29969

Основные проблемы психологии воли

Доклад

Психология и эзотерика

Основные проблемы психологии воли. Понятие воли волевого действия волевой регуляции. Проблема воли имеет не только психологические но и философские и правовые аспекты. Характерно что проблема свободы воли и ответственности продолжает оставаться предметом анализа и споров философов юристов.

Русский

2013-08-22

91 KB

24 чел.

29. Основные проблемы психологии воли.

Понятие воли, волевого действия, волевой регуляции.

Воля – сознательное регулирование еловеком его поведения и Д, выражается в умении преодолевать внешние и внутренние (свои желания и стремления) трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воспитание необходимых волевых качеств и способности к волевой регуляции является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений.

Проблема воли имеет не только психологические, но и философские и правовые аспекты. Характерно, что проблема свободы воли и ответственности продолжает оставаться предметом анализа и споров философов, юристов. Как отмечает Г.Г.Кравцов, воля является сравнительно мало изученной, т.к. трудно поддаются изучению.

Таким образом, сложившаяся в психологии ситуация и запросы смежных областей науки обусловливают теоретическую и практическую значимость исследований проблемы воли.

1.Определение понятия

Воля сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать  внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий

Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности. Как основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами, значительно вариативный индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания.

Таким образом, волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный; 2) эмоциональный; 3) поведенческий (деятельный).

Ильин.

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Это такие состояния, которые способствуют преодолению трудностей

1)           Состояние мобилизационной готовности. устойчивое, готовность бороться с любыми трудностями во время предстоящей деятельности.

2)           Состояние сосредоточенности. Это волевое состояние связано с преднамеренной концентрацией внимания на процессе деятельности.

3)           Состояние решимости готовность начать осуществлять принятое решение, инициировать действие при наличии риска, в случае возможности неприятных последствий.

4)           Состояние сдержанности. Сдержанность как сиюминутное состояние может являться выражением самодисциплины, воспитанности человека, а может отражать и его трусость: человек сдержался и не нагрубил начальнику, потому что побоялся его мести.

Волевое усилие - сознательное преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил. Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Конкретными приемами самостимуляции могут являться самоприказы, самоубеждение, самоодобрение, представление эмоционально положительно переживаемых ситуаций, воспоминания о своих прошлых успехах, примеры других людей, актуализация чувства долга, чувства собственного достоинства, чувства стыда, пробуждение самолюбия и пр.

Волевые действия  - обязательно связаны с преодолением трудностей, использованием при достижении цели волевого усилия».

Признаки волевых действий:

а) преодоление трудностей.

б) борьба мотивов

Волевой акт

1. всегда связан с приложением усилий, принятие решений, попытки их реализовать. а) Усилия могут быть направлены на поддержание процесса (сил не но продолжаю)

б) направлены на достижение победы. «Надо» над «хочу»

в) удержание от чего-то, самоограничение

2. Включает продуманный план достижения цели.

3. Действие отличается усиленным вниманием к деятельности, отвлеченность от всего остального

4. Волевое действие не содержит непорсредственно удовольствия, скорее наоборот. Удовольствие отсрочено во времени. Наступает с достижением цели.

3.Коментарии к определению

Соотношении воли и произвольности 

1.  П=В Е.П. Ильиным (1999), что «большинство психологов не выделяют волевые действия в особую категорию, отождествляя их с произвольными».

2.  В частный случай П. Сам Е.П. Ильин считает, что «целесообразно различать (но не отрывать друг от друга!) произвольные и волевые действия, так же как и произвольное управление и волевую регуляцию» (там же. с. 46). Согласно Е.П. Ильину «волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений. Таким образом, воля определяется Е.П. Ильиным как частный случай произвольности. Иванников. волевая регуляция есть частные случай, определенный вид произвольной регуляции»

3. П≠В. Е.О. Смирнова. Воля, согласно Е.О. Смирновой, определяется мотивами, и устойчивостью их иерархии, тогда как развитие произвольности зависит от уровня осознания ребенком своего поведения. Воля и произвольность никак не связаны между собой,

4.  Кравцов Г.Г. Само слово «про-из-вольность» в своем составе содержит прямое указание на ее производность от воли.

