29984

Внимание. Общая характеристика

Доклад

Психология и эзотерика

Виды внимания. Добрынин О теории и воспитании внимания Свойства внимания. Концентрированность внимания выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Объем внимания можно увеличить если осмысленно связать и структурировать материал.

Русский

2013-08-22

61.5 KB

1 чел.

13. Внимание. Общая характеристика.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенный объект, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Сосредоточенность психики (сознания) предполагает повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Виды внимания.Генетически:

- Непроизвольное внимание. У человека и животных, есть с рождения - реакция на опасность. Нет цели, намерения, волевого усилия, не участвует сознание. Причины: сильные раздражители (голод, жажда – вода и еда привлекут внимание), связь с прошлым опытом, привычками (психолога заинтересует в книжном книга по психологии). 2 вида – заложенное генетически (шум, опасность) и формирование интереса (значимые объекты).

- Произвольное внимание. У человека. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, предмет сам по себе не привлекает. Всегда волевая операция, есть цель, усилия. Есть у дошкольников, формируется в школе.

- Послепроизвольное внимание. Перед человеком стоит сознательная цель, но волевая активность отсутствует, появляется, когда Д интересна. (Н. Ф. Добрынин О теории и воспитании внимания)   

Свойства внимания. 

1. Концентрированность внимания  –  выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Есть фокус, в котором собрана психическая или  сознательная деятельность.

2. Объем внимания – количество однородных предметов, которое охватывает внимание. 7 -+ 2 элемента. Объем внимания можно увеличить, если осмысленно связать и структурировать материал.

3. Распределяемость – можно сконцентрироваться на нескольких фокусах. Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов, семечки и телик.

Распределение внимания зависит от ряда условий: На сколько связаны с друг другом объекты, На сколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание

4. Устойчивость внимания – длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Важна осмысленная связанность происходящего.

5. Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность быстро ориентироваться в ситуации. Зависит от темперамента и содержания деятельности (чем интереснее следующая Д, тем проще переключение).   

6. Отвлечение внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внутренняя отвлекаемость - под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Внешняя отвлекаемость – возбуждение сменяет торможение (шум, люди…).

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, чел сосредоточен на чём-то одном, другого не замечает, из-за узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. В коре – доминанта, мощное возбуждение, поэтому остальное тормозится. Затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

Подлинная рассеянность - трудно установить и поддерживать Вн., оно легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение легко возникает, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины:  общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, недостаток кислорода в клетках мозга. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Также «порхающее» внимание (у школьников) и старческая рассеянность (сложно сконцентрировать и плохо переключается)

Развитие внимания.

Наиболее удачная теория, которая показывает процесс развития произвольного внимания, является культурно-историческая теория (ЛСВ)

Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов по принципу доминанты (органическая основа внимания), в основе лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития.

История культурного развития внимания - начинается в самом раннем возрасте при первом социальном контакте ребенка, взрослые при помощи разл стимулов начинают направлять внимание ребенка, затем из внешнего плана – во внутренний (закон овладения поведением через стимуляцию). (эксперимент Выготского с наклейками на чашках и орешком).

Важно указать, обратить внимание (жестом, напр) на объект – это будет стимул, чтобы направить внимание ребёнка. Жест, обращающий внимание ребенка, основное естественное условие для возникновения произвольного внимания.

Развитие внимания как развитие высшей психической функции, проходит также как общее культурное развитие: 1. взрослый направляет внимание словами на окружающие предметы и вырабатывает, таким образом, из слов стимулы указания; 2. ребенок начинает активно учувствовать в этом процессе и начинает пользоваться словами как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий объект и в конце начинает действовать на себя.

Онтогенез:

1. 1ые недели, месяцы – ориентировочный рефлекс, непроизвольное;

2. к 1 году – возникает ориентировочно-исследовательская Д, средство будущего произвольного внимания;

3. к 2м годам – под речевой инструкцией взрослых – зачатки произвольного внимания;

4. 2-3 года – хорошее развитие произвольного под контролем взрослых;

5. 4,5 – 5 лет – направление внимания под сложной инструкцией взрослых;

6. 5-6 лет – элементарная форма произвольного под самоинструкцией с опорой;

7. школьник – развитие и совершенствование произвольного + воля!

Теории внимания. Когнитивная психология.  

В основу когнитивной психологии легла идея  «вечеринки с коктейлем». Первое описание - в работах У. Джемса, показал суть внимания - процесс отбора (отбор слов собеседника на фоне шума).

