29974

Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Доклад

Психология и эзотерика

Развитие психики в процессе эволюции животного мира Психика – системное свойство высокоорганизованной материи заключается в активном отражении субъектом объективного мира в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Зоопсихизм –путь к изучению психики ч з изучение поведения. Низший уровень простейшие: преобладают инстинктивные формы поведения. В основном форма поведения – таксисы простейшие движения у некоторых появляется подобие брачных игр черви.

Русский

2013-08-22

48.5 KB

3 чел.

3. Развитие психики в процессе эволюции животного мира

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира, в построении картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Определяющим признаком психики является: отражение (даёт образ предметной среды, в которой они действуют и удовлетворяют потребности).

Проблема возникновения психики.  Критерии психического.

Существуют различные подходы к проблеме возникновения психики:

Панпсихизм: психикой обладает все. Антропопсихизм: психика есть только у человека. Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя. Зоопсихизм –путь к изучению психики ч\з изучение поведения. Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого.  Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему (Дарвин). Анималпсихизм: все животные обладают психикой.

У простейших организмов есть только раздражимость (реагирование на воздействия внешней среды). Появление психической формы отражения связано с появлением нервной системы. Впервые она – у кишечнополостных (медузы, гидры), НС – нервные клетки или сетевидные. Появляются недифференцированные реакции на воздействия внешней среды. У червей появляется ганглиозная нервная система, у насекомых – эта система уже разделяется на брюшной, грудной и головной отделы.

Леонтьев полагал, что основной и исходной формой психики являются простейшие ощущения. Гипотеза А. Н. Леонтьева: в качестве объективного критерия психики предложил способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (те виды или свойства предметов, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать связь с биологически существующими свойствами, то возможности его выживания расширяются.

Стадии эволюционного развития психики (по А.Н.Леонтьеву и Фабри)

1. Элементарная сенсорная психика. Низший уровень (простейшие): преобладают инстинктивные формы поведения.  Есть только раздражимость (реагируют на воздействия внешней среды). У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий (при этом они отклоняются или обползают препятствия). Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера. Высший уровень (беспозвоночные): чувствительность (реаг на свет, температуру, эл ток). В основном форма поведения – таксисы, простейшие движения, у некоторых появляется подобие брачных игр (черви). Способность к привыканию с подкреплением.

2. Перцептивная психика. Вышли на сушу. Низший уровень (моллюски, насекомые, рыбы). У насекомых НС – ганглии, есть примитивный мозг (сложно устроенный ганглий), сложное строение глаза, развитое восприятие запаха и формы. Ощущения  объединяются в образы. Появляются формы приспособительного поведения, сложные двигательные навыки для избегания, поиск положительных раздражителей. Деятельность становится более целенаправленной. Высший (позвоночные): формы коммуникации (химическая и звуковая), способность к научению, высокоразвитые инстинктивные действия, поведение.

3. Стадия интеллекта.  Отражение отношений между предметами.  Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки, почти без подкрепления.  Появляется подготовка к действию, исследовательское поведение.  Способность переноса опыта в другие условия. Возможен инсайт. Средство общения вида – язык.

В соответствии с уровнем развития психики соответствующие виды поведения животных:

1. Инстинкт – составляет основу поведения животных, генетически фиксируемые, наследуемые элементы поведения.

2. Навык – умение, доведённое до автоматизма, производится без особенного контроля сознания. Основан на условных рефлексах. Это новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивид опыта и функц-ют автоматически. Формируется в процессе упражнения и для сохранения нуждается в тренировке. Навыки изучаются с помощью лабиринтов, “проблемных ящиков”, задач “обходного пути». Пример: оперантное научение по Скиннеру:  “проблемный ящик”: закрытое помещение, в котором, например, рычаг.  Нажимая на рычаг, крыса получает результат (даётся еда) – и крыса может в соответствии со своими потребностями регулировать обстановку в своём ящике.  Дрессура дельфинов и собак – это всё по скиннеровской методе.

3. Интеллект – вершина психического развития животных; отличается отражением отношений комплексов и связей. Позволяет расширить вариативность поведения, нестереотипичное поведение. Предпосылка для более адекватного реагирования на новые ситуации.

Наличие способности отражать явления, их связи, свойства – предпосылки сознания. Абстрактное понятийное отражение, абстрактное мышление (нет привязи к чувственному опыту – не только отражать действительность, но и творить её).

По Леонтьеву: 2 фактора, сделавшие человека человеком (приводят к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека): коллективный труд (разделение труда, отделение от непосредственного биологического мотива) и речь (в ходе совместной деятельности), рождали значение слова, которое аккумулировало человеческое познание

ТРУД

Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготовляет орудия. Такая деятельность по изготовлению орудия приводит к коренной перестройке всей структуры поведения.

