29976

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Доклад

Психология и эзотерика

Поэтому в психологии говорят о единстве сознания челка и его деятельности. Явления сознания как предмет интроспективной психологии XIX века. Существование сознания главный и безусловный факт а задача психологии – проанализировать состояния и содержание сознания предмет сознание.

Русский

2013-08-22

147 KB

28 чел.

  1.  ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

Сознание – высшая форма психического отражения, в котором проявляются отношение чел-ка к окружающему миру и его социальный опыт. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкретную деятельность, но вместе с тем сознание посредством этой деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания чел-ка и его деятельности. Сознание – высший уровень психики, присущий только чел-ку.

Явления сознания как предмет интроспективной психологии XIX века.

Посл четверть 19в – интроспективная психология объявила проблему души метафизической и отказалась от рассмотрения этого понятия, оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт. 

Декарт : считается родоначальником рационалистической философии - знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.

Рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины:  человек с детства впитывает в себя информацию, принимает всё на веру. Для того, чтобы найти истину – надо подвергнуть все знания сомнению, рассуждать логически. Может быть синее на самом деле зелёное, неба нет. Сомнение - признак того, что мы мыслим, а значит существуем.  "Мыслю, следовательно, существую". Мышление – всё, что происходит в нас. Человек обнаруживает в себе собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, а задача психологии – проанализировать состояния и содержание сознания, предмет - сознание.

Критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания).  Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний.

Предмет психологии: собственное сознание человека, задача: подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

Локк - предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Рефлексия – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > метод изучения собственно психической деятельности –  метод «внутреннего восприятия», «самонаблюдения». Декарт и Локк заложили основания для рассмотрения сознания как предмета психологии.  

В. Вундт: фокус и периферия сознания.

В.Вундт (1832-1920). Есть единый опыт, но изучать мы его можем по-разному. Всякий опыт распадается на два фактора: данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. Первый из этих факторов – объект познания, второй – познающий субъект. Объекты познания изучает естествознание, а психология изучает все содержания нашего опыта в его отношениях к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в этот опыт последним. Т.о., предмет психологии – непосредственный опыт. Объектом изучения осталось сознание. Метод – интроспекция.

Отличие метода интроспекции от самонаблюдения: Интроспекция: метод - рефлексия (наблюдение за деятельностью своего ума). Используется как основной способ получения научных знаний. Самонаблюдение: метод - непосредственное постижение фактов сознания («моноспекция»), факты сознания рассматриваются как «сырой материал» для дальнейшего научного анализа.

Сознание - «сумма сознаваемых нами состояний», и предложил описывать его через перечисление свойств, которые обобщил в метафоре поля сознания. Согласился с Гербартом (немецкий философ), что в человеческой душе можно выделить три слоя, или уровня, разделенных «порогами»: - область ясного и отчетливого сознания, - область смутного сознания,- бессознательное. По В. Вундту, бессознательное не может изучаться психологией. Но два оставшихся «слоя» вполне доступны изучению, метафорически это как центр и периферия поля зрения.

Свойства сознания: - структура: «зона ясного и отчетливого видения» (зона внимания), и «периферия» – собственно «поле сознания». - Объем – количество впечатлений, которые одновременно могут быть представлены в сознании как целое. Для измерения объема – метроном (отсчитывает такт). Обычно человек субъективно организует удары в группы, например, если каждый первый удар субъективно воспринимается как более сильный, а каждый второй – как более слабый, то образуются группы по два удара, что соответствует музыкальному размеру 2/8. - Сознание человека ритмично. Не физиологично, а субъективно: удары метронома – для нас может быть каждый второй или каждый четвёртый – сильными. - Различительная способность сознания. Организуя элементы сознательного опыта в группы, наше сознание способно дифференцировать не более четырех степеней интенсивности отдельных впечатлений. Это «максимум различения, который нельзя перейти».

В Джеймс: поток сознания.

