3005

Общественный продукт. ВНП, способы его измерения. Система национальных счетов

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Общественный продукт Совокупность различных видов производств в их взаимосвязи и взаимозависимости образуют национальную экономику. Результатом ее функционирования является совокупный продукт для измерения, которого используется система национ...

Русский

2012-10-23

84 KB

40 чел.

  1.  Общественный продукт

Совокупность различных видов производств в их взаимосвязи и взаимозависимости образуют национальную экономику. Результатом ее функционирования является совокупный продукт для измерения, которого используется система национальных счетов. Она выполняет ту же роль, что и бухгалтерский учет для отдельных фирм. Ее показатели позволяют измерять объем производства за определенный период времени, раскрыть факторы, определяющие развитие экономики, формировать и проводить в жизнь экономическую политику в государство.

Общественный продукт - это выраженная в рыночных ценах совокупность
товаров и услуг, произведенных в течение одного года.
Говоря об общественном продукте, мы имеем ввиду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получить, возможно, большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа.

Экономисты, оставившие след в теории воспроизводства, стремились раскрыть структуру общественного продукта по натурально-вещественному содержанию, функциональному значению и стоимости (ценности).

Так, Ф. Кенэ, создавая экономическую таблицу, выделяет из общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в пределах которых он разграничивает средства производства и предметы потребления.

А. Смит выделяет две группы рабочих, одна из которых занята производством средств производства, а другая - предметов потребления.

К. Маркс на основе такой структуры общественного продукта обосновывает деление общественного производства на два соответствующих подразделения.

Такого же подхода к анализу общественного воспроизводства придерживался и Дж. Кейнс, однако, применительно лишь к сфере обращения. Он не мог не заметить, что весь общественный продукт делится на две группы товаров: средства производства и предметы потребления. Но особенность его подхода состоит в том, что при определении величины потребления Дж. Кейнс вычитает из всей совокупности продаж средства производства (по определению Кейнса, это то, что предприниматели покупают друг у друга) и получает объем

3

продаж предметов потребления, справедливо утверждая, что в своем движении они подчиняются несколько отличающимся закономерностям.

Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.

Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К. Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).

Стоимостную структуру общественного продукта рассматривал и Дж. Кейнс. Но и здесь, как и в исследовании, натурально-вещественного состава общественного продукта, Кейнс исходил не только из процесса производства, но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой завершенный вид.

  1.  Валовой национальный продукт

Существует множество показателей экономического благосостояния общества. Наилучшим индикатором состояния экономики является объем годового совокупного производства товаров и услуг, совокупный выпуск продукции в экономике. Главным показателем при составлении национальных счетов является валовой национальный продукт (ВНП) в США, Японии. В национальных счетах по рекомендациям ООН и ЕС используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). Он определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема национального конечного производства товаров и услуг в экономике страны за определенный период. Причем не все товары могут быть проданы в текущем году, часть из них пойдет в фонд

4

накопления. Поэтому прирост запасов должен быть учтен при расчете ВНП, то есть при подсчете ВНП измеряют всю произведенную продукцию, независимо от того, продана она или нет.

ВНП измеряет рыночную стоимость годового производства продукции. Таким образом, ВНП является денежным показателем в текущих рыночных ценах. Это обусловлено тем, что ВНП исчисляет разнородные по составу наборы товаров и услуг, произведенные в разные годы, и необходимо иметь полное представление об их относительной стоимости, как базы дальнейшего сравнения и анализа.

Для правильного расчета ВНП необходимо учесть продукты и услуги, произведенные в данном году, один раз и не более. Большинство продуктов проходят несколько стадий, прежде чем попасть на рынок. В результате отдельные части и составляющие конечной продукции покупаются и продаются по несколько раз. Чтобы избежать многократного учета частей продукции, которые продаются и перепродаются, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточная продукция, исключается двойной счет. Иными словами стоимость продукции в ВНП складывается из суммы произведенных добавленных стоимостей. Исходя из этого в ВНП учитываются только конечные продукты и услуги, но не учитываются промежуточная продукция (сырье, полуфабрикаты и др.).

