30087

Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания

Доклад

Обществознание

Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.

Русский

2013-08-22

41 KB

34 чел.

  1.  Исторический экскурс в развитие отечественной методики

преподавания естествознания

Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую школу в 1786 г. Первым и единственным русским методистом того времени, автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев - натуралист и путешественник. Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство».

Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя.

1828 г. естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе

Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. По утвержденной программе на изучение предмета в начальной школе отводилось 2 часа в I классе.

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я. Герд. Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки. В 1877 г. он опубликовал план построения школьного курса естествознания. По этому плану во II и III классах предлагалось изучать неорганический мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных пород, почвы, минералов, происхождение различных горных пород, вулканы и землетрясения, использование руд и извлечение из них металлов.

1902 г. в гимназии была введена программа природоведения, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым. В ней предлагалось изучение природы по «общежитиям» (сад, поле, река, луг, лес).

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский педагог-естественник, впервые в истории Петербургского университета начал читать для студентов курс методики естествознания. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания».

Наиболее важный вклад в развитие методики природоведения в начальных классах внес педагог-естественник Л.С.Севрук. Его методика представляет собой разработку отдельных уроков по начальному курсу природоведения, особенно подробно по отделу неживой природы. В свое время это было единственное руководство, посвященное вопросам методики и техники школьного преподавания естествознания, написанное по схеме: неживая природа - растения - животные.

Основной труд В. П. Вахтерова – «Предметный метод обучения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изучении природы.

В 1923 г. произошел перелом в школьном курсе естествознания. Государственный ученый совет (ГУС) высказал идею комплексного построения программ, что исключало стройное изучение отдельных предметов. В области естествознания отобрали только тот материал, который был нужен для анализа природных условий для развития сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности

По новому плану на естествознание в начальной школе отводилось 2 часа во II классе. В III и IV классах по 4 часа в неделю было выделено на изучение географии и естествознания. Изучение курса начиналось во II классе, где учащиеся знакомились с окружающей их природой; в III классе - с явлениями природы и строением тела человека. В IV классе вместо изучения жизни животных и организма человека был введен отдельный курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

С 1950 г. естествознание как самостоятельный учебный предмет вновь было введено в программу начальной школы.

На смену знания объектов и явлений естественной природы, элементарных взаимосвязей («Природоведению») пришла необходимо, и более глубокого ознакомления ребенка с причинами происходящего, формирования у него умения самостоятельно прогнозировать последствия и активно участвовать в природоохранных процессах, руководствуясь соблюдением ее законов — курс «Естествознание». Впоследствии в свете интеграции естественной и социальной картины мира он был расширен до «Окружающего мира» и в преподавательской среде — до «Методики преподавания естествознания («Окружающего мира»)».

Развитие начальной школы происходит в следующих направлениях.

1. Гуманизация начального образования в целях формирования общечеловеческого приоритета, т.е. создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка.

2. Стандартизация образования, четко определяющая обязательный минимум содержания начального образования по каждой образовательной области и требования к уровню подготовки младших школьников.

3. Гуманитаризация современного образования на фоне популяризации культурологического и поликультурного подхода.

4. Интеграция в начальном образовании, стимулированная в курсе естествознания его объединением с обществоведческим материалом.

5. Тенденция вариативности естественно-научного образования. Разработка альтернативных программ и их методического оснащения осуществляется в связи с возвратом к четырехлетнему начальному обучению и в соответствии с международными стандартами.

6. Преемственность в естественно-научном обучении школьников, соблюдение которой на современном этапе вызвано не только необходимостью связи пропедевтического (начального) и систематических курсов (средняя школа), но и снижением нижних границ обучения — естествознание преподается детям дошкольного возраста.

7. Инновационность образования, связанная с созданием условий для сближения массовой начальной школы с формирующимися альтернативными подходами к обучению.

8. Экологизация естественно-научного образования, осуществляющаяся несколькими путями

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46647. Исламская республика 24.33 KB
  Политические партии. Это партии входившие в Национальный фронт партии марксистского типа а также партии использовавшие исламские лозунги. Активное участие в свержении шахского режима приняли такие левые партии как Организация моджахедов иранского народа Моджахедине Хальк Организация партизанфедаев Федаяне хальк иранского народа Народная партия Ирана Туде. Поддержали революцию некоторые буржуазнодемократические партии Национального фронта члены которых вошли в состав Временного революционного правительства партия Движение за...
46648. Сжимаемость, температурное расширение, испаряемость 24.34 KB
  Сжимаемость свойство вещества изменять свой объём при изменении внешнего давления или другими словами при изменении напряжений в веществе. Если давление в гидросистеме не превышает давления на которое настроен вспомогательный клапан последний закрыт давления в торцовых полостях переливного золотника 5 одинаковы и золотник прижат пружиной 9 к своему конусному седлу вследствие этого напорная и сливная линии разъединены. Изза потери давления в малом отверстии 7 давление в полости 10 уменьшится и золотник 5 переместится вверх сжимая...
46649. Методы и средства обеспечения безопасности установок и систем повышенной опасности 24.43 KB
  Методы и средства обеспечения безопасности установок и систем повышенной опасности. Основные методы обеспечения безопасности установок. Госгортехнадзор РФ утверждает обязательные для предприятий организаций и АО далее предприятий всех форм собственности межотраслевые правила по устройству и безопасной эксплуатации этих установок [19. В них содержатся требования безопасности которые должны быть выполнены как при проектировании и изготовлении так и при монтаже эксплуатации и ремонте данных установок.
46650. Дополнительное профессиональное образование 24.45 KB
  Представляет собой систему средств обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях гигиенических микроклиматических технических социальнопсихологических требующих от человека повышенной ответственности здоровья высокой работоспособности и точности исполнения задания устойчивой эмоциональноволевой регуляции. Вот почему на каждом уроке как правило учителя дают учащимся домашние задания. Обычно эти задания включают в...
46651. Статус української мови як державної 24.5 KB
  Українська мова в Україні має статус державної. Це закріплено у десятій статті Конституції України. Державна мова - мова, яка користується у конкретній державі законодавчим статусом обов'язкової для вживання в офіційних сферах життя. Державна мова обслуговує державні і суспільні органи, організації, заклади культури і освіти. Вона повинна побутувати у всіх сферах життя
46653. Declarative sentences 24.5 KB
  A declarative sentence contains a statement which gives the reader or the listener some information about various events, activities or attitudes, thoughts and feelings. Statements form the bulk of monological speech, and the greater part of conversation. A statement may be positive (affirmative) or negative, as in...
46654. Рак легкого. Классификация. Стадии процесса. Пути метастазирования. Современные принципы лечения 24.66 KB
  Различают две формы: центральный рак легкого исходящий из крупного или мелкого бронха и периферический рак развивающийся из самой ткани легкого. Различают центральный рак легкого растущий преимущественно внутри или перибронхиапьно 80 случаев; периферический рак; редко диагностируется медиастинальная форма милиарный узелковый карциноз и др. По гистологической структуре раки легкого чаще всего бывают плоскоклеточными хотя наблюдаются также железистые формы аденокарциномы резко анаплазированные мелкоклеточный рак...
46655. Становление и развитие экологического права. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экологического права 24.72 KB
  Лишь в 70е годы применительно к водам и в 80е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические. В то время не законы а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта. В конце 80х годов ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое...