29977

Классификация неосознаваемых явлений

Доклад

Психология и эзотерика

Активность монад протекающая в сфере психических актов имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями их сознательная реализация получила названия апперцепции. Он сформулировал концепцию порога сознания. Порог сознания уровень психической деятельности ниже которого идеи оказываются бессознательными.

Русский

2013-08-22

56 KB

28 чел.

6. Классификация неосознаваемых явлений

Исторический контекст открытия и изучения неосознаваемых явлений

В бытовом сознании есть мнение, что бессознательное открыл Фрейд. На самом деле множество учёных занимались проблемами неосознаваемых явлений, которые и оказали влияние на её широкую разработку в психоанализе.

На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два источника:

1) философские концепции бессознательных психических феноменов и

2) работы в сфере психопатологии.

  1.  Теории бессознательного мышления

Лейбниц (17-18вв): концепция монадология. Монады - единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Монады состоят не из материи в обычном смысле слова, это непротяженная психическая сущность. Хотя они и имеют психическую природу, им присущи и некоторые свойства физической материи. Когда достаточное количество монад соединяются вместе, они образуют протяженные объекты. Монады – что-то наподобие актов восприятия. Активность монад, протекающая в сфере психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательного до ясного и четкого сознания. Низшие уровни сознания называются малыми перцепциями, их сознательная реализация получила названия апперцепции.

Гербарт (18-19 вв) развил идею Лейбница. Он сформулировал концепцию порога сознания. Порог сознания - уровень психической деятельности, ниже которого идеи оказываются бессознательными.

Гербарт полагал, что идеи воздействуют друг на друга подобно механическим силам. По Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны. Для того, чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Они во многом подобны малым перцепциям Лейбница. Различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации. Он даже предложил математические формулы, позволяющие вычислить механику движения идей на пути к сфере сознания.

Фехнер тоже использовал понятие порога. Это ему принадлежит образ психики как айсберга: большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию ненаблюдаемых сил. Фрейд ссылался в работах на Фехнера.

Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Новое у Фрейда -  способы исследования бессознательного.

Психоанализ с самого начала выбивался из основного русла психологической мысли по своим целям, интересам и методам. Предмет – аномальное поведение, метод – клиническое наблюдение, + интерес к бессознательному (тема почти игнорировалась другими школами).

2) Исследования по психопатологии

До 18 века душевнобольных считали дьявольскими отродьями, убивали, казнили. Только в 18 веке появились первые лечебницы, похожие на тюрьмы (держали на привязи, показывали как аттракцион).

К 19 веку – более гуманное отношение. 2 основные школы - соматическая и психическая. Соматическая школа видела главную причину аномального поведения в физических нарушениях (поражение головного мозга, недостаточная стимуляция нервных окончаний или же излишнее их напряжение). Психическая школа - причины аномального поведения следует искать в сфере психики. Однако, в целом ведущая роль принадлежала все же соматической школе.

Психоанализ явился своеобразным протестом против соматической ориентации. Все больше учёные ориентировались на психологическую школу.

Фрейд: смог соединить разные идеи в целостную теоретическую систему.

Фрейд различает три сферы психики

1. сознательное - имеет свойство переживания

2. предсознательное - скрытое   (латентное)   бессознательное, потенциально сознательное:  может проникнуть   в    сознание, т. е. имеет  способность сознания

3. бессознательное - вытесненная бессознательная психика,    не    обладает   способностью проникнуть в сознание: это может   только   представитель вытесненной бессознательной психики.

Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания раньше в психологии   (забывчивость, описки, сновидения), как   явления, которые имеют  причины  и  поэтому должны   получить объяснение.

Сущность бессознательного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, они закрыты цензурой.  Бессознательное — это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Это первичный психический процесс, истинная психическая реальность.

Юнг: аналитическая психология. учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, связано с личным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления, проявляется в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и, символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их.

Архетипы: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

В труде «Психологические типы» (1921) Юнг различает две базисные установки — экстравертированную, направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики — мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает 8 типов индивидуальности. Эти взгляды Юнга породили большую литературу и получили дальнейшее развитие в психологии.

Современная классификация неосознаваемых явлений.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) "надсознательные" процессы.

В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий - входят 3подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

а) Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания. Это либо врождённые акты, либо приобретённые очень рано (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и т.д.). Некоторые из этих процессов никогда не осознавались (первичные автоматизмы), другие же прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы = навыки). Этот процесс лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию, попытки их осознать обычно расстраивают действие.

Навыки - сознательный контроль остаётся, но осуществляется по-особенному.  Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания; следующие этажи - на периферию сознания; наконец, навыки выходят за границу сознания. Навыки могут возвращаться в сознание (при утомлении, при возникновении трудностей или ошибок). Чему-то учимся - организм «запоминает», автоматизирует действие, освобождая сознание.

б) явления неосознаваемой установки.

Школа Узнадзе. Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Например, моторная установка: ребенок пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая вещь, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.  Перцептивная установка: сижу в темной комнате и со страхом жду чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаю слышать шаги или подозрительные шорохи.

У установки - важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно. Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха) - "ошибки установки" - проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках.Не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного - и действительно видеть страшное.

