29974

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие психики в процессе эволюции животного мира Психика – системное свойство высокоорганизованной материи заключается в активном отражении субъектом объективного мира в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Зоопсихизм –путь к изучению психики ч з изучение поведения. Низший уровень простейшие: преобладают инстинктивные формы поведения. В основном форма поведения – таксисы простейшие движения у некоторых появляется подобие брачных игр черви.

Русский

2013-08-22

48.5 KB

3 чел.

3. Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющим признаком психики является: отражение (даёт образ предметной среды, в которой они действуют и удовлетворяют потребности).

Проблема возникновения психики.  Критерии психического.

Существуют различные подходы к проблеме возникновения психики:

Панпсихизм: психикой обладает все. Антропопсихизм: психика есть только у человека. Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя. Зоопсихизм –путь к изучению психики ч\з изучение поведения. Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.  Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему (Дарвин). Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

У простейших организмов есть только раздражимость (реагирование на воздействия внешней среды). Появление психической формы отражения связано с появлением нервной системы. Впервые она – у кишечнополостных (медузы, гидры), НС – нервные клетки или сетевидные. Появляются недифференцированные реакции на воздействия внешней среды. У червей появляется ганглиозная нервная система, у насекомых – эта система уже разделяется на брюшной, грудной и головной отделы.

Леонтьев полагал, что основной и исходной формой психики являются простейшие ощущения. Гипотеза А. Н. Леонтьева: в качестве объективного критерия психики предложил способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (те виды или свойства предметов, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать связь с биологически существующими свойствами, то возможности его выживания расширяются.

Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву и Фабри)

1. Элементарная сенсорная психика. Низший уровень (простейшие): преобладают инстинктивные формы поведения.  Есть только раздражимость (реагируют на воздействия внешней среды). У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Высший уровень (беспозвоночные): чувствительность (реаг на свет, температуру, эл ток). В основном форма поведения – таксисы, простейшие движения, у некоторых появляется подобие брачных игр (черви). Способность к привыканию с подкреплением.

2. Перцептивная психика. Вышли на сушу. Низший уровень (моллюски, насекомые, рыбы). У насекомых НС – ганглии, есть примитивный мозг (сложно устроенный ганглий), сложное строение глаза, развитое восприятие запаха и формы. Ощущения  объединяются в образы. Появляются формы приспособительного поведения, сложные двигательные навыки для избегания, поиск положительных раздражителей. Деятельность становится более целенаправленной. Высший (позвоночные): формы коммуникации (химическая и звуковая), способность к научению, высокоразвитые инстинктивные действия, поведение.

3. Стадия интеллекта.  Отражение отношений между предметами.  Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки, почти без подкрепления.  Появляется подготовка к действию, исследовательское поведение.  Способность переноса опыта в другие условия. Возможен инсайт. Средство общения вида – язык.

В соответствии с уровнем развития психики соответствующие виды поведения животных:

1. Инстинкт – составляет основу поведения животных, генетически фиксируемые, наследуемые элементы поведения.

2. Навык – умение, доведённое до автоматизма, производится без особенного контроля сознания. Основан на условных рефлексах. Это новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивид опыта и функц-ют автоматически. Формируется в процессе упражнения и для сохранения нуждается в тренировке. Навыки изучаются с помощью лабиринтов, “проблемных ящиков”, задач “обходного пути». Пример: оперантное научение по Скиннеру:  “проблемный ящик”: закрытое помещение, в котором, например, рычаг.  Нажимая на рычаг, крыса получает результат (даётся еда) – и крыса может в соответствии со своими потребностями регулировать обстановку в своём ящике.  Дрессура дельфинов и собак – это всё по скиннеровской методе.

3. Интеллект – вершина психического развития животных; отличается отражением отношений комплексов и связей. Позволяет расширить вариативность поведения, нестереотипичное поведение. Предпосылка для более адекватного реагирования на новые ситуации.

Наличие способности отражать явления, их связи, свойства – предпосылки сознания. Абстрактное понятийное отражение, абстрактное мышление (нет привязи к чувственному опыту – не только отражать действительность, но и творить её).

По Леонтьеву: 2 фактора, сделавшие человека человеком (приводят к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека): коллективный труд (разделение труда, отделение от непосредственного биологического мотива) и речь (в ходе совместной деятельности), рождали значение слова, которое аккумулировало человеческое познание

ТРУД

Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготовляет орудия. Такая деятельность по изготовлению орудия приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.

