30148

АУ «ТЕХНОПАРК – МОРДОВИЯ»: КОНЦЕПЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕЙ И РАЗРАБОТОК, ИХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дипломная

Инновационные исследования

Приоритетные цели реализации проекта развития ТехнопаркаМордовия: развитие инфраструктуры в интересах реализации инновационного потенциала Республики Мордовия создание условий для работы и ускоренного взаимодействия высокотехнологичных компаний научных организаций высших учебных заведений инвесторов заказчиков. ускорение коммерциализации рыночно ориентированных проектов активное продвижение продуктов компаний технопарка помощь в поиске партнеров и в выходе на рынок стимулирование...

Русский

2013-08-23

204.23 KB

70 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономическое развитие напрямую связано со способностью производить конкурентоспособную продукцию. Наиболее рациональным является повышение конкурентоспособности на основе усовершенствования экономических, технических и других показателей производимой продукции, т. е. переход на инновационный путь развития.

Важной составляющей инновационной модели развития является создание инновационных структур, деятельность которых направлена обеспечение процесса внедрения новых технологий в производство и коммерческую реализацию результатов исследований и разработок.

Во всем мире полным ходом идет создание всевозможных технопарков информационных технологий, безналоговых и низкоаналоговых зон регистрации компаний, занятых в этой сфере. Сегодня самым эксплуатируемым объектом с высокодоходной отдачей являются уже не нефть, газ и иные природные ресурсы, а интеллектуальный капитал. Прежде всего — в сфере информационных технологий [24, с.320].

Активная инновационная деятельность является одним из факторов успешного функционирования и развития предприятий в рыночных условиях. Использование инновационных разработок в современной экономике зависит в значительной степени от эффективного взаимодействия между организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские разработки, производство и маркетинговые исследования. В этой связи вопросы организации и управления инновационными процессами, обеспечивающие их непрерывность, гибкость при реализации и, в конечном итоге, эффективность, становятся одними из актуальных.

Осуществление полного объема работ, связанного с разработкой, производством и реализацией нововведений, в рамках одного предприятия практически невозможно. Фазы инновационного процесса значительно различаются по содержанию решаемых задач, способам организации и характеру выполняемых работ. Вместе с тем, успешное протекание  инновационного процесса возможно лишь при интеграции всех его компонентов в единое целое. Поэтому основной задачей управления инновационными процессами является не столько организация работ на каждой стадии, сколько формирование кооперационных связей между участниками всего инновационного цикла, в том числе находящимися и за пределами предприятия, организация их взаимодействия и ориентация на общий конечный результат.

Однако научные исследования в области управления инновационными процессами в основном сосредоточены или на уровне отдельных предприятий, или на уровне региона, где практически не рассматриваются вопросы управления межорганизационной кооперацией при построении и реализации инновационных процессов. В то же время интеграция промышленных предприятий с организациями инновационной сферы, а также с другими промышленными предприятиями с целью оптимизации инновационного цикла является одной из главных задач управления инновационными процессами.

Инновационный облик отечественной экономики, а значит, уровень ее конкурентоспособности не отвечает мировым достижениям. Она технологически слабо защищена от экономической экспансии продвинутых зарубежных производителей, способных ее «затоптать» не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Следовательно, ускоренное инновационное развитие экономики становится первейшей национальной задачей, которую необходимо срочно решать. Но из реальных действий, пожалуй, можно выделить только создание Технопарков в сфере высоких технологий [49, с. 55].

Целью данной работы является определение роли технопарков и парков высоких технологий в современном инновационном развитии экономики; анализ инновационной экономики региона и перспективы ее развития; анализ инновационной деятельности.

2.2. АУ «ТЕХНОПАРК – МОРДОВИЯ»: КОНЦЕПЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕЙ И РАЗРАБОТОК, ИХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди всех инновационных проектов, которые в настоящий момент реализуются в Мордовии под руководством Министерства науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия, главное место занимает Технопарк в области высоких технологий федерального значения, создаваемый в республике согласно решению Правительства Российской Федерации.

Технопарк-Мордовия представляет собой элемент инновационной инфраструктуры, оснащенный необходимым специализированным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим, производственным оборудованием и обладающий кадровыми ресурсами с компетенциями, позволяющими предоставить весь необходимый комплекс услуг для инновационных компаний.

Технопарк создается при поддержке Правительства Российской Федерации и Республики Мордовия. Началом проекта послужило Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2008 N 1326-р и учреждение управляющей компании АУ «Технопарк-Мордовия».

Источниками финансирования данного проекта является федеральный и республиканский бюджеты (таблица 8).

Таблица 8 - Источники финансирования проекта

Год

Федеральный бюджет план

(млн. руб.)

Региональный бюджет план

(млн. руб.)

Требуемое дополнительное финансирование

(млн. руб.)

2007-2010 гг.

1037,8

1037,8

-

2011 г.

-

164,9

-

2012 г.

462,2

462,2

600,0

2013 г.

-

-

1 130,7

2014 г.

-

-

665,0

ИТОГО:

1500,00

1664,9

2395,7

Приоритетные цели реализации проекта развития Технопарка-Мордовия:

- развитие инфраструктуры в интересах реализации инновационного потенциала Республики Мордовия,

- создание условий для работы и ускоренного взаимодействия высокотехнологичных компаний, научных организаций, высших учебных заведений, инвесторов, заказчиков.

- ускорение коммерциализации рыночно - ориентированных проектов, активное продвижение продуктов компаний технопарка, помощь в поиске партнеров и в выходе на рынок,

-стимулирование инновационной деятельности и улучшение инновационного климата.

- ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры

- формирование управляющей компании,

- создание научно-исследовательской, технологической, производственной базы и системы предоставления услуг (Приложение А).

Основные показатели развития проекта «Технопарк-Мордовия» представлены в таблице 9.

Таблица 9  - Основные показатели развития проекта «Технопарк-Мордовия»

Показатели технопарка

Ед. изм.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Итого

Кол-во запланированных кв.м. объектов технопарка.

кв. м

29944,2

35716,7

49061,1

70041,1

70041,1

Количество рабочих мест

шт.

342

1022

1408

3570

3570

Кол-во компаний-резидентов

шт.

59

73

88

178

178

Выручка компаний-резидентов

млн. руб.

264

585

1010

1850

3709

Стоимость проекта (накопленным итогом с начала строительства в 2009г.)

9 195,694 млн. руб.

