30154

Сущность и задачи ВЭД организации и определение понятия экспорта

Дипломная

Мировая экономика и международное право

1 Сущность и задачи ВЭД организации и определение понятия экспорта Внешнеэкономическая деятельность предприятий это сфера хозяйственной деятельности связанная с международной производственной и научнотехнической кооперацией экспортом и импортом продукции выходом предприятия на внешний рынок. Экспорт продажа иностранному партнеру товаров в материальновещественной форме с вывозом их за границу продажа услуг и научнотехнической продукции. Эффективность такого механизма во многом зависит от номенклатуры импортируемых товаров спроса на...

Русский

2013-08-23

357 KB

43 чел.

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность и задачи ВЭД организации и определение понятия экспорта

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

  •  государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);
  •  стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;
  •  получить в установленном порядке печать, штамп;
  •  зарегистрироваться в государственном реестре Республики Беларусь;
  •  открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке Республики Беларусь.

Под внешнеторговой деятельностью следует понимать предпринимательские деловые отношения в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.[1, с. 256]

Экспорт является составной частью внешнеэкономической деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельностью. Для определения основных понятий и сущности экспорта необходимо обратиться к большому количеству источников.

Понятие "экспорт" происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает отправлять товары и услуги из порта страны. Экспорт - вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке[3,c.586].

Но если рассматривать другие источники и нормативные документы, можно заметить только общие признаки в каждом определении. Например, в статистическом сборнике Республики Беларусь анализируемый показатель раскрывается следующим образом: «Экспорт» - вывоз за границу товаров отечественного производства, реэкспорт товаров иностранного происхождения[19,c. 167].

Экспорт - продажа иностранному партнеру товаров в материально-вещественной форме с вывозом  их за границу, продажа услуг  и научно-технической продукции. Объектом экспорта является как товары отечественного происхождения, так и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющие основные характеристики товаров[18,с 260].

В контексте Указа Президента Республики Беларусь  №178 от 27 марта 2008года  «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» экспорт определяют как передача  резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанных с перемещением товаров через границу Республики Беларусь ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности , выполненных работ , оказанных услуг на возмездной основе нерезиденту. Из этого следует, что если даже внешнеторговая сделка не сопровождается перемещение товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг  за границу   государства,  то она все равно подпадает под понятие «экспорт» либо «импорт», несмотря на то, что в иных законодательных актах Республики Беларусь  экспорт и импорт четко связаны с перемещением товаров [22].

В тоже время определение  экспорта товаров, работ, услуг можно наблюдать в Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»: «экспорт товаров - вывоз товара с таможенной территории Республики Беларусь в целях реализации за ее пределами». В следствие этого определение можно ввести еще один признак экспорта: обязательно присутствие вывоза объекта сделки за предела  таможенной территории Республики Беларусь. Этот признак так же используют законодательства других стран. Например, Российская Федерация: «экспорт товаров – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе» [21,ст.165]. Однако,  экспорт определяется не как операция или сделка,  а как определенный таможенный режим, что не введено в законодательных  нормативных актах Республики Беларусь.

По мнению В.П. Пашуто, экспортными операциями являются операции, которые включают деятельность, связанную с продажей и вывозом  за  границу  товаров  для  перехода  их  в  собственность  зарубежного контрагента.  Как  экспорт  может  засчитываться  продажа  товаров  и  услуг иностранным лицам, фирмам и организациям, расположенным и действующим на территории страны-экспортера, независимо от того, потребляются ли они в этой стране или вывозятся за границу[10, c. 126]. В.А. Баршов в книге «Внешнеэкономическая деятельность» указывает на такие особенности в определении понятия «экспорт» как вывоз  не только товаров, работ, услуг, но и интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, которая осуществляется с таможенной территории за границу без обязательства от обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности[2, c.8].

  1.  Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в РБ разработана государственная программы развития ВЭД. В соответствии с этой программой, развитие ВЭД ориентируется на решение следующих задач:

  •   прогрессирующая интеграция страны в мировую экономику на основе поступательного развития открытости национальной экономики;
  •   всемерная поддержка процессов интеграции со странами СНГ, развитие экономического и политического союзов с Российской Федерацией;
  •  диверсификация географической структуры внешнеэкономических связей и обеспечение их сбалансированности с учетом интересов национальной экономики;
  •  последовательная восприимчивость внешней сферы к перестройке товарной структуры экспорта и импорта на основе учета внутренних структурных изменений экономики в направлении их приближения к характерным для развитых стран мира;
  •  стремление к сохранению экономической и экологической безопасности страны;
  •  адаптация внешней сферы к реализации возможностей наращивания научно-технического потенциала и внедрения новых технологий в отечественную экономику.

