30088

Принципы и критерии отбора содержания

Доклад

Обществознание

Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.

Русский

2013-08-22

30 KB

49 чел.

2. Принципы и критерии отбора содержания

Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения.

Принципы (от лат. «основа») – это базисные положения, определяющие содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» определил только два принципа: природосообразности и народности.

В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои «авторские» принципы, которых насчитывается несколько десятков.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществляется в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Рассмотрим общепризнанные и наиболее значимые из них (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин).

Принцип гуманистической направленности содержания естественнонаучного образования проявляется в интегрировании гуманитарных и естественнонаучных знаний.

Принцип наглядности констатирует необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Процесс обучения в начальной школе строится на основе целенаправленных, систематических наблюдений природы.

Принцип научности предполагает опору на новейшие достижения науки, ее открытия, современные точки зрения на естественнонаучную картину мира.

Принцип доступности и посильной трудности направлен на познание сущности природных явлений. Если усваиваемый материал слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями. Отбор учебного материала определяется, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.

Принцип систематичности и последовательности означает детерминированность отдельных содержательных компонентов курса связями между ними. Проявляется в структуре курса, определяющей последовательность изучения основных понятий, постепенность их усложнения.

Принцип связи теории с практикой предполагает знакомство учащихся с современными производственными технологиями и прогрессивными методами труда, применение знаний в практической деятельности, связь с жизненным опытом ребенка

Принцип сознательности и активности учащихся направлен на стимулирование познавательной активности школьника. Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Специфическими принципами ознакомления с окружающим миром являются краеведческий, экологический и принцип сезонности (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, В.М. Пакулова).

Краеведческий принцип обеспечивает широкое привлечение краеведческого материала. Непосредственное знакомство детей с природой родного края, его историей, экономикой и культурой создает положительный, эмоциональный фон в обучении, является источником ярких, образных представлений, приучает любить родную природу, закладывает основу для формирования представлений о природе отдаленных территорий Земли.

Экологический принцип акцентирует внимание на раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей в природе. Изучение природных тел и систем сопровождается оценкой экологического состояния природных объектов своей местности, выявлением причин их загрязнения или гибели, прогнозированием охранных мер.

Принцип сезонности направлен на изучение сезонных изменений, происходящих в природе в данной местности.

 Авторские принципы:

Виноградова   (21 век)  Культурологический

Вахрушев  (2100)

             Принцип айсберга (неожиданной детской интерпретации)

            Сказочной аналогии

Поглазова

             Иерархичности и преемственности

             Доминанты и дополнительности

              Вариативности

             Эмоциональной активности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62006. Джаз – искусство XX века 25.64 KB
  Познакомить учащихся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки...
62007. Категории человеческого бытия 45.79 KB
  Категории человеческого бытия Основные категории бытия человека определяющие его жизнь это прежде всего свобода смысл жизни творчество любовь счастье вера смерть. Любовь Любовь самый верный свидетель моего существования.
62008. Как быть успешным? 44.43 KB
  Have you made up your mind yet? Will you be so kind as to share your choices with us? (Students’ answers) Well, I see most of you are quite self-confident, and those who doubt a bit, don’t worry, be happy, I’m sure our today’s talk will blow over all your doubts.
62009. Единицы измерения информации. 6 класс 77.99 KB
  Цели урока: Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера; Дать представление о единицах измерения информации; Воспитать интерес к уроку. Основные понятия: Бит; Байт; Килобайт; Мегабайт; Гигабайт; ЦОР: Видеоурок Единицы измерения информации...
62011. Открытый урок к педсовету по здоровьесбережению воспитанников 16.43 KB
  Объявление темы занятия «Здравствуй, Я!» в рамках месячника «За здоровый образа жизни» и предстоящего педагогического совета. Теоретический блок - кластерный анализ на основе ассоциаций термина «Здоровье», сравнение его с термином Всемирной организации здравоохранения:
62013. Екранні мистецтва: кіно, відео. Телебачення як мистецтво і засіб комунікації 39.92 KB
  Телебачення як мистецтво і засіб комунікації. Мета: ознайомити учнів із кінематографом як видом мистецтва; розкрити синтетичний характер кіномистецтва; учити розрізняти види відеопродукції та аналізувати роль телебачення у формуванні культури нашого покоління; виховувати любов до кіномистецтва. Терміни і поняття: Кіномистецтво; кінематограф; кіноіндустрія;...
62014. Методика преподавания сольфеджио. Урок Ритмическая группа 164.41 KB
  Цели урока: обучающая: повторить и закрепить на практике ритмическую фигуру. развивающая: развивать ритмическое чувство и слуховые представления в связи с включением в ритмические и интонационные упражнения ритмической группы...