29981

Ощущения. Общая характеристика

Доклад

Психология и эзотерика

Ощущения. Физиологическая основа ощущения. Физиологической основой ощущения является нервный процесс возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. сигнализируют о движениях кинестетические ощущения ощущение равновесия статические ощущения.

Русский

2013-08-22

64.5 KB

59 чел.

10. Ощущения. Общая характеристика

Хрестоматия по общей психологии: субъект познания, Хрестоматия. Психология ощущений и восприятий, С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

Ощущение — это простейший познавательный психический процесс, состоящий в  отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Физиологическая основа ощущения. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Рецептор (перефирия)  -> афферентные и эфферентные нервы-> подкорка и кора (переработка нервных импульсов). Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги (открыл Сеченов). Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования. Орган чувств одновременно и рецептор, и эффектор.

Классификация ощущений.

В настоящее время существует два основных вида классификации ощущений: генетическая и систематическая.

Систематическая классификация ощущений (Шеррингтон) - в соответствии с классификацией рецепторов:

1. Дистантные (зрение, слух, обоняние) и контактные (тактильные, осязание, вкусовые) экстерорецепторы, располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; Наличные условия внешней среды

2. интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах.  Знание о состоянии внутренней среды

3. проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках. - сигнализируют о движениях (кинестетические ощущения), ощущение равновесия (статические ощущения). знание о взаимном расположении частей тела.

Ограничение: не все ощущения можно строго отнести к той или иной модальности. Существует ощущения, занимающие промежуточные положения между традиционными модальностями. Это интермодалальные ощущения (вибрация).

Генетическая классификация ощущений.

Предложена английским неврологом Х.Хэдом.  Он различает эпикритическую и протопатическую чувствительность. Эпикритическая чувствительность: более молодая и совершенная чувствительность, позволяет точно локализовать объект в пространстве, она дает объективные сведения о явлении. Протопатическая чувствительность: относительно более древние и примитивные, не дают точной локализации не во внешнем пространстве, ни в пространстве тела. Их характеризует постоянная аффективная окрашенность, они отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Соотношение протапотических и эпикритических компонентов в разных видах чувствительности различна. Эпикритическая (по убыванию): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Протопатическая – наоборот.

Свойства ощущений

1. Модальность. В анализаторе возможно возникновение только одного вида ощущений. Глаз не может воспринимать звук.

2. Качество (специфическая особенность, отличает от остальных). Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон. Качества слуховых ощущений: высота, громкость, тембр.

3. Интенсивность. Количественная сторона раздражителя, степень выраженности этого качества. Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии.

4. Пространственная локализация - это характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Цвет, свет, звук соотносится с источником

5. Временная продолжительность. Длительность ощущения. Определяется длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». При прекращении действия раздражителя ощущение не исчезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения».

Закономерности ощущений.

1. Сенсорная адаптация.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. Пример: адаптация к длительно действующему запаху, другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.

Можно различать три разновидности этого явления.

1. продолжительное действие раздражителя- угасание ощущения. Например, в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого температурным раздражителем, снижается.

1 и 2 - негативная адаптация, в результате них снижается чувствительность анализаторов.

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, пример: зрительная чувствительность повышается, когда человек попадает в затемненное пространство.

Имеет огромное биологическое значение, помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае сильных воздействий.

2. Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижает. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает. Взаимное влияние отмечаются между звуковыми и зрительными ощущениями.

3. Сенсибилизацияповышение чувствительности организма к чему-либо в результате взаимодействия ощущений и упражнений (например, развивается слух у детей, занимающихся музыкой). Это вариант взаимодействия ощущений. Отличается от адаптации: - Повышается только в сторону остроты (адаптация может изменяться в разные стороны), - Изменяется только от самочувствия организма, адаптация происходит только под влиянием окружающей среды.

4.  Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Звук можно воспринимать различными цветами. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Сенсорная изоляция и ее последствия

С.и. - содержания организма в условиях исключения из окружающей среды максимально большего количества раздражителей.

Различают 3 разновидности условий изоляции:

1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод);

2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы;

3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.

1-е условие ведет к С. и., последние 2 к перцептивной изоляции.

При исследовании используется ряд показателей: словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т. п.

Исследования: в условиях С. и. нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить. В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т. д.). Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации. Ощущения - необходимые условия функционирования разума в целом. Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С. и. Характер поведения человека в новых условиях зависит от его внутренних ресурсов. Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром. (Т. П. Зинченко)

Понятие порога в классической психофизике

Поскольку ощущения зависят от внешних раздражителей, встал вопрос о характере этой зависимости, т.е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г. Фехнера («Элементы психофизики»). Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах.

Различают абсолютные и разностные пороги.

Было установлено, что не все раздражители вызывают ощущения. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Нужна известная минимальная интенсивность раздражения для того, чтобы вызвать ощущения. Минимальное раздражение вызывающее ощущение называется нижним абсолютным порогом.   Верхний абсолютный порог - максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Минимальная величина раздражителя, который вызывает едва заметные различия в ощущениях, называется разностным порогом.

Э. ВЕБЕР установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установлено Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной.

Дальнейшие исследования показали, что закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки передает быть постоянной.

Зависимость интенсивности ощущения от физической силы раздражителя, воздействующего на анализатор, математически выражена в основном законе психофизики, получившем название «закон Вебера - Фехнера»: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен.

Проблема измерения ощущений. Сам Фехнер предложил три психофизических метода, которые вошли в психологию под именем основных методов. Эти методы направлены  на то, чтобы определить пороги.

1. Метод границ (едва заметных различий, минимальных изменений или серийного исследования). Изменяется сравниваемый стимул малыми шагами и в увеличение, и в понижение.  Испытуемый при каждом измерении стимула должен сказать меньше, равен или больше по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула соответствующие смене категорий ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется и задача испытуемого состоит в том, чтобы отвечать, есть  стимул или нет.

Ошибка привыкания является тенденция сохранять ответ «да» в нисходящих рядах (при уменьшении стимула) или ответ «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения (или ожидания) имеет противоположный характер. Основная цель чередования восходящих и нисходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

2. Метод установки (средней ошибки, воспроизведения или метод подравнивания). 2 стимула, испытуемый подстраивает данный стимул к стандарту (кажется ему равным стандарту). Повторяют несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значение подравниваний (установок) является прямым показателем точки субъективного равенства, а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсолютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое по его мнению является самым низким среди обнаруживаемых стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

3. Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев или метод частот). Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне между воспринимаемыми и невоспринимаемыми. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить картину всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсолютного порога выбирают также стимулы, которые лежат по обе стороны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно используется две категории ответов  - «да» и «нет». Пустые пробы ловушки надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. За абсолютный порог обычно принимаются такое значение стимула, при котором он воспринимается в 50% случаев.

Понятие субсенсорного диапазона.

Давно известно, что далеко не все из того, что воспринимается человеком и обуславливает его поведение, осознается.

Субсенсорный диапазон - зона чувствительности человека к неощущаемым раздражениям.

Субсенсорная область существует и в норме, и в патологии. Ее пределы сильно зависят от функционального состояния человека и колеблются от 5 до 12 Дб для слуха.

Полная и точная характеристика сенсорных возможностей человека может быть получена только с помощью непроизвольных реакций.

Практическая важность: в ряде случаев объективные реакции представляют единственную возможность измерения чувствительности: у маленьких детей, еще не полностью овладевших речью, при патологиях мозга, связанной с нарушением речи, при симуляции нечувствительности и т.д., где желательно провести измерение чувствительности, не привлекая внимания испытуемого к раздражителям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25399. Рынок труда, занятость и безработица: понятия, виды и основные характеристики 24.08 KB
  В научной литературе сложилось три подхода к определению рынка труда: В узком смысле рынок труда РТ – это спрос и предложение рабочей силы которое за счет этих двух составляющих обеспечивает размещение рабочих мест. В рамках этого подхода раскрывается основа механизма рынка труда взаимодействия спроса и предложения. Это определение не учитывает такие аспекты как подготовка кадров мотивация труда и т.
25401. Технологии работы службы занятости 52.5 KB
  Технологии работы службы занятости. регистрация в целях поиска подходящей работы; 3. Кроме того граждане имеют право получить следующую информацию: о состоянии рынка труда; о наличии вакантных мест об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки переподготовки повышения квалификации; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы регистрации и перерегистрации в качестве безработных; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от...
25402. Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе 47.5 KB
  Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. на стыке социальной работы и практической психологии возникла новая отрасль психосоциальная работа задача которой преодоление социальной дезадаптации человека оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейнобытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением то есть жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы здоровая...
25403. Место, роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы 26.5 KB
  Место роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы. Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов – от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам формирования умений самостоятельно решать проблемы ставить и достигать цели оказывать поддержку не только взрослым но и детям. Взаимосвязь педагогики и социальной работы поразному трактуется в отечественной и зарубежной литературе....
25404. Медико-социальная работа 44.5 KB
  Медикосоциальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья предполагая системные медикосоциальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений инвалидности и летального исхода. Цель медикосоциальной работы достижение максимально возможного уровня здоровья функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медикосоциальной работы ...
25406. Этнографические аспекты социальной работы 18.08 KB
  Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...
25407. Демографические аспекты в социальной работе 66 KB
  Состав населения это распределение людей образующих население по группам в соответствии со значениями того или иного признака и по любому другому признаку по полу возрасту и т. На сегодняшний день численность населения в мире составляет более 6 млрд. причем городского населения 381900чел. Предмет демографии был определен учеными в XX веке 90х годов которым является воспроизводство населения т.