Так, существуют различные точки зрения на соотношение произвольной и волевой регуляции (от их отождествления до противопоставления), что связано с недостаточным теоретическим анализом этих явлений.

Поподробнее:

Соотношение воли и произвольности 

Кравцов: Запутанный вопрос. В работах Л.С. Выготского  - не рассматривается взаимосвязь и разграничение этих понятий, хотя связь между этими понятиями в культурно-исторической концепции является безусловно существенной.  

Исследования воли в психологии строятся вокруг следующих четырех феноменов: волевого действия, проблемы выбора мотивов и целей, волевой регуляции психических состояний, волевых качеств личности.

Волевое действие. Изучается с точки зрения имманентно присущих ему свойств. Не все действия могут быть охарактеризованы как волевые. В.А. Иванников: признаки волевого действия: 1) осознанность, целенаправленность, намеренность действия; 2) необходимость его совершения; 3) наличие дефицита побуждения/торможения. ННедостаток побуждения наблюдается в ситуации действия без актуальной потребности, либо при слабом социальном мотиве, либо в ситуации борьбы (конкуренции) мотивов.

Соотношение понятий воля и произвольность понимается в психологии по-разному. Одни исследователи (Ильин, Иванников) считают, что воля - более общее явление, а произвольность - лишь некоторый ее аспект, например, первая стадия развития волевого качества. Другие исследователи (Люблинская), наоборот, именно произвольность выбирают в качестве базовой категории. При этом воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях. Встречается и такая точка зрения, согласно которой волевая и произвольная регуляция - два абсолютно разных и независимых процесса.

Произвольное действие - нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат 1) намерения и план действия, 2) осознание причин поведения, 3) регуляция процесса его осуществления. Признаки: 1) обусловлено актуальной потребностью человека, 2) приобретение индивидом, личностью нового жизненного смысла, 3) осознанность.

По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что волевое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция - последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.

Волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной мотивации, которой является самодетерминация.

Воля – это отличительный признак взрослости и характеристика личностной зрелости, однако и у взрослых людей воля в явном виде может быть, а может и не быть (некоторые считают волю мужским качеством). С 1 стороны, воля есть с самого начала онтогенеза, а с другой стороны, воли нет на протяжении всего детства, - одинаково истинны, т.к. воля существует в двух разнокачественных видах, а именно: либо в явном, «чистом» виде, когда есть сформировавшийся субъект волевого действия, владеющий этой высшей психической функцией; либо в скрытом, латентном виде, проявляясь во-вне в особых психических функциях, имеющих волевую природу (ВПФ по Выготскому).

Так, существуют различные точки зрения на соотношение произвольной и волевой регуляции (от их отождествления до противопоставления), что связано с недостаточным теоретическим анализом этих явлений. Отсутствует необходимая ясность в понимании взаимоотношений волевой регуляции и мотивации деятельности. Отсутствуют общепринятое представление <> психологических механизмах. волевого усилия. Несмотря на почти вековую историю экспериментальных исследований волевой регуляции, остается множество проблем методического характера. В диагностике уровня развития воли и отдельных волевых качеств личности.

В отечественной психологии наиболее полный обзор и анализ работ по воле имеются в работах В.И.Селиванова, М.Г.Ярошевского, в учебниках С.Л.Рубинштейна.

3.Функции воли

Функции:

1. побудительная. Функция поддержания и инициации активности. Несмотря на препятствие – продолжать

2. тормозная. Воля нужна для удержания от чего-то

Ну и для расширения кругозора:

Функции воли.

Побудительная и Тормозная (сдерживает нежелательные действия). В западной психологии:

- инициирование действия (формирование намерения);

- поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.

- преодоление препятствия.

4.История проблемы.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

1 этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

2 этап связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения в философии. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Такое понимание воли имело свои истоки в философии Эпикура, Блаженного Августина. Блаженный Августин утверждает, что действиями души и тела управляет воля. В качестве самостоятельного философского направления волюнтаризм сформировался в трудах А. Шопенгауэра, а затем проник и в психологию (особенно распространен был в конце XIX-XX века).

