30090

Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир»

Доклад

Обществознание

Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.

Русский

2013-08-22

37.5 KB

151 чел.

4. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир»

Представления - это мысленные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. Формирование представлений о природе - важнейшая задача естествознания, ибо мышление человека в основе своей всегда имеет образы.

Представления необходимы при формировании понятий.

Понятия отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Как понятия, так и представления, которыми овладеют дети при изучении естествознания, делятся на общие и единичные.

Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Это, например, реки, горы, равнины, пустыни, рыбы или понятие об ориентировании на местности, осадках. Характеризуя любое общее понятие, дети должны назвать его существенные признаки или этапы (последовательность) действий.

Единичные понятия - это понятия о конкретных объектах и явлениях, например, река Волга, Кавказские горы, озеро Байкал, дождь, гроза и т.д. Содержание единичных понятий раскрывается в их описании или характеристике.

Важную роль в процессе формирования представлений и понятий играют умения учащихся. Это умения читать, выполнять различные виды наблюдений, практические работы, ставить опыты.

Природоведческие представления, понятия, закономерности, факты, идеи и умения составляют основное содержание курса естествознания в начальной школе.

Формирование природоведческих представлений и понятий, а также умений взаимосвязано и в процессе обучения осуществляется одновременно.

Любое понятие характеризуется по следующим критериям оценки:

  1.  содержание понятия — совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление.
  2.  объем понятия, характеризующийся количеством обобщенных, включенных в него элементов знаний.

По объему понятия подразделяются на простые (единичные), собирательные и сложные (общие), находящиеся в постоянном изменении и развитии, т.е. в динамике. При этом подразделение на «простые» (видовые) — «сложные» (родовые) понятия чаще всего связывается с биологическими объектами (заяц — животное, дуб — лиственное растение), а на единичные (называющие конкретные объекты и явления, чье содержание раскрывается в описании, характеристике последних, — Москва-река, Джомолунгма) и общие (охватывающие однородные предметы и явления и требующие раскрытия существенных признаков или этапов действий — река, гора, ориентирование) — с географическими. Простые и единичные понятия включают в себя какой-то один элемент знания, сложные и общие — несколько, например: «река» — единичное понятие по отношению к понятию «водоем», «холм» — к «поверхности земли». Поэтому общие понятия чаще всего выражаются терминами, единичные — названиями или именами собственными.

  1.  динамика развития понятий, осуществляемая в направлениях:

а) «по горизонтали»: одно и то же понятие может быть по отношению к другому либо единичным, либо собирательным, либо общим, что определяется словосочетанием «по отношению» (понятие «горы низкие» единичное по отношению к общему понятию «горы»; «горы» (единичное) — «поверхность Земли» (общее));

б) «по вертикали»: происходит качественное совершенствование понятий, связанное с их переходом на новую ступень («качественную»), требующее специальной методики, длительно (бесконечно) осуществляемой на практике, т.е. каждое понятие находится в постоянном движении;

4. формы (способы) выражения, разнообразные на начальной ступени обучения и постепенно усложняемые к IV классу. Различают следующие формы:

- вербальную (словесную) — «Земля», «Солнце»;

символическую

схематическую: «Отметь крестиками, на каком уровне остановится вода».

графическую, обязательно отвечающую требованиям яркости, образности, содержательности, степени конкретизации (зависящей от возраста учащихся) и соответствующую этапу обучения (см.стр 65 Козина)

В своем развитии понятие проходит три ступени:

  1.  элементарная: существенные признаки понятия еще опираются на чувственный опыт и доступны живому созерцанию. Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или их изображений и содержат достаточно небольшое число элементов знания, невысокую степень обобщения. Чаще всего такие понятия вводятся впервые и называются также первоначальными;

понятия характеризуются более высокой степенью абстрагирования: их существенные признаки скрыты от живого созерцания и являются обобщением характеристик элементарных понятий; конкретизировать последние можно опосредованно, через ряд простых понятий;

самая высокая степень обобщенности, когда понятие приобретает статус закона или теории. Велика степень его удаленности от чувственного опыта (нередко рассматриваются как результат чистой абстракции).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13327. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу методом Ребіндера 223 KB
  Лабораторна робота №7 Визначення коефіцієнта поверхневого натягу методом Ребіндера. Мета роботи: аВизначення властивостей рідини: бВивчення методів та експериментальне визначення коефіцієнта поверхневого натягу. Прилади та матеріали: аспіратор установка
13328. Комп’ютерний вибір оптимальних однорідних термоелектричних матеріалів для термоелектрики 29.5 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 1 Компютерний вибір оптимальних однорідних термоелектричних матеріалів для термоелектрики Мета роботи Використовуючи експериментальні дані кінетичних коефіцієнтів навчитись проводити раціональний вибір термоелектричного мат
13329. Моделювання матеріалу n – типу провідності на основі Bi - Sb в оптимальному магнітному полі для низькотемпературного охолодження 27 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 2 Моделювання матеріалу n типу провідності на основі Bi Sb в оптимальному магнітному полі для низькотемпературного охолодження Мета роботи Використовуючи експериментальні залежності коефіцієнтів Зеебека α електропровідності σ ...
13330. Проектування термоелектричного матеріалу для віток термоелемента на основі мікроскопічної теорії явищ перенесення 38 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 3 Проектування термоелектричного матеріалу для віток термоелемента на основі мікроскопічної теорії явищ перенесення Мета роботи На основі макроскопічної теорії явищ перенесення навчитись моделювати напівпровідниковий матеріа
13331. Оптимізація однорідних термоелектричних матеріалів на основі мікроскопічної теорії явищ переносу 79 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 4 Оптимізація однорідних термоелектричних матеріалів на основі мікроскопічної теорії явищ переносу Мета роботи Набути навички визначення оптимальних властивостей матеріалу віток при яких досягається максимальне значення параме
13332. Теоретичне дослідження параметрів термоелектричних речовин при наявності виродження електронного газу 88 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 5 Теоретичне дослідження параметрів термоелектричних речовин при наявності виродження електронного газу Мета роботи Розрахувати основні параметри термоелектричних матеріалів при наявності виродження електронною газу. Методика...
13333. Комп’ютерне моделювання дискретно - неоднорідного термоелектричного матеріалу для секційних термоелементів 26.5 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 6 Компютерне моделювання дискретно неоднорідного термоелектричного матеріалу для секційних термоелементів Мета роботи Використовуючи експериментальні температурні залежності коефіцієнтів Зеебека α електропровідності σ те
13334. Проектування ФГМ для термопарних генераторних елементів 27.5 KB
  Звіт до лабораторної роботи № 7 Проектування ФГМ для термопарних генераторних елементів Мета роботи Навчитись проводити комп'ютерне проектування оптимально неоднорідних матеріалів для генераторних термопарних елементів в режимі максимальної енергетичної еф
13335. Використання директив резервування та ініціалізації пам’яті 35.25 KB
  Лабораторна робота №1. Тема:Використання директив резервування та ініціалізації памяті. Мета:Набути навиків опису простих типів даних;вивчити принцип розміщення даних програми в памяті компютера. Короткі теоретичні відомості: Порядок створення програми на...