30030

Программный комплекс «ГРАНД-Смета»

Дипломная

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Когда были разработаны Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. был издан общий нормативный сборник Урочное положение на все общие работы производящиеся при крепостях государственных зданиях и гидротехнических сооружениях. В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы ЭСН на строительные конструкции и работы.

Русский

2013-08-22

74.32 KB

14 чел.

Введение

Из истории развития сметного нормирования в России

Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необходимостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющими их подрядчиками.

В России первый опыт производственного нормирования в строительстве относится к 1811-1812 гг., когда были разработаны Уроч­ные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, транспортных средств и материалов. Впоследствии для уточнения Урочных реестров проводились нормативные наблюдения и на основе их результатов, а также статистических данных в 1832 г. был издан общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях».

«Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 г. оно было утверждено правительством. Нормативного документа такого уровня, регулирующего организацию и экономику строительного производства, на тот момент не имела ни одна страна мира.

После Октябрьской революции в 20-х годах прошлого века было сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник - «Свод производственных строительных норм» (1927-1930 гг.)

Значительные изменения в области сметного нормирования произошли в 1955-56 гг., когда в состав Строительных норм и правил (СНиП) вошли сметные нормы и правила (СНиП IV). В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы (ЭСН) на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они с использованием принципов укрупнения и усреднения. Тогда же были введены среднерайонные сметные цены на эксплуатацию строительных машин, на строительные материалы и конструкции, на перевозки грузов. На основе элементных сметных норм и цен на ресурсы были составлены сборники единых районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР). Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. Таким образом, была сформирована государственная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. В конце 50-х- начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разработке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС).

СНиП неоднократно пересматривались, совершенствовались и в наиболее системном виде правила определения сметной стоимости строительства были представлены в СНиП IV-84. В 16 главах были объединены все существовавшие ранее самостоятельно сметные нормативы, в том числе элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы (ЭСН-84), сметные цены на ресурсы, единые районные единичные расценки на строительные работы (ЕРЕР-84), расценки на монтаж оборудования (РМО-84), нормы лимитированных затрат, укрупненные сметные нормы и др.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организаций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов.

Начиная с 1992г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов. Новые подходы к ценообразованию в строительстве получили отражение в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его (ценообразования) цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.

В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.

Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др.

 

Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распространенности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.

Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой форми­рования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).

Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал).

После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Феде­рации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

Раздел 1. Технология и организация строительного производства.

Организация строительного производства должна обеспечивать целенаправленность всех организационных, технических и технологических решений на достижение конечного результата — ввода в действие объекта с необходимым качеством и в установленные сроки.

Строительство каждого объекта допускается осуществлять только на основе предварительно разработанных решений по организации строительства и технологии производства работ, которые должны быть приняты в проекте организации строительства и проектах производства работ. Состав и содержание проектных решений и документации в проекте организации строительства и проектах производства работ определяются в зависимости от вида строительства и сложности объекта строительства.

Строительство объекта следует организовывать с учетом целесообразного расширения технологической специализации в выполнении строительно-монтажных работ, применения в строительстве комбинированных организационных форм управления, основанных на рациональном сочетании промышленного и строительного производства.

При организации строительного производства должны обеспечиваться:

1. согласованная работа всех участников строительства объекта с координацией их деятельности генеральным подрядчиком, решения которого по вопросам, связанным с выполнением утвержденных планов и графиков работ, являются обязательными для всех участников независимо от ведомственной подчиненности;

2. комплектная поставка материальных ресурсов из расчета на здание, сооружение, узел, участок, секцию, этаж, ярус, помещение в сроки, предусмотренные календарными планами и графиками работ;

3. выполнение строительных, монтажных и специальных строительных работ с соблюдением технологической последовательности технически обоснованного совмещения;

4. соблюдение правил техники безопасности;

5. соблюдение требований по охране окружающей природной среды.

До начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.

Строительство должно вестись в технологической последовательности в соответствии с календарным планом (графиком) с учетом обоснованного совмещения отдельных видов работ. Выполнение работ сезонного характера (включая отдельные виды подготовительных работ) необходимо предусматривать в наиболее благоприятное время года в соответствии с решениями, принятыми в проекте организации строительства.

К основным работам по строительству объекта или его части разрешается приступать только после отвода в натуре площадки (трассы) для его строительства, устройства необходимых ограждений строительной площадки (охранных, защитных или сигнальных) и создания разбивочной геодезической основы. До начала возведения зданий и сооружений необходимо произвести срезку и складирование используемого для рекультивации земель растительного слоя грунта в специально отведенных местах, вертикальную планировку строительной площадки, работу по водоотводу, устройству постоянных и временных внутриплощадочных дорог и инженерных сетей (канализации, водо-, тепло-, энергоснабжения и др.), необходимых на время строительства и предусмотренных проектами организации строительства и проектами производства работ.

Запрещается начинать работы по возведению надземных конструкций здания (сооружения) или его части (секции, пролета, яруса, участка, захватки и т.д.) до полного окончания устройства подземных конструкций и обратной засыпки котлованов, траншей и пазух с уплотнением грунта до плотности его в естественном состоянии или заданной проектом1 (за исключением подземных конструкций, возведение которых проектами производства работ предусмотрено в другие сроки).

При организации строительного производства должны предусматриваться своевременное строительство подъездных путей и причалов, создание складского хозяйства, развитие производственной базы строительных организаций и подготовка помещений жилищного и социально-бытового назначения и коммунального хозяйства в объеме, необходимом для нужд строительства с учетом возможностей временного использования запроектированных постоянных зданий и сооружений.