На 3 этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов. Обсуждение проблемы свободы воли вылилось в научные дискуссии о свободе выбора, к которой обращались В. Виндельбанд, У. Джеймс, Г.И. Челпанов, Ф. Лерш, В.Е. Франкл и др. По мнению Е.П. Ильина, наиболее близкой к истине в понимании свободы воли и свободы выбора является позиция В. Франкла, который отмечает, что на человека могут воздействовать какие-то физические причины, но «человечность человеческого поведения» определяется не этими причинами, а субъективными основаниями. Именно субъективные основания определяют выбор человека. Но свобода выбора – это не произвол, это не «свобода от», а «свобода для». Свобода – это аспект человеческого бытия, другой аспект которого – детерминизм. Поэтому В. Франкл дает следующее формулировку: свобода, несмотря на детерминизм. Основание выбора, основа принятия решения – это мотив. Следовательно, проблема свободы выбора – это и проблема мотивации поведения.

на 4 этапе волю стали рассматривать

а) как особой формы психической регуляции (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, В.И. Селиванов, Л.М. Веккер, А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, Р. Мэй, В.К. Калин и др.), Л.С.Выготский считает, что воля – это один из механизмов, позволяющий человеку управлять своим поведением, психическими процессами, мотивацией.

б) как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели. (К.Н. Корнилов, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, П.В. Симонов) Существуют и другие проблемы, широко обсуждаемые в рамках теорий воли. Это проблема воли К.Н.Корнилов говорит, что о воле человека судят по тому, насколько он способен справляться с трудностями

При изучении воли ученые приходят иногда к пародоксальным результатам. по мнению некоторых авторов воля это объяснительный конструкт, воли как психической реальности просто нет.

Концепция волевой регуляции психической деятельности В.А.Иванникова. Понятие воли было введено как понятие объяснительное

4 критерия воли. воля проявляется:

1.  в волевых действиях, Анализ критериев, по которым определяется волевое действие, показывает следующие общие характеристики, из которых исходят разные авторы:

  1.  волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению.
  2.  Волевое действие есть действие необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. д.б. основания.
  3.  Волевые действия имеют исходный или появляющийся при его осуществлении дефицит побуждения.
  4.  Волевое действие обеспечивается в итоге дополнительным побуждением (торможением) за счёт функционирования определённых механизмов и заканчиывается достижением намеченной цели.

3 и 4 необходимые , но не достаточные признаки, д.б. все четыре.

2.  выборе мотивов и целей, 

3. в регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов. связан со способностью человека к преднамеренной регуляции (различных параметров действия – темпа, скорости, силы

4.  в волевых качествах личности.

Рассмотренные типы критериев связаны с различными функциями воли =>

  1.  инициация и осуществление волевого действия,
  2.  выбор действия при конфликте целей и мотивов,
  3.  регуляция различных параметров действий.
  4.  регуляция различных параметров действий, регуляция состояний и организация психических процессов.

Волевая регуляция побуждение к деятельности, сознательно принятому по необходимости и выполняемое человеком по своему решению.

Волевое действие – дейсвтие сознательно принятое к осуществлению по собственному решению. Смысл действия – значения для субъекта. Воля - изменения побуждений путем изменения смысла действия, рассматривают волю в качестве усилителя недостаточного по силе побуждения.  

Концепция волевой регуляции психической деятельности В.А.Иванникова

Воля –сложное явление, мех-м волевой регуляции –усиление мотивационного побуждения ч\з привлечение дополнительного смысла.

Изменения смысла действий можно достичь:

1. через переоценку значимости мотива или предмета потребности.

2. через изменение роли, позиции человека. (Пример: исследования Липкипой, в котором отстающим школьникам поручалось опекать  школьников  младших классов  и  помогать  им  в учёбе. Изменение позиции более старших школьников привело к тому, что учеба получила для них определенный смысл и они стали более упорно работать над ликвидацией пробелов в своих знаниях.)

3. через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. (пример: девочка  боялась    спускаться ночью в темный погреб. Но мысль о том, что больной матери будет хуже, если не дать  ей  варенья,  победила  страх,  и  девочка, спустилась  в погреб за вареньем.).

