30087

Исторический экскурс в развитие отечественной методики преподавания естествознания

Доклад

Обществознание

Естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. он опубликовал план построения школьного курса естествознания.

Русский

2013-08-22

41 KB

33 чел.

  1.  Исторический экскурс в развитие отечественной методики

преподавания естествознания

Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую школу в 1786 г. Первым и единственным русским методистом того времени, автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев - натуралист и путешественник. Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство».

Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя.

1828 г. естествознание как учебный предмет перестало существовать в общеобразовательной школе

Возвращение естествознания в школу произошло после длительного перерыва лишь в 1852 г. По утвержденной программе на изучение предмета в начальной школе отводилось 2 часа в I классе.

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я. Герд. Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки. В 1877 г. он опубликовал план построения школьного курса естествознания. По этому плану во II и III классах предлагалось изучать неорганический мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных пород, почвы, минералов, происхождение различных горных пород, вулканы и землетрясения, использование руд и извлечение из них металлов.

1902 г. в гимназии была введена программа природоведения, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым. В ней предлагалось изучение природы по «общежитиям» (сад, поле, река, луг, лес).

Половцов Валериан Викторович (1862—1918) — русский педагог-естественник, впервые в истории Петербургского университета начал читать для студентов курс методики естествознания. Его лекции вышли в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания».

Наиболее важный вклад в развитие методики природоведения в начальных классах внес педагог-естественник Л.С.Севрук. Его методика представляет собой разработку отдельных уроков по начальному курсу природоведения, особенно подробно по отделу неживой природы. В свое время это было единственное руководство, посвященное вопросам методики и техники школьного преподавания естествознания, написанное по схеме: неживая природа - растения - животные.

Основной труд В. П. Вахтерова – «Предметный метод обучения» (1907). В нем он высказывал требование наглядного обучения, проведения предметных уроков, экскурсий в природу. Особое внимание уделял развитию у детей активности при изучении природы.

В 1923 г. произошел перелом в школьном курсе естествознания. Государственный ученый совет (ГУС) высказал идею комплексного построения программ, что исключало стройное изучение отдельных предметов. В области естествознания отобрали только тот материал, который был нужен для анализа природных условий для развития сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности

По новому плану на естествознание в начальной школе отводилось 2 часа во II классе. В III и IV классах по 4 часа в неделю было выделено на изучение географии и естествознания. Изучение курса начиналось во II классе, где учащиеся знакомились с окружающей их природой; в III классе - с явлениями природы и строением тела человека. В IV классе вместо изучения жизни животных и организма человека был введен отдельный курс неживой природы (вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

С 1950 г. естествознание как самостоятельный учебный предмет вновь было введено в программу начальной школы.

На смену знания объектов и явлений естественной природы, элементарных взаимосвязей («Природоведению») пришла необходимо, и более глубокого ознакомления ребенка с причинами происходящего, формирования у него умения самостоятельно прогнозировать последствия и активно участвовать в природоохранных процессах, руководствуясь соблюдением ее законов — курс «Естествознание». Впоследствии в свете интеграции естественной и социальной картины мира он был расширен до «Окружающего мира» и в преподавательской среде — до «Методики преподавания естествознания («Окружающего мира»)».

Развитие начальной школы происходит в следующих направлениях.

1. Гуманизация начального образования в целях формирования общечеловеческого приоритета, т.е. создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребенка.

2. Стандартизация образования, четко определяющая обязательный минимум содержания начального образования по каждой образовательной области и требования к уровню подготовки младших школьников.

3. Гуманитаризация современного образования на фоне популяризации культурологического и поликультурного подхода.

4. Интеграция в начальном образовании, стимулированная в курсе естествознания его объединением с обществоведческим материалом.

5. Тенденция вариативности естественно-научного образования. Разработка альтернативных программ и их методического оснащения осуществляется в связи с возвратом к четырехлетнему начальному обучению и в соответствии с международными стандартами.

6. Преемственность в естественно-научном обучении школьников, соблюдение которой на современном этапе вызвано не только необходимостью связи пропедевтического (начального) и систематических курсов (средняя школа), но и снижением нижних границ обучения — естествознание преподается детям дошкольного возраста.

7. Инновационность образования, связанная с созданием условий для сближения массовой начальной школы с формирующимися альтернативными подходами к обучению.

8. Экологизация естественно-научного образования, осуществляющаяся несколькими путями

PAGE   \* MERGEFORMAT 2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10788. Модели жизненного цикла ПО 48 KB
  Модели жизненного цикла ПО Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО под моделью ЖЦ понимается структура определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов действий и задач выполняемых на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зав...
10789. Каскадная модель ЖЦ ПО 62.44 KB
  Каскадная модель ЖЦ ПО Классическая каскадная модель несмотря на полученную в последнее время негативную оценку исправно служила специалистам по программному инжинирингу многие годы. Понимание ее сильных сторон и недостатков улучшает оценочный анализ других зачаст...
10790. Спиральная модель ЖЦ ПО 62.61 KB
  Спиральная модель ЖЦ ПО Спиральная модель воплощает в себе преимущества каскадной модели. При этом в нее также включены анализ рисков управление ими а также процессы поддержки и менеджмента. Здесь также предусмотрена разработка программного продукта при использовани...
10791. Диаграммы потоков данных DFD 31.51 KB
  Диаграммы потоков данных DFD В основе данной методологии методологии Gane/Sarson [11] лежит построение модели анализируемой ИС проектируемой или реально существующей. В соответствии с методологией модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных ДПД или D...
10792. Общие требования к методологии и технологии проектирования 23.16 KB
  Общие требования к методологии и технологии проектирования Методологии технологии и инструментальные средства проектирования CASEсредства составляют основу проекта любой ИС. Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты метод
10793. Подход RАD. Стадии планирования требований и проектирования 18.62 KB
  Подход RАD. Стадии планирования требований и проектирования. Одним из возможных подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ является получившая в последнее время широкое распространение методология быстрой разработки приложений RAD Rapid Application Development. Под этим ...
10794. Разработка системы управления технологическим процессом на базе контроллера Siemens Logo 1.29 MB
  Разработка системы управления технологическим процессом на базе контроллера Siemens Logo Реферат Курсовой проект содержит 46 страниц 21 рисунков 12 таблиц 11 источников 3 приложения 2 листа графического материала вынесенного в приложения. Ключевые слова: автомати
10795. Розвиток і розміщення туристичного комплексу Франції 1.46 MB
  Курсова робота з курсу Розміщення продуктивних сил на тему: Розвиток і розміщення туристичного комплексу Франції Вступ Туризм відіграє одну з головних ролей в світовій економіці забезпечуючи десяту частину світового валового національного прод
10796. Особливості розвитку і розміщення туристичного комплексу Туреччини 79.5 KB
  Курсова робота з дисципліни Маркетинг Особливості розвитку і розміщення туристичного комплексу Туреччини Вступ3 1. Сутність значення і місце рекреаційнотуристичного комплексу в господарстві5 2. Передумови розвитку і розміщення рекреаційнотуристичного к