29984

Внимание. Общая характеристика

Доклад

Психология и эзотерика

Виды внимания. Добрынин О теории и воспитании внимания Свойства внимания. Концентрированность внимания выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Объем внимания можно увеличить если осмысленно связать и структурировать материал.

Русский

2013-08-22

61.5 KB

1 чел.

13. Внимание. Общая характеристика.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенный объект, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость. Сосредоточенность психики (сознания) предполагает повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Виды внимания.Генетически:

- Непроизвольное внимание. У человека и животных, есть с рождения - реакция на опасность. Нет цели, намерения, волевого усилия, не участвует сознание. Причины: сильные раздражители (голод, жажда – вода и еда привлекут внимание), связь с прошлым опытом, привычками (психолога заинтересует в книжном книга по психологии). 2 вида – заложенное генетически (шум, опасность) и формирование интереса (значимые объекты).

- Произвольное внимание. У человека. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, предмет сам по себе не привлекает. Всегда волевая операция, есть цель, усилия. Есть у дошкольников, формируется в школе.

- Послепроизвольное внимание. Перед человеком стоит сознательная цель, но волевая активность отсутствует, появляется, когда Д интересна. (Н. Ф. Добрынин О теории и воспитании внимания)   

Свойства внимания. 

1. Концентрированность внимания  –  выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Есть фокус, в котором собрана психическая или  сознательная деятельность.

2. Объем внимания – количество однородных предметов, которое охватывает внимание. 7 -+ 2 элемента. Объем внимания можно увеличить, если осмысленно связать и структурировать материал.

3. Распределяемость – можно сконцентрироваться на нескольких фокусах. Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов, семечки и телик.

Распределение внимания зависит от ряда условий: На сколько связаны с друг другом объекты, На сколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание

4. Устойчивость внимания – длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Важна осмысленная связанность происходящего.

5. Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность быстро ориентироваться в ситуации. Зависит от темперамента и содержания деятельности (чем интереснее следующая Д, тем проще переключение).   

6. Отвлечение внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внутренняя отвлекаемость - под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Внешняя отвлекаемость – возбуждение сменяет торможение (шум, люди…).

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, чел сосредоточен на чём-то одном, другого не замечает, из-за узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. В коре – доминанта, мощное возбуждение, поэтому остальное тормозится. Затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

Подлинная рассеянность - трудно установить и поддерживать Вн., оно легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение легко возникает, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Причины:  общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, недостаток кислорода в клетках мозга. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Также «порхающее» внимание (у школьников) и старческая рассеянность (сложно сконцентрировать и плохо переключается)

Развитие внимания.

Наиболее удачная теория, которая показывает процесс развития произвольного внимания, является культурно-историческая теория (ЛСВ)

Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов по принципу доминанты (органическая основа внимания), в основе лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития.

История культурного развития внимания - начинается в самом раннем возрасте при первом социальном контакте ребенка, взрослые при помощи разл стимулов начинают направлять внимание ребенка, затем из внешнего плана – во внутренний (закон овладения поведением через стимуляцию). (эксперимент Выготского с наклейками на чашках и орешком).

Важно указать, обратить внимание (жестом, напр) на объект – это будет стимул, чтобы направить внимание ребёнка. Жест, обращающий внимание ребенка, основное естественное условие для возникновения произвольного внимания.

Развитие внимания как развитие высшей психической функции, проходит также как общее культурное развитие: 1. взрослый направляет внимание словами на окружающие предметы и вырабатывает, таким образом, из слов стимулы указания; 2. ребенок начинает активно учувствовать в этом процессе и начинает пользоваться словами как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий объект и в конце начинает действовать на себя.

Онтогенез:

1. 1ые недели, месяцы – ориентировочный рефлекс, непроизвольное;

2. к 1 году – возникает ориентировочно-исследовательская Д, средство будущего произвольного внимания;

3. к 2м годам – под речевой инструкцией взрослых – зачатки произвольного внимания;

4. 2-3 года – хорошее развитие произвольного под контролем взрослых;

5. 4,5 – 5 лет – направление внимания под сложной инструкцией взрослых;

6. 5-6 лет – элементарная форма произвольного под самоинструкцией с опорой;

7. школьник – развитие и совершенствование произвольного + воля!

Теории внимания. Когнитивная психология.  

В основу когнитивной психологии легла идея  «вечеринки с коктейлем». Первое описание - в работах У. Джемса, показал суть внимания - процесс отбора (отбор слов собеседника на фоне шума).

В когнитивной психологии исследование Вн – в 2х направлениях:

1. человеку легко удается отобрать  интересующий его разговор и непрерывно слушать его, не отвлекаясь на все остальные. Избирательность или сосредоточенность - исследование селективного или фокусированного внимания.

2.  если произносится имя человека, то он невольно осознает эти события. Это значит, что внимание в какой-то степени распределено на все, что происходит вокруг. Чем больше интенсивность внимания, тем меньше вероятность отвлечения. Исследования распределения внимания.

Эксперименты К. Черри. Внимание как селекция. Человек – приемник информации, осуществляет отбор разных её потоков. Эти два аспекта были проверены в лабораторных условиях.

Есть релевантные (значимые) и нерелевантные потоки информации (А и В).

1. Предъявляли отрывки текста, записанные голосом 1 человека. В правое и левое ухо – релевантное и нерелевантное, одновременно оба в оба уха. Задача испытуемого – полный отчёт о релевантном. Вывод: восприятие происходит, но с большим трудом. (20-25 раз прослушивания), проще, если записывать.    

2. что происходит с нерелевантными: отвергаются ли они полностью, если нет, то в какой степени они воспринимаются.  Релевантное сообщение предъявлялось на правое ухо, нерелевантное – на левое. Задача испытуемого следить за релевантным сообщением (непрерывное внимание). Не релевантное сообщение менялось (смена голосов с мужского на женский, звуковой сигнал, , переход на иностранный язык). В конце просили отвечать на вопросы, касающиеся нерелевантного сообщения. Результаты: хорошо отслеживали релевантное сообщение. Не релевантное сообщение полностью не отвергалось, замечали звуковой тон и смену и голоса, но ничего не могли сказать о содержании, не замечали смену языка и порядок предъявления.

Эти эксперименты легли в основу моделей переработки информации, что позволило создать несколько моделей селективного внимания. Перед учеными встал вопрос о механизме данного явления (селекции) и его места в процессе переработки информации.

1. Модели ранней селекции. (Д. Бродбент. Э. Трейсман)

Д. Бродбент. Внимание – линейный процесс, отображающий определённое решение задачи, который имеет начало и конец. Место селекции: на стадии сенсорного анализа

Механизм селекции: особое устройство – фильтр – блокирует нерелевантное сообщение. Отбор релевантного –  происходит на основе физических признаков.

1. стадия: На сенсорные системы поступает большое количество информации. Все они параллельно передаются в кратковременное хранилище, где перерабатываются и хранятся в течение 2 сек. Выделяются физические признаки (тон, иностр язык), различающие отдельные каналы поступления информации (поэтому в экспериментах Черри испытуемые слышали звуковой тон и смену голоса нерелевантного сообщения).

2. стадия: в кратковременном хранилище происходит опознание объектов, детальная переработка. Фильтр защищает эту систему от перегрузки, кроме одного релевантного канала (это объясняет почему испытуемые не понимали смысла нерелевантного сообщения).

Вывод: внимание выполняет функции селекции и представляет собой специальный механизм (фильтр), расположенной на ранней стадии приема и переработки информации.

Э. Трейсман (дамочка),ученица Бродбента

Место селекции: на уровне фильтра и внутри системы идентификации слов. Нерелевантная информация, большая ее часть, отсеивается довольно рано (фильтр), но может быть и осмысленна  (основные отличия от предыдущей модели)

Общее для теорий ранней селекции:

селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, происходит главным образом на ранней стадии переработки стимуляции и осуществляется путем фильтрации.

 

2. Модели поздней селекции (Д. Дойч и А. Дойч, Д. Норман).

Д Дойч и А. Дойч

Место селекции: на стадии осознания, принятия решения и ответа

Механизм: Отбор информации по важности, все сигналы проходят фильтр для опознания (оперативный и быстрый отбор наиболее важных сигналов). Осознаются стимулы, важные для организма. Важность оценивается на основе прошлого опыта.  

Д. Норман     

Место селекции: на стадии принятия решения. Механизм: отбираются самые уместные сообщения. При употреблении того или иного слова мы опираемся на контекст (это обеспечивает «уместность»).

 Внимание как перцептивное действие  ( У. Найсер) 

Центральное положение: у  человека есть внутренняя схема, когнитивная структура (перцептивные циклы), которая участвует в переработке входящей информации и поиске необходимой информации в окружающей среде. Эти структуры содержат знания о том, где нужно искать определённые признаки (например, возраст человека можно определить по лицу). Содержание схем все время меняется по мере того, как извлекается новая информация (или конкретизация схем, или замена новыми). Схемы это комплексы знаний, они предвосхищают то, что мы должны увидеть, осуществляют связь с прошлым и с настоящим (что еще необходимо усвоить).

Схемы подготавливают чела к восприятию определённой информации, например – чтобы что-то увидеть – нужно подвигать глазами, головой или всем телом, т.е исследовать то, что вокруг.

Результат обследования окружения  - 1) выделенная информация – модифицирует исходную 2) схему, которая направляет 3) дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации. (Это перцептивный цикл)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51493. Установка нескольких операционных систем на один жесткий диск 152.5 KB
  Если хотите использовать только операционные системы семейства Windows в том числе Windows 2000 или Windows XP то без менеджера загрузки можно обойтись каждая из этих ОС имеет встроенный менеджер загрузки который в начальной стадии запуска компьютера предлагает меню для выбора запускаемой операционной системы. Если же кроме Windows хотите использовать другие операционные системы например Linux то без менеджера загрузки вам не обойтись. Windows NT 2000 XP Различные версии Windows NT и Windows 2000 имеют следующие ограничения:...
51494. Установка нескольких операционных систем на разные жесткие диски 61 KB
  Предположим что в компьютере уже есть жесткий диск № 1 с тремя операционными системами: Windows 2000 в первом первичном разделе; Windows ХР во втором первичном разделе; Linux в логическом разделе. Допустим требуется подключить еще один чистый жесткий диск № 2 и установить на него следующие операционные системы: Windows XP в первый первичный раздел; Windows 2000 во второй первичный раздел Linux другую разновидность в логический раздел. Первичный раздел №1 Первичный раздел №2 Логические разделы Windows 2000 Windows XP Linux...
51495. Установка и настройка сервера Lotus Domino 1.55 MB
  Lotus Notes является платформой для построения приложений автоматизации управленческих и документных процессов. Особенностью системы является объектно-ориентированная архитектура, благодаря которой возможно создание информационных систем, автоматизирующих работу со сложно-структурированными данными и неформализованными динамическими процессами.
51496. Основы маркетинга 243.5 KB
  ОТКРЫТИЕ МАРКЕТИНГА Вступительная статья Это что ирония Отнюдь. На такой вывод наталкивает сам факт появления книги Основы маркетинга с переводом которой знакомит советского читателя издательство Прогресс. Ее автор Филип Котлер профессор маркетинга Северо-Западного университета США один из активных деятелей Американской ассоциации маркетинга.
51497. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей 411.5 KB
  Дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике. Рассказать чего именно ждут от системы маркетинга покупатели продавцы и рядовые граждане. Повседневное воздействие маркетинга на потребителей Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день пашей жизни.
51498. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 540.5 KB
  Рассказать о значении информации для фирмы. Маркетинговые исследования ― залог успеха шампуня и кремаополаскивателя Агри Шампунь Агри и кремополаскиватель Агри фирмы Джонсон вакс оказались двумя из самых успешных новинок последнего времени в категории средств личной гигиены. А для специалистов фирмы Фреда Нордина и Нила Деклерка за успехом этих товаров стоит почти десятилетие напряженного труда который называют еще проведением маркетинговых исследований. Отделу исследований и разработок фирмы дали задание создать обезжиренный...
51499. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей 446.5 KB
  Описать процесс восприятия потребителем товаровновинок. человек ежегодно потреблявших товаров и услуг на общую сумму около 18 трлн. Совершеннолетние молодые люди представляют собой привлекательный рынок в силу нескольких причин: 1 они восприимчивы к идее опробования новых товаров; 2 в большей мере настроены тратить нежели откладывать деньги; 3 будут дольше выступать в роли покупателей4. Во врезке 10 приводится несколько примеров влияния географического местоположения на характер выбора товаров.
51500. Сегментирование рынка, выбор целевых 459.5 KB
  Перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения. Как руководство Кокаколы так и руководство Пепсико намерены продолжать политику сегментирования рынка при создании новых товаров. Роджер Энрико из фирмы Пепсико подчеркивает значение демографических тенденций в качестве отправной точки при создании новых товаров ибо по мере старения населения будут меняться и его нужды и его потребности а это даст ключи к дальнейшему сегментированию1. В этом случае продавец производит...