29973

Методология и методы исследования в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Методология и методы исследования в психологии Вступление: об актуальности изучения методологии развитие науки междисциплинарные связи новые исследования в больших коллективах требуют единого понимания методов. Методология науки учение о методах и принципах познания обеспечивающих путь к объективной истине это учение о структуре логической организации методах и средствах Дружинин В. предмет саморефлексия науки а именно изучение методологических принципов познания позволяющих решать ключевые психологич проблемы психофизич...

Русский

2013-08-22

71 KB

65 чел.

2. Методология и методы исследования в психологии

Вступление: об актуальности изучения методологии (развитие науки, междисциплинарные связи, новые исследования в больших коллективах – требуют единого понимания методов).

Методология науки – учение о методах и принципах познания, обеспечивающих путь к объективной истине, - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах (Дружинин В.Н.). предмет – саморефлексия науки, а именно  изучение методологических принципов познания, позволяющих решать ключевые психологич проблемы (психофизич, психогностич – проблема познания, психофозиологич).

В современном научном знании термином <методология> обозначаются три различных уровня научного подхода. (Волков, Волкова).

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Например, деятельностный подход.

2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания, более узкий.  (Например, социальная психология применяет принцип Д к группе).

3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, = <методика> (то, что лежит у психолога на столе). Конкретные методики, применяемые в исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Юдин предлагает 4 уровня методологии науки:

  1.  Уровень Философской методологии (при помощи философских принципов и общих методов добывается теоретическое философское знание)
  2.  Уровень общенаучной методологии (сформировался в 20 веке, теории представлены в развитых формах междисциплинарных исследований)
  3.  Уровень конкретно-научной методологии (способ познания применим к конкретной области знания – специфичные методы для области знания)
  4.  Уровень методик и техник исследования (конкретные методики)

Зачем выделяют эти уровни методологического знания?

  1.  Преодоление ошибок (можно пропустить какие-то ступени). Конкретные методики – анализ по конкретной науке – общенаучные выводы
  2.  Определение содержательных оснований методологических установок. Должно быть теоретическое ядро исследований: от общефилософского содержания – к к различным смежным аспектам – конкретизация – методы и способы познания.

Этапы организации и проведения научного исследования

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает  осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Выделяют монодисциплинарные – междисциплинарные, однофакторные – комплексные, фундаментальные – прикладные.

Этапы исследования

1. постановка задачи (что известно?)

2. анализ информации (насколько изучена, были ли попытки удачные-неудачные).

3. формулировка гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований – часть реальности, которая будет изучаться.

4. проведение исследований и фиксация результатов.

5. первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются или отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов:

- поисковые – под ними подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом;

- критические – проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

- уточняющие (большинство исследований, проводимых в науке). Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности;

- воспроизводящие. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Классификация методов исследования. Организация исследования (Шевандрин – Психодиагностика, Коропулина – Психологичсекий словарь).

Сравнительный метод – широко используется во всех областях психологии. Фактически универсален. В сравнительной психологии - в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии - в выявлении психологических особенностей различных народностей. В возрастной психологии - как метод срезов, которому противопоставляется лонгитюдный метод. Оба они направлены на определение особенностей психического развития в связи с возрастом, но разными путями.

Хотя сравнительный метод иногда противоставится лонгитюдному, это не совсем так: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития.

Метод срезов (метод поперечных срезов) – относится к организационным методам. Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп – как бы с выполнением срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие тенденции возрастного развития.

Этот метод иногда противоставится методу лонгитюдному, что вполне правомерно. Метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому получить более надежные данные, то метод лонгитюдный позволяет фиксировать оттенки индивидуального развития. Практически все методы выступают как взаимно дополнительные.

Лонгитюдный метод (продольных срезов) – относится к организационным методам. Предполагает работу с одной и той же группой людей – или с одним человеком, - регулярно на протяжении длительного времени – отслеживается развитие, осуществляется «продольный срез». Хотя этот метод иногда противоставится методу сравнительному, это не вполне корректно: сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом – об одном объекте на протяжении его развития. Метод срезов - исследует больше людей, то лонгитюдный более «утончен» и позволяет зафиксировать оттенки индивидуального развития, неуловимые для метода срезов.

