30107

Наследственная роль ДНК и РНК

Доклад

Биология и генетика

Представленная нами модель молекулы ДНК совсем не отвечает на вопрос: как информация заключенная в ней достигает белковых фабрик рибосом находящихся в цитоплазме далеко от ядра местонахождения ДНК В этом большую помощь оказывает другая нуклеиновая кислота РНК Существует три вида РНК информационная матричная рибосомная и транспортная: иРНК мРНК ' рРНК и тРНК соответственно.Молекулы мРНК и рРНК представляют собой одинарные нуклеотидные цепочки. Цепочки тРНК еще короче чем у мРНК и рРНК они состоят всего из нескольких...

Русский

2013-08-22

19.84 KB

2 чел.

4. Наследственная роль ДНК и РНК:

Нуклеиновые кислоты были открыты около 100 лет назад (1868) швейцарским ученым Ф. Мишером. Поскольку они обладали кислотными свойствами и находились преимущественно в ядре, их назвали нуклеиновыми кислотами (от лат. nucleus — ядро).
Нуклеиновые кислоты являются полимерными соединениями. Простейшие составные части этих соединений, нуклеотиды, состоят из одной молекулы фосфорной кислоты, одной молекулы сахара и одной молекулы органического основания. Сахар в нуклеиновых кислотах встречается в двух видах: рибоза (молекула содержит 5 атомов углерода, тогда как у глюкозы их шесть) и дезоксири-боза. Соответственно этим двум сахарам существует и два типа нуклеиновых кислот: рибонуклеиновая (РНК) и де-зоксирибонуклеиновая (ДНК).

В клетке ДНК содержится главным образом в ядре, а РНК — в цитоплазме. В качестве азотистых оснований в состав нуклеотидов входят пуриновые и пиримидиновые основания (основаниями они названы за свои основные свойства, т.е. способность взаимодействовать с кислотами с образованием солей). ДНК содержит два пурина — а'денин (А) и гуанин (Г) и два пиримидина — цитозин (Ц) и тимин (Т). В состав РНК входят те же самые основания, только вместо тимина — урацил (У).
Таким образом, в составе нуклеиновых кислот находятся четыре типа нуклеотидов, различающихся между собой лишь азотистыми основаниями. Причем в ДНК число пуринов всегда равно числу пиримидинов и число А равно числу Т, а число Г   числу Ц. Эта особенность связана со структурой молекулы ДНК. Впервые модель молекулы ДНК была предложена в 1953 г. американским ученым-химиком Д. Уотсоном и английским биохимиком Ф. Криком.
Согласно этой модели, молекула ДНК состоит их двух спирально закрученных вокруг друг друга нитей. Расстояние между этими нитями всегда строго постоянно (около 2,0 нм). Сами же нити представляют собой цепочки нуклеотидов, число которых колеблется от 77 до десятков тысяч. Соединение нуклеотидов в цепочки осуществляется через фосфатные и сахарные группы при помощи сильных химических связей. Более слабые водородные связи соединяют азотистые основания противоположных цепочек. Причем более крупные пурины соединяются всегда с пири-мидинами, а точнее, аденин (А) соединяется всегда с ти-мином (Т), в молекуле РНК — с урацилом (У), а гуанин (Г)—с цитозином (Ц).
Именно в этом соотношении азотистые основания укладываются в строго отмеренном для них пространстве. Таким образом, если на каком-то участке одной цепи ДНК нуклеотиды располагаются в следующем порядке: Ц — Ц — Г — А — А — Г — Т. . . и т. д.,— то в противоположной цепочке будут соответственно этим основания располагаться так: Г — Г-— Ц — Т — Т — Ц — А.