В когнитивной психологии исследование Вн – в 2х направлениях:

1. человеку легко удается отобрать  интересующий его разговор и непрерывно слушать его, не отвлекаясь на все остальные. Избирательность или сосредоточенность - исследование селективного или фокусированного внимания.

2.  если произносится имя человека, то он невольно осознает эти события. Это значит, что внимание в какой-то степени распределено на все, что происходит вокруг. Чем больше интенсивность внимания, тем меньше вероятность отвлечения. Исследования распределения внимания.

Эксперименты К. Черри. Внимание как селекция. Человек – приемник информации, осуществляет отбор разных её потоков. Эти два аспекта были проверены в лабораторных условиях.

Есть релевантные (значимые) и нерелевантные потоки информации (А и В).

1. Предъявляли отрывки текста, записанные голосом 1 человека. В правое и левое ухо – релевантное и нерелевантное, одновременно оба в оба уха. Задача испытуемого – полный отчёт о релевантном. Вывод: восприятие происходит, но с большим трудом. (20-25 раз прослушивания), проще, если записывать.    

2. что происходит с нерелевантными: отвергаются ли они полностью, если нет, то в какой степени они воспринимаются.  Релевантное сообщение предъявлялось на правое ухо, нерелевантное – на левое. Задача испытуемого следить за релевантным сообщением (непрерывное внимание). Не релевантное сообщение менялось (смена голосов с мужского на женский, звуковой сигнал, , переход на иностранный язык). В конце просили отвечать на вопросы, касающиеся нерелевантного сообщения. Результаты: хорошо отслеживали релевантное сообщение. Не релевантное сообщение полностью не отвергалось, замечали звуковой тон и смену и голоса, но ничего не могли сказать о содержании, не замечали смену языка и порядок предъявления.

Эти эксперименты легли в основу моделей переработки информации, что позволило создать несколько моделей селективного внимания. Перед учеными встал вопрос о механизме данного явления (селекции) и его места в процессе переработки информации.

1. Модели ранней селекции. (Д. Бродбент. Э. Трейсман)

Д. Бродбент. Внимание – линейный процесс, отображающий определённое решение задачи, который имеет начало и конец. Место селекции: на стадии сенсорного анализа

Механизм селекции: особое устройство – фильтр – блокирует нерелевантное сообщение. Отбор релевантного –  происходит на основе физических признаков.

1. стадия: На сенсорные системы поступает большое количество информации. Все они параллельно передаются в кратковременное хранилище, где перерабатываются и хранятся в течение 2 сек. Выделяются физические признаки (тон, иностр язык), различающие отдельные каналы поступления информации (поэтому в экспериментах Черри испытуемые слышали звуковой тон и смену голоса нерелевантного сообщения).

2. стадия: в кратковременном хранилище происходит опознание объектов, детальная переработка. Фильтр защищает эту систему от перегрузки, кроме одного релевантного канала (это объясняет почему испытуемые не понимали смысла нерелевантного сообщения).

Вывод: внимание выполняет функции селекции и представляет собой специальный механизм (фильтр), расположенной на ранней стадии приема и переработки информации.

Э. Трейсман (дамочка),ученица Бродбента

Место селекции: на уровне фильтра и внутри системы идентификации слов. Нерелевантная информация, большая ее часть, отсеивается довольно рано (фильтр), но может быть и осмысленна  (основные отличия от предыдущей модели)

Общее для теорий ранней селекции:

селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранней стадии переработки стимуляции и осуществляется путем фильтрации.

 

2. Модели поздней селекции (Д. Дойч и А. Дойч, Д. Норман).

Д Дойч и А. Дойч

Место селекции: на стадии осознания, принятия решения и ответа

Механизм: Отбор информации по важности, все сигналы проходят фильтр для опознания (оперативный и быстрый отбор наиболее важных сигналов). Осознаются стимулы, важные для организма. Важность оценивается на основе прошлого опыта.  

Д. Норман     

Место селекции: на стадии принятия решения. Механизм: отбираются самые уместные сообщения. При употреблении того или иного слова мы опираемся на контекст (это обеспечивает «уместность»).

