29983

Основные подходы к изучению восприятия в зарубежной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Основные подходы к изучению восприятия в зарубежной психологии. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт процессы осмысления того что воспринимается т. Мир восприятия состоит из: 1ощущений которые возникают когда раздражается отдельный рецептор и 2 образов памяти которые представляют собой следы прежних ощущений Если 2 ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает ощущение или образ памяти то сразу же появляется образ памяти другого ощущения. И для того чтобы объяснить все виды...

Русский

2013-08-22

57 KB

13 чел.

12. Основные подходы к изучению восприятия в зарубежной психологии.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. (Петровский), это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов чувств. (А.Г. Маклаков)

  Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нём. Но это не простая сумма ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс  В. включаются психические процессы ещё более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Первые 2 – объектно-ориентированный подход, остальные – субъектно-ориентированный

I. Структурализм.

 Э. Титченер (19-20 вв): Предмет психологии - содержание сознания, упорядоченное в определённую структуру. Метод – аналитическая интроспекция.  Применительно к восприятию:  Задача психологии – разложить восприятие на составляющие его элементы – на простейшие ощущения.  Для структуралистов внешний мир -  комбинации элементарных ощущений. Основная формула структуралистов – Восприятие есть сумма ощущений.

Структуралисты считают, что наблюдатель должен тренироваться в умении отделять свои непосредственные ощущения от знаний и следов памяти, относящихся к значению данного объекта.

 Мир восприятия состоит из: 1)ощущений, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор и 2) образов памяти, которые представляют собой следы прежних ощущений

Если 2 ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает ощущение (или образ памяти), то сразу же появляется образ памяти другого ощущения. Например, если вид ударяющего молотка и громкий стук часто воспринимались вместе, то уже один вид молотка вызывает переживание стука.

Всё, что мы видим, состоит из едва заметных различий света и тени, цветовых точек или пятен. И для того, чтобы объяснить все виды восприятия (движения, приближения и пр.), нужно понять, как воспринимаются объекты в пространстве. Например, движение объекта = восприятие  его в каждый момент времени в различных точках пространства, и нам достаточно понять, как соединяется вся эта последовательность образов в нашей памяти. Т.О., нужно описать, как зрительные ощущения соединяются со следами прошлого опыта, составляя образы пространства и пространственного положения.

Первые идеи о расстояниях ребёнок получает путём комбинации зрительного и кинестетического опыта.   Пример: игрушка находится от него на расстоянии вытянутой руки и видна под углом 100. Случайно, может быть, он протягивает руку на всю длину и хватает игрушку. Другой раз игрушка находится на расстоянии половины вытянутой руки и составляет угол, предположим, 300. После многих проб ребёнку достаточно взглянуть на игрушку, чтобы вспомнить на основе соответствующего размера сетчаточного изображения либо наполовину, либо полностью вытянутую руку. С этой точки зрения восприятие расстояния всегда основывается на образах памяти предшествующего кинестетического опыта.

Было много критики! Основная ошибка - в гипотезе суммации, в методе интроспекции.

 II. Гештальтпсихология:

Вертгеймер, Коффка Кёлер (начало 20х годов в Германии, против структурализма).

  Гештальт – (в переводе с немецкого) форма, образ, структура. Это единица гештальтпсихологии.     Главная идея - в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры и части  – гештальты, свойства которых не является суммой свойств их частей. Кредо гештальтпсихологии: «Целое не есть простая сумма его частей».

Мы воспринимаем окружающий мир, учитывая его структурные элементы и их соотношения, и мы стремимся воспринимать целостные, связанные и имеющие смысл формы.

   Принципиальное отличие гештальт – психологов от структуралистов: разложение восприятия на элементарные компоненты без утраты его смысла невозможно. Т.е. если мы будем предъявлять ноты определённой мелодии отдельно друг от друга, мы вряд ли опознаем данный фрагмент. Следовательно, в этом примере важны не сами по себе ноты, а связь между ними.  

Взгляд на процесс восприятия: Исследовали познавательные процессы экспериментально. Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера – вывод, что ведущим психическим процессом является, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие. 

Коффка: от того, как воспринимает ребёнок мир, зависит его поведение и понимание ситуации.  Считал, что процесс психического развития – это рост и дифференциация гештальтов. Так как восприятие окружающего мира определяет и направляет процесс формирования и изменения гештальтов, то именно восприятие и является ведущей психической функцией психического развития в целом.  