4. самостоятельное обращении к внешним символам, напоминающим о последствиях действий, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, в обращении к другим людям или божеству за поддержкой.

5. совмещение в одном действии двух смыслов, создание дополнительного мотива. Дополнительный смысл заданного действия создается через постановку более конкретных целей, например выполнить определённый объем работы, проработать определенное количество времени. (например, уборка комнаты ради будущей игры в  футбол или похода в кинотеатр).

Т.е происходит постановка  новой задачи или изменение старой в рамках заданного действия. Общая  закономерность    заключается  в том,  что  необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию  (или торможению его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии, что действие должно быть осуществлено (или заторможено).

По Иванникову воля – инструментдля преодоления препятствий, для преодоления борьбы мотивов. Является частью мотивации. Имеет узко конкретное назначение.

В онтогенезе волевая регуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчинения требованиям взрослых, правилам поведения в обществе. (Пример, сделай уроки пойдёшь в кино – события не связанные, но за ними стоят соц связи => смысл выполнения.)

5. Отражение личностного аспекта

Волевые качества личности

Е.П. Ильину, волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность).

В монографии Е.П. Ильина выделяются два класса волевых качеств:

1) собственно волевые («простые»)

а) целеустремленность, длительность удержания побуждений, волевого усилия. Терпеливость, упортво, настойчивость

б) характеризует самообладание. смелость, выдержка, решительность

2) морально-волевые («сложные»)..

Характеризуя волевые качества, В. И. Селиванов говорит о присущих им общих свойствах: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным

Волевые качества/ свойства Л образуют волевую сферу. Их структура представлена 3 компонентами: первичными, вторичными, третичными качествами.

Первичные

- сила воли: проявляется в том, какие препятствия преодолеваются при помощи волевого усилия Пр. борьба с болезнью

- настойчивость: способность постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями

- выдержка: способность затормозить действие, чувство, какую – либо реакцию. Связано с реактивностью нервной системы, легче всего флегматику, труднее всего холерику.

Вторичные производные от первичных, формируются в присутствии других особенностей личности.

- решительность: умение принимать твёрдые, быстрые, обоснованные решения. Надо отличать от импульсивности.

- смелость: готовность принимать новые, трудные, рисковые решения. Человек готов отвечать за то, что делает.

- уверенность: в своих силах, в способности справиться с препятствиями.

- самообладание – Л регулирует себя.

Третичные

Сочетание вторичных и группы личностных качеств.

- ответственность

-принципиальность

- инициативность

- обязательность

- и т.д.

Волевые свойства личности

Б. И. Смирнов – это конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий.

Ильин: волевые качества это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Н.Ф.Добрынин, В. К. Калин, С. А. Петухов, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, Р. Ассаджиоли). Чаще всего отмечаются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К волевым качествам отнесены критичность, исполнительность и уверенность, что весьма сомнительно.

В. И. Селиванов – общие свойства волевых качеств: широта, сила и устойчивость. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

По Рубинштейну: 1. Инициативность (без стимуляции извне); 2. самостоятельность, независимость (неподверженность чужим влияниям); 3. решительность – быстрота, уверенность, твёрдость решения. Также настойчивость, самоконтроль, выдержка, самообладание.

6. Развитие и воспитание воли

Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формирования сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

Иванников. Воспитание воли.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием::

1) богатой мотивационно-смысловой сферы;

2) стойкого мировоззрения и убеждений;

3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

4)  с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали В. как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». Развитие В. у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн). Развитие В. начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание «правил» поведения и т. д.). К концу дошкольного — началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции — произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия.

Рубинштейн: Развитие воли у детей. Развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности.

Развитие произвольности: 4-5 месяцев – простые предметные действия – 1г – сложные – 2 г – представления.

К 3 годам – готов отказаться от приятного или сделать что-то неприятное (сначала обусловлено послушанием, привычкой, подражанием и чувством как бы обязанности и в случае ее нарушения вины перед взрослыми). Стремление к самостоятельности (понимание того, что не всегда можно делать то, что хочется). Правило поведения сначала регулярно соблюдается ребенком, только если оно закреплено у него в виде привычки, потому что для маленького ребенка слишком трудной задачей было бы постоянно сознательно регулировать свое поведение общими правилами.

