2998

Установление буржуазной республики в Англии 17 века

Реферат

История и СИД

Ситуация в Англии после первой гражданской войны. Пленением короля и падением последних роялистских опорных пунктов в Уэльсе в марте 1647 года закончилась первая гражданская война. Победа над королём вызвала рост авторитета армии Оливера Кромвеля, к...

Русский

2012-10-23

67.5 KB

2 чел.

Ситуация в Англии после первой гражданской войны.

Пленением короля и падением последних роялистских опорных пунктов в Уэльсе в марте 1647 года закончилась первая гражданская война. Победа над королём вызвала рост авторитета армии Оливера Кромвеля, к которой население уже непосредственно обращалось с петициями, жалобами, прошениями, игнорируя парламент. В парламенте большинство составляли пресвитериане, являвшие собой консервативное крыло революции. Из-за своей позиции они потеряли значительную часть поддерживавшего их ранее населения. Также пресвитериане составляли большинство в «Комитете обоих королевств», бывшем фактически правительством на тот момент. Они считали революцию уже законченной и опасались её дальнейшего развития, которое могло повлечь новые преобразования, а также потерю власти. Поэтому парламент жаждал соглашения с Карлом I. Низвергнутый король в свою очередь, учитывая сложную обстановку в стране, а также надеясь на помощь извне, затягивал эти переговоры и пытался ни в чём в них не уступал: « Без моей власти не может быть восстановлен мир».

А ситуация в стране была действительно сложной. Помимо невзгод, принесённых войной, на страну обрушилась засуха, у парламента не хватало денег на содержание армии и своевременную выплату жалования солдатам. Недовольство жителей также вызывал постой войск, когда население должно было размещать у себя войска, а также содержать их. Парламент обязался возмещать все затраты, но далеко не все получали деньги, к тому же со значительной задержкой. Всё это, а также нежелание пресвитериан продолжать революцию выразилось в открытом столкновении армии и парламента.


Вторая гражданская война.

Положение в Англии в конце 1647 года было очень напряжённым: король заключил договор с шотландцами, с помощью которых он планировал вернуть себе власть; это в свою очередь способствовало росту активности роялистов, пытавшихся поднять восстания в нескольких регионах страны. В апреле следующего года становится известным о приготовлениях шотландцев. В связи с угрозой войны свои усилия объединили левеллеры и индепенденты, между которыми происходили разногласия из-за нерешительных действий последних по продолжению революции. В то же время пресвитериане, не желавшие конфронтации с королём, служили главным «тормозом» этой войны. Территориями, где проходили основные столкновения с Карлом и поддерживающими его людьми стали Кент, Южный Уэльс – там сумели поднять мятежи сторонники короля - и северные границы Англии, находившиеся под угрозой шотландского вторжения. Пока Томас Ферфакс (1612-1671) подавлял сопротивление на юго-востоке Англии, Кромвель расправился с восстанием в Уэльсе, а затем двинулся на север, где сумел одержать победу над объединёнными силами шотландцев и роялистов (Гамильтон и Лангдейл), значительно превосходившими его войска по численности (в частности 17 августа 1648 года в битве при Престоне), что явилось его первым крупным самостоятельным успехом в качестве полководца. После этого сражения Кромвель совершил поход в Шотландию, в результате которого без особого противодействия дошёл до Эдинбурга и заручился там поддержкой, в то время как шотландская армия была распущена по домам. Оттуда он отправился на север страны к продолжавшей сопротивляться крепости Понтекрафт, остававшейся единственной сопротивляющейся точкой, и штурмом взял её. Фактически же война окончилась в конце лета – начале осени с капитуляцией 31 августа Колчестера под напором сил Ферфакса и изгнанием шотландцев.

Объявление палаты общин носителем верховной власти.

