29971

Мотивация отдельных видов деятельности. Ильин, Вилюнас

Доклад

Психология и эзотерика

Мотивация отдельных видов деятельности. В контексте Д мотив в структуре этой деятельности. Экспериментальные изучения мотивации трудовой деятельности. Мотивация трудовой деятельности стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда направленного на достижение целей организации.

Русский

2013-08-22

74 KB

18 чел.

31.    Мотивация отдельных видов деятельности. Ильин, Вилюнас,

Существует 2 подхода к мотивации: 1. В контексте  личности (какие мотивы преобладают, мотив как характеристика); 2. В контексте Д (мотив в структуре этой деятельности).  Во втором подходе – большое значение уделяется анализу содержания этой Д, какие мотивы побуждают субъекта ее выполнять.

Впервые мотивацию в контексте конкретных видов Д изучал Рубинштейн – выделил виды Д (игровая, трудовая, учебная, творческая) – потребность, которая обусловлена культурно..

Параллельно с мотивацией типов Д рассматривают мотивацию типов поведения (особенно актуально для практической прикладной  психологии) – девиантного поведения, помогающего, деструктивного.

Экспериментальные изучения мотивации трудовой деятельности.

Мотивация трудовой деятельности - стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Методики для изучения: Замфир «Методика диагностики мц трудовой Д», Методика Потёмкиной.

В. Врум и Э. Диси: чем больше удовлетворены люди своей работой, тем больше они будут побуждаться к ее выполнению, и чем больше награждать их, тем усерднее они будут работать. Вознаграждения, которые используются при таком подходе, не зависят от продуктивности деятельности работников, а получаются ими в силу принадлежности к данному учреждению (организации, фирме, компании). Это различные дополнительные льготы: пенсии, субсидии на получение образования, отдых, организованный компанией, и т. д.

Д. Макгрегор: выделяет «теорию X», представляющую традиционный подход к управлению (система «научного управления» Тейлора) , и «теорию У», разработанную им самим.

Теория Х: человек ленив, его нужно постоянно принуждать, угрожая наказанием – нужен внешний контроль за Д и стимуляция – зарплата, которая зависит от результатов труда (связана с результативностью труда). Исследования: иногда подход эффективен, но чаще нет (есть влияние групповых норм, стараются не отличаться). Когда только внешний контроль, - *удовлетворяются только эгоистические потребности по Маслоу (в самоуваж и самореализ), *можно использовать когда труд – из простых операций, их можно объективно оценить.

Теория У: работа сама по себе, независимо от действия каких-либо внешних побудителей, может быть источником возникновения удовлетворенности, так как физический и умственный труд так же естественны для человека, как игра или отдых.

Ф. Герцберг: соединил теории Х и У,  выделил 2 группы факторов, влияющих на удовлетворенность своим трудом: «гигиенические», внешние по отношению к процессу работы и самому работнику (ЗП, условия труда политика компании, взаимоотношения: если «-» - неудовл работой, если «+» - нейтральное состояние) и «мотивационные», присущие самому процессу работы (достижения в работе, признание со стороны других, интерес к работе как таковой, ответственность и продвижение по службе). Гигиенические факторы влияют на неудовлетворенность работой, а мотивационные на удовлетворенность ею. Особенно важны мотивационный. В исследованиях всё подтвердилось. Критиковали за упрощенность.

Исследование Ядова и Здравомыслова: измеряли роль мц фактора при увеличении стажа у рабочих. До 30 лет самые важные - возможность продвижения по работе и разнообразие труда. Старше 30 лет те же, только поменялись местами. С возрастом повышается роль санитарно-гигиенических условий труда, человек становится более чувствительным к недостатку комфорта. Старше 30 – менее значимы отношения с руководством, т.к. сами уже профессионалы.

Показано, что для мужчин более важны содержание и общественная значимость работы, ее разнообразие, творческие возможности, какая выпускается продукция; они в большей степени осознают социальную значимость своего труда. Для женщин важнее взаимоотношения в коллективе, условия труда, размер заработка.

Изучение структуры мотива трудовой Д - К. Замфир (дама).

3 составляющих МЦ:

- внутренние мотивы (ВМ), понимание общественной полезности работы, удовлетворение, которое приносит работа. – наиболее эффективная!!!

