29970

Основные проблемы психологии мотивации

Доклад

Психология и эзотерика

Потребность ПТ – свойство всех живых существ у человека – осознание и цель. Понимание потребности как нужды в чёмлибо что находится за пределами организма Узнадзе Платонов Потребность как отсутствие блага благо – состояние человека и внешней среды которые обуславдивают сохранение и развитие субекта Магун. Потребность как необходимость как заложенная программа Д.Леонтьев: потребность есть объективное отношение между субъектом и миром.

Русский

2013-08-22

76.5 KB

32 чел.

30.   Основные проблемы психологии мотивации.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых, но непонятная отрасль психологии. Т.к. понятие мотив является не только категорией понятийного аппарата психологии, но и понятием обыденного сознания. В обыденном сознании мотив понимается, как побудительная причина поступка, - слишком широкое и разнообразное по своему содержанию. У ученых – разные мнения.

Проблема определения ведущих понятий.

Потребность (ПТ) – свойство всех живых существ, у человека – осознание и цель.

- Понимание потребности как нужды в чём-либо, что находится за пределами организма (Узнадзе, Платонов)

- Потребность как отсутствие блага (благо – состояние человека и внешней среды, которые обуславдивают сохранение и развитие субекта, Магун).

- Потребность как необходимость (как заложенная программа, Д.А.Леонтьев: потребность есть объективное отношение между субъектом и миром. Потребность нужно определять через формы деятельности, в которых она реализуется, рассматривая ее как потребность в деятельности, а не в предмете).

- Потребность как состояние, в частности – как состояние напряженности (В.Н.Мясищев, П.А.Рудик). Чхарташвили.  Б.И.Додонов: переживание нужды потребностным состоянием – это еще не потребность, так как не является первоисточником активности человека и не выполняет свою главную функцию – побудительную. Оно сигнализирует о том есть трудности в удовл. ПТ.

Мотив – отдельная устойчивая личностная диспозиция, формируется на основе в значительной степени осознанных и значимых переживаний потребности и побуждения к Д,

- Мотив как потребность.

Мотив рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека - почему человека хочет проявить активность. С.Л.Рубинштейн: в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. ПТ объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. Органическая потребность (нужда) не приводит прямо к активности по устранению нужды, а лишь создает повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешних раздражителей.  П.В.Симонов: потребность – основа и движущая сила человеческого поведения, отождествляет их с мотивами.

Соотношение потребности  и мотива: Ильин

- между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредованные отношения

- потребность дает толчок к возникновению мотива

- потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить

- потребность – часть мотива (В.И.Иванников считает, что если побуждение принять за мотив, то частью этого побуждения является потребность)

- потребность и есть мотив (Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов)

Отождествление мотива с потребностью не позволяет ряд обстоятельств:

- потребность не полностью объясняет причину конкретного действия, ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами.

- отождествляя мотив с потребностью нельзя ответить на вопрос, зачем человек проявляет данную активность.

- принятие потребности за мотив ведет к тому, что говорят об удовлетворении мотива, а не потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива, а не потребности, о наследственных и приобретенных мотивах.

- Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).

А.Н.Леонтьев: объект придает побуждению направленность.  Побудителем поведения человека выступает не сам предмет, а его значение для человека. Он приписывает мотиву смыслообразующую функцию. Отсюда понятны рассуждения о сдвиге мотива на цель, когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия, получение от него удовольствия. Л.И.Божович: потребность не может определить целенаправленное действие человека, а может вызвать лишь неорганизованную активность человека. Предметы, постоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, фиксируют в себе эту потребность.

- Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции).

Дж.Аткинсон, Х.Мюррей: Устойчивые характеристики личности обуславливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, ценности, установки) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.

Но это не решает проблемы: многие личностные свойства (диспозиции) скорее являются потребностями, например, стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впечатлениях, художественная потребность. Устойчивые свойства личности (интересы и склонности, предпочтения и идеалы, установки и мировоззрения) могут оказывать влияние на принимаемые человеком решения. То есть свойства личности могут быть включены в основание действий и поступков человека.

Мотивация.

К.Мадсен и Ж.Годфруа Мотивация как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение.

К.К.Платонов как совокупность мотивов.

