29987

Память и деятельность

Доклад

Психология и эзотерика

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности цель которой запомнить соответствующий материал чтобы сохранить в памяти. Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности. Переход от одной сферы деятельности в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Русский

2013-08-22

43.5 KB

26 чел.

16. Память и деятельность.

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.  Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить в памяти.  Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Это  специфически человеческий феномен, только у человека запоминание становиться специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельность. При этом человек должен отделить материал, который нужно запомнить от всех побочных впечатлений – мнемическая деятельность носит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Проблема определения доступного человеку объема памяти, максимально возможной скорости запоминания,  времени, в течение которого материал может удерживаться.

Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности.

Характеристики произвольного запоминания:

- человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания.

- ПЗ – особая и сложная умственная деятельность, подчиненную задаче запомнить.

- ПЗ включает различные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели (формы ПЗ) - заучивание. Суть - в многократном повторении материала до полного и безошибочного запоминания.  ПЗ заметно продуктивнее НЗ.

- Главная особенность ПЗ – проявление ВОЛЕВЫХ усилий в виде постановки задачи на запоминание. Повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал.  

- Для того, чтобы лучше запомнить, нужно ставить ЦЕЛЬ не только воспринять и понять, но и запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.

Формы произвольного запоминания:

- Заучивание (еще Эббингауз)

- Перессказ

- Смысловое запоминание

Зависимость запоминания от материала.

А) влияние расположения элементов в ряду. Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Это явление было замечено Эббингаузом.

Б) Влияние степени однородности материала

Роль сходства в запоминании. Однородным материал считается, если  элементы обладают общими признаками. Сходство тем выше, чем таких признаков больше. ПР: -рон-  и  –хон -  общие буквы, - общая форма, шкаф и стол – одна семантическая категория (мебель).

Роль различия в запоминании: А. фон Ресторф изучала запоминание ряда из разных элементов (слоги, цифры, прилагательные и т.д.). Вывела правило: если нужно запомнить ряд стимулов (например, список слов) и один из них физически отличается от других (например, напечатан большим шрифтом или другим цветом), то его будет проще запомнить и воспроизвести. Также называется эффектом изоляции.

В) Влияние осмысленности материала – чем лучше осмыслен, тем лучше запоминается.

Особые феномены, которые можно отнести к непроизвольному запоминанию, были получены при разработке проблем мотивации. Это факты забывания имен, названий, намерений и действий.

Забывание (З.Фрейд)

З. Фрейд обнаружил, что явления забывания связаны с механизмом вытеснения травмирующих аффектов и отрицательных мотивов, с которыми оказались связаны те или иные впечатления.. Механизм: нарушение хода мысли из-за внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Фрейд хотел купить шкатулку для одной дамы и прекрасно представлял место, где это можно сделать, но не мог вспомнить улицу. Проходил весь день по всему городу, но так и не нашел этот магазин. Взял книгу с адресами, среди них нашел нужный магазин. Фрейд ходит мимо него постоянно, когда дружил с одной семьей, потом они поссорились, и он старался там не ходить, избегал этой улицы.

Работы К. Левина, Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник показали, на запоминание влияют мотивы и цели человека.

Биренбаум Гита Васильевна   - Забывание намерения

Испытуемым давалась инструкция выполнить ряд заданий и решение записать, а так же в конце каждого задания ПОДПИСАТЬ ЛИСТ своим именем. Это и есть намерение, которое будут изучать. В ходе эксперимента испытуемому предлагали задания со спичками или городами. 2 серии: 2-я серия отличается от первой, тем, что после 5 задания вводилась 5-10 мин пауза.  После паузы – опять спички. Без паузы намерение выполнялось хорошо, а после паузы забывалось (не подписывали лист).

Уже Левин делает выводы по ее эксперименту: намерение обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре действий и к сфере личности. Переход от одной сферы деятельности, в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Забывается намерение, если: Замещающее выполнение (в одном из задании нужно было написать свою биографию, в которой принято писать фамилию, поэтому, и забывали подписывать листок, так как уже написали). Естественные противоположные потребности (если есть естественная потребность не делать этого, то намерение забывается) Намерение как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и утрачивать свою величину.

Эффект Зейгарник: если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие  прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные действия в 2 раза чаще, чем завершенные (воспроизведение незавершенных действий/ воспроизведение завершенных действий=1,9). Объяснялось это возникшей и неудовлетворенной квазипотребностью (по Левину).

По Рубинштейну  запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он говорил, что нельзя однозначно говорить, что ПЗ более эффективно, чем НЗ. (запоминание через понимание).

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры Д

Принцип зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности был открыт в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. С точки зрения теории деятельности, процессы памяти являются продуктом деятельности субъекта с предметами; решающими факторами запоминания являются предметное содержание деятельности, а также ее цели, мотивы и условия.

Зинченко в своих экспериментах доказывал зависимость непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Эта форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, часто нужно вспомнить что-то, чему раньше не уделял особого внимания. + НЗ почти не исследовалось.

Исследования ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЗИНЧЕНКО доказали, что установка на запоминание (когда чел ставит цель запомнить) не всегда эффективна.  В определенных случаях НЗ может оказать эффективнее, чем ПЗ.

Опыт: Проводился с учениками, взрослыми, дошкольниками.15 карточек с изображениями предметов. 12 карточек можно было классифицировать на 4 группы, а  3 карточки – нельзя. На каждой карточке были цифры: 1,7, 10, 11, 16, 19 и т.д. С материалами были проведены 2 опыта. В первом опыте испытуемые действовали с предметами, изображенными на карточках, цель – просто разложить карточки на группы по содержанию изображения, а лишние отложить. После раскладывания карточки убирались, а испытуемым предлагалось вспомнить названия предметов и числа на соот карточках. Второй опыт: те же карточки. Цель: разложить карточки, чтобы числа расположились по возрастающей величине. После выполнения испытуемому предлагалось назвать предметы, изображенные на карточках.  ИТОГ: В первом опыте у испытуемых показатель запоминания картинок в 19 раз выше, чем чисел. А во втором опыте числа запоминались в 8 раз лучше, чем картинки. Основное различие: в 1 опыте предметом деятельности были картинки, а во втором числа. Деятельность  с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их.

Посвященное той же проблеме исследования Анатолия Александровича Смирнова, подтвердило, что НЗ может быть продуктивнее, чем ПЗ.

Суть эксперимента:  испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-то орфографическому правилу. В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относиться данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в ходе активной деятельности, запоминались примерно в 3 раза лучше, чем те, которые придумал экспериментатор.

Запоминание, включенное в какую – нибудь деятельность оказывается более эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой он совершается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12483. Сталинград. Сто двадцать пять блокадных грамм 63 KB
  Сто двадцать пять блокадных грамм 1. Бои на подступах к Ленинграду После того как в начале июля 1941 г. пали Остров и Псков немецкая группа армий Север 10 июля начала наступление на Ленинград. Ей противостоял созданный 24 июня на базе Ленинградского военного округа Север...
12484. Блокада Ленинграда. Классный час 38 KB
  Классный час: Блокада Ленинграда Цель классного часа: совершенствование духовно патриотического развития учащихся сохранение и развитие чувства гордости за свою страну воспитывать уважительное отношение к старшему поколению памятникам войны способств
12485. Блокада Ленинграда. Операция «Искра» - прорыв блокады 32.23 KB
  Реферат По спецкурсу Великая Отечественная война на тему: Блокада Ленинграда Содержание: 1. Введение 2. Первый удар. Продвижение захватчиков к Ленинграду 3. Начало битвы за Ленинград 4. Операция Искра прорыв блокады 5. Полная ликвидация блокады 6. За
12486. Геополитические последствия блокады Ленинграда 18.42 KB
  Геополитические последствия блокады Ленинграда Геополитика географическая политика; греч. γη земля πολιτική государственные или общественные дела наука о контроле над территорией о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния центров силы...
12487. Снятие Блокады Ленинграда 12.07 KB
  Снятие Блокады Ленинграда. День воинской славы России День снятия блокады города Ленинграда 1944 год отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32ФЗ О днях воинской славы победных днях России. В 1941 году Гитлер развернул военные действия н
12488. Английский холокост в Бенгалии 22.2 KB
  Английский холокост в Бенгалии Историю пишут те кто выиграл войну а не те кто ее проиграл. Неудивительно что именно англичане и американцы – авторы истории Второй Мировой Войны. Нам объясняли что война была необходима что бы покончить с нацизмом и Гитлером. Нацизм и...
12489. Параллельный комбинационный сумматор 171.5 KB
  Лабораторная работа №1. Параллельный комбинационный сумматор. Закон функционирования параллельного комбинационного сумматора определяется следующей таблицей: В таблице обозначены: аi значение цифры 1го слагаемого; вi значение цифры 2го слагаемого; Рi...
12490. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теория автоматов» 13.21 MB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине Теория автоматов Направление 230100 Информатика и вычислительная техника Специальность 230101 Вычислительные машины комплексы системы и сети Учебно-методическое пособие Курс Теория автоматов является базовым при
12491. Выделение первого редукционного тельца. Оплодотворение 81.47 KB
  Препараты к занятию Оплодотворение Вхождение сперматозоида в яйцеклетку совершается у животных на разных стадиях развития яйцеклеток: у аскариды птиц и некоторых млекопитающих оно происходит на стадии ооцита первого порядка т.е. еще до выделения первого редукци