- внешние положительные мотивы (ВПМ) материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж (ради чего можно приложить усилия)

- внешние отрицательные мотивы (ВОМ) наказания, критика, осуждение, штрафы (в итоге порождают конформизм, ограниченность, пассивность, безответственность).

Вывод: роль различных мотиваторов труда зависит от имеющихся в данное время общественных отношений, выполняемой деятельности (профессии), направленности личности (интереса к профессии), половых различий субъектов труда.

Экспериментальные изучения мотивации учебной деятельности:

Мотив посещения школы первоклассниками Л.И.Божович: 6-7 лет – желание смены обстановки, новые впечатления, выполнение требований родителей, желание взрослости, быть как все (внешние причины). Мотив посещения школы следует отличать от мотива обучения. Они могут, как соответствовать друг другу, а могут и расходиться. Мотив обучения могут обуславливать следующие причины: интерес к учению вообще, желание получить образование в связи с пониманием его необходимости, желание заслужить похвалу. Исследования: выяснили, что мотив посещения школы зависит от отношения учителя (он пассивный, активный, + или -).

Мотивы учебной деятельности младших школьников.

Мц - беспрекословное выполнение требований учителя, «раз велел, значит нужно это сделать».

И.М.Вереникина: лонгитюдное исследование – дети от 6 до 10 лет, больше таких, которые мотивируют свою учебную деятельность чувством долга  и уменьшается число детей, которые учатся ради интереса. Мотивационную роль играют получаемые ребенком отметки. По мнению Божович дети в 1-2 классе воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Самый редкий мотив – познавательный. 3-4-е классы: начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. А учащиеся 5-6-х классов начинают даже дразнить младших школьников за старание, называя их «зубрилками».

М. В. Матюхина: не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижные, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы чаще всего выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности.

Мотиваторами учебной деятельности младших школьников могут быть социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу. Сложно надолго удержать намерение ребёнка, надо давать небольшие задания.

Мотивация  учебного поведения школьников средних классов.

Возникновение стойкого интереса к какому – то предмету. Повышенный интерес к одному предмету может сопровождаться общим снижением мотивации учения, аморфной познавательной потребностью, из – за чего могут быть нарушения дисциплины, пропуски уроков, не выполнение домашнего задания. Это может привести к формальному отношению к неинтересным предметам, зазубриванию без понимания. Это может быть связано со слабым понимание подростка того, что учеба ему нужна для дальнейшего профессионального роста и самоопределения. Л.И.Божович главный мотив поведения детей средних классов – найти свое место среди товарищей. Если этого не получается, то ребенок может начать стремиться  получать отличные отметки.

Мотивация учебной деятельности и поведения детей в старших классах.

Основной мотив – подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение.

В.Л.Мунтян – степень адекватности самооценки учебных способностей в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдается высокоразвитые, познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в учении.

Мотивация учебной деятельности студентов.

Основные мотивы поступления в ВУЗ: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям. Девушки чаще выбирают профессию из – за ее общественной значимости, широты сферы ее применения, возможность работать в крупном городе, а юноши – профессия соответствует их интересам и склонностям.

А.Н.Печников и Г.А.Мухина – ведущие учебные мотивы – профессиональные и личного престижа, менее значимые – прагматические (получение диплома) и познавательные. На первом курсе ведущая роль – познавательных, на втором – личного престижа, на 3 и 4 – оба вышеперечисленных, на 4 еще и прагматический.

А.И.Гебос выделил факторы, способствующие формированию положительных мотивов учения:

- осознание ближайшей и конечной цели обучения

- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний

- эмоциональная форма усвоения материала

наличие положительного эмоционального климата в группе.

Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффеляции, власти, избегания.

Мотив достижения. Мотив достижения подразумевает, что нечто делается лучше ради самого этого факта, из – за внутреннего удовольствия от улучшения собственной деятельности.

Аткинсон В мотивации достижения 2 компонента: тенденция стремления к успеху и тенденция избегания неудачи. Наиболее ориент на достижение – лица с высокой потр в достижении и низкой тревожностью. Ориент на избегание достижения - испытуемые с показателем ниже среднего по потребности в достижении и выше среднего по тестовой тревожности. Его модель: выделил детерминанты мотивации достижения – мотив (личностная детерминанта), ожидание (предвосхищение того, что выполнение определенного действия приводит к определенным последствиям), ценность (ситуативная). Мотивация – это функция этих 3 переменных. Ценность успеха прямо пропорциональна трудности его достижения.