Сознание – не сумма отдельных элементов, а «поток», подобный ручью, надо изучать не ощущения, а акт этого ощущения, не зрительный образ, а акт зрения фунуционализм.. 4 свойства сознания:

Индивидуальность - всякая мысль или представление принадлежат данному человеку, связаны с его мыслями или представлениями и не принадлежат в том же самом виде никому другому. Изменчивость и связанная с ней неповторимость: состояния сознания постоянно сменяют друг друга, и ни одно из них не может быть воспроизведено в точности, каждое новое состояние уникально, некоторые бывают устойчивыми. Непрерывность. поток сознания не прерывается даже тогда, когда человек засыпает и вновь пробуждается. После сна, потери сознания - человек обладает тем же сознанием, каким обладал прежде, он продолжает оставаться все той же личностью, и сознание этой личности течет во времени, словно поток. Избирательность: сознание не может вместить весь окружающий мир и внутренний мир человека. Принцип ограниченности сознания. (центр и периферия: важное – это часть, а не все).

Фрейд: сознание – небольшая часть ума, она включает то что мы сознаем каждый момент.

Юнг: сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций (сознание – сцена, освещенная прожектором)

Трудности и ограничения изучения сознания в интроспективной психологии.

Психологи решили последовать примеру естественных наук, и найти простейшие элементы сознания и законы соединения этих элементов. Именно эта цель и завела их в тупик: им не удалось собрать из простых элементов полные, цельные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология, практически, перестала существовать.

Для этого было по крайней мере три причины: 1) ограничились таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, - метод интроспекции.

Разработка проблемы сознания в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев) (по Гиппенрейтер)

Особенности психики человека, отличающиеся от психики животного, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания. 

Классики марксизма неоднократно высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык, эти положения в психологии разработали Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев  и др.

Основные компоненты Сознания (по Выготскому): значения – познавательные компоненты; смыслы – эмоционально–мотивационные компоненты. (Св-ва Сознания: 1. построение отош-ний; 2. познание окруж мира(для себя)).

А. Н. Леонтьеву (последователь Выготского) принадлежит гипотеза о происхождении сознания. В качестве объективного критерия психики предложил способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (те виды или свойства предметов, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать связь с биологически существующими свойствами, то возможности его выживания расширяются. . Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле "объективно".

К порождению сознания приводят:

  1.  выделение целенаправленных процессов (действий, труд)
  2.  порождение языка как средства речевого общения.

1) Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, которые выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными. Например, коллективная охота: биологический мотив – получение пищи. Но она достаётся не сразу – один высматривает жертву, другой загоняет, третий убивает. Сами по себе их отдельные действия не имеют смысла, смысл – в коллективном труде.

Если Д индивидуальная - этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие. 

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. 

2) Скорее всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. Слово стало впоследствии обозначать сходные явления, предметы язык стал наполняться новым  смыслом.

По Леонтьеву - уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова "сознание". Ведь со-знание - это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию", и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания. 

Структура сознания по А.Н. Леонтьеву (Лекции по общей психологии, Леонтьев)

Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение.

1. чувственная ткань (чувственные впечатления, чувственные образы). Это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ.

Выполняет функцию отображения реальной картины мира (функция непосредственной связи сознания с реальностью). Особая функция - они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности.

В случаях нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Особенно при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира. (Депривация - лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы депривации.)

2. Значения.  Сколь бы ни была богата чувственная ткань, на ее основе нельзя построить такую картину мира, в которой бы человек мог дать себе отчет. У человека чувственные образы приобретают новое качество - означенность. Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам.

Выготский (Леонтьев соглашается с ним): единицей человеческого сознания является значение, значение есть клеточка человеческого сознания.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

3.  Личностный смысл. Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл. Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Функция - пристрастность сознания (субъективность мышления).

Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка - показатель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

Человеческое сознание — это удивительное, необыкновенно сложное движение отражения человеком окружающего его мира, его собственной деятельности в этом мире и его самого. 

Структура сознания по В.П. Зинченко

В.П.Зинченко развил предложенную Леонтьевым структуру сознания. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

2 слоя сознания:

1. рефлексивный или рефлексивно-созерцательный (значение и смысл)

2. бытийный или бытийно-деятельностный (чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия).

В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.

Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий.

Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи.

В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19144. Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах. Формула четырех сомножителей. Вероятность избежать резонансного захвата и поглощения в замедлителе 178 KB
  Лекция 8. Нейтронный цикл в реакторе на тепловых нейтронах. Формула четырех сомножителей. Вероятность избежать резонансного захвата и поглощения в замедлителе. Оптимальные параметры размножающих сред. Одногрупповая теория критического реактора. Отражатель нейтронов. ...
19145. Бесконечная решетка. Элементарная ячейка. Распределение нейтронов различных энергий по ячейке 419 KB
  Лекция 9. Бесконечная решетка. Элементарная ячейка. Распределение нейтронов различных энергий по ячейке. Коэффициент размножения бесконечной периодической решетки. Твэлы и ТВС реакторов ВВЭР и РБМК. 9.1. Бесконечная решетка Кроме гомогенной среды топлива и замедлите...
19146. Многогрупповой подход. Многогрупповое уравнение диффузии. Внутренние и внешние итерации. Программы нейтронно-физического расчета 207 KB
  Лекция 10. Многогрупповой подход. Многогрупповое уравнение диффузии. Внутренние и внешние итерации. Программы нейтроннофизического расчета. Коэффициенты чувствительности коэффициента размножения к изменению параметров реактора. 10.1. Многогрупповой подход. Много...
19147. Приближения точечной кинетики. Запаздывающие нейтроны. Время жизни нейтронов в реакторе с учетом запаздывающих нейтронов 148 KB
  Лекция 11. Приближения точечной кинетики. Запаздывающие нейтроны. Время жизни нейтронов в реакторе с учетом запаздывающих нейтронов. Система уравнений точечной кинетики с одной группой запаздывающих нейтронов. Реактивность периоды реактора. Критичность на мгновенных и
19148. Выгорание топлива. Единицы измерения глубины выгорания. Классификация осколков деления 159.5 KB
  Лекция 12. Выгорание топлива. Единицы измерения глубины выгорания. Классификация осколков деления. Отравление и зашлаковывание реактора. Ксеноновая яма. Отравление самарием и неодимом. . Процессы происходящие в топливе во время работы реактора. Уменьшение ядер д
19149. Воспроизводство делящихся материалов. Уравнения выгорания. Расширенное воспроизводство. Оружейный и энергетический плутоний 130 KB
  Лекция 13. Воспроизводство делящихся материалов. Уравнения выгорания. Расширенное воспроизводство. Оружейный и энергетический плутоний. Малые актиноиды. Спонтанное деление. 13.1. Воспроизводство делящихся материалов. На рис. 13.1 приведена схема превращений изотопов т
19150. Радиационные характеристики отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Хранение и транспортировка ОЯТ 221 KB
  Лекция 14. Радиационные характеристики отработавшего ядерного топлива ОЯТ. Хранение и транспортировка ОЯТ. 14.1. Радиационные характеристики отработавшего ядерного топлива ОЯТ К радиационным характеристикам ОЯТ будем относить: активность остаточное энерговыделе
19151. Классификации реакторов АЭС. Особенности легководных, графитовых и тяжеловодных реакторов. Проблемы безопасности АЭС 65.5 KB
  Лекция 15. Классификации реакторов АЭС. Особенности легководных графитовых и тяжеловодных реакторов. Проблемы безопасности АЭС. Перспективные типы реакторов. 15.1. Классификации реакторов АЭС. Рассмотрим три классификации реакторов АЭС: по нейтронному спектру по
19152. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТЕРМОДИНАМИКЕ 73 KB
  ТЕМА 1. Основные понятия о термодинамике 1.1. Роль термодинамики в разработке и исследовании конструкционных материалов ядерных реакторов Высокочистые вещества прецизионные сплавы композиты – основные материалы ядерной энергетики. Рафинирование. Термодинамическо...