30086

Материальное обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир»

Доклад

Обществознание

Материальную базу обучения естествознанию составляют: кабинет естествознания с учебным оборудованием; уголок живой природы; пришкольный участок с экологической тропой; географическая площадка. Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных подготовки опытов с ними проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью. Требования к уголку живой природы.

Русский

2013-08-22

38 KB

48 чел.

5. Материальное обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир»

Материальная база – система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

Материальную базу обучения естествознанию составляют:

  •  кабинет естествознания с учебным оборудованием;
  •  уголок живой природы;
  •  пришкольный участок с экологической тропой;
  •  географическая площадка.

Школьный кабинет естествознания – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

Кабинет обычно включает три отдела: методический отдел, отдел учебного оборудования, отдел экспозиции.

В методическом отделе хранятся тематические папки с дидактическими материалами, методические разработки, детская литература природоведческого содержания, краеведческая литература, атласы и др.

В отдельных шкафах хранится учебное оборудование: коллекции, муляжи, таблицы, карты, лабораторное оборудование, ТСО и др.

Все оборудование кабинета систематизируется в специальной картотеке, которая хранится вместе с паспортом кабинета.

Уголок живой природы – это место для хранения живых растений и животных, подготовки опытов с ними, проведения внеурочных и внеклассных занятий.

Уголок живой природы может быть в кабинете естествознания и являться его составной частью.

Требования к уголку живой природы. Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условиям для роста растений и содержания животных.

Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению.

Комнатные растения следует выбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с разными экологическими группами растений, внешним строением органов, способами размножения и проводить практические работы по выращиванию. Животные уголка живой природы.

Учебно-опытный участок. На школьном учебно-опытном участке для начальных классов должны быть следующие отделы: овощной, ягодный, цветочно-декоративный, коллекционный, а также плодовый сад. Если для начальных классов нет возможности организовать какой-либо отдел, то учащиеся 1-4 классов могут вести работу на соответствующем участке для старших классов. Учебно-опытный участок следует спланировать в соответствии с требованиями программы.

Географическая площадка располагается вблизи от школы в освещенном месте на учебно-опытном участке. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений.

Географическая площадка имеет квадратную форму, размером 1010 м. Обязательный объект географической площадки – гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, длиной тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона определяют направления сторон горизонта.

Учебная экологическая тропа – это педагогически организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.

Объекты экологической тропы:

  •  небольшие участки естественных природных сообществ разного типа (хвойный и лиственный лес, озеро, болото, луг);
  •  геологические объекты: разные формы рельефа, выходы горных пород, почвенные обнажения;
  •  интересные ботанические объекты: деревья, кустарники и важнейшие виды травянистых растений данной местности, редкие и охраняемые растения, растения, занесенные в Красную книгу;
  •  выразительные зоологические объекты: муравейник, зимняя кузница и дупло большого пестрого дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночки, дрозда), столовая свиристелей или снегирей, шишки, обработанные клестом, белкой, дятлом, погрызы и другие следы жизнедеятельности животных;
  •  объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнездовий (скворечники, синичники, дуплянки) с демонстрацией способов их прикрепления к дереву (на поперечной планке в развилке дерева, на алюминиевой проволоке, на проволочной петле, закрепленной на коротком сучке). Несложное приспособление позволит привлечь птиц на водопой в жаркое время. Для этого надо выкопать ямку, уложить в нее кусок полиэтиленовой пленки, чтобы она удерживала воду. С дощечки, плавающей на поверхности, птицам будет удобно пить. Можно создать вдоль тропы микрозаказник для насекомых-опылителей;
  •  антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, водоисточники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования;
  •  памятники природы – ценные природные объекты местного значения, подлежащие охране: озера, горы, прибрежные скалы, эталонные участки лесов и горных степей, уникальные деревья (старые деревья, которые являются свидетелями жизни великих людей или событий далекого прошлого).

Общий указатель и схема тропы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82287. Причины, характер и движущие силы революции 1916 г. в Казахстане. Основные очаги восстания 37.85 KB
  Основные очаги восстания Восстание охватило всю территорию Казахстана главными очагами восстания выступили: Тургайский Семиреченский и ЧуТаласский центры. Причины восстания стали следующие обстоятельства: усиление колониального гнета; изъятие земель; увеличение налогов и поборов; разжигание национальной розни; резко ухудшившееся положение народных масс; реквизиция скота и фуража у казахского населения. Локальными центрами восстания стали: СырДарьинская область – Турар Рыскулов руководитель; Уральская область – Сейткали Мендышев;...
82288. Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 года 28.55 KB
  В марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960х годов: 1 резкое увеличение государственных инвестиций для осуществления программ по комплексной механизации электрификации мелиорации работы направленные на улучшение свойств земель на повышение их производительности и химизации сельского хозяйства; 2 введение на 5 лет твердых и сравнительно низких планов заготовок колхозной продукции; 3 повышение закупочных цен на сельскохозяйственные культуры причем...
82289. Особенности установления советской власти в Казахстане 32.05 KB
  Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана вооруженным путем – в Оренбурге Семипалатинске Верном и других городах. В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот и власть перешла Войсковому правительству таким же методом взяли бразды правления в свои руки Семиреченское войсковое правительство. 30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте.
82290. События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия 29.56 KB
  Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР. После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана.
82291. Причины и начало интервенции и гражданской войны в Казахстане. Образование фронтов в крае 31.04 KB
  Началом Гражданской войны является антисоветский мятеж Чехословацкого корпуса в мае 1918 года военнопленным солдатам которого Советское правительство разрешило вернуться домой. В ходе гражданской войны были образованы Восточный и Туркестанский фронты локальными фронтами являлись: Актюбинский Уральский Семиреченский. Яркой страницей гражданской войны является экспедиция А.
82292. Развитие промышленности в 70-80-е годы и ее сырьевая направленность 30.54 KB
  Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. В структуре экспортных поставок республики 97 приходилось на сырье. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР развитием духовной культуры а суммой капиталовложений тоннами добытой руды угля нефти и других ресурсов. Таким образом в экономике республики в 7080–е годы проявились все те деформации которые были характерны для народного хозяйства страны в целом.
82293. Экономическая политика в годы гражданской войны 30.88 KB
  Первыми мероприятиями советской власти в Казахстане стали: национализация крупной промышленности банков и транспорта весной 1918 года; возращение крестьянам 35 млн. Для Казахстана продразверстка стала настоящим бедствием: поголовье скота составило всего 545 в 1920 году по сравнению с 1913 годом Сокращение произошло с 299 млн. в 1913 году до 163 млн. голов в 1920; посевные площади с 42 млн.
82294. Развитие сельского хозяйства в сер.60-х-нач.80-х годы 31.31 KB
  Уравнительное распределение заработной платы снижала заинтересованность рабочих в результатах своего труда объемы производства и качество продукции. Наращивание производства сельскохозяйственных продуктов в республике проходило крайне неравномерно более высокие темпы прироста были достигнуты в девятой пятилетке – 3 в год. Неустойчивым было развитие зернового производства.
82295. Создание Киргизской (Казахской) АССР и КазССР 27.83 KB
  Казревком также занялся подготовкой Учредительного съезда Советов Казахстана. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию в составе которой было 11 союзных республик в том числе и КазССР.