При осуществлении строительства объектов на участках сложившейся городской застройки условия производства работ с выделением опасных зон, границ и осей подземных сооружений и коммуникаций, а также схемы движения транспорта и пешеходов с обеспечением безопасных подъездов и подходов к действующим предприятиям, зданиям и сооружениям должны быть согласованы с органами государственного надзора, местной администрацией.

На каждом объекте строительства надлежит:

1. вести общий журнал работ по форме, специальные журналы по отдельным видам работ, перечень которых устанавливается генподрядчиком по согласованию с субподрядными организациями и заказчиком, и журнал авторского надзора проектных организаций (при его наличии);

2. составлять акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, испытания и опробования оборудования, систем, сетей и устройств;

3. оформлять другую производственную документацию, предусмотренную другими строительными нормами и правилами, и исполнительную документацию — комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них по согласованию с проектной организацией изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.

Подготовка строительного производства

Организационно-техническая подготовка должна включать: обеспечение стройки проектно-сметной документацией, отвод в натуре площадки (трассы) для строительства, оформление финансирования строительства, заключение договоров подряда и субподряда на строительство, оформление разрешений и допусков на производство работ, решение вопросов о переселении лиц и организаций, размещенных в подлежащих сносу зданиях, обеспечение строительства подъездными путями, электро-, водо- и теплоснабжением, системой связи и помещениями бытового обслуживания кадров строителей, организацию поставки на строительство оборудования, конструкций, материалов и готовых изделий.

Подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации (включая документацию по результатам технического обследования конструкций при реконструкции действующего предприятия), детальное ознакомление с условиями строительства, разработку проектов производства работ на вне- и внутриплощадочные подготовительные работы, возведение зданий, сооружений и их частей, а также выполнение самих работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и требований по безопасности труда.

Внеплощадочные подготовительные работы должны включать строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации, а также сооружений и устройств связи для управления строительством.

Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых инженерных сетей, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, бытового и общественного назначения, устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.

В подготовительный период должны быть также возведены постоянные здания и сооружения, используемые для нужд строительства, или приспособлены для этих целей существующие.

Подготовка к строительству сложного и уникального объекта должна включать работы по организации режимных наблюдений (сейсмометрических, гидрогеологических, гидрологических, геохимических, геодезических, маркшейдерских, метеорологических, тензометрических, гляциологических, мерзлотных и др.) по специальным программам, а также создание, при необходимости, испытательных полигонов, метрологических пунктов и измерительных станций. Программы исследовательских работ, испытаний конструкций и элементов сооружений и режимных наблюдений должны разрабатываться заказчиком и генеральной проектной организацией одновременно с разработкой проектов организации строительства и проектов производства работ.

При подготовке к производству строительно-монтажных работ должно быть разработаны проекты производства работ, переданы и приняты закрепленные на местности знаки геодезической разбивки по частям зданий (сооружений) и видам работ.

Механизация строительных, монтажных и специальных строительных работ при возведении объекта должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.

Средства малой механизации, включая строительно-отделочные машины, оборудование, инструмент, технологическую оснастку, необходимые для выполнения бетонных, монтажных, каменных, штукатурных, санитарно-технических, гидроизоляционных, малярных, стекольных и других строительных работ, должны быть скомплектованы в нормокомплекты в соответствии с технологией выполняемых работ.

Организация работы транспорта должна решаться в проекте организации строительства при выборе транспортных схем поставки строительных материалов, конструкций, деталей и оборудования, обосновании и разработке графиков потребности в транспортных средствах в технологической увязке со строительством объекта, а также с деятельностью перевалочных баз, железнодорожных станций, речных и морских портов и пристаней и воздушных портов.

Бригады, в зависимости от характера работы, следует формировать комплексными или специализированными. Комплексные бригады, как правило, необходимо создавать укрупненными — для производства законченной строительной продукции, укрупненного этапа работ, конструктивного узла.

Охрана труда рабочих должна обеспечиваться выдачей администрацией необходимых средств индивидуальной защиты (специальной одежды, обуви и других), выполнением мероприятий по коллективной защите рабочих (ограждения, освещение, вентиляция, защитные и предохранительные устройства и приспособления и т.д.), санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ. Рабочим должны быть созданы необходимые условия труда, питания и отдыха.

В процессе производства строительно-монтажных работ должны соблюдаться требования ГОСТ и СНиП по технике безопасности в строительстве.

При организации строительного производства необходимо осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей природной среды, которые должны включать рекультивацию земель, предотвращение потерь природных ресурсов, предотвращение или очистку вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу. Указанные мероприятия и работы должны быть предусмотрены в проектно-сметной документации.

Производство строительно-монтажных работ в пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий следует осуществлять в порядке, установленном специальными правилами и положениями о них.

Составление ведомости объема работ с построением графика производства работ

При выполнении подсчета объемов работ инженер-сметчик должен располагать следующими материалами:

  1.  комплектом    рабочей    документации,    включая    рабочие    чертежи,
    спецификации   стандартных   изделий   и   конструкций,   пояснительную
    записку, ПОС;
  2.  геологическими и геодезическими данными по строительному участку;
  3.  государственными стандартами на строительные изделия (двери, окна,
    сборные   железобетонные   и   металлические   конструкции,    санитарно-
    технические изделия и др.);
  4.  справочными пособиями по составлению смет и подсчету объемов
    работ,    по    технологии    строительного    производства,     архитектурно-
    строительным решениям.

Работы по возведению жилого здания выполняют в три цикла: строительство подземной части здания, возведение надземной части здания, отделочные работы.

Земляные работы:

Для подсчета объема земляных работ необходимо определить:

  1.  «черные» отметки поверхности земли;
  2.  уровень грунтовых вод;
  3.  силу притока грунтовых вод (до 30 мЗ/ч; до 60 мЗ/ч);
  4.  классификацию грунтов по группам;
  5.  условия производства работ.

Типовая технологическая схема производства земляных работ при строительстве зданий промышленно-гражданского назначения.

Планировка территории, срезка растительного грунта и обратная засыпка грунта выполняются бульдозером мощностью 80-130 л. с. Перемещение грунта производится на расстояние в соответствии с ПОС.

Разработка грунта в котлованах и траншеях производится одноковшовым экскаватором с различным сменным оборудованием и разной емкостью ковша. Для выполнения небольших объемов земляных работ (малоэтажное строительство, прокладка инженерных сетей) используются экскаваторы с емкостью ковша 0,15-0,4м .

Определение размеров котлованов и траншей.

Часть I

Чтобы определить объемы земляных работ при разработке котлованов и траншей, необходимо знать их основные размеры: глубину (Н), ширину (В) и длину (L).

Глубина разработки котлованов и траншей принимается по проектным данным: от «черной» отметки поверхности земли до отметки заложения основания под фундаменты или подстилающего слоя под полы и уменьшается на толщину срезки растительного грунта, если объем среза подсчитывается отдельно.

Часть II

Размеры траншей определяются в зависимости от размеров фундаментов, диаметра прокладываемых труб, способа производства работ. Расстояния между конструкциями и стенками траншей понизу принимаются в том же порядке, что и для котлованов.

Свайные работы

Объем работ для исчисления стоимости по погружению свай подсчитывается по проектным данным в следующем порядке:

а) железобетонных сплошных - по проектным размерам свай в м3;

б) железобетонных полых - по наружным размерам без вычета
пустот в м
3;

в) металлических - по массе свай в т, указанных в проектных
спецификациях.

Фундаменты.

Для подсчета объемов работ необходимы:

  1.  рабочие чертежи;
  2.  план и сечения фундаментов;
  3.  спецификации сборных элементов и арматуры;
  4.  пояснения на чертежах (марки бетона и раствора, устройство гидроизоляции и оснований под фундаменты и т. п.).

Стены и перегородки.

Объем стен и перегородок определяют за вычетом проемов по наружному обводу коробок в м3. При подсчете стен указывают массу арматуры по классам, закладных деталей и класс бетона.

Каркасы зданий.

Каркасом называются конструкции, несущие нагрузку от перекрытий здания и ограждающих конструкций (стеновых панелей и покрытия), - это колонны, ригели, балки, фермы и связи.

Здания, в которых нагрузка от перекрытий распределяется на стены (из кирпича или блоков), называются бескаркасными. При этом раздел «Каркас» в сметах отсутствует.

Сметная стоимость ригелей балок, ферм и связей в таких случаях включается в разделы «Перекрытия» и «Покрытия», а отдельно стоящих колонн - в раздел «Стены».

Перекрытия и покрытия.

Объем монолитных железобетонных плит перекрытия определяют с учетом опорных частей, входящих в стены. При наличии в безбалочных перекрытиях вутов объем их включается в объем плит.

Объем ребристых перекрытий определяют по суммарному объему балок и плит, а безбалочных перекрытий - по объему плит и капителей.

Кровли.

В этом разделе, кроме работ по устройству кровли, подсчитывают объемы работ по устройству стропил, слуховых окон, деревянных карнизов, обделки на фасадах, желобов, ограждения кровли и колпаков над шахтами.

Огрунтовку бетонных оснований и цементных стяжек под рулонные и мастичные кровельные покрытия учитывают дополнительно.

Заполнение проемов.

Площадь оконных проемов определяется по наружным размерам коробок.

Витражи, оконные блоки и витрины металлические.

Витрина - светопрозрачное ограждение устанавливаемое в первых этажах с целью выставки товаров и рекламы.

Витраж -стеновая светопрозрачная ограждающая конструкция.

Стеновые переплеты - металлическая светопрозрачная конструкция для заполнения оконных проемов зданий или переплеты, объединенные в ленточные горизонтальные полосы.

Объем конструкций застекленных тамбуров входов в здание подсчитывается отдельно, так как в смете они нормируются как стеновые переплеты, а не как витражи.

Полы.

Комплексный (укрупненный) подсчет объемов работ по устройству полов с подстилающим слоем и гидроизоляцией может применяться, когда конструктивная характеристика полов, принятая в нормах и единичных расценках, совпадает с характеристикой в рабочих чертежах. Во всех остальных случаях подсчитывается объем работ по элементам: подстилающие слои, все виды изоляции и покрытия отдельно.

Лоджии, балконы и козырьки.

При устройстве в здании лоджий и балконов из сборных железобетонных плит подсчитывают объемы работ:

  1.  укладка плит в шт.;
  2.  устройство изоляции и покрытия плит в м2;
  3.  установка решеток в м;
  4.  установка разделительных стенок, экранов, ограждений в шт.

Отделочные работы.

Объем работ по облицовке поверхности природным камнем и железобетонными офактуренными плитами и деталями должен

исчисляться по площади поверхности облицовки.

Размеры стен и колонн принимать с учетом переломов в плане по

наружному обводу, т. е. по сечениям, включающим облицовочные

плиты;

Разные работы.

Отмостка устраивается вокруг всего здания. Основание отмостки делается из бетона или щебня, покрытие бывает асфальтовое, асфальтобетонное или цементное. Основания подсчитываются в м3, покрытия в м2. В необходимых случаях предусматривает устройство корыта в м2 или м3.

Календарный план строительства представляет собой проектный документ, в котором в соответствии с характером и объемом строительно-монтажных работ устанавливают целесообразную последовательность работ и сроки строительства. Календарный план устанавливает сроки проведения подготовительных и общеплощадочных работ, распределение объема капитальных вложений и объемы строительно-монтажных работ по этапам и срокам строительства. Сроки строительства должны учитывать нормы продолжительности строительства. Календарный план объекта должен охватывать весь комплекс работ по возведению здания, начиная с подготовительного периода и кончая пуско-наладочными работами и благоустройством.

Все работы, за исключением: устройство фундаментов нулевого цикла, устройство кирпичной кладки внутренних и наружных стен, устройство щебеночной под полы бетонные, выполняются в одну смену. Срок строительства по календарному плану составляет 4 месяца.

По календарному плану строительство ведется в течении 124 рабочих дней. Среднее число работающих на строительстве жилого дома составляет:

786,32:124 = 6,34 человек.

где 786,32 – трудовые затраты на все строительство жилого дома в человеко-днях.

Максимальное число рабочих в день по календарному плану составляет 9 человек.

Коэффициент неравномерности движения рабочих, получаемый путем деления максимального количества рабочих на среднесписочный состав, составляет:             = Rmax:Rср

= 9:6,34=1,42

Раздел 2. Ценообразование и сметное дело.

Определение сметных цен на ресурсы.

           В состав капитальных вложений на строительство (реконструкцию) входят затраты на строительные работы, на работы по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, приспособлений, инструмента и производственного инвентаря, а также прочие затраты, связанные с осуществлением строительства.

           Сметная стоимость строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ слагается из трех основных элементов:

основных затрат, непосредственно связанных с процессом производства работ по монтажу (демонтажу) определенных конструктивных элементов или выполнением каких-либо видов строительных и ремонтных работ,называемых прямыми затратами;

затрат на управление и хозяйственное обслуживание и на создание общих

условий строительного и ремонтно-строительного производства, называемых накладными расходами;плановых накоплений.

Прямые затраты включают следующие расходы на:

строительные материалы, изделия и конструкции, полуфабрикаты;

основную заработную плату строительных рабочих;

эксплуатацию строительных машин и механизмов.

Сметные расходы на оплату на оплату труда рабочих.

Расходы на оплату труда рабочих определяются по тарифным ставкам- установленным размерам оплаты за единицу рабочего времени в зависимости от квалификации рабочего.

До 1992 г. в сметных нормативах в прямых затратах учитывалась заработная плата,определенная по единым тарифным ставкам рабочих, занятых на строительно- монтажных работах. В сметных нормативах 1984г. и 1991 г. были приняты тарифные ставки соответственно по состоянию на 01. 01. 1980 г. и установленным в 1986 г.

В 1992 г. порядок определения расходов на оплату труда рабочих был изменен – по этой статье затрат учитывается вся заработная плата рабочих,занятых на строительно- монтажных работах, включая выплаты компенсирующего и стимулирующего характера и за неотработанное время в соответствии с трудовым законодательством.

В рыночной экономике государством регулируется только оплата труда работников органов государственной власти и организаций и учреждений бюджетной сферы. Предприятия и организации других форм собственности самостоятельно решают вопросы оплаты труда. В этих условиях важное значение приобретают отраслевые тарифные соглашения. Методы определения размера средств на оплату труда ,характеристика форм и систем оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами изложены в МДС 83-1.99

Сметная часовая ставка рабочих может быть рассчитана по формуле:

-Месячная тарифная ставка 1-го рабочего разряда приработе в нормальных условиях, предусмотренная в отраслевых тарифных соглашениях, руб.

- тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке;

- районный коэффициент к заработной плате;

- коэффициент,учитывающий выплаты стимулирующего характерапо системным положениям:премии за производственные результаты по сдельным- и повременно- премиальной системам оплаты труда, за ввод объектов в эксплуатацию, вознаграждение по итогам работы за год и т. Д.

- выплаты компенсирующего характера в %,связанные с режимом работы и условиями труда

ПВ- прочие выплаты

- расчетное число рабочих часов в месяц

Тарифные ставки установлены при работе в нормальных условиях труда. При выполнении работ в усложненных условиях к тарифным ставкам применяют повышающие коэффициенты. Доплаты за условия труда предусмотрены Трудовым кодексом (ст. 135), однако размеры их не регламентированы и должны устанавливаться работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

В состав сметной тарифной ставки включают премии, носящие систематический характер, надбавки и вознаграждения.

К заработной плате работников строительных организаций, расположенных в районах Европейского Севера, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Вологодской, Кировской и Костромской областях, начисляются районные коэффициенты. По существу, они являются надбавками, компенсирующими работникам различия в стоимости жизни населения  по районам страны. Величины районных коэффициентов в зависимости от района строительства установлены от 1,15 до 2,0.

Районные коэффициенты не образуют новых тарифных ставок,применяются в сметах к сумме к сумме расходов на оплату труда рабочих.

Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин.

Сметная расценка устанавливается на 1 маш.-час полезного среднесменного времени работы машин, которое включает время на:

  1.  выполнение технологических операций
  2.  замену быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной оснастки
  3.  перемещение машин по фронту работ в пределах строительной площадки
  4.  технологические перерывы
  5.  подготовку машин к работе и их сдачу в конце смены или по окончанию работ
  6.  ежесменное техническое обслуживание машин

регламентированные перерывы в работе машиниста

в состав сметной расценки на эксплуатацию машин Смаш.-час входят следующие элементы затрат (руб./маш.-час.)

А- амортизационные отчисления на полное востановлени машины

Р- затраты на выполнение всех видов ремонта машин,их техническое обслуживание и диагностирование

Б-затраты на замену быстроизнашивающихся частей

З- заработная плата машинистов

Э-затраты на энергоносители

С-затраты на смазочные материалы

Г- затраты на гидравлическую жидкость

П-затраты на перебазирование машин с одной строительной площадки на другую

Сметные расценки на эксплуатацию строительных машин, механизмов и средств малой механизации, включенные в Сборник сметных цен на основные ресурсы в РФ (ССЦ), определены путем мониторинга рыночных цен на эксплуатацию строительных машин в Санкт- Петербурге.

Расценки федеральных и территориальных сборников разработаны для машин отечественного производства. Для импортных строительных машин, не имеющих аналогов отечественного производства, следует разрабатывать индивидуальные сметные расценки,рассчитывая затраты по отдельным элементам стоимости маш.-час

Сметные цены на материалы, изделия и конструкции

В сметной стоимости СМР затраты на материалы определяются по цене франко- приобъектный склад,которая включает следущие составляющие:

  1.  отпускную цену
  2.  стоимость тары, упаковки и реквизита
  3.  снабженческо- сбытовые наценки, комиссионное вознаграждение брокерам,таможенные пошлины и сборы
  4.  транспортные расходы
  5.  заготовительно- складские расходы.

Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции составлен для Московской области в базисных ценах на 01. 01. 2000 г.

Территориальные сборники разрабатываются с учетом конкретных условий производства и поставки материалов в соответствующих  административно- территориальных районах. С этой целью собирается и обрабатываются  огромный объем информации об отпускных ценах изготовителей и поставщиков материалов, наценках  снабженческих организаций, транспортных расходах и транспортных схемах перевозки материалов и конструкций

Особенности составления смет на ремонтно-строительные работы

В составе РСР выполняются:

разборка конструкций и зданий в целом;

ремонт отдельных конструктивных элементов (фундамента, стен, кровли и т.д.);

частичная и полная замена строительных конструкций и инженерного оборудования зданий.

Сборниками расценок на ремонтно-строительные работы учтены усложненные условия выполнения данного вида работ:

рассредоточенность объемов работ,

ограниченные возможности применения высокопроизводительных средств механизации,

повышенные затраты ручного труда, в т.ч. на транспортировку материалов внутри постройки и т.п.

В связи с этим, при использовании в сметной документации на ремонт расценок других сборников (строительных, монтажных), нормы данных расценок должны быть скорректированы (см. таблицу ниже).

Применение поправочных коэффициентов 1,15 (к нормам ЗТ и ЗП) и 1,25 (к ЭМ) при определении стоимости ремонтно-строительных работ по расценкам других сборников *

В ТЕРр учтены нормальные условия производства работ при ремонте зданий, освобожденных от проживающих, мебели, оборудования и других предметов, наличие достаточных приобъектных площадок, средний уровень строительной техники и интенсивности труда рабочих соответствующей квалификации.

При производстве работ: в эксплуатируемых зданиях и сооружениях; вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением; на территории действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов; в других, усложняющих проведение ремонтно-строительных работ, условиях - к затратам труда рабочих-строителей, затратам труда машинистов, времени использования строительных машин применяются поправочные коэффициенты, приведенные в Общих Указаниях по применению ТЕРр-2001.

Применение норм НР и СП при ремонте

При использовании нормативов накладных расходов на строительные работы для определения стоимости капитального ремонта жилых и общественных зданий к нормативам применяют понижающий коэффициент 0,9. Данный коэффициент применяется также к норме НР на монтаж оборудования при определении стоимости капитального ремонта и модернизации лифтов по сборникам ГЭСНм (ФЕРм) - 2001 - 41.

Указанный коэффициент не применяется:

при капитальном ремонте производственных зданий и сооружений;

при выполнении монтажных и пусконаладочных работ в ремонтируемых зданиях и сооружениях;

при реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения (см. письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 23.11.2004г. №6-823);

при капитальном ремонте наружных инженерных сетей (за исключением внутриплощадочных инженерных сетей объектов, к которым относятся сетевые вводы тепло-, водо-, газоснабжения и выпуски канализации до точек подключения к наружным сетям);

при капитальном ремонте улиц и дорог общегородского, районного и местного значения (за исключением объектов благоустройства и проездов к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам застройки внутри кварталов и территорий предприятий);

при капитальном ремонте мостов и путепроводов.

При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) (за исключением сборника №46) нормативы СП следует применять с коэффициентом 0,85.

Указанный коэффициент не применяется:

при капитальном ремонте производственных зданий;

при выполнении монтажных и пусконаладочных работ в ремонтируемых зданиях и сооружениях;

при капитальном ремонте наружных инженерных сетей (за исключением внутриплощадочных инженерных сетей объектов, к которым относятся сетевые вводы тепло-, водо-, газоснабжения и выпуски канализации до точек подключения к наружным сетям);

при капитальном ремонте улиц и дорог общегородского, районного и местного значения (за исключением объектов благоустройства и проездов к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам застройки внутри кварталов и территорий предприятий);

при капитальном ремонте мостов и путепроводов;

при демонтаже отдельных элементов (конструкций) зданий и сооружений.

Для организаций, имеющих упрощенную систему налогообложения, нормативы НР применяются с коэффициентом 0,7, СП - с коэффициентом 0,9 (см. Письмо № НЗ-6292/10 «О порядке применения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения»).

Демонтаж при ремонтно-строительных работах

В случае отсутствия в ремонтных сборниках и сборнике № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» необходимых расценок на разборку конструкций , затраты на данные работы следует учитывать по соответствующим единичным расценкам на монтаж (устройство) конструкций с применением к ним коэффициентов демонтажа, приводимых в МДС 81-38.2004 п.3.3.1.

В случаях, когда в сборниках на ремонтные и строительные работы не предусмотрены единичные расценки на монтаж (устройство) конструкций, подлежащих согласно проекту демонтажу (разборке), затраты на демонтаж могут включаться в сметную документацию по индивидуальным единичным расценкам, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с порядком, установленным Госстроем России.

Работы по смене конструкций, не предусмотренные ремонтными сборниками, но встречающиеся при ремонте зданий и сооружений, следует определять как разборку конструкций по сборнику на строительные работы № 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений", а устройство их вновь - по соответствующим расценкам сборников на строительные работы.

При составлении локальных смет расчет стоимости демонтажа (разборки) конструкций с начислением установленных норм накладных расходов и сметной прибыли необходимо производить отдельно от расчета других работ по смете в самостоятельном разделе.

Учет материалов, получаемых от разборки конструкций зданий и сооружений.

В результате разборки образуются:

материалы и конструкции, пригодные к повторному применению (возвратные материалы)

вторичное сырье (металлолом, дрова, кирпичный щебень)

строительный мусор

При решении вопросов об отражении в смете доходов и затрат, связанных с использованием возвратных материалов, следует руководствоваться следующими положениями:

возвратные материалы являются собственностью заказчика;

стоимость возвратных материалов подлежит исключению из суммы оплаты при расчетах за выполненные работы;

условия передачи и взаиморасчетов за возвратные материалы определяются заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда. При этом возможны три случая:

устанавливается ответственность подрядчика за сохранность материалов при разборке и доставке на склад заказчика (элементы декора, ценных интерьеров и т.д.). Затраты подрядчика заказчик оплачивает по договорным ценам.

предусматривается передача возвратных материалов подрядчику для дальнейшего их использования в работах. Стоимость возвратных материалов определяется и исключается при оплате выполненных работ;

не оговаривается порядок использования возвратных материалов. Они рассматриваются как строительный мусор, удаление которого с площадки заказчик обязан согласовать с соответствующими органами (определить место складирования) и оплатить затраты подрядчика по погрузке и вывозу строительного мусора.

МДС 81-38.2004: « количество пригодных для применения возвратных материалов, а также конкретная масса негодных материалов и строительного мусора, подлежащих вывозу на свалку, определяются на основании двусторонних актов обследования и осмотра их в натуре».

Возвратные суммы (определяющие стоимость материалов и изделий, пригодных для повторного применения) справочно приводятся за итогом локальных смет на разборку зданий и сооружений. Эти суммы не исключаются из итога сметы и показываются отдельной строкой под названием "В том числе возвратные суммы". Определяются на основе приводимых также за итогом сметы номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов и изделий. Стоимость их определяется по цене возможной реализации за вычетом из этих сумм расходов по приведению материалов в пригодное для использования состояние и доставке в места складирования.

Стоимость материалов, получаемых в порядке попутной добычи (камень, щебень, песок, лес и др.), при наличии возможности их реализации рекомендуется учитывать по сложившимся в регионе ценам.

Ремонтными расценками не учтены затраты по погрузке и вывозке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения. Эти затраты должны определяться и включаться в смету, исходя из действующих тарифов на перевозки грузов для строительства, массы мусора в тоннах и расстояний отвозки его от строительной площадки до места свалки.

В некоторых расценках на ремонтно-строительные работы приводятся ориентировочные натуральные показатели (масса) выхода строительного мусора. В прочих случаях масса строительного мусора может приниматься усредненной по нормам, приводимым в МДС 38, ОУ к сборникам ТЕРр и главе № 6 МТСН 81-98 «Ремонтно-строительные работы»:

при разборке бетонных конструкций - 2400 кг/м3;

при разборке железобетонных конструкций -2500 кг/м3;

при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки -1800 кг/м3;

при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 кг/м3;

при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкции и инженерно-технологического оборудования) -1200кг/м3.

Масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования должна приниматься по проектным данным. (МДС-38)

Применение норм Зимних удорожаний при ремонтно-строительных работах

В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.07.05 г. №6-605(104), размер дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время на объектах жилищно-гражданского и коммунального назначения надлежит определять по сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81 -05-02-2001, на остальных объектах - по нормам таблицы 4 раздела 1 Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001 с применением коэффициента 0,8. При этом следует иметь в виду, что нормы ГСНр 81-05-02-2001 и нормы Таблицы 4 раздела 1 ГСН 81-05-02-2001 разработаны среднегодовыми и при расчетах за выполненные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется выполнение ремонтных работ.

В случае, если договором на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрена оплата дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ, выполняемых только в зимнее время года, размеры коэффициентов, приведенных в сборнике ГСНр 81-05-02-2001 и в таблице 4 раздела сборника ГСН 81-05-02-2001 следует увеличивать на величину:

1 температурная зона - в 4,35 раза;

2 температурная зона - в 3,03 раза;

3 температурная зона - в 2,5 раза;

4 температурная зона - 2,22 раза;

5 температурная зона - в 1,92 раза;

6 температурная зона - в 1,67 раза;

7 и 8 температурная зоны - в 1,54 раза.

При выполнении ремонтно-строительных работ по отдельным видам работ и конструктивных элементов, отсутствующих в сборнике ГЭСНр 81-05-02-2001 следует пользоваться нормами дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, приведенных в разделе 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» с применением коэффициента 0,8. При этом следует иметь в виду, что нормы раздела 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 «Сметные нормы на конструкции и виды работ» в своем составе не учитывают затрат на отопление зданий и сооружений в зимнее время года, в то время как нормы раздела 1 указанного сборника ГСН 81 -05-02-2001 «Сметные нормы по видам строительства» и нормы сборника дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001 в своем составе учитывают эти затраты. Следовательно, при применении норм раздела 2 сборника ГСН 81-05-02-2001 необходимо дополнительно учитывать затраты на отопление здания при выполнении ремонтно-строительных работ и наоборот, при применении норм раздела 1 сборника ГСН 81-05-02-2001 либо норм сборника ГСНр 81 -05-02-2001, учитывающих в своем составе затраты на отопление зданий при производстве работ по ремонту и реконструкции в существующих зданиях, в случае, если затраты на отопление зданий несет заказчик, следует либо исключить затраты на отопление, учтенные нормами раздела 1 сборника ГСН 81 -05-02-2001 и нормами сборника ГСНр 81 -05-02-2001, либо подрядчик должен компенсировать заказчику его затраты на отопление по выставленным заказчиком счетам, что должно быть оговорено в договоре подряда на выполнение работ по ремонту или реконструкции существующих зданий. В случае если подрядчик выполняет работы по ремонту или реконструкции не во всем здании, а только в части его, - в отдельном крыле, на одном или нескольких этажах, в отдельных помещениях и т.д. оплата за отопление производится подрядчиком пропорционально объемам помещений, где подрядчик производит ремонт или реконструкцию и объема здания в целом.

Состав сметной документации на капитальный (текущий) ремонт.

Комплект представляемой на экспертизу сметной документации на капитальный (текущий) ремонт зданий и сооружений составляет:

письмо заказчика на проведение экспертизы;

акт обследования объекта на капитальный ремонт;

ведомости дефектов на объем работ по капитальному ремонту объекта;

сметы на производство работ по капитальному ремонту объекта;

акт обследования объекта на капитальный ремонт составляется комиссией с указанием должностей и фамилий.

В Акте указываются: общие сведения по объекту (год постройки, серия, этажность, общая высота, площадь, протяженность и др.); подробное описание конструкций и технического состояния объекта (основания, фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы, балконы, кровли, фасады и др.); описание имеющихся деформаций и повреждений; выводы и предложения по проведению ремонта с перечислением работ; особые условия производства работ.

Ведомость дефектов, включающая в себя подробное описание работ и физические объемы работ, является основанием для составления смет.

Новое строительство – При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.

Реконструкция

При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:

- расширение отдельных зданий и сооружении основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;

- строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;

- строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

Капитальный ремонт

К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Учет  специфики ремонтно- строительных работ при определении их сметной стоимости

Сметная стоимость строительства - это сумма денежных средств, требующихся для осуществления строительтва, определенная на основании сметной документации.

Сметная стоимость, определяемая в составе сметной документации, является основой для:

планирования капитальных вложений;

финансирования строительства;

расчётов за выполненные подрядные работы;

оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки;

возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:

проект (включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, пояснительные записки к проектным материалам);

действующие сметные нормативы (нормы и цены).

К строительным работам относятся:

работы по возведению зданий и сооружений: земляные; устройство сборных и монолитных железобетонных и бетонных, кирпичных, блочных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, полов, кровель; отделочные работы;

работы буровзрывные; свайные; по закреплению грунтов; по устройству опускных колодцев; по бурению скважин; по защите строительных конструкций и оборудования от коррозии; теплоизоляционные (включая обмуровку и футеровку котлов, промышленных печей и других агрегатов);

устройство внутреннего водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха (включая стоимость отопительных котлов, радиаторов, калориферов, бойлеров и других санитарно-технических изделий и обустройств), а также других внутренних трубопроводов;

работы, выполняемые при специализированном строительстве: автомобильные и железные дороги; мосты и трубы; тоннели и метрополитены; линии электропередачи; сооружения связи, радиовещания и телевидения; конструкции гидротехнических сооружений; промышленные печи и трубы; противоэрозийные и другие природоохранные сооружения; берегоукрепительные работы;

строительство наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения; газопроводов; сооружений для очистки сточных вод и для охраны атмосферы от загрязнения;

озеленение;

подготовка территории строительства: вырубка леса и кустарника, корчевание пней, планировка территории, намыв грунта и другие работы по созданию рельефа, снос и перенос строений и т. п.;

работы по устройству оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование;

геологические и гидрогеологические работы, связанные со строительством зданий и сооружений (шурфование, откачка воды и др.).

К монтажным работам относятся:

сборка и установка в проектное положение на месте постоянной эксплуатации (включая проверку и индивидуальное испытание) всех видов оборудования;

прокладка линий электроснабжения, сетей к электросиловым установкам, присоединение к электрическим сетям и подготовка к сдаче под наладку электрических машин;

устройство электроосвещения зданий;

прокладка технологических трубопроводов и устройство подводок к оборудованию воды, воздуха, пара, охлаждающих и других жидкостей.

К стоимости оборудования, мебели и инвентаря относятся стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад комплектов всех видов монтируемого и немонтируемого оборудования, в том числе:

нестандартизированного (включая стоимость его проектирования),

оборудования электронно-вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

транспортных средств, технологически связанных с процессом промышленного производства;

машин по уборке территорий, цехов и других объектов;

оборудования средств пожаротушения;

контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;

оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и других предметов внутреннего убранства, требующихся для первоначального оснащения объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

К прочим затратам относятся расходы, сопутствующие строительству, в т.ч. связанные с отводом территорий под строительство; проектно-изыскательские работы; содержание дирекции (тех. надзора) строящегося предприятия, и проч. затраты (см. Приложение № 8 МДС 81-35.2004).

Методы определения стоимости строительства

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие наиболее распространенные методы определения стоимости:

базисно-индексный;

ресурсный;

ресурсно-индексный;

на основе укрупненных сметных нормативов в т.ч. банка данных о стоимости - - ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

Цены на ресурсы (тарифные ставки оплаты труда рабочих, расценки на эксплуатацию строительных машин, сметные цены на материалы) принимаются либо средние территориальные, рекомендованные РЦЦС, либо исходя из реальных экономических условий деятельности подрядчика по согласованию с заказчиком. В последнем случае информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена от трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.

Фактическая стоимость материалов, изделий и конструкций должна приниматься с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин. Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.

По каждой статье прямых затрат подводятся итоги (ЗП по разделу и т.д.), далее определяется сумма прямых затрат по разделам и по смете в целом.

НР и СП рассчитываются в порядке, установленном МДС - по нормативам в % от ФОТ.

Раздел 3. Автоматизация сметных расчетов.

На основании ведомости объемов работ составить локальную смету. Объектную смету и сводный сметный расчет стоимости строительства составить по укрупненным показателям.

Гранд-Смета – это программный комплекс для составления и проверки сметных расчетов, а также составления актов выполненных работ по различным формам справок. Программный комплекс защищен аппаратными ключами.

Программный комплекс «ГРАНД-Смета» позволяет полностью автоматизировать работы, связанные с выпуском проектно-сметной документации на любые виды работ.

Состав программного комплекса:

  1.  Составление и проверка локальных смет;
  2.  Учет выполненных объемов работ за месяц, за период с разложением по позициям и по материалам;
  3.  Составление объектных смет, сводных сметных расчетов;
  4.  Расчет   потребности   в   материалах   на   смету,   объект,   стройку,   на выполненный объем работ;
  5.  Работа с нормативной базой;
  6.  Ресурсная смета, методы расчета локальных смет: ресурсный, базисно - индексный;
  7.  Дефектная ведомость.

Основные преимущества:

1. Программа отличается простотой и наглядностью. Построение программы в максимальной степени соответствует порядку повседневной работы сметчика, дает ему в руки удобный и эффективный инструмент для выполнения привычных действий.

  1.  В нормативную базу программы дополнительно вводятся недостающие сборники (отраслевые, специализированные и т.п.).
  2.  Нормативная база программы полностью содержит всю информацию из технической части сборников - состав работ по расценкам, нормативы расхода материальных ресурсов и т.д.
  3.  Нормативная база приводится в соответствие с условиями конкретного региона - привязка расценок к стоимости местных материалов, ввод ценника зональных сметных цен на местные материалы, штучных каталогов и т.д.

«ГРАНД-Смета» поставляется в комплекте со справочно-информационной системой "Гранд-СтройИнфо" - электронная библиотека сметчика.

Полнота включенного в нее набора документов (методическая документация, законодательные акты, сметные нормативы, вестники, консультации и т.п.) сочетается с их тщательным отбором, направленным прежде всего на решение практических вопросов по ценообразованию в строительстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Барановская Н.И., Котов А.А. Основы сметного дела в строительстве.
    Москва, Санкт-Петербург, 2005 г.
  2.  Барабанов А.И. Методическое пособие по определению сметной
    стоимости капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-
    гражданского назначения. Москва, Санкт-Петербург, 2005 г.
  3.  Бузырев В.В. Сметное дело и ценообразование в строительстве. Учебное
    пособие. СПб, 2004 г.
  4.  Костюченко В.В.Организация оплаты труда и сметное дело в строительстве. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.
  5.  Синянский И.А., Манешина Н.И. Проектно-сметное дело: учебник для
    студентов среднего профессионального образования. - М. издательский
    центр «Академия», 2005 г.
  6.  Экономика строительства: учебник/ Под общей ред. И.С. Степанова. М.:
    Юрайт-Издат, 2002 г.
  7.  МДС 81-35.2004. Методика определения сметной стоимости
    строительной продукции на территории Российской Федерации.
  8.  МДС 81-2.99, МДС 81-3.99, МДС 83-1.99, МДС 81-25.2001, МДС 81-
    33.2004, МДС 81-36.2004, МДС 81-37.2004, МДС 81-40.2006.

9. ГСП 81-05-01-2001
10.ГСН 81-05-02-2001
11.ГСНр 81-05-01-2001

12.ГСНР 81-05-02-2001