30100

Психогенетические исследования темперамента

Доклад

Биология и генетика

Психогенетические исследования темперамента. Черты темперамента определяют не столько то что человек делает сколько как он это делает т. Концепции темперамента весьма разнообразны. Для психогенетического исследования существенны несколько моментов: 1 В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным поскольку некоторые особенности поведения характерные для маленьких детей н р регулярность отправления физиологических функций длительность сна и т.

Русский

2013-08-22

21.25 KB

19 чел.

33. Психогенетические исследования темперамента.

К темпераменту традиционно относят формально – динамические характеристики поведения ч-ка,  характеристики индивида со стороны динамических особенностей его психической д-сти, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту д-сть психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.

Для психогенетического исследования существенны несколько моментов: 1) В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным,

поскольку некоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей (н\р регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах. 2) методы диагностики динамических характеристик – вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем н\р тесты IQ,статистическую надежность и часто дают разные результаты. 3) Существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера. Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики д-сти могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, н\р высокой мотивированностью к данной д-сти, т.е. собственно личностной чертой.

Наследственно заданные св-ва принадлежат индивидному уровню, объединяющему сложившиеся в эволюции и в индивидуальном развитии биологические, - в частности, кодированные в геноме,  - характеристики индивидуальности.

Наследуемость – один из критериев, обязательный для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту.

Исследование генотип-средовых соотношений в изменчивости компонентов

темперамента у детей первых лет жизни. В исследовании М.Риза, проведенном на 45-47 парах МЗ, 38-39 однополых парах и

70-82 парах разнополых ДЗ первых дней жизни (3,7 дня), у тех и других

получены одинаково низкие внутрипарные корреляции по четырем чертам

темперамента (возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по

характеристикам активности во сне и бодрствовании. Главной причиной этого являются пренатальные условия и особенности родов. В этом возрасте гены не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту.

В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов – от 3 до 12 месяцев только в одном

случае сходство в парах ДЗ оказалось выше, чем МЗ. В остальных 9 возрастных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Генетические влияния уже вполне отчетливы. Это подтверждается и методом приемных детей.

Уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется генетически заданная

индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е. темперамента.

По данным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и

высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. Трудный темперамент детства имеет проекцию в приспособленность взрослого ч-ка к разным сферам д-сти – обучения, соц-ой, семейной и т.д. соответствующие корреляции с первым и вторым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в 3 года трудности взрослого уже имеют корреляцию. Чем выше оценки трудного темперамента в детстве, т.е. чем он труднее, тем ниже

приспособленность взрослого. По данным близнецового исследования из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую генетическую составляющую (слабая реакция, высокая интенсивность реакций, низкая регулярность), один – плохая адаптивность – определяется в основном общесемейной средой, и еще один – негативное настроение – индивидуальной средой. Правда, в двух последних признаках влияния наследственности тоже констатируются.

Исследования черт темперамента у взрослых.

В подавляющем большинстве работ используются схема и методики Г.Айзенка. оценивается экстра-интроверсия и нейротицизм или близкие к ним свойства: социабельность, активность и т.д. меньше исследован психотицизм (характеризует агрессивность, холодность, эгоцентричность, отсутствие эмпатии и т.п.).

Психогенетические исследования, суммированные Пломиным с соавторами, показали отчетливое, хотя и не очень высокое влияние наследственности. Коэффициент наследуемости по экстраверсии выше, по нейротицизму примерно тот же, что свидетельствует о хорошей воспроизводимости результатов. В некоторых работах получено очень низкое сходство ДЗ – более чем вдвое ниже сходства МЗ, что говорит, по-видимому, о неаддитивном типе наследования. Обобщенные оценки наследуемости, полученные объединением различных близнецовых работ, дают около 40% генетической вариативности для экстраверсии и около 30% - для нейротицизма.

Согласованность результатов исследований нейротицизма низе, чем в данных по экстраверсии. Причиной могут быть и различия в разных версиях этой шкалы (что неизбежно при адаптации методики к разным популяциям), и большая межпопуляционная вариативность по эмоциональности в сравнении с экстраверсией и т.д.

Метод приемных детей дал в разных работах различающиеся результаты.

Корреляции детей по экстраверсии и нейротицизму и с биологическими

родителями, и с усыновителями невысоки.  Правда, в большинстве случаев

сходство с биологическими родителями все же немного выше, чем с усыновителями. Суммируя эти данные Лоэлин приходит к выводу о том, что гены ответственны за 35-39% вариативности оценок экстраверсии; от 1 до 19% дисперсии определяется общей средой, 46-63% - индивидуальной средой, генотип – средовыми взаимодействиями и ошибкой измерения. Некоторую роль (4%) играет специфическая среда МЗ.

