30089

Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир»

Доклад

Обществознание

Методические особенности вариативных курсов Окружающий мир Учебная программа – документ определяющий цели задачи и основное содержание обучения по конкретному предмету уровень его предъявления учащимся и требования к результатам усвоения. В связи с углублением процесса дифференциации начального образования разработаны различные варианты учебных программ по предметам Окружающий мир и Естествознание Природоведение. Плешаков Система учебных курсов Зеленый дом обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром их...

Русский

2013-08-22

62 KB

95 чел.

3. Методические особенности вариативных курсов

«Окружающий мир»

Учебная программа – документ, определяющий цели, задачи и основное содержание обучения по конкретному предмету, уровень его предъявления учащимся и требования к результатам усвоения. Программа устанавливает последовательность изучения основных разделов, тем и вопросов курса, раскрывает особенности организации и методов его изучения.

Учебная программа содержит:

  •  пояснительную записку о целях и задачах изучения данного предмета, рекомендуемых формах и методах обучения;
  •  тематическое содержание изучаемого материала с указанием ориентировочного количества времени, отводимого на изучение отдельных вопросов курса;
  •  основные требования к знаниям и умениям учащихся;
  •  перечень учебного оборудования и учебных пособий;
  •  перечень рекомендуемой литературы.

В связи с углублением процесса дифференциации начального образования разработаны различные варианты учебных программ по предметам «Окружающий мир» и «Естествознание» («Природоведение»).

ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ (система учебных курсов)

А.А. Плешаков

Система учебных курсов «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование и включает следующие курсы:

1. Мир вокруг нас (основной курс).

2. Природоведение (основной курс).

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Мир вокруг нас

(1-2 классы)

Приоритетная задача курса «Мир вокруг нас» – формирование единого ценностно-окрашенного образа мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.

Человек, природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, органичном единстве.

В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется  раскрытию разнообразных экологических связей.

В первом классе дети учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать ответы на них.

В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий. Первая линия направлена на ознакомление с природой, конкретными природными объектами. Вторая линия знакомит с жизнью общества на примере своего города или села, с экономикой.

Третья линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование гигиенических навыков, умений ориентироваться в опасных ситуациях.

Четвертая линия направлена на обучение детей умению общаться, освоение азбуки вежливости и норм этики.

Пятая линия связана с обучением простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений. С этой целью используются мысленные «путешествий» по глобусу и карте.

Природоведение

(3-4 классы)

Курс «Природоведение» является продолжением курса «Мир вокруг нас».

Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

В 3-м классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать, расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс.

В 4-м классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т. д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения.

Главная отличительная черта авторских программ А.А. Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.

Природа и люди

З.А. Клепинина

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса являются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания:

– краеведческий принцип позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира;

– принцип экологической направленности ориентирует на освоение правил отношения человека к природе, включение детей в доступную природоохранную деятельность;

– принцип практической направленности позволяет осваивать содержание курса в ходе непосредственной практической деятельности (наблюдения, моделирования, эксперимента).

Курс «Природа и люди» объединяет две подсистемы – «Я и мир вокруг» и «Природоведение».

Подсистема «Я и мир вокруг» является пропедевтической и направлена на развитие личности младшего школьника. Подсистема «Природоведение» направлена на ознакомление с природой, ее изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живет ребенок, заканчивая природой России.

В 3-м классе изучаются темы «Что такое природа», «Тела и вещества», «Сезонные изменения в природе».

В 4-м классе увеличивается объем новой информации.

Программа отличается традиционным подходом. Дается установка на единство классического подхода в методике преподавания естествознания, который прошел проверку временем, и современного развивающего подхода. Программа направлена на личностное развитие, развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. Ведущим методом в обучении является наблюдение.

Окружающий мир

Н.Ф. Виноградова

Программа «Окружающий мир» входит в учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой).

Интегрированый курс «Окружающий мир» имеет особое значение в формировании у школьников целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Основная цель курса – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек–природа– общество», воспитание правильного отношения к среде обитания.

Задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей; формирование элементарной экологической культуры; воспитание правильных взаимоотношений со сверстниками, младшими, взрослыми; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Принципиальные положения построения курса:

– принцип «позитивного педоцентризма», предполагающий отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант. Важно построение курса «от ребенка», прослеживание его взаимоотношений с миром природы («Я и природа»), вещей («Я и вещи»), своим собственным миром («Я и я») и социумом («Я и общество»); подведение ученика к осознанию своей принадлежности к определенной социальной группе («ты – член семьи, школьного коллектива, общества»);

– использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждении культуры, игровом зале и пр.).

