29987

Память и деятельность

Доклад

Психология и эзотерика

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности цель которой запомнить соответствующий материал чтобы сохранить в памяти. Исследование мнемической деятельности одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Произвольное запоминание основа мнемической деятельности. Переход от одной сферы деятельности в которую включено намерение к другой может привести за собой забывание этого намерения.

Русский

2013-08-22

43.5 KB

26 чел.

16. Память и деятельность.

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.  Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить в памяти.  Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала называется МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Это  специфически человеческий феномен, только у человека запоминание становиться специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельность. При этом человек должен отделить материал, который нужно запомнить от всех побочных впечатлений – мнемическая деятельность носит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Исследование мнемической деятельности – одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ПСИХОЛОГИИ. Проблема определения доступного человеку объема памяти, максимально возможной скорости запоминания,  времени, в течение которого материал может удерживаться.

Произвольное запоминание – основа мнемической деятельности.

Характеристики произвольного запоминания:

- человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания.

- ПЗ – особая и сложная умственная деятельность, подчиненную задаче запомнить.

- ПЗ включает различные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели (формы ПЗ) - заучивание. Суть - в многократном повторении материала до полного и безошибочного запоминания.  ПЗ заметно продуктивнее НЗ.

- Главная особенность ПЗ – проявление ВОЛЕВЫХ усилий в виде постановки задачи на запоминание. Повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал.  

- Для того, чтобы лучше запомнить, нужно ставить ЦЕЛЬ не только воспринять и понять, но и запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надо помнить.

Формы произвольного запоминания:

- Заучивание (еще Эббингауз)

- Перессказ

- Смысловое запоминание

Зависимость запоминания от материала.

А) влияние расположения элементов в ряду. Элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Это явление было замечено Эббингаузом.

Б) Влияние степени однородности материала

Роль сходства в запоминании. Однородным материал считается, если  элементы обладают общими признаками. Сходство тем выше, чем таких признаков больше. ПР: -рон-  и  –хон -  общие буквы, - общая форма, шкаф и стол – одна семантическая категория (мебель).

Роль различия в запоминании: А. фон Ресторф изучала запоминание ряда из разных элементов (слоги, цифры, прилагательные и т.д.). Вывела правило: если нужно запомнить ряд стимулов (например, список слов) и один из них физически отличается от других (например, напечатан большим шрифтом или другим цветом), то его будет проще запомнить и воспроизвести. Также называется эффектом изоляции.

В) Влияние осмысленности материала – чем лучше осмыслен, тем лучше запоминается.

Особые феномены, которые можно отнести к непроизвольному запоминанию, были получены при разработке проблем мотивации. Это факты забывания имен, названий, намерений и действий.

Забывание (З.Фрейд)

З. Фрейд обнаружил, что явления забывания связаны с механизмом вытеснения травмирующих аффектов и отрицательных мотивов, с которыми оказались связаны те или иные впечатления.. Механизм: нарушение хода мысли из-за внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Фрейд хотел купить шкатулку для одной дамы и прекрасно представлял место, где это можно сделать, но не мог вспомнить улицу. Проходил весь день по всему городу, но так и не нашел этот магазин. Взял книгу с адресами, среди них нашел нужный магазин. Фрейд ходит мимо него постоянно, когда дружил с одной семьей, потом они поссорились, и он старался там не ходить, избегал этой улицы.

Работы К. Левина, Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарник показали, на запоминание влияют мотивы и цели человека.

Биренбаум Гита Васильевна   - Забывание намерения

Испытуемым давалась инструкция выполнить ряд заданий и решение записать, а так же в конце каждого задания ПОДПИСАТЬ ЛИСТ своим именем. Это и есть намерение, которое будут изучать. В ходе эксперимента испытуемому предлагали задания со спичками или городами. 2 серии: 2-я серия отличается от первой, тем, что после 5 задания вводилась 5-10 мин пауза.  После паузы – опять спички. Без паузы намерение выполнялось хорошо, а после паузы забывалось (не подписывали лист).

Уже Левин делает выводы по ее эксперименту: намерение обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре действий и к сфере личности. Переход от одной сферы деятельности, в которую включено намерение к другой – может привести за собой забывание этого намерения.

Забывается намерение, если: Замещающее выполнение (в одном из задании нужно было написать свою биографию, в которой принято писать фамилию, поэтому, и забывали подписывать листок, так как уже написали). Естественные противоположные потребности (если есть естественная потребность не делать этого, то намерение забывается) Намерение как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и утрачивать свою величину.

Эффект Зейгарник: если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие  прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные действия в 2 раза чаще, чем завершенные (воспроизведение незавершенных действий/ воспроизведение завершенных действий=1,9). Объяснялось это возникшей и неудовлетворенной квазипотребностью (по Левину).

По Рубинштейну  запоминание зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Он говорил, что нельзя однозначно говорить, что ПЗ более эффективно, чем НЗ. (запоминание через понимание).

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры Д

Принцип зависимости запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности был открыт в исследованиях П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. С точки зрения теории деятельности, процессы памяти являются продуктом деятельности субъекта с предметами; решающими факторами запоминания являются предметное содержание деятельности, а также ее цели, мотивы и условия.

Зинченко в своих экспериментах доказывал зависимость непроизвольного запоминания от организации деятельности человека. Эта форма запоминания была выбрана потому, что непроизвольное запоминание является доминирующим в жизни человека, часто нужно вспомнить что-то, чему раньше не уделял особого внимания. + НЗ почти не исследовалось.

Исследования ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЗИНЧЕНКО доказали, что установка на запоминание (когда чел ставит цель запомнить) не всегда эффективна.  В определенных случаях НЗ может оказать эффективнее, чем ПЗ.

Опыт: Проводился с учениками, взрослыми, дошкольниками.15 карточек с изображениями предметов. 12 карточек можно было классифицировать на 4 группы, а  3 карточки – нельзя. На каждой карточке были цифры: 1,7, 10, 11, 16, 19 и т.д. С материалами были проведены 2 опыта. В первом опыте испытуемые действовали с предметами, изображенными на карточках, цель – просто разложить карточки на группы по содержанию изображения, а лишние отложить. После раскладывания карточки убирались, а испытуемым предлагалось вспомнить названия предметов и числа на соот карточках. Второй опыт: те же карточки. Цель: разложить карточки, чтобы числа расположились по возрастающей величине. После выполнения испытуемому предлагалось назвать предметы, изображенные на карточках.  ИТОГ: В первом опыте у испытуемых показатель запоминания картинок в 19 раз выше, чем чисел. А во втором опыте числа запоминались в 8 раз лучше, чем картинки. Основное различие: в 1 опыте предметом деятельности были картинки, а во втором числа. Деятельность  с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их.

Посвященное той же проблеме исследования Анатолия Александровича Смирнова, подтвердило, что НЗ может быть продуктивнее, чем ПЗ.

Суть эксперимента:  испытуемым предъявлялись две фразы, каждая из которых соответствовала какому-то орфографическому правилу. В ходе эксперимента необходимо было установить, к какому правилу относиться данная фраза, и придумать другую пару фраз на ту же тему. Запоминать не требовалось, но через несколько дней испытуемым предложили вспомнить как те, так и другие фразы. Оказалось, что фразы, придуманные ими самими в ходе активной деятельности, запоминались примерно в 3 раза лучше, чем те, которые придумал экспериментатор.

Запоминание, включенное в какую – нибудь деятельность оказывается более эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой он совершается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42508. Тип запись. Массивы записей 187 KB
  Тип запись. При выполнении работы необходимо знать: Что такое тип запись Как правильно объявить тип запись и переменные типа запись Как обращаться к полям записи Как организовать работу с массивом записей Теоретический минимум: Тип запись представляет собой сложный структурированный тип данных и включает в себя ряд компонент называемых полями которые могут быть различных типов. Пример объявления типа запись: type Dt=record {название типа запись Dt дата } Yer: integer; {поле год...
42509. Изучение зависимости сопротивления электролитов от температуры 128.5 KB
  При отсутствии внешнего электрического поля ионы в электролите совершают тепловое движение. При наличии поля положительные ионы приобретают добавочную скорость в направлении электрического поля, а отрицательные ионы − добавочную скорость в противоположном направлении. На тепловое движение накладывается переносное движение ионов, и в растворе возникает электрический ток.
42510. Определение коэффициента вязкости жидкости 101 KB
  При движении плоских слоев сила трения между ними согласно закону Ньютона где  коэффициент пропорциональности называемый коэффициентом вязкости или динамической вязкостью; S площадь соприкосновения слоев. Соседние слои движутся с меньшими скоростями и следовательно между слоями жидкости возникает сила внутреннего трения. Стокс показал что эта сила при малых значениях скорости пропорциональна скорости движения шарика  и его радиусу r: 1 где...
42511. Изучение зависимости сопротивления металлов от температуры 135.5 KB
  К проводникам первого рода относятся металлы. Металлы обладают электронной проводимостью. Это означает, что носителями электричества в них являются свободные электроны. Если к участку проводника 1 рода приложена разность потенциалов, то на хаотическое движение электронов накладывается их упорядоченное движение.
42512. Изучение работы электронного осциллографа 126.5 KB
  Осциллограф состоит из электронно-лучевой трубки, генератора развёртки, блока синхронизации, двух усилителей, блока питания. В некоторых осциллографах имеется генератор меток времени. Принципиальная схема осциллографа показана на рис. 14.1. Осциллографы применяются во многих отраслях науки и техники, в частности, в электро- и радиотехнике, механике, акустике, медицине, биологии и др. Осциллограф даёт возможность наблюдать процессы длительностью 10−8 … 10−7 с.
42513. Физические основы работы ионных приборов 101.5 KB
  Положительные ионы под действием поля устремляются к катоду, бомбардируют его поверхность и вырывают из катода вторичные электроны (поверхностная ионизация). Такое явление называется вторичной эмиссией. Возникающие электроны вторичной эмиссии, ускоряемые полем, также включатся в процесс объёмной ионизации газа.
42514. Изучение релаксационных электрических колебаний с помощью электронного осциллографа 113.5 KB
  Основная особенность неоновой лампы заключается в том что она начинает проводить ток только при определённой разности потенциалов Uз между её электродами. Если напряжение на электродах лампы U Uз ток через лампу не идёт так как неон является диэлектриком. В этом случае внутреннее сопротивление Ri лампы очень велико. При разности потенциалов Uз которая называется потенциалом зажигания лампы происходит пробой диэлектрика − через лампу идёт ток.
42515. Проверка закона ома для последовательной цепи переменного тока 143.5 KB
  Цель работы: изучить закон Ома для последовательной цепи переменного тока с омическим, ёмкостным и индуктивным сопротивлениями для уяснения сдвига фаз между током напряжением; экспериментально проверить закон Ома; научиться строить векторные диаграммы и применять их для характеристики переменного тока. Оборудование: регулятор напряжения, реостат, катушка индуктивности, батарея конденсаторов, миллиамперметр, четыре вольтметра.
42516. Определение частоты переменного тока методом резонанса 60.5 KB
  Оборудование: сонометр регулятор напряжения ЛАТР источник постоянного тока В412 реостат на 30 Ом набор грузов соединительные провода. Сущность резонансного метода определения частоты переменного тока состоит в следующем. Если по струне пропустить постоянный ток то он будет взаимодействовать с магнитным полем электромагнита и на струну будет действовать сила Ампера направление которой зависит от направления магнитного поля им тока и определяется по правилу левой руки.