Исходя из представленных данных можно сказать, что «Технопарк - Мордовия» является перспективным инновационным проектом Мордовии. Развитие объектов инфраструктуры технопарка, приводит к  увеличению объектов, так в 2011 г. составляет 29944,2 кв.м., и уже в 2013 г.49061,1 кв. м., т.е. плановое увеличение почти в 2 раза. В связи с расширением площади увеличивается количество резидентов АУ «Технопарк – Мордовия», следовательно, увеличению подлежат и такие показатели как количество рабочих мест, выручка.

Общий инвестиционный потенциал проекта мы можем рассмотреть на данных, представленных в таблице 10.

Таблица 10 - Оценка инвестиционного потенциала проекта, целевые показатели технопарка

Наименование показателя

Ед. измерения

2011 год (факт)

2016 год (план)

Численность работников компаний-резидентов технопарка

чел.

248

3 828

Количество резидентов находящихся в технопарке, всего:

шт.

8

204

Количество проектов в технопарке, всего:

шт.

12

526

Общая площадь объектов технопарка, планируемых к вводу в эксплуатацию

кв.м.

5 830

60 041

Выручка от продаж продукции, работ и услуг компаний-резидентов технопарка

тыс. руб.

54 647,6

2 619 973,8

Как показывают данные таблицы  10, фактические показатели  АУ «Технопарк – Мордовия» в 2011 году  не велики, это характеризуется тем, что открытие некоторых ключевых специализированных  центров коммерциализации инновационных технологий было совершено в 2011 года, поэтому количество резидентов на начальном этапе составляет 8 резидентов, а плановая цифра на 2016 год составляет 204 резидента.  Данный показатель зависит от общей площади объектов технопарка, чем больше площадь, тем больше будет количество резидентов. По данным таблицы мы видим, что по плану площадь объектов технопарка составит 60041 кв.м., что в 10 раз больше, чем в 2011 году. Соответственно, с увеличением компаний- резидентов возрастают такие показатели как количество проектов в технопарке, численность работников компаний- резидентов и выручка. Так мы видим, что фактически выручка от продаж продукции, работ и услуг компаний – резидентов технопарка в фактически в 2011 году составила 54 647,6 тыс. руб., а плановая цифра на 2016 год составляет 2 619 973,8 тыс. руб., что в 48 раз больше.

В соответствии с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами развития экономики Российской Федерации в среднесрочном и долгосрочном периоде, были выбраны следующие направления: электронное приборостроение, оптоэлектроника, волоконная оптика, энергосберегающая светотехника, информационные технологии, нанотехнологии, наноматериалы.

В рамках Технопарка на территории Республики Мордовия предполагается оказание следующих услуг:

-предоставление в аренду помещений, лабораторно-производственного оборудования, оргтехники, средств связи и мебели;

- проведение заказных ОКР и ОТР;

-проведение работ по созданию прототипов, организация опытного производства с целью введения в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности, разработка технологических регламентов и технических условий;

-маркетинговый и технологический анализ рынка с точки зрения спроса и предложения новых технологий / продуктов;

-создание условий для посевного финансирования и инкубирования малых инновационных компаний (стартапов), включая «упаковку» компаний для запуска бизнеса и привлечения венчурных инвесторов;

-предоставление технологических консультационных услуг;

-инкубирование инновационных компаний;

-проведение испытаний и сертификации;

-юридическое сопровождение в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в области патентной поддержки, правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации;

-проведение "круглых столов" и конференций;

-оказание юридических и бухгалтерских услуг;

-международное сотрудничество;

-высоконадежный (мультипровайдерский) широкополосный доступ в Интернет;

-юридически значимый электронный документооборот с использованием механизма электронно-цифровой подписи;

-электронная почта с гарантированной доставкой;

-IР - телефония;

-видеоконференцсвязь;

-корпоративные Web-портальные решения;

-IP-телевидение;

-полный пакет офисных, бухгалтерских, справочно-правовых ERP и САD приложений [4].

Планируемое распределение объема выручки от продажи бизнес - услуг  (по видам) Технопарком представлено рисунком 2.

Рисунок 2 -  Планируемое распределение объема выручки от продажи бизнес -услуг  (по видам) Технопарком, тыс.руб.

По данным рисунка 2 видно, что ключевым звеном  является  выручка от сдачи недвижимости в аренду, это связано с вводом  в эксплуатацию объектов инфраструктуры, можно заметить что показатель с каждым годом увеличивается почти в 2,5 раза, так в 2012 г. выручка от сдачи недвижимости в аренду составляет 21986,9 тыс. руб., а в 2013 г. 54042,7 тыс. руб. Увеличение данного показателя говорит об росте резидентов АУ «Технопарк- Мордовия», а следовательно оказывается больше прочих услуг, бизнес - услуг, в аренду сдано больше оборудования. В диаграмме мы видим увеличение выручки по данным видам услуг.

Дополнительно, в технопарке резидентам предоставляется широкий перечень услуг: от техническо-технологических до банковских и бытовых, что сделает их работу в технопарке более эффективной и комфортной. Перечень предоставляемых услуг будет расширяться по мере завершения строительства и заселения технопарка резидентами.

Статус резидента технопарка присваивается юридическому лицу или  индивидуальному  предпринимателю по результатам конкурсного отбора при выполнении следующих условий:

1)  соответствие основным направлениям деятельности технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия;

2) предположение разработки  и (или) коммерциализации уникальных и (или) обладающих  конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами продуктов и (или) технологий, а также качество представленного инновационного проекта, бизнес-плана или технико-экономического обоснования продукта или технологии, являющегося предметом инновационной деятельности на территории технопарка, в том числе:

- технико-экономические показатели инновационного проекта;

-прогнозируемые преимущества получаемого в результате реализации инновационного проекта продукта в сравнении с существующими аналогами;

-качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития резидента технопарка;

-прогнозируемые положительные изменения финансовых результатов и создания (сохранения) рабочих мест резидента технопарка.

Рассмотрим изменение количества компаний-резидентов и проектов технопарка на примере рисунка  3

Рисунок 3 – Динамика изменения количества компаний – резидентов и проектов технопарка, шт.

Как видно из данных рисунка 3 количество проектов в технопарке зависит от количества резидентов. Следует обратить внимание на то, что открытие некоторых ключевых специализированных  центров коммерциализации инновационных технологий было совершено в 2011 года, именно по этой причине в 2009 - 2010 гг. компании - резиденты и проекты, соответственно, полностью отсутствовали. В  2011 году мы видим 8 резидентов и 12 проектов, а в 2012 году количество резидентов составляет 59 штук, проектов 118 штук, что говорит об увеличении количества резидентов на 13,5 %, а проектов на 90 %. В  2013 году по сравнению с 2012 годом количество резидентов увеличивается на 12 %, а проектов на 62 %. В 2014 году увеличение планируется на 12 % в отношении количества резидентов и на 19 %. Можно сказать что за период с 2011-2014 гг. развитие происходит планомерно, но в 2014 году снижается в отношении количества проектов в технопарке  примерно в 3 раза.

Исходя из анализа динамики изменения количества компаний-резидентов и проектов технопарка, рассмотрим динамику изменения выручки компаний – резидентов технопарка (рисунок 4).

Рисунок .4 – Динамика изменения выручки компаний – резидентов технопарка, млн. руб.

Выручка компаний – резидентов технопарка на прямую зависит от количества резидентов, следовательно данные диаграммы 2.3 показывают что фактическая выручка в 2011 году составила 54,7 млн. руб., в 2012 г. 437,8 млн. руб., что в 8 раз больше. В 2013 году увеличение выручки по плановому показателю составляет 100 %, а в 2014 году на 57 % (Приложение Б).

Поставленные цели будут достигаться за счет формирования ключевых специализированных  центров коммерциализации инновационных технологий:

Информационно-вычислительный комплекс (ИВК) – объект технопарка, представляющий собой DATA-центр класса tier-4 - бизнес-платформу развития информационных и коммуникационных технологий общероссийского уровня. Комплекс призван обеспечить максимально благоприятные условия работы для IT – компаний. На этапе проектирования, создания и вывода нового продукта на рынок компаниям-резидентам предоставляются все необходимые для эффективных разработок ресурсы: современные технологии, услуги и оборудование, научная и ресурсная база. Партнерами информационно-вычислительного комплекса выступают компании Microsoft, IBM, Oracle, Cisco, группа компаний «Техносерв», НИ МГУ им. Н. П. Огарёва и др.

Центр нанотехнологий и наноматериалов (ЦНН)– объект технопарка, представляющий собой центр коллективного пользования уникальным современным оборудованием (закупаемым за счет частных инвестиций) и предназначенный для коммерциализации инновационных проектов в области нанотехнологий.

Нанотехнологический центр создается при содействии Фонда инфраструктурных и образовательных программ на базе АУ «Технопарк- Мордовия», ОАО «Орбита», ОАО «Электровыпрямитель», Республиканского Фонда поддержки социально-экономических программ «Созидание» и ООО «Энергоэффективные нанотехнологии», предоставляющих в качестве своего вклада в Проект денежные средства, оборудование и недвижимость.

Центр энергосберегающей светотехники (ЦЭС) – объект технопарка, где будет сформирована система коммерциализации разработок в области светотехники. Основными направлениями станут:

- твердотельные источники света (сверхъяркие светодиоды и светильники на их основе);

-исследование новых материалов и создание на их основе энергоэффективных и энергоэкономичных разрядных электродных и безэлектродных металлогалогенных источников света высокого давления, источников света на основе светодиодов.

-новое поколение газоразрядных люминесцентных ламп низкого давления в трубке Т 5;

-энергоэкономичные металлогалогенные разрядные лампы для внутреннего и внешнего освещения  объектов  широкого назначения, площадей и улиц городов.

Затем будут созданы не менее инвестиционно  эффективные объекты такие как Центр проектирования инноваций, Центр экспериментального производства, Инжиниринговый центр волоконной оптики, Центр разработки программных продуктов Центр разработки программных продуктов. Функциональное назначение объектов представлено в таблице 11.

Таблица 11 - Функциональное назначение объектов

Название объекта

Функциональное назначение

3

ЦПИ

Центр проектирования инноваций предоставляет услуги по поддержке процессов генерации инноваций. В центре реализован технологический процесс на входе которого предложения-результаты НИОКР, а на выходе прототип изделия. Структурно состоит из САПР-центра, СОФТ-центра, Научно-испытательного центра (лаборатории по проведению климатических, механических и ЭМС испытаний). Центр выполняет полный комплекс услуг от разработки макета изделия, встроенного программного обеспечения, тестирования до изготовления опытного образца. На первоначальном этапе заказчиками центра являются малые предприятия, созданные на базе промышленных предприятий республики.

4

ЦЭП

Центр экспериментального производства − объект технопарка, представляющий собой центр коллективного пользования современным высокотехнологическим оборудованием (закупаемым за счет частных инвестиций) и предназначенный для коммерциализации инновационных проектов и опытного производства инновационной продукции резидентами технопарка.

Размещение универсальной научной и производственной техники, высокотехнологического оборудования, предназначенных для проведения лабораторных исследований и производственных работ в областях специализации Технопарка, а также для коммерциализации инновационных проектов и опытного производства инновационной продукции его резидентами.

5

ИЦВО

Инжиниринговый центр волоконной оптики – объект технопарка, представляющий собой центр отработки технологии, мелкосерийное производство волоконных световодов для телекоммуникаций, лазерной и сенсорной техники. Разработка технологии получения активных волоконных световодов с сердцевиной, содержащей нанокристаллы, легированные примесями переходных металлов, производство фотоннокристаллического волокна, волокна с покрытием из аморфного углерода.

Проект реализуется совместно с Национальным исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева и Научным центром волоконной оптики РАН.

7

ЦРПП

Центр разработки программных продуктов (ЦРПП)– объект технопарка, представляющий собой центр по разработке и внедрению типового, комплексного решения по Электронному Правительству региона и органов местного самоуправления.

Офисные, технологические помещения для развития проектов, жилая зона

Таким образом, Технопарк-Мордовия реализует проекты следующей специализации:

-стратегические информационные технологии и программное обеспечение;

-энергоэффективность и энергосбережение (Приложение В).

Следует отметить, что при реализации инновационной стратегии развития АУ «Технопарк-Мордовия» особое внимание уделяется развитию партнерских взаимоотношений с ведущими российскими инновационными и научными организациями. При этом Технопарк-Мордовия объединяет существующую инновационную инфраструктуру и инновационно - активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Изменит саму основу развития республики и определит ее будущее на многие десятилетия вперед.

«Технопарк-Мордовия» уже сегодня имеет целый ряд соглашений о взаимном сотрудничестве с крупнейшими научно-исследовательскими и образовательными центрами страны:

1) Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУ ГА);

2) Институтом общей физики им. А.М. Прохорова РАН (ИОФ РАН);

3) Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом;

4) Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ»;

5) Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева;

6) Мордовским государственным педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева;

7) Научным центром волоконной оптики при Институте общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук (НЦВО РАН);

9) Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ);

10) Московским государственным институтом электронной техники (техническим университетом) (МИЭТ);

11) Институтом радиотехники и электроники им. В.А. Котельникова РАН (ИРЭ РАН).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ключевой элемент инновационной системы РМ – АУ «Технопарк – Мордовия». Он определит вектор динамичного развития республики на многие десятилетия вперед. Введена в строй значительная часть его объектов. Уже в этом году на площадках Технопарка должны начать работу 40 резидентов, среди которых - успешно развивающиеся российские и зарубежные компании. Такая интеграция очень важна для внедрения самых последних мировых достижений. И Глава РМ Н.И.Меркушкин очень своевременно ставит задачу по заключению договоров о сотрудничестве с инновационными Центрами Германии и одним из самых успешных в Европе Технопарком Финляндии.

Хотя с начала создания Технопарка прошло чуть более 3 лет, его влияние уже четко проявляется на различных направлениях инновационного развития республики. Заметно меняется психология управленцев, производственников и научных работников.

В 2012 году завершилось формирование сквозной инновационной структуры подготовки кадров, включающей в себя отбор одаренной молодежи в республике и за ее пределами – развитие олимпиадного движения – учебу в Центре одаренных детей – учебу в одном из вузов республики – работу в Технопарке.

На базе Технопарка созданы все условия для формирования новых высокотехнологичных кластеров, наукоемких производств. В республике ежегодно запускаются крупные проекты. Только за последние два года открыто не менее двух десятков современных, основанных на высоких технологиях предприятий. Они ориентированы на выпуск продукции, не имеющей аналогов в мире. И уже сегодня готовы предложить стране то, без чего ей не жить завтра.

«Технопарк - Мордовия» является перспективным инновационным проектом Мордовии. Развитие объектов инфраструктуры технопарка, приводит к  увеличению объектов, так в 2011 г. составляет 29944,2 кв.м., и уже в 2013 г.49061,1 кв. м., т.е. плановое увеличение почти в 2 раза. В связи с расширением площади увеличивается количество резидентов АУ «Технопарк – Мордовия», следовательно увеличению подлежат и такие показатели как количество рабочих мест, выручка.

Следует отметить, что при реализации инновационной стратегии развития АУ «Технопарк-Мордовия» особое внимание уделяется развитию партнерских взаимоотношений с ведущими российскими инновационными и научными организациями. При этом Технопарк-Мордовия объединяет существующую инновационную инфраструктуру и инновационно - активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Изменит саму основу развития республики и определит ее будущее на многие десятилетия вперед [10].

2.3. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИИ ОКАЗАНИЯ БИЗНЕС - УСЛУГ АУ «ТЕХНОПАРК – МОРДОВИЯ» (ТЕХНОПАРКА В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

При реализации инновационной стратегии развития Технопарка-Мордовия особое внимание уделяется развитию партнерских взаимоотношений с ведущими российскими инновационными и научными организациями. При этом Технопарк-Мордовия объединит существующую инновационную инфраструктуру и инновационно-активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Изменит саму основу развития республики и определит ее будущее на многие десятилетия вперед.

Научный совет технопарка возглавил академик Российской академии наук, секретарь Академии, директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Е. Н. Каблов - очень авторитетный человек в научном мире, напрямую связанный с прикладной инновационной экономикой. Активно формируется площадка под проект производства оптоволокна для лазерной техники и приборов, реализуемый совместно с Научным центром волоконной оптики РАН (директор центра академик Е.М. Дианов).

Два проекта (в области металломатричных композиционных материалов и волоконной оптики) получили положительное заключение Экспертной коллегии Фонда «Сколково» о присвоении статуса участника проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково». 

Достигнута договоренность о реализации ряда уникальных инновационных коммерческих проектов с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» и другими ведущими российскими ВУЗами.

Подписано соглашение с Российской Академией Наук. (Приложение Г).

Резидентам технопарка предоставляются различного рода льготы (таблица 12).

Таблица 12 - Льготы, получаемые компаниями - резидентами на территории технопарка. Льготы субъекта РФ

Номер/дата нормативного документа

Характеристика льготы

Закон РМ от 25.11.2004 N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций", в ред. Закона РМ от 24.12.2010 N 107-З   "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия о налогах"

Налог на прибыль организаций в части суммы налога , подлежащей в соответствии с федеральным законодательством зачислению в республиканский бюджет Республики Мордовия, уплачивается по сниженной ставке 13,5 процента (вместо обычной налоговой ставки в размере 18 процентов) организациями, являющимися резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики

Продолжение таблицы 12

Мордовия и осуществляющими производство научно-технической продукции, при условии, что доля отгруженной научно-технической продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет не менее 50 процентов

Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года N 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения", в ред. Закона РМ от 24.12.2010 N 107-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия о налогах»

Налоговая ставка в размере 5 процентов при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Мордовия устанавливается для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство научно-технической продукции, при условии, что данное производство осуществляется резидентами Технопарка в сфере высоких технологий РМ (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов). Обычная налоговая ставка установлена в размере 15%

Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года N 54-З "О налоге на имущество организаций" в ред. Закона РМ от 24.12.2010 N 107-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия о налогах

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются резиденты Технопарка в сфере высоких технологий РМ, осуществляющие производство научно-технической продукции, при условии, что доля отгруженной научно-технической продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет не менее 50 процентов, - в отношении имущества учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств (вместо обычной налоговой ставки 2,2 процента)

Постановление Правительства РМ от 09.08.2010 N 324

"О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия"

Оказание финансовой поддержки научно-технических и инновационных проектов в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития, обеспечения развития научно-технической и инновационной сферы РМ. Финансовая поддержка осуществляется за счет средств республиканского бюджета РМ   и предоставляется в виде:

-государственного заказа РМ.

Основанием для предоставления субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, статуса резидента Технопарка и соответствующей государственной поддержки являются результаты конкурса.

Статус резидента технопарка присваивается юридическому лицу или  индивидуальному  предпринимателю по результатам конкурсного отбора при выполнении следующих условий:

- наличия инновационного проекта, соответствующего основным направлениям деятельности технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия, и предполагающего разработку  и (или) коммерциализацию уникальных и (или) обладающих  конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами продуктов и (или) технологий;

- наличие бизнес-плана или технико-экономического обоснования продукта или технологии, являющегося предметом инновационной деятельности на территории технопарка;

- принятия организацией, претендующей на получение статуса резидента, обязательства реализовать заявленный инновационный проект на территории обособленного комплекса (комплексов), обеспечивающих в соответствии с решением Правительства Республики Мордовия основную деятельность технопарка;

- отсутствие задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды

- не нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующих  на получение статуса резидента технопарка, в стадии ликвидации или банкротства.