М.Ш.Магамед – Эминов как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотивов и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям:

- мотивация со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов, так мотивация может быть обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.

- мотивация как динамичное образование, как процесс, механизм.

В обоих случаях мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование. Во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, то есть процесс регуляции деятельности с помощью мотива.

Р.А.Пилоян: мотивация и мотив – взаимосвязанные психические категории, мотивы действия формируются на базе определенной мотивации. Через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом. Мотивы относятся к действиям, а мотивация – к деятельности.

В.Г.Леонтьев: 2 типа мотивации:

- первичная, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва

- вторичная, проявляющаяся в форме мотива

Мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенной цели.

Исследование мотивации в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии.

Бихевиористы: термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, в психологии это потребности, влечения (драйвы), имеющие число физиологическую природу. Объясняют поведение через схему «стимул – реакция», раздражитель - активный источник реакции организма. Для них проблемы мотивации не стоит, так как динамическим условием поведения является реактивность организма (способность отвечать на раздражители). Но в схему введена переменная, названная мотивацией, связанная с тем, что организм не всегда реагирует на стимул извне из – за различной чувствительности организма к данному стимулу, то есть порог ощущений. Мотивация – состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив выступает как энергизатор или сенсибилизатор.

Критика:  Р.Вудвортс (динамическая психология) трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и интенсивный акт, в котором интегрируется прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних стимулов. Этот синтез достигается за счет психической активности, основой которой служит стремление к цели.

Когнитивная теория мотивации.

2ая половина 20 в.,  концепции Дж. Роттера, Г.Келли, Х.Хекхаузена, Дж. Аткинсона - признание ведущей роли сознания  в детерминации поведения человека. Поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. В психологии мотивации появились новые понятия: социальные потребности, жизненные цели, когнитивный диссонанс, ценности, ожидания успеха. Фестингер: цель мотива – преодоление дисбаланса двух знаний (курильщик: да, я курю, нет – смена привычки).

Психоаналитические теории мотивации.

Решающее значение в организации поведения человека - бессознательному ядру психической жизни, которое образуется влечениями, в основном сексуальными и агрессивными, требующие непосредственного удовлетворения и блокируемыми цензорами. Решающая роль в детерминации поведения человека отводится бессознательному, подавление побуждений которого со стороны «Сверх - Я» приводит к неврозу.

У.Макдауголл: гормическая теория, у человека есть 18 инстинктов. Движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстинктивная) энергия «горме», определяющая характер восприятия объектов, создавающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувства как устойчивую и организованную систему диспозиций – предрасположений к действию.

Проблема мотивации в отечественной психологии.  

Впервые проблема мотивации была поставлена в науке в 19 в. Этот вопрос был поставлен не психологами, а представителями других наук. В частности юристами.

Лазурский – занимается волевыми процессами и выявил силу и слабость желаний и влечений, наклонность к борьбе, мотивы ярости, определенность желаний. Говорил о соотношении воли и мотивации. Волевой акт совершается легче, если есть сила стремления.    

Ухтомский – рассматривал целостное поведение человека, изучал бесстрашное, решительное поведение. Изучал вопросы с физиологической точки зрения, то доминанту рассматривал и как двигатель, и как вектор, то есть то, к чему побуждает.

Вайтонис – развил положение о мотивационных установках животных, предпосылке трудовой деятельности человека.

С.Л.Рубинштейн – рассматривал мотивацию с точки зрения теории деятельности и связал мотивы с конкретными видами деятельности, связал их с общественно – историческим развитием, с характером общественной деятельности человека. Показал, что в основе мотивации человека лежат не инстинкты, как у животных, а потребности.

А.Н.Леонтьев – у человека есть определенные потребности и есть объекты среды, не связанные с человеком. ПТ -  объективная необходимость, то есть объективная нужда организма в чем – то внешнем. Особенность потребности – ее предметность, то есть наличие чего – то вне организма, отвечающего данной потребности, то есть объекты становятся субъективно значимыми. К потребности всегда привязано некое специальное поведение – поисковое. Поиск заканчивается опредмечиванием потребности и удовлетворением ее. Потребность развивается за счет развития предмета, их удовлетворяющих. Человек создает предметы, которые будут удовлетворять его потребностям. Биологические потребности остаются, но они изменяются, становятся другими, так как другим становится предмет и способ удовлетворения потребности (еда при помощи ножа и вилки или еда при помощи рук).

