29984

Внимание. Общая характеристика

Доклад

Психология и эзотерика

Виды внимания. Добрынин О теории и воспитании внимания Свойства внимания. Концентрированность внимания – выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Объем внимания можно увеличить если осмысленно связать и структурировать материал.

Русский

2013-08-22

61.5 KB

1 чел.

13. Внимание. Общая характеристика.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенный объект, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Сосредоточенность психики (сознания) предполагает повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Виды внимания.Генетически:

- Непроизвольное внимание. У человека и животных, есть с рождения - реакция на опасность. Нет цели, намерения, волевого усилия, не участвует сознание. Причины: сильные раздражители (голод, жажда – вода и еда привлекут внимание), связь с прошлым опытом, привычками (психолога заинтересует в книжном книга по психологии). 2 вида – заложенное генетически (шум, опасность) и формирование интереса (значимые объекты).

- Произвольное внимание. У человека. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, предмет сам по себе не привлекает. Всегда волевая операция, есть цель, усилия. Есть у дошкольников, формируется в школе.

- Послепроизвольное внимание. Перед человеком стоит сознательная цель, но волевая активность отсутствует, появляется, когда Д интересна. (Н. Ф. Добрынин О теории и воспитании внимания)   

Свойства внимания. 

1. Концентрированность внимания  –  выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Есть фокус, в котором собрана психическая или  сознательная деятельность.

2. Объем внимания – количество однородных предметов, которое охватывает внимание. 7 -+ 2 элемента. Объем внимания можно увеличить, если осмысленно связать и структурировать материал.

3. Распределяемость – можно сконцентрироваться на нескольких фокусах. Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов, семечки и телик.

Распределение внимания зависит от ряда условий: На сколько связаны с друг другом объекты, На сколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание

4. Устойчивость внимания – длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Важна осмысленная связанность происходящего.

5. Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность быстро ориентироваться в ситуации. Зависит от темперамента и содержания деятельности (чем интереснее следующая Д, тем проще переключение).   

6. Отвлечение внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внутренняя отвлекаемость - под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Внешняя отвлекаемость – возбуждение сменяет торможение (шум, люди…).

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, чел сосредоточен на чём-то одном, другого не замечает, из-за узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. В коре – доминанта, мощное возбуждение, поэтому остальное тормозится. Затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

Подлинная рассеянность - трудно установить и поддерживать Вн., оно легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение легко возникает, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины:  общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, недостаток кислорода в клетках мозга. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Также «порхающее» внимание (у школьников) и старческая рассеянность (сложно сконцентрировать и плохо переключается)

Развитие внимания.

Наиболее удачная теория, которая показывает процесс развития произвольного внимания, является культурно-историческая теория (ЛСВ)

Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов по принципу доминанты (органическая основа внимания), в основе лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития.

История культурного развития внимания - начинается в самом раннем возрасте при первом социальном контакте ребенка, взрослые при помощи разл стимулов начинают направлять внимание ребенка, затем из внешнего плана – во внутренний (закон овладения поведением через стимуляцию). (эксперимент Выготского с наклейками на чашках и орешком).

Важно указать, обратить внимание (жестом, напр) на объект – это будет стимул, чтобы направить внимание ребёнка. Жест, обращающий внимание ребенка, основное естественное условие для возникновения произвольного внимания.

Развитие внимания как развитие высшей психической функции, проходит также как общее культурное развитие: 1. взрослый направляет внимание словами на окружающие предметы и вырабатывает, таким образом, из слов стимулы указания; 2. ребенок начинает активно учувствовать в этом процессе и начинает пользоваться словами как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий объект и в конце начинает действовать на себя.

Онтогенез:

1. 1ые недели, месяцы – ориентировочный рефлекс, непроизвольное;

2. к 1 году – возникает ориентировочно-исследовательская Д, средство будущего произвольного внимания;

3. к 2м годам – под речевой инструкцией взрослых – зачатки произвольного внимания;

4. 2-3 года – хорошее развитие произвольного под контролем взрослых;

5. 4,5 – 5 лет – направление внимания под сложной инструкцией взрослых;

6. 5-6 лет – элементарная форма произвольного под самоинструкцией с опорой;

7. школьник – развитие и совершенствование произвольного + воля!

Теории внимания. Когнитивная психология.  

В основу когнитивной психологии легла идея  «вечеринки с коктейлем». Первое описание - в работах У. Джемса, показал суть внимания - процесс отбора (отбор слов собеседника на фоне шума).

В когнитивной психологии исследование Вн – в 2х направлениях:

1. человеку легко удается отобрать  интересующий его разговор и непрерывно слушать его, не отвлекаясь на все остальные. Избирательность или сосредоточенность - исследование селективного или фокусированного внимания.

2.  если произносится имя человека, то он невольно осознает эти события. Это значит, что внимание в какой-то степени распределено на все, что происходит вокруг. Чем больше интенсивность внимания, тем меньше вероятность отвлечения. Исследования распределения внимания.

Эксперименты К. Черри. Внимание как селекция. Человек – приемник информации, осуществляет отбор разных её потоков. Эти два аспекта были проверены в лабораторных условиях.

Есть релевантные (значимые) и нерелевантные потоки информации (А и В).

1. Предъявляли отрывки текста, записанные голосом 1 человека. В правое и левое ухо – релевантное и нерелевантное, одновременно оба в оба уха. Задача испытуемого – полный отчёт о релевантном. Вывод: восприятие происходит, но с большим трудом. (20-25 раз прослушивания), проще, если записывать.    

2. что происходит с нерелевантными: отвергаются ли они полностью, если нет, то в какой степени они воспринимаются.  Релевантное сообщение предъявлялось на правое ухо, нерелевантное – на левое. Задача испытуемого следить за релевантным сообщением (непрерывное внимание). Не релевантное сообщение менялось (смена голосов с мужского на женский, звуковой сигнал, , переход на иностранный язык). В конце просили отвечать на вопросы, касающиеся нерелевантного сообщения. Результаты: хорошо отслеживали релевантное сообщение. Не релевантное сообщение полностью не отвергалось, замечали звуковой тон и смену и голоса, но ничего не могли сказать о содержании, не замечали смену языка и порядок предъявления.

Эти эксперименты легли в основу моделей переработки информации, что позволило создать несколько моделей селективного внимания. Перед учеными встал вопрос о механизме данного явления (селекции) и его места в процессе переработки информации.

1. Модели ранней селекции. (Д. Бродбент. Э. Трейсман)

Д. Бродбент. Внимание – линейный процесс, отображающий определённое решение задачи, который имеет начало и конец. Место селекции: на стадии сенсорного анализа

Механизм селекции: особое устройство – фильтр – блокирует нерелевантное сообщение. Отбор релевантного –  происходит на основе физических признаков.

1. стадия: На сенсорные системы поступает большое количество информации. Все они параллельно передаются в кратковременное хранилище, где перерабатываются и хранятся в течение 2 сек. Выделяются физические признаки (тон, иностр язык), различающие отдельные каналы поступления информации (поэтому в экспериментах Черри испытуемые слышали звуковой тон и смену голоса нерелевантного сообщения).

2. стадия: в кратковременном хранилище происходит опознание объектов, детальная переработка. Фильтр защищает эту систему от перегрузки, кроме одного релевантного канала (это объясняет почему испытуемые не понимали смысла нерелевантного сообщения).

Вывод: внимание выполняет функции селекции и представляет собой специальный механизм (фильтр), расположенной на ранней стадии приема и переработки информации.

Э. Трейсман (дамочка),ученица Бродбента

Место селекции: на уровне фильтра и внутри системы идентификации слов. Нерелевантная информация, большая ее часть, отсеивается довольно рано (фильтр), но может быть и осмысленна  (основные отличия от предыдущей модели)

Общее для теорий ранней селекции:

селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранней стадии переработки стимуляции и осуществляется путем фильтрации.

 

2. Модели поздней селекции (Д. Дойч и А. Дойч, Д. Норман).

Д Дойч и А. Дойч

Место селекции: на стадии осознания, принятия решения и ответа

Механизм: Отбор информации по важности, все сигналы проходят фильтр для опознания (оперативный и быстрый отбор наиболее важных сигналов). Осознаются стимулы, важные для организма. Важность оценивается на основе прошлого опыта.  

Д. Норман     

Место селекции: на стадии принятия решения. Механизм: отбираются самые уместные сообщения. При употреблении того или иного слова мы опираемся на контекст (это обеспечивает «уместность»).

 Внимание как перцептивное действие  ( У. Найсер) 

Центральное положение: у  человека есть внутренняя схема, когнитивная структура (перцептивные циклы), которая участвует в переработке входящей информации и поиске необходимой информации в окружающей среде. Эти структуры содержат знания о том, где нужно искать определённые признаки (например, возраст человека можно определить по лицу). Содержание схем все время меняется по мере того, как извлекается новая информация (или конкретизация схем, или замена новыми). Схемы это комплексы знаний, они предвосхищают то, что мы должны увидеть, осуществляют связь с прошлым и с настоящим (что еще необходимо усвоить).