Обязательной структурной единицей урока является игра (преимущество отдается ролевой игре) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, экспериментальная).

В программе предлагается изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Важным принципом отбора содержания программы является культурологический. В программе расширен социальный аспект. Существенная роль отводится формированию социального опыта, экологической воспитанности как основе социализации ребенка.

МИР И ЧЕЛОВЕК

А.А. Вахрушев

Программа «Мир и человек» входит в образовательную модель «Школа 2100» (рук. А.А. Леонтьев).

Основное умение, формируемое в курсе – понимание окружающего мира. Понимать окружающий мир – это значит:

1) знать, что и почему происходит в мире;

2) предполагать, что с ним может произойти;

3) решать, как себя вести в нем.

Основные задачи обучения естествознанию в начальной школе – формирование умений учиться всю жизнь и воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира при минимуме сообщаемых знаний – сделать человека сознательным участником жизни.

Главным способом познания природы должен быть исследовательский. В его основе лежит поисковая ориентация, а главной целью является не воспроизведение готовых знаний, а их получение самим учащимся из своего непосредственного опыта.

Объяснить детям сложные законы природы поможет так называемый «прием рюмки», который позволяет рассматривать любой закон природы, опираясь на знакомый школьнику опыт. Закон не доказывается, не выводится, а поясняется по возможности разнообразным наблюдательным опытом младшего школьника.

В программе 1-го класса «Я и мир вокруг» школьники познают мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным объектом.

       Программа 2-го класса «Наша планета Земля» знакомит школьников с языком географических карт. Географический подход позволяет детям упорядочивать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.

Главная идея программы для 3-го класса «Живые обитатели планеты» состоит в раскрытии ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты.

Программа 4-го класса «Человек и природа» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли.

Содержание программы базируется на принципах развивающего обучения, является личностно ориентированным и направлено на формирование целостного образа мира («не мира вокруг меня, а мира, частью которого я являюсь»). Программное содержание отличается экологической направленностью, историчностью (сведения об эволюции планеты, органического мира, человека и т.п.), культурологической ориентацией. Обучение строится на деятельностно-проблемном подходе, исследовательском методе. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества.

Окружающий МИР

И.П. Товпинец

Программа создана на основе программы «Естествознание» (Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец) в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Программа направлена на формирование у школьников широкой целостной научной картины мира.

В курсе интегрируются естественнонаучный и обществоведческий компоненты содержания.

Курс обеспечивает формирование различных надпредметных умений: умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Содержание курса обеспечивает формирование эмоционально ценностного отношения к природе.

Содержание первого года обучения «Мир вокруг» направлено на ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы.

В 1-м классе проводятся ознакомительные уроки-экскурсии в природу, направленные на формирование целостного представления о мире во всем его многообразии.

Со 2-го класса изучается курс «Естествознание». Дети знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с сезонными изменениями в природе и их приспособленностью к условиям внешней среды, узнают о закономерных изменениях в жизни растений и животных.

Программа 3-го класса предусматривает более глубокое осмысление закономерной связи живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется знакомству с природными сообществами (лесом, лугом, водоемом). Существенная роль отводится изучению воды и воздуха как среде обитания, их значению для жизни животных, растений и человека.

В 4-м классе формируется представление об организме человека как о целостной системе, где все органы взаимосвязаны и находятся в состоянии изменчивого равновесия с внешней средой.

Содержание программы

1 класс «Мир вокруг» (30 ч).

2 класс «Естествознание» (34 ч).

3 класс «Естествознание» (34 ч).

4 класс «Естествознание» (34 ч).

Система Л.В. Занкова направлена на общее психическое развитие младших школьников на основе многогранной психической деятельности, которая обеспечивается включением наряду с интеллектуальной сферой эмоций, чувств, волевых качеств ребенка. В программе и методике обучения естествознанию конкретизируются типические педагогические свойства (многогранность, вариантность, коллизийность, процессуальность) и дидактические принципы развивающего образования.

Окружающий МИР

Е.В. Чудинова,

Программа реализуется в дидактической системе Д.Б. Эльконина-В.А. Давыдова.

