30099

Психогенетические исследования когнитивных фнкций

Доклад

Биология и генетика

Наименьший коэффициент наследуемости в изменчивости оценок дивергентного мышления способности чка генерировать новые идеи альтернативные решения проблем и т. способности близкой к понятию творческости креативности. Максимальное влияние генотипа в вербальном субтесте способности к логическому рассуждению в перцептивной скорости и пространственных способностях. когнитивный стиль свидетельствующий о способности чка преодолевать контекст и очевидно являющийся одним из показателей психологической дифференцированности.

Русский

2013-08-22

15.04 KB

34 чел.

32. Психогенетические исследования когнитивных фнкций:

Систематических исследований отдельных когнитивных функций – внимания, памяти и т.д. – практически нет, хотя они поддаются гораздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответственно, более адекватной диагностике.

Реально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в различные

тестовые батареи.  Наименьший коэффициент наследуемости – в изменчивости оценок дивергентного мышления – способности ч-ка генерировать новые идеи, альтернативные решения проблем и т.д., т.е. способности, близкой к понятию творческости,  креативности. Максимальное влияние генотипа – в вербальном субтесте – способности к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и пространственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно велика.

В работе Л.Кардона и Д.Фулкера бали объединены данные, полученные при

лонгитюдном прослеживании приемных и биологических сиблингов и при

использовании метода близнецов. В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции: 1) структура дисперии всех способностей подвержена возрастным изменениям, - разным для разных признаков. Н\р различия по памяти в 3,4и 7 лет почти полностью определяются наследственностью, в 9 лет – индивидуальной средой.

2) наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность

вербальных способностей. 3) в большинстве случаев средовые воздействия

относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды констатируется только трижды.

Михеев и Аверина показали большую наследственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со словесно – логической. В работе Авериной обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспроизведении. Интересно снижение с возрастом генетического контроля в интегральной оценке мнемической функции:  он констатирован только у младших школьников, в среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя формируется в основном под влиянием

среды.

Исследование когнитивных стилей – индивидуальных особенностей переработки информации, к-е служат своеобразным связующим звеном м\у личностными и когнитивными характеристиками в общей структуре индивидуальности. Наиболее изучена зависимость – независимость от поля,  т.е. когнитивный стиль,  свидетельствующий о способности ч-ка преодолевать контекст и, очевидно,  являющийся одним из показателей психологической дифференцированности. Он связан с самыми разными личностными особенностями: автономностью,  критичностью, социальной независимостью и т.д.  Этот материал дал оценку наследуемости в 50% _+1,3%. В средовом компоненте доминирует индивидуальная

среда.

В целом результаты анализа говорят о том, что в общих когнитивных

способностях генетические влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50% из вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пределах – 0,4 – 0,8. Это означает: от 40%до80% различий м\у людьми по этому признаку объясняется  различиями м\у ними по их наследственности.

    Исследование вербального и невербального интеллекта. 

Есть ли закономерная динамика генотип – средовых соотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что невербальные (свободные от влияния культуры) хар-ки окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные. Обобщения некоторых работ показали, что устойчивых закономерностей здесь нет. В четырех

работах одна и та же когнитивная способность (вербальная, пространственная и т.д.) могла занимать совсем разные ранговые места по выраженности генотипических влияния – от первого до четвертого места.

    Измерения первичных способностей по Терстону: вербальных,

пространственных, числовых. Отмечается, что относительно большие различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ (и следовательно, больший коэффициент наследуемости) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас и рассуждение. Большая генетическая обусловленность вербальных тестов – факт повторяющийся в разных работах.

В шведском исследовании, охватившем большие группы МЗ (269 пар)  и ДЗ (532),  результаты те же: наследуемость вербального интеллекта 0,34; невербального – 0, 22. вариативность вербальных способностей обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа. Невербальные способности более чувствительны к влияниям среды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63571. Теория государства и права в системе правоведения 315.88 KB
  Государственно-правовые явления это разнообразные по своей природе материальные духовные информационные факторы феномены явления связанные с установлением государства и права и их воздействием на общественные отношения.
63573. Предмет и метод современной экономической теории 186 KB
  Экономическая теория развивается вместе с обществом экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений. Усложнение экономических отношений появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию...
63575. Возникновение и основные этапы развития экономической науки 346.5 KB
  Классический подход к определению предмета экономической теории: Совокупность производственных или социально-экономических взаимоотношений хозяйствующих в обществе субъектов во взаимодействии с производительными силами общества и его политической надстройкой по поводу воспроизводства материальных благ и социальных услуг.
63577. РІДИНА ТА ЇЇ ВЛАСТИВОСТІ 324.19 KB
  Рідини здатні займати форму посудини у яку вони налиті. Отже під цим поняттям розуміють як рідини звичайні що називаються крапельними вода нафта ртуть тощо так і газоподібні гази. У гідравліці звичайно вивчають крапельні рідини які в подальшому для скорочення будемо називати рідинами.