29973

Методология и методы исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Методология и методы исследования в психологии Вступление: об актуальности изучения методологии развитие науки междисциплинарные связи новые исследования в больших коллективах требуют единого понимания методов. Методология науки учение о методах и принципах познания обеспечивающих путь к объективной истине это учение о структуре логической организации методах и средствах Дружинин В. предмет саморефлексия науки а именно изучение методологических принципов познания позволяющих решать ключевые психологич проблемы психофизич...

Русский

2013-08-22

71 KB

66 чел.

2. Методология и методы исследования в психологии

Вступление: об актуальности изучения методологии (развитие науки, междисциплинарные связи, новые исследования в больших коллективах – требуют единого понимания методов).

Методология науки – учение о методах и принципах познания, обеспечивающих путь к объективной истине, - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах (Дружинин В.Н.). предмет – саморефлексия науки, а именно  изучение методологических принципов познания, позволяющих решать ключевые психологич проблемы (психофизич, психогностич – проблема познания, психофозиологич).

В современном научном знании термином <методология> обозначаются три различных уровня научного подхода. (Волков, Волкова).

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Например, деятельностный подход.

2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания, более узкий.  (Например, социальная психология применяет принцип Д к группе).

3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, = <методика> (то, что лежит у психолога на столе). Конкретные методики, применяемые в исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Юдин предлагает 4 уровня методологии науки:

  1.  Уровень Философской методологии (при помощи философских принципов и общих методов добывается теоретическое философское знание)
  2.  Уровень общенаучной методологии (сформировался в 20 веке, теории представлены в развитых формах междисциплинарных исследований)
  3.  Уровень конкретно-научной методологии (способ познания применим к конкретной области знания – специфичные методы для области знания)
  4.  Уровень методик и техник исследования (конкретные методики)

Зачем выделяют эти уровни методологического знания?

  1.  Преодоление ошибок (можно пропустить какие-то ступени). Конкретные методики – анализ по конкретной науке – общенаучные выводы
  2.  Определение содержательных оснований методологических установок. Должно быть теоретическое ядро исследований: от общефилософского содержания – к к различным смежным аспектам – конкретизация – методы и способы познания.

Этапы организации и проведения научного исследования

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает  осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Выделяют монодисциплинарные – междисциплинарные, однофакторные – комплексные, фундаментальные – прикладные.

Этапы исследования

1. постановка задачи (что известно?)

2. анализ информации (насколько изучена, были ли попытки удачные-неудачные).

3. формулировка гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований – часть реальности, которая будет изучаться.

4. проведение исследований и фиксация результатов.

5. первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются или отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов:

- поисковые – под ними подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом;

- критические – проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

- уточняющие (большинство исследований, проводимых в науке). Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности;

- воспроизводящие. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Классификация методов исследования. Организация исследования (Шевандрин – Психодиагностика, Коропулина – Психологичсекий словарь).

Сравнительный метод – широко используется во всех областях психологии. Фактически универсален. В сравнительной психологии - в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии - в выявлении психологических особенностей различных народностей. В возрастной психологии - как метод срезов, которому противопоставляется лонгитюдный метод. Оба они направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом, но разными путями.

Хотя сравнительный метод иногда противоставится лонгитюдному, это не совсем так: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития.

Метод срезов (метод поперечных срезов) – относится к организационным методам. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп – как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития.

Этот метод иногда противоставится методу лонгитюдному, что вполне правомерно. Метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому получить более надежные данные, то метод лонгитюдный позволяет фиксировать оттенки индивидуального развития. Практически все методы выступают как взаимно дополнительные.

Лонгитюдный метод (продольных срезов) – относится к организационным методам. Предполагает работу с одной и той же группой людей – или с одним человеком, - регулярно на протяжении длительного времени – отслеживается развитие, осуществляется «продольный срез». Хотя этот метод иногда противоставится методу сравнительному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития. Метод срезов - исследует больше людей, то лонгитюдный более «утончен» и позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, неуловимые для метода срезов.

Комплексный метод – используется как организационный. Здесь используется другое основание для выделения метода: так, методы сравнительный или лонгитюдный могут быть или не быть комплексными. Имеется в виду, что исследование может проводиться или в рамках одной науки, или же как комплексное междисциплинарное исследование.

Общенаучные методы исследования 

Наблюдение и эксперимент – одни из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности.

Эксперимент отличается от наблюдения - предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей.

