30090

Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир»

Доклад

Обществознание

Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.

Русский

2013-08-22

37.5 KB

155 чел.

4. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир»

Представления - это мысленные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. Формирование представлений о природе - важнейшая задача естествознания, ибо мышление человека в основе своей всегда имеет образы.

Представления необходимы при формировании понятий.

Понятия отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Как понятия, так и представления, которыми овладеют дети при изучении естествознания, делятся на общие и единичные.

Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Это, например, реки, горы, равнины, пустыни, рыбы или понятие об ориентировании на местности, осадках. Характеризуя любое общее понятие, дети должны назвать его существенные признаки или этапы (последовательность) действий.

Единичные понятия - это понятия о конкретных объектах и явлениях, например, река Волга, Кавказские горы, озеро Байкал, дождь, гроза и т.д. Содержание единичных понятий раскрывается в их описании или характеристике.

Важную роль в процессе формирования представлений и понятий играют умения учащихся. Это умения читать, выполнять различные виды наблюдений, практические работы, ставить опыты.

Природоведческие представления, понятия, закономерности, факты, идеи и умения составляют основное содержание курса естествознания в начальной школе.

Формирование природоведческих представлений и понятий, а также умений взаимосвязано и в процессе обучения осуществляется одновременно.

Любое понятие характеризуется по следующим критериям оценки:

  1.  содержание понятия — совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление.
  2.  объем понятия, характеризующийся количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний.

По объему понятия подразделяются на простые (единичные), собирательные и сложные (общие), находящиеся в постоянном изменении и развитии, т.е. в динамике. При этом подразделение на «простые» (видовые) — «сложные» (родовые) понятия чаще всего связывается с биологическими объектами (заяц — животное, дуб — лиственное растение), а на единичные (называющие конкретные объекты и явления, чье содержание раскрывается в описании, характеристике последних, — Москва-река, Джомолунгма) и общие (охватывающие однородные предметы и явления и требующие раскрытия существенных признаков или этапов действий — река, гора, ориентирование) — с географическими. Простые и единичные понятия включают в себя какой-то один элемент знания, сложные и общие — несколько, например: «река» — единичное понятие по отношению к понятию «водоем», «холм» — к «поверхности земли». Поэтому общие понятия чаще всего выражаются терминами, единичные — названиями или именами собственными.

  1.  динамика развития понятий, осуществляемая в направлениях:

а) «по горизонтали»: одно и то же понятие может быть по отношению к другому либо единичным, либо собирательным, либо общим, что определяется словосочетанием «по отношению» (понятие «горы низкие» единичное по отношению к общему понятию «горы»; «горы» (единичное) — «поверхность Земли» (общее));

б) «по вертикали»: происходит качественное совершенствование понятий, связанное с их переходом на новую ступень («качественную»), требующее специальной методики, длительно (бесконечно) осуществляемой на практике, т.е. каждое понятие находится в постоянном движении;

4. формы (способы) выражения, разнообразные на начальной ступени обучения и постепенно усложняемые к IV классу. Различают следующие формы:

- вербальную (словесную) — «Земля», «Солнце»;

символическую

схематическую: «Отметь крестиками, на каком уровне остановится вода».

графическую, обязательно отвечающую требованиям яркости, образности, содержательности, степени конкретизации (зависящей от возраста учащихся) и соответствующую этапу обучения (см.стр 65 Козина)

В своем развитии понятие проходит три ступени:

  1.  элементарная: существенные признаки понятия еще опираются на чувственный опыт и доступны живому созерцанию. Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или их изображений и содержат достаточно небольшое число элементов знания, невысокую степень обобщения. Чаще всего такие понятия вводятся впервые и называются также первоначальными;

понятия характеризуются более высокой степенью абстрагирования: их существенные признаки скрыты от живого созерцания и являются обобщением характеристик элементарных понятий; конкретизировать последние можно опосредованно, через ряд простых понятий;

самая высокая степень обобщенности, когда понятие приобретает статус закона или теории. Велика степень его удаленности от чувственного опыта (нередко рассматриваются как результат чистой абстракции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13615. Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности 17.51 KB
  Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности. Г.Б. де Мабли Выбранное мною высказывание связано с проблемой соотношения политики и морали. Проблема не нова. Сочетается ли политика и мораль пытались решить многие мыслители. Особенно важен этот вопрос в ...
13616. Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу 17.91 KB
  Человек властвуя над другими утрачивает собственную свободу. Ф. Бэкон В выбранном мною высказывании речь идет о проблеме роли влияния власти на человека который ею обладает. Влияние власти на ее носителя всегда было интересно мыслителям. Особенно их интересовало ...
13617. Закон должен быть строг, а люди снисходительны 16.24 KB
  Закон должен быть строг а люди снисходительны. М. Вовенарг В выбранном мною высказывании автор обращается к проблеме сопоставления норм права и норм морали. Эти социальные регуляторы во все времена имели наибольший вес в обществе именно поэтому многие ученые и ф...
13618. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они были одинаково подчинены закону 31.5 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы все они были одинаково подчинены закону Ж. Даламбер Выбранное мною высказывание связано с сущностью равенства людей перед законом и судом. Без обеспечения равенства в этой сфере трудно говорить об обеспечении равенств
13619. Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек 17.06 KB
  Наказание не может быть вечным но вина пребывает вовек. изречение из римского права Выбранное мною высказывание посвящено проблеме правового и морального наказания за правонарушение. С тех самых пор как только человек впервые преступил негласную норму морали бы
13620. Сократ. Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам 15.85 KB
  Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам. Сократ В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему сущности закона. Эта проблема актуальна во все времена так как закон регулирует общественную жизнь делая ее более
13621. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону 16.37 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы все они одинаково были подчинены закону. Ж. ДАламбер Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховенства права как основного критерия правового государства. Эта проблема в наше время актуальна как никогда.
13622. Чосер Дж. Кто для других законы составляет, пусть те законы первым соблюдает 17.03 KB
  Кто для других законы составляет пусть те законы первым соблюдает. Дж. Чосер В выбранном мною высказывании автор высказывания английский поэт Джеффри Чосер обращается к проблеме верховенства права и беспрекословного его исполнения. Эта проблема актуальна в любо
13623. Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам 13.94 KB
  Истинное равенство граждан состоит в том чтобы они были одинаково подчинены законам Ж. Даламбер Автор данного высказывания затрагивает проблему равенства граждан перед законом. Данная проблема является актуальной во всем мире так как принцип равенства в соотве