Решение этих задач ориентировано на сохранение основных элементов производственного и технического потенциала РБ, рациональное использование внутренних ресурсов и достижение устойчивого равновесия национальной экономики в дальнейшем. Для этого предусмотрен: последовательный перенос центра тяжести внешнеторгового регулирования с нетарифных мер на систему рыночного регулирования, увязанного с приоритетами государственной экономической политики; развитие экспорта, как основного источника валютных поступлений, необходимых для структурной перестройки промышленности и других отраслей хозяйства; защита интересов национального рынка[10, c.145].

Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому в области международной торговли является важной функцией государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности  осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для этого вида деятельности,   а также для защиты экономических и политических интересов[24, с.19].

Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.

Первым, что нужно отметить, это Закон  Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В указанном Законе конкретизируется понятие внешнеторговой деятельности применительно к экспорту. Настоящий Закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. Настоящий Закон не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении внешнеторговой деятельности с объектами экспортного контроля, а также на отношения, возникающие при осуществлении контроля за поступлением в Республику Беларусь денежных средств либо товаров, оказанием услуг при проведении внешнеторговых операций. Иные изъятия из сферы действия настоящего Закона, изменения его правил могут устанавливаться в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь, законами о внесении изменений и дополнений в настоящий Закон и нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике  Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  •  реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
  •  обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
  •  единства таможенной территории Республики Беларусь;
  •  приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  •  невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
  •  обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
  •  применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
  •  выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
  •  обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  •  гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  •  гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.[6]

Законодательство Республики Беларусь допускает применение двух методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности - таможенно-тарифного и нетарифного. Использование обоих этих методов отвечает общемировой практике. В странах с рыночной экономикой в большей мере используются экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввоз и вывоз товаров и на формирование внутреннего рынка товаров через механизм таможенных пошлин. При применении этих инструментов за покупателями товаров сохраняется полная свобода выбора между импортными и схожими с ними товарами отечественного производства, что является одним из важнейших условий функционирования нормальных рыночных отношений. Эффективность такого механизма во многом зависит от номенклатуры импортируемых товаров, спроса на внутреннем рынке и предложения производителей конкурирующей отечественной продукции и регулируется в основном путем повышения или понижения ставок таможенных пошлин и в зависимости от конъюнктуры рынка.

Однако использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставку в страну товаров крупными и малыми партиями, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран, наряду с экономическими мерами, широко применяются также административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок как от излишних импортных поставок, так и от возможности возникновения дефицита отечественных товаров. При этом, правда, покупатель ограничивается в праве свободного выбора между отечественными и импортными товарами.

Нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, лишая покупателя свободного выбора товаров и тем самым ослабляя конкуренцию отечественных товаров с иностранными, казалось бы, должны подрывать рыночный механизм. Но это не так, ибо такие меры применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров либо в течение ограниченного срока и предназначены для решения определенных экономических и социальных проблем, требующих оперативного вмешательства государства. Таким образом, нетарифные меры не разрушают внутренний рынок страны, а, наоборот, содействуют его нормальному функционированию.

Применение мер нетарифного регулирования в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний внешнеторговых операций позволяет влиять на рост внешнеторгового дефицита, выравнивать торговый и платежный балансы, более рационально распоряжаться иностранной валютой при острой ее нехватке для закупки за рубежом наиболее необходимых в стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга Беларуси.

На сегодняшний день государством установлены следующие меры нетарифного регулирования перемещения товаров через таможенную границу:

1. квотирование;

2. лицензирование;

3. выдача разрешений и установление запретов;

4. сертификация;

5. фитосанитарный и ветеринарный контроль;

6. установление предельных минимальных цен;

7. применение акцизных марок.

Они устанавливаются исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты исторического и археологического достояния народов Беларуси и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собственности, защиты интересов белорусских потребителей ввозимых товаров.

Все нетарифные меры можно разделить на 2 группы. Первая группа связана с перемещением товаров через таможенную границу, вторая применяется только при помещении товаров под определенный таможенный режим[4,с. 57].

