29980

Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Деятельности

Доклад

Психология и эзотерика

Понятие действия. того результата который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеристики действия: действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности точка анализа Д – субъект.

Русский

2013-08-22

43 KB

7 чел.

9. Понятие действия. Виды. Соотношение действий и Д.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. (Мещеряков, Зинченко, Психол.словарь)

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. 1 особенных деятелъностей (или особых видов деятельности); 2уровень действий; 3 уровень операций; 4уровень психофизиологических функций. 

ДЕЙСТВИЕ (Алексей Никол Леонтьев) - это основная единица анализа деятельности (анализа психической жизни человека). По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели.  Цель это (сознательный) образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Леонтьев: Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части. Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.

Характеристики действия:

- действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а "раскрывается" в действии.

- действие - это одновременно и акт поведения. Внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

- через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности (точка анализа Д – субъект).  (в противовес Уотсону Стимул - Реакция)

-  понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель  действия может быть любой, а не только биологической, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

Цель-действие: Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. (например, диплом). Т.О. деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.

Конкретный набор и последовательность частных действий диктуются логикой социальной и предметной среды. Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

Виды действий:

По полноте: конкретные (направлены на решение определённых задач) и общие (действия по обеспечению решения всех возможных видов задач, не зависят от содержания и цели задачи).

По уровню овладения: внешние (реальные действия с объектами)  и внутренние (умственные, без оперы на внешние средства).

По степени стандартизации: алгоритмические (для стандартных задач) и эвристические (творческие).

Виды действий по С.Л. Рубинштейну: рефлекторные (существуют внутри инстинктивных, рефлекторны только движения), инстинктивные (из органических импульсов, нет сознат контроля,набл в раннем детстве – сосание, для взрослого роли не играют), импульсивные (нет сознат контроля, связано с аффективным переживанием, это аффект разрядка)  и волевые действия (целенапр, сознательно регул в соот с целью, переход от побуждения к действию опосредован осознанием цели и предвидением последствий).

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина 

Изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия – ориентировки, исполнения и контроля – наибольшее значение имеет именно ориентировка.

Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. При ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность и возможность внешнего контроля за ходом выполнения действия. Происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие.

В то же время Гальперин исследовал разные способы задания ориентировочной основы и пришел к выводу о значении проблемного обучения, а также изучал разные условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия. Исследования развивающего обучения были продолжены В.В. Давыдовым, Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольским.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УТСТЕННЫХ ДЕЙСТВИЯ

1. создание мотивации обучаемого;

2.  составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

3.  выполнение реальных действий;

4. проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

5. Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Действия и операции в процессе усвоения навыка по Рубин-у

Навыки- это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач.

Навыки – это операции, способы, посредством которых осуществляется действие, направленное на осознанную цель. Навык является компонентом и способом выполнения действия. Включение навыка связано всегда с теми или иными условиями задачи, разрешаемой действием, в котором навык вырабатывается. Поэтому характер навыка, степень его гибкости, легкости переноса соответственно ситуации не могут не зависеть от того, насколько адекватно, дифференцированно и обобщенно осознаются условия, с которыми, как своеобразными "ключами", связано включение навыка.

+ Никол.Алекс Бернштейн –разработал проблему механизмов организации движений и действий человека а также образования навыков.

«Схема рефлекторного кольца» - внедрение принципа сенсорных коррекций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20780. Изучение статистической связи 666.23 KB
  N 130 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности Временным положением о Государственном комитете Российской Федерации утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 апреля 1991 года N 11171 и во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая...
20781. Общая теория статистики 199.97 KB
  Отдельные объекты или явления образующие статистическую совокупность называются единицами совокупности. Например при проведении переписи торгового оборудования единицей наблюдения является торговое предприятие а единицей совокупности их оборудование прилавки холодильные агрегаты и т. Вариация это многообразие изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности наблюдения. Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц совокупности в соответствующих учетных документах.
20782. Калорифер воздушный распылительной сушильной установки 1.05 MB
  Поверхностные теплообменные аппараты, в свою очередь, делятся на рекуперативные и регенеративные. В рекуперативных аппаратах теплообмен между различными теплоносителями происходит через разделительные стенки.
20783. ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Б.КИЛЛИНЖЕР 364 KB
  Диагностика работогольной зависимости с помощью альтернативных методик (метод экспертных оценок, опросник Б.Киллинжер), адаптация и создание психометрического паспорта опросника Б.Килинжер: определение валидности опросника Б.Киллинжер; проведение процедуры point analysis (выявление дифференциальной силы каждого из утверждений опросника Б.Киллинжер)...
20784. Показатели вариации 930.28 KB
  Различие индивидуальных значений признака внутри изучаемой совокупности в статистике называется вариацией признака. Средняя величина это абстрактная обобщающая характеристика признака изучаемой совокупности но она не показывает строения совокупности которое весьма существенно для ее познания. Средняя величина не дает представления о том как отдельные значения изучаемого признака группируются вокруг средней сосредоточены ли они вблизи или значительно отклоняются от нее. В некоторых случаях отдельные значения признака близко...
20785. Физико-химические процессы протекающие в воде 1 контура и основы водного режима реакторов ВВЭР 166 KB
  б уметь: показать влияние примесей в воде 1 контура на скорость коррозии конструкционных материалах; обосновать ведение калийаммиачного водного режима 1 контура при борном регулировании. Задание на самостоятельную подготовку: самостоятельно проработать вопросы классификации коррозионных процессов показатели коррозионной стойкости коррозии стали в паре. Введение ВХР АС должен обеспечивать работу основного и вспомогательного теплоэнергетического оборудования без повреждений и снижения экономичности и при...
20786. Системы реагентного хозяйства и «чистого» конденсата 361 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: назначение состав принцип действия и основы эксплуатации систем боросодержащей воды и борного концентрата; назначение состав принцип действия и основы эксплуатации узла реагентов реакторного отделения ТВ20; назначение состав принцип действия и основы эксплуатации системы чистого конденсата дистиллята. Назначение состав принцип действия и основы...
20787. Организация ВХР 1 контура 486 KB
  Целевая установка: В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: назначение ведения ВХР 1 контура; назначение средств обеспечения ВХР 1 контура; нормы качества теплоносителя 1 контура при работе энергоблока на энергетическом уровне мощности; нормы качества подпиточной воды воды подаваемой на уплотнения ГЦН и растворов хим.реагентов; ограничения по эксплуатации РУ при отклонении нормируемых показателей; характерные причины отклонения ВХР 1 контура и методы их устранения; диагностические...
20788. Вводная лекция по дисциплине «Водный режим контуров АЭС» 117.5 KB
  Основные понятия физики и химии воды. Виды и показатели качества воды. Выводы по лекции.