Аронсон: спонтанные рисунки лиц с выраженной потребностью в достижении отличаются от таковых у лиц со слабо выраженной потребностью в достижении. Со слабовыраженной - «рисуют больше каракуль», нет разнообразия, просто повторяют движения. Шансы доказать, что они могут сделать что – то лучше остальных - умеренно трудные задачи. Лица с выраженной потребностью в достижении предпочитают работать над умеренно трудной задачей. Вероятность успешного выполнения которых составляет 30 – 50 %, лица с низким уровнем потребности в достижении выбирают либо очень сложные задачи, либо очень простые.

Мотив власти. Верофф определили  цель мотива власти – оказания влияния.

Когда высокие показатели - более чувствительны к стимулам, связанным с темой власти, чем с нейтральными стимулами; более фиксированы на том, чтобы подобные ситуации наблюдались в их жизни.  И мужчины, и женщины с выраженной потребностью во власти чаще остальных испытывали побуждение к агрессии, но могли его подавить. Они чаще испытывают чувство гнева и подумывали о том, чтобы совершить агрессивный поступок, но в действительности совершали их не чаще, чем люди со слабо выраженной потребностью к власти.

Люди, с выраженной потребностью во власти имеют негативный образ  собственного «Я». И мужчины и женщины с устойчивой мотивацией к власти были более склонны считать себя неполноценными или неудовлетворенными различными аспектами своей жизни, они чаще употребляют алкоголь и наркотики для снятия напряжения, имеют больше эмоциональных проблем.

Винтер студенты, планирующие сделать карьеру в сфере преподавания, психологии, бизнеса, имеют более высокие показатели потребности во власти, чем студенты, планирующие заняться другими видами деятельности. Психологи и журналисты имеют больший доступ к закрытой информации: им известно то, что не известно другим и через что они могут влиять на сознание людей.

Винтер мужчины с выраженной потребностью во власти склонны участвовать в драках, азартных играх, употреблении алкоголя, сексуального использования женщин. У женщин мотивы власти проявляются более социализировано.

Аффилиативные мотивы.

Потребность быть с людьми. Люди  с выраженной потребностью в аффилиации быстрее осваивают социальные отношения, более восприимчивы к лицам, чем к объектам, более склонны к общению, склонны поддерживать контакты с другими людьми. Лэнсинг и Хейнс отмечают, что лица с выраженной потребностью в аффилиации делают больше телефонных звонков, пишут больше писем и чаще ходят в гости, примиряются с противоположным мнением незнакомого человека в том случае, если этот человек привлекателен.

Мотив помощи.

Проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять тех, кто в этом нуждается. Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны и базируется на нравственных нормах общества, таких, например, как чувство долга, социальная ответственность. У верующих альтруизм основывается на религиозном постулате «возлюби ближнего своего». Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию (эмпатии).

Проблемы отклонений в мотивационном развитии человека.

Часто неудовлетворение потребностей, влечений и желаний вызывает у человека сильное психическое напряжение. Для снятия его и уменьшения возбуждения человек может применять защитные механизмы по Фрейду это вытеснение, проекция, регрессия поведения и сублимация. Эти механизмы могут использоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребностей и влечений. При этом могут использоваться различные каналы разрядки: двигательный (ходьба, бытовые операции), речемыслительный (фантазирование, проигрывание в уме желаемых ситуаций). Но она не решает главную проблему – удовлетворение потребностей и реализацию мотивов. Следствием этого может стать невроз.

Три формы невроза: неврастения при длительно действующих психотравмирующих факторах; истерия характеризуется двигательными расстройствами, расстройствами болевой чувствительности, сенсорики, речи; невроз навязчивых состояний проявляется раздражительностью, повышенной утомляемостью, нарушениями сна.  

З.Фрейд  поскольку требования «Эго» со стороны «Оно» и «Сверх – Я» несовместимы. То возникает внутренний конфликт, психоэмоцинальное напряжение, от которого индивид спасается при помощи защитных механизмов. При недостаточной выработке защит, возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие воспоминания  раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противоположного пола.

К.Хорни ранние переживания детства не исключают дальнейшего развития человека. Прошлое имеется в настоящем в виде его развития, в процессе развития никогда не возникает простых повторений или регрессий к предыдущей стадии. Ранние формы опыта обуславливают наше отношение к окружающему миру.

Мотивация преступного поведения.

К отклоняющемуся поведению относят агрессивное поведение, преступность, употребление алкоголя, наркоманию, курение, бродяжничество, самоубийство. 

Влияют как внешние, так и внутренние факторы. 2 основные психологические причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальное потребности и асоциальные личностные диспозиции.

Делинквентное поведение - субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия психической напряженности – применяет физическую силу или оружие с целью нанесения травмы, увечья или лишения жизни.

В.Н.Кудрявцев мотивация преступного поведения – процесс формирования мотива преступления, его развитие и оформление, а затем реализация в фактических преступных действиях.

В.В.Лунеев мотивация преступного поведения включает в себя: актуализацию потребностей, возникновение и формирование мотива, выбор путей достижения цели, анализ наступивших последствий, раскаяние. Необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могущие привести к появлению мотивов и мотивационных установок преступного поведения.

В.Н.Кудрявцев о мотиве преступления можно говорить тогда, когда уже появились: объект воздействия, цель и средство достижения преступного результата.

Мотивация  и  деятельность.

В разделах психологии, изучающих поведение человека под углом зрения эго эффективности и продуктивности, очень рано было признано важное значение мотивационного фактора. Центральный процесс, опосредствующий влияние мотивации на результаты деятельности, – это процесс выбора цели индивидом (формирование цели).

Известно, что трехлетние дети любят рисовать каракули, они просто чертят какие-то линии и явно получают удовольствие от этого. Их мотивация, таким образом вызывает у них целый ряд моторных реакций.  

Исследования уровня притязаний (некоторые аспекты формирования цели):

Хоппе (Ученик Левина) показал, что успех и неудача не могут быть определены в объективных терминах. Испытуемые, приступая к работе, ставят перед собой конкретную цель: они хотят и стремятся достичь определенного уровня результатов. Это и есть их уровень притязаний – то, к реализации чего они стремятся. Качественная оценка результатов деятельности (что хотел и что сделал) - успех или неуспех деятельности. В экспериментах Хоппе проводил различие между реальной  и идеальной целями, которые испытуемые часто смешивают при определении уровня своих притязаний. Более важным, чем начальный уровень, является изменение уровня притязаний в результате ознакомления с реальными результатами. В целом в условиях нашей культуры уровень притязаний повышается после успеха и снижается после неудачи.

Оптимум мотивации. Закон Йеркса – Додсона.

Идея оптимума мотивации появилась очень давно. Психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция  отрицательно сказывается на нашей эффективности. Так, было показано, что, когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля. Исследования установили зависимость между показателем активации и качеством исполнения.

Было выявлено, что оптимум мотивации изменяется при каждой задаче. Йеркс и Додсон провели в 1908 г. важный эксперимент, который дал одинаковые результаты на крысах, цыплятах, кошках и человеке. Задача - в различении двух яркостей, при этом один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Задача была более или менее сложной и предполагала три уровня трудности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а именно: слабый, средний или сильный электрический удар как наказание за ошибки.

Показано, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Оптимум зависит от трудности задачи, поэтому закон Йеркса – Додсона: в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.

Слишком быстро идущий человек быстро утомляется, но и идущий слишком медленно тоже. Порывистость работы, внезапное ее усиление оказываются неблагоприятными для производительности. Слишком мало изучен этот феномен.

Измерение силы мотива, то есть энергетической характеристики потребности до сих пор встречает значительные трудности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23046. Тригери 1.45 MB
  1 зображено схему найпростішого RSтригера на елементах 2ІНЕ серії 74 із зворотнім зв’язком. Встановлення тригера в 10 відбувається при подачі нуля на NSNR при цьому протилежний вхід повинен бути встановлений в одиницю. Подача двох нулів є забороненою комбінацією при якій стан тригера буде невизначеним. Для даної схеми тригера доцільно у початковий момент встановити режим зберігання інформації потім у деякий момент подати імпульс встановлення 1 потім імпульс встановлення 0 після цього знову використати режим зберігання і нарешті...
23047. Регістри та лічильники 1.83 MB
  Виведіть графік залежності вхідних Reset Shift Info та вихідних Q0Q2 цифрових сигналів регістра від часу та поясніть ці залежності. Виведіть відповідні графіки для вхідних та вихідних сигналів та поясніть ці залежності. Джерела пробних сигналів підберіть таким чином щоб регістр послідовно виконав операції: а паралельного запису числа 0101; б перетворення цього числа на послідовний код; в послідовного запису числа 1010; Проведіть моделювання для цієї схеми. Виведіть відповідні графіки для вхідних та вихідних сигналів та поясніть ці...
23048. Імпульсні цифрові схеми 2.62 MB
  Формувачі імпульсів. 1 зображено схему формувача імпульсів на логічних елементах ІНЕ. 1 Недоліком цієї схеми є те що для формування імпульсів досить великої тривалості потрібно використати велику кількість логічних елементв. 2 Для формування імпульсів з синусоїдальної напруги часто застосовується тригер Шмітта рис.
23049. Схеми на операційних підсилювачах. Інвертуюче увімкнення ОП 2.04 MB
  Завдяки своєму високим коефіцієнту підсилення та вхідному опору а також низькому опору вихідному операційні підсилювачі ОП дуже широко застосовуються у схемотехніці особливо в мішаних аналоговоцифрових схемах. Додавши до ОП коло зворотнього звязку можна отримати підсилювач практично з будьяким коефіцієнтом підсилення. Коефіцієнт підсилення такої схеми у межах лінійності ОП рівний Rc Rin. Параметри ОП дозволяють добирати Rc та Rin у широкому діапазоні опорів отримуючи різні коефіцієнти підсилення.
23050. Цифро-аналогові перетворювачі 1.33 MB
  1 зображено схему 4розрядного ЦАП. 1 Лічильник U3A та пробні джерела складають тестову схему яка послідовно подає на вхід ЦАП цифрові коди від 0 0000 до 15 1111. Зростаючий код на виході ЦАП буде перетворюватися на лінійно зростаючу напругу. 2 зображено схему дослідження 8розрядного інтегрального ЦАП.
23051. Ознайомлення з основними можливостями пакета програм автоматизованого проектування електронних схем MicroSim PSPICE 8.0 1.35 MB
  Система автоматизованого проектування MicroSim PSPICE використовує один з найбільш вдалих кодів схемотехнічного моделювання SPICE Simulation Program with Integrated Circuit Emphasis який був розроблений на початку 70х років фахівцями Каліфорнійського університету США. Фактично зазначений код став стандартним для моделювання електронних схем і застосовується також у інших відомих системах моделювання схем зокрема MicroCap а вхідний формат мови завдань SPICE підтримується практично усіма пакетами автоматизованого проектування електронних...
23052. Електронний ключ на біполярному транзисторі 482 KB
  Каскад виконує логічну операцію заперечення оскільки високий рівень напруги на вході забезпечує введення транзистора у режим насичення коли напруга на навантаженні буде низькою. При введенні наведеної вище схеми дослідження ключового каскаду застосовуються джерела сталої напруги живлення VCC та імпульсної вхідної напруги VIN. Перелічимо основні параметри даних джерел: Як джерело сталої напруги живлення застосовується стандартна модель VSRC що міститься у бібліотеці source. Основними є такі її параметри: DC стала напруга що її виробляє...
23053. Електронні ключі на МДН-транзисторах 1.07 MB
  Вважайте що напруга живлення дорівнює 10 В амплітуда вхідного імпульсу 10 В тривалість цього імпульсу 500 нс його період 1000 нс. Тривалості фронту і спаду імпульсу задайте дуже малими наприклад по 0. Поясніть зміни у тривалості спаду вихідного імпульсу та рівні напруги логічного нуля на виході. Параметри джерел вважайте такими: напруга живлення 20 В амплітуда вхідного імпульсу 20 В тривалість цього імпульсу 500 нс його період 1000 нс.
23054. Базовий елемент транзисторно-транзисторної логіки (ТТЛ) 1016 KB
  Насправді опором навантаження для виходу ТТЛсхеми звичайно є вхідний опір наступної ТТЛсхеми. Оскільки у реальних ситуаціях на один вихід треба під’єднувати досить багато входів важливим є такий параметр схеми як навантажувальна здатність тобто максимальна кількість входів яку можна навантажити на вихід без втрати працездатності схеми. Оскільки транзистори в даній схемі працюють у режимах насичення та відсікання має місце досит значна інерційність схеми потрібен певний час для переведення транзисторів з одного граничного стану в...