По психотицизму картина чуть иная. Самый высокий коэффициент наследуемости ниже, чем в двух предыдущих чертах. По данным австралийского близнецового исследования, генетические факторы определяют 36-50% дисперсии оценок психотицизма. 20-40% зависят от индивидуальной среды и  24-30% - от ошибки измерения. Столь же широки различия и в оценках средовых влияний для всех трех черт.

Вероятные влияния среды на результаты генетических исследований темперамента проанализированы Егоровой и Семеновым. Обнаружили отчетливую зависимость оценок внутрипарного сходства по эмоциональному статусу от распределения ролей в паре: наличие лидера и ведомого снижало внутрипарное сходство и по самооценке, и по экспертным оценкам второго близнеца и матери. Такая же картина получена и по показателям нейротицизма. Однако для экстраверсии внутрипарные отношения оказались несущественными, в обоих типах пар МЗ более похожи, чем ДЗ.

Многие динамические характеристики поведения ч-ка формируются под большим или меньшим влиянием факторов наследственности, причем это влияние обнаруживается уже на первом году жизни. Относительно же генетических влияний на экстраверсию и нейротицизм можно сделать два вывода: 1) Обе черты обнаруживают умеренную наследуемость, причем в экстраверсии ее влияние, очевидно, несколько выше, чем в нейротицизме. 2) классический близнецовый метод дает более высокие оценки наследуемости, чем семейный и метод приемных детей. Это расхождение м.б. отчасти следствием не-аддитивного генетического компонента, особенно в вариативности оценок экстраверсии. Существенную роль могут играть и специфические особенности диадических взаимодействий в парах

близнецов и сиблингов, однако они оказывают, по-видимому, разное влияние на разные характеристики индивидуальности.

В работах, анализирующих результаты психогенетических исследований

когнитивных функций и личностных хар-к, иногда отмечается целесообразность изучения более простых признаков, к которым чаще всего относят сенсорные пороги и скорость двигательных реакций. Простые признаки – более удобный и перспективный объект генетического исследования. Двигательные  функции позволяют достаточно точно задавать, менять, контролировать условия их реализации. Контур их  регуляции достаточно хорошо изучен, поэтому экспериментатор может избирательно влиять на те или иные звенья функциональной системы. Помимо самой двигательной сферы (включающей и такие специфически человеческие формы, как речевые движения и письмо), с помощью двигательных реакций тестируются и изучаются особенности темперамента, сенсорные функции, психофизиологические и интеллектуальные хар-ки и т.д.

Индивидуальные хар-ки двигательных реакций коррелируют с психометрическими оценками интеллекта. Эта связь выше, если измеряется время реакции выбора, а не простой двигательной. И с увеличением числа альтернатив корреляция увеличивается (наиболее отчетливо – у лиц с низким IQ).

Двигательные реакции имеют несколько особенностей, важных для

психогенетического исследования: отчетливо фиксируемая тренируемость и, как следствие этого, возможность реализации одного и того же движения на разных уровнях регуляции: осознанной (произвольной) и автоматизированной.

Нейрофизиологическое обеспечение движения в этих случаях оказывается разным, поэтому исследователь поучает уникальную возможность оценить генотип-средовые соотношения в изменчивости признака (движения), остающегося фенотипически одним и тем же, но меняющего свои внутренние – психологические и физиологические – механизмы.

С.Б.Малыхом предложена классификация исследований: четыре группы –

1.Сложные поведенческие навыки – ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и пантомимика.

Возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и

генетическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, по-видимому, имеют несколько большее значение. Могут сказываться неблагоприятные обстоятельства внутриутробного развития.

Спортивная д-сть – ее успешность зависит от очень многих факторов –

морфологических, физиологических, психологических, причем значимость каждого из них различна в разных видах спорта. Анализ родословных выдающихся спортсменов обнаруживает и достаточно отчетливое семейное сходство. В целом работы позволяют считать, что наследственные факторы играют существенную роль в спортивных достижениях.

Мимика и пантомимика – непроизвольные движения мимики имеют более высокую генетическую обусловленность.

Но произвольная саморегуляция может менять соотношение генетических и

средовых детерминант в изменчивости движений. Почерк близнецов исследовал еще Гольтон, который отметил широкий диапазон

внутрипарных различий почерка – от очень похожих до вполне различимых, и пришел к выводу о том, что почерк соблизнецов путают в редких случаях.

Последующие работы не дали надежного ответа. Непохожими оказались почерки разлученных МЗ. Общая динамика и темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственности, чем детали почерка.

