29987

Память и деятельность

Доклад

Психология и эзотерика

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности цель которой запомнить соответствующий материал чтобы сохранить в памяти. Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности. Переход от одной сферы деятельности в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Русский

2013-08-22

43.5 KB

26 чел.

16. Память и деятельность.

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.  Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить в памяти.  Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Это  специфически человеческий феномен, только у человека запоминание становиться специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельность. При этом человек должен отделить материал, который нужно запомнить от всех побочных впечатлений – мнемическая деятельность носит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Проблема определения доступного человеку объема памяти, максимально возможной скорости запоминания,  времени, в течение которого материал может удерживаться.

Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности.

Характеристики произвольного запоминания:

- человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания.

- ПЗ – особая и сложная умственная деятельность, подчиненную задаче запомнить.

- ПЗ включает различные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели (формы ПЗ) - заучивание. Суть - в многократном повторении материала до полного и безошибочного запоминания.  ПЗ заметно продуктивнее НЗ.

- Главная особенность ПЗ – проявление ВОЛЕВЫХ усилий в виде постановки задачи на запоминание. Повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал.  

- Для того, чтобы лучше запомнить, нужно ставить ЦЕЛЬ не только воспринять и понять, но и запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.

Формы произвольного запоминания:

- Заучивание (еще Эббингауз)

- Перессказ

- Смысловое запоминание

Зависимость запоминания от материала.

А) влияние расположения элементов в ряду. Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Это явление было замечено Эббингаузом.

Б) Влияние степени однородности материала

Роль сходства в запоминании. Однородным материал считается, если  элементы обладают общими признаками. Сходство тем выше, чем таких признаков больше. ПР: -рон-  и  –хон -  общие буквы, - общая форма, шкаф и стол – одна семантическая категория (мебель).

Роль различия в запоминании: А. фон Ресторф изучала запоминание ряда из разных элементов (слоги, цифры, прилагательные и т.д.). Вывела правило: если нужно запомнить ряд стимулов (например, список слов) и один из них физически отличается от других (например, напечатан большим шрифтом или другим цветом), то его будет проще запомнить и воспроизвести. Также называется эффектом изоляции.

В) Влияние осмысленности материала – чем лучше осмыслен, тем лучше запоминается.

Особые феномены, которые можно отнести к непроизвольному запоминанию, были получены при разработке проблем мотивации. Это факты забывания имен, названий, намерений и действий.

Забывание (З.Фрейд)

З. Фрейд обнаружил, что явления забывания связаны с механизмом вытеснения травмирующих аффектов и отрицательных мотивов, с которыми оказались связаны те или иные впечатления.. Механизм: нарушение хода мысли из-за внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Фрейд хотел купить шкатулку для одной дамы и прекрасно представлял место, где это можно сделать, но не мог вспомнить улицу. Проходил весь день по всему городу, но так и не нашел этот магазин. Взял книгу с адресами, среди них нашел нужный магазин. Фрейд ходит мимо него постоянно, когда дружил с одной семьей, потом они поссорились, и он старался там не ходить, избегал этой улицы.

Работы К. Левина, Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник показали, на запоминание влияют мотивы и цели человека.

Биренбаум Гита Васильевна   - Забывание намерения

Испытуемым давалась инструкция выполнить ряд заданий и решение записать, а так же в конце каждого задания ПОДПИСАТЬ ЛИСТ своим именем. Это и есть намерение, которое будут изучать. В ходе эксперимента испытуемому предлагали задания со спичками или городами. 2 серии: 2-я серия отличается от первой, тем, что после 5 задания вводилась 5-10 мин пауза.  После паузы – опять спички. Без паузы намерение выполнялось хорошо, а после паузы забывалось (не подписывали лист).

Уже Левин делает выводы по ее эксперименту: намерение обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре действий и к сфере личности. Переход от одной сферы деятельности, в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Забывается намерение, если: Замещающее выполнение (в одном из задании нужно было написать свою биографию, в которой принято писать фамилию, поэтому, и забывали подписывать листок, так как уже написали). Естественные противоположные потребности (если есть естественная потребность не делать этого, то намерение забывается) Намерение как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и утрачивать свою величину.

Эффект Зейгарник: если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие  прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные действия в 2 раза чаще, чем завершенные (воспроизведение незавершенных действий/ воспроизведение завершенных действий=1,9). Объяснялось это возникшей и неудовлетворенной квазипотребностью (по Левину).

По Рубинштейну  запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он говорил, что нельзя однозначно говорить, что ПЗ более эффективно, чем НЗ. (запоминание через понимание).

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры Д

Принцип зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности был открыт в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. С точки зрения теории деятельности, процессы памяти являются продуктом деятельности субъекта с предметами; решающими факторами запоминания являются предметное содержание деятельности, а также ее цели, мотивы и условия.

Зинченко в своих экспериментах доказывал зависимость непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Эта форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, часто нужно вспомнить что-то, чему раньше не уделял особого внимания. + НЗ почти не исследовалось.

Исследования ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЗИНЧЕНКО доказали, что установка на запоминание (когда чел ставит цель запомнить) не всегда эффективна.  В определенных случаях НЗ может оказать эффективнее, чем ПЗ.

Опыт: Проводился с учениками, взрослыми, дошкольниками.15 карточек с изображениями предметов. 12 карточек можно было классифицировать на 4 группы, а  3 карточки – нельзя. На каждой карточке были цифры: 1,7, 10, 11, 16, 19 и т.д. С материалами были проведены 2 опыта. В первом опыте испытуемые действовали с предметами, изображенными на карточках, цель – просто разложить карточки на группы по содержанию изображения, а лишние отложить. После раскладывания карточки убирались, а испытуемым предлагалось вспомнить названия предметов и числа на соот карточках. Второй опыт: те же карточки. Цель: разложить карточки, чтобы числа расположились по возрастающей величине. После выполнения испытуемому предлагалось назвать предметы, изображенные на карточках.  ИТОГ: В первом опыте у испытуемых показатель запоминания картинок в 19 раз выше, чем чисел. А во втором опыте числа запоминались в 8 раз лучше, чем картинки. Основное различие: в 1 опыте предметом деятельности были картинки, а во втором числа. Деятельность  с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их.

Посвященное той же проблеме исследования Анатолия Александровича Смирнова, подтвердило, что НЗ может быть продуктивнее, чем ПЗ.

Суть эксперимента:  испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-то орфографическому правилу. В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относиться данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в ходе активной деятельности, запоминались примерно в 3 раза лучше, чем те, которые придумал экспериментатор.

Запоминание, включенное в какую – нибудь деятельность оказывается более эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой он совершается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79209. Нарушение авторских и смежных прав 30.8 KB
  Преступление небольшой тяжести состав основной сложный материальный Объект – общественные отношения обеспечивающие реализацию авторских и иных смежных прав Общественные отношения собственности Предмет – чужое научное литературное музыкальное или художественное произведение Потерпевший другое лицо Объективная сторона характеризуется: Деянием в форме действия – присвоение авторства плагиат т.
79210. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних 33.68 KB
  Преступления против семьи и несовершеннолетних включенная в раздел VII Преступления против личности УК РФ 1996 г. Эта Конвенция развивает и детализирует общепризнанные положения международного права о приоритетности всех необходимых мер защиты которые должны быть обеспечены любому ребенку в его статусе как несовершеннолетнего со стороны семьи общества и государства. 20 УК РФ на две группы: преступления против несовершеннолетних и преступления против семьи.
79211. Вовлечение несовершеннолетних в совершении преступления. Состав и виды 33.82 KB
  Состав и виды Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления ст. Вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица которые направлены на возбуждение желания несовершеннолетнего совершить активные противоправные действия. Обман может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное. Более серьезный вид вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления его вовлечение путем угроз.
79212. Понятие и система Особенной части уголовного права 36.26 KB
  В зависимости от особенностей субъектов процесса познания выделяются следующие виды квалификации: Официальная квалификация судебная – осуществляется государственными органами и специально уполномоченными на то должностными лицами. Так данная деятельность осуществляется как правило государственными органами и должностными лицами то она базируется на определенных правилах которые содержаться: В уголовном кодексе РФ Руководящие разъяснения постановления пленума верховного суда РФ по отдельным категориям уголовных дел В сложившейся в...
79213. Понятие и виды преступлений против личности 34.88 KB
  Значимость для государства и общества разносторонней защиты личности предопределила то что Особенная часть УК РФ начинается с раздела VII Преступления против личности . В рамках родового объекта можно выделить указанные в законе видовые объекты включающие близкие тождественные общественные отношения охраняемые нормами включенными в главы раздела о преступлениях против личности УК РФ. Они классифицированы законодателем следующим образом: а преступления против жизни и здоровья гл.
79214. Коммерческий подкуп 33.02 KB
  Цель лица осуществляющего подкуп связана с получением определенных выгод или преимуществ в сфере деятельности организации в которой работает лицо принимающее предмет подкупа. Лицо принимающее предмет подкупа руководствуется корыстными мотивами. Квалифицирующими обстоятельствами как для лица осуществляющего подкуп так и для подкупаемого лица является совершение преступления группой по предварительному сговору или организованной группой. Для подкупаемого лица ответственность усиливается также если его действия сопряжены с...
79215. Общая характеристика преступлений против собственности 33.12 KB
  К преступлениям против собственности относятся общественно опасные деяния нарушающие права владения пользования и распоряжения собственника имуществом либо иным способом причиненияили угрозой причинения собственнику имущественного ущерба. Видовым объектом преступлений против собственности являются общественные отношения собственности владения пользования и распоряжения имуществом и права законного владения собственностью. Предметом преступлений против собственности являются любые физические предметы любое имущество не исключенное из...
79216. Понятие и признаки хищения 36.88 KB
  Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. он не имеет на данную вещь ни действительных ни мнимых прав Изъятие и или обращение вышеуказанного имущества в собственность виновного или третьих лиц. данное преступление совершается по средствам нападения направленного на создание условий для последующего изъятия и обращения чужого...