29978

Методы неосознаваемых явлений в психоанализе

Доклад

Психология и эзотерика

предсознательное скрытое латентное бессознательное потенциально сознательное: может проникнуть в сознание т. бессознательное вытесненная бессознательная психика не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики. Бессознательное это место сосредоточения влечений все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе.Фрейда Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи с которой связано несовместимое желание в...

Русский

2013-08-22

55 KB

5 чел.

8. Методы неосознаваемых явлений в психоанализе

Гипноз как метод изучения неосознаваемых явлений

В конце XVIII века интерес медиков к гипнозу стимулировали работы австрийского врача Антона Месмера. Но еще в течение ста лет официальная медицина отрицала роль гипноза, относясь как к шарлатанству и мошенничеству. Широкая публика тем не менее заинтересовалась этим явлением, превратив его в некий род игры.

Признание гипноз получил благодаря работам французского врача Шарко (19 век). Шарко удалось добиться некоторых успехов в лечении истерии при помощи гипноза. Также он подробно описал симптомы истерии и процедуру использования гипноза в строгих медицинских терминах, метод стал приемлемым и для других врачей.

До конца 19 века психическим расстройствам приписывали соматические причины.  Ученик Шарко Пьер Жане (19-20 вв) стал трактовать истерию как душевную болезнь. Он выдвинул предположение, что подлинными причинами истерии являются психические явления - и, прежде всего, нарушения памяти, навязчивые идеи и силы бессознательного. Метод лечения - гипноз.

Благодаря работам Шарко и Жане отношение к душевным болезням в психиатрии постепенно менялось: в них все больше видели следствие психических и душевных факторов. Психиатры стали лечить эмоциональные расстройства, обращаясь к рассудку пациентов, а не к их телу.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Так, если внушить пациенту, чтобы он по пробуждении от гипнотического сна раскрыл зонтик, то он выполнит эту команду. Но объяснить мотив своих действий он не сможет и попытается придумать свою версию. Подобного рода феномены подготавливали представление Фрейда о том, что сознание маскирует непостижимые для индивида мотивы его поступков. В дальнейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался.

Объяснения -2 мнения: 1) не мог удачно пользоваться этим методом. 2) при гипнозе внушаются команды, исходящие от врача, а это может оказать блокирующее воздействие на спонтанные, свободные от чьего бы то ни было внешнего давления тенденции личности. Во многих тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, появлялось «сопротивление».

Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом — новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

Фрейд различает три сферы психики

1. сознательное - имеет свойство переживания

2. предсознательное - скрытое   (латентное)   бессознательное, потенциально сознательное:  может проникнуть   в    сознание, т. е. имеет  способность сознания

3. бессознательное - вытесненная бессознательная психика,    не    обладает   способностью проникнуть в сознание: это может   только   представитель вытесненной бессознательной психики.

3. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания раньше в психологии   (забывчивость, описки, сновидения), как   явления, которые имеют  причины  и  поэтому должны   получить объяснение.

Сущность бессознательного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, они закрыты цензурой.  Бессознательное — это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Это первичный психический процесс, истинная психическая реальность.

Методы З.Фрейда

Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, и переработка этой тенденции, создание замены невозможного удовлетворения путем искажения, образования болезненного симптома, навязчивого состояния, сублимации (переключения на другие пути — в рамках творческой, научной и т. п. деятельности) и др. Работа цензуры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смещения (сдвига), превращения мысли в образ и др. Возникает необходимость толкования, которое возможно, поскольку сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

1. Метод свободных ассоциаций

Пациенту предлагалось говорить все, что приходит ему в голову (без осмысления и без критики, просто всё что приходит в голову).  Получаемый   таким   образом материал — Фрейд называл его «рудой для психоанализа»— подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем. Минусы: очень редко нужные психические данные лежат на поверхности, также некоторые больные не хотят рассказывать о болезненных переживаниях. Иногда больному кажется, будто никаких особых переживаний и не было, что принуждает его говорить о более или менее безразличных для него предметов.

2. Анализ сновидений

С помощью метода свободных ассоциаций. Фрейд  различал явное образное содержание  сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не   хотим   себе признаться, так как они неприемлемы для нас (цензура).

В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения  сексуальных   комплексов,  определенной типичной символикой. Отсюда необходимость истолкования сновидений. Сновидения есть и у здорового  человека.  Психоанализ становится не вспомогательной наукой для психопатологии; он в большей степени дает основание новой и глубокой науке о психике, которая будет так же приемлема для понимания нормы.

3. Анализ ошибочных действий

Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны. Исходя из них можно выявить существующие, но скрытые или подавленные импульсы и намерения. Так, остроумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматривались как искаженный заместитель вытесненного в бессознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное, т. е. способы привести в сознание вытесненный материал.

Методы Юнга

Разделил бессозн на индивидуальное и коллект. Коллективное бессознательное есть часть психики, не связанная с личным опытом и не является персональным приобретением. Содержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессознательного, которое состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, никогда не входили в сознание.

