29980

Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Деятельности

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие действия. того результата который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеристики действия: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности точка анализа Д – субъект.

Русский

2013-08-22

43 KB

7 чел.

9. Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Д.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. (Мещеряков, Зинченко, Психол.словарь)

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. 1 особенных деятелъностей (или особых видов деятельности); 2уровень действий; 3 уровень операций; 4уровень психофизиологических функций. 

ДЕЙСТВИЕ (Алексей Никол Леонтьев) - это основная единица анализа деятельности (анализа психической жизни человека). По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели.  Цель это (сознательный) образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Леонтьев: Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части. Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.

Характеристики действия:

- действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а "раскрывается" в действии.

- действие - это одновременно и акт поведения. Внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

- через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности (точка анализа Д – субъект).  (в противовес Уотсону Стимул - Реакция)

-  понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель  действия может быть любой, а не только биологической, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

Цель-действие: Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. (например, диплом). Т.О. деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.

Конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Виды действий:

По полноте: конкретные (направлены на решение определённых задач) и общие (действия по обеспечению решения всех возможных видов задач, не зависят от содержания и цели задачи).

По уровню овладения: внешние (реальные действия с объектами)  и внутренние (умственные, без оперы на внешние средства).

По степени стандартизации: алгоритмические (для стандартных задач) и эвристические (творческие).

Виды действий по С.Л. Рубинштейну: рефлекторные (существуют внутри инстинктивных, рефлекторны только движения), инстинктивные (из органических импульсов, нет сознат контроля,набл в раннем детстве – сосание, для взрослого роли не играют), импульсивные (нет сознат контроля, связано с аффективным переживанием, это аффект разрядка)  и волевые действия (целенапр, сознательно регул в соот с целью, переход от побуждения к действию опосредован осознанием цели и предвидением последствий).

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина 

Изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия – ориентировки, исполнения и контроля – наибольшее значение имеет именно ориентировка.

Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. При ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность и возможность внешнего контроля за ходом выполнения действия. Происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие.

В то же время Гальперин исследовал разные способы задания ориентировочной основы и пришел к выводу о значении проблемного обучения, а также изучал разные условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия. Исследования развивающего обучения были продолжены В.В. Давыдовым, Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольским.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УТСТЕННЫХ ДЕЙСТВИЯ

1. создание мотивации обучаемого;

2.  составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

3.  выполнение реальных действий;

4. проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

5. Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Действия и операции в процессе усвоения навыка по Рубин-у

Навыки- это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач.

Навыки – это операции, способы, посредством которых осуществляется действие, направленное на осознанную цель. Навык является компонентом и способом выполнения действия. Включение навыка связано всегда с теми или иными условиями задачи, разрешаемой действием, в котором навык вырабатывается. Поэтому характер навыка, степень его гибкости, легкости переноса соответственно ситуации не могут не зависеть от того, насколько адекватно, дифференцированно и обобщенно осознаются условия, с которыми, как своеобразными "ключами", связано включение навыка.

+ Никол.Алекс Бернштейн –разработал проблему механизмов организации движений и действий человека а также образования навыков.

«Схема рефлекторного кольца» - внедрение принципа сенсорных коррекций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47085. Сущность, виды и функции налогов. Принципы налогообложения 57 KB
  Деньги их функции. Деньги это особый общественнопризнанный товар всеобщий эквивалент. На современном уровне деньги активы общественные средства платежа служащие средством обращения единицей счета и средством накопления. Экономическая сущность и роль денег проявляется в их функциях: Деньги – мера стоимости деньгами можно измерять стоимость любого товара т.
47088. Типы линий связи. Аппаратура линий связи 54.95 KB
  Все алгоритмы компьютерной связи соответствующие протоколы и коммуникационное оборудование были рассчитаны именно на такой пульсирующий характер трафика поэтому необходимость передавать мультимедийный трафик требует внесения принципиальных изменений как в протоколы так и в оборудование. Типы линий связи. В компьютерных сетях существуют следующие типы линий связи: проводные линии связи кабельные линии связи линии связи на основе электромагнитных излучений Давайте после перечислений всех существующих типов линий связи расмотрим...
47090. Основные этапы редакционно-издательского процесса, их цели, задачи и составляющие; начало и окончание этапов 55 KB
  Оценка произведения решение вопроса о публикации оформление юридических документов; прием авторского оригинала издательское рецензирование разработка концепции издания доработка произведения автором редактирование произведения подготовка и редактирование аппарата подготовка комплектование и вычитка издательского оригинала; разработка плана иллюстрирования оформления и полиграфического исполнения издания редакционнотехническая подготовка издательского оригинала корректурные работы контроль за полиграфическим исполнением издания...
47092. Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства в общеобразовательной школе 55.08 KB
  Формы организации занятий учащихся на уроках технологии. Методика обучения учащихся выполнению ручных и станочных операций по обработке конструкционных материалов. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам машиноведения. Цели задачи и методы обучения учащихся элементам электротехники.
47093. Граница деятельности государства. Расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Эффективность государственного сектора 55.36 KB
  Исторически первым возникло натуральное производство при котором продукты труда предназначались для внутрихозяйственного потребления. Общественное разделение труда в натуральном хозяйстве было развито слабо. К примеру внутри латифундий имело место разделение труда между рабами которые исполняли различные виды работ. Но разделения труда между хозяйственными единицами не существовало был лишь идентичный набор видов работ.