 Внимание как перцептивное действие  ( У. Найсер) 

Центральное положение: у  человека есть внутренняя схема, когнитивная структура (перцептивные циклы), которая участвует в переработке входящей информации и поиске необходимой информации в окружающей среде. Эти структуры содержат знания о том, где нужно искать определённые признаки (например, возраст человека можно определить по лицу). Содержание схем все время меняется по мере того, как извлекается новая информация (или конкретизация схем, или замена новыми). Схемы это комплексы знаний, они предвосхищают то, что мы должны увидеть, осуществляют связь с прошлым и с настоящим (что еще необходимо усвоить).

Схемы подготавливают чела к восприятию определённой информации, например – чтобы что-то увидеть – нужно подвигать глазами, головой или всем телом, т.е исследовать то, что вокруг.

Результат обследования окружения  - 1) выделенная информация – модифицирует исходную 2) схему, которая направляет 3) дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации. (Это перцептивный цикл)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32074. Межличностная совместимость и групповая сплочённость 51 KB
  предполагает оптимальную согласованность определенных индивидуальнопсихологических характеристик членов группы характерологических мотивационнопотребностных ролевых и др. Поведенческая личностные свойства членов группы образуют типичные поведенческие модели модели могут быть совместимые и несовместимые очень мало исследований В них рассматриваются только отдельные личностные качества преимущественно авторитарность и доминантность. Структурный выявление оптимальных сочетаний психологических характеристик членов группы...
32075. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии 39.5 KB
  предложена общая деятельность по уборке лагеря в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения измерили враждебность между группами не выявилась; 3. группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью ремонтировали водопровод. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те кто зафиксировал больше точек на первой в другую на второй картине.
32076. Прикладные аспекты в социальной психологии 45.5 KB
  Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения сп знаний нужно знать специфику прикладного исследования. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. : различные области народного хозяйства и культуры финансируют сп исследования и создают благоприятные возможности для развития науки; СП не готова ответить на некоторые вопросы поставленные практикой мало теории но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы...
32077. Межличностные конфликты в малой группе. Петровская 68.5 KB
  Структура конфликта. стороны участники конфликта отдельные индивиды социальные группы и организации государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами целями ценностями установками и пр. условия протекания конфликта социальнопсихологическая среда разл группы с их специфической структурой динамикой нормами ценностями и т. возможные действия участников конфликта участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения оценки и демонстрируют свои возможности.
32078. Психология рекламы и маркетинга 58.5 KB
  Пси рекламы и маркетинга. Основные аспекты работы социального психолога в сфере рекламы и маркетинга. технологии воздействия 12 шагов МакГрайра технологическая модель воздействия от узнавания продукта до согласия купит и до любви к нему Виды рекламы. Реклама в местах продажи вывески магазинов упаковка с фирменным логотипом Виды рекламы: 1.
32079. Структура, функции и тенденции развития современной семьи 41.5 KB
  Структура функции и тенденции развития современной семьи. Исходя из этого в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей которые важны для супругов создавших семью и тех на которые рассчитывает в отношении семьи общество. Сфера жизнедеятельности семьи непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов функция семьи. Навайтис: основные группы семейных потребностей: создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи; потребности в любви и опеке связанные с материнством; ...
32080. Социальная политическая психология 70.5 KB
  Социальная политическая психология Политическая Пс наука изучающая психологические компоненты политической жизни общества настроения мнения чувства ценности которые формируются и проявляются на уровне политического сознания наций классов соц групп правительств индивидов. Основные категории и принципы политической психологии Категории: 1 политическое сознание обозначает результат восприятия субъектом той части окружающей его действительности которая связана с политикой и в которую включен он сам а также его действия и...
32081. Тренинг как разновидность активной групповой психологической работы 53.5 KB
  Специфические черты тренингов: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии при этом такая помощь исходит не только а порой и не столько от ведущего сколько от самих участников; наличие более или менее постоянной группы обычно от 7 до 15 человек периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двухпяти дней так называемые группымарафоны; определенная пространственная организация; акцент па взаимоотношениях между участниками...
32082. Мотивация просоциального поведения и социальной самореализации (по Хекхаузену) 61 KB
  С незнакомым: чем сильнее ожидание успеха тем выше положительная привлекательность и наоборот все наоборот в мотиве достижения: чем выше вероятность успеха и следовательно легкость задания тем меньше привлекательность успеха и наоборот. Ответственность как устойчивая черта характера напрямую связана с такими личностными параметрами как интернальностьэкстернальность и мотивация достижения. Феномены власти чрезвычайно сложны основываются на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта возникающего изза несовместимости...