29985

Основные подходы к изучению памяти в зарубежной психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Основные подходы к изучению памяти в зарубежной психологии. Ассоциативная теория памяти: Ассоциация осн. Этот метод предоставляет возможности для изучения ассоциативных механизмов памяти. Метод разработан для изучения динамики изменения памяти и особенно забывания во времени.

Русский

2013-08-22

67 KB

21 чел.

14. Основные подходы к изучению памяти в зарубежной психологии.

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. 

Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Проблемы: изучение того, как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого процесса,  какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут способствовать расширению объема запоминаемого материала, как долго могут храниться следы, каковы механизмы сохранения и т.д.

В истории психологии с давних времен предпринималась попытка объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении.

Ассоциативная теория памяти:

Ассоциация (осн. понятие) – связь между явлениями, при котором актуализация одного из них ведет к появлению другого. Аристотель  пытался вывести принципы, по которому наши представления могут связываться друг с другом: по смежности – образы восприятия вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно или вслед за ним. (напрмер: Н.Н. Симонова – вахтовый труд на севере), по сходству -  образы восприятия вызывают  в нашем сознании представления, сходные с ними по каким – либо признакам. по контрасту - великан – карлик, черное – белое.

Учение об ассоциациях получило распространение в ассоциативной психологии, где принцип ассоциации распространялся на все психические явления (Юм, У.Джемс, Г. Спенсер).

Первые экспериментальные методы изучения мнемических процессов были предложены Эббингаузом (19 век).

1) метод узнавания –испытуемому нужно просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать нужные. Используется в тестах. Трудности: узнавание правильных стимулов становится труднее, если увеличивается количество новых стимулов или возрастает степень сходства между старыми и новыми стимулами.

2) методы воспроизведения

а) метод запоминаемых членов – элементы запоминаемого материала предъявляются однократно и воспроизводятся непосредственно или спустя некоторое время после предъявления. Измеряется количество правильно названных элементов и время, затраченное на припоминание.

б) метод заучивания -  ряд элементов предъявляется многократно и заучивается до первого безошибочного воспроизведения. Цель – добиться полного усвоения испытуемым материала, которые требуется заучить. Фиксируется число проб повторений и время, затраченное на заучивание. По результатам строится кривая научения (кривая Эббингауза). По оси Х откладывается число проб, по Y – число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.

в) метод антиципации (предвидения, опережения) – испытуемому один или несколько раз предъявляются элементы материала, сгруппированного в ряды abc - d и т.д., он должен воспроизвести их по порядку. В случае ошибки экспериментатор поправляет испытуемого или подсказывает ему. До первого безошибочного воспроизведения данного ряда. Измеряется: - общее время заучивания, - число проб, - число правильных ответов в каждой пробе, - число ошибок в каждой пробе. Этот метод предоставляет возможности для изучения ассоциативных механизмов памяти.

г) метод сбережения -  1ое заучивание – перерыв – второе  заучивание. Метод разработан для изучения динамики изменения памяти (и особенно забывания) во времени. В равной мере он используется для определения феноменов переноса и интерференции.

Метод угадывания (Мюллер, Пельцекер) – ряд элементов предъявляется несколько раз, затем через определенное время экспериментатор воспроизводит этот ряд с пропусками некоторых элементов и предлагает испытуемому угадать пропущенные элементы. Подсчитывается количество правильных ответов и ошибок.

Метод парных ассоциаций (Калкинс) – элементы материала располагаются попарно. При исследовании запоминания первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй – ответа. В инструкции испытуемому говорится, что он должен запомнить пары таким образом, чтобы при предъявлении первого члена он называл второй. Этот метод предоставляет возможности для изучения ассоциативных механизмов памяти.

Гештальттеория

Процессы памяти определяются формированием гештальта. При запоминании и воспроизведении, материал выступает в виде целостной структуры, а не ассоциативного набора элементов.

Динамика запоминания и воспроизведения: некоторое, актуальное в данный момент состояние, создает определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых происходят процесс памяти. Эта установка контролирует ход процесса.

Эксперименты:

Зейгарник Блюма Вульфовна: если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие  прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные действия в 2 раза чаще, чем завершенные (воспроизведение незавершенных действий/ воспроизведение завершенных действий=1,9). Объяснялось это возникшей и неудовлетворенной квази потребностью (по Левину).

Биренбаум Гита Васильевна   - Забывание намерения

Намерение – возникающая напряженная система относительно отделена (во времени) от моторики. Испытуемым давалась инструкция выполнить ряд заданий и решение записать, а так же в конце каждого задания ПОДПИСАТЬ ЛИСТ своим именем. Это и есть намерение, которое будут изучать. В ходе эксперимента испытуемому предлагали задания со спичками или городами. 2 серии: 2-я серия отличается от первой, тем, что после 5 задания вводилась 5-10 мин пауза.  После паузы – опять спички. Без паузы намерение выполнялось хорошо, а после паузы забывалось (не подписывали лист).

Уже Левин делает выводы по ее эксперименту: намерение обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре действий и к сфере личности. Переход от одной сферы деятельности, в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Забывается намерение, если: Замещающее выполнение (в одном из задании нужно было написать свою биографию, в которой принято писать фамилию, поэтому, и забывали подписывать листок, так как уже написали). Естественные противоположные потребности (если есть естественная потребность не делать этого, то намерение забывается) Намерение как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и утрачивать свою величину.

Исследование памяти в когнитивной психологии

В когнитивной психологии человек рассматривается с точки зрения системы, занятой поиском информации об окружающем мире и обеспечение ее переработки.

Память – совокупность процессов: приема, трансформации и хранения информации.

Основные постулаты когнитивной психологии:

- Информация перерабатывается поэтапно – анализ информации начинается с момента поступления стимула в одну из сенсорных систем. Время  между стимулами и ответом на них разбивается на короткие интервалы, каждый из них соответствует определенному уровню переработки информации.

- существует 2 критерия, по которым выделяется 2 подсистемы памяти: 1) время хранения информации, 2) форма представления информации (вид кодирования – зрительный, слуховой …). На каждом этапе информация подвергается обработке под влиянием различных регуляторных процессов (повторения, внимания).

- Емкость систем памяти ограничена. Для каждого этапа существует предельные способности человека к переработке информации.

Структурные теории памяти (к когнитивной).

Самые ранние. Практически не изучался процесс.

Линдсей, Норманн: память делится на несколько подструктур, которые отличаются 1) по времени хранения информации, 2) по способам ее кодирования 3) по объему удерживаемой информации.

Информация может быть закодирована 3 разными способами: Зрительная кодировка – зрительный образ, Акустическая кодировка – слуховой образ, Семантическая – в виде слов. Когнитивная психология вообще не разделяет память на произвольную и непроизвольную. Общее для всех структурных теория памяти: УКП – КП – ДП

Сенсорный регистр или ультракратковременная память (УКП) – первая подсистема памяти, хранится инфо от органов чувств.  . Входят:1 – иконическая память (Зрительная, хранится 0,25-0,5 сек);2 – эхоическая (Акустическая 2сек). Чтобы выбрать нужный сигнал, необходимо очень много информации (неограниченно).  В иконической памяти забывание происходит по типу стирания следов памяти. В эхоической памяти забывание происходит по типу угасания следов памяти.

Кратковременная память (КП) –удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств и из долговременной памяти (ПР: сведения о правильности написания слов). Основные характеристики КП: 1.время хранения информации при отсутствии повторения 20-30 сек. 2.емкость КП ограничена. Объем КП    7±2 элемента (слов, отдельных букв и т.п. – структурные единицы (Миллер)). 3.Механизм забывания – замещение или вытеснение. 4.Форма хранения информации – акустический код (Гипотеза, принятая большинством исследователей. Альтернативная гипотеза предполагает наличие зрительных кодов КП). Познер доказал, что информация в КП  кодируется и зрительно. Запоминается мало элементов, если сознательно повторять материал, можно его удержать надолго.

3 функции повторения:

- удержание информации в КП в течение долгого времени; - перевод информации из КП в ДП; - удержание следов памяти в ДП

Долговременная память (ДП) – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное удержание знаний, умений, навыков, в очень больших объемах. Основные характеристики ДП: 1.время хранения информации велико (месяцы, годы); 2.емкость не известна (есть гипотеза о неограниченности емкости); 3.форма хранения информации – семантический код (существует альтернативная гипотеза – наличие звуковых и зрительных кодов. Информация организуется по принципу ассоциаций). 4.Забывание - определенного мнения на этот счет не существует. Либо забывание происходит в результате угасания следов памяти, либо в результате интерференции (ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия другого материала, с которым оперирует субъект: 2 типа интерференции: проактивная – ранее запомненный материал отрицательно влияет на запоминание последующего, ретроактивная – новый материал отрицательно влияет на запоминание предыдущего), либо забывание вообще отсутствует.

Семантическую форму кодирования подтверждают семантические ошибки припоминания из долговременной памяти.

Эксперименты: восприятие слова – в УКП (сенсорный регистр) образуется некоторое изображение слова. Оно в КП преобразуется в слуховую форму, а на уровне ДП устанавливается его значение. Следовательно, при припоминании слова сначала необходимо найти его значение на уровне долговременной памяти. Но существует особый феномен – феномен «на кончике языка»: человек осознает, что знает требуемое слово, а вспомнить не может. Т.е. не возможно полное извлечение. Клацки назвал это феномен состоянием готовности.

Браун и Макнейл полагали, что вместе с каждым словом хранятся его ассоциации или связи с другими словами. Следовательно, можно использовать другие слова, сходные по смыслу. Модели ДП строятся по принципу ассоциативных связей. Обычно полагают, что ДП представляет собой единый образ.

Тульвинг различал 2 формы ДП - семантическая и эпизодическая память.

Семантическая память: Все, что нам нужно для того, чтобы пользоваться речью (правила грамматики, химические формулы, правила сложения и умножения, знание того, что осень наступает после лета), - все те факты, которые не связаны с каким-то определенным временем или местом, а представляют собой просто факты. Постоянно изменяется.

Эпизодическая память содержит сведения и события, закодированные применительно к определенному времени, информацию о том, как выглядели те или иные вещи и когда мы их видели. Эта память хранит разного рода автобиографические данные («Я сломал ногу зимой 1970 года»). Она содержит сведения, зависящие от контекста («Я каждый день готовлю на обед рыбу, но вчера у нас было мясо».) Почти не изменяется.

Экспериментальное исследование сенсорных регистров кратковременной и долговременной памяти в когнитивной психологии (Р.Клацки, хрестоматия)

Теория уровней переработки информации (до нее были структурные теории).

Крейг  и Локхард

Они считали, что неправомерно говорить об отдельных блоках или системах памяти, а нужно говорить и изучать уровни переработки информации. Не существует КП и ДП в виде отдельных структур со своими законами. Память подчинена единым закономерностям. Входные стимулы подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с сенсорного анализа, и заканчивая  глубоким и сложным семантическим анализом.

Эффективность сохранения информации зависит от того, на каком уровне она обрабатывается, а уровни определяется типом задачи и внутренними ресурсами субъекта. Если обработка ограничивается сенсорным анализом, то высока вероятность того, что эта информация будет забыта. По мере подключения более глубинных уровней обработки, а также увеличения доли семантического и когнитивного анализа следы памяти становятся более прочными.

Пример : распознавание слова «ОКНО».

1. Низший уровень (структурный) определяются физические характеристики (Это слово написано прописными буквами?)

2. Фономатический уровень – стимулы сопоставляются с хранимой информацией (буквы данного слова опознаются по хранящимся в памяти эталонам): рифмуется ли это слово с другими?

3. Семантический – слово вызывает ассоциации, образы, сюжеты : подходит ли это слово к следующему предложению?

Т.О. – более глубокая обработка требует больше времени,- эффективность опознания слова возрастает прямо пропорционально  к конечным уровням обработки (слова лучше опознаются по смыслу, чем по структурным или фономатическим характеристикам).

Критика когнитивного подхода:

  •  За пределами исследований остаются мотивы, намерения, эмоции, потребности.
  •  Лабораторные ситуации, в которых исследуется память, чрезвычайно искусственны, и они не отражают тех закономерностей памяти, которые появляются в реальной жизни
  •  Все концепции начинают рассматривать акт познания сенсорного образа, но не задаются вопросом, откуда этот образ берется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56285. Здоров’я дитини – багатство родини (родинне свято для учнів 3-4 класів та їх батьків) 81.5 KB
  Мета: активно запроваджувати й пропагувати здоровий спосіб життя шляхом дотримання правил особистої гігієни поповнюючи свої знання про лікувальні властивості деяких рослин вміст вітамінів в продуктах харчування необхідність щоденної ранкової гімнастики...
56286. Мово моя українська, батьківська, материнська. Родинне свято 142 KB
  Мета. Показати барвистість, красу рідної мови,її мелодійність. Розвивати навички виразного та інтонаційного мовлення, увагу, мислення, пізнавальний інтерес до мови своїх батьків. Виховувати любов до рідної мови, краю, де ти народився, шанобливе ставлення до усної народної творчості свого народу, його традицій.
56287. Прощавай, початкова школа! 64.5 KB
  За час навчання вивчено 33 літери українського алфавіту. Вивчили багато правил українського правопису, навчилися читати, писати, розв’язувати задачі, приклади, складати твори.
56288. Сценарій свята: «А вже весна, а вже красна…» 50 KB
  Мета: ознайомити дітей з давніми народними традиціями формувати в дітей уявлення про усну народну творчість розвивати бажання вивчати усну народну творчість виховувати любов до природи до матері.
56289. National Symbols of Ukraine 102.5 KB
  As every independent country in the world Ukraine has its own national symbols: a national anthem “Ukraine Hasn’t Died Yet”, a state flag and a national emblem – trident.
56290. Розвивальні функції уроків узагальнення та систематизації знань школярі 343 KB
  Суттєві зміни у змісті стосуються діяльності спрямованої на застосування знань зокрема діяльності творчого характеру створення умов за яких учень стає субєктом навчального процесу який зорієнтований на розвиток особистості на оволодіння ним мисленнєвих операцій самостійного відкриття невідомого.
56291. Сценарій позакласного заходу. Вечір відпочинку «Честь имеем представиться… или… Разрешите с вами познакомиться» 42 KB
  Коллектив нашого взвода желает всем присутствующим здесь очаровательным гостьям, чтобы они всегда оставались такими же красивими и улыбающимися.
56292. Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» 75.5 KB
  Мы первым предоставляем вам слово поздравить наших выпускников. Наши звезды выпускники 4 класса. Исполнение песни Танцуй сидя Ведущие: А сейчас предлагаем вашему вниманию передачу Умники и умницы выходят...
56293. Сценарій шкільного заходу «Любіть Україну!» 53.5 KB
  Мета: поглибити знання дітей про традиції українського народу, історію, географію України; розвивати пам’ять, логічне мислення, мову; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до рідної землі,повагу до народних традицій; виховувати гідних громадян своєї Батьківщини; почуття гордості за Україну.