29978

Методы неосознаваемых явлений в психоанализе

Доклад

Психология и эзотерика

предсознательное скрытое латентное бессознательное потенциально сознательное: может проникнуть в сознание т. бессознательное вытесненная бессознательная психика не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики. Бессознательное это место сосредоточения влечений все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе.Фрейда Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи с которой связано несовместимое желание в...

Русский

2013-08-22

55 KB

4 чел.

8. Методы неосознаваемых явлений в психоанализе

Гипноз как метод изучения неосознаваемых явлений

В конце XVIII века интерес медиков к гипнозу стимулировали работы австрийского врача Антона Месмера. Но еще в течение ста лет официальная медицина отрицала роль гипноза, относясь как к шарлатанству и мошенничеству. Широкая публика тем не менее заинтересовалась этим явлением, превратив его в некий род игры.

Признание гипноз получил благодаря работам французского врача Шарко (19 век). Шарко удалось добиться некоторых успехов в лечении истерии при помощи гипноза. Также он подробно описал симптомы истерии и процедуру использования гипноза в строгих медицинских терминах, метод стал приемлемым и для других врачей.

До конца 19 века психическим расстройствам приписывали соматические причины.  Ученик Шарко Пьер Жане (19-20 вв) стал трактовать истерию как душевную болезнь. Он выдвинул предположение, что подлинными причинами истерии являются психические явления - и, прежде всего, нарушения памяти, навязчивые идеи и силы бессознательного. Метод лечения - гипноз.

Благодаря работам Шарко и Жане отношение к душевным болезням в психиатрии постепенно менялось: в них все больше видели следствие психических и душевных факторов. Психиатры стали лечить эмоциональные расстройства, обращаясь к рассудку пациентов, а не к их телу.

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Так, если внушить пациенту, чтобы он по пробуждении от гипнотического сна раскрыл зонтик, то он выполнит эту команду. Но объяснить мотив своих действий он не сможет и попытается придумать свою версию. Подобного рода феномены подготавливали представление Фрейда о том, что сознание маскирует непостижимые для индивида мотивы его поступков. В дальнейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался.

Объяснения -2 мнения: 1) не мог удачно пользоваться этим методом. 2) при гипнозе внушаются команды, исходящие от врача, а это может оказать блокирующее воздействие на спонтанные, свободные от чьего бы то ни было внешнего давления тенденции личности. Во многих тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, появлялось «сопротивление».

Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом — новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

Фрейд различает три сферы психики

1. сознательное - имеет свойство переживания

2. предсознательное - скрытое   (латентное)   бессознательное, потенциально сознательное:  может проникнуть   в    сознание, т. е. имеет  способность сознания

3. бессознательное - вытесненная бессознательная психика,    не    обладает   способностью проникнуть в сознание: это может   только   представитель вытесненной бессознательной психики.

3. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания раньше в психологии   (забывчивость, описки, сновидения), как   явления, которые имеют  причины  и  поэтому должны   получить объяснение.

Сущность бессознательного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, они закрыты цензурой.  Бессознательное — это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Это первичный психический процесс, истинная психическая реальность.

Методы З.Фрейда

Под влиянием цензуры происходит вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, и переработка этой тенденции, создание замены невозможного удовлетворения путем искажения, образования болезненного симптома, навязчивого состояния, сублимации (переключения на другие пути — в рамках творческой, научной и т. п. деятельности) и др. Работа цензуры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смещения (сдвига), превращения мысли в образ и др. Возникает необходимость толкования, которое возможно, поскольку сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

1. Метод свободных ассоциаций

Пациенту предлагалось говорить все, что приходит ему в голову (без осмысления и без критики, просто всё что приходит в голову).  Получаемый   таким   образом материал — Фрейд называл его «рудой для психоанализа»— подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем. Минусы: очень редко нужные психические данные лежат на поверхности, также некоторые больные не хотят рассказывать о болезненных переживаниях. Иногда больному кажется, будто никаких особых переживаний и не было, что принуждает его говорить о более или менее безразличных для него предметов.

2. Анализ сновидений

С помощью метода свободных ассоциаций. Фрейд  различал явное образное содержание  сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не   хотим   себе признаться, так как они неприемлемы для нас (цензура).