Ребенка нельзя чересчур изнеживать (нет необходимости делать усилия) или перегружать (непосильные задания обычно не выполняет – привычка бросать дело незавершённым).  

К концу дошкольного возраста и в начале школьного ребенок обычно делает в волевом развитии крупный шаг вперед, который является существенным условием возможности школьного обучения. В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее окружение. С формированием характера, мировоззрения и самосознания налицо основные предпосылки зрелой воли.

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

ВЫГОТСКИЙ: ребёнок д. научиться послушанию путём самоовладения. Отказывается от термина воля  и вместо него вводит термин «подвластное и неподвластное» действие. Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор. Воля – сознательный выбор с позиций познанной необходимости. При равенстве мотивов выбор становится невозможен и воля парализуется, временный отказ от выбора, колебания – жребий. Свобода воли не есть свобода от мотивов, она заключается в том, что ребёнок сознает ситуацию, необходимость выбора. Основной закон нашего поведения гласит, что поведение определяется ситуацией, реакция определяется стимулами. Ключ к овладению поведением заключается в овладении стимулом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10671. Моделирование динамики системы: потоки управления (Диаграмма состояний) 703 KB
  Практическая работа №5 Моделирование динамики системы: потоки управления Диаграмма состояний Цель работы: изучение понятий автомат состояние переход диаграммы состояний. Приобретение основных навыков построения диаграмм состояний в программной среде StarUML. Для
10672. Практическая работа. Моделирование динамики системы: потоки управления 288.5 KB
  Практическая работа №6 Моделирование динамики системы: потоки управления Диаграмма состояний Цель работы: изучение понятий автомат состояние переход диаграммы состояний. Приобретение основных навыков построения диаграмм состояний в программной среде StarUML. Реал...
10673. Изучение диаграммы деятельности, изображение условных и параллельных поведений систем 778 KB
  Лабораторная работа №7 по дисциплине €œCASEтехнологии Диаграммы деятельности Цель работы: изучить диаграммы деятельности научиться изображать условное и параллельное поведение систем. Теоретические сведения Деятельность представляет собой нек
10674. Моделирование контекста и функциональных требований к системе 233 KB
  Практическая работа №1 Моделирование контекста и функциональных требований к системе Цель работы: изучение диаграммы прецедентов: ее элементов актеров и прецедентов и основных типов связи между ними получение основных навыков построения диаграммы прецедентов в п...
10675. Проблема сознания в философии. Идеальное бытие сознания 99 KB
  Проблема сознания в философии. Идеальное бытие сознания. Наличие сознания разума уникальная человеческая черта. Его возможности принято считать безграничными. Именно благодаря разуму человечество сумело занять господствующее положение в биосфере. Но каким образ
10676. Основной вопрос и основные направления философии 43.5 KB
  Основной вопрос и основные направления философии 1. Общее понятие основного вопроса философии его стороны. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию а бытия – к мышлению сознанию. Важность данного вопроса заключается в том что
10677. Слово про похід Ігорів 15.4 KB
  Слово про похід Ігорів Як краще розповісти про похід Ігорів за зразком давнього співця Бояна чи за вимогами сучасності Ігор Святославович укріпив ум силою а серце вигострив мужністю й повів свої хоробрі полки на землю Половецьку за землю Руську. Ігор чекає свого бра
10678. Балада БОНДАРІВНА 14.55 KB
  Балада БОНДАРІВНА У містечку Богуславку Каньовського пана Там гуляла Бондарівна як пишная пава. У містечку Богуславку сидить дівок купка Межи ними Бондарівна як сива голубка. Прийшов до них пан Каньовський та й шапочку ізняв Обійняв він Бондарівну та й поцілував. Ой ...
10679. Історичні пісні. Ой Морозе, Морозенку 14.16 KB
  Ой Морозе Морозенку Історичні пісні Ой Морозе Морозенку Ти славний козаче За тобою Морозенку Вся Вкраїна плаче. Не так тая Україна Як та стара мати Заплакала Морозиха Та стоячи біля хати. Ой зза гори та зза кручі Буйне військо виступає. Попереду Морозенко Сивим ко...