После этих событий парламент, в лице пресвитерианского большинства, продолжил свои попытки добиться соглашения с королём. Эти переговоры с полностью себя дискредитировавшим монархом оживили крайние настроения в армии, где было сильно влияние левеллеров, и привели к обострению отношений с парламентом (движение в армии, целями которого были наказание короля и окончательное свержение монархии). В попытке столкнуть между собой две основные группы своих противников - левеллеров и индепендентов – парламент выпускает из лондонской тюрьмы Тауэр лидера левеллеров Джона Лильберна в надежде, что он подвергнет критике действия индепендентской армейской верхушки и тем самым внесёт раскол  в ряды оппонентов пресвитериан. Но эти ожидания не оправдались: Лильберн заявил  о своей поддержке Кромвелю в его действиях, тем самым, значительно ухудшив положение парламента. 16 ноября была опубликована «Ремонстрация армии», составленная при непосредственном участии зятя Кромвеля Генри Айртона (1611-1651), бывшего одним из его ближайших соратников. В этом документе указывались как экономические требования, касавшиеся армии (выплата жалования и т. д.), так и политические, касавшиеся уже всего населения страны (права и свободы всем жителям Англии). Следующим шагом стала так называемая «Прайдова чистка» (6 декабря), когда с помощью военного отряда под руководством полковника Прайда из палаты общин были насильно выдворены все пресвитериане, власть в стране перешла в руки индепендентов. Из 143 членов палаты осталось всего порядка 50 человек  или «охвостье» Долгого парламента, просуществовавшее до самого его закрытия в 1653 году. Кромвель, всё это время находившийся на севере, вернувшись в столицу, одобрил «чистку.  Его отсутствие объяснялось тем, что Кромвель не знал какую позицию занять по политическим вопросам. 23 декабря палата общин выпускает постановление, в котором говорится, что король является главным виновником всех несчастий страны. 1 января 1649 года своим решением она объявляет короля главным виновником гражданской войны против парламента, союзником ирландцев и шотландцев в борьбе с английским государством. Но палата лордов в свою очередь отвергает это решение, что в течение нескольких дней приводит к её роспуску. 4 января палата общин принимает при закрытых дверях постановление, передававшее ей всю полноту власти: она становится носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. В документе было написано «… общины Англии, заседающие в парламенте, объявляют, что народ после бога является первоисточником (the original) всякой справедливой власти. Они также объявляют, что общины Англии, заседающие в парламенте, будучи избранными и представляя народ, имеют высшую власть в этой стране. Они также объявляют: что постановлено или объявлено как закон общинами, заседающими в парламенте, имеет силу закона и обязательно для народа этой страны, хотя бы и не было на это согласия или подтверждения короля и палаты лордов».      

Суд и казнь короля.

6 января, парламент (палата общин) издаёт «Акт о создании Верховного судебного трибунала» для суда над королём, а сам Карл через некоторое время переводится в Лондон. В состав трибунала всего вошло всего 135 человек: в большинстве своём армейские офицеры, включая Кромвеля и Ферфакса, а также некоторые известные и почитаемые люди. Председателем стал великий английский юрист Джон Бредшоу. Большинство членов трибунала под всякими предлогами уклонялись от заседаний, поэтому парламент, учитывая ситуацию и личность обвиняемого и предвидя такие последствия, в своём акте записал, что парламент будет правомочен принять решение даже при наличии 20 его членов. Поскольку Ферфакс также отстранился от каких бы то ни было политических решений, Кромвель был вынужден взять всю полноту ответственности на себя. Он понимал, что суд над королем завершится вынесением смертного приговора. Но, однажды приняв решение, Кромвель действовал беспощадно, и в значительной степени именно его усилиями судебный процесс был доведен до конца: короля приговорили к смертной казни. 26 января 62 члена Верховного судебного трибунала утвердили приговор, в котором было сказано, что «Карл Стюарт, как тиран, изменник, убийца и враг государства, должен быть казнён через обезглавливание». Этот приговор был оглашён 27 января на открытом и последнем заседании трибунала в присутствии короля. Карл I был казнён 30 марта на глазах толпы, собравшейся перед дворцом Уайтхолл.


Провозглашение республики и создание Государственного совета.