Схемы подготавливают чела к восприятию определённой информации, например – чтобы что-то увидеть – нужно подвигать глазами, головой или всем телом, т.е исследовать то, что вокруг.

Результат обследования окружения  - 1) выделенная информация – модифицирует исходную 2) схему, которая направляет 3) дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации. (Это перцептивный цикл)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41207. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ 165.5 KB
  Мы сказали далее что если в раннем возрасте значение слова носит у ребенка аффективный характер то к концу дошкольного и к началу школьного возраста за значением слова кроются конкретные впечатления от реального практического наглядного опыта а на дальнейших этапах за словом начинают уже стоять сложные системы отвлеченных связей и отношений и слово начинает вводить данный предмет в известную категорию иерархически построенных понятийных систем. Это положение принципиально важно для современной психологической науки потому что оно...
41208. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ В СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ 149 KB
  Лишь в некоторых случаях примером которых являются так называемые пассивные конструкции например Мальчик укушен собакой синпраксическая и логическая структуры предложения расходятся и действующее лицо логическое подлежащее ставится в творительном падеже который семантически остается именительным в то время как объект воздействия в именительном который по своему значению принимает функции косвенного однако и в этом случае флексия этого косвенного падежа является средством управления. На самом деле это не два рядом...
41209. Финансовый анализ как инструмент управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 195 KB
  Сущность содержание финансового анализа и его место в системе экономических знаний 1. Предмет метод объекты и субъекты финансового анализа 1. Классификация методов и процедур финансового анализа Финансовый анализ как инструмент управления финансовохозяйственной деятельностью предприятия Финансовый анализ являясь неотъемлемым компонентом комплексного экономического анализа хозяйствующего субъекта представляет собой процесс идентификации сбора обработки и использования разнообразной официальной и неофициальной внутренней и внешней...
41211. Информационное обеспечение АСУВ 73.5 KB
  Понятие информации и ее классификация Для принятия правильного решения руководитель перерабатывает информацию. Это приводит к тому что в ряде случаев объем информации поступающей оператору превышает его физические возможности по ее переработке и использованию. Очевидно что в таких условиях управление предприятием затруднено а рост объемов информации может привести к не обеспечению оперативной работы СУ. Поэтому все большее значение приобретает рационализация потоков информации автоматизация ее обработки в СУ.
41212. «СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ» И ИХ ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 445.5 KB
  Выготским обозначили термином значение слова. Однако этим не исчерпывается анализ реальной психологической структуры слова. Как мы уже говорили выше каждое слово возбуждает целую сложную систему связей являясь центром целой семантической сети актуализирует определенные семантические поля которые характеризуют важный аспект психологической структуры слова. Под внутренними ассоциативными связями понимаются те связи которые вызываются включением слова в определенную категорию собака животное стул мебель дуб дерево.
41213. РОЛЬ РЕЧИ В ПРОТЕКАНИИ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ 154 KB
  Необходимо выйти за пределы организма и посмотреть как волевые процессы формируются в развитии конкретной деятельности ребенка и в его общении со взрослыми. Выготского объясняющая организацию волевого акта основана на анализе речевого развития ребенка. Предъявляя ребенку эти речевые инструкции мать перестраивает его внимание: выделяя названную вещь из общего фона она организует с помощью своей речи двигательные акты ребенка. Поэтому истоками произвольного акта является общение ребенка со взрослым причем ребенок сначала должен...
41214. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 76 KB
  Сначала регуляция поведения собственной речью ребенка требует его развернутой внешней речи затем речь постепенно свертывается превращаясь во внутреннюю речь. Таким путем формируется тот сложный процесс самостоятельного волевого акта который по существу является подчинением действия ребенка уже не речи взрослого а его собственной речи которая носит сначала развернутый а затем свернутый внутренний характер. попытаться дать анализ того как формируется внутренняя речь ребенка имеющая регулирующую функцию и какова структура этой...
41215. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФРАЗЫ 104.5 KB
  Чем определяется переход от отдельных слов к фразам которые составляют основную единицу целого высказывания Мы уже сказали о том что если изолированное слово обозначает предмет действие или качество и обобщает его т. Однако подобные предположения лишь подчеркивают своеобразие тех процессов которые обеспечивают порождение фразы. Потребовалось длительное время чтобы понять процесс порождения целой фразы этой единицы речевого сообщения.