Достоинство: можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем.

Но эксперимент не всегда (исследование характера и сложных способностей). Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если узнает - вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Выделяют следующие разновидности эксперимента 

Лабораторный эксперимент –в условиях специально оборудованных лабораторий, «+» особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. «-» низкая степень экологической валидности – соответствия реальным жизненным ситуациям и явная исследовательская обстановка для испытуемого, возможны скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Естественный эксперимент (полевой) – промежуточный между наблюдением и лабораторным экспериментом метод исследования, при котором психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого. Наблюдение в обычных условиях жизнедеятельности/ «-» ограничение контроля внешних переменных.

Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого – в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Через создание специальных ситуаций - раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможность оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко используется в отечественной психологии при изучении условий, принципов, путей формирования личности.

Метод наблюдения

Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется: -постановкой проблемы;  -выбором ситуации наблюдения;  -определением Ψ’ качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения; -разработанной системой фиксации и записи результатов. Т.е. наблюдение как метод включает: цель и схему наблюдения.

Виды наблюдения:

  •  Хронологические: лонгитюдные = «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, точно заданных промежутков времени); единичные = однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
  •  В зависимости от ситуации: полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия); лабораторные (в искусственных условиях); спровоцированные в естественных условиях.
  •  В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту: открытые или скрытые, наблюдение со стороны или включенное.

Методология исследования. Типы диагностических методик

1) формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

Для них характерны: Определенная регламентация, точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательнство исследователя в деятельность испытуемого, Стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностики), Надежность, Валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Тесты  (с англ.- испытание, проверка, проба) – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Они состоят из заданий, на которые надо получить правильный ответ.

По форме тесты могут быть групповые и индивидуальные, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на тесты IQ, способностей, личности, достижений.

Опросники - это группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов испытуемого. В опросниках не может быть правильных и неправильных ответов, они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Проективная техника - это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Используются стимулы, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. (Роршах, ТАТ…). Предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.

Психофизиологические методики

Позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына в рамках «дифференциальной психофизиологии». Особенности в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и др.

2) малоформализованные методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом исследования выступают такие психологические явления и процессы, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются очень изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.).

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

По форме оно бывает: *свободное (свободная тактика, а стратегия в общих чертах)

*стандартизованное (детальная разработка процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика) *частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, т.к. дает возможность получить сравниваемые данные, ограничивает влияние посторонних воздействий.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое И. – метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: интересов, склонностей, ситуации в семье и т.д. Клиническое И. – метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Анализ продуктов деятельности

- это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Рисунки, письма, поделки, документы.

+ Контент-анализ (для объективности и достоверности)

Основная процедура К.-а. связана и переводом качественной информации  на язык счета. Он основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (понятий, суждений, образов), применяется когда есть достаточное количество информации.

Социометрия

Социометрия – это метод СП, разработанный Дж. Морено, предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов гр по признакам симпатии-антипатии; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Каждого члена гр просят ответить на ??, выбирая тех или иных членов гр в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с др, симпатий или антипатий и т. д. Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Важно выбрать правильные критерии социометрии!!! Социометрии недостаточно, нужно наблюдение. Важно гарантировать анонимность опроса (начальство и другие не узнают).

возможности и границы применения социометрии

- м. применяться для исследования небольшой группы;

- фиксируются только поверхностные данные, не выявляется специфика групп и коллективов. (как дополнение – можно ЦОЕ Петровского – содержательные деятельностные аспекты групповой структуры)

Оптимально, если в наборе есть методики, позволяющие получить данные качественного характера и количественного. Это облегчает интерпретацию. Интерпретировать результаты, полученные методиками, несущими информацию качественного характера (напр. Проективные методики), особенно на первых шагах, оказывается сложным. Легче начать работу с интерпретации количественных показателей (опросники). Прямая интерпретация отдельного ответа имеет весьма ограниченную ценность. Необходимо рассмотрение совокупности ответов.

Остальная информация – по своему диплому: методы, обработка, интерпретация.

Мои методы:  Теоретико-методологический анализ научной литературы; эмпирические методы исследования (диагностика в форме опросников). ДМО Л.Н. Собчик, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; «Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко.

Экспериментальный метод включил реализацию программы тренинга коммуникативной компетентности. Методы математической статистики:   непараметрический критерий Т-Вилкоксона для зависимых выборок, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок (при расчетах использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 17.0»).

PAGE  1