После постановления от 4 января 1649 года парламент принимает ряд мер по переходу к республике, с целью её легитимизации. 6 января назначается комиссия для выработки проекта новой большой государственной печати (проект был принят 9 марта). 27 января – постановление о том, что в любых официальных документах вместо ранее принятого «именем его величества» следует писать «именем хранителей свободы Англии, властью парламента». 30 января – принятие акта о том, что провозглашение любого королём  без согласия парламента является государственной изменой. 6 февраля принимается билль об устранении палаты лордов, 7 февраля – билль об устранении королевского звания («должности короля» - the office of the king). Наконец, конституционное закрепление республиканской формы правления было закреплено актом 19 мая 1649 года. В нём Англия провозглашалась как «республика» (Commonwealth) и свободное государство (free state), верховной властью в государстве объявлялись «Представители Народа в Парламенте», высший орган исполнительной власти – Государственный совете.

Сам Государственный совет был учреждён решениями парламента ранее: 7 и13 февраля. В соответствии с этими документами он представлял собой вспомогательный орган, подчинённый парламенту, с полномочиями лишь на один год. Членами совета могли становиться только лица, согласные с осуждением и казнью Карла I, а также с упразднением палаты лордов и королевской власти. Подобные условия оказались неприемлемыми для некоторых потенциальных членов Государственного совета, поэтому с ними были заключены персональные компромиссные обязательства. Вообще же состав этого органа вызвал сильные споры, в результате которых был составлен список из 41 человека. Также поначалу в совете не было должности председателя, против которой выступал парламент, опасавшийся узурпации власти в руках одного человека. Но впоследствии председателем назначил сам себя Джон Бредшоу и остался на этом посту. Хотя в документах Государственный совет выглядел лишь исполнительным органом парламента, в действительности он занял значительно более высокое положение и во время их совместного существования скорее он преобладал над парламентом, послушно исполнявшим все его решения, чем наоборот. Такая ситуация не могла не вызвать негативную реакцию со стороны коммонеров, но, как ни странно, на протяжении периода их общего действия, позиции совета и палаты общин намного чаще совпадали, чем входили в противоречия. Интересен также тот факт, что заседания обоих органов власти посещали далеко не все их члены. Так из не более 80 членов палаты общин, включая некоторых вернувшихся после «чистки» депутатов, регулярно в заседаниях принимало участие около 56 человек. В совете на первом заседании присутствовало 34 члена, а регулярно участвовало в заседаниях 15 членов.

Обострение борьбы между индепендентами и левеллерами.

Положение новой республики было очень сложным. Перед нею стояли трудные задачи, которые должны были решаться в обстановке сильного упадка и расстройства хозяйственной деятельности, всё обостряющихся внутри них противоречий и целого ряда серьёзнейших опасностей, грозивших молодому буржуазному государству извне. Чтобы укрепить новый политический строй, надо было защитить его от покушений со стороны старых, лишённых власти феодальных сил, действовавших внутри страны и вне её пределов. С другой стороны, новые правители Англии, чтобы удержать в своих руках власть, должны были отвести угрозу их господству со стороны народных масс, которые не могли удовлетвориться буржуазной республикой, к тому же лишённой даже тех черт демократизма, которые уже выдвигались представителями радикальных политических течений в революции – левеллерами и диггерами. Индепендентская армейская верхушка и офицерство, а также поддерживавшие их силы, сумевшие получить во время революции власть и состояние и удовлетворённые проведёнными в стране преобразованиями, выступали ярыми противниками продолжения революции и передачи даже малой части своей власти народу. Они были такими же реакционерами, как и пресвитериане до них. Таким образом, республика «оказалась между двух огней»: поднимавшими голову роялистами и жаждавшими реформ левеллерами и диггерами, способными повести за собой народные массы.

