30087

Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания

Доклад

Обществознание

Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.

Русский

2013-08-22

41 KB

30 чел.

  1.  Исторический экскурс в развитие отечественной методики

преподавания естествознания

Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую школу в 1786 г. Первым и единственным русским методистом того времени, автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев - натуралист и путешественник. Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство».

Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя.

1828 г. естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе

Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. По утвержденной программе на изучение предмета в начальной школе отводилось 2 часа в I классе.

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я. Герд. Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки. В 1877 г. он опубликовал план построения школьного курса естествознания. По этому плану во II и III классах предлагалось изучать неорганический мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных пород, почвы, минералов, происхождение различных горных пород, вулканы и землетрясения, использование руд и извлечение из них металлов.

1902 г. в гимназии была введена программа природоведения, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым. В ней предлагалось изучение природы по «общежитиям» (сад, поле, река, луг, лес).

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский педагог-естественник, впервые в истории Петербургского университета начал читать для студентов курс методики естествознания. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания».

Наиболее важный вклад в развитие методики природоведения в начальных классах внес педагог-естественник Л.С.Севрук. Его методика представляет собой разработку отдельных уроков по начальному курсу природоведения, особенно подробно по отделу неживой природы. В свое время это было единственное руководство, посвященное вопросам методики и техники школьного преподавания естествознания, написанное по схеме: неживая природа - растения - животные.

Основной труд В. П. Вахтерова – «Предметный метод обучения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изучении природы.

В 1923 г. произошел перелом в школьном курсе естествознания. Государственный ученый совет (ГУС) высказал идею комплексного построения программ, что исключало стройное изучение отдельных предметов. В области естествознания отобрали только тот материал, который был нужен для анализа природных условий для развития сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности

По новому плану на естествознание в начальной школе отводилось 2 часа во II классе. В III и IV классах по 4 часа в неделю было выделено на изучение географии и естествознания. Изучение курса начиналось во II классе, где учащиеся знакомились с окружающей их природой; в III классе - с явлениями природы и строением тела человека. В IV классе вместо изучения жизни животных и организма человека был введен отдельный курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

С 1950 г. естествознание как самостоятельный учебный предмет вновь было введено в программу начальной школы.

На смену знания объектов и явлений естественной природы, элементарных взаимосвязей («Природоведению») пришла необходимо, и более глубокого ознакомления ребенка с причинами происходящего, формирования у него умения самостоятельно прогнозировать последствия и активно участвовать в природоохранных процессах, руководствуясь соблюдением ее законов — курс «Естествознание». Впоследствии в свете интеграции естественной и социальной картины мира он был расширен до «Окружающего мира» и в преподавательской среде — до «Методики преподавания естествознания («Окружающего мира»)».

Развитие начальной школы происходит в следующих направлениях.

1. Гуманизация начального образования в целях формирования общечеловеческого приоритета, т.е. создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка.

2. Стандартизация образования, четко определяющая обязательный минимум содержания начального образования по каждой образовательной области и требования к уровню подготовки младших школьников.

3. Гуманитаризация современного образования на фоне популяризации культурологического и поликультурного подхода.

4. Интеграция в начальном образовании, стимулированная в курсе естествознания его объединением с обществоведческим материалом.

5. Тенденция вариативности естественно-научного образования. Разработка альтернативных программ и их методического оснащения осуществляется в связи с возвратом к четырехлетнему начальному обучению и в соответствии с международными стандартами.

6. Преемственность в естественно-научном обучении школьников, соблюдение которой на современном этапе вызвано не только необходимостью связи пропедевтического (начального) и систематических курсов (средняя школа), но и снижением нижних границ обучения — естествознание преподается детям дошкольного возраста.

7. Инновационность образования, связанная с созданием условий для сближения массовой начальной школы с формирующимися альтернативными подходами к обучению.

8. Экологизация естественно-научного образования, осуществляющаяся несколькими путями

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4311. Строки в языке Си 63 KB
  Строки В языке С отсутствует строковый тип, работа со строками организована путем использования одномерных массив типа char. Строка в С – это массив символов, заканчивающийся нулевым байтом. Каждый символ строки размещается в отдельном ба...
4312. Структуры как способы предоставления данных 52 KB
  Структуры Успех программы часто зависит от удачного выбора способа представления данных. С помощью структур возможно моделировать сложные объекты, возникающие при решении задач. Структуры представляют средство для доступа к з...
4313. Организация файлового ввода-вывода в Си 119.5 KB
  Организация файлового ввода-вывода в Си Считываемая и записываемая информация с точки зрения пользователя представляет собой некую последовательность байтов. Чтобы отразить эту особенность, при реализации ввода-вывода в Си используется понятие...
4314. Создание сайта Музыкальные альбомы группы Pink Floyd 13.95 MB
  Аннотация Информационная технология: Объектный Web-дизайн. Разработка систем в открытых кодах (OpenSource). Разработка сайта велась по заказу каф. ВТ УГТУ-УПИ. Проект Web-сайта и сопутствующие документы направлены на организацию взаи...
4315. Основы Web-технологий. Краткое учебное пособие 816.5 KB
  Основы Web-технологий Введение С появлением высокопроизводительных серверов, сетевого оборудования и высокоскоростных каналов связи стала реальностью организация на основе ПК корпоративных вычислительных сетей. Корпоративные сети объединены во всеми...
4316. Web-программирование Лекции 2.21 MB
  Предмет Web-программирования. Программирование на стороне клиента и сервера. Инструменты и технологии программирования Предмет Web-программирования. Язык HTML. За последние годы разработки для Интернета эволюционировали от статических страниц до дин...
4317. Разработка Web-сайта ООО РПК Август на платформе CMS Joomla 7.34 MB
  Введение В последнее время всё больше руководителей начинают отчётливо осознавать важность построения на предприятии информационной системы как необходимого инструментария для успешного управления бизнесом в современных условиях. Активное развитие И...
4318. Корпоративный сайт. Эффективный инструмент бизнеса или нереализованные возможности 731.5 KB
  Корпоративный сайт. Эффективный инструмент бизнеса или нереализованные возможности Большинство достижений технической мысли человека, использованных совсем не для реализации гуманных целей, получали дальнейшее логическое развитие и продолжение в н...
4319. Структура сайта предприятия 183.5 KB
  Структура сайта предприятия Что такое сайт Сайт — это именованный набор информационных и программных блоков, организованных и размещенных в интернете с заранее определенной целью и предназначенных для активного восприятия целевой аудитор...