30088

Принципы и критерии отбора содержания

Доклад

Обществознание

Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.

Русский

2013-08-22

30 KB

50 чел.

2. Принципы и критерии отбора содержания

Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения.

Принципы (от лат. «основа») – это базисные положения, определяющие содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» определил только два принципа: природосообразности и народности.

В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои «авторские» принципы, которых насчитывается несколько десятков.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществляется в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Рассмотрим общепризнанные и наиболее значимые из них (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин).

Принцип гуманистической направленности содержания естественнонаучного образования проявляется в интегрировании гуманитарных и естественнонаучных знаний.

Принцип наглядности констатирует необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Процесс обучения в начальной школе строится на основе целенаправленных, систематических наблюдений природы.

Принцип научности предполагает опору на новейшие достижения науки, ее открытия, современные точки зрения на естественнонаучную картину мира.

Принцип доступности и посильной трудности направлен на познание сущности природных явлений. Если усваиваемый материал слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями. Отбор учебного материала определяется, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.

Принцип систематичности и последовательности означает детерминированность отдельных содержательных компонентов курса связями между ними. Проявляется в структуре курса, определяющей последовательность изучения основных понятий, постепенность их усложнения.

Принцип связи теории с практикой предполагает знакомство учащихся с современными производственными технологиями и прогрессивными методами труда, применение знаний в практической деятельности, связь с жизненным опытом ребенка

Принцип сознательности и активности учащихся направлен на стимулирование познавательной активности школьника. Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Специфическими принципами ознакомления с окружающим миром являются краеведческий, экологический и принцип сезонности (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, В.М. Пакулова).

Краеведческий принцип обеспечивает широкое привлечение краеведческого материала. Непосредственное знакомство детей с природой родного края, его историей, экономикой и культурой создает положительный, эмоциональный фон в обучении, является источником ярких, образных представлений, приучает любить родную природу, закладывает основу для формирования представлений о природе отдаленных территорий Земли.

Экологический принцип акцентирует внимание на раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей в природе. Изучение природных тел и систем сопровождается оценкой экологического состояния природных объектов своей местности, выявлением причин их загрязнения или гибели, прогнозированием охранных мер.

Принцип сезонности направлен на изучение сезонных изменений, происходящих в природе в данной местности.

 Авторские принципы:

Виноградова   (21 век)  Культурологический

Вахрушев  (2100)

             Принцип айсберга (неожиданной детской интерпретации)

            Сказочной аналогии

Поглазова

             Иерархичности и преемственности

             Доминанты и дополнительности

              Вариативности

             Эмоциональной активности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43659. Влияние сезонных условий на надёжность электрооборудования автомобилей 1.92 MB
  Тема дипломного проекта Влияние сезонных условий на надёжность электрооборудования автомобилей. Целью дипломного проекта является установление закономерностей формирования потока отказов электрооборудования автомобилей с учетом влияния сезонных условий эксплуатации и совершенствование на этой основе методик планирования потребности в ресурсах автотранспортных предприятий. В ней рассмотрены особенности эксплуатации электрооборудования определена его роль в поддержании работоспособности современных автомобилей...
43660. Согласование работы всех элементов станции между собой и с прилегающими перегонами 290.21 KB
  Общие вопросы работы станций Техникоэксплуатационная характеристика Специализация парков путей Специализация маневровых локомотивов Маршруты движения поездов локомотивов и маневровых составов Оперативное руководство и планирование работы станций Структура оперативного управления Информация о подходе поездов Оперативное планирование работы станций Технология обработки поездов Технология обработки пассажирских поездов Технология обработки транзитных поездов без переработки Технология обработки...
43661. Обработка динамических списков 306.65 KB
  Метод нисходящего проектирования (сверху-вниз) предполагает последовательное разложение общей функции обработки данных на простые функциональные элементы. В результате строится иерархическая схема, отражающая состав и взаимоподчиненность отдельных функций.
43662. Главный корпус мастерской РАПО 260.09 KB
  Фундаменты под стены и колонны промышленных зданий делают из железобетона, бетона, бутобетона и бутовой кладки. В зависимости от конструктивной схемы здания, значения и характера нагрузок, вида и качества грунтов основания фундаменты бывают ленточные, столбчатые, свайные и сплошные.
43663. Разработка web-сайта для организации, занимающейся продажей автомобилей 1.07 MB
  1 Язык разметки гипертекста HTML 4 1. Сайт разрабатывался с помощью языка разметки гипертекста HTML и каскадных таблиц стилей CSS.1 Язык разметки гипертекста HTML HyperText Mrkup Lnguge HTML является стандартным языком предназначенным для создания гипертекстовых документов в среде WEB. HTMLдокументы могут просматриваться различными типами WEBбраузеров.
43664. Cоздания температурно-комфортного режима в холодный и переходный периоды года 2.66 MB
  Система отопления и вентиляции необходима в гражданских зданиях для поддерживания требуемой воздушной среды в помещениях, особенно в тех где имеется присутствие человека. Для строителя – это необходимая часть конструктивного решения здания. Данный курсовой проект посвящает нас в основы проектирования отопления и ветиляции.
43665. Построение твердотельных моделей в системе Unigraphics 7.25 MB
  Добавляем бобышки с двух сторон затем ставим фаски на них. Добавляем отверстие с одной стороны. Добавляем фаски и отверстия. Добавляем фаски.
43666. Проектирование технологических процессов ремонта деталей вагонов 2.85 MB
  Технологический процесс технологическая операция наплавка электрод флюс коэффициент наплавки фрикционный клин. Цель работы: Разработать технологию ремонта фрикционного клина провести подбор оборудования для ремонта В курсовом проекте произведен выбор действующего типового технологического процесса – способа восстановления изношенной поверхности детали составлен технологический процесс ремонта и произведена разработка технологических операций рассчитаны параметры режима ручной дуговой наплавки и автоматической наплавки под плавленым...