В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения  сексуальных   комплексов,  определенной типичной символикой. Отсюда необходимость истолкования сновидений. Сновидения есть и у здорового  человека.  Психоанализ становится не вспомогательной наукой для психопатологии; он в большей степени дает основание новой и глубокой науке о психике, которая будет так же приемлема для понимания нормы.

3. Анализ ошибочных действий

Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны. Исходя из них можно выявить существующие, но скрытые или подавленные импульсы и намерения. Так, остроумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматривались как искаженный заместитель вытесненного в бессознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное, т. е. способы привести в сознание вытесненный материал.

Методы Юнга

Разделил бессозн на индивидуальное и коллект. Коллективное бессознательное есть часть психики, не связанная с личным опытом и не является персональным приобретением. Содержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессознательного, которое состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, никогда не входили в сознание.

Если личностное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами. Архетипы – изначальные, врожденные психические структуры. Это образы и мотивы, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Понятие архетипа указывает на существование в душе определенных форм, которые имеются всегда и везде  помимо нашего непосредственного сознания, идентичная у всех индивидов, наследуется. Юнг говорит, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов (образцы инстинктивного поведения). Инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их

До тех пор, пока невроз коренится исключительно в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов. Так как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипы. Архетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций.

Существует несколько путей добраться до бессознательных глубин психики человека.

1. Ассоциативный эксперимент

Экспериментальный метод для выявления личных комплексов посредством исследования ассоциаций или связей, кажущихся с первого взгляда случайными.

По Рубинштейну: Влияние эмоций на течение представлений обычно настолько явно, что оно может быть использовано наряду с различными физиологическими показателями в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется "ассоциативный" эксперимент. Испытуемому предлагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленного слова-раздражителя.

Как можно анализировать ассоциации? Исследование показало, что аффективные переживания влияют:

1. на тип ассоциации: когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни (стул – стол, чернила – ручка и т.п., "объективные ассоциации"). При наличии у испытуемого аффективно-эмоционального переживания ассоциация у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не типичному, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый "комплекс", не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям.

Комплекс - совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами; ассоциативную реакцию, обусловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемого, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность "субъективных ассоциаций" – по Юнгу).

Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или повторяет слово-раздражитель или даёт одну и ту же ассоциацию. Это свидетельствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессознательно не желает обнаружить.

2. на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления – наличие комплекса и вызываемое им торможение – вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу.

3. на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях – мимических, пантомимических, речевых.

В ходе проводимых исследований Юнг пришёл к убеждению, что пациента можно вылечить, если предоставлять ему помощь для преодоления и устранения комплекса. Исследования, проводимые Юнгом, привели его к новой гипотезе о генезисе шизофрении (с чем не был согласен Блойлер): представления и бред психотика являются попытками создать новое видение мира.

Если Фрейд применял открытый им метод свободных ассоциаций для исследования у пациента личностного бессознательного (говоря языком Юнга), то интерес Юнга к комплексам привёл его к открытию архетипов, обитающих в коллективном бессознательном.

2. Анализ сновидений, являющийся классическим орудием психоанализа. При этом сновидениям приписывают их бессознательное содержание.

Юнг уверяет, что сны видят все. Если больной с самого начала  анализа не имеет сновидений или же они внезапно прекращаются, он, несомненно, утаивает материалы, подлежащие сознательной разработке. Отсутствие же у больного сновидений указывает на еще не использованные им сознательные материалы. Сновидениями вначале следует пользоваться лишь как источниками материалов для анализа. Цель сновидений не в том, чтобы скрыть, а в том, чтобы сообщить сознанию определенные сведения. Задача юнгианского анализа сновидений – содействие клиенту в правильной интерпретации сообщений, поступающих от бессознательного.

По Юнгу, сны выполняют две функции:

1. они компенсируют внутренний дисбаланс (например, чрезмерно рациональный человек видит эмоционально насыщенные сны) и

2. содействуют процессу индивидуации (процесс индивидуального развития), предъявляя спящему предполагаемые образы будущего.

Начало анализа – индивидуальные ассоциации по поводу образов и символов. . Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны. Затем сон анализируется в соот с архетипами. Потом толкуется, толкование завершается ритуалом (завершение работы над сном – хлопок, например).

