30088

Принципы и критерии отбора содержания

Доклад

Обществознание

Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.

Русский

2013-08-22

30 KB

56 чел.

2. Принципы и критерии отбора содержания

Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения.

Принципы (от лат. «основа») – это базисные положения, определяющие содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» определил только два принципа: природосообразности и народности.

В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои «авторские» принципы, которых насчитывается несколько десятков.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществляется в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Рассмотрим общепризнанные и наиболее значимые из них (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н. Скаткин).

Принцип гуманистической направленности содержания естественнонаучного образования проявляется в интегрировании гуманитарных и естественнонаучных знаний.

Принцип наглядности констатирует необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Процесс обучения в начальной школе строится на основе целенаправленных, систематических наблюдений природы.

Принцип научности предполагает опору на новейшие достижения науки, ее открытия, современные точки зрения на естественнонаучную картину мира.

Принцип доступности и посильной трудности направлен на познание сущности природных явлений. Если усваиваемый материал слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями. Отбор учебного материала определяется, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.

Принцип систематичности и последовательности означает детерминированность отдельных содержательных компонентов курса связями между ними. Проявляется в структуре курса, определяющей последовательность изучения основных понятий, постепенность их усложнения.

Принцип связи теории с практикой предполагает знакомство учащихся с современными производственными технологиями и прогрессивными методами труда, применение знаний в практической деятельности, связь с жизненным опытом ребенка

Принцип сознательности и активности учащихся направлен на стимулирование познавательной активности школьника. Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Специфическими принципами ознакомления с окружающим миром являются краеведческий, экологический и принцип сезонности (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, В.М. Пакулова).

Краеведческий принцип обеспечивает широкое привлечение краеведческого материала. Непосредственное знакомство детей с природой родного края, его историей, экономикой и культурой создает положительный, эмоциональный фон в обучении, является источником ярких, образных представлений, приучает любить родную природу, закладывает основу для формирования представлений о природе отдаленных территорий Земли.

Экологический принцип акцентирует внимание на раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей в природе. Изучение природных тел и систем сопровождается оценкой экологического состояния природных объектов своей местности, выявлением причин их загрязнения или гибели, прогнозированием охранных мер.

Принцип сезонности направлен на изучение сезонных изменений, происходящих в природе в данной местности.

 Авторские принципы:

Виноградова   (21 век)  Культурологический

Вахрушев  (2100)

             Принцип айсберга (неожиданной детской интерпретации)

            Сказочной аналогии

Поглазова

             Иерархичности и преемственности

             Доминанты и дополнительности

              Вариативности

             Эмоциональной активности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72696. Знайомство з можливостями баз даних Excel 103 KB
  Уявіть себе власником невеличкого магазину. Необхідно вести постійний облік приходу і витрати товарів, щодня мати перед очима реальний залишок, мати можливість роздрукувати найменування товарів по відділах і т.д. Допомогти у цьому може Excel.
72697. ДОСЛІДЖЕННЯ НАПІВПРОВІДНИКОВИХ ВИПРЯМЛЯЧІВ 823 KB
  Трансформатор використовується для перетворення напруги мережі до необхідної величини а також для розділення кіл постійного і змінного струмів. Електричний вентиль здійснює перетворення змінної напруги в пульсуючу де частота пульсації залежить від використання схеми за якою побудовано випрямляч.
72698. ДОСЛІДЖЕННЯ ПІДСИЛЮВАЧА НА ТРАНЗИСТОРІ 650 KB
  Схема підсилювача із загальним емітером наведена на рис. Так як схема підсилювача містить у собі реактивні елементи а якості транзистора залежать від частоти то коефіцієнт підсилення має різнізначення на різних частотах. Це явище називається частотними викривленнями підсилювача.
72699. Дослідження транзисторів по схемі із спільним емітером 104 KB
  Зняти вхідну і вихідну статичні характеристики визначати коефіцієнт підсилення по струму і вхідний опір транзистора. Як основну схему включення біполярного транзистора застосовують схему включення із спільним емітером. Схема для зняття характеристик транзистора із спільним емітером приведена на малюнку.
72700. Электричество и магнетизм 16.86 MB
  Сила тока проходящего через организм зависит от приложенного напряжения и от сопротивления того участка тела через который проходит ток. Необходимо помнить что предел безопасной величины переменного тока с частотой 50 Гц равен 10 мА.
72701. Исследование демографической структуры популяции 263 KB
  Популяция представляет собой группу организмов одного и того же вида, занимающих определенную территорию и обладающих особыми признаками, которые поддаются статистической обработке. Эти признаки - плотность, рождаемость, смертность, биотический потенциал, расселение...
72702. Определение относительной и абсолютной влажности воздуха 277 KB
  Насыщенный пар. В закрытом сосуде жидкость и ее пар могут находиться в состоянии динамического равновесия, когда число молекул, вылетающих из жидкости, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость из пара, т. е. когда скорости процессов испарения и конденсации одинаковы.