В отношении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности так же существует свой набор нормативно-правовых актов, который отражает применение различных мер регулирования данных операций. Одним из таких нормативных документов можно назвать Инструкцию о порядке предоставления таможенным органам специальных разрешений (лицензий) и контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта. Инструкция устанавливает порядок представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями таможенным органам специальных разрешений (лицензий)  и постановки их на контроль, а также определяет процедуру контроля за экспортом (импортом) количества указанных в них товаров и квот. Под квотой как мерой экономической политики понимают количественные ограничения экспорта или импорта товаров, установленные соответствующими решениями Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь. Формы лицензий, порядок их заполнения и выдачи определяются иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Передача лицензий для использования другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям не допускается[12].

Государство самостоятельно строит законодательную базу по ведению внешнеэкономической деятельности, при этом устанавливает свои определенные правила, устанавливаемые Таможенным кодексам, Налоговым кодексом и др.

1.3  Цели, задачи и принципы экспорта готовой продукции и товаров

Целью анализа хозяйственной деятельности предприятия в целом, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия является оценка потенциальных возможностей в условиях жесткой конкурентной борьбе, вызванной рыночными взаимоотношениями, и разработка рекомендаций по повышению его конкурентоспособности. Конечная оценка возможностей предприятия определяется эффективностью его деятельности на конкретном рынке, которая напрямую связана с эффективностью использования финансовых инструментов при принятии оптимальных управленческих решений, тактических и стратегических задач управления.

Одним их аспектов деятельности предприятия является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), обладающая своей спецификой - выполнение экспортно-импортных, валютных и других внешнеэкономических  операций. Когда внешнеторговые операции занимают значительный удельный вес в деятельности предприятия, то они могут оказывать существенное влияние на ее экономическую эффективность. Для предприятия важна не просто оценка эффективности ВЭД, первостепенное значение приобретают выявление путей повышения эффективности ВЭД  и активное их использование, отслеживание динамики эффективности, ликвидация неэффективных операций[5, c. 340].

Цель анализа ВЭД - определение места и роли ВЭД на предприятии и разработка рекомендаций по повышению ее эффективности.

Задачи:

1. Оценка уровня и качества выполнения предприятием обязательств по контрактам с иностранными партнерами. При оценке выполнения контрактных обязательств основное внимание обращается на объем экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении в целом, а также в разрезе сегментов  (по товарам и странам); своевременность исполнения обязательств; качество экспортируемой и импортируемой продукции; уровень цен на продукцию, базисные условия поставки.

2. Анализ динамики объемов экспорта  и импорта в абсолютном и относительном выражении, влияния факторов на изменение объемов экспорта и импорта. При факторном анализе объемов экспорта и импорта в динамике и при оценке выполнения контрактных обязательств измеряется влияние  физического объема, отклонений в ценах, структурных сдвигов, изменения валютного курса.

3. Анализ уровня и структуры  расходов, связанных с проведением экспортных и  импортных операций в целом, а также по отдельным статьям, элементам затрат, товарным группам. В результате такого анализа даются оценка целесообразности затрат, их динамика, структурных изменения, определяется абсолютная и относительная экономия (перерасход) издержек. Использование дополнительной информации, формирующейся в системе бухгалтерского управленческого учета позволяет в составе экспортных затрат выделить постоянные и переменные издержки. Анализ издержек этих групп и расчет таких показателей, как маржинальная прибыль от внешнеэкономической деятельности  по каждому виду товара, точка безубыточности по каждому виду продукции позволяют повысить степень обоснованности контрактных обязательств. При выполнении импортных операций маржинальная прибыль представляет собой разность цен покупки и продажи импортного товара, поэтому основной задачей является анализ соотношения покупной и продажной цены на импортный товар.

4. Анализ эффективности использования средств, привлечённых для выполнения обязательств по контрактам. При решении указанной задачи необходимо провести анализ оборотных средств, рассмотреть особенности их движения, стадий кругооборота и  длительности одного оборота; указать факторы, определяющие их величину; дать количественную оценку влияния факторов на оборачиваемость средств, вложенных во внешнеторговые операции; рассчитать относительное высвобождение (вовлечение) оборотных активов.