Этот принцип расположения нуклеотидов — принцип дополнительности — играет громадную роль при синтезе молекулы РНК (транскрипция) и синтезе новых молекул ДНК (репликация), осуществляемом при делении клеток.
Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК на первый взгляд кажется случайной, но это не так. Именно она и определяет специфичность белка. Говоря современным языком, информация о будущей молекуле белка, ее «проект» и «конструкция» записаны в молекуле ДНК точно так же, как на телетайпной ленте записывается какое-либо сообщение. Эта запись, как мы уже отмечали, ведется на особом «нуклеиновом языке», состоящем всего из четырех «букв» — нуклеотидов, «слова» же этого языка трехбуквенные. Сочетание трех азотистых оснований, поскольку нуклеотиды отличаются между собой лишь азотистыми основаниями, представляет собой информационную единицу, или кодовое слово.
Эти трехбуквенные «слова» называют «триплетами». Каждый триплет определяет конкретную аминокислоту. Например, ЦГУ означает аминокислоту аланин, а ГАУ — аспарагиновую кислоту.
Теперь ответим на вопрос: какое возможно количество комбинаций триплетов и хватит ли их для обозначения каждой из 20 существующих аминокислот? Простой арифметический подсчет показывает, что возможное число триплетов из четырех нуклеотидов — 64 (4 3), число аминокислот — всего лишь 20. Для чего же нужны «лишние» 44 триплета? В настоящее время это еще неизвестно. Be-" роятно, некоторые триплеты служат знаками «препинания», а скорее всего каждая аминокислота может кодироваться несколькими триплетами. Например, уже установлено, что аланин обозначается четырьмя кодовыми словами: АУЦ, ГЦУ, ГЦЦ, ГЦГ.
Представленная нами модель молекулы ДНК совсем не отвечает на вопрос: как информация, заключенная в ней, достигает «белковых фабрик» — рибосом, находящихся в цитоплазме далеко от ядра — местонахождения ДНК? В этом большую помощь оказывает другая нуклеиновая кислота — РНК Существует три вида РНК — информационная (матричная), рибосомная и транспортная: иРНК (мРНК) ', рРНК и тРНК соответственно.
Молекулы мРНК и рРНК представляют собой одинарные нуклеотидные цепочки. В отличие от цепей ДНК они значительно короче, молекулярная масса их также значительно меньше. Цепочки тРНК еще короче, чем у мРНК и рРНК, они состоят всего из нескольких десятков нуклеотидов. Один из концов тРНК представляет --собой своеобразный «крючок», который «цепляет» аминокислоты. На другом конце тРНК расположен триплет, который соответствует только одной из 20 аминокислот. Например, если на одном из концов тРНК содержится триплет УУУ (У-урацил), то другой конец служит для прикрепления аминокислоты — фенилаланина. Таким образом, для каждой аминокислоты существует своя транспортная РНК, которая осуществляет траспортировку соответствующей аминокислоты к рибосомам. Рибосомы — микроскопические органоиды клеток — поистине являются «белковыми фабриками», производящими каждую четверть секунды готовую белковую молекулу. Контролирует синтез молекул информационная РНК (мРНК). Главный «распорядитель» биосинтеза белка — ядерная ДНК, здесь в ядре хранятся «модели» белковых Молекул. Информация, закодированная в молекуле ДНК, переносится в рибосомы с помощью мРНК, которую ДНК синтезирует по своему «образу и подобию».