Основные опыты Узнадзе: Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший - в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась 15 раз. На 16й – давали 2 одинаковых, испытуемый говорил, что они разные. В подготовительных пробах испытуемые вполне осознавали, что идут однотипные предъявления, и начинали сознательно ждать такой же пробы в очередной раз.

в) неосознаваемым сопровождениям сознательных действий.

Это неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия (непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, вегетативные реакции, тон голоса). Отражают состояния, настроения, отношения.

Примеры:  Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, например, нарисовать график, особенно если они в этом графике не очень уверены.  Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Значение: 1) дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации и 2) могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека - его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д.

Второй класс 2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

Свойства: - действенность (влияют на актуальную жизнь). - с трудом переходят в сознание (объясняется это работой двух механизмов - вытеснения и сопротивления).

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

Главные методы - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Третий класс - "надсознательные" процессы.

Это процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п.

Это продукты сознательной работы, которые вторгаются в сознательную жизнь человека и, как правило, меняют ее течение. Но представления о сотворении этого продукта человек не имеет, хотя бы о последнем его шаге.

Отличия от сознательных процессов:

1.субъект не знает того конечного итога к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т.е. ясное осознание результата.

2.неизвестен момент когда надсознательный процесс закончится, часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда он будет достигнут.

Эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

ИТОГИ:

Бессознательное гораздо шире, чем сознание.

Неосознаваемое проявляется в сознании - иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральные результаты надсознательных процессов.

Исходное - акты сознания, поведения и физиологические процессы. Их комплексное использование дает возможность проникать в различные сферы неосознаваемого психического.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53115. УКРАЇНОЗНАВСТВО В ДОШКІЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 1018.5 KB
  Ряд орієнтовних конспектів занять з різних розділів програми, сценарії свят та розваг, опис ігор та додатковий художній матеріал, які можна використати в роботі. Заняття мають в основному комплексний характер, що позитивно впливає не тільки на ознайомлення з культурою, побутом свого народу, але і на розвиток мовлення дітей. Запропоновані конспекти занять та сценарії свят апробовані...
53118. Правильні многогранники конспект уроку 288 KB
  Мета уроку: формування поняття правильні многогранники; знайомство з видами правильних многогранників: правильний тетраедр куб октаедр додекаедр ікосаедр. Відкрити гіперпосилання другого пункту плану Многокутники Застосувавши малюнки виконані за допомогою Програмного засобу Динамічна геометрія потрібно повторити : ▪ многогранний кут 360; ▪ кожен кут правильного трикутника дорівнює 60 тому з правильних трикутників можнаутворити 3 види правильних многогранників 3 60 360; 4 60 360; 5 60 360: аправильний...
53119. Інформаційно-дослідницькі проекти з геометрії 2.04 MB
  Метод координат велике відкриття Декарта. Метод координат велике відкриття Декарта. Тему Декартові координати і вектори у просторі вивчаємо 8 годин. Протягом 4х тижнів 2 команди однієї групи працювали над складанням 2х інформаційно – дослідницьких проектів: Метод координат – велике відкриття Декарта.
53120. Розв’язування прикладних задач по темі «Об’єми та площі поверхонь геометричних тіл» 7.5 MB
  Які властивості має паралелепіпед Які види паралелепіпедів ви знаєте Які властивості має прямокутний паралелепіпед Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та об’єм призми Знайти площу повної поверхні та об’єми фігур. Що називається віссю та апофемою правильної піраміди Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та об’єм піраміди Знайти площу повної поверхні та об’єми фігури. Чому дорівнює площа бічної площа повної поверхні та об’єм циліндра Знайдіть площу повної поверхні та об’єм...
53121. Чотирикутники 174 KB
  Чотирикутник у якого протилежні сторони паралельні Паралелограм 4. Паралелограм у якого всі сторони рівні Ромб 6. Паралелограм у якого всі кути прямі Прямокутник . Інших чотирикутників не знали пізніше їх класифікували на паралелограми ромби прямокутники.
53122. Трапеція та її властивості. Геометрія (8 клас) 365.5 KB
  Мета: Сформувати в учнів поняття трапеції її елементів розглянути означення рівнобічної та прямокутної трапеції зміст властивостей кутів трапеції прилеглих до бічної сторони та кутів та діагоналей рівнобічної трапеції. Формувати вміння: відтворювати вивчені твердження; за готовими рисунками знаходити елементи трапеції; розв’язувати найпростіші задачі на обчислення. План вивчення нового матеріалу Означення трапеції її елементи Властивості кутів трапеції прилеглих до бічних сторін; висот...
53123. Розв’язування трикутників 214.5 KB
  Мета: формувати вміння і навички розв’язування трикутника за трьома його основними елементами; повторити теореми синусів косинусів та наслідки з них; повторити основні типи задач на обчислення елементів довільних трикутників; розвивати пошукову пізнавальну активність учнів логічне мислення уяву зв’язне мовлення; виховувати самостійність наполегливість впевненість у собі інтерес до предмету. Сторону трикутника пропорційні до синусів протилежних кутів теорема синусів. Квадрат сторони трикутника дорівнює сумі...