5. Оценка экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятия. Оценка эффективности ВЭД проводиться на основе анализа абсолютных и относительных показателей , характеризующих финансовые результаты. К абсолютным показателям относят прибыль (валовая, до налогообложения, чистая). Анализ показателей прибыли проводиться с учетом их формирования. Так, валовая прибыль при экспорте определяется как разница между ценой контракта  и полными затратами на экспорт; при импорте - как разница между ценой реализации импортной продукции на внутреннем рынке  и ценой ее покупки на внешнем рынке, включая все расходы, связанные с ее приобретением. Основным относительным показателем является рентабельность - отношение коммерческого результата от экспорта/импорта к затратам. При анализе рассчитываются рентабельность экспортных, импортных операций, рентабельность основного и оборотного капитала, используемого для производства экспортной продукции, рентабельность продаж. Определение экономической эффективности (эффекта) внешнеэкономических связей необходимо для обоснования внешнеторговой деятельности , а также для оценки результатов намеченных проектов и проблем, рассчитанных на длительную перспективу.

6. Анализ влияния результатов ВЭД на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Анализ финансового состояния предприятия, занимающегося ВЭД, необходим не только для самого предприятия с целью оценки и прогнозирования его дельнейшей финансовой деятельности, но и для его внешних партнеров и потенциальных инвесторов. Для характеристики финансового состояния предприятия используется система показателей, отражающие наличие, размещение и использование его финансовых ресурсов.

  1.  Разработка рекомендаций по повышению эффективности ВЭД[5,c.368].

Существует ряд аспектов, которые должно соблюдать предприятие, ориентированное на ВЭД:

1. Политический аспект - стабильность политики государства, уровень коррумпированности , авторитет и сила законодательства, требования правительства при вступлении на рынок.

2. Территориальный аспект. Удаленность продавца и покупателя друг от друга подразумевает пересечение государственной границы на все  пути следования материальных ценностей, из чего следует соблюдение таможенных режимов.

3. Временной аспект. Исполнение сделки от момента согласования и заключения договора до момента поставки товарно-материальных ценностей  требует достаточно длительного времени.

4. Стоимостной аспект. По многим контрактам протяженностей перевозки грузов весьма значительна, что приводит к нарастанию транспортных расходов. Практика показывает, что в среднем величина транспортных расходов составляет половину контрактной стоимости ввозимого груза, а в ряде случаев и больше.

5. Порядок расчетов. Особенности контрактов по ВЭД является определение цены сделки в валюте[1, c. 160].

Выделенные аспекты ВЭД оказывают влияние на формирование основных оценочно-аналитических показателей и выбор методологического инструментария, используемого при проведении их оценки.  

Деятельность предприятия, осуществляющих внешнеэкономические операции сопряжена с более высокими рисками по сравнению с предприятиями, ориентированными только на внутренний рынок. Для таких предприятий существует возрастной валютный риск, т.е. вероятность получения убытков вследствие неблагоприятных изменений валютного курса. Анализ предприятий, занимающихся ВЭД, предполагает обязательную оценку присущего им валютного риска и на этой основе разработку рекомендация по снижению уровня такого риска[5,c.370].

Содержание анализа ВЭД предприятия составляет оценка работы анализируемого объекта с учетом специфики этого вида деятельности на основе ее количественных и качественных показателей; изучение влияния важнейших факторов на уровень и динамику этих показателей; проведение расчетов экономической эффективности (эффекта); обобщение результатов аналитического исследования; разработку рекомендаций по повышению ее эффективности.

  1.  Нормативно-правовая база

Представим основные документы, определяющие порядок проведения расчетов по внешнеторговым операциям:

  •  Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178  «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», с учетом изменений и дополнений от 23.01.2009 № 52 и от 19.02.2009 № 104("НРПА РБ", 2008, № 80; 2009, № 27, 53) ("ГБ", 2008, № 18, с. 10-17; № 9, с. 37-41)(с изменениями и дополнениями).

Указ является основным документом, определяющим порядок проведения внешнеторговых операций. В нем приводятся основные термины и определения (внешнеторговый договор, внешнеторговая операция, регистрация сделки и др.). Документом определены случаи, когда необходимо осуществить регистрацию сделки. Так,  по каждому внешнеторговому договору (а когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера)[23].

  •  Постановление Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" ("НРПА РБ", 2009, № 188)("ГБ", 2009, № 32, с. 31-33)(с изменениями и дополнениями).

Документ принят в развитие положений, содержащихся в Указе № 178. В частности, данный документ определяет: перечень иных внешнеторговых операций, на которые не распространяется действие Указа № 178; по отдельным операциям - сроки завершения внешнеторговых операций при экспорте (импорте); порядок расчетов по отдельным внешнеторговым операциям при импорте и другие вопросы.[14]

  •  Постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 "О статистическом декларировании товаров", с учетом изменений и дополнений от 11.09.2009 № 1185("НРПА РБ", 2009, № 118, 225)(с изменениями и дополнениями).