Для участия в конкурсе необходимо представить в управляющую компанию технопарка пакет документов.

Претендент может представить дополнительные документы с учетом специфики конкретного инновационного проекта.

В целях подтверждения достоверности представленных документов управляющая компания может запросить у Претендента дополнительные документы и информацию, характеризующие проект или Претендента

Экспертная комиссия по присвоению субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, статуса резидента Технопарка в сфере высоких технологий является координационным органом, обеспечивающим объективность принятия решений по присвоению субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, статуса резидента технопарка в сфере высоких технологий.

Комиссия для выполнения возложенных на нее задач рассматривает проекты и предложения субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, уточняет затраты на их осуществление,  оценивает финансово-экономическое состояние претендентов и степень эффективности допущенных к конкурсу проектов.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости. Основанием для проведения заседания комиссии является допуск как минимум одного претендента к участию в конкурсе. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, конкурс признается несостоявшимся. Критерием выбора победителя конкурса является выполнение Претендентом, таких условий, установленных для инновационного проекта как:

1)  соответствие основным направлениям деятельности технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия;

2) предположение разработки  и (или) коммерциализации уникальных и (или) обладающих  конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами продуктов и (или) технологий, а также качество представленного инновационного проекта, бизнес-плана или технико-экономического обоснования продукта или технологии, являющегося предметом инновационной деятельности на территории технопарка, в том числе:

- технико-экономические показатели инновационного проекта;

- прогнозируемые преимущества получаемого в результате реализации инновационного проекта продукта в сравнении с существующими аналогами;

- качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития резидента технопарка;

- прогнозируемые положительные изменения финансовых результатов и создания (сохранения) рабочих мест резидента технопарка.

Победителем конкурса может быть признан один или несколько участников конкурса.

Статус резидента технопарка считается присвоенным победителю (победителям)  с момента внесения Управляющей компанией информации в реестр резидентов технопарка в сфере высоких технологий [11].

Внесение информации о победителе (победителях) конкурса в реестр резидентов технопарка  подтверждается  выпиской из реестра  резидентов технопарка. Выписка  из реестра  резидентов технопарка направляется победителю (победителям)  конкурса  в течение 7 дней с момента  внесения соответствующей записи в реестр резидентов технопарка (рисунок 5).

Конкурсные документы

Управляющая компания

 

Нет

Отказ

Да

Конкурс

Отказ

Да

Нет

Присвоение статуса Резидента

Рисунок 5 - Блок-схема отбора проектов с целью размещения на территории технопарка

В рамках Технопарка на территории Республики Мордовия резидентам предполагается оказание следующих бизнес- услуг на льготной основе:

- финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству, и связанные с ним вспомогательные услуги.;

- услуги по проведению правовой экспертизы представленных для рассмотрения юридических документов;

- услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения;  

- консультационные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью и управления предприятием;  

-услуги по продаже и аренде места и времени для рекламы;  

-услуги по организации рекламных мероприятий (акций);

- услуги секретарей офисов;

-услуги по размножению документов и материалов на бумажных носителях;

-услуги почтовой связи;  

- услуги в области образования;  

- услуги по бронированию мест проживания в гостиницах;   

- услуги библиотек, архивов;

- услуги по предоставлению мест парковки;  

- услуги по дополнительной защите помещений и снабжению их специальными защитными и сигнальными средствами;

- услуги по защите информации в компьютерных и технических средствах от копирования и несанкционированного доступа.  

1. В области телекоммуникационных услуг:

- высоконадежный (мультипровайдерский) широкополосный доступ в Интернет;

- юридически значимый электронный документооборот с использованием механизма электронно-цифровой подписи; электронная почта с гарантированной доставкой; IР - телефония; видеоконференцсвязь;

- корпоративные Web-портальные решения;

- центр обработки телефонных вызовов;

- IP-телевидение.

2. В области управления предприятием, проектами и делопроизводством на базе программного обеспечения коллективного доступа:

- полный пакет офисных приложений (текстовый редактор, электронная таблица, система управления базами данных, система подготовки презентаций и т.п.);

- программы обработки мультимедийного конвента (звук, изображения, видеоролики, анимация и т.п.);

- автоматизированные бухгалтерские программы;

- справочно-правовые системы;

- доступ к электронным библиотекам;

- служба электронного архива;

- автоматизированные системы бизнес - планирования и экономического анализа;

- автоматизированные системы сетевого планирования;

- автоматизированные системы управления предприятием (ERP системы).

В области проектирования:

- системы для проведения сложных расчетов и математического моделирования:

- системы обработки статистических и экспериментальных данных;

- системы автоматизированного проектирования (CAD системы);

- системы 3D моделирования и визуализации с использованием анаглифных технологий;

- геоинформационные системы;

- автоматизированные системы подготовки проектно-сметной, рабочей, технологической и эксплуатационной документации;

- система коллективного проектирования, в том числе с участием удаленных со-проектировщиков (ситуационный проектный центр).

Услуги сервисных компаний технопарка,  предоставляемые резидентам на льготной основе:

- Консультационные услуги по развитию бизнеса.  

- Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета и отчетности налогообложения.  

- Консультационные услуги по юридическим вопросам и услуги по представительству.  

- Правовое и консультационное сопровождение регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности (объекты авторских и патентных прав).  

- Услуги по составлению юридической документации.  

- Услуги по планированию, созданию и размещению рекламы.  

- Консультационные услуги в области рекламы.  

- Услуги по найму рабочей силы и обеспечению персоналом.  

- Услуги по уборке зданий.  

- Услуги по устному и письменному переводу.  

- Услуги по обеспечению питанием и оборудованию специализированных мест для питания.  

- Услуги телефонной связи.  

- Услуги по предоставлению доступа к сети Интернет.  

- Услуги по перевозке грузов и пассажиров, предоставлению транспортных средств.  

Дополнительные сервисные и офисные услуги:

- предоставление в аренду помещений, лабораторно-производственного оборудования, оргтехники, средств связи и мебели;

-  проведение заказных ОКР и ОТР.

Проведение работ по созданию прототипов, организация опытного производства с целью введения в коммерческий оборот результатов интеллектуальной деятельности, разработка технологических регламентов и технических условий;

- маркетинговый и технологический анализ рынка с точки зрения спроса и предложения новых технологий / продуктов;

-создание условий для посевного финансирования и инкубирования малых инновационных компаний (стартапов), включая «упаковку» компаний для запуска бизнеса и привлечения венчурных инвесторов;

-предоставление технологических консультационных услуг;

-инкубирование инновационных компаний;

-проведение испытаний и сертификации;

-юридическое сопровождение в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в области патентной поддержки, правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации;

-проведение "круглых столов" и конференций;

-оказание юридических и бухгалтерских услуг;

-международное сотрудничество (Приложение Д).