Поведение животного всегда было непосредственно направлено на удовлетворение потребности. У человека: выделяется специальное действие, которое приобретает свой смысл лишь в дальнейшем, когда результат этого действия (изготовления орудия) применен для того, чтобы убить жертву и тем самым удовлетворить потребность в пище.

Сознательная деятельность является результатом новых общественно-исторических форм трудовой деятельности. Животные используют, изготавливают, совершенствуют орудия. Однако они неспособны изготовить одно орудие с помощью другого (отличие от человека) – отделение действия от биологического мотива, появление плана сознания (образ будущего действия), (трудовая деятельность), возможность хранения опыта

ЯЗЫК

Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Только у людей.

Животное обладает разными средствами выражения своих состояний, которые воспринимаются другими животными и могут оказать существенное влияние на их поведение. Пример: В стаде обезьян можно наблюдать целый набор звуков, которые выражают удовлетворение, агрессию, страх перед опасностью и т. д. Но «язык» животных никогда не обозначает предметов, не выделяет их действий или качеств, а следовательно, не является языком в подлинном смысле этого слова.

Совместный труд приводит к тому, что у человека возникает необходимость передать другому известную информацию. Теории 19 в. - Первые звуки, обозначающие предметы, возникли именно в процессе совместного труда.

Звуки, начинавшие указывать на определенные предметы, еще не имели самостоятельного существования. Они были вплетены в практическую деятельность, сопровождались жестами и выразительными интонациями. Лишь через много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия и получать свою самостоятельность

Возникновение языка вносит по крайней мере три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека.

1.  язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти. Значит человек может иметь дело с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Достаточно внешнего или внутреннего произнесения того или иного слова, чтобы возникло представление о соответствующем предмете и чтобы человек был в состоянии оперировать с этим образом.

2. слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям (абстракция и обобщение)

3. Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной истории человечества, иначе говоря, он создает третий источник развития психических процессов, которые на стадии человека прибавляются к тем двум источникам (наследственно передаваемые программы поведения и формы поведения, сложившиеся в результате опыта данной особи), которые имели место у животных.

Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он фактически проникает во все сферы сознательной деятельности человека, поднимает на новый уровень протекание его психических процессов. Язык и речь - фактор построения всей сознательной жизни человека в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10027. Оконечные усилительные каскады 1.1 MB
  Тема № 3. Оконечные усилительные каскады Занятие № 1. Принципы построения и функционирования каскадов оконечного усиления Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить принципы построения оконечных усилительных каскадов. 2. Со...
10028. Преобразователи частоты. Общие принципы преобразования частоты 950.5 KB
  Тема 4. Преобразователи частоты Занятие 1. Общие принципы преобразования частоты Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить сущность принципов преобразования частоты. 2. Изучить схемы и принципы работы диодных преобразователей ...
10029. Функциональные устройства на операционных усилителях 810.5 KB
  Тема 5. Функциональные устройства на операционных усилителях Занятие 1. Аналоговые электронные устройства на операционных усилителях Учебные методические и воспитательные цели: 1. Изучить основные свойства операционных усилителей ОУ...
10030. Роль и место дисциплины в подготовке офицера связиста 236.5 KB
  Вводная лекция Учебные методически развивающие и воспитательные цели: 1. Уяснить роль и место дисциплины в подготовке офицера связиста изучить основные определения классификацию технические показатели и характеристики аналоговых электронны
10031. Проектирование аналоговых устройств 89.5 KB
  Проектирование аналоговых устройств Лекция Тема КР. Проектирование аналоговых устройств. Занятие № 1. Последовательность выполнения курсовой работы. Литература: Кочанов Н.С. и др. Линейные радиотехнические устройства...
10032. Роль криптологических методов и систем криптографической защиты информации в современном обществе 32.5 KB
  Роль криптологических методов и систем криптографической защиты информации в современном обществе. Жизнеспособность общества все в большей мере определяется уровнем развития информационной среды. Информация играет все более весомую роль в функционировании государс
10033. Модель Шеннона системы секретной связи 34.5 KB
  Модель системы секретной связи К.Шеннона была предложена в его работе Теория связи в секретных системах опубликованной в 1949 году. Модель Шеннона
10034. Задачи криптологии, которые привели к асимметричным шифрам 39 KB
  Задачи криптологии которые привели к асимметричным шифрам. При практическом использовании модели Шеннона необходимость реализации защищенного канала для ключевого обмена порождает так называемую проблему безопасного распространения ключей. Кроме того при исполь...
10035. Элементарные шифры. Основные типы шифров: потоковые и блочные шифры 35.5 KB
  Элементарные шифры. Шифр замены шифр подстановки метод шифрования при котором каждый знак исходного текста взаимнооднозначно заменяется одним либо несколькими знаками некоторого алфавита. Шифр простой замены заменяет каждый знак входного алфавита на некоторый зн