Деятельность может определяться через потребность. Всякая потребность направляет и управляет деятельностью, так как возникает адекватное этой потребности побуждение, то есть побуждение двигает нашу деятельность.

Резюме по западной психологии мотивации: каждое направление рассматривало отдельные аспекты изучения мотивации, но все они не рассматривали процесс мотивации и мотивы, как принадлежащие себе и субъекту.

Резюме по отечественной психологии: рассмотрели вопрос того, что мотивация формируется у субъекта, сознающего себя и свою деятельность, рассматривали мотивацию в структуре деятельности, а с другой стороны как часть личности, при этом личность понималась как сознающий субъект.

Мотивация в структуре деятельности. (схема деятельности)

Мотивация – это часть деятельности, которая соотносится с другими элементами.

Потребность – это исходная форма активности всех живых существ. В жизни каждой потребности можно выделить 2 этапа: 1. Период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность и 2. после этой встречи.

На первом этапе ПТ не представлена субъекту, он может испытывать состояние напряжения, напряженности, но не знать, чем это состояние вызвано, внешне это состояние может выражаться в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов, которые могут удовлетворить данную потребность. Во время поисковой деятельности происходит встреча человека с предметом потребности, которой и завершается первый этап жизни потребности. Процесс узнавания потребности называется опредмечивания потребности.

В процесс опредмечивания наблюдается 2 важные черты потребности:

1. Первоначально очень широкий круг предметов, способный удовлетворить данную потребность

2. Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

В акте опредмечивания потребности рождается мотив, мотив – это и есть предмет потребности. Через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив можно определить как опредмеченную потребность. Теперь поведение направлено на предмет или от него, если вектор отрицательный. Один и тот же мотив может удовлетворяться различным набором действий, но одно и то же действие может порождать различные мотивы. Мотив, порождая действие, приводит к образованию цели, а цель всегда осознаваемая, а мотивы поведения могут и не осознаваться. То есть мотивы можно разбить на 2 класса: осознаваемые и неосознаваемые. Мотивы образуют иерархическую структуру в сознании человека. Обычно они не осознаются в полной мере, а могут проявляться в ситуации конфликта мотивов.

Основной путь движения П – М – Ц – Д. В реальной деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д – М – П. Новые мотивы образуются за счет механизма сдвига мотива на цель или механизм превращения цели в мотив. Суть механизма в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким – то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом.

Пример: ребенок начинает заниматься каким – то предметом из-за того, что ему нравится

Особенности человеческой МЦ:

1. Наличие биологической МЦ. 1) инстинктивная мотивация (наследственная, безусловная, 10%) и  2) развивается в онтогенезе (выявление значимых стимулов и усвоение способов ответов на них, то есть условный рефлекс). У человека есть сознание, существо социальное, само общество развивается, усложняется, вся система социальных факторов влияет на человека. Человек сам создает предметы, которые могут удовлетворить его потребности.

2. социальная обусловленность. Человеческая мотивация всегда отвечает нуждам общества. Через воспитание, целенаправленное воздействие на ребёнка, через общение, познание, труд. Передача ребёнку картины мира. А.Н.Леонтьев –у человека есть   квазиизмерение – смысловое поле – система смыслов и значений. Как только мы овладеваем языком у нас формируется картина мира, человек узнает все новые и новые значения окружающих объектов, выстраивает между ними причинно – следственные связи и это способствует формированию его картины мира.

3. Всегда есть потенциальная МЦ - она не побуждает человека к деятельности здесь и теперь, но эти мотивы могут актуализироваться при определенных ситуациях (Хочу заниматься творчеством, но обучение отнимает много времени).

4. Полимотивы – МЦ сфера – сложная структура, система, имеет иерархическое строение.

5. Человек – это субъект деятельности и субъект мотивации, что принципиально отличает его от животного, человек может их осознавать, выбирать цели и отчего – то отказываться.

У ребенка мотивы в большей степени связаны с эмоциями, у взрослого - с волевым поведением.

Механизм формирования человеческой мотивации .

У животного основной механизм: наследственность + система условных рефлекторных реакций.