Левеллеры были идеологами революционной мелкой буржуазии и отстаивали принципы буржуазной демократии, отражая в этом отношении интересы широких масс английского народа: крестьянства, ремесленников, сельских и городских «низов», солдатской массы. В своих многочисленных памфлетах и программных документах они подвергли индепендентскую республику резкой критике, пропитанной демократическим радикализмом и духом народных масс. В первую очередь левеллеры боролись за принятие Англией конституции. Свой вариант они назвали «Народное соглашение» и представили на рассмотрение офицерского собрания, где оно было подвергнуто значительным искажениям, были выпущены основные пункты программы. Это побудило Джона Лильберна – лидера левеллеров - опубликовать 15 декабря 1648 года изначальный, неискажённый текст документа. 19 января левеллеры выступают с петицией в парламент с требованиями свободы печати: «Подтверждено на практике, что всегда все, стремившиеся к тирании, закрывали рот народу, чтобы он не производил шума, когда похищают его свободы». На следующий день, 20 января, в палату общин была внесена переработанная офицерским собранием редакция «Народного соглашения», которое даже в таком усечённом варианте оказалось неприемлемым для парламента. Оно было отложено на неопределённый срок и впоследствии никогда не рассмотренное. В то же время военное командование пыталось уменьшить влияние левеллеров в армии, с целью не допустить её возможный раскол. Был принят ряд репрессивных мер, в особенности против агитаторов, а также установлены суровые наказания за пропаганду и подстрекательство.

Реакцией на такой поворот событий послужил памфлет Джона Лильберна «Разоблачение новых цепей Англии» (England New Chains Discovered) от 26 февраля. В этом документе он с резкой критикой обрушивается, прежде всего, на Государственный совет, но в то же время обращается к олдерменам и членам парламента достаточно сдержанно, надеясь на то, что они прислушаются к его словам. Основные положения этого памфлета: 1) выражение опасений по поводу того, что Государственный совет, образованный недемократическим путём и обладающий значительными полномочиями, может сосредоточить всю полноту власти у себя в руках; 2) обращение к членам парламента по поводу сложившейся ситуации; 3) Лильберн клеймит «великих» интриганов (contrivers), лелеющих планы порабощения республики, т. е. высших чинов армии; 4) критика предоставленного в парламент проекта «Народного соглашения» и существующего государственного строя республики. Вслед за этим через месяц, 24 марта, выходит «Вторая часть разоблачения новых цепей Англии» (The Second Part of England New Chains Discovered) или «Печальное представление о ненадёжном и опасном положении республики». На этот раз Лильберн критикует парламент, взывая к некоторым наиболее разумным членам палаты. Лильберн также предлагает перейти к активным действиям: он призывает к восстанию народа.

Ответ на такие резкие высказывания последовал незамедлительно. 27 марта «Вторая часть…» объявляется мятежной, а авторы подвергаются судебному преследованию по обвинению в государственной измене. На следующий день четыре видных деятеля движения левеллеров – Лильберн, Уолвин, Принс, Овертон – были арестованы и отправлены в Тауэр. 29 января они были допрошены перед Государственным советом. На следующий день в их поддержку была направлена петиция, под которой поставили подписи 30 тысяч человек, а 1 апреля – 80. Но несмотря ни на что 11 апреля парламент принял решение о предании руководителей левеллеров «Суду высокой скамьи». В тюрьме Лильберн и остальные заключённые пишут ещё два документа: «Картина Государственного совета, представленная свободному народу Англии» и датированный 14 апреля «Манифест подполковника Джона Лильберна, мистера Уильяма Уолвика, Мистера Томаса Принса и мистера Ричарда Овертона, заключённых в лондонском Тауэре», в котором они объясняли программу своего движения – «нашей целью является такое положение республики, когда каждый с наивозможной обеспеченностью будет пользоваться своей собственностью (be enjoy his propriety). Пока лидеры левеллеров находились в заключении, движение в их поддержку не ослабевало и распространилось на армию: 16 апреля – 10 тысяч подписей, 18 апреля – новое многочисленное выступление в Лондоне, 23 апреля – подавлено выступление левеллеров в полку Уолли.

В то же время, 1 мая 1649 года, выходит последняя, третья редакция «Народного соглашения». Его основные положения: народный суверенитет; республика с однопалатным парламентом, избираемым раз в год; принцип разделения властей; ограничение полномочиё верховных органов власти; требования религиозной свободы и свободы печати; равенство всех перед законом; свобода торговли; защита интересов революции. Но и этот проект не был принят властью во внимание. Следующие крупные выступления левеллеров произошли осенью в армии (Оксфордшир и Бекингемшир) незадолго до суда над Джоном Лильберном и были подавлены. Суд проходил 24-26 октября, и в результате процесса Лильберн был оправдан, но впоследствии был выслан парламентом из страны.

Завоевание и «землеустройство» Ирландии.

Расправившись с внутренними противниками, Кромвель обратил свой взгляд на близлежащий остров – Ирландию, - который заявил о своей независимости после восстания 1641 года и Англии не подчинялся. К 1649 году в Ирландии укрепились роялисты и католики, планировавшие оттуда совершить вторжение в Англию. Но помимо ликвидации угрозы атаки Кромвеля и армию интересовали обширные островные земли, переходившие в случае победы в их руки и дающие возможность расплатиться с кредиторами и увеличить своё благосостояние. Кромвель сам принял командование экспедиционной армией, которая высадилась в Дублине 15 августа 1649 года, а затем направился на север и осадил Дрогеду. Изнуренный тяготами похода при взятии крепостей, Кромвель приказывает не щадить ни детей, ни женщин, ни стариков. Его солдаты поджигают церкви, где укрываются несчастные, грабят и уничтожают, целые села. 10-11 сентября англичане взяли город штурмом и перебили почти весь капитулировавший гарнизон. Оставшиеся в живых были проданы в рабство. Позднее Кромвель писал, что это массовое убийство было "справедливым Божьим судом над жалкими варварами". Резня в Дрогеде побудила некоторые другие гарнизоны сдаться. В октябре было сломлено сопротивление гарнизона Уэксфорда, после чего массовая экзекуция прошла и здесь. Несмотря на то, что герцог Ормонд сумел сплотить вокруг себя основные силы на острове: католиков, роялистов и парламентаристов, он не смог оказать достойного отпора английским войскам. К концу года Кромвель контролировал значительную часть восточного побережья Ирландии, а в начале 1650 года повел армию в глубь острова, разоряя страну и истребляя население без различия возраста и пола. В результате этого завоевания треть населения Ирландии погибла. Тысячи ирландцев "добровольно" покинули родину, нанявшись в ландскнехты в страны континента. Еще большее число ирландцев, включая женщин и детей, были свезены в американские колонии в качестве "белых рабов". Согласно акту "об устроении Ирландии", все владения захваченных с оружием в руках подлежали конфискации: в одних случаях полностью, в других - от двух третей до одной пятой части. Однако и оставшуюся им долю они могли получать только в пустынном и бесплодном Коннауте, куда насильно переселялась основная часть коренного населения, обрекая людей на смерть от голода и эпидемий. В результате этого завоевания треть населения Ирландии. "Очищенные" же таким путем земли шли на удовлетворение парламентских кредиторов и армии. В руки новых собственников переходило две трети ирландской территории.                  

Список использованных источников.

