоц состояние (длит.эмоция, чувство – устойч Э на личностном уровне), простр (привяз к ситуации, протекает внутри, но проявл внешне, напр покраснение лица). Также 2хкомпонентность (внешн и внутр мир чела); 2значность (полярность, притн/неприятн); стеничность (высок ур напряж, мобилизует силы) и астеничн (низ ур напряж, разрядка, расслабл); обобщённый характер (+более обобщены, - более разноообр).

 

Функции: 1. Оценки (осмысл, когнит работа; плохо/хорошо, полезно/вредно); 2. Побуждения (либо к объ либо от него; обобщенно, не связ  с постановкой цели); 3. Регуляции (связ с обобщением опытов успехов/неудач); 4. Активации (стенические); 5. Экспрессии (выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных – сист знаков, предупреждений, оповещений).  Веккер

Развитие представлений об эмоциях

К изучению эмоций обратились достаточно давно. Накопленные представления нашли выражение в различных моделях и теориях. Сегодня нет единого подхода – в этом проблема! Изучать их начали еще в античности. Декарт – 1ая классификация (6 базовых эмоций – радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть). Затем изучал Спиноза. Изучались в литературе, театре, искусстве (романисты).

Ч.Дарвин (1872) –"Выражение эмоций у человека и животных", биологическая концепция, эволюционная теория -впервые сделал предметом научного изучения эмоциональные выразительные движения животных. Имеют адаптивное значение - в процессе эволюции возникают как механизм приспособления организма к условиям жизни и передаются по наследству – у человека (радость, улыбка), у животного (собака машет хвостом – значит радуется, оскал, поджимает хвост - угроза). Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные - рудименты реальных приспособительных реакций организма (связь с животными).  Он обратил внимание на экспрессивную функцию эмоций и вышел на их свойства - внешние характеристики эмоций.

Физиологические теории эмоций

Первые серьезные научные теории о происхождении Эм в 19 веке

1. Перифирическая. Джемс, Ланге (кон19 века) Осн. положение: первопричина появления эмоций — физиологические изменения в организме.

Джемс: Суть  - фактор среды вызывает телесные изменения, человек ощущает эти телесные изменения и возникает эмоциональное переживание. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции (например, нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции). Парадокс Джемса: «Мы чувствуем печаль, потом что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Подействовал стимул—произошли физиолог. изменения—возникла эмоция.

Ланге - сосудо–двигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил сомато–вегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение. Говорил, что за периферическими изменениями возникают сразу субъективные переживания, причем особую роль отводил сужению/расширению кровеносных сосудов.

+ связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенчесого акта и эмоц. преживания

- эм, как осознание ощущений, возникающих в результате перефир. реакций.

2. Центральная. Кенон, Бард - Критика Ланге: 1. Телесные р-ции возникающие при различных Эм похожи и их не так много; 2. Доказано, что кровеносные сосуды расширяются\сужаются медленно, а Эм возникают моментально; 3. В экспериментах специально вызывали телесные изменения, а Эм либо не возникала, либо была др.   НОВОЕ Эксперимент эм. и орган. изменения возник. одновременно и имеют единый источник – таламус, то есть перефир. реакции подчинены ЦНС (одновременно переживает горе и плачет). Информация поступает в таламус, из него - в большие полушария (там эмоции) и в гипоталамус (эмоции проявляютя соматически).

3. Дифференциальная. Изард: в одну теорию объединил все накопленные знания. «Психология эмоций».  Эмоция - трехуровневый процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и внешнее выражение. Выделил 10 базовых эмоций (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Каждая базовая эмоция уникальна, имеет свою суть. Базовые эмоции по-разному переживаются и по-разному влияют на когнитивную сферу, на поведение. Эмо процессы взаимосвязаны с драйвами, с гомеостатич, перцепт, когнит и моторными процессами, оказывают влияние на них, а они на эмоциональные процессы. Рассматривает человека в единстве 5 систем – Гомеостатич, перцепт, эмо, побудит, когнит. Эмоции – способность к саморегенерации, не цикличны, полярны (отвращение-симпатия), иерархия (удивление-страх-ужас).  Базовые эмоции имеют специфический отчётливый субстрат, выражаются в специф движениях, влекут спец переживания, служат для адаптации, организуют и мотивируют человека.  Вводится понятие эмоциональных паттернов (комплексов) — сочетаний взаимодействующих фундаментальных эмоций

4. Когнитивно-физиологическая теория: С.Шехтер: предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки (качество Эм зависит от того, как чел-к оценивает сит-цию). По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что большой вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество передаваемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

5. Отечественная психология

ПетрКузь.Анохин – биолог. теория.: эм., как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира, эм. выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизн-ый процесс. Внес понятие о полюсности эмоций  (+\-)в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Основное в эмоции – знак, который направляет поведение.