Основная задача курса «Окружающий мир» – формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.

В процессе изучения курса развиваются общеучебные умения, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и др., а также специальные умения, такие как умение устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов и т.д.

Основой объединения двух частей курса («Естествознание» и «Обществознание») в целостный компонент «Окружающий мир» является в данной программе логика развертывания естествознания, поскольку именно здесь выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

Предметом изучения является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. В связи с этим курс направлен на овладение младшими школьниками способами действий, составляющими основу научного метода: умением видеть проблему, ставить вопросы, строить объяснительные гипотезы, выполнять модельный эксперимент, обосновывать свои взгляды, корректно вести дискуссию и т.д.

Основным методом обучения является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач.

В 1-м классе младшие школьники осваивают наблюдение как способ познания природных объектов, учатся анализировать свои ощущения, сравнивать объекты по разным признакам, строить ряды и простейшие классификации по выделенным признакам, свойствам, составлять план наблюдения, читать схемы процессов.

Во 2-м классе школьники знакомятся с экспериментом как способом решения научных споров. У них формируются умения выдвигать гипотезу и планировать опыт в соответствии с ней.

В 3-м классе осваиваются план и карта как способы описания, основные способы представления результатов наблюдения или эксперимента (графики, диаграммы), умение выбрать из них подходящие для конкретных данных.

В 4-м классе подробно исследуются способы построения объяснительных гипотез, формируются умения формулировать гипотезы, использовать модельные средства для представления гипотезы, находить экспериментальные способы проверки гипотез.

Ведущая роль в обучении отводится групповым формам организации деятельности. В обучении используются исследовательские методы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19043. Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай невырожденного спектра 279 KB
  Лекция 25 Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай невырожденного спектра Точное решение стационарного уравнения Шредингера как правило представляет собой существенную математическую проблему и возможно только для простейших кв...
19044. Теория стационарных возмущений в случае невырожденного спектра: примеры 309 KB
  Лекция 26 Теория стационарных возмущений в случае невырожденного спектра: примеры Рассмотрим несколько примеров. Пусть на одномерный гармонический осциллятор наложено возмущение . Найдем поправки первого и второго порядка к энергетическим уровням осциллятора. ...
19045. Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай вырож-денного спектра 269.5 KB
  Лекция 27 Теория стационарных возмущений для состояний дискретного спектра. Случай вырожденного спектра Рассмотрим теперь случай когда невозмущенный оператор Гамильтона имеет вырожденные собственные значения. Пусть функции ... отвечают одному и тому же собст...
19046. Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры 441 KB
  Лекция 28 Теория стационарных возмущений в случае вырожденного спектра. Примеры Рассмотрим несколько примеров применения теории возмущений в случае вырожденного спектра. Пусть трехмерная частица находится в сферически симметричном потенциале в котором отсутст...
19047. Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений, зависящих от времени 777 KB
  Лекция 29 Теория нестационарных возмущений. Переходы под влиянием возмущений зависящих от времени Согласно постулатам квантовой механики волновая функция любой квантовой системы удовлетворяет временному уравнению Шредингера 1 где гамильтониан системы...
19048. Теория нестационарных возмущений. Примеры 838 KB
  Лекция 30 Теория нестационарных возмущений. Примеры Рассмотрим примеры применения теории нестационарных возмущений для простейших квантовых систем. Пусть на гармонический осциллятор находящийся в основном состоянии начиная с момента времени действует малое в...
19049. Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений 1.15 MB
  Лекция 31 Адиабатические и внезапные возмущения. Переходы под действием внезапных возмущений Исследуем общую формулу для вероятностей переходов на предмет зависимости вероятности перехода 1 от времени действия возмущения некоторые элементы такого анали
19050. Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр 1.21 MB
  Лекция 32 Переходы под действием периодических возмущений. Резонансное приближение. Переходы в непрерывный спектр Рассмотрим теперь случай возмущений зависящих от времени периодически. Пусть на частицу находящуюся в стационарном состоянии с энергией действует
19051. Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип за-прета Паули 266.5 KB
  Лекция 23 Системы тождественных частиц в квантовой механике. Бозоны и фермионы. Принцип запрета Паули Согласно постулатам квантовой механики волновая функция физической системы состоящей из нескольких частиц определяет вероятности различных положений всех части