Плановое распределение объема выручки от продажи бизнес - услуг (по видам) технопарком представлены в рисунке 6.

Рисунок 6 – Плановое распределение  объема выручки от продажи бизнес – услуг (по видам)  технопарком, тыс. руб.

По данным рисунка 6 видно, что ключевым звеном  является  выручка от сдачи недвижимости в аренду, это связано с вводом  в эксплуатацию объектов инфраструктуры, можно заметить что показатель с каждым годом увеличивается почти в 2,5 раза, так в 2012 г. выручка от сдачи недвижимости в аренду составляет 21986,9 тыс. руб., а в 2013 г. 54042,7 тыс. руб. Увеличение данного показателя говорит об росте резидентов АУ «Технопарк- Мордовия», а следовательно оказывается больше прочих услуг, бизнес - услуг, в аренду сдано больше оборудования. В диаграмме мы видим увеличение выручки по данным видам услуг

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для компаний-резидентов на данной площадке на льготных условиях будут предоставляться в аренду офисные и производственные площади для организации опытного и мелкосерийного производства с  ориентацией на высокотехнологичное, «чистое» производство. Также будет предоставляться специализированное экспериментальное, диагностическое, метрологическое, научно-технологическое и производственное оборудование. К услугам резидентов будет весь комплекс консультационных, юридических, маркетинговых и прочих аутсортинговых услуг на льготных условиях.

Политика Технопарка, направленная на ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, позволит создать наиболее благоприятные и комфортные условия для развития инновационного предпринимательства.

При реализации инновационной стратегии развития Технопарка-Мордовия особое внимание уделяется развитию партнерских взаимоотношений с ведущими российскими инновационными и научными организациями. При этом Технопарк-Мордовия объединит существующую инновационную инфраструктуру и инновационно - активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Изменит саму основу развития республики и определит ее будущее на многие десятилетия вперед.

3. УПРАВЛЕНИЕ  ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В ЭКОНОМИКЕ. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНОПАРКОВ

Для технопарков - субъектов инновационной инфраструктуры механизм управления и поддержки формируется на основе созданной организационной структуры управления. Наиболее гибкой и рациональной структурой является матричная структура управления. Матричная структура представляет собой решетчатую основу, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей инновационных проектов. С одной стороны подчинение непосредственному руководителю функциональной службы технопарка, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителям инновационных проектов, с другой - руководителю проекта, который наделен необходимым полномочиями для управления запланированными сроками, ресурсами и качеством исполнения проекта. В такой структуре руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: постоянные работники проектной группы и работники функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям функциональных подразделений, служб технопарка [28, с. 224].

Успех управления технопарком в значительной мере зависит от профессиональных качеств руководителей и менеджеров проектов. Кроме того успех технопарка во многом определяется льготами и другими формами государственной поддержки технопарков, играющих важную роль в инновационной инфраструктуре, обеспечивающей развитие инновационного бизнеса.

С целью повышения эффективности деятельности технопарка в регионе предлагается метод формирования механизма государственной поддержки (МГП) технопарков.

Цели и задачи формирования МГП технопарков ориентированы на интеграцию науки, образования, бизнеса и производства; на концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития региона; правовую защиту интеллектуальной собственности; стимулирование творческой активности специалистов - инноваторов, развитие международного научно - технического сотрудничества. Создание МГП технопарков предполагает реализацию мер:

- правовая конкретизация роли технопарков в научно-образовательном и инновационном комплексах РФ;

- окончательная разработка и принятие федерального закона, регулирующего деятельность технопарков;

- финансово-экономическая поддержка: прямое бюджетное безвозмездное финансирование технопарков, расширение системы фондов, проводящих конкурсное грантовое финансирование и резервных фондов, освобождение от таможенных тарифов на ввозимое оборудование, предоставление беспроцентных банковских ссуд, снижение патентных пошлин, страхование инновационных и предпринимательских рисков, налоговое стимулирование;

- разработка нормативно-правовых процедур передачи имущества технопаркам приватизируемого госимущества;

- поддержка инвестирования в интеллектуальный капитал;

- информационное обеспечение, компьютерные технологии по учету, анализу результатов деятельности технопарков и соответствующей системы пропаганды их научных достижений;

- мониторинг создания и развития технопарков в регионах [20, с. 360].

Обеспечение эффективности ресурсной поддержки деятельности технопарков со стороны государства в контурах МГП технопарков может быть достигнуто при реализации совокупности следующих принципов его формирования:

- приоритетность (концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития);

- системность (целостность механизма поддержки);

- реалистичности (модель технопарков должна создаваться, исходя из оценки уровня развития экономики страны, национальных интересов);

- адаптивность (адаптация технопарков к динамично изменяющимся условиям внешней и внутренней среды);

- комплексное стимулирование (совокупное использование правовых, организационных, экономических и финансовых инструментов  воздействия);

- гибкость (разнообразие форм и методов поддержки);

- долгосрочная ориентация (механизм поддержки должен носить не ситуационный характер, а основываться на анализе тенденций, процессов и реальных стратегий развития инновационной экономики региона и страны) [42, с. 129].

3.2. ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОПАРКОМ

Технопарки в инновационной инфраструктуре регионов являются основным звеном поддержки инновационных стартапов и МИП на ранних стадиях создания и функционирования.

В условиях выработки в регионах стратегических подходов, позволяющих создавать экономику, открытую для инноваций и с собственными постоянными запросами на новые идеи, новшества, инновации решаются задачи развития технопарков в региональной инновационной инфраструктуре. При разработке перспектив создания экономики инновационного типа такие за- дачи включаются в состав инновационных стратегий многих республик, краёв и областей. Уже сейчас среди российских регионов выделилась «группа отрыва». Это регионы, которые активно занимаются собственной инновационной стратегией: Новосибирской Академгородок, Томская область, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Ставропольский край и др. Руководители, возглавляемые эти регионы, имея собственное стратегическое видение, установили конкурентные преимущества и определили инструменты стратегии инновационного развития территорий. Так, в Республике Татарстан определены основные инструменты республиканской инновационной стратегии: от формирования инженерно-технической инфраструктуры до реформирования системы образования. Разработаны институтами развития [38, с. 111].

