30087

Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания

Доклад

Обществознание

Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.

Русский

2013-08-22

41 KB

32 чел.

  1.  Исторический экскурс в развитие отечественной методики

преподавания естествознания

Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую школу в 1786 г. Первым и единственным русским методистом того времени, автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев - натуралист и путешественник. Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство».

Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя.

1828 г. естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе

Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. По утвержденной программе на изучение предмета в начальной школе отводилось 2 часа в I классе.

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я. Герд. Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки. В 1877 г. он опубликовал план построения школьного курса естествознания. По этому плану во II и III классах предлагалось изучать неорганический мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных пород, почвы, минералов, происхождение различных горных пород, вулканы и землетрясения, использование руд и извлечение из них металлов.

1902 г. в гимназии была введена программа природоведения, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым. В ней предлагалось изучение природы по «общежитиям» (сад, поле, река, луг, лес).

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский педагог-естественник, впервые в истории Петербургского университета начал читать для студентов курс методики естествознания. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания».

Наиболее важный вклад в развитие методики природоведения в начальных классах внес педагог-естественник Л.С.Севрук. Его методика представляет собой разработку отдельных уроков по начальному курсу природоведения, особенно подробно по отделу неживой природы. В свое время это было единственное руководство, посвященное вопросам методики и техники школьного преподавания естествознания, написанное по схеме: неживая природа - растения - животные.

Основной труд В. П. Вахтерова – «Предметный метод обучения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изучении природы.

В 1923 г. произошел перелом в школьном курсе естествознания. Государственный ученый совет (ГУС) высказал идею комплексного построения программ, что исключало стройное изучение отдельных предметов. В области естествознания отобрали только тот материал, который был нужен для анализа природных условий для развития сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности

По новому плану на естествознание в начальной школе отводилось 2 часа во II классе. В III и IV классах по 4 часа в неделю было выделено на изучение географии и естествознания. Изучение курса начиналось во II классе, где учащиеся знакомились с окружающей их природой; в III классе - с явлениями природы и строением тела человека. В IV классе вместо изучения жизни животных и организма человека был введен отдельный курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

С 1950 г. естествознание как самостоятельный учебный предмет вновь было введено в программу начальной школы.

На смену знания объектов и явлений естественной природы, элементарных взаимосвязей («Природоведению») пришла необходимо, и более глубокого ознакомления ребенка с причинами происходящего, формирования у него умения самостоятельно прогнозировать последствия и активно участвовать в природоохранных процессах, руководствуясь соблюдением ее законов — курс «Естествознание». Впоследствии в свете интеграции естественной и социальной картины мира он был расширен до «Окружающего мира» и в преподавательской среде — до «Методики преподавания естествознания («Окружающего мира»)».

Развитие начальной школы происходит в следующих направлениях.

1. Гуманизация начального образования в целях формирования общечеловеческого приоритета, т.е. создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка.

2. Стандартизация образования, четко определяющая обязательный минимум содержания начального образования по каждой образовательной области и требования к уровню подготовки младших школьников.

3. Гуманитаризация современного образования на фоне популяризации культурологического и поликультурного подхода.

4. Интеграция в начальном образовании, стимулированная в курсе естествознания его объединением с обществоведческим материалом.

5. Тенденция вариативности естественно-научного образования. Разработка альтернативных программ и их методического оснащения осуществляется в связи с возвратом к четырехлетнему начальному обучению и в соответствии с международными стандартами.

6. Преемственность в естественно-научном обучении школьников, соблюдение которой на современном этапе вызвано не только необходимостью связи пропедевтического (начального) и систематических курсов (средняя школа), но и снижением нижних границ обучения — естествознание преподается детям дошкольного возраста.

7. Инновационность образования, связанная с созданием условий для сближения массовой начальной школы с формирующимися альтернативными подходами к обучению.

