30099

Психогенетические исследования когнитивных фнкций

Доклад

Биология и генетика

Наименьший коэффициент наследуемости в изменчивости оценок дивергентного мышления способности чка генерировать новые идеи альтернативные решения проблем и т. способности близкой к понятию творческости креативности. Максимальное влияние генотипа в вербальном субтесте способности к логическому рассуждению в перцептивной скорости и пространственных способностях. когнитивный стиль свидетельствующий о способности чка преодолевать контекст и очевидно являющийся одним из показателей психологической дифференцированности.

Русский

2013-08-22

15.04 KB

30 чел.

32. Психогенетические исследования когнитивных фнкций:

Систематических исследований отдельных когнитивных функций – внимания, памяти и т.д. – практически нет, хотя они поддаются гораздо более четкому, чем интеллект, определению и, соответственно, более адекватной диагностике.

Реально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в различные

тестовые батареи.  Наименьший коэффициент наследуемости – в изменчивости оценок дивергентного мышления – способности ч-ка генерировать новые идеи, альтернативные решения проблем и т.д., т.е. способности, близкой к понятию творческости,  креативности. Максимальное влияние генотипа – в вербальном субтесте – способности к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и пространственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды достаточно велика.

В работе Л.Кардона и Д.Фулкера бали объединены данные, полученные при

лонгитюдном прослеживании приемных и биологических сиблингов и при

использовании метода близнецов. В данных отчетливо прослеживаются некоторые тенденции: 1) структура дисперии всех способностей подвержена возрастным изменениям, - разным для разных признаков. Н\р различия по памяти в 3,4и 7 лет почти полностью определяются наследственностью, в 9 лет – индивидуальной средой.

2) наиболее стабильно обнаруживается генетическая обусловленность

вербальных способностей. 3) в большинстве случаев средовые воздействия

относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды констатируется только трижды.

Михеев и Аверина показали большую наследственную обусловленность невербальной памяти по сравнению со словесно – логической. В работе Авериной обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в воспроизведении. Интересно снижение с возрастом генетического контроля в интегральной оценке мнемической функции:  он констатирован только у младших школьников, в среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого показателя формируется в основном под влиянием

среды.

Исследование когнитивных стилей – индивидуальных особенностей переработки информации, к-е служат своеобразным связующим звеном м\у личностными и когнитивными характеристиками в общей структуре индивидуальности. Наиболее изучена зависимость – независимость от поля,  т.е. когнитивный стиль,  свидетельствующий о способности ч-ка преодолевать контекст и, очевидно,  являющийся одним из показателей психологической дифференцированности. Он связан с самыми разными личностными особенностями: автономностью,  критичностью, социальной независимостью и т.д.  Этот материал дал оценку наследуемости в 50% _+1,3%. В средовом компоненте доминирует индивидуальная

среда.

В целом результаты анализа говорят о том, что в общих когнитивных

способностях генетические влияния обнаруживаются вполне отчетливо, отвечая в среднем примерно за 50% из вариативности, хотя оценки наследуемости колеблются в широких пределах – 0,4 – 0,8. Это означает: от 40%до80% различий м\у людьми по этому признаку объясняется  различиями м\у ними по их наследственности.

    Исследование вербального и невербального интеллекта. 

Есть ли закономерная динамика генотип – средовых соотношений в изменчивости оценок, получаемых по отдельным субтестам. Естественной гипотезой было предположение о том, что невербальные (свободные от влияния культуры) хар-ки окажутся под большим влиянием факторов генотипа, чем вербальные. Обобщения некоторых работ показали, что устойчивых закономерностей здесь нет. В четырех

работах одна и та же когнитивная способность (вербальная, пространственная и т.д.) могла занимать совсем разные ранговые места по выраженности генотипических влияния – от первого до четвертого места.

    Измерения первичных способностей по Терстону: вербальных,

пространственных, числовых. Отмечается, что относительно большие различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ (и следовательно, больший коэффициент наследуемости) обнаруживают группа пространственных тестов, словарный запас и рассуждение. Большая генетическая обусловленность вербальных тестов – факт повторяющийся в разных работах.

В шведском исследовании, охватившем большие группы МЗ (269 пар)  и ДЗ (532),  результаты те же: наследуемость вербального интеллекта 0,34; невербального – 0, 22. вариативность вербальных способностей обнаруживает большую зависимость от факторов генотипа. Невербальные способности более чувствительны к влияниям среды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13730. Тест биология. Вариант 7 ДПА 1.74 MB
  ВАРИАНТ 7 Первая часть 1 Назовите нитчатую зеленую водоросль. А саргассум Б хлорелла В ламинария Г спирогира 2. Назовите подземное видоизменение вегетативного органа образованного путем утолщения дополнительного корня. А микориза Б клубнекор
13731. Тест биология. Вариант 8 ДПА 395.69 KB
  ВАРИАНТ 8 Первая часть Назовите структуру расположенную в пазухе листа древесного растения. А дополнительный корень Б боковая почка В камбий Г соцветие Назовите клеточную структуру хламидомонады отсутствующую в клетках высших растений. А клет
13732. Тест биология. Вариант 9 ДПА 1.99 MB
  ВАРИАНТ 9 1 Назовите внешний слой коры стебля древесного растения А пробка Бкамбий В кожица Г луб 2. Укажите споровое растение А щитник мужской Б сосна обыкновенная В горох посевной Г паслен черный 3. Укажите насекомых которые являются переносчиками...
13733. История отечества. Тест (9-11 классы) 69 KB
  Инструкция по выполнению работы Часть 1 состоит из 65 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответа только один из которых верный. Часть 2 состоит из 10 заданий. При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответ
13734. История отечества. Тест. Вариант 1 97.5 KB
  Вариант №1 Часть 1 А1. В каком веке была создана Русская Правда свод законов Древнерусского государства 1 IX в. 2 X в. 3XI в. 4XII в. А2. Кто из названных лиц благословил войско Дмитрия Донского
13735. История отечества. Тест. Вариант 2 124 KB
  Вариант №2 Часть 1 А1. Какое из названных событий произошло в XI в. 1 принятие христианства на Руси 2 создание Русской Правды 3 первое летописное упоминание Москвы 4 создание Повести временны
13736. История отечества. Тест. Вариант 3 128 KB
  Вариант №3 Часть 1 А1. Какое из указанных событий произошло позднее других 1 начало опричнины 3 созыв первого Земского собора 2 Стоглавый собор 4 присоединение Казанского ханства А2. Во гл...
13737. История отечества. Тест. Вариант 4 124.5 KB
  Вариант №4 Часть 1 А1. Что из указанного относится к XII в. 1 приглашение Владимира Мономаха на княжение в Киев 2 походы Святослава на печенегов 3 княжение Ярослава Мудрого 4 борьба Александра
13738. История отечества. Тест. Вариант 5 131 KB
  Вариант №5 Часть 1 А1. Какое из указанных событий произошло раньше других 1 битва на реке Воже 3 Куликовская битва 2 разорение Москвы ханом Тохтамышем 4 Грюнвальдская битва А2. Кто из назва...