Таким образом, биосинтез белка начинается с синтеза информационной РНК Этот процесс осуществляется на одном из участков ДНК, соответствующих определенному белку. Мы теперь знаем, что каждая аминокислота кодируется сочетанием трех азотистых оснований — триплетов. Триплетная цепочка мРНК строится на молекуле ДНК на основе принципа дополнительности азотистых соединений (см. выше). Поэтому, если порядок азотистых оснований в молекуле ДНК выглядит так: АГГЦТАТЦГА и т. д., то в молекуле РНК порядок азотистых оснований будет следующим (А-У, Г-Ц): УЦЦГАУАГУУ и т.д. Следовательно, мРНК представляет собой своеобразный «негатив» с участка молекулы ДНК- Далее мРНК с помощью ферментов отделяется от молекулы ДНК и направляется в рибосомы. Здесь мРНК прикрепляется к рибосоме, где, как установлено в последнее время, фиксируются лишь  два триплета мРНК. Как только триплеты мРНК занимают на рибосоме соответствующее им место, к ним направляются молекулы тРНК, каждая со своей аминокислотой. При этом тРНК подходят к определенному участку мРНК и после соединения аминокислот (аминокислоты всегда соединяются друг с другом пептидной связью: аминогруппа конца одной аминокислоты соединяется с карбоксильной группой конца другой аминокислоты) информационная РНК передвигается в рибосоме на один триплет.Молекула тРНК, доставившая первую аминокислоту в будущую аминокислотную цепочку, освобождается, чтобы заполучить новую аминокислоту, запас которых в клетке пополняется в результате процессов питания. Триплет 2 теперь перемещается в рибосоме на место триплета 1, а триплет 3 оказывается на месте триплета 2, к нему тотчас подходит новая тРНК и новая аминокислота ставится на свое место. «Шаг за шагом» продвигается молекула мРНК вдоль поверхности рибосомы, и одновременно строится определенная аминокислотная цепь, так называемая первичная аминокислотная последовательность. Как только нужная аминокислотная цепь оказывается «сшитой», она отделяется от рибосомы и затем уже свертывается, образуя вторичные и третичные структуры белковых молекул, определяющие их форму. Полипептидные цепи могут соединяться друг с другом с образованием четвертичной структуры белка (так, например, образуется гемоглобин).
Белковый синтез идет очень быстро: за одну минуту могут соединяться до 5—6 тыс. аминокислот. Столь высокие темпы биохимических реакций в клетке пока еще трудно объяснить. Очевидно, на скорость химических процессов оказывают влияние ферменты и ряд других факторов, найти которые является задачей будущего.
Посколькуо жизнь мРНК длится десятки минут, а построение простой молекулы белка осуществляется за четверть секунды, можно предположить, что одна молекула мРНК участвует в синтезе многих одинаковых белковых молекул. Действительно, обычно одна молекула мРНК участвует в синтезе 20—30 белковых молекул. Более того, одна и та же молекула мРНК может одновременно участвовать в синтезе нескольких белковых молекул. Свободный участок мРНК, прошедший одну рибосому, вновь связывается со следующей рибосомой, и, таким образом, объединенными оказываются 5—7 рибосом (полисома), где и синтезируются одинаковые белковые молекулы. Процессы биосинтеза белка идут всегда с затратой энер-и, для образования каждой связи между аминокислотой и тРНК требуется одна молекула аденозинтрифосфор-ной кислоты (АТФ), являющейся универсальным переносчиком энергии, запас которой пополняется в клетке с помощью митохондрий.

Процесс сплайсинга:

