29979

Психологическая теория деятельности в отеч.психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Психологическая теория деятельности в отеч. придумал Леонтьев Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20х начале 30х гг. Но главное состояло в том что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма теорию К. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретнопсихологическую разработку.

Русский

2013-08-22

56 KB

4 чел.

8. Психологическая теория деятельности в отеч.психологии

(Гиппенрейтер – введ в ОП, Рубинштейн – Основы ОП, Леонтьев – лекции по общей). Ученые: Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Запорожец, Гальперин и др. придумал Леонтьев)

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х - начале 30-х гг. К этому времени психология перестала быть наукой о сознании, расцвет новых теорий - бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи могли уже учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.

Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К.Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что НЕ сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. (Мещеряков, Зинченко). Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. (Леонтьев)

1. особенных деятелъностей (или особых видов деятельности, конкретная Д);

2. уровень действий; 

3.  уровень операций; 

4. уровень психофизиологических функций. 

1. КОНКРЕТНАЯ Д- совокупность действий, которые вызываются одним мотивом. Виды: игровая, учебная, трудовая и т.д. например – написание диплома. Мотив рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека - почему человека хочет проявить активность. Мотив преобразуется из потребности после её опредмечивания, после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить Потребность - состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Наряду с органическими потребностями существуют потребности в соц контактах и познавательная потребность, которые на первых этапах жизни человека переплетены д/д и составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития.

Связь потребностей с деятельностью:

1этап -  до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Потребность, как правило, не представлена субъекту - может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. В поведении  выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.

2 этап - после встречи с предметом потребности.

В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности, в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе – как опредмеченная потребность.

Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

2. ДЕЙСТВИЕ- это основная единица анализа деятельности (анализа психической жизни человека) например, написание теории к диплому. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели.  Цель это (сознательный) образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Характеристики действия:

- действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания  в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а "раскрывается" в действии.

- действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием.

- через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).  (в противовес Уотсону Стимул - Реакция)

-  понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель может быть любой, не только биологической, а - установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Дж. Уотсон.

Цель-действие: Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка (пример: написание диплома – куча этапов).

Т.О.деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

3. ОПЕРАЦИИ - способ выполнения действия, приобретенные. Набор текста диплома.

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий.

Характеристики операций:

- мало осознаются или совсем не осознаются (этим отличаются от действий);

- уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками;

-Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания (практически не осознаются); другие возникают из действий путем их автоматизации (на границе сознания, могут стать осознаваемыми).  

-всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций.

4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - физиологические обеспечения психических процессов. Это и предпосылки, и средства деятельности. Например, работа пальцев при наборе текста на компе.

Это способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна (физиологические – обусловлены природно, операции приобретены).

Мотив, цель, условия деятельности:

Мотивы виды:

- Осознаваемые - большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. 

- Неосозноваемые Этот класс значительно обширнее, и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Работа по осознанию собственных мотивов очень важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

Формы проявления неосозноваемых мотивов в сознании:

- Эмоции -  отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.

- личностные смыслы.- Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые  играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

Развитие мотивов. этот вопрос важен прежде всего с точки зрения воспитания и самовоспитания личности. При анализе деятельности единственный путь движения – от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П – М – Ц – Д). В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности (Д – М – П). Иначе и не может быть; например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, к тому же в основном биологических.

Механизмы развития: сдвига мотива на цель (другой вариант его названия –механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

Единство строения внешней и внутренней деятельности: С ее анализа и началась разработка теории деятельности. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности. Что же такое «внутренняя деятельность»?

Функции внутренних действий: подготавливают внешние действия.  экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают человеку возможность избежать  ошибок.

*внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с материальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

*внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного воспроизведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия. Во внутреннем плане внешняя деятельность сокращается.

Принципы теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания).

2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3.Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4.Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80937. Види історичних документів, особливості їх вивчення 35.44 KB
  До історичних джерел належить все створене людиною, у тому числі результати його взаємодії з навколишнім середовищем, а також предмети матеріальної культури, звичаї, обряди, памятки писемності. У широкому сенсі слова памятники писемності в методиці називають документами
80938. Аналіз програми з історії України для 10-11 класів мета завдання та зміст курсу Нової історії України 35.68 KB
  Мета курсу за вибором Досліджуємо історію України для профільних класів суспільногуманітарного напряму поглиблення системи знань учнів про історію України XX століття яке забезпечується набуттям старшокласниками власного інтелектуального досвіду вивчення історичного матеріалу розвитком навчальнопізнавальних умінь та ключових предметних компетенцій. Реалізація курсу за вибором Досліджуємо історію України здійснена у контексті профілізації старшої школи допоможе виконати наступні завдання: поглибити цілісні уявлення старшокласників...
80939. Позакласна позашкільна робота з історії в загальноосвітній школі 30.73 KB
  Позакласна робота різноманітна освітня і виховна робота спрямована на задоволення інтересів і запитів дітей організована в позаурочний час педагогічним колективом школи. Позашкільна робота освітньовиховна діяльність позашкільних закладів для дітей та юнацтва.
80940. Побудова та використання на уроках історії України тренувальних та змістовних завдань 36.8 KB
  Наведіть приклад розроблених завдань. Під системою тренувальних завдань і вправ ми розуміємо сукупність послідовних завдань зі складністю що поступово зростає які повязані між собою спільною метою та змістом передбачають багаторазове виконання певної дії або діяльності метою набуття певного навику. Характерною ознакою системи тренувальних завдань та вправ є спрямованість на створення найбільш сприятливих умов для активної взаємодії субєкта з обєктом вивчення й забезпечення високої інтелектуальної активності субєкта що забезпечує...
80941. Етапи підготовки вчителя історії до уроку 36.49 KB
  визначення місця уроку в темі чи розділі його очікуваних результатів. добір методичних прийомів і засобів навчання відповідно до очікуваних результатів уроку та вибір методичного варіанта уроку, складання конспекту чи розгорнутого плану уроку.
80943. Види історичних уявлень та їхня роль у процесі формування історичних знань 34.74 KB
  Відповідно до змісту історичного матеріалу і характеру усвідомлення його учнями розрізняють види історичних уявлень: 1 кількісні; 2 локальні просторові; 3 хронологічні часові; 4 образні; 5 логічні. Створення і збагачення історичних уявлень у свідомості дитини має велике виховне значення. Процес формування історичних уявлень у навчанні є достатньо складним.
80945. Обєкт і придмет методики історії як науки 29.56 KB
  Предмет методики - історія як шкільна дисципліна, процес навчання історії. Обєктом дослідження методики виступає процес навчання, а предметом - внутрішні закономірності взаємодії головних чинників процесу навчання історії в якості навчального предмета