30090

Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир»

Доклад

Обществознание

Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.

Русский

2013-08-22

37.5 KB

151 чел.

4. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир»

Представления - это мысленные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. Формирование представлений о природе - важнейшая задача естествознания, ибо мышление человека в основе своей всегда имеет образы.

Представления необходимы при формировании понятий.

Понятия отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Как понятия, так и представления, которыми овладеют дети при изучении естествознания, делятся на общие и единичные.

Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Это, например, реки, горы, равнины, пустыни, рыбы или понятие об ориентировании на местности, осадках. Характеризуя любое общее понятие, дети должны назвать его существенные признаки или этапы (последовательность) действий.

Единичные понятия - это понятия о конкретных объектах и явлениях, например, река Волга, Кавказские горы, озеро Байкал, дождь, гроза и т.д. Содержание единичных понятий раскрывается в их описании или характеристике.

Важную роль в процессе формирования представлений и понятий играют умения учащихся. Это умения читать, выполнять различные виды наблюдений, практические работы, ставить опыты.

Природоведческие представления, понятия, закономерности, факты, идеи и умения составляют основное содержание курса естествознания в начальной школе.

Формирование природоведческих представлений и понятий, а также умений взаимосвязано и в процессе обучения осуществляется одновременно.

Любое понятие характеризуется по следующим критериям оценки:

  1.  содержание понятия — совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление.
  2.  объем понятия, характеризующийся количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний.

По объему понятия подразделяются на простые (единичные), собирательные и сложные (общие), находящиеся в постоянном изменении и развитии, т.е. в динамике. При этом подразделение на «простые» (видовые) — «сложные» (родовые) понятия чаще всего связывается с биологическими объектами (заяц — животное, дуб — лиственное растение), а на единичные (называющие конкретные объекты и явления, чье содержание раскрывается в описании, характеристике последних, — Москва-река, Джомолунгма) и общие (охватывающие однородные предметы и явления и требующие раскрытия существенных признаков или этапов действий — река, гора, ориентирование) — с географическими. Простые и единичные понятия включают в себя какой-то один элемент знания, сложные и общие — несколько, например: «река» — единичное понятие по отношению к понятию «водоем», «холм» — к «поверхности земли». Поэтому общие понятия чаще всего выражаются терминами, единичные — названиями или именами собственными.

  1.  динамика развития понятий, осуществляемая в направлениях:

а) «по горизонтали»: одно и то же понятие может быть по отношению к другому либо единичным, либо собирательным, либо общим, что определяется словосочетанием «по отношению» (понятие «горы низкие» единичное по отношению к общему понятию «горы»; «горы» (единичное) — «поверхность Земли» (общее));

б) «по вертикали»: происходит качественное совершенствование понятий, связанное с их переходом на новую ступень («качественную»), требующее специальной методики, длительно (бесконечно) осуществляемой на практике, т.е. каждое понятие находится в постоянном движении;

4. формы (способы) выражения, разнообразные на начальной ступени обучения и постепенно усложняемые к IV классу. Различают следующие формы:

- вербальную (словесную) — «Земля», «Солнце»;

символическую

схематическую: «Отметь крестиками, на каком уровне остановится вода».

графическую, обязательно отвечающую требованиям яркости, образности, содержательности, степени конкретизации (зависящей от возраста учащихся) и соответствующую этапу обучения (см.стр 65 Козина)

В своем развитии понятие проходит три ступени:

  1.  элементарная: существенные признаки понятия еще опираются на чувственный опыт и доступны живому созерцанию. Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или их изображений и содержат достаточно небольшое число элементов знания, невысокую степень обобщения. Чаще всего такие понятия вводятся впервые и называются также первоначальными;

понятия характеризуются более высокой степенью абстрагирования: их существенные признаки скрыты от живого созерцания и являются обобщением характеристик элементарных понятий; конкретизировать последние можно опосредованно, через ряд простых понятий;

самая высокая степень обобщенности, когда понятие приобретает статус закона или теории. Велика степень его удаленности от чувственного опыта (нередко рассматриваются как результат чистой абстракции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42370. ВИЗНАЧЕННЯ ВІДНОШЕНЬ ПЕРЕДУВАНЬ ЗА ПРАВИЛАМИ ГРАМАТИКИ 142.5 KB
  Задачею висхідного розбору є зведення вхідного термінального ланцюжка до аксіоми. Для висхідного розбору критичним є тип виводу. Вивід зліва направо визначається таким чином, що на кожному кроці замінюється основа поточної синтенсійної форми. Тоді ланцюжок справа від основи завжди буде складатися лише з термінальних символів. Ключовим питанням при висхідному розборі є питання – як знайти основу та на який не термінал її замінити? Це питання легко вирішується для граматик простого передування.
42371. Системы программирования Turbo Pascal 7.0 1.16 MB
  End Переместиться к концу строки. CtrlEnd Переместиться к последней строке окна. Найдите первое вхождение строки end в тексте программы. Замените все end на 234 .
42372. Нанесення плівок металів і сплавів у вакуумі методом термічного випаровування у вакуумі 320 KB
  Нанесення тонких плівок у вакуумі полягає в створенні потоку частинок, який направлений у бік оброблюваної підкладинки, які конденсуються з утворенням тонкоплівкових шарів на підкладинці.
42373. ПОЛУЧЕНИЕ ПЛЕНОК КАТОДНЫМ РАСПЫЛЕНИЕМ 107.5 KB
  Изучение катодного распыления привело к широкому использованию этого явления для создания весьма чистых поверхностей всевозможных тонких пленок металлов и сплавов полупроводников и диэлектриков для травления указанных выше материалов многие из которых не поддаются травлению другими способами. Поэтому в круксовом темном пространстве создается положительный пространственный заряд что приводит к перераспределению потенциала вдоль трубки и к возникновению катодного падения потенциала. С точки зрения физики разряда наиболее важной является...
42374. Измерение толщины металлических пленок с помощью интерферометра МИИ-4 175 KB
  В результате интерференции двух систем волн в фокальной плоскости окуляра наблюдаются характерные интерференционные полосы. в результате интерференции волн получаются светлые полосы а в точках где разность хода равна λ 2 3λ 2 5λ 2 и т. темные полосы. В отъюстированном микроинтерферометре при работе в монохроматическом свете в поле зрения должны быть видны чередующиеся черные и светлые полосы.
42375. Адміністрування безпеки операційної системи WINDOWS 2k 479 KB
  С помощью утилиты NET. Выполнить исследование локальной сети с помощью утилиты NBTSTT программы PWLTOOLS. С помощью утилит User2sid и Sid2user определить перечень логинов пользователей на том же удаленном компьютере что и в пункте 4.] Выполнить тестирование компьютера указанного в пункте 4 с помощью программы DDoSPing.
42376. Програмні засоби для шифрування та приховування інформації 1.79 MB
  С помощью программы PGP выполните обмен зашифрованной информацией. Для этого необходимо: а с помощью утилиты PGPkeys создать ключевую пару подчиняясь следующему порядку: выполнить запуск Strt Пуск Progrms Программы PGP PGPkeys необходимо указать собственное имя Full nme и адрес электронной почты Emil ddress не забывая что именно эти данные будут ассоциированы программой с вашими ключами выбор типа ключа Key Pir Type: ключ RS действительно архаичнее и медленнее своего ретивого молодого собрата DiffieHellmn DSS однако...
42377. Використання M.EXCEL в розвязанні матричних ігор 437.5 KB
  Планується до випуску Кі варіанти конструкції нового товару. Виготовлення їх можливо за допомогою одного з альтернативних технологічних процесів Тj . Експерти оцінили споживчі властивості конструкції Кі , виготовленої за допомогою технологічного процесу Тj за десятибальною шкалою в аij балів. Конструкція, яка має більший бал якості, має також і більшу собівартість. Ресурси обмежені, тому менеджерам необхідно прийняти компромісне рішення. Обґрунтувати прийняте рішення.
42378. Работа с пакетом Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint) 699.5 KB
  Для таких целей следует использовать команду меню Формат Абзац и в диалоговом окне установить необходимые отступы и интервалы. Установка первых строк производится с помощью команды меню Формат Абзац или масштабной линейки. Изучите пункты меню панели инструментов и элементы окна. Рисунок 1 Рабочее окно программы Word Установите поля: левое 25 см правое 15 см верхнее и нижнее 2 см через меню Файл команду Параметры страницы.