Для человека: важна роль обучения и воспитания. Человек становится субъектом мотивации при воспитании и обучении. Воспитание как целенаправленное воздействие на субъект со стороны другого субъекта, с целью развития определенных качеств. При помощи воспитание строится 5 квазиизмерение. Построение образа мира и личностного смысла. Мотивация человека развивается только через деятельность.

Признаки, характеризующие внутреннюю организацию и динамику мотивации человека: иерархическая соподчиненность мотивов, полимотивированный характер деятельности, поливалентность мотивов по отношению к потребностям, пластичность, взаимозаменяемость.

Мотивационная сфера человека.

Мотивационную сферу с точки зрения различных авторов составляют различные мотивационные образования.

Ильин – кроме мотивов, потребностей, входят интересы, влечения, ценности, установки и т.д.

2 стадии в мотивационной сфере: Мерлин: 1. Активное отношение личности и 2. Побуждение к деятельности. Здесь мотив как свойство личности, но с оговоркой: чем устойчивее отношение, тем  в большей степени оно является свойством личности.

Строение мотивационной сферы и ее развитие в онтогенезе

Характеристика МЦ сферы:

1. Иерархизирована (многовершинна), разной высоты;

2. цельность и взаимосвязь, доминирующий мотив утверждает другие;

3. широта и гибкость, качественное разнообразие мотивов;

4. двумодальная мотивация (и избегание, и приближение);

5. активная и потенциальная;

6. мотивационные подструктуры (много у зрелой личности).

Развитие:

Механизмы – научение, сдвиг мотива на цель, возникновение новых ПТ, принятие мотива личностью. «Сверху» - от социального (сделай так – это хорошо), «снизу» - от  Д (удовлетворение ПТ).

3 фазы развития:

1. поиск ПТ и ее удовлетворение через подражание;

2. космических решений: в юношеском возрасте туманные, оторванные от реальности.

3. автономия, индивидуальность, самостоятельность.

Литература: Ильин, Вилюнас, Макклеланд, тетрадь


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8656. Философия её предмет, основные проблемы и функции 67 KB
  Философия её предмет, основные проблемы и функции. План. Философия и мировоззрение. Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний. Место философии в системе духовной культуры ...
8657. Философия марксизма. Разработка материалистической диалектики 43.5 KB
  Философия марксизма План Учение о практике Разработка материалистической диалектики Новая концепция истории Исходные характеристики: Создателями, основоположниками марксизма были Маркс и Энгельс. Карл Маркс (1818-1883). Окончил юри...
8658. От христианства Возрождению 97.5 KB
  От христианства Возрождению Философия средневековья и ее теоцентризм. Основные этапы: патристика и схоластика Проблема универсалий: реализм и номинализм. Философия эпохи Возрождения и ее характерные черты....
8659. Общество, как система. Основные подсистемы общества 82.5 KB
  Философское понятие общества. Общество, как система. Основные подсистемы общества. Общество, как исторический процесс. Гражданское общество. Правовое государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития...
8660. Древнекитайская философия 46.5 KB
  Древнекитайская философия. Особенности средневековой философии. Древнекитайская философия. - Конфуций - латинизированное название, буквально Кун-фу-цзы - старый учитель Кун. Конфуцианство возникает в 6 веке до н.э...
8661. Философия в системе культуры 21.22 KB
  Философия в системе культуры Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения Особенности мифологического мировоззрения Признаки религиозного мировоззрения. 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. - Мировоззрение...
8662. Сущность и предназначение философии 18.7 KB
  Сущность и предназначение философии. Особенность философского мировоззрения. Истоки философии. Семь мудрецов Предмет философии. Основной вопрос философии. Особенности философского мировоззрения. Философское мировоззрение прихо...
8663. Сущность и предназначение философии. Основные формы философского дискурса 19.7 KB
  Сущность и предназначение философии. Предмет философии. Основной вопрос философии. Разделы философии. Основные формы философского дискурса. Предмет философии. - предмет философии - это то, что она изучает, это угол зрени...
8664. История философии. Античная философия (6 в. До н.э. – 4 в н.э.). 25.62 KB
  История философии.Античная философия (6 в. До н.э. - 4 в н.э.). Основные этапы развития античной философии. Особенности ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философия Гераклита. Диалекти...