Сплайсинг —процесс вырезания определенных нуклеотидных последовательностей из молекул РНК и соединения последовательностей, сохраняющихся в «зрелой» молекуле, в ходе процессинга РНК. Наиболее часто этот процесс встречается при созревании информационной РНК (мРНК) у эукариот, при этом путём биохимических реакций с участием РНК и белков из мРНК удаляются участки, не кодирующие белок (интроны) и соединяются друг с другом кодирующие аминокислотную последовательность участки — экзоны. Таким образом незрелая пре-мРНК превращается в зрелую мРНК, с которой считываются (транслируются) белки клетки. Большинство генов прокариот, кодирующих белки, не имеют интронов, поэтому у них сплайсинг пре-мРНК встречается редко. У представителей эукариот, бактерий и архей встречается также сплайсинг транспортных РНК (тРНК)  и других некодирующих РНК.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34504. Искусство Древней Греции. Высокая классика. Афинский акрополь. Фидий. Поликлет. Искусство Древней Греции. Поздняя классика. Скульптура Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа 17.09 KB
  Статуи атлетов Дорифор Диадумен Раненая амазонка Гера Аргосская. Произведения Фидия: хризоэлефантинные из золота и слоновой кости статуи Афиныдевы Афина Парфенос и Зевса Олимпийского бронзовые статуи Афинывоительницы Афина Промахос Афины Лемнии дар жителей ова Лемнос Раненой амазонки.э: Аполлона в Фигалии архитектор Иктин – фриз Амазономахия; Ники Бескрылой Аптерос на Акрополе архитектор Калликрат – фриз Битва греков с персами рельефы баллюстрады; Эрехтейона архитекторы Архилох и Филокл – статуи...
34505. Искусство этрусков. Архитектура. Отличие этрусского храма от греческого. Скульптура. Роспись гробниц 15.34 KB
  Искусство этрусков. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков. Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Города этрусков были прекрасно укреплены соединялись благоустроенными дорогами и мостами.
34506. Искусство Древнего Рима. Значение, особенности художественной культуры Древнего Рима. Хронология. Отличия римского искусства от греческого. Основные типы римской архитектуры. Римский скульптурный портрет 17.81 KB
  Росписи дома Ливии на Палатине дома на Эсквилине IIго стиля. IIIго стиля в Помпеях. Вместо перспективных архитектурных построений IIго стиля фантастические трельяжи и “канделябры†IIIго стиля. Характерные особенности декоративного стиля I в.
34507. Искусство Византии. Раннехристианское искусство. Античные образы, христианское содержание. Символика. Орнаментика. Период иконоборчества. Связь византийского искусства с религией. Символизм. Трансцендентность. Расцвет византийского искусства в эпоху Маке 19.47 KB
  Мозаики св. Софии мозаики монастыря Дафнии. Немногие дошедшие до нас иконы VI века написанные восковыми красками некоторые из них происходят из Синайского монастыря как например Христос Пантократор хранящийся на Синае Богоматерь с младенцем Мозаики церкви Успения в Никее. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи.
34508. Романское искусство. Искусство эпохи развитого феодализма. Термин «романский». Романская архитектура: ведущая роль, строительные принципы, стилистические черты. Типы церквей 22.24 KB
  С развитием торговли и ремесла в XI XII вв. С XII в. XI XIII века время расцвета монументального искусства как живописи так и скульптуры. В XI XII вв.
34509. Готическое искусство Франции. Термин «готика». Ведущая роль архитектуры. Принципы готической каркасной конструкции, ее элементы. Роль скульптуры. Причины появления витражной живописи 18.95 KB
  Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши беффруа которая была символом независимости республики как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. На площади перед собором происходили диспуты лекции разыгрывались мистерии. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Раннеготический собор в Лане 1174 1226.
34510. Искусство Проторенессанса. Скульптура. Н. Пизано. Живопись П. Каваллини. Джотто – реформатор итальянской живописи. Принципы творчества Фрески Капеллы дель Арена в Падуе 20.03 KB
  Мозаичный цикл в церкви Санта Мариа ин Трастевере 1291. Фрагмент фрески “Страшный суд†в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере 1293. Ассизи Житийный цикл фресок в верхней церкви Сан Франческо посвященных св. Фрески в трансепте верхней церкви св.
34511. Искусство Раннего Возрождения. Формирование новых принципов изобразительного языка. Переплетение ренессансных принципов и средневековых традиций в искусстве ХV в. Мазаччо – основоположник живописи Кватроченто. А. дель Кастаньо. П. дела Франческо. Проблема 21.58 KB
  Стефана 1425 1426 ниш церкви Ор Сан Микеле. Георгий†1415 1417 для ниш церкви Ор Сан Микеле. “Благовещение†алтаря Кавальканти в церкви Санта Кроче 1я пол. Полиптих для церкви кармелиток в Пизе 1426 ныне в различных музеях: готическая экспрессия и ее преодоление.
34512. Высокое Возрождение в Италии. Общая характеристика искусства Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микельанджело Буанаротти 17.58 KB
  Творчество Леонардо да Винчи Рафаэля Санти Микельанджело Буанаротти. Флорентийскоримские мастера Леонардо да Винчи 1452 1519 ученик Верроккьо универсальный гений. Непродуктивность Леонардоживописца неспособность довести вещь до конца следствия опережающей работы интеллекта. Леонардо в Милане 1482 1499.