Пав.Вас. Симонов  информационная теория. Развивает идею Анохина - что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Эмоция - некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. Эмоция - отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения (из опыта). Большая роль познавательных процессов. Эмоции связаны с информацией, которую получает человек.

Сер.Леон. Рубинштейн - Психологические основания теории эм.: Эмоц. сфера—3 уровня:

1.уровень эмоционально—аффективной чуств—ти – эм. физич. чувствования (доволствие/неудовольстие), нет однозначного предмета, на который направлены. 2. предметные чувства: интеллектуальные, эстетические, моральные—связаны с чем то во вне. 3. ур. обобщенных чувств (юмора, иронии, возвышенного, трагического)- связаны с мировоззрением человека.Нет познания без переживания, эмоции могут возникать из внутренних сост. и не иметь своего предмета. Нет эмоций, которые совсем не имели бы предмета и нет предмета, которые не породили бы эмоцию. 2 понятия 1) эм. явления-- более широкое, включает 2)эм. переживания и некот. отраж. познават -го. содержания. В ситуации—и то, и др.

 

Эм можно рассматривать как:

  •  процесс (состояние)–это переживания отношения к явлению СЕЙЧАС
  •  эмоц-е состояния –надситуативный процесс. Эм становится устойчивой и переносится из сит в ситуацию, охватывает многие сферы Л.
  •  чув-ва –совершенно надситуативны.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции: простое, непосредственное переживание в данный момент, древняя форма, поэтому они присущи и животному и человеку, явная биологическая основа, связаны с удовлетворением естественных потребностей, ситуативный характер, часто неосознаваемы, т.к. зачастую их очень сложно соотнести с определенным объектом, это непосредственное переживание.

Чувства: сложное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в Эм, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или к кому-то, присущи только чел-ку, социокультурно выстроены, всегда опосредуются (т.е. проходят через него) сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.

1.Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и – шире к обществу: любовь, сострадание, гуманность, преданность;

2. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине);

3. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или презрения, отвращения.

Психическое состояние — определенный, временный уровень функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности.  Этот уровень будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

Функции психических состояний: - регуляция и адаптация к среде, -интеграция частных состояний в целостную совокупность, Куликов психическое состояние – целостное явление, имеющее несколько элементов эмоциональный, когнитивный, тонический компоненты.

Любое психическое состояние эмоционально, психическое состояние, в кот-ом преобладает эмоц-ый компонент –это эмоц-ое состояние. Выделяют сложные состояния в кот-х преобладает эмоц-ое состояние, наиболее изученные:

- аффект (лат. affectus – душевное состояние) эмоциональное состояние человека, протекает бурно и быстро. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и т. д. Аффект может нарушать нормальное протекание психических процессов — восприятия, мышления, речи и др.

- настроение – это сравнительно положительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям,

- страсть – это сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека;

- стресс (англ. stress – напряжение)– эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий;

- тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанные с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности; - тревожность - индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги;

- фрустрация (лат. ftustratio – обман, тщетное ожидание) – это эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми, препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.

Стресс, как психич. сост.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — психическое состояние организма, Понятие "стресс" ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье. Он различает эустресс — нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. З фазы: 1. Тревоги, перестройка, повышение работоспособности. 2. Резистентности  баланс, но силы на исходе, они не бесконечны. 3. Истощение. Резерв истощен→психосоматика. Зависит от устойчивости психики человека. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности.

Чтобы избежать дистресса: самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Гиперопека может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначительному поводу впадающую в дистресс.

6. Развитие эмоций.

Биологические предпосылки - Свойства темперамента.

Социо-культурный (предполагает воспитание чув-в) Т.к. любое развитие идет ч\з Д, следовательно ребенка надо включать в те виды Д, которые развивают (моральные, интеллектуальные чув-ва). Традиционная ошибка: воспитание ч\з вербальный компонент, надо ч\з Д, чтобы возникали переживания, а затем чув-ва. Т.к. объяснять чел-ку то, какие чув-ва он должен испытывать неправильно.

Онтогенез. С 6-7 мес – реагирование+физиологические чувства. 8-10- радостные реакции на человека и интерес, реагирует на близких, генерализация. 1-1,2 – дифференциация отношений, основа для эмпатии, реагирует на можно и нельзя. 1,5 г – зачатки чувства стыда. 2 года – симпатия и антипатия. Капризность мальчики 3-5, 7-10 лет, девочки 3-7 лет. Упрямство и негативизм более характерно для мальчиков 3, 8 лет, у девочек пики в 4 и 11. Подростковый возраст – эмоцион пик (влюблённость), девочки лучше сдерживаются, послушны, мальчики меньше, противостояние. Юность – самовоспитание, уязвимы в Э плане, первый опыт настоящей любви, развивается чувство дружбы.