ОАО «ОЭЗ» специализируется на трех направлениях: IT и электроника, медицина и биотехнологии, новые материалы и нанотехнологии. Там обобщаются предложения по вопросам стимулирования инновационных регионов при распределении финансовых ресурсов федеральных программ, по распространению льготных законодательных норм, в том числе принятых для ИЦ «Сколково» и других инновационных территорий. В Новосибирской области инструменты разработки инновационных стратегий направлены на более активное использование базовых преимуществ региона : академические институты, образовательные центры и работающая на практике инфраструктура. Новые стратегические инструменты инновационного развития рождаются при создании совместно с РОСНАНО проекта распределенного технопарка в Новосибирске и Томске. Создаваемый распределенный (томско - новосибирский) наноцентр будет включать, в том числе, лаборатории и центры нанотехнологий, которые уже созданы в томских университетах и новосибирском Академгородке. Определены и уже выделены три приоритетных направления, по которым предполагается развивать будущий Нанотехнологический Центр: медицинское приборостроение и медицинская электроника, информационно-коммуникационные технологии с акцентом нецифровое ТВ, средства связи, медицину и биотехнологии.

В Центре коллективного пользования будет располагаться большое количество специализированного оборудования, необходимого для работы группы компаний, созданной в рамках Нанотехнологического Центра. Центр трансферта технологий будет заниматься выведением опытного продукта на рынок формой развития инновационной инфраструктуры [46].

С целью управления процессами создания и развития технопарков, разрабатываются соответствующие стратегии. Для чего используются классические инструменты стратегического менеджмента в следующей последовательности: «миссия - видение – цели- SWOT- анализ (анализ сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей) - функциональные стратегии».

Примером миссии технопарка могут быть их формулировки: 

1) создание благоприятных (наилучших из возможных) условий для постоянной генерации новых и развития существующих инновационных бизнесов;

2) обеспечение лидерства инновационной экономики региона на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий на основе потенциала науки.

Комплексный технопарк - место, где научные разработки во- воплощаются в промышленные технологии в результате того, что, как правило, обладает уникальной научно-технологической и деловой инфраструктурой, позволяет создать наилучшие условия для генерации и развития инновационных компаний и успешного развития действующих инновационных предприятий

Из миссии технопарка формулируются стратегические цели его создания и функционирования, а также управления. Стратегические цели - цели, при достижении которых руководство предприятия, стратеги радикально и выгодно меняет ситуацию по конкурентоспособности, устойчивому, инновационному развитию. Эти цели отражают особенности, конкретных типов и названий технопарков, источников их финансирования. Основные типы. действующих технопарков следующие. Исследовательский парк осуществляет фундаментально - прикладной научный трансферт (передачу авторского права) иному лицу, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе. Определяющей здесь должна быть государственная поддержка [7].

Научно-технологический парк (НТП) создаётся в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно- технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции. Осуществляет прикладной научно - экспериментальный трансферт.

Технологический парк осуществляет прибыльный экспериментально-производственный трансферт, действует преимущественно от стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до освоения новой технологии или организации серийного производства нового продукта, имеющего почти гарантированный спрос на рынке. Компании технопарка в рамках бизнес – поддержки реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве на предприятиях[16].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для успешного  перехода от одной стадии инновационного цикла к другой созданы  следующие элементы инновационной цепочки: технопарки, инновационно - технологические центры, инновационно - промышленные комплексы, центры трансферта технологий, наукограды, особые экономические зоны.

Для инноваций важна среда, в которой их можно будет успешно коммерциализировать. Для этого необходимы эффективно работающие технопарки, в том числе при ВУЗах, с прозрачной и открытой системой поддержки инновационных проектов, налоговые и таможенные льготы для компаний, построенных вокруг венчурных проектов, наличие венчурных фондов с опытом поддержки успешных венчурных проектов и т.д.

Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Инфраструктура подразделяется на следующие функциональные сферы: транспорт и связь; информация и телекоммуникация; кредитно – финансовая сфера; фондовый рынок; институт посредников; компании и фирмы, оказывающие услуги специального и консалтингового характера.

В Республике Мордовия был создан парк, который в международной классификации относится к группе научно-технологичных парков, а по законодательству РФ будет являться технопарком в сфере высоких технологий.

Данный проект имеет исключительно важное значение для инновационного прорыва республики и является фундаментом на пути создания инновационной экономики, который определит будущее Мордовии на многие десятилетия вперед, поскольку технопарк  позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, следуя данному направлению, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора

Для запуска механизмов разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Совокупность всех доступных для хозяйствующего субъекта экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека) определяет основу его потенциала.

Проведя оценку основных показателей инновационных процессов, в заключении можно отметить, что инновационная деятельность в Республике Мордовия активно развивается, в последние годы этому способствует успешная реализация на территории региона инвестиционного проекта «Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Мордовия». Данный проект предполагает не только развитие инновационной инфраструктуры и новые рабочие места, но и привлечение уже существующих инновационных субъектов на льготных условиях.

Следует отметить, что с учетом тенденции изменения структур рынков (формирования управленческих, инновационно - технологических центров, открытия новых 8 рынков и т. д.), а также с учетом кадрового потенциала региона, возможность превращения Мордовии в центр производства с развитой инновационно - технологической составляющей крайне велика. На мой взгляд, сегодня назрела объективная необходимость формирования условий для активизации инновационной деятельности в регионе и развития технологического потенциала. Пожалуй, наиболее важная роль в контексте поставленной задачи, как было отмечено выше, отводится формированию инновационной инфраструктуры и государственной поддержке инновационного бизнеса. Таким образом, формирование эффективной инновационной инфраструктуры становится осознанной необходимостью, неотъемлемой предпосылкой инновационного развития региона. В свою очередь развитие региональной инновационной системы способствует отходу от сырьевой модели национальной экономики и формированию модели качественного социально-экономического развития.

За последние годы в Мордовии создана эффективная система поддержки и развития инновационного бизнеса. В Республике Мордовия успешно действуют следующие научно-инновационные центры: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, ГУП РМ «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий», ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий», ООО «Центр новых строительных материалов и технологий», ООО «Инновационно - технологический центр Республики Мордовия», ООО «Мордовский республиканский научно-технический центр «Электротехника Мордовии», АУ «Технопарк – Мордовия».

Особая роль в инновационном развитии Мордовии отделена Технопарку в сфере высоких технологий. Его специализация определена с учетом приоритетных для России и исторически связанных с республикой научно-технических сфер. Следует отметить, что Технопарк активно ведет свою деятельность с крупнейшими предприятиями Мордовии.