8. Экологизация естественно-научного образования, осуществляющаяся несколькими путями

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48200. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 245.5 KB
  В основе отклонений в развитии ребенка лежат в одних случаях органические или грубые функциональные нарушения центральной нервной системы в других периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов; значимыми являются также резко неблагоприятные условия жизни ребенка в раннем периоде. Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же что и нормальный то дети с дефектом достигают этого иным способом на ином пути иными средствами и для педагога особенно важно знать своеобразие пути по которому он...
48201. Реактори хімічної промисловості 143 KB
  Тому на відміну від швидкості хімічної реакції користуються поняттям загальної спільної швидкості процесу. Хімічна кінетика вчення про швидкості хімічної реакції. Під кінетикою реакції розуміють залежність швидкості даної реакції від концентрацій температури тиску. Термодинаміка дає уявлення про можливість здійснення а також про напрям розвитку як самої хімічної реакції так і окремих її етапів.
48202. Статистика. Курс лекцій 1.19 MB
  Серед цих причин є основні загальні для всіх подій масового процесу і другорядні індивідуальні для кожного елементу сукупності але випадкові для маси. Наприклад під час вивчення кваліфікаційного рівня робітників підприємства елементом сукупності є окремий робітник при цьому обсяг сукупності визначається межами підприємства чисельністю його робітників. Елемент сукупності робітник є носієм ознаки кваліфікаційного рівня. Сукупності можуть бути як однорідними так і різнорідними.
48203. Анализ влияния протоколов транспортного уровня в BitTorrent на качество обслуживания 1.17 MB
  В ходе работы рассмотрены особенности трафика пиринговых файлообменных систем, изучена работа протоколов TCP и uTP в части управления скоростью передачи данных и проводится сравнительный анализ их влияния при использовании в BitTorrent на качество обслуживания
48204. Системи технологій промисловості. Стислий конспект лекцій 662 KB
  Перші зайняті видобутком природної сировини вугілля торфу природного газу руд чорних і кольорових металів другі – переробкою продукції видобувних галузей промисловості та сільського господарства. Пальна мінеральна сировина – це вугілля нафта торф пальні сланці природний газ і т. Якщо збагачуються тверді породи наприклад гірські породи вугілля то отриманий продукт збагачений корисною складовою частиною називають концентратом а відходи що містять порожню породу – хвостами. Оцінка якості вугілля складається з 19 нормованих...
48205. Страхование. Конспект лекций 982 KB
  В книге рассмотрены основные понятия принципы и виды страхования положения договора страхования порядок осуществления страховых выплат а так же другие вопросы страховой деятельности. Оглавление ЛЕКЦИЯ № 1 Общие положения о страховании ЛЕКЦИЯ № 2 Основные понятия страхования ЛЕКЦИЯ № 3 Общие положения о договоре страхования ЛЕКЦИЯ № 4 Страховая выплата ЛЕКЦИЯ № 5 Характеристика видов личного страхования ЛЕКЦИЯ № 6 Имущественное страхование ЛЕКЦИЯ № 7 Страхование ответственности ЛЕКЦИЯ № 8 Обязательное страхование ЛЕКЦИЯ № 9 Обязательное...
48206. Страховое право. Конспект лекций 850.5 KB
  Оглавление ЛЕКЦИЯ № 1 Страховое право в системе права Российской Федерации ЛЕКЦИЯ № 2 Структура и элементы страхового права ЛЕКЦИЯ № 3 Риск как источник возникновения страховых отношений ЛЕКЦИЯ № 4 Характеристика отдельных видов страхования ЛЕКЦИЯ № 5 Страховые организации и контроль за ними ЛЕКЦИЯ № 6 Страховые суммы и страховые выплаты ЛЕКЦИЯ № 7 Договор страхования ЛЕКЦИЯ № 8 Особенности страхования отдельных объектов ЛЕКЦИЯ № 9 Особенности правового регулирования страхования за рубежом ЛЕКЦИЯ № 1 Страховое право в системе права Российской...
48207. Страхування. Конспект лекцій 597 KB
  Конспект лекцій з дисципліни Страхування†для студентів спеціальності 6. Вступ 4 Сутність принципи і роль страхування 5 Класифікація страхування 13 Страхові ризики та їх оцінка...
48208. Стрічкові конвеєри 1.12 MB
  До недоліків цих конвеєрів відносяться : їх висока вартість невеликий термін служби стрічки обмежений кут нахилу. Обмеження кута підйому при використанні нормальної гладкої стрічки до 16 20 в залежності від властивостей транспортування матеріалу і конструкції роликового ставу. Рух тягового органу стрічки конвеєра здійснюється за рахунок фрикційного зв’язку стрічки з приводним барабаном. За розташуванням несучої гілки стрічки: з верхньою несучою гілкою основний тип;...