Под конечными услугами понимают товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. Сделки, включающие промежуточные продукты, относятся к покупкам товаров и услуг для дальнейшей обработки, переработки или для перепродажи. Продажи промежуточной продукции не учитываются в ВНП, так как их стоимость уже включена в стоимость всех конечных продуктов. Отдельный учет промежуточной продукции означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП. При расчете ВНП необходимо избегать двойного счета, для этого нужно следить, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, приобретенных у поставщиков. Поэтому

ВНП есть сумма добавленных стоимостей, созданных всеми фирмами в экономике.

  1.  Способы измерения ВНП

Существует 2 способа измерения ВНП: по расходам и по доходам.

1. Начнем с расчета ВНП по расходам. В расчетной части ВНП содержатся: личные потребительские расходы (С), валовые частные внутренние инвестиции (Y), государственные закупки товаров и услуг (G), чистый экспорт (Хп). В таком случае ВНП складывается из суммы этих четырех категорий расходов:

ВНП по расходам = С+ Y +G+ Хп.

Личные потребительские расходы.

Личные потребительские расходы - это потребительские расходы домашних хозяйств. В эти расходы включаются расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования, например, автомобили, холодильники, телевизоры и т. д.: на товары текущего потребления такие, как хлеб, молоко, одежда, косметика и т. д. В личные потребительские расходы помимо перечисленных расходов на товары входят также потребительские расходы на предоставляемые услуги такие, как услуги юристов, врачей, парикмахеров и так далее. Все эти расходы, разумеется являются доходами экономических субъектов предоставляющих эту продукцию и услуги.

Валовые частные внутренние инвестиции.

Валовые частные внутренние инвестиции - это все инвестиционные расходы фирм данной страны. В инвестиционные расходы включаются: все конечные покупки машин, оборудования и станков предпринимателя; все расходы связанные со строительством и изменение запасов.

Государственные расходы на закупки товаров и услуг.

Следующим элементом расчета ВНП по расходам являются государственные закупки товаров и услуг. Эта группа расходов включает в себя все государственные расходы, от общегосударственных до расходов местной администрации, на конечную продукцию и на покупку ресурсов, в особенности

рабочей силы, со стороны государства. Следует напомнить, что трансфертные платежи из расчета ВНП исключаются.

Чистый экспорт товаров и услуг.

Наконец последней составляющей ВНП является чистый экспорт, который учитывает внешнеэкономические сделки в ВНП. В смысле расходов экспорт данной экономики за год является расходами иностранцев на товары национального производства данной страны за рубежом. Однако, необходимо учитывать то, что часть потребительских и инвестиционных расходов, в том числе и государственных, приходится на товары и услуги, которые были импортированы, то есть произведены за рубежом. Следовательно, такие расходы не отражают производственной активности национальной экономики. Чтобы избежать завышения общего объема производства, объем импорта нужно исключить из ВНП.

Для этого вычисляется разница между объемом экспорта и импорта в текущем году, что представляет собой чистый экспорт. Чистый экспорт товаров и услуг, таким образом, определяется как величина, на которую зарубежные расходы на товары и услуги национального производства превышают национальные затраты на иностранные товары и услуги. Чистый экспорт может быть как положительной, так и отрицательной величиной.

  1.  Другой стороной расчета ВНП является расчет по доходам. В доходную часть ВНП входят заработная плата (W), рентных платежей (R), процента (r) и прибыли (PF). Но помимо указанных четырех составляющих в ВНП включаются два вида распределения средств, не связанных с выплатой доходов. Это амортизация (A) и косвенные налоги на бизнес (Ткосв):

ВНП по доходам = (А + Ткосв) + W + R + r + PF

Амортизация.

Для того чтобы точно рассчитать величину годовой прибыли и валового дохода в экономике, нужно учесть в валовых доходах предпринимательского сектора амортизационные отчисления. Эти отчисления называются отчислениями на потребление капитала потому, что они являются отчислениями на покупку инвестиционных товаров, потребленных для производства ВНП в течение года. Эти отчисление составляют разницу между валовыми и чистыми

инвестициями. Значение этого вида расходов определяется тем, что часть доходов предпринимательского сектора не может быть использована для расчетов с поставщиками ресурсов. Часть этих расходов, часть стоимости производства, представляет собой издержки производства, которые снижают прибыли компаний. Однако амортизация не является прибавкой к чьему-либо доходу, в отличие от остальных издержек производства. Отчисления на восстановление потребленного капитала говорят нам, в сущности, о том, что часть ВНП данного года должна быть отложена для замещения в будущем машин и оборудования, потребленных в процессе производства. То есть весь ВНП нельзя потребить как доход общества, не ухудшая при этом запас производственных мощностей.