  Основные свойства В. рождаются  постепенно, с вызреванием гештальтов. Ребёнок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в течение жизни эти образы дифференцируются и становятся всё более точными. Так же развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом окрашенное воспринимается как фон, а неокрашенное – как фигура. Далее происходит дробление на теплое и холодное, затем - на конкретные цвета.

Коффка: в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона. Он доказал, что развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже данный закон получил название закона транспозиции (переноса). Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, а их отношения (конфетка – тёмный и светлый серый).

Центральный - принцип прегнантности или принцип хорошей формы. «Хорошей» в гештальттеории является простая и стабильная форма. Форма тем «лучше», чем меньше информации требуется для её распознания. Например, симметричная фигура: достаточно описать лишь одну её половину, так как вторая половина является зеркальным изображением первой.  

Хорошие фигуры запоминаются лучше, чем дезорганизованные. Возможно, это происходит потому, что они легче «кодируются», а значит, и когнитивные затраты на их распознавание существенно ниже. Если фотография человека хорошо организована и запоминается как хорошая или целостная гештальт-фигура, в дальнейшем его компоненты распознаются более легко.

  Гештальтпсихология подчёркивает уникальную роль, которую играют в восприятии целостная структура и связи между её компонентами. За счёт чего элементы соединяются в единое целое?

Факторы, лежащие в основе тенденции к группированию.  (М. Вертгеймер). 1. Близость. Чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы (2 линии рядом воспринимаются как единое целое). 2. Сходство. 3. Продолжение. Чем больше элементы в зрительном поле представляют собой части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы (точки – треугольник). 4. Замкнутость. Существуют также центральный фактор  – 5. Смысл, отношение. Знакомые буквы легче – в слова, чем на другом языке. Например, есть какое-то изображение. Но как только скажут, что рисунок изображает «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Когда рисунки ассоциируются с конкретными значениями, становится очень трудно воспринять как что-то другое.  

Гештальтистские принципы не проявляются поодиночке, независимо друг от друга, они взаимодействуют друг с другом, создавая условия для четкого и осмысленного восприятия.

Выделение фигуры из фона.

Фигура – часть перцептивного поля, которая выступает из фона. Фон – часть перцептивного поля, которая служит задним планом для фигуры.

Выделение фигуры их фона: по фактором тенденции к группированию

Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон (Рубин): 1. фон менее структурирован, чем фигура. 2. фигура кажется лежащей поверх фона. 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру. 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. 5.  фигура имеет определённую локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью «плёнки».

Т.О. Закон хорошей формы, тенденция к группированию и процесс выделение фигуры из фона являются важнейшими составляющими нашего восприятия.  

III Теория бессознательных умозаключений (Г.Гельмгольц) 19 век

По Гельмгольцу, мы не просто пассивно поддаёмся потоку впечатлений, но и активно наблюдаем, т.е. настраиваем свои органы чувств для различения воздействий. Гельмгольц первый обратился к физиологии зрения.  Его гипотеза:  каждому рецептору соответствует одно ощущение; сколько рецепторов возбудилось проксимальной стимуляцией – столько и ощущений.  

Гельмгольц выделяет три вида образов:

1. Первичный образ образуется чисто физиологическими механизмами, не рассм психологией (чувственные впечатления)

2. Образ-представление (реминисценция): знания человека об окружающей среде, о связях предметов окружающего мира. После практич Д у человека возникают определенные представления о объектах, с которыми он взаимодействует.

3. Образ восприятия (перцептивный образ) - синтез первичного образа и образа представления, т.е. чувственные впечатления + реминисценция.

Процесс восприятия = воплощение знаний человека о внешнем мире в чувственной форме.

Бессознательные умозаключения. По Гельмгольцу, восприятие актуального события зависит от приобретенного индивидом опыта, в котором хранятся «привычные способы» восприятия, актуализирующиеся бессознательно для индивида и помогающие нам сохранить постоянство видимого мира. Свойства бессознательных умозаключений:

¨       бессознательность

¨       непреодолимость

¨       работают по закону аналогии

IV.Восприятие как процесс категоризации (Брунер),2 половина 20 века, США, связь с интеллектом.

Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта. Основная функция восприятия – снабдить человека информацией. Чем лучше выстроена система категорий для кодирования окружающего мира, тем больше истинность восприятия.  Человек воспринимает набор признаков, например предмет круглый, шероховатый, оранжевого цвета – это признаки. И в результате процесса категоризации человек скажет, что он видит апельсин.

Категоризация – процесс отнесения объектов по их признакам к более общим классам объектов. Категория – набор правил, по которым можно объединять явления. Процесс категоризации содержит операцию умозаключения.

На процесс восприятия влияют 2 фактора:

1.  личностная готовность (установки, избирательность);

2. ситуативные (наиболее часто употребляемые категории).

Для восприятия человек должен находиться в состоянии перцептивной готовности. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от: мотивации  и вероятности появления объекта (частоты появления). Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скорее подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон. Сенсорные блокировки – если полученных данных достаточно, то приём информации останавливается.

Стадии категоризации: 1. Первичная категоризация. Поиск объекта, выделяются наиболее общие признаки (Что это: объект? звук? движение?). 2. Поиск признаков. Более конкретная категоризация. Если недостаточно признаков -  начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию. Особенности формы предмета, его величины, расположение в пространстве, особенности поверхности, цвета. Является ли он движущимся или неподвижным. Если на этой стадии всё понятно, то 3 и 4 не нужны. 3. Подтверждающая проверка. 4. Завершение проверки. Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются.

V. Теория перцептивного цикла (У.Найссер), США

Восприятие – из среды, в которой человек живёт.

Восприятие – активно-двигательный процесс. Важна среда, но также и мотив, установка человека, т.к. изначально человек воспринимает актуальные для него объекты (воспр информацию, которая ему нужна). Субъект должен отобрать нужную информацию (какую задачу поставил). У человека есть особые структуры - предвосхищающие схемы (перцептивные циклы) - содержат знания о том, где нужно искать определённые признаки (например, возраст человека можно определить по лицу). Содержание схем все время меняется по мере того, как извлекается новая информация (или конкретизация схем, или замена новыми). Процесс восприятия является циклическим процессом поиска и отбора информации. 

Схемы это комплексы знаний, они предвосхищают то, что мы должны увидеть, осуществляют связь с прошлым и с настоящим (что еще необходимо усвоить).

Теория Найссера является общепринятой в объяснении свойства установки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13504. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 29 KB
  ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 1814-1841 Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой 1795-1817 и армейского капитана Ю. П. Лермонтова 1773-1831 был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировани...
13505. Владимир Владимирович Маяковский 33.5 KB
  Владимир Владимирович Маяковский 1893-1930 Выдающийся советский поэт Владимир Владимирович Маяковский родился в селе Багдады недалеко от Кутаиси в Грузии.В 1910 году студент Строгановского училища живописи ваяния и зодчества В. Маяковский сблизил...
13506. Некрасов. Н.А. 41.5 KB
  Некрасов. Н.А. 1821 1877 Родился 28 ноября 10 октября н.с. в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца человека деспотического характера угнетавшего не только крепостных но и св...
13507. Тютчев Федор Иванович 63 KB
  Тютчев Федор Иванович Тютчев Ф. И. известный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье зимою жившей в Москве открыто и богат...
13508. Цветаева М.И. 50.5 KB
  Цветаева М.И. 18921941 Марина Ивановна Цветаева 18921941 писать стихи начала рано. Первая ее книга Вечерний альбом вышла в 1910 году. В дореволюционном творчестве Цветаевой можно выделить два периода: период ранних стихов полудетских девичьих признаний сборник...
13509. Пушкин А.С. 93 KB
  Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня по старому стилю 26 мая 1799 года в Москве в небогатой дворянской семье однако числившую в предках и бояр времен чуть ли не Александра Невского и царского арапа Абрама Петровича Ганнибала. 19 октября 1811 г
13510. ЕВТУШЕНКО Е.А. 131 KB
  ЕВТУШЕНКО Е.А. 1932 р. Родился 18 июля на станции Зима Красноярской области. Его отец был геологом но всю жизнь писал стихи и научил сына любить поэзию. Когда семья переехала в Москву будущий поэт во время учебы в школе занимался в поэтической студии Дворца пионеров...
13511. Шекспир Уильям 78.5 KB
  Шекспир Уильям 1564-1616 Шекспир Уильям английский драматург и поэт. Родился 23 апреля 1564 г. в г. СтратфордонЭйвон в семье ремесленника и торговца. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседапомещика а в 1857 г. вместе с женой переселился в Лондон где с конца 1580х годов р
13512. Гомер (Homeros) 75.5 KB
  Гомер Гомер Homeros греческий поэт согласно древней традиции автор Илиады {Ilias и Одиссеи Odysseia двух больших эпопей открывающих историю европейской литературы. С XVIII в. в науке идет дискуссия как относительно авторства так и относительно истории создания Илиады и Од...