Если личностное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами. Архетипы – изначальные, врожденные психические структуры. Это образы и мотивы, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Понятие архетипа указывает на существование в душе определенных форм, которые имеются всегда и везде  помимо нашего непосредственного сознания, идентичная у всех индивидов, наследуется. Юнг говорит, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов (образцы инстинктивного поведения). Инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их

До тех пор, пока невроз коренится исключительно в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов. Так как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипы. Архетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций.

Существует несколько путей добраться до бессознательных глубин психики человека.

1. Ассоциативный эксперимент

Экспериментальный метод для выявления личных комплексов посредством исследования ассоциаций или связей, кажущихся с первого взгляда случайными.

По Рубинштейну: Влияние эмоций на течение представлений обычно настолько явно, что оно может быть использовано наряду с различными физиологическими показателями в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется "ассоциативный" эксперимент. Испытуемому предлагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленного слова-раздражителя.

Как можно анализировать ассоциации? Исследование показало, что аффективные переживания влияют:

1. на тип ассоциации: когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни (стул – стол, чернила – ручка и т.п., "объективные ассоциации"). При наличии у испытуемого аффективно-эмоционального переживания ассоциация у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не типичному, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый "комплекс", не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям.

Комплекс - совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами; ассоциативную реакцию, обусловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемого, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность "субъективных ассоциаций" – по Юнгу).

Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или повторяет слово-раздражитель или даёт одну и ту же ассоциацию. Это свидетельствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессознательно не желает обнаружить.

2. на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления – наличие комплекса и вызываемое им торможение – вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу.

3. на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях – мимических, пантомимических, речевых.

В ходе проводимых исследований Юнг пришёл к убеждению, что пациента можно вылечить, если предоставлять ему помощь для преодоления и устранения комплекса. Исследования, проводимые Юнгом, привели его к новой гипотезе о генезисе шизофрении (с чем не был согласен Блойлер): представления и бред психотика являются попытками создать новое видение мира.

Если Фрейд применял открытый им метод свободных ассоциаций для исследования у пациента личностного бессознательного (говоря языком Юнга), то интерес Юнга к комплексам привёл его к открытию архетипов, обитающих в коллективном бессознательном.

2. Анализ сновидений, являющийся классическим орудием психоанализа. При этом сновидениям приписывают их бессознательное содержание.

Юнг уверяет, что сны видят все. Если больной с самого начала  анализа не имеет сновидений или же они внезапно прекращаются, он, несомненно, утаивает материалы, подлежащие сознательной разработке. Отсутствие же у больного сновидений указывает на еще не использованные им сознательные материалы. Сновидениями вначале следует пользоваться лишь как источниками материалов для анализа. Цель сновидений не в том, чтобы скрыть, а в том, чтобы сообщить сознанию определенные сведения. Задача юнгианского анализа сновидений – содействие клиенту в правильной интерпретации сообщений, поступающих от бессознательного.

По Юнгу, сны выполняют две функции:

1. они компенсируют внутренний дисбаланс (например, чрезмерно рациональный человек видит эмоционально насыщенные сны) и

2. содействуют процессу индивидуации (процесс индивидуального развития), предъявляя спящему предполагаемые образы будущего.

Начало анализа – индивидуальные ассоциации по поводу образов и символов. . Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны. Затем сон анализируется в соот с архетипами. Потом толкуется, толкование завершается ритуалом (завершение работы над сном – хлопок, например).

Юнг также различал объективные и субъективные сновидения, или объективный и субъективный уровни их интерпретации. Объективные сновидения отражают повседневную жизнь человека: его взаимоотношения с внешним миром и с другими людьми и события, происходящие в этом мире. С другой стороны, субъективные сновидения рисуют картины внутренней жизни, и важными действующими лицами в таких снах являются олицетворения чувств и мыслей сновидца. И, наконец, Юнг полагал, что так же, как и в драматическом произведении, содержание большинства снов можно разбить на четыре части – экспозицию, развитие сюжета, кульминацию и спокойное разрешение, которое Юнг назвал лизисом.

3. Активное воображение. Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания. Он обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими. Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.
84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...
84992. Рациональное питание. Гигиена питания 28 KB
  Гигиена питания Цель урока. Познакомить учащихся с понятием рациональное питание основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Разобрать общепринятые правила питания сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни. Некоторые общепринятые правила рационального питания.
84993. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 29.07 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Цель урока. Влияние алкоголя на здоровье человека. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем их взаимодополняемостью взаимодействием способностью к адаптации и компенсации. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.
84994. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27.76 KB
  Сформировать убеждение в том что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с первой пробы выработать у них твердую привычку говорить Нет любому кто предложит закурить или попробовать спиртное. Разобрать с учащимися ситуационные задачи: Если вам в кругу сверстников предложат закурить как вы поступите Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и предложили выпить спиртного как вы поступите В заключение предложить четыре правила Нет для профилактики курения и употребления спиртных напитков. Постоянно...
84995. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28.12 KB
  Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи. Подчеркнуть что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.