Юнг также различал объективные и субъективные сновидения, или объективный и субъективный уровни их интерпретации. Объективные сновидения отражают повседневную жизнь человека: его взаимоотношения с внешним миром и с другими людьми и события, происходящие в этом мире. С другой стороны, субъективные сновидения рисуют картины внутренней жизни, и важными действующими лицами в таких снах являются олицетворения чувств и мыслей сновидца. И, наконец, Юнг полагал, что так же, как и в драматическом произведении, содержание большинства снов можно разбить на четыре части – экспозицию, развитие сюжета, кульминацию и спокойное разрешение, которое Юнг назвал лизисом.

3. Активное воображение. Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания. Он обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими. Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53782. Общий случай вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Решение задач 196 KB
  ОБОРУДОВАНИЕ: предметные рисунки с изображением сливы яблока и груши; сверток бумаги в виде указа; карта математической страны; аудиозапись сказки О рыбаке и рыбке; картинки с изображением Буратино Незнайки и Знайки совы. Буратино Показ предметного рисунка с изображением Буратино Правильно это Буратино а из какой он сказки Приключение Буратино Сейчас мы узнаем почему он плачет. Буратино потянулся Раз нагнулся два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел. Оказывается Буратино не может открыть тайную дверь.
53783. Чтение примеров на умножение. Название чисел при умножении. Составление таблицы умножения числа 2. Задачи на действие умножения 127.5 KB
  ЦЕЛЬ: упражнять детей в чтении и записывании примеров на умножение; учить заменять действие сложения одинаковых слагаемых действием умножения а действие умножения действием сложения; ознакомить с названиями компонентов при умножении; ознакомить с таблицей умножения числа 2; развивать математическую речь логическое мышление умение анализировать сопоставлять и делать выводы. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с дествием умножения.
53784. Конспекти уроків з української літератури 117 KB
  Той хто перший виконав завдання намагається здобути більшу кількість балів. Урок – гра “Перших 12 балівâ€ Відбіркове питання: записати залежно від обсягу починаючи з найменшого: новела роман вірш оповідання романепопея. 5 балів:: â€Кам’яний хрест†В. 6 балів: До інтимної лірики належить така поезія: Хто автор а “Як я люблю оті години праціâ€; б â€œГімнâ€; в “І всетаки до тебе думка линеâ€; г “Тричі являлась мені лю ...
53785. Конспекти уроків «Музичне мистецтво» 209 KB
  Заглибимося в далеке минуле і поміркуємо, як виник цей вид мистецтва. Можливо музика народилася від співу пташок або дзюрчання струмка, а може, - від ритмічної праці людини, магічних обрядів, або від слова, мелодійної мови людини? Це було дуже давно, і ми можемо лише припустити, як жила тоді первісна людина. Цікаво, що наштовхнуло її на винахід музичних інструментів?
53786. Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Квадратное уравнение и его корни 97 KB
  Учащиеся должны знать: определение квадратного уравнения; формулы дискриминанта корней квадратного уравнения; зависимость между значением дискриминанта и количеством корней квадратного уравнения. Учащиеся должны уметь: распознавать квадратные уравнения среди других уравнений; решать неполные квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; находить сумму и произведение корней приведенного квадратного...
53787. Конспекты занятий по математике 1.57 MB
  Из курса геометрии мы знаем что sin А = а соs А = . Затем выводилось основное тригонометрическое равенство: cos2 А sin2 А= = 1 Но есть недостатки этого метода. Если точка М числовой окружности соответствует числу t то абсциссу точки М называют косинусом числа t и обозначают cos t а ординату точки М называют синусом числа t и обозначают sin t слайд 5. Итак если М t = М х; у то х = cos t у= sin t слайд 5.
53788. Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. 2.85 MB
  Цели: систематизировать знания обучающихся о пунктуации повторить теоретический материал о разделах лингвистики закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения составлять схемы предложений; развивать внимание память такие операции мышления как анализ синтез обобщение; воспитывать интерес к предмету. Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения Докажите на примерах из текста. С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились Придумайте...
53789. В гостях у Айболита. Посвящение в Айболята 503 KB
  Доктор Айболит: Ребята я получил письмо показывает его и зачитывает.– Ребята а вы знаете мы ведь чуть не опоздали к вам вы уж нас простите пожалуйста.– Ребята а как вы догадались что я доктор Айболит Дети: У вас белый халат. Доктор Айболит: Молодцы ребята Вы великолепно справились с первым испытанием.
53790. Баскетбол 96 KB
  Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком).