30024

Опытно - экспериментальная работа по формированию умений письма и письменной речи по средствам информационно – коммуникационных технологий

Дипломная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Информационнокоммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает что информационнокоммуникационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить интенсификацию самостоятельной работы учащихся повышение познавательной активности и индивидуализацию обучения.

Русский

2013-08-22

121.3 KB

26 чел.

    Введение

Сегодня информационно-коммуникационные технологии переходят из разряда инновационных средств обучения в традиционные. Использование их в образовательном процессе позволяет удовлетворить потребности современных школьников, которые живут в окружении телевизоров, компьютеров и мобильных телефонов. Благодаря интерактивности и наглядности, которые обеспечиваются компьютерными технологиями, а так же автоматизации рутинной работы учащиеся быстрее вовлекаются в активную творческую деятельность, приучаются работать в команде, критически мыслить.         Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности  и индивидуализацию обучения. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание. Аудиокассеты удобно заменить различными мультимедийными файлами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет учителю организовать тренировку различных видов речевой деятельности, сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности учащихся, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия учащихся.    Актуальность темы «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» объясняется широким использованием их в обучении, на работе и в повседневной жизни. Информационно-коммуникационные технологии в образовании можно охарактеризовать простотой в обращении и разносторонностью. Они позволяют  использовать их возможности для решения широкого круга задач. Информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениями и концепциями считается частью базового образования – наряду с чтением, письмом и счетом.           Раскрытию возможностей информационно–коммуникационных технологий в обучении посвящены работы Е.С Полат, А.В Трайнева, И.В Чусовской.            Современные информационные технологии дают возможность  индивидуализации обучения, а также они дают возможность развития познавательной творческой активности у учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия  овладения языком для каждого учащегося, выбрать определенные  методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить активность,  творчество, активизировать познавательную деятельность каждого учащегося в процессе обучения иностранным языкам.  В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствии с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернет - технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.      Учебные заведения  призваны обеспечить подготовку учащихся, которые сочетают в себе профессиональную компетентность и высокую культуру. Не вызывает сомнений тот факт, что также важнейшим компонентом культуры всего человечества является его письменная культура, так и одним из важнейших компонентов культуры и, следовательно, образования человека является его способность выражать свои мысли на письме.        Действительно, значение письма для развития человеческого общества трудно переоценить. Многие исследователи придают ему решающее значение в развитии цивилизации, считая, что с изобретением письма человечество вышло на новую ступень информационной зрелости, напрямую связанной с умственной зрелостью. Письменная форма общения привела к новым схемам мышления, возможности которого в дописьменной культуре были ограничены. Устная речь стала передаваться во времени и  пространстве от одних поколений к другим. Благодаря письму возникла наука, так как появилась возможность длительного последовательного изложения на письме.         Основной целью  обучения русскому языку так и английскому языку в  школе является формирование у учащихся грамотной письменной речи и умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения.        На уроках английского языка письменная речь, как правило, играет второстепенную роль, так как является искусственным средством общения. Это грамматические упражнения, заполнение пропусков, составление диалогов и письма по образцу. Обмен индивидуальными письмами по электронной почте даёт уникальную возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнёра, запросить дополнительную информацию. Создаётся положительный эмоциональный фон в ходе общения, учащиеся знакомятся с мнением своих сверстников за рубежом, появляется возможность с новыми людьми, приобретается опыт работы с представителями другой культуры.       Сегодня от ученика требуется не просто владение умениями выразить свои мысли в письменной форме корректно в языковом и речевом отношении, но и способность к адекватному межкультурному письменному общению, в том числе и сетевому, а также владение умениями логично и аргументировано высказывать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять и оценивать факты и события, т.е. владение умениями критического мышления.          В последние десятилетия все больше внимания уделяется исследованию различных аспектов обучения письменной речи на иностранном языке в школе и вузе такими авторами исследования  как: Антонова И.Б., Леонтьева Т.И., Филатов С.Г.         На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии только вводятся в образовательную систему и существуют противоречия между тем, что нужно формировать у ученика информационную личность и подготовить учащегося к будущей жизни в информационном  обществе и тем как организован процесс обучения, так как  современной школе не каждый учитель может работать с электронными устройствами.    Объект исследования: процесс обучения иностранным языкам.   Предмет: информационно-коммуникационные технологии в формировании умений письма и  письменной речи.

Цель работы: выявить условия формирования умений письма и  письменной речи на английском языке с помощью информационно – коммуникационных технологий.         Задачи работы:

1.Рассмотреть особенности письма и письменной речи на иностранном языке.

2. Характеризовать информационно–коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе на иностранном языке.

3.Выявить возможности влияния информационно-коммуникационных технологий на письменную речь учащихся.

4.Отобрать Интернет – технологии, влияющие на формирование письменной речи у учащихся, и определить условия их использования.

5. Проанализировать результаты опытно–экспериментальной работы.

Гипотеза исследования: формирование письменной деятельности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку будет проходить более эффективно если:

1. Информационно-коммуникационные технологии создадут реальную языковую среду и решат соответствующие дидактические задачи;

2. Применяемые информационно-коммуникационные технологии направлены на совершенствование навыков письма.     

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ педагогической, научно – технической специализированной литературы, материалов научно – практических конференций и ресурсов сети Интернет по проблеме исследования.

2. Методы эмпирического исследования: анализ результатов деятельности учителей и учащихся, изучение практического опыта, проведение констатирующего и формирующего экспериментов.     Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.   

Глава 1. Теоретические основания применения информационно–коммуникационных технологий в обучении письму и  письменной речи

1.1 Умения письма и письменной речи в процессе обучения иностранному языку

Письмо есть  величайшее изобретение человечества. Письмо уже давно представляет  интерес для исследователей. Из истории цивилизации известно, что сначала люди не обладали никакой письменностью. И древним людям было достаточно трудно общаться с людьми,  которые жили на далеком расстоянии. Со временем древние люди осознали необходимость письменного общения. С того момента, как люди осознали необходимость письменного общения, письмо прошло длительный путь развития[8].

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Таким образом, можно сказать, что письмо в тоже время является  самостоятельной системой коммуникации и  ей присущи такие функции как:  

1. Фиксация устной речи. Записав устное высказывание, мы оставляем его во времени и пространстве. 

2. Возможность усвоения знаний, накопленные человеком. Читая исторические документы,  мы можем прикоснуться к истории и культуре древних народов.       

3. Средство коммуникации. Иногда общение в форме диалога невозможно и обычно осложнено рядом обстоятельств. В таких случаях, можно использовать письмо.     

Роль письменной речи в современном мире чрезвычайно велика. Как и говорение, письмо является продуктивным видом деятельности, и осложненным целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Между говорением и письмом есть существенные различия и в психологическом, и в лингвистическом планах. Следует отметить, что в письменной речи нет  непосредственного субъекта, который воспринимает адресованное ему сообщение. Говорящий видит непосредственную реакцию слушающего на каждую фразу, и реагирует на речь собеседника сразу же; пишущий может эту реакцию лишь предугадывать, поэтому его речь более развернута и обоснована. Пишущий должен  сначала ввести собеседника в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Это заставляет пишущего описывать все более подробно, иначе он будет неверно понят.

Пишущий должен тщательно синтаксически построить фразу и подбирать адекватные средства, чтобы адресат его правильно понял. Говорящий находится в условиях недостатка времени, чтобы думать над средствами выражения своей мысли; пишущий же, во времени не ограничен. Можно сказать, что для пишущего важно не только  содержание, но и форма речи. Перечитывая написанное, пишущий  может  проверить, насколько правильно использованная форма передает содержание и смысл. Пишущий может пользоваться, планированием своей речи, поэтому она логична и правильна. Пишущий не может использовать жесты, мимику, или недоговаривать фразы, что может делать говорящий.

Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку могут  выступать не только как целью обучения, но и могут выступать как средство обучения иностранному языку. Письмо является  техническим компонентом письменной речи. Чтобы что-то написать человек взаимодействует двигательный, зрительный и слухо-речемоторный анализатор. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%. Но основой для письменной речи является устная речь. Говорение и письмо похожи друг на друга, потому что в обоих случаях человек думает, что говорить и  отбирает необходимые средства, слова и как можно сочетать в высказывании, и в конце реализует замысел устно или письменно[7].  17 декабря  2010 года был утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает такие умения, которые учащиеся должны владеть:

1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

 2.  Заполнять анкеты и формуляры,  написание поздравлений и личных писем с опорой на образец и без опоры на образец;

3. Выражать благодарность, просьбу, формы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

4. Знать формат и оформление писем, принятые в стране изучаемого языка;

5. Способность формулировать свои мысли на иностранном языке в письменной форме, последовательно выстраивать свои рассуждения;

6.Уметь описывать ситуацию, предметы, людей, рассказывать о событиях, о планах на будущее, отвечать на вопросы и задавать их[9].

Письмо так же тесно связано с чтением. Между тем кто пишет, и тем кто читает, лежит одна графическая система языка. При письме зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении – их  расшифровка.

Трудности в обучении письменной речи на английском языке возникают в связи с формированием навыков, которые обеспечивают владение графико-орфографической системой изучаемого языка и построение письменного высказывания.  В средних классах у ученика при  оформлении письменного высказывания, внимание смещается с графико-орфографической формы слов на смысловую сторону высказывания, при этом трудности возрастают. Также трудности являются серьезным барьером в обучении и как следствие причиной школьной дезадоптации и  снижения учебной мотивации. Ученики должны в этом случае составить план-программу, выявить логику высказывания, отобрать языковые средства,  произвести необходимые замены, соединить слово во едино, составить целое из частей и затем найти правильное место данному слову в структуре  текста или во внешней речи, сличить с планом-программой высказывания. Выполнение всех этих операций вызывает у учеников большие трудности. Трудности следует классифицировать так:     1.Артикуляторная –  ребенок делает ошибки  из-за своего неправильного произношения.         2.Акустическая – ребенок пишет так, как слышит, путает глухие и звонкие, шипящие и свистящие звуки.      3.Аграмматическая – ребенок допускает ошибки связанные с неправильным употреблением окончаний, предлогов, ошибками при изменении слов по падежам, числам, трудностями согласования слов между собой. Чтобы решить эту проблему, школьнику необходимо много читать и пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа. 4.Моторная – нарушение движений. Проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв, слогов.            5. Недостаточная сформированность чувства ритма. При этих трудностях ребенку необходимо: прислушиваться к природным ритмам   (дыхание, сердцебиение), действовать по образцу (повторение ритма заданным учителем), ритмические аплодисменты под музыку разных ритмов. 6.Трудности регуляции мышечного тонуса. При этих трудностях требуется: снижение темпа письма, увеличение объема написанного, использование мягкого карандаша[11];        Преодоление этих трудностей, как показывает практика, требует специально ориентированного в этих целях обучения. Для разработки приемов обучения письменной иноязычной речи необходимо учитывать: комплексный характер этого умения и что навыки, обеспечивающие письменное высказывание, основываются на навыках владения графико-орфографической системой языка.          Обучение письменной речи включает в себя упражнения:  для обучения составлению письменного сообщения; для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.        При аудировании обучающиеся могут сделать записи:  1.составить конспект аудиотекста по предложенному плану   2.сделать записи в процессе прослушивания аудиотекста;   3) в соответствии с заданной коммуникативной задачей выделить из аудиотекста информацию и записать её[12].      При обучении письму можно использовать свободный диктант.  Преподаватель читает аудиотекст по абзацам, учащиеся записывают то, что запомнили.            Способность изложения в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать  постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений. Все упражнения выполняются письменно:  - восстановите начало и конец истории       - восстановите диалог по отдельным  репликам;     - измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);  - ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором. Эти упражнения выполняются письменно и  интересны тем что, по содержанию носят речевой, творческий или полутворческий характер, полезны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей.         Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание клише, речевых формул, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности. Далее следует просмотр текстов писем,  выделение отдельных фраз, определение схем различных писем опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.       На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.    На следующем этапе работы обучающимся можно предложить составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения[20].

Таким образом, письменная речь выступает как особая знаковая система, сложная-аналитико-синтетическая  деятельность и играет важную роль в процессе закрепления и передачи знаний, является мощным орудием мышления, играющим значимую роль в умственном развитии человека. Если ребенок преодолевает вышеуказанные трудности, он сможет писать грамотно, ясно излагать свои  мысли, что поможет ему в дальнейшем изучении иностранного языка.

Тренировать письменную речь можно тренировать  с помощью информационно – коммуникационных технологий, что является эффективным средством обучения.

2.2 Информационно-коммуникационные технологии и      компьютеризация образования в процессе обучения письму  и письменной  речи на иностранном языке

Человечество в XX веке вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального и информационного общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного прогресса. Внедрение в образование новых коммуникационных и информационных технологий, с одной стороны, необходимость образования, а с другой стороны ставят перед педагогической наукой задачи разработки теоретических оснований использования электронных образовательных средств, которые соответствуют уровню развивающихся информационных технологий и при этом отражают современные подходы к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Развитие  информационно новых технологий ведет к  становлению принципиально новой образовательной системы[1]. На это направленно  Интернет-образование, которое можно определить как образование широких слоев населения, получаемое с помощью информационных образовательных ресурсов сети Интернет.

Информатизация общества — это глобальный процесс, который состоит в том, что главным видом деятельности является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники. Основной целью информатизации является удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги. Компьютеризация – это процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны техникой и повышение образовательного уровня населения. Главной задачей компьютеризации обучения - это подготовка подрастающего поколения к будущей жизни.          Информатизация образования – это процесс, направленный на повышение качества образования, проведение исследований и разработок, внедрение и развитие, взамен традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности. Главная цель информатизации заключается в повышении эффективности качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Основная  цель введения компьютера в школе - это, прежде всего, формирование у учащегося  психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные информационные технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении. Из этого вытекает необходимость  познакомить ребенка в школьном возрасте с компьютером,  и позволить ему убедится, что компьютер - это удобный и многофункциональный инструмент. Показать ребенку как с помощью компьютера он может решить самые разнообразные задачи как игрового, так и творческого характера[2].     В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения, как инструменту взаимообогащения народов, стран, континентов, как способу познания достижений национальной и общечеловеческой культуры, как способу осмысления себя гражданами своей страны и членами мирового сообщества. Цели обучения иностранному языку в российских гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением иностранных языков соотносятся с целями обучения иностранным языкам на базовом уровне.       Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий. Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания. Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования информационно-коммуникационных технологий в школе[10].     

Следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства информационно-коммуникационных технологий на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Для эффективного использования разных средств информационно-коммуникационные технологий  необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки.

Внедрение в образование новых технологий заставляет посмотреть на дидактический процесс как на информационный процесс, в котором учащиеся получают информацию для ее переработки и дальнейшего использования. Информатизацию образования не следует понимать как внедрение компьютера в дидактический процесс, а нужно понимать как новый подход в обучении учащихся, направление в науке, которое ученые называют педагогической информатикой.

Любые нововведения вызывают ряд сложностей, связанных с ними. Например, возникает сложность о формах представления знаний в учебном процессе - традиционные формы  и новые формы, создаваемые по аналогии о информационными: текст, деленный на блоки, дерево понятий (графы в информатике), гипертекст и другие. Любые формы представления знаний влечет за собой поиск средств представления, методов обработки информации то есть методов учения и преподавания. Как известно, этими вопросами занимается дидактика.

Помимо этого возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем. Совсем недавно появился термин "визуальное образование", который означает, что в обучении главную роль будут играть: изображение, образ, модели, которые будут вытеснять традиционные тексты. Но человек информационного общества должен уметь работать со знаками и   знаковыми системами, кодировать и декодировать информацию.С этим возникает вопрос об информационной культуре личности, под которой понимается: умения работать с информацией и наличие знаний в области информации. Раньше считалось, что информационную структуру личности нужно формировать в школе. Поэтому в педагогике сформировалось направление – как медиа-образование, которое понимается как изучение школьниками средства массовой информации, чтобы подготовить их к будущей жизни в информационном обществе, сформировать у них умения:, владеть способами общения с помощью информационных технологий, пользоваться информацией в различных видах, в особенности средств массовой коммуникации[16].

В российской педагогике имеется нечто схожее к медиа-образованию в отдельных школах в виде обучения киноискусству, журналистике, аудиовизуальной культуре. Можно сказать, что информационной культуре наши школьники обучаются самостоятельно, работая с домашними электронными средствами.

В России была разработана  концепция информатизации образования. Основные ее положения таковы:

1.Освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение;

2.Формирование информационной культуры школьников:  информационных знаний и  умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств;

3.Изменение форм методов, и содержания обучения в связи с проникновением  информационных технологий; в учебный процесс;

4.Подготовка педагогического состава  к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами.

Очевидно что, информатизация образования касается важных компонентов образования, как цели так и  содержания. Главным компонентом составляющих модель выпускника школы или ВУЗа становиться информационная культура[18].

Применение  в учебном процессе  обучающих систем и технологий ведет к переоценке форм и методов обучения, к установлению новых принципов обучения, а также к новому взгляду на процесс обучения с точки зрения психологии.

Информатизация образования подразумевает в себе прежде всего разработку учебного процесса на основе новых и традиционных информационных технологий. Следует знать, что  информационные технологии включают в себя три составляющие: программное и технические устройства и учебное обеспечение. К современным техническим устройствам, компьютера, относятся: сканер,  принтер, модем, устройства для преобразования информации из одной формы в другую итд[22].

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам информационных технологий  относятся:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

• образовательные ресурсы Интернета,

• видео и аудиотехника,

• научно-исследовательские работы и проекты,

• тренажеры и программы тестирования,

• DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями

Информационно – коммуникационные технологий могут решать педагогические принципы как:

1.Принцип наглядности: при использовании информационно – коммуникационных технологий: учащиеся задействуют зрительную и слуховую память и лучше запоминают материал с помощью   информационно - коммуникационных средств, таких как презентация;

2 Принцип доступности: ученикам легче запоминать материал, когда есть зрительная опора;

3.Принцип ясности: так как ученикам легче запоминать материал, они смогут так же легко его воспроизвести, когда он структурирован.

Информационно – коммуникационные технологии это не только программы связанные с Интернетом, но программы, которые связаны с графикой,  видео и  аудио. Такие программы называются мультимедийные технологии. Мультимедийные обучающие технологии – это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения. Применительно к обучению мультимедийные средства можно выделить следующие:

  1.  компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, тестовые системы);
  2.  обучающие системы, построенные на использовании персональных компьютеров;
  3.  средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, чаты, форумы;
  4.  электронные библиотеки, централизованные издательские системы[15].

Можно выделить следующие функции у информационно – коммуникационные технологий:

1.Обучающая - ученик обучается определенному аспекту языка.

2.Социокультурная – выполняя задание с помощью мультимедийных технологий, ученик учится культуре страны изучаемого языка.

3.Мотивирующая – у обучаемого появляется интерес к изучаемому языку.

4.Контролирующая – ученик может проверить свои знания с помощью интернет – технологий.

5.Информационная – в учебниках есть задания на поиск дополнительной информации.

6.Развивающая – интернет - технологии развивают умения самостоятельной работы.

Все нововведения в образовании вызваны необходимостью создания  образовательной среды, которая дала бы возможность обучающимся удовлетворить интересы современного школьника и дать учащимся  доступ к различным источникам информации.

Современный учитель должен принять тот факт, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в образовательный процесс. Использование новых технологий расширяет рамки образовательного процесса, делает его более гибким, способствует повышению мотивации у учащихся, творческих способностей, самостоятельности. Информационно-коммуникационные технологии обучения на иностранном языке есть эффективное педагогическое средством изучения иноязычной культуры и формирования  навыков общения. Информационно – коммуникационные технологии  способствуют ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки[24].

Таким образом, если говорить о преимуществах работы обучающихся с компьютером, можно назвать такие достоинства:

1.Общекультурное развитие обучающихся - ученик не только обучается предмету, но и расширяет свой кругозор изучает культуру страны изучаемого языка;

2.Упражнять навыки владения компьютером – это не только полезно для ученика, но полезно для будущей жизни;

3.Совершенствование языкового уровня – если у ученика задание на поиск дополнительной информации ученик может найти её как и на русскоязычных сайтах, так как на сайтах  на иностранном языке;

4.Повышение мотивации учащихся  к предмету – при задании на поиск информации ученик может найти тонкости изучаемого языка например множественное число существительных;

5.Самоутверждение учащихся – у ученика на уроке есть ситуация успеха. Если ученику дать задание из данных ему слов составить предложение и оба варианта предложения будут правильны;

6.Реализация принципа обратной связи – учащийся после того как, сделает задание он  присылает свою работу на компьютер учителя. Ученик может вести переписку или задать вопрос у учителю на изучаемом языке;

7.Большие возможности предоставления наглядного материала - помимо текста и задания связанного с текстом ученик может наглядно посмотреть на иллюстрацию связанную с текстом. Например, до прочтения текста дать картинку к тексту и попросить ученика озаглавить текст;

8.Экономия времени учителем – учитель не тратит время на объяснения задания и ученики могут не сразу понять чего хочет от них учитель. Учитель  рассылает задание на компьютеры учеников, где в задании написано, что от них требуется;

9.Улучшать процесс проверки работ учащихся – у компьютера нет человеческого фактора, и он не может завышать или занижать оценки и компьютер проверит быстрее, чем учитель;

10.Стимуляция навыков контроля и самоконтроля и самостоятельной работы. – учащиеся могут поменяться местами и проверить друг друга. Проверяя работы друг друга, ученики объясняют друг другу почему так правильно.

Однако у информационно-коммуникационных технологий обучения есть свои минусы:

1.Большие требования к педагогу – в настоящее время не все педагоги могут работать с современной техникой.

2.Привыкание к компьютеру – из того что, у детей неустойчивая психика  учащихся становятся зависимыми от компьютера.

3.Большое количество  информации для взрослых, которая влияет на детскую психику.           В наши дни развитие образования  тесно связано с повышением уровня  информационного потенциала. Для успешного ориентирования в мировом информационном пространстве учащимися необходимо знать информационную культуру, компьютерно-экранную культуру, поскольку приоритет  все больше и больше отдается Интернет[2]. Как информационная система, Интернет предлагает  пользователям многообразие информации и ресурсов. Таких как:

  1.  телеконференции (usenet);
  2.  возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  3.  электронная почта (e-mail);
  4.  поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
  5.  разговор в сети (Chat).
  6.  видеоконференции;
  7.  доступ к информационным ресурсам:
  8.  справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

Эти ресурсы могут быть  использованы на уроке английского языка.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, способствуют реализации индивидуального подхода  а также обеспечивают самостоятельную работу учащегося.            При введении и отработке лексики, например одежда, продукты питания, покупки и т.д., можно использовать компьютерные программы как“English Gold'  “English on holidays”, “Triple play plus in English”, и другие. С этими компьютерными технологиями можно работать так: демонстрация, закрепление, контроль[31].        Многие обучающие программы имеют возможность работы с микрофоном. После прослушивания слов или фраз учащийся повторяет за диктором. А  на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося. При сравнении двух картинок видны все неточности. После чего учащемуся дается еще попытка добиться произнесённого звука максимально приближённого к образцу.          Данный вид информационно-коммуникационных технологий позволяют решить сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение быстропечатания. Обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.       Все обучающие компьютерные программы предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English" есть уроки, и  каждый урок направлен на  отработку определенных грамматических явлений: структуры there is / there are, степени сравнения прилагательных, утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, местоимения somе, any, предлоги и т.д.   Составление тестов по грамматике, используя компьютер, учащиеся лучше осваивают грамматический материал.      Таким образом, интернет – технологии и  компьютерные технологии вошли в процесс обучения учащихся. С  тех пор как преподают иностранные языки  так и с того времени учителя задают учащимся писать. Через годы обучения иностранного языка письменная речь стала опорой для изучения языка. Письменная речь используется в повседневной жизни, в общении с друзьями с помощью интернета, на работе. Так как целью образования подготовить ученика  к взрослой жизни письменная речь является важным звеном становления ученика как личности.

1.3 Анализ возможностей использования информационно–коммуникационных технологий в развитии  письменной речи

В последнее время  часто возникает  вопрос об использовании новых интернет – технологий в учебных заведениях. Интернет – технологии несут в себе  новый  подход к процессу обучения, но и новые формы и методы преподавания.            Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметом  каждым учащимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся, свое творчество и активность.  Информационно- коммуникационные технологии, помогающие в освоении письменной речи состоят не только в ресурсах самой сети интернет, а так же использования программ способствующих коммуникации и общению по средствам письменной речи  с детьми из стран изучаемого учеником языка.  Современные технологии предоставляют исключительные возможности для формирования умений письма, а точнее овладения средствами общения письменной форме.     Информационно- коммуникационные технологии позволят  вступать в письменную коммуникацию в реальном времени, создавая реальную ситуацию диалогического общения в письменной форме. Процесс создания текста в сети стимулирует учащихся к овладению разнообразными технологиями письма. Так же это помогает им осознать необходимость тщательного переписывания, обдумывания и коррекции своего письма[39].  Умение использовать текстовые редакторы  очень важно в современном мире. Современные текстовые редакторы имеют широкий ассортимент  инструментов, которые облегчат составление любых видов текста. Когда автор пишет тест, он может изменять структуру, переписывать его без особых усилий, использовать редактор для проверки правописания.  Условием эффективности письменных заданий является их аутентичность. Письменная деятельность может включать в себя: объявления, электронные письма, ведение журнала, пояснительные записки. В случае ведения блога (журнала) аудиторией может бы и сам автор. Процесс ведения журнала может помочь человеку выразить свои эмоции, переживания соображения и знания по выбранной теме. Журналы так же могут являться современной формой диалога между преподавателем и каждым из учащихся, делая возможным давать ученикам индивидуальные советы и рекомендации и ободряющую атмосферу в классе. Такие дневники можно создать воспользовавшись такими интернет – технологиями как www.Liveinternet.ru, www.livejournal.ru,  www.mail.blogs.ru и многих других. Их ресурсы доступны не только Российским гражданам, но и зарубежным, что позволяет устанавливать межкультурное общение, обмениваться мнениями, повышать знания о языке и о культуре страны изучаемого языка[38].

Британские ученые Национального фонда грамотности провели социальный опрос и выявили: что дети, которые пользуются социальными сетями, ведут блоги, а также пишут смс-сообщения, пишут лучше, чем другие их сверстники. Участники опроса составляли дети от 9 до 16 лет. Всего было опрошено около трех тысячи детей. Данный опрос выявил, что 61% детей ведущих блоги и 56% пользователей социальных сетей оценили свои навыки письма как "хорошие" или "очень хорошие". Только 47% опрошенных из тех, кто не пользуется ни блогами, ни социальными сетями, ответили так же. 24% человека опрошенных имеют собственный блог,  а 82% посылают текстовые сообщения. А 73% общаются с друзьями с помощью социальных сетей. И 77% пишут на бумаге в школе и дома, готовя домашние задания. Кроме того,  в блоге нет ограничений на возраст и любой желающий может там зарегистрироваться и вести свой блог так как ему захочется.   Главное достоинство интернет общения это то, что оно помогает ученику совершенствовать такие виды речевой деятельности как аудирование, чтение, говорение и письмо. Вторым немало важным достоинством является то, что необязательно, чтобы все участники находились в одном месте и в одно и тоже время. Отсутствие физического облика, языка жестов не дают отвлекаться от смысла высказывания и дают возможность говорить раскованно. Но с другой стороны потеря сторонних каналов общения увеличивают вероятность, что тебя или собеседника могут неправильно понять.         Обсуждение с использованием сообщений не ограничено во времени: чтение и написание текста занимает больше времени, чем устный разговор. Достоинством этого является факт, что тот кто пишет, перечитав свой текст может исправить его, а это ведет к улучшению качества беседы. В интернет общении участники беседы должны придерживаться одних форм этикета, который принят в определенном языке, а также знать формат писем и оформлять их правильно.        Интернет - общение также может осуществляться с помощью электронной почты, которая может быть использована для установления дружеской переписки между людьми говорящими на иностранных языках. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и с любым уровнем языка. Учащиеся  делятся, друг с другом информацией то есть описывают ситуации, подбирают подходящие слова, чтобы собеседник правильно его понял. Электронная почта совершенствует умения письма такие как: выражение формы речевого этикета принятые в стране изучаемого языка, способности формулировать свои мысли правильно. Помимо этого, например, когда человек пишет письмо на электронной почте он не тратит много времени, сил и бумаги. Однако он не знает, когда его собеседник прочтет его письмо и ответит ему и это может занять много времени.   Исследовав опыт использования электронной почты, Марк Варшауэр и другие американские преподаватели пришли к общим выводам:    1.Учащиеся предпочитают отдаваться  работе в малых группах, без контроля преподавателя. Лучшие результаты достигаются когда самим учащимся дают выбрать тему для обсуждения.      2.Электронная коммуникация – это хорошая практика языка, где совершается переход от формы к содержанию – в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики повышает качество письма – к обычным описательным и повествовательным жанрам прибавляется аргументация.        3.Измена процесса письма – учащиеся уделяют внимание орфографии, пунктуации.          4.Использование электронной почты повышает интерес к процессу изучения языка.             В настоящее время  использование интернет – ресурсов в т.ч. электронная почта – один из доступных способов овладения культурной грамотностью в условиях реального общения.       Для повышения эффективности использования электронной почты набор заданий может быть следующим:       1. Поместите объявление о поиске друзей по переписке;   2. Задайте в конце сообщения, интересующие вас вопросы;  3.Вышлите несколько сообщений, например 2-3 раза в неделю;  4.Примите не меньше трех ответов на свои сообщения;   5. Сделайте полный отчет о проделанной работе: что нового вы узнали, что получилось, а что нет, включите в отчет свои ответы.    Учащимся предоставляется возможность найти друга по переписке  на интернет - ресурсе www.globalpenfriends.com  и совершенствовать навыки письма. С помощью этой интернет – технологии учащиеся учатся  письменно аргументировать свою точку зрения, описывать ситуации. Самый лучший путь изучения иностранного языка это общение с носителем. Минусом как и у электронной почты является то, что собеседник отвечает не сразу,а через некоторое время.             Блог – это веб сайт основное содержание, которого – это регулярно добавляемые записи содержащие мультимедийную информацию или информацию о себе. Под блогами так же понимаются персональные сайты, которые состоят из личных записей владельца. Учащиеся с помощью этой интернет – технологии учатся аргументировать свою точку зрения и так как общение происходит в форме диалога, учащиеся не пишут связные тексты.    Создание совместных учебных проектов также помогает формированию письменных навыков у учащихся. Учащиеся работают над одним общим проектом: выбирается тема, методы исследования, создается стенд, куда помещаются полученные результаты. Тему проекта можно предложить свою  и ждать ответных контактов или выбрать из предложенных кем то на лист-сервере.        Страничка Email Project Home  Page (http: //www.otan.dni,us./webfarm/emailproiect/email.htm>) предлагает к исследованию следующие вопросы: наркотики, питание, стресс, власть, здоровье, народная медицина, влияние рекламных объявлений и многое другое.            Сейчас разрабатываются  следующие проекты:      Email Project ( project@hila.hut.fi  mailto^proicct@hila.hut.ri) –  учащиеся из разных стран создали многонациональные команды. Им было предложено участвовать в трех проектов: городской проект, соревнование по решению проблем окружающей среды и соревнование по созданию интернационального робота.  В ходе проведенной работы команды составляли : технические отчеты, сочинения, вводные статьи. Одним из  результатов  данного проекта стало создание домашней страницы International Writing Exchange ( http: //www.hut/fi/-rviimi/Projcct/IW/). K-12  Projects Fiarnfg.iec.apc.org <mailto^iearnffi.igc.apc.org>).     Global School Net Foundation (fred@acme.fred.org<maillo:fred@acme.fred.org>) – проекты для младших школьников. Они в включают в себя публикации работ на разные темы, обмен информацией, мнениями, сравнительные исследования.  

Project Icons ( jwS3Fjjiumail.umd.edu mailto^jw53@umail.umd.cdu) – сам проект по структуре напоминает ООН. Ученики из разных стран  создают переговоры, отдельно взятый ученик представляет отдельную страну и по заданной теме (глобальное потепление, истощение земных ресурсов). Группы обмениваются информацией с помощью электронной почты и  ведут межнациональные переговоры, которые заканчиваются дебатами в режиме реального времени.         Международные переговоры в режиме реального времени возможно осуществить с помощью таких интернет - ресурсов как  IRC (Internet Relay Chat) и schmooze University (http://arthur.rutgers.cdu:8888). На сайте IRC можно переходить из комнаты в комнату (по интересам) придумать себе образ или играть в игры. Печатаемая информация выводиться на экране имитируя живое общение.         Сайт Schmooze University  делает акцент изучения языка в общении, предполагая обмен опытом, идеями между посетителями сайта. В сети учащиеся могут играть в лингвистические игры, дает доступ к электронным словарям, выход на глобальные каталоги и поисковые системы.      Подводя итог можно сказать что, в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационно - коммуникационных технологий в  школе. Это  новые формы и методы преподавания и новый подход к процессу обучения. В связи с развитием процесса информатизации  образования изменяется объем и содержание учебного материала, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов и следовательно, структуры и содержания образования. Так информационные - коммуникационные технологии и  влияют на процесс обучения учащихся, а так же подготавливают учащихся к жизни в современном обществе.        

Выводы по главе 1

 

Письменная речь выступает как особая знаковая система, сложная аналитико-синтетическая  деятельность, и играет важную роль в процессе закрепления и передачи знаний. Оно является  мощным орудием мышления, играющее значимую роль в умственном развитии человека. Если у ученика есть трудности и он смог их преодолеть, то он сможет писать грамотно, ясно излагать свои  мысли, что поможет ему в дальнейшем изучении иностранного языка.          В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационно - коммуникационных технологий в  школе. Это  новые формы и методы преподавания и новый подход к процессу обучения. В связи с развитием процесса информатизации  образования изменяется объем и содержание учебного материала, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов и, следовательно, структуры и содержания образования.             Интернет – технологии и  компьютерные технологии вошли в процесс обучения учащихся. С  тех пор как преподают иностранные языки  так и с того времени учителя задают учащимся писать. Через годы обучения иностранного языка письменная речь стала опорой для изучения языка. Письменная речь используется в повседневной жизни, в общении с друзьями с помощью интернета, на работе. Так как целью образования подготовить ученика  к взрослой жизни письменная речь является важным звеном становления ученика как личности.

           

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию умений письма и  письменной речи по средствам информационно – коммуникационных технологий

2.1 Уровень сформированости умений письма учащихся на этапе констатирующего эксперимента

Экспериментальная часть исследования проводилась в школе ГБОУСОШ №14 Люберецкого района поселка Томилино. Эксперимент проводился в 6 «А» классе. В эксперименте принимало участие 24 человека. Занятия английского языка проходят 3 раза в неделю, поэтому их уровень языка можно оценить как средний.         Цель данного эксперимента заключалась в следующем: выявить уровень сформированности письменной речи у учащихся.     Задачи эксперимента:        1.Определить критерии оценки уровня владения иностранным языком. 2. Определить уровень сформированности письменных умений у учащихся

Для оценки уровня сформированности письменных умений у учащихся была использована шкала оценки ЕГЭ (таблица 1.)

                                                                                                                Таблица  1                      

«Критерии оценивания выполнения заданий по «Письму»

                                                                                                            

Баллы

Решение коммуникативной задачи

Организация текса

Языковое оформление текста

2

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты указанные в задании, стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания, соблюдены нормы вежливости.

Высказывание логично; средства логичной связи использовано правильно; текст верно разделен на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам страны изучаемого языка.

Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче; орфографические ошибки отсутствуют( допускается не более 2-ух грамматических ошибок)

1

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты указанные в задании(более Задание выполнено не полностью: одного компонента не раскрыто)встречаются нарушения стилевого оформления речи или принятых норм вежливости.

Высказывание не всегда логичны; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы не логично/отсутствует; имеются отдельные нарушения письма принятых норм.

Имеются лексические и грамматические ошибки не затрудняющие понимание текста; имеются орфографические и пунктуационные ошибки

0

Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании или не соответствует требуемому объему/30% ответа имеет непродуктивный характер.(текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами

Баллы

Лексика

Грамматика

Орфография и пунктуация.

3

Используемый словарный запас соответствует коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики.

Используются грамматические структуры в соответствие с коммуникативной задачей. Практически отсутствуют ошибки.(допускаются 1-2 не грубые ошибки)

2

Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов, либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно.

Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющие понимание текста.(не более 4-х)

Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением.

1

Использован неоправданно ограниченный словарный запас; встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста. (не более 4)

Многочисленны ошибки элементарного уровня, либо ошибки не многочисленны, но затрудняют понимание текста.(допускается 6-7 ошибок в 3-4 разделах грамматики)

Имеется ряд орфографических ошибок/ пунктуационных, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста.

0

Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу.

Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста.

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

Опираясь на уровень учащихся, были подобраны задания для учеников среднего уровня: первое задание заключалась в написании сочинения о распорядке дня.               Работы испытуемых были проанализировали по таким аспектам как:      1.Решение коммуникативно-речевой задачи - как учащиеся смогли написать сочинение о своем распорядке дня с использованием данных им слов, наличие слов вежливости.        2.Организация текста - наличие в сочинении абзацев, логичная структура текста.            3.Языковое оформление текста - сочетание данных слов с поставленной задачей.            4.Лексика – наличие в лексики нарушений в использовании. 5.Грамматика - правильность использования грамматических конструкций.           6.Орфография и пунктуация - наличие знаков препинания, правописание.           Максимально бал – 15. От 13 –15 баллов высокий уровень. От 8 – 12 баллов средний уровень. От 7 до 0 низкий. Для оценивания сочинения использовалась таблица 1.         Вторым заданием учащимся был дан диктант. Для оценки диктанта использовались такие критерии:       Оценка отлично «5».Минимальное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Учащийся показал знание большого запаса слов и успешно использовал их с учетом норм  языка. Практически  ошибок нет. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании  сложных конструкций, допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок.  Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.     Оценка хорошо «4 Лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень,  препятствуют пониманию.  Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.   Оценка «3»  При применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка.  В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста. Оценка «2»   Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.            Результаты констатирующего эксперимента можно вывести в таблицу. (таблица 2)                                

                                                                                               Таблица 2                                                            

«Результаты констатирующего эксперимента»

Ученик

Уровень владения языком

Диктант

Анастасия

12 баллов низкий уровень

5 «отлично»

Евгений

7 баллов  средний уровень

3 «удовлетворительно»

Мария

10 баллов средний уровень

3 «удовлетворительно»

Дарья

12 баллов средний уровень

3 «удовлетворительно»

Далер

15 баллов высокий уровень

3 «удовлетворительно»

Елена

13 баллов высокий уровень

5 «отлично»

Алексей

2 балла низкий уровень

3 «удовлетворительно»

Юлия

12 баллов средний уровень

5 «отлично»

Александр

9 баллов  средний уровень

3 «удовлетворительно»

Ксения

6 баллов низкий уровень

3 «удовлетворительно»

Владлен

12 баллов средний уровень

5 «отлично»

Дмитрий

4 баллов низкий уровень

3 «удовлетворительно»

Ирина

9баллов средний уровень

3 «удовлетворительно»

Константин

8 баллов средний уровень

3 «удовлетворительно»

Амина

14 баллов высокий уровень

5 «отлично»

Никита

9 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

Екатерина

10 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

Олег

11 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

Варвара

11 баллов средний

2 «неудовлетворительно»

Артем

11 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

Денис

8 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

Ольга

14 баллов высокий уровень

2 «неудовлетворительно»

Илья

12 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

Татьяна

10 баллов средний уровень

2 «неудовлетворительно»

             

2.2 Развитие умений письма с помощью Информационно-коммуникационных технологий

Цель урока: формирование навыков употребления  простого прошедшего времени в устной и письменной речи. 

Задачи урока:           1.Активизировать употребление в речи изученной лексики «Seasons and Weather»;           2.Повторить грамматическую теорию по теме «The Past Simple Tense» 3.Выполнить лексико-грамматические упражнения по теме «Past Simple»            В ходе урока учитель ознакамливает учащихся с планом работы. Работа начинается с фонетической зарядки. Задача учащихся заключается в заменении картинок соответствующими словами, и прочитать рифмовку.   В конце упражнения учащиеся хором повторяют рифмовку.(Слайд 2)   Затем идет этап отработки лексики. Учитель проводит игру с учащимися. Учитель называет слово по-английски и бросает мяч одному из учеников. Ученик возвращает мяч учителю, называя слово по-русски. Следующее задание учитель открывает слайд презентации. Задача учеников состоит в том чтобы назвать  действия, изображенные на картинках.(Слайд 3) Учитель открывает следующий слайд с заданием. На слайде изображены буквы и задача учеников составить из букв слова. (Слайд 4)   На следующем этапе идет отработка грамматических навыков. Сначала учитель спрашивает учащихся на знание прошедшего времени«Past Simple Tense», как оно образуется, для чего используют это время, как образуется положительное высказывание, отрицательное высказывание и вопрос . На слайде приводится пример правильных и неправильных глаголов.(Слайд 5)  Образование форм прошедшего времени сопровождается  на слайдах (Слайд 6, 7).            Учитель проводит физкульт минутку. Класс выполняет упражнения под команды учителя.           Учащиеся выполняют грамматические упражнения с опорой на слайдовую презентацию. Учащиеся выполняют упражнения индивидуально, а затем проверяют все вместе. На слайде 8 учащимся даны начало предложений и их задача закончить предложения. На слайде 9 учащимся необходимо перевести предложения на русский язык. На 10 слайде учащиеся заполняют пропуски. На 11 слайде  составляют  предложения из слов, работая в парах).             Закончив проверку упражнения, учащиеся садятся за компьютеры, где открывают интернет - страницу с тестом и выполняют тест. Тест состоит из грамматических упражнений на употребление простого прошедшего времени. Класс выполняет тест с последующей взаимопроверкой. Далее ученики меняются компьютерами  и осуществляют взаимопроверку. Учащиеся оценивают работы друг друга и дают оценку. Оценки учащиеся заносят в специальный табель. Общая оценка выставляет учитель и она является итоговой за урок.          Учитель дает домашнее задание и подводит итог.

2.3 Анализ полученных данных

Для определения уровня эффективности информационно – коммуникационных технологий в письменной речи учащихся  необходимо  сравнить результаты диагностики констатирующего и формирующего эксперимента.            Для учащихся были выбраны такие технологии как: презентация  так как эта технология наглядно представляет материал и online тест который сразу же дает результат и оценивает знания учащихся.     Учащимся  было дано задание написать сочинение на тему «что я собираюсь делать в летние каникулы». Максимально бал – 15. От 13 –15 баллов высокий уровень. От 8 – 12 баллов средний уровень. От 0 до 7 низкий.

Проанализировав полученные результаты можно вывести таблицу:

                                                                                                  Таблица 3

«Полученные результаты»

Ученик

Решение коммуникативной задачи

Организация текста

Языковое оформление текста

Лексика

Грамматика

Орфография

Уровень владения

Анастасия

2

2

2

3

2

1

12 баллов

Евгений

1

1

1

2

1

1

7 баллов

Мария

1

2

2

2

1

1

9 баллов

Дарья

2

1

2

2

3

2

12 баллов

Далер

1

1

2

1

1

1

7 баллов

Елена

2

2

2

2

3

2

13 баллов

Алексей

1

1

1

1

1

1

6 баллов

Юлия

3

2

2

3

2

1

13 баллов

Александр

2

1

2

1

1

3

10 баллов

Ксения

2

1

1

2

1

1

9 баллов

Владлен

2

2

2

2

3

1

12 баллов

Дмитрий

1

1

1

1

1

1

6 баллов

Ирина

2

1

1

2

2

1

9 баллов

Константин

2

1

1

1

2

2

9 баллов

Амина

2

2

3

3

2

2

14 баллов

Никита

2

2

2

2

2

2

12 баллов

Екатерина

2

2

2

2

1

1

10 баллов

Олег

1

2

2

3

2

2

12 баллов

Варвара

1

2

2

2

3

2

12 баллов

Артем

2

1

2

2

3

2

12 баллов

Денис

2

1

1

1

2

1

8 баллов

Ольга

2

2

2

2

3

3

14 баллов

Илья

1

2

2

2

3

2

12 баллов

Татьяна

1

2

2

1

2

2

10 баллов

При проверке сочинений  учащихся: 5 человек имеют высокий уровень, 14 человек имеют средний уровень и 5 человека имеют низкий уровень.

 Рис.1 Уровень сформированости письменной речи.   Вторым заданием учащимся был дан диктант. Учащимся были продиктованы слова и предложения. Только 5 человек написали на оценку «отлично», 4 человека написали на оценку «хорошо» 7 человек получили оценку «удовлетворительно» и 7 человек написали на оценку «неудовлетворительно». Результаты диктанта можно увидеть в таблице 3

                                                                                              Таблица 4

«Полученные результаты»

Учащиеся

Оценка

Анастасия

5 «отлично»

Евгений

3 «удовлетворительно»

Мария

3 «удовлетворительно»

Дарья

4 «хорошо»

Далер

3 «удовлетворительно»

Елена

5 «отлично»

Алексей

4 «хорошо»

Юлия

5 «отлично»

Александр

3 «удовлетворительно»

Ксения

3 «удовлетворительно»

Владлен

5 «отлично»

Дмитрий

3 «удовлетворительно»

Ирина

3 «удовлетворительно»

Константин

4 «хорошо»

Амина

5 «отлично»

Никита

2 «неудовлетворительно»

Екатерина

2 «неудовлетворительно»

Олег

2 «неудовлетворительно»

Варвара

3 «удовлетворительно»

Артем

2 «неудовлетворительно»

Денис

2 «неудовлетворительно»

Ольга

5 «отлично»

Илья

2 «неудовлетворительно»

Татьяна

4 «хорошо»

Рис. 2 Уровень грамотности на иностранном языке.

По результатам диктанта и сочинения можно сделать вывод, что учащиеся написали диктант и сочинение одинаково. Многие учащиеся, которые  не  раскрыли свой потенциал в диктанте, раскрыли его в сочинении.  В ходе констатирующего эксперимента было установлено:  письменная речь у учащихся на среднем уровне. В среднем у большинства учеников умение письменной речи сформировано.  Так же имеются ученики с уровнем письменной речи выше среднего и с низким уровнем. Уровень грамотности у учеников средний, потому что у учащихся изучают иностранный язык  второй год. Ниже среднего уровня учащихся немного больше чем тех, у кого уровень грамотности письменной речи выше среднего.     В ходе формирующего эксперимента было выявлено: письменная речь учащихся находится на среднем уровне. Использование информационно – коммуникационных технологий помогло учащимся запоминать слова, запоминать, как они пишутся. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение иностранного языка с использованием информационно – коммуникационных технологий дало возможность учащимся для размышления и принятия участия в уроке. Внедрение информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс  повысило эффективность проведения уроков и  усилило внимания учащихся.


Выводы по главе 2

В данной главе была проведена исследовательская работа вывяляющая уровень сформированности письменной речи у учащихся и уровень письменной речи при использовании информационно – коммуникационных технологий. По результатам констатирующего эксперимента  письменная речь у учащихся была на среднем уровне. На рисунке 1 можно увидеть, что в среднем у большинства учеников умение письменной речи сформировано.  Так же имеются ученики с уровнем письменной речи выше среднего и с низким уровнем. Уровень грамотности у учеников можно увидеть на рисунке

Большинство учеников имеют средний уровень грамотности. Ниже среднего уровня учащихся немного больше чем тех, у кого уровень грамотности письменной речи выше среднего. В целом оба рисунка представляют  общую картину уровня знаний и умений учеников, таковым является средний уровень. Результаты формирующего эксперимента показали: что при использовании информационно – коммуникационных технологий уровень сформированности письменной речь  у учащихся  повысился.              У учащихся наблюдается средний уровень  знания английского языка. Поэтому учащимся необходимо использовать интернет – технологии путем внедрения их в учебный процесс, а так же использование их на практике, потому что эксперимент показал улучшения письменной речи у учащихся.

           


Заключение

В данной работе были рассмотрены такие аспекты как: информационно – коммуникационные технологии, письмо и  письменная речь и условия формирования письменной речи при помощи информационно – коммуникационных технологий.        Применяя информационно – коммуникационные технологии не только в образовании, но и в повседневной жизни учащиеся могут развиваться, учитывать свои желания и потребности. По средствам интернет – ресурсов ученик  расширяет свои знания, умения и навыки, при помощи интернет - ресурсов может общаться и тренировать свои коммуникативные способности.            Возможности информационно - коммуникационных технологий позволяют  вступать в письменную коммуникацию в реальном времени, создавая реальную ситуацию диалогического общения в письменной форме. Вторым немало важным достоинством является то, что необязательно, чтобы все участники находились в одном месте и в одно и тоже время. Отсутствие физического облика, языка жестов не дают отвлекаться пишущему от смысла высказывания и дают возможность говорить раскованно. Общение не ограничено во времени: чтение и написание текста занимает больше времени, чем устный разговор. Достоинством этого является факт, что тот кто пишет, перечитав свой текст может исправить его, а это ведет к улучшению качества беседы.            В формирующем эксперименте использовались такие технологии как презентация, online тесты, но есть и другие Интернет – технологии которые могут помочь учащимся изучать иностранные языки. Например: сайт globalpenfriends, где учащиеся могут найти друга по переписке или социальные сети            Результат констатирующего эксперимента показали средний уровень сформированности письменного умения но после того, как учитель провел урок с использованием информационно – коммуникационных технологий  письменная речь и грамотность у учащихся повысились.

                             

                                   

Список литературы

Абалуев Р. Н., Н. И Астафьева, Интернет – Технологии в Образовании. - М.: Просвещение,2007. - 205с.

Адаменко Н.А Нетрадиционная методика обучения иностранным языкам /Н.А. Адаменко // Современные технологии обучения в вышей школе: Материалы конференции. – Хабаровск.-1999.

Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Интернет-технологии в образовании. -Учебно-методическое пособие. - Ч.3. Т: ТГТУ, 2002. - 215 с.

Андерсен Б. Б., Катя ван ден Бринк Мультимедиа в образовании - М.: Дрофа, 2008. - 115с.

Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учеб.пособие.- Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. – 205с.

Болдова Т.А Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в ВУЗе. – 2000.

Бим И.Л Садомова Л.В., Книга для учителя Немецкий язык для 10 класса - М.: Просвещение,2009. - 100с.

Вискарь О.В Дистанционное обучение и его возможности и его возможности при обучении иностранным языкам /О.В Вискарь // Современные технологии обучения в высшей школе: Материалы конф. Хабаровск,1999.

Визель Т.Г.Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие.- Дрофа: 2008.-230с.

Гафурова Н.В., Е.Ю. Чурилов Учебное пособие Педагогическое применение мультимедийных средств - К.: Солон-Пресс,2008. – 200 с.

Григорьева В.Г., Степнова Н.Г. Видео – как дополнительное средство изучения литературы на иностранном языке // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Электрон. научн. – практ. конф – Самара,2001

Дмитриева Е.И Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам.- Иностр. языки в школе.-1997.105с.

Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция речи: -Сборник упражнений. - М.: Книголюб, 2005. - 128 с.

Жинкин Н.И., Язык - речь - творчество - М.: Просвещение, 1998. - 216с.

Извольская Н.И. Формирование и развитие умения писать личные письма на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2007. №8. -44.С.  

Конкина Т.Е. Использование современных информационных технологий на уроках английского языка. - М.:Просвещение,2001.- 190С.

Коптюг Н.М Интернет уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка /  Коптюг Н.М // Иностранные языки в школе.-2000.

Корвяков В.А., Информационные технологии в развитии умений самообразовательной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2008. №5. -35С.

Крюкова О.П Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде. – М:. Логос,1998.113с.

Мазунова Л. К., Письмо на иностранном языке как предмет обучения. – Уфа: РИО БашГУ, 2004.170С.

Маншина Т.Б., Письмо как средство обучения на начальном и среднем этапе изучения иностранного языка - М.:Просвещение,2009.-280с.

Мердок-Стерн С., Общение на английском: телефон, факс, e- mail, деловая переписка: учеб. пособие. - М.: Астрель: АСТ, 2007.- 142с.

Мильруд Р.П., Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005.-290с.

Музафарова С.С., Современные информационные и мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам// Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков: материалы республиканского научно- методического семинара 19 февраля 2008г. – Уфа.БГПУ, 2008. – 141С.

Николайко Е.З. Использование ИКТ на уроках иностранного языка.- М.: Изд.Центр «Академия»,2000г.-180с.

Берлинер Э. М.,. Глазырина И. Б Обучение в России и за рубежом.- Образовательные ресурсы Интернета: - М.: Дрофа, 2009 г.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. / Под ред. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999.- 175с.

Рафикова Н.Н Использование видеотехнологии на уроках иностранного языка / Рафикова Н.Н //Язык. Речь.Коммуникация.-2000.

Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. 200с.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.-120с.

Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Завуч. 2008. №2. – 30С.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002.

Суворова Н.Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М.,2005 256с.

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет – ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. №6. - 40С.

Сысоева Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2007. №5. – 35с.

Тарнаева Л.П. Культура и общение: пишем по-английски. - СПб.:Издательство «Союз», 2001.- 240с.

Хлызова Н.Ю. Мультимедиа как ведущее средств медиаобразования при обучении английскому языку студентов лингвистического Вуза. -М.:Дрофа,2005,150с.

Шехтер И. Ю. Комплексное применение технических средств при обучении иностранному языку. М.: Академия, 1999.

Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе М.: 1977Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. 1999г. 200с.

Чусовая И.В.Компьютер в обучении иностранным языкам / И.В. Чусовая //Информатика и образование.-2000

Трайнев А.В., Трайнев И.В Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. -3-е изд.-М.:Издательско-торговая корпорация «Далеков и К»

Шафрин Ю.А Информационные технологии: В 2 ч.Ч 1- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2004 212с.

www.tripleplayenglish.ru

www.english-on-holidays.ru

www.helloamerica.com

www.bridge-to-english.ru

Globalpenfriends.com

www.englishclub.com

www.ego4u.com.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14171. Анлиз и аудит дебиторской и кредиторской задолженности 772.5 KB
  Цель дипломной работы - разработать рекомендации по управлению расчетами с дебиторами и кредиторами для повышения платежеспособности предприятия
14172. Аудит и анализ бухгалтерской отчетности 620 KB
  Содержание Введение Становление рыночных отношений в России когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная юридическая экономическая и предпринимательская самостоятельность требует адекватного развития рыночных механизмо
14173. Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития 437.5 KB
  Биологии развития – от эмбрионального развития до рождения и смерти. Генетика – законы и механизмы наследственности и изменчивости. Ксенобиология – изучение разумной жизни в космосе.
14174. Государственная поддержка малого бизнеса в Алтайском крае 2010 г 290.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства 1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание 1.2 Основные проблемы и факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства в Росси
14175. Дознание как форма предварительного расследования в уголовном процессе 202.88 KB
  Оглавление Введение 1. Обзор и анализ нормативноправовых актов и литературы по становлению и развитию дознания в уголовном процессе России 1.1 Историкоправовые аспекты становления и развития института дознания 1.2 Становлени
14176. Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере ведущих российских изданий) 515.5 KB
  Цель нашей дипломной работы – проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как саму деятельность органов законодательной власти, так и новые законы, законопроекты
14177. Маркетинг предприятий розничной торговли ТОО «Капан» ВКО г. Аягоза 273.5 KB
  Дипломная работа на тему: Маркетинг предприятий розничной торговли ТОО Капан ВКО г. Аягоза Студент: Капанов Б. К. Научный руководитель: Темиргалиева Ф. Э. Содержание Введение Глава 1. Маркетинговый анализ лекарственных препаратов на фармацевтическ...
14178. Анализ методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат» 578.5 KB
  Целью данной дипломной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат».
14179. Обзор рынка страхования в Российской Федерации на современном этапе, агрострахование 674.5 KB
  Содержание Введение 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ 1.1 Сущность и функции страхования 1.2 Обзор рынка страхования в Российской Федерации на современном этапе 1.3 Правовое регулирование в сфере страхования 2. Организационноэкономическая характеристика хозя...