Косвенные налоги на бизнес.

Еще один вид издержек, не связанный с выплатой доходов, возникает в связи с тем, что государство взимает определенные налоги, которые называются косвенными налогами на бизнес. Компании же рассматривают эти налоги как издержки производства и поэтому прибавляют их к ценам на продукты. Эти налоги включают общий налог с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи, таможенные пошлины. Эти проценты косвенного налога должны быть выплачены государству, прежде чем получаемый доход будет выплачен в виде заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли. Причем этот приток косвенных налогов на бизнес является незаработанным доходом, поскольку государство не вносит никакого вклада в обмен на поступления от этих налогов. Таким образом в случае взимания налогов с продаж или акцизов конечный продукт попадает в руки потребителя одновременно с обложением его соответствующим налогом. Нужно следить за тем, чтобы косвенные налоги на бизнес исключались при расчете общего объема дохода, созданного в текущем году. Часть стоимости годового производства отражает косвенные налоги, которые перекладываются на потребителей через высокие цены товаров. Эта часть стоимости не выступает как заработная плата, арендная плата, процент или прибыль.

Заработная плата

Самая большая категория дохода включает в первую очередь заработную

плату, которая выплачивается государством или частными компаниями тем, кто предлагает им свой труд. Но помимо собственно заработной платы, в эту категорию включаются множество дополнений к заработной плате, такие как взносы предпринимателей на социальное страхование и в фонды пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и помощи в случае безработицы. Эти добавки к заработной плате представляют собой часть издержек предпринимателей, связанная с наймом рабочей силы, и в связи с этим рассматривается как часть общих затрат предпринимателей на выплату заработной платы.

Рентные платежи.

Рентные, или арендные, платежи являются доходами, получаемыми домовладельцами, землевладельцами, и вообще собственниками ресурсов, привлекаемых к производству.

Процент.

Процент относится к выплатам денежного дохода частного сектора экономики поставщикам денежного капитала, кредитных учреждений. Процентные платежи, производимые государством, исключаются из процентных доходов. Процентные платежи государства исключаются из доходов от выплаты процентов потому, что эти проценты во многом выплачиваются в ответ на привлечение средств на такие государственные расходы, как национальная оборона, различные социальные программы, перераспределение доходов, то есть на некоммерческие задачи государственного управления.

Доходы от собственности.

Прибыль, при учете ее как дохода в экономике, распадается на два вида счетов, проводимых при учете ВНП: одна ее часть называется доходом на собственность или доходом не корпоративного предпринимательского сектора, а другая называется прибылями корпораций. Доход на собственность - это чистый доход предприятий находящихся в индивидуальной собственности, а также партнеров и кооперативов.

Прибыли корпораций.

Прибыль корпораций распадается на три части. На определенную часть

9

прибыли претендует государство, которое получает эту часть в виде налогов на прибыль корпораций. Другая часть оставшихся прибылей выплачивается в виде дивидендов акционерам корпораций. Эти платежи, в конечном счете, направляются в руки индивидов и семей, которые являются собственниками корпораций. Та часть прибылей, которая остается после выплаты этих доходов, называется нераспределенными прибылями корпораций. Эти нераспределенные доходы корпораций наряду с отчислениями на восстановление потребленного капитала инвестируются либо сразу, либо в будущем на создание новых предприятий и закупку оборудования. Таким образом, увеличиваются реальные активы инвестирующего бизнеса.

  1.  Система национальных счетов

Для анализа экономических событий, сложных экономических процессов необходима система точных и надёжных показателей. Качество управления во многом определяется и зависит от степени достоверности и оперативности информационных потоков. Система национальных счетов и представляет собой систему статистических данных о состоянии экономики и динамике её развития.

Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, когда наблюдается соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использование.

Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе информацию по стандартному набору счетов для всех секторов экономики.

Система национальных счетов позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения: производства, распределения, перераспределения и конечного использования.

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также, для международных сопоставлений показателей ВНП.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить

состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовой национальный продукт (ВНП),  валовой внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовой внутренний продукт (ВВП).

  1.  Практическая часть

Упражнение 1

Далее следует список компонентов ВНП в данном году (млрд. долл.). Вам необходимо рассчитать ВНП и национальный доход, как по расходам, так и по доходам путем сложения их компонентов. При этом полученные ответы должны совпадать.

Личные потребительские расходы 245

Трансфертные платежи (социальные выплаты из государственного бюджета) 12

Арендная плата 14

Отчисления на возмещение капитала (амортизация) 17

 

Взносы на социальное страхование 20

Проценты 13

Доход от собственности 31

Чистый экспорт (экспорт-импорт) 3

Дивиденды (доходы по акциям) 16

Заработная плата наемных рабочих 221

Косвенные налоги 18

Нераспределенная прибыль корпораций 21

Индивидуальные налоги 26

Подоходные налоги с корпораций 19

Прибыли корпораций 56

Государственные закупки товаров и услуг 72

Чистые частные инвестиции 33

Личные сбережения 16

ВНП по расходам = С+ Y +G+ Хп = 245 + (27+33) + 72 + 3 = 380 млрд.дол.

ВНП по доходам  = (А + Ткосв) + W + R + r + PF = (27 + 18) + 221 + 14 + 13 + (19 + 16 + 21) + 31 = 380 млрд.дол.

ЧНП = ВНП – А = 380 – 27 = 353 млрд.дол.

НД = ЧНП – Ткосв = 353 – 18 = 335 млрд.дол.

ЛД = НД – взносы на соц. страхование – налоги на прибыль корпораций – нераспред. прибыль корпораций + ТR = 335–20–19–21+12 = 287 млрд.дол.

ЛРД = ЛД – Ткосв = 287 – 26 = 261 млрд.дол.

S = ЛРД – С = 261 – 245 = 16 млрд.дол.

Упражнение 2

Используя следующие данные, определите личный располагаемый доход:

ЧНП = ВНП – А = 5233 – 552 = 4681 ден. ед.

НД = ЧНП – Ткосв = 4681 – 416 = 4265 ден. ед.

ЛД = ЧНП – взносы на соц. страхование – налоги на прибыль корпораций + TR = 4681 – 479 – (299 + 112) + 600 = 4391 ден. ед.

ЛРД = ЛД – подоходный налог с граждан = 491 – 649 = 3742 ден. ед.

Упражнение 3

На основании данных о гипотетической экономике, представленных в таблице, определите:

а) как изменился на 5 лет объем реального ВНП?

б) как за этот период изменился общий уровень цен?

Вид товара 1985 1990

 Q, тыс.шт. P, ден.ед. ВНП (номинальный, реальный) Q, тыс.шт. P, ден.ед. ВНП номинальный ВНП реальный

А 5 8 40 7 10 70 56

В 10 14 140 8 123 96 112

С 8 10 80 9 12 108 90

Д 2 20 40 5 13 65 100

Итого   300   339 358

Найдем ВНП за 1985 год:

ВНП (А) = P*Q = 8*5 = 40 ден. ед.

ВНП (В) = P*Q = 14*10 = 140 ден. ед.

ВНП (С) = P*Q = 10*8 = 80 ден. ед.

ВНП (Д) = P*Q = 20*2 = 40 ден. ед.

Итого ВНП по всем товарам за 1985 год = 40 + 140 + 80 + 40 = 300 ден. ед.

Найдем номинальный ВНП за 1990 год:

ВНП (А) = P*Q = 10*7 = 70 ден. ед.

ВНП (В) = P*Q = 12*8 = 96 ден. ед.

ВНП (С) = P*Q = 12*9 = 108 ден. ед.

ВНП (Д) = P*Q = 13*5 = 65 ден. ед.

Итого ВНП по всем товарам за 1990 год = 70 + 96 + 108 + 65 = 339 ден. ед.

Найдем реальный ВНП за 1990 год:

ВНП (А) = P*Q = 8*7 = 56 ден. ед.

ВНП (В) = P*Q = 14*8 = 112 ден. ед.

ВНП (С) = P*Q = 10*9 = 90 ден. ед.

ВНП (Д) = P*Q = 20*5 = 100 ден. ед.

Итого ВНП по всем товарам за 1990 год = 56+ 112 + 90 + 100 = 358 ден. ед.

а) Объем реального ВНП = 358 / 300 * 100 = 119,3 %

Реальный ВНП увеличился на 19,3 %

б) Общий ВНП  = 339 / 358 * 100 = 94,7 %

Цены снизились на 5,3 %

Список литературы:

  1.  Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА–М, 1997. – с. 318–326
  2.  Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2000 – с. 321–325
  3.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Республика, 1992. – Т.1. – с. 132 – 152.
  4.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28653. Общественный строй России в начале XVIII в. Сословные реформы Петра I. Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. Жалованная грамота городам 1785 г. Введение подушной подати. Уничтожение холопства 14.93 KB
  Правовое положение дворянства. Расширение привилегий дворянства при преемниках Петра I. был принят Указ о подушной переписи котй закреплял привилегированное положе дворянства. Рассммый период харся консолидацией дворянства в единое сословие.
28654. Государственный строй России в начале XVIII в. Образование Российской империи. Реформы центральных органов государственного управления. Сенат. Синод. Коллегии 13.76 KB
  Реформы центральных органов государственного управления. Социальноэкое развитие рост сопротивления крестьянства тяжёлые войны диктовали необхть серьёзных реформ госго аппарат проведение котх привело к созданию централизованной системы органов управления. Претерпела изменения также система местного управления. В губерниях и провинциях было учреждено большое число различных должностных лиц ведавших отдельными вопросами управления.
28655. Реформы Петра I: военная, судебная, губернская и др 15.32 KB
  Император обозначил задачи коте возлагались на полицию: борьба с угой преступтью охрана общго порядка обеспече санитарной и пожарной безопти борьба с нищенством проституцией пьянством азартными играми контроль за соблюдением паспортного выдавались на 3 г режима и ловля беглых и беспаспортных. стало вводиться новое территориальное деление госва: Россия была разделена на 8 губерний по котм расписали все уезды и города. Во главе судебной системы стоял монарх котй решал самые важные госые дела. По его инициативе возникли...
28656. Разложение феодально-крепостнического строя и развитие буржуазных отношений в первой половине XIX в. Изменение в общественном строе 14.26 KB
  Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. В разви правового положя духва необхо отметить 2 след. было предоставлено право покупать земли. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп.
28657. Кризис феодально-крепостнического строя в России и падение крепостнического права в 60-е гг. XIX в. Развитие капитализма в России 13.14 KB
  Посессионная промсть окончательно показала свою экую несостоятельность в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Вотчинная промсть основанная на труде крепостных крестьян также приходила в упадок. В то же время активно развивалась капиталистичя промть купеческая и крестьянская. Рост капиталистой промти в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук.
28658. Крестьянская реформа 1892 г. Личное освобождение крестьян. Земельные наделы. Выкупы. Крестьянское самоуправление. Общественный строй России 2-ой половины XIX в. 15.01 KB
  Для разработки проекта реформы в 1857 г. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты их предложения обрабатывали редакционные комиссии Я. Текущую деятть по подготовке реформы возглавлял зам. Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осущния реформы: первоначально помещик сохранял право собстти на земли полученные крестьянами в резте реформы за коте последние меннообязанными и фактически зависели от помещика.
28659. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая и военная 15.05 KB
  Земская реформа. В 1864 г. были изданы Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Роль распоряди-х органов вып-ли губернские и уездные земские собрания, члены кот-х избирались по 3м избирательным куриям: к 1й относились уездные помещики, крупные торговцы и промышленники
28661. Революционная ситуация 1879-1881 гг. Крепостническая реакция и контрреформы 80-90-х гг. XIX в. 14.17 KB
  Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. все наиболее важные дела по политим преступлениям стали рассмся Особым присутствием сената с участием сословных представителей. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати в 1874 г. из ведения общих судов дела о противозаконных сообществах и участии в них в 1878 г.