  1.  Английская буржуазная революция XVII века / Под ред.Е. А. Косминского –М. : Издательство АН СССР, 1954.
  2.  ИГПЗС/ под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой –М. :НОРМА, 1999. – 712 с.
  3.  Лавровский В. М. Английская буржуазная революция. –М., 1958.
  4.   http://www.krugosvet.ru/
  5.   http://rulers.narod.ru/
  6.   http://silonov.narod.ru/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84165. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума 40.59 KB
  Поскольку познание вещи есть результат рассудочной деятельности а не просто суммой ощущений органов чувств то на первый взгляд проблема познания состоит в том насколько корректно взаимодействуют категории рассудка с чувственным сознанием снимающим информацию с вещи. В этом случае вопрос познавательной способности человека сводился бы только к тому насколько категории рассудка адекватно схватывают суть результатов чувственного познания. Вещь лишь провоцирует всплеск активности разума ощущениями которые мгновенно преобразуются в...
84166. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга 42.24 KB
  Кроме того следует признать недостаточным у Канта и то что он всего лишь только описал формы мышления умственные категории и законы мысли но не выявил основного единого общего принципа познания. Ведь только наличием подобного единого общего принципа познания можно объяснить не только слаженность форм мышления умственных категорий и законов мысли но и само их внутреннее единство между собой. И это есть вопрос не только выявления недостаточности кантовской философии это вопрос концептуальный потому что задача раскрытия данного единого...
84167. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» 35.72 KB
  А что же такое Абсолютный Разум сам по себе Абсолютный Разум сам по себе –это есть некая идея его самоочевидного существования идея о том что Абсолютный Разум вообще существует безотносительно того что такое есть при этом Абсолютный Разум. Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового то она же содержит в себе и то каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что если идея определяет что Абсолютный Разум есть то она же эта самая же идея определяет и то что такое есть...
84168. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека 40.99 KB
  Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Прежде всего духовное начало не может быть истинным бытием поскольку единственно истинным бесспорным и самоочевидным бытием является не я человека а то что ему дано в ощущениях. Кроме того органом познания является не логическое мышление а непосредственно чувства человека. Потому что не логическое мышление а именно физические чувства человека являются поставщиками бесспорных ощущений.
84169. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители 48.8 KB
  Суть этого метода состояла в том чтобы отказаться от традиционной философии как средства познания и создать новую философию которую они называли позитивная синтетическая философия. Таким образом поскольку богословие и традиционная философия оказались практически бесполезными то от них следует отказаться а вместо них создать новую систему объединения научных знаний которая с одной стороны сохранила бы в себе всеобъемлющий характер теологии и философии но с другой стороны приобрела бы характер точной науки. Это есть её главное...
84170. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм 37.5 KB
  Поскольку экзистенция есть осознание человеком своей конечности временности то основной характеристикой бытия является время. Но внутреннее переживание человеком будущего есть не что иное как страх смерти осознание человеком своей конечности. Следовательно в дорефлексионном состоянии человеческое сознание было неспособно осознавать себя и воспринимать своё индивидуальное существование и таким образом не способно было осознавать мир ибо не было индивидуальным сознанием то есть сознанием способным вмещать в себя нечто что не есть оно...
84171. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки 46.26 KB
  Постпозитивизм и философия науки. Аналитическая философия пыталась выяснить законы возникновения научного знания корни его противоречий а также причины постоянного опровержения достижений науки развитием самой же науки. Таким образом предмет философии неопозитивизма это язык который и только который является по мнению неопозитивистов виновником несовершенства и постоянной изменчивости основ науки Мур. Это позволит формировать весь язык науки только из логически обоснованных единиц так называемых атомов научных понятий.
84172. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии 39.27 KB
  Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии. Западники стремились к европеизации России к переходу русской жизни на западноевропейские образцы а славянофилы отстаивали традиционные формы национальной жизни России и боролись за ограждение их от иностранного влияния. Западники считали что Россия должна повторить исторический путь стран Западной Европы а славянофилы наоборот полагали что исторический путь России самобытен и неповторим. Проблему национальной самобытности России поставил в 2030х годах XIX...
84173. Философия русской радикальной демократии 50-60 гг. (Н.Г. Чернышевский, Д. Писарев). Народничество в России, его социально-философские позиции 35.41 KB
  Народничество в России его социальнофилософские позиции. В 5060 годах XIX века в России сложился революционный демократизм – направление общественнополитической мысли которое соединяло в себе идею крестьянской революции с утопическим социализмом. Революционный демократизм в России проистекал из убеждения его сторонников что в России невозможно придти к общенациональному согласию в отношении крестьянского вопроса. Другой революционный демократ Дмитрий ПИСАРЕВ не верил в способность крестьянства самостоятельно освободить себя и построить...