На базе Технопарка созданы все условия для формирования новых высокотехнологичных кластеров, наукоемких производств. В республике ежегодно запускаются крупные проекты. Только за последние два года открыто не менее двух десятков современных, основанных на высоких технологиях предприятий. Они ориентированы на выпуск продукции, не имеющей аналогов в мире. И уже сегодня готовы предложить стране то, без чего ей не жить завтра.

«Технопарк - Мордовия» является перспективным инновационным проектом Мордовии. Развитие объектов инфраструктуры технопарка, приводит к  увеличению объектов, так в 2011 г. составляет 29944,2 кв.м., и уже в 2013 г.49061,1 кв. м., т.е. плановое увеличение почти в 2 раза. В связи с расширением площади увеличивается количество резидентов АУ «Технопарк – Мордовия», следовательно увеличению подлежат и такие показатели как количество рабочих мест, выручка.

Следует отметить, что при реализации инновационной стратегии развития АУ «Технопарк-Мордовия» особое внимание уделяется развитию партнерских взаимоотношений с ведущими российскими инновационными и научными организациями. При этом Технопарк-Мордовия объединяет существующую инновационную инфраструктуру и инновационно - активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Изменит саму основу развития республики и определит ее будущее на многие десятилетия вперед.

Политика Технопарка, направленная на ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, позволит создать наиболее благоприятные и комфортные условия для развития инновационного предпринимательства.

При реализации инновационной стратегии развития Технопарка-Мордовия особое внимание уделяется развитию партнерских взаимоотношений с ведущими российскими инновационными и научными организациями. При этом Технопарк-Мордовия объединит существующую инновационную инфраструктуру и инновационно - активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ. Изменит саму основу развития республики и определит ее будущее на многие десятилетия вперед.

Успех управления технопарком в значительной мере зависит от профессиональных качеств руководителей и менеджеров проектов. Кроме того успех технопарка во многом определяется льготами и другими формами государственной поддержки технопарков, играющих важную роль в инновационной инфраструктуре, обеспечивающей развитие инновационного бизнеса.

С целью повышения эффективности деятельности технопарка в регионе предлагается метод формирования механизма государственной поддержки (МГП) технопарков.

Цели и задачи формирования МГП технопарков ориентированы на интеграцию науки, образования, бизнеса и производства; на концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития региона; правовую защиту интеллектуальной собственности; стимулирование творческой активности специалистов - инноваторов, развитие международного научно - технического сотрудничества. Создание МГП технопарков предполагает реализацию мер:

- правовая конкретизация роли технопарков в научно-образовательном и инновационном комплексах РФ;

- окончательная разработка и принятие федерального закона, регулирующего деятельность технопарков;

- финансово-экономическая поддержка: прямое бюджетное безвозмездное финансирование технопарков, расширение системы фондов, проводящих конкурсное грантовое финансирование и резервных фондов, освобождение от таможенных тарифов на ввозимое оборудование, предоставление беспроцентных банковских ссуд, снижение патентных пошлин, страхование инновационных и предпринимательских рисков, налоговое стимулирование;

- разработка нормативно-правовых процедур передачи имущества технопаркам приватизируемого госимущества;

- поддержка инвестирования в интеллектуальный капитал;

- информационное обеспечение, компьютерные технологии по учету, анализу результатов деятельности технопарков и соответствующей системы пропаганды их научных достижений;

- мониторинг создания и развития технопарков в регионах.

В заключении следует отметить, что технопарки в инновационной инфраструктуре регионов являются основным звеном поддержки инновационных стартапов и МИП на ранних стадиях создания и функционирования. В условиях выработки в регионах стратегических подходов, позволяющих создавать экономику, открытую для инноваций и с собственными постоянными запросами на новые идеи, новшества, инновации решаются задачи развития технопарков в региональной инновационной инфраструктуре. При разработке перспектив создания экономики инновационного типа такие задачи включаются в состав инновационных стратегий многих республик, краёв и областей. С целью управления процессами создания и развития технопарков, разрабатываются соответствующие стратегии. Для чего используются классические инструменты стратегического менеджмента в следующей последовательности: «миссия - видение – цели- SWOT- анализ (анализ сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей) - функциональные стратегии».

Примером миссии технопарка могут быть их формулировки: 

1) создание благоприятных (наилучших из возможных) условий для постоянной генерации новых и развития существующих инновационных бизнесов;

2) обеспечение лидерства инновационной экономики региона на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий на основе потенциала науки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73443. Вивчення аварійних ділянок автомобільних доріг 16.91 KB
  Найнебезпечніші елементи автомобільної дороги Порядок обстеження аварійних ділянок Важливе місце в обстеженні автомобільних доріг займає постійне вивчення найбільш аварійних ділянок що виявляються шляхом побудови лінійних графіків коефіцієнтів аварійності й безпеки...
73444. Оцінка збитків від дорожньо-транспортних випадків 31.76 KB
  Збиток у результаті дорожньотранспортного випадку містить у собі кілька складових: збиток від загибелі й поранення людей; збиток від ушкодження транспортних засобів; збиток від псування або втрати вантажу; збиток від ушкодження дорожніх споруджень.
73445. Оцінка та розрахунок витрат при загибелі 72.62 KB
  Оцінка збитку в результаті загибелі й поранення Оцінка загибелі людини що не мала родини Оцінка загибелі людини що мала родину Збиток від важкого поранення людини що одержала інвалідність Для вартісної оцінки збитку суспільства в результаті загибелі й поранення людину методом загальних...
73446. ОБЛАШТУВАННЯ ІНЖЕНЕРНО-ТЕХНІЧНИМИ СПОРУДАМИ АВТОМОБІЛЬНИХ ДОРІГ 51 KB
  Проектування автомобільних доріг Облаштування автомобільних доріг Інженерно-технічні споруди на автомобільних дорогах До облаштування доріг відносяться технічні засоби організації дорожнього рухові дорожні огородження та знаки розмітка напрямні пристрої мережі освітлення системи...
73447. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе 133.5 KB
  Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения.
73448. Неолитическая революция 132.5 KB
  Она привела к оседлости значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного продукта и как результат –- росту численности и плотности населения общественному разделению труда развитию социальной дифференциации общества новых идей и взглядов.
73449. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня 132 KB
  Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования...
73450. Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко 129.5 KB
  Антон Семенович Макаренко яркая личность в области педагогики и социального проектирования ХХ века. Его наследие составляют педагогические сочинения в восьми томах: результаты педагогической деятельности, художественно-педагогические произведения и материалы педагогической практики...
73451. Особенности работы педагога по формированию здорового образа жизни у школьников 128.5 KB
  Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность...