30088

Принципы и критерии отбора содержания

Доклад

Обществознание

Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.

Русский

2013-08-22

30 KB

55 чел.

2. Принципы и критерии отбора содержания

Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения.

Принципы (от лат. «основа») – это базисные положения, определяющие содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» определил только два принципа: природосообразности и народности.

В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои «авторские» принципы, которых насчитывается несколько десятков.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществляется в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Рассмотрим общепризнанные и наиболее значимые из них (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин).

Принцип гуманистической направленности содержания естественнонаучного образования проявляется в интегрировании гуманитарных и естественнонаучных знаний.

Принцип наглядности констатирует необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Процесс обучения в начальной школе строится на основе целенаправленных, систематических наблюдений природы.

Принцип научности предполагает опору на новейшие достижения науки, ее открытия, современные точки зрения на естественнонаучную картину мира.

Принцип доступности и посильной трудности направлен на познание сущности природных явлений. Если усваиваемый материал слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями. Отбор учебного материала определяется, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.

Принцип систематичности и последовательности означает детерминированность отдельных содержательных компонентов курса связями между ними. Проявляется в структуре курса, определяющей последовательность изучения основных понятий, постепенность их усложнения.

Принцип связи теории с практикой предполагает знакомство учащихся с современными производственными технологиями и прогрессивными методами труда, применение знаний в практической деятельности, связь с жизненным опытом ребенка

Принцип сознательности и активности учащихся направлен на стимулирование познавательной активности школьника. Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Специфическими принципами ознакомления с окружающим миром являются краеведческий, экологический и принцип сезонности (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, В.М. Пакулова).

Краеведческий принцип обеспечивает широкое привлечение краеведческого материала. Непосредственное знакомство детей с природой родного края, его историей, экономикой и культурой создает положительный, эмоциональный фон в обучении, является источником ярких, образных представлений, приучает любить родную природу, закладывает основу для формирования представлений о природе отдаленных территорий Земли.

Экологический принцип акцентирует внимание на раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей в природе. Изучение природных тел и систем сопровождается оценкой экологического состояния природных объектов своей местности, выявлением причин их загрязнения или гибели, прогнозированием охранных мер.

Принцип сезонности направлен на изучение сезонных изменений, происходящих в природе в данной местности.

 Авторские принципы:

Виноградова   (21 век)  Культурологический

Вахрушев  (2100)

             Принцип айсберга (неожиданной детской интерпретации)

            Сказочной аналогии

Поглазова

             Иерархичности и преемственности

             Доминанты и дополнительности

              Вариативности

             Эмоциональной активности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30287. Основные методы (школы) литературоведения. Структурализм, постструктурализм 184 KB
  Буало автора комедии. Художественной формой выражения этой проблемы стало подчеркнутое присутствие автора отношения к изображаемому. Николев а в их стиле лиризм и рупорность основных персонажей прямо высказывающих любимые идеи автора. 3 Реализм это такое направление в искусстве которое в отличие от предшествующих ему классицизма и романтизма где точка зрения автора находилась соответственно внутри и вне текста осуществляет в своих текстах системную множественность точек зрения автора на текст.
30288. Основные методы художественной литературы. Классицизм. Историко-социальные предпосылки возникновения. Трактат "О поэтическом искусстве" Н.Буало. Характер художественного конфликта в классицизме 27.5 KB
  clssicus образцовый художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 начала 19 вв. в литературе. стала основой его социологических и этических построений а в литературе К. оставил в наследство русской литературе 19 в.