29980

Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Деятельности

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие действия. того результата который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеристики действия: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности точка анализа Д – субъект.

Русский

2013-08-22

43 KB

7 чел.

9. Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Д.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. (Мещеряков, Зинченко, Психол.словарь)

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. 1 особенных деятелъностей (или особых видов деятельности); 2уровень действий; 3 уровень операций; 4уровень психофизиологических функций. 

ДЕЙСТВИЕ (Алексей Никол Леонтьев) - это основная единица анализа деятельности (анализа психической жизни человека). По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели.  Цель это (сознательный) образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Леонтьев: Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части. Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.

Характеристики действия:

- действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а "раскрывается" в действии.

- действие - это одновременно и акт поведения. Внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

- через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности (точка анализа Д – субъект).  (в противовес Уотсону Стимул - Реакция)

-  понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель  действия может быть любой, а не только биологической, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

Цель-действие: Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. (например, диплом). Т.О. деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.

Конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Виды действий:

По полноте: конкретные (направлены на решение определённых задач) и общие (действия по обеспечению решения всех возможных видов задач, не зависят от содержания и цели задачи).

По уровню овладения: внешние (реальные действия с объектами)  и внутренние (умственные, без оперы на внешние средства).

По степени стандартизации: алгоритмические (для стандартных задач) и эвристические (творческие).

Виды действий по С.Л. Рубинштейну: рефлекторные (существуют внутри инстинктивных, рефлекторны только движения), инстинктивные (из органических импульсов, нет сознат контроля,набл в раннем детстве – сосание, для взрослого роли не играют), импульсивные (нет сознат контроля, связано с аффективным переживанием, это аффект разрядка)  и волевые действия (целенапр, сознательно регул в соот с целью, переход от побуждения к действию опосредован осознанием цели и предвидением последствий).

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина 

Изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия – ориентировки, исполнения и контроля – наибольшее значение имеет именно ориентировка.

Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. При ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность и возможность внешнего контроля за ходом выполнения действия. Происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие.

В то же время Гальперин исследовал разные способы задания ориентировочной основы и пришел к выводу о значении проблемного обучения, а также изучал разные условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия. Исследования развивающего обучения были продолжены В.В. Давыдовым, Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольским.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УТСТЕННЫХ ДЕЙСТВИЯ

1. создание мотивации обучаемого;

2.  составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

3.  выполнение реальных действий;

4. проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

5. Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Действия и операции в процессе усвоения навыка по Рубин-у

Навыки- это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач.

Навыки – это операции, способы, посредством которых осуществляется действие, направленное на осознанную цель. Навык является компонентом и способом выполнения действия. Включение навыка связано всегда с теми или иными условиями задачи, разрешаемой действием, в котором навык вырабатывается. Поэтому характер навыка, степень его гибкости, легкости переноса соответственно ситуации не могут не зависеть от того, насколько адекватно, дифференцированно и обобщенно осознаются условия, с которыми, как своеобразными "ключами", связано включение навыка.

+ Никол.Алекс Бернштейн –разработал проблему механизмов организации движений и действий человека а также образования навыков.

«Схема рефлекторного кольца» - внедрение принципа сенсорных коррекций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38407. Економіка підприємств 217.5 KB
  Розкрийте сутність поняття економіка підприємства. Дайте загальну характеристику підприємства 3. Охарактеризуйте структуру підприємства 4 Назвіть І охарактеризуйте види підприємств згідно з кваліфікаційними ознаками. Система планів підприємства 12.
38409. Лекции по истории и праву Европейского Союза 863 KB
  Общие замечания о послевоенной обстановке в Западной Европе. Предпосылки к созданию ЕЭС. Отличие ЕЭС от большой семерки. Россия (СССР) и ЕЭС-предпосылки сотрудничества этих субъектов Международного права. Этапы создания ЕЭС
38411. Фінанси та їх сутність 103.56 KB
  Значну частину своїх функцій держава виконує завдяки державному бюджету. Значну частину своїх функцій держава виконує завдяки державному бюджету. Бюджетна система України це сукупність Державного бюджету та місцевих бюджетів побудована з урахуванням економічних відносин державного і адміністративнотериторіальних устроїв і врегульована нормами права. Згідно з Бюджетним кодексом бюджетна система України ґрунтується на таких принципах: 1 принцип єдності бюджетної системи України забезпечується єдиною правовою базою єдиною грошовою...
38412. Характеристика основных теорий кредита 34.87 KB
  не денежные вещественные блага; кредит представляет собой движение натуральных общественных благ и поэтому он есть лишь способ перераспределения существующих в данном обществе материальных ценностей; ссудный капитал тождественен действительному следовательно накопление ссудного капитала есть проявление накопления действительного капитала а движение первого полностью совпадает с движением производительного капитала; поскольку кредит выполняет пассивную роль то коммерческие банки являются лишь скромными посредниками. Ошибочность их взглядов...
38413. Основи цивільного права 1014 KB
  Місце цивільного права в системі правових галузей. Система та завдання курсу Цивільне та сімейне право як навчальної дисципліни. Загальна характеристика приватноправових систем зарубіжних країн. Цивільноправові відносини: поняття особливості елементи та види.
38414. Розірвання шлюбу 98 KB
  Але в цьому випадку також як і при укладанні шлюбу потрібно обоюдне волевиявлення тобто попросту кажучи ви повинні подати відповідну спільну заяву. Розірвання шлюбу відбувається в порядку позовного провадження тобто за участю обох сторін. У самому позові потрібно обовязково вказувати причини по яких сімя розпалася тобто причини розірвання шлюбу. Нове законодавство передбачає також вирішення у судовому процесі такого питання як присвоєння прізвища після шлюбу.