7.Основные проблемы:

- Проблема психол. исследования: нет возможности фиксации, даже если как особый вид поведения (по Хеббу), кроме физиол. проявлений.

- Проблема определения эм. как явления, критерии эмоциональности: Критерии связаны с принадлежностью к научной школе, у каждой – свой. Ψ.Сознания: попытка выяснить свойства эм. и чувств, как психол. явлений (адаптация к раздр., упрочение чувства при повт. воздействиях раздр., иррадиация чуств—перенос с впечатл. на эм). Бихев: эм.-некот. специф. вид реакции. Теория инстинктов: эм. –врожд. реакция, кот. содержит в себе импульс к действию. Психоанализ: источники эмоц. переживания  объясняют как биол. функц. чел. Деятельностный подход: теория эм. –особая форма отношений к предметам и явлениям действительности, которая обусловлена соотв. или несоответствием потребностям ч-ка

Несмотря на теор и катег. разногласия, есть ряд общих моментов переживания индивидом взаимоотношений со средой, кот. обладает побужд силой.

-  Проблема источника эмоциональности

1 т.з.: возникают, когда происходит что—то значимое для человека. Что у всех по—разному: Вундт, Гротнеэмоциональных состояний нет, любое явл. человек воспринимает значимо.

2 т.з. Эм. возник, когда человек  когнитивно оценивает ситуацию, как исключительную. Лазарус

Вилюнас: Э, как процесс, имеет 2—ю обусловленность: вызывается состоянием субъекта (потрбн.-мотивац.), с др.- особенностями ситуации. Э—и психол., и физиолог. явление.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59055. Нетрадиційний урок: Що? Де? коли? 33.5 KB
  Оцінка історичної постаті і діяльності гетьмана Б.Хмельницького Очікувані результати: Закріпити знання учнів з даної теми; Оцінити історичну постать і діяльність гетьмана Б.Хмельницького; Виховувати почуття гордості до славного минулого нашого народу...
59056. Новорічний гороскоп 44.5 KB
  Звучить музика П. Чайковського з балету «Лускунчик». На сцену вибігають Зірочки й танцюють свій танець. У цей час виходить Звіздар у довгому халаті, ковпаку, окулярах.
59057. Мультисервісна мережу стадіону для надання послуг трансляціі відео потоків, IP-телефоніі, доступу до внутрішніх web-сервісів і доступу в інтернет 795.5 KB
  Мультисервісна мережа зможе поєднувати велику кількість пристроїв користувачів на всій території стадіону. Їх число може вимірятися десятками тисяч, які зможуть не тільки використовувати надані послуги, а й мати доступ до мережі інтернет, яка стала невід’ємною частиною життя
59058. Образ віку в ліриці ХХ століття 50 KB
  Література не задовольняючись формами романтизму і реалізму намагалася знайти нові форми зображення змін що відбувалися передусім у людській свідомості і разом зі світовим мистецтвом вийти на новий рівень творення художніх цінностей.
59059. Око як оптична система. Комбінований урок із біології, фізики та основ здоровя 77.5 KB
  На основі знань одержаних вами у 8-му класі на уроках фізики про світло про закони заломлення світла на межі двох прозорих середовищ про геометричну оптику ми ознайомимося з тим як наше око сприймає світло та колір пояснимо причини порушення зору...
59060. Олена Пчілка - світоч національних ідей 56.5 KB
  У таких складних навіть небезпечних історичних умовах розвивалась українська мова працювали та продовжували видавати свої чудові твори видатні українські поети та письменники серед яких була Олена Пчілка.
59061. Оповідання Р. Бредбері. Усмішка 60 KB
  Мета: розкрити вплив мистецтва Леонардо да Вінчі на творчість Р. Обладнання: репродукції картин Леонардо да Вінчі книги що розповідають про нього: Всеобщая история искусств Т. да Вінчі та Р. да Вінчі та його картину Джоконда .
59062. Трудове навчання. Осінні фантазії 34 KB
  Виховувати любов до природи та бережливе ставлення до неї Наочність та обладнання: репродукція картини Левітана Золота осінь грамзапис П. Чайковського Пори року відеозапис телевізор відеомагнітофон програвач казковий герой Осінь.
59063. Особливі, одиничні та суттєві ознаки. Корекційне заняття 4-й клас 38 KB
  Запитання озвучуються інші команди дають відповіді. Запрошення до зоопарку Капітан команди Євразія знайомить усіх дітей із кішкою рись. Капітан команди Африка знайомить усіх дітей із кішкою сервал яка проживає на Африканському континенті.