Поведение животного всегда было непосредственно направлено на удовлетворение потребности. У человека: выделяется специальное действие, которое приобретает свой смысл лишь в дальнейшем, когда результат этого действия (изготовления орудия) применен для того, чтобы убить жертву и тем самым удовлетворить потребность в пище.

Сознательная деятельность является результатом новых общественно-исторических форм трудовой деятельности. Животные используют, изготавливают, совершенствуют орудия. Однако они неспособны изготовить одно орудие с помощью другого (отличие от человека) – отделение действия от биологического мотива, появление плана сознания (образ будущего действия), (трудовая деятельность), возможность хранения опыта

ЯЗЫК

Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Только у людей.

Животное обладает разными средствами выражения своих состояний, которые воспринимаются другими животными и могут оказать существенное влияние на их поведение. Пример: В стаде обезьян можно наблюдать целый набор звуков, которые выражают удовлетворение, агрессию, страх перед опасностью и т. д. Но «язык» животных никогда не обозначает предметов, не выделяет их действий или качеств, а следовательно, не является языком в подлинном смысле этого слова.

Совместный труд приводит к тому, что у человека возникает необходимость передать другому известную информацию. Теории 19 в. - Первые звуки, обозначающие предметы, возникли именно в процессе совместного труда.

Звуки, начинавшие указывать на определенные предметы, еще не имели самостоятельного существования. Они были вплетены в практическую деятельность, сопровождались жестами и выразительными интонациями. Лишь через много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия и получать свою самостоятельность

Возникновение языка вносит по крайней мере три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека.

1.  язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти. Значит человек может иметь дело с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Достаточно внешнего или внутреннего произнесения того или иного слова, чтобы возникло представление о соответствующем предмете и чтобы человек был в состоянии оперировать с этим образом.

2. слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям (абстракция и обобщение)

3. Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной истории человечества, иначе говоря, он создает третий источник развития психических процессов, которые на стадии человека прибавляются к тем двум источникам (наследственно передаваемые программы поведения и формы поведения, сложившиеся в результате опыта данной особи), которые имели место у животных.

Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он фактически проникает во все сферы сознательной деятельности человека, поднимает на новый уровень протекание его психических процессов. Язык и речь - фактор построения всей сознательной жизни человека в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61604. Правильное питание – залог здоровья 33.26 KB
  Цель: Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку Задачи урока: 1. Осознанно делать выбор продуктов питания 2. Формирование основ правильного питания. 3. Развивать коммуникативные, регулятивные навыки...
61605. Конспект урока физической культуры в 3-м классе 18.36 KB
  Спина прямая руки прижаты к бедрам. €œКласс направо В обход налево шагом марш Руки вверх ставь на носках марш Руки за голову ставь на пятках марш Руки на пояс ставь приставным шагом марш...
61606. Лёгкая атлетика 17.31 KB
  Задачи: - совершенствование координации движений через выполнение ходьбы в приседе и ОРУ в движении; - совершенствование выносливости через сдачу зачета «Бег 1000 м»...
61607. Подвижные игры. Эстафеты 20.84 KB
  Цель: Совершенствовать навык выполнения эстафет Задачи: Образовательные: обучение учащихся выполнению физических упражнений; обучение учащихся правильного выполнения эстафет. Развивающие: развивать ловкость точность координацию движений развивать умение работать в команде.
61609. Спортивные игры на уроке физической культуры 82.06 KB
  Задачи урока: Образовательные: Совершенствовать технику выполнения ведения баскетбольного мяча Закреплять технику выполнения бросков и ловли волейбольного мяча Совершенствовать простейшую тактическую и техническую подготовку в игре в пионербол.
61610. Работа с графическими изображениями и Word Art в программе Word 111.98 KB
  На прошлых уроках вы проходили тему Текст учились работать с ним: выравнивать изменять цвет и заливку изменять размер шрифта и сам шрифт. Актуализация знаний: Какие параметры у шрифта вы научились изменять на прошлом уроке размер цвет наклон...
61611. Графические изображения и инструмент WordArt в MS Word 268.67 KB
  Цели урока: Образовательная - научить вставлять и редактировать изображения в документ Word, Научить работать с инструментом WordArt; Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости...
61612. Знакомство с витражом как одним из видов декоративно прикладного искусства 15.28 KB
  Развивающие: развитие творческой фантазии сформировать навыки работы над имитацией техники витража. Вы знаете что это такое Мы познакомимся с витражом как с одним из видов ДПИ с его особенностями техникой изготовления и выполним эскиз витража.