Комплексный метод – используется как организационный. Здесь используется другое основание для выделения метода: так, методы сравнительный или лонгитюдный могут быть или не быть комплексными. Имеется в виду, что исследование может проводиться или в рамках одной науки, или же как комплексное междисциплинарное исследование.

Общенаучные методы исследования 

Наблюдение и эксперимент – одни из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности.

Эксперимент отличается от наблюдения - предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей.

Достоинство: можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем.

Но эксперимент не всегда (исследование характера и сложных способностей). Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если узнает - вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Выделяют следующие разновидности эксперимента 

Лабораторный эксперимент –в условиях специально оборудованных лабораторий, «+» особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. «-» низкая степень экологической валидности – соответствия реальным жизненным ситуациям и явная исследовательская обстановка для испытуемого, возможны скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр.

Естественный эксперимент (полевой) – промежуточный между наблюдением и лабораторным экспериментом метод исследования, при котором психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого. Наблюдение в обычных условиях жизнедеятельности/ «-» ограничение контроля внешних переменных.

Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого – в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием. Через создание специальных ситуаций - раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможность оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко используется в отечественной психологии при изучении условий, принципов, путей формирования личности.

Метод наблюдения

Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется: -постановкой проблемы;  -выбором ситуации наблюдения;  -определением Ψ’ качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения; -разработанной системой фиксации и записи результатов. Т.е. наблюдение как метод включает: цель и схему наблюдения.

Виды наблюдения:

  •  Хронологические: лонгитюдные = «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, точно заданных промежутков времени); единичные = однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
  •  В зависимости от ситуации: полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия); лабораторные (в искусственных условиях); спровоцированные в естественных условиях.
  •  В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту: открытые или скрытые, наблюдение со стороны или включенное.

Методология исследования. Типы диагностических методик

1) формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

Для них характерны: Определенная регламентация, точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательнство исследователя в деятельность испытуемого, Стандартизация (т.е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностики), Надежность, Валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

Тесты  (с англ.- испытание, проверка, проба) – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Они состоят из заданий, на которые надо получить правильный ответ.

По форме тесты могут быть групповые и индивидуальные, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на тесты IQ, способностей, личности, достижений.

Опросники - это группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов испытуемого. В опросниках не может быть правильных и неправильных ответов, они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Проективная техника - это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Используются стимулы, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. (Роршах, ТАТ…). Предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.

Психофизиологические методики

Позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына в рамках «дифференциальной психофизиологии». Особенности в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и др.

2) малоформализованные методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом исследования выступают такие психологические явления и процессы, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются очень изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.).

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

По форме оно бывает: *свободное (свободная тактика, а стратегия в общих чертах)

*стандартизованное (детальная разработка процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика) *частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, т.к. дает возможность получить сравниваемые данные, ограничивает влияние посторонних воздействий.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое И. – метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: интересов, склонностей, ситуации в семье и т.д. Клиническое И. – метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Анализ продуктов деятельности

- это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Рисунки, письма, поделки, документы.

+ Контент-анализ (для объективности и достоверности)

Основная процедура К.-а. связана и переводом качественной информации  на язык счета. Он основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (понятий, суждений, образов), применяется когда есть достаточное количество информации.

Социометрия

Социометрия – это метод СП, разработанный Дж. Морено, предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов гр по признакам симпатии-антипатии; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Каждого члена гр просят ответить на ??, выбирая тех или иных членов гр в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с др, симпатий или антипатий и т. д. Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Важно выбрать правильные критерии социометрии!!! Социометрии недостаточно, нужно наблюдение. Важно гарантировать анонимность опроса (начальство и другие не узнают).

возможности и границы применения социометрии

- м. применяться для исследования небольшой группы;

- фиксируются только поверхностные данные, не выявляется специфика групп и коллективов. (как дополнение – можно ЦОЕ Петровского – содержательные деятельностные аспекты групповой структуры)

Оптимально, если в наборе есть методики, позволяющие получить данные качественного характера и количественного. Это облегчает интерпретацию. Интерпретировать результаты, полученные методиками, несущими информацию качественного характера (напр. Проективные методики), особенно на первых шагах, оказывается сложным. Легче начать работу с интерпретации количественных показателей (опросники). Прямая интерпретация отдельного ответа имеет весьма ограниченную ценность. Необходимо рассмотрение совокупности ответов.

Остальная информация – по своему диплому: методы, обработка, интерпретация.

Мои методы:  Теоретико-методологический анализ научной литературы; эмпирические методы исследования (диагностика в форме опросников). ДМО Л.Н. Собчик, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; «Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко.

Экспериментальный метод включил реализацию программы тренинга коммуникативной компетентности. Методы математической статистики:   непараметрический критерий Т-Вилкоксона для зависимых выборок, непараметрический критерий U-Манна-Уитни для независимых выборок (при расчетах использовался пакет статистического анализа «SPSS statistics 17.0»).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37096. Формирование советской политической системы. Временный блок большевиков с левыми эсерами. Разгон Учредительного собрания 21.09 KB
  Для укрепления власти большевики стремились привлечь на свою сторону крестьянство. Большевики и левые эсеры полностью поддержали политику Советского правительства и выступили против передачи власти предстоящему Учредительному собранию. Вскоре новый исполком крестьянского съезда Советов в состав которого были избраны только большевики и левые эсеры присоединился к ВЦИКу.1917 большевики заключили официальный блок с левыми эсерами которые вошли в правительство и возглавили пятьнаркоматов.
37097. Белое движение 15.26 KB
  Цель инициаторов Белого движения ген. Причинами поражения Белого движения являлись: недостаточно скоординированные действия разрозненность очагов антибольшевистского сопротивления отсутствие детальной политической программы поддержки широких слоев населения прежде всего крестьянства. Красное движение Состав красного движения: пролетариат бедное крестьянство солдаты часть интеллигенции и офицерства. Более однородный состав Представители красного движения:...
37098. ВОЕ́ННЫЙ КОММУНИ́ЗМ 12.75 KB
  Политика военного коммунизма включала комплекс мероприятий затронувших экономическую и социальнополитическую сферу. Основой военного коммунизма были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием свертывание товарноденежных отношений национализации всей промышленности включая мелкую продразверстка снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом....
37099. Причины перехода к НЭПу 16.36 KB
  Массовые крестьянские восстания Падение промышленного производства Волнения городского населения в 7 раз Беспорядки в армии и на флоте Уменьшение валовой продукции Угроза разрыва между рабочим классом и крестьянством Необходимость создания механизма реализации материальных интересов всех слоев населения Обобщение предыдущей практики социалистического строительства Новая экономическая политика экономическая политика проводившаяся в Советской России и СССР в 1920е годы. Новая экономическая политика имела целью восстановление...
37100. Национальная политика советской власти. Образование Союза Советских Социалистических Республик 20.49 KB
  Образование Союза Советских Социалистических Республик Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики которая последовательно по мере реализации курса на равноправие народов превращалась в федерацию нового типа. На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики территориальные автономии с учетом...
37101. Национальная политика первых лет Советской власти. Образование СССР 17.32 KB
  Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникли и другие предпосылки для объединительного процесса единый характер политического строя диктатура пролетариата в форме республики Советов сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям входившими в состав...
37102. Индустриализация 36.5 KB
  Необходимость индустриализации: экономическая: крупная промть определяет экономическое развитие страны в целом. Военнополитическая без индустриализации невозможно обеспечить техникоэкономическую независимость страны и ее оборонную мощь. Проблемы создания индустриализации стали первоочередными в конце 1925г. Источники индустриализации: внутренние накопления: внутренние займы выкачивание средств из деревни доходы от внешней торговли дешевая рабочая сила энтузиазм трудящихся труд заключенных.
37103. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия 19.56 KB
  Коллективиза́ция это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства колхозы в СССР. объединению подлежало 25 процентов крестьянских хозяйств. Основу аграрного сектора экономики страны составляли мелкие крестьянские хозяйства которые имели полунатуральный характер.
37104. Начальный период Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии на первом этапе войны 15.43 KB
  Причины поражения Красной Армии на первом этапе войны. 22 июня 1941 года нацистская Германия вероломно нарушив договор о ненападении внезапно без объявления войны нанесла по Советскому Союзу мощный удар. Этот день вошел в историю нашей страны трагической датой стал днем начала неимоверно тяжелой войны советского народа против фашизма справедливо названной Великой Отечественной войной.