29972

Проблема предмета психологии

Доклад

Психология и эзотерика

А на некоторых ученых она произвела такое впечатление что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Проблема предмета психологии является одной из ключевых в связи с тем на современном этапе развития психологической науки нет единого представления о ее предмете.

Русский

2013-08-22

53 KB

57 чел.

  1.  Проблема предмета психологии

Предмет психологической науки и его специфика: Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Слово "психология" в переводе на русский язык буквально означает "наука о душе". В наше время вместо понятия "душа" используется понятие «психика».С лингвистической точки зрения "душа" и "психика" - одно и то же, с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Чтобы составить предварительное представление о том, что такое "психика", рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека. А на некоторых ученых она произвела такое впечатление, что они связали с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Одни считали,что психология должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений - самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии. Тк существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и трансформаций представлений о ее предмете.

Проблема предмета психологии является одной из ключевых в связи с тем,  на современном этапе развития психологической науки нет единого представления о ее предмете.

Предмет-включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.Предмет «строит» сама наука с помощью своих методов,теорий,категорий.

АНТИЧНОСТЬ: Предмет психологии: душа – движущее начало всех вещей, обладающее функциями познания и регуляции поведения. Материалисты (Душа: источник энергии для тела; состоит из частей; образована мелкими подвижными атомами; смертна - Милетская школа: Гераклит, Фалес,; Демокрит; Стоики; Эпикурейцы; Пифагор; Гиппократ.) и идеалисты (Душа: источник разума и нравственности; состоит из частей, которые обладают разными свойствами; бессмертна - Сократ; Платон; Плотин; Августин Аврелий).

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5-15): Предмет психологии: душа, исследование видов активности тела и особенностей познания (чувственного познания мира). номиналисты (естественно – научное понимание дущи)- Ибн – Сина: душа и тело едины; основа души – мозг (психические функции зависят от мозга). Реалисты (религиозно – философское понимание души)- Ф. Аквинский: душа – дар Божий;  она бессмертна; главное свойство души – мышление и сознание; сознание – дар, который позволяет человеку познавать мир.

ВОЗРОЖДЕНИЕ(15-17) - Проблема способностей, психического развития. Изучаются этапы познания и психические (душевные) состояния. П. Помпонацци; Дж. Бруно; Х. Вивес; Х. Уарте.

НОВОЕ ВРЕМЯ (17-19) - Предмет психологии: сознание (его содержание и пути формирования) – это уникальная способность человека не только познавать окружающее, но и рефлексировать собственное состояние. Материализм- Единая субстанция  – природа (Спиноза, Гоббс\). Идеализм - Г. В. Лейбниц: первоэлементы мира – монады – неделимые частицы (духовные); Дуализм - Р. Декарт: существуют две независимые субстанции: душа и тело; главное свойство души – сознание.

АССОЦИАТ ПСИХ (17-19в): Предмет психологии: сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств познавательные процессы (в конце периода – поведение). Ест-н напр-е в пер зарождения (Гоббс и Гартли) - сознание: ощущения, представления, чувства; 2 круга в структуре психики:   большой (объясняет взаимодействие человека с внешним, окружающим миром – внешнее поведение) и малый (объясняет психическую деятельность, познание, эмоции и волю); психика имеет матер основу. Идеалист напр-е в пер зарожд (Беркли и Юм) -   сознание: ощущения, представления, чувства; мир существует только в нашем сознании; отвергается положение об объективной реальности. Пер классич асс-ма ест-н напр (Дж.Милль, Браун) -  психическое явление состоит из простых; сознание – совокупность простых элементов. Идеалист напр-е (Гербарт) - душа – реал – вечные духовные сущности; душа – духовный центр, в котором хранятся и перерабатываются знания; 3 слоя души:   1) апперцепция (сознание),  2) перцепция (смутное знание),   3) бессознательное (не фиксируется нами); предмет психологии – апперцепция и перцепция.  Пер кризиса асс психологии - Г. Спенсер: психика – механизм адаптации к среде; изучение взаимодействия человека с окружающей средой; изучение механизмов развития психики. А. Бен: целесообразное поведение: механизм образования – установление ассоциаций ( движение – цель – действие).

БИХЕВИОРИЗМ (1 ½ ХХв): Предмет психологии - поведение и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение. Поведение включает в себя все психологические ифизиологические аспекты жизни человека. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение.Все реакции человека имеют либо приобретенную,внешнюю природу и называются условными рефлексами,либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называются безусловными рефлексами. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит формирование навыков через формирование условного рефлекса.

ПСИХОАНАЛИЗ(конец19в-1 ½ 20в):предмет-Сознание и бессознательное — две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом. Четкое различение между первым и вторым — это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые,неведомые даже ему самому, процессы. Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

ВЫДЕЛЕН В САМОСТ НАУКУ(19 в) - Предмет психологии: психика – реальность в системе отношений между стимулами и реакциями организма (психика имеет материальную основу). Г. Гельмгольц: изучение скорости нервных импульсов (психофизиология). Т. Г. Фехнер: изучение соотношения силы раздражителя и реакции, соотношения между материальными и духовными процессами(психофизика).  Ф. Дондерс:Изучение скорости реакций субъекта на воспринимаемые стимулы (психометрия).

А. Н. Леонтьев: предмет: целостная деятельность субъекта. Деятельность – динамическая система взаимодействий  субъекта с миром, в ходе которых субъект преобразует мир и самого себя, исходя из собственных потребностей.

КОГНИТИВИЗМ:Предмет-познавательные процессы:память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.Методы исследования - хронометрические методики,основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью,которая необходима для изучения указанных объектов.Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:строгую последовательность в сборе и переработке информации; уровневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков; избирательность, определяемую опытом познающего субъекта; зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

ГУМАНИЗМ:ПРЕДМЕТ- внутренняя сущность личности.

 Г. Олпорт: личность как уникальность (диспозиции личности и условия развития личности).  А. Маслоу: потребностно – мотивационная сфера, механизмы развития личности.

 К. Роджерс: «Я» - концепция, условия развития личности.

ГЕШТАЛЬТ:ПРЕДМЕТ-психика как целостность (все психические функции подчиняются принципу гештальта); сознательные элементы психики. Главное понятие этой психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом. К. Коффка: предмет – свойства, законы и развитие восприятия; развитие психики в онтогенезе и филогенезе.  В. Келлер: предмет – восприятие и мышление.  К. Левин: предмет – мотивационно – потребностная сфера личности.

БЕРЛИНСКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА: Вертгеймер,Коффка,Келлер и Левин.

Феноменологическое самонаблюдение интроспективный метод, разработанный в гештальтпсихологии . Характеризуется ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности наивным испытуемым.

Современное понимание предмета психологии

    В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев: предмет психологии человека – субъективность.

- психологический мир человека – это мир в человеке и человек в мире (психическое как внутреннее, так и внешнее);

- психические явления двойственны по своей природе: имеют органическую основу и активное отражение, результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта;

- психические процессы и явления – это реальные свойства человека (первичная, объективная форма существования психического), переживание, самосознание (вторичная субъективная форма существования психического);

- субъективность – исходное начало в человеке, то, что лежит в основе бытия (родовая специфика человека и форма бытия человека)

В целом, в начале XXI века понимание предмета, которое сложилось в современной научной психологии, является многоступенчатым ("декларируемый", "рационализированный", "реальный"), что не позволяет сколько-нибудь удовлетворительно решить стоящие перед наукой задачи. Важно и другое: "закрывая" эту проблему (как часто это и происходит), мы лишаемся надежды на установление какого-либо взаимопонимания в психологии. Корни такого положения можно усмотреть в истории выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину, но не только в истории.

Научная психология еще не нашла своего подлинного предмета. Поскольку такая вероятность существует, первая задача методологии состоит в научной проработке комплекса проблем, связанных с исследованиями, в том числе и теоретическими (что в современной психологии, будем честными, большая редкость), по предмету психологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75991. Я - ОСОБИСТІСТЬ 155 KB
  Людина - індивід особистістю стає в процесі розвитку спілкування життя в суспільстві Розвиток індивідуума відповідає як його інтересам так і загальнодержавним інтересам та інтересам людського суспільства взагалі.
75992. Овочі. Т. Коломієць «Лічилка». Загадки 69.5 KB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття любові до української мови.
75993. Ніхто не забутий, ніщо не забуто! 53 KB
  Мета. Поглибити знання дітей про Велику Вітчизняну війну, удосконалювати навички виразного, свідомого читання; розвивати мовлення учнів, вміння висловлювати власну думку; виховувати почуття поваги до героїв війни, гордості за наше героїчне минуле.
75994. «Пандора» (за поемою Овідія «Метаморфози») 55.5 KB
  Анотація: Розробка комбінованого уроку українського позакласного читання на заявлену тему у 4 класі мета якого продовжувати ознайомлювати учнів з міфами; вчити дітей аналізувати твір складати план розвивати уявлення учнів про світове значення міфології виховувати повагу до історичної спадщини.
75995. Азбука дороги — дорожные знаки 464.5 KB
  Цель: расширить знания учащихся о дорожных знаках, учить называть группы дорожных знаков, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни...
75996. Дорога в школу. Школа «Светофорных наук». Современные средства передвижения 49.5 KB
  Школа Светофорных наук. Всех принять участие в уроке приглашаем И важные правила запомнить разрешаем Приветствуем друзей слева и справа Знать правила дорожные это не забава Пожимаем друзьям множество рук И приглашаем в школу Светофорных наук...
75997. Вивчи Правила, знай і завжди їх пам’ятай 2.77 MB
  Ми завітаємо в гості до казки де зустрінемося з Дідусем Правила Руху Казкою живими Дорожніми знаками Бабою Ягою і навіть зі славнозвісним Світлофором Івановичем. Знаки треба розставити вчасно І розмітку накреслити ясно Світлофори усі засвітити А у горах тунелі пробити...
75998. Безпечний перехід вулиці 840.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з місцями, де можна переходити вулицю; як безпечно переходити проїжджу частину дороги; які знаки, прилади, лінії допомагають безпечному переходу; вчити практично визначати безпечні місця переходу вулиці на шляху додому...