2.Стандартизованные двигательные пробы объединяет признаки, получаемые в стандартизованных двигательных пробах. В этой группе признаков,

характеризующих темп двигательных реакций ч-ка, соотношение генетических и средовых детерминант зависит, очевидно, и от типа движения (простое или сложное), и от предельных скоростных возможностей ч-ка.

3.Физиологичесие системы обеспечения мышечной д-сти

4. Нейрофизиологический уровень обеспечения движений. Признаки, относящиеся к физиологическим системам обеспечения движений: хар-ки дыхания и кровообращения. Особенности функционирования мышечного аппарата, аэробная и анаэробная работоспособность и т.д. Максимальное потребление кислорода (МПК) оказывается прогностичным признаком, своеобразным «генетическим маркером».

Генетически заданным оказался и другой мех-м энергетического обеспечения

мышечной активности –анаэробные процессы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14786. Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері 38.5 KB
  Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері Төл музыка дәстүр тереңінен тамыр тартып біліктілік пен кәсіпқойлық деңгейде шыңдалса ғана өрге шабады. Қазақтың дәстүрлі музыкасын жоғары кәсіптік деңгейде өркендету мәселесіне түбегейлі бет бұрылып ұл...
14787. Мусин Қапан Әубәкірұлы 249 KB
  Мусин Қапан Әубәкірұлы. 1921 жылы Батыс Қазақстан обылысы Жәнібек ауданының Ақоба ауылында дүниеге келген. 1970 жылдың 21 сәуірінде Алматы қаласында қайтыс болған. Қазақ композиторы. 19391941 жылдары Мәскеу консерваториясының қазақ студиясында дәріс алған. Ұлы Отан соғысыны
14788. Нұрғиса Тілендиев 56 KB
  Нұрғиса Тілендиев Тілендіұлы Нұрғиса 1925-1998 қазақтың әйгілі күйші композиторы дирижер дәулескер домбырашы. Туып өскен жері Алматы облысының Іле ауданына қарасты Шилікемер ауылы. Топырқ бұйырған жері Жамбыл кесенесінің іргесі. Москваның П.И.Чайковский атын...
14789. Саз әлемінің сардары 55 KB
  Саз әлемінің сардары А.Жұбановтың қазақ мәдениетіне қосқан үлесі ұшантеңіз. 1933 жылдың ақпанынан басталған еңбек жолы қазақ өнері мен мәдениетінің қалыптасуы дамуы және өркендеуі жолында алтын әріптермен жазылған жемісті беттеріне айналды. Бұл кезең жаңадан қаулап ...
14790. Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. “Қалдырған” әні 41 KB
  Үкілі Ыбырай. Тайгадағы түс. €œҚалдырған€ әні Смағұл РАХЫМБЕК журналист. Тайга ішінің аязы бүгін ерекше шаңытып тұр. Барактан барынша жылы киініп шыққан қария қуаты қайта бастағанын бойының лезде қалтырап қоя бергенінен аңғарғандай болды. Қалың оппа қардан ма
14791. ГӘККУ 80.5 KB
  ГӘККУ Қай заманда қазақ үшін ән өнердің ұшар басында тұрды. Көшпелілердің сахнасын өлеңмен ашу ата дәстүрі болса сол рухани азығымыздың өрісі өрлеп өркендей түсті. Сұлу саз көркем сөз асқақ ән дегенде қазақтың салсерілерінің бейнелері көзге елестейді. Бұл орайда
14792. ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ 87.25 KB
  ФАРАБИ ЖӘНЕ МУЗЫКА МӘСЕЛЕЛЕРІ ФАРАБИДІҢ МУЗЫКАЛЫҚ ІЛІМІ Фарабидің ғылым мен өнердегі үлкен де кесек дүниесі оның музыкасы. Ол ең әуелі музыканын аса ұлы теоретигі саналады. Фарабидің музыка теориясын дамытудағы тарихтан алатын орнын анықтамастан бұрын музыка те...
14793. Классик - композитор Ықылас Дүкенұлы (1843-1916) 103.02 KB
  Классик композитор Ықылас Дүкенұлы 1843-1916. Күй мектебінің қалыптасып өркендеуі. Қазақстанда ысқылы қылқобыз аспаптарда орындау дәстүрі өнері ұлттық бастау алды. ХІХ ғасырдың екінші жартысында аспаптық музыканың даму кезеңі майталман қобызшы Ықылас Дүкенұл
14794. ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА 38 KB
  ШОҚАН ЖӘНЕ МУЗЫКА Ә.Қ. Махадиева Ж.Ж. Баймолдаева Тараз мемлекетік педагогикалық институты Тараз қ. Музыка зерттеуші ғалымдар мен музыка қайраткерлері Шоқан кезеңін қазақ халқы музыка мәдениетінің гүлдену шағы халық музыка шығармашылының профессионалды кла...