Документ устанавливает порядок представления для регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации при осуществлении внешнеторговых операций.

Статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются в виде электронного документа либо на бумажном носителе с одновременным представлением электронной копии.

Статистическая декларация представляется в срок не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация - не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по 2 и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более[16].

  •  Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46("НРПА РБ", 2009, № 107) ("ГБ", 2009, № 19, с. 18-26)

Инструкция определяет порядок регистрации сделки, а также порядок выполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля.

Инструкция содержит перечень документов, необходимых для представления клиентами в банк для осуществления банком функций агентов валютного контроля.

Порядок регистрации сделки изложен в гл. 4 Инструкции. Как установлено п. 10 данного документа, для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий ему право осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора (приложения к договору), заявление в 2 экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки по форме, установленной в приложении 1 к данной Инструкции, оригинал или копию внешнеторгового договора (приложения к договору) (при электронном документообороте - электронную копию внешнеторгового договора (приложения к договору), заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде).

При проведении валютной операции в представляемом клиентами внешнеэкономическом договоре банк проверяет: соответствие валюты расчета валютному законодательству; наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров - также наличие условий расчетов[15].

  •  Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 ("НРПА РБ", 2009, № 109) ("ГБ", 2009, № 20, с. 18-25)

Инструкция устанавливает единый порядок выдачи Нацбанком РБ разрешений резидентам на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Документом определена также последовательность действий резидентов при получении такого разрешения.

Приложение 3 к Инструкции содержит перечень документов, необходимых для представления в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка по области) для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Ответственность за достоверность представленных документов и (или) их копий несет заявитель.

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙТСВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ  ХЛЕБОПРОДУКТОВ»

2.1 Производственно-хозяйственная характеристика деятельности ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

Открытое акционерное общество «Барановичский комбинат хлебопродуктов»  создано приказом Брестского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от  30.12.96 г.  № 277 путем преобразования государственного предприятия Барановичский комбинат хлебопродуктов в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь и зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 16.06.2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200166738.

Общество реорганизовано путем присоединения к нему открытого акционерного общества «Ивацевичское хлебоприемное предприятие», зарегистрированного Брестским облисполкомом 21.07.2000 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200099538.

Общество реорганизовано путем присоединения к нему открытого акционерного общества «Восточное», зарегистрированного Брестским облисполкомом 23.02.2004 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200046330 [2,с.5].

Общество реорганизовано путем присоединения к нему сельскохозяйственного производственного кооператива «Сентябрьский», зарегистрированного Брестским облисполкомом 10.07.2003 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200017768 и сельскохозяйственного производственного кооператива «Лотвичи», зарегистрированного Брестским облисполкомом 10.07.2003 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200017806.

Общество является правопреемником прав и обязанностей названных юридических лиц в соответствии с передаточными актами, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

Открытое акционерное общество «Барановичский комбинат хлебопродуктов» (далее - Общество)  является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

В собственности Общества находятся:

  •  имущество, переданное учредителем(ями) (акционерами) Общества в его уставный фонд в виде вкладов;
  •  имущество, приобретенное Обществом в процессе осуществления им предпринимательской деятельности;
  •  поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), если иное не предусмотрено законодательством или договором об использовании этого имущества;
  •  имущество унитарных предприятий, учрежденных Обществом;
  •  имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.

Уставный фонд Общества составляет 23 735 683 200 (двадцать три миллиарда семьсот тридцать пять миллионов шестьсот восемьдесят три тысячи двести) рублей.

 Уставный фонд разделен на 3 828 336 простых (обыкновенных) акций. Номинальная стоимость каждой акции составляет 6200 рублей. Акции выпускаются в форме записей на счетах. В таблице 1.1 приведена информация о распределении акций ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

Таблица 2.1 - Сведения о распределении акций Общества

Наименование владельцев

Кол-во акций

А

1

В собственности Республики Беларусь

3 768 626

В собственности юридических лиц

23 501

В собственности физических лиц

36 221

Нераспределено

0

Всего:

   3 828 336

Примечание -  Источник: данные [2,с.9]

Органами управления  Общества являются:

  •  общее собрание акционеров;
  •  наблюдательный совет;
  •  генеральный  директор.

Для осуществления хозяйственной деятельности в состав Общества входят:

Комплекс по производству комбикормов, в состав которого входит: цех по производству рассыпных комбикормов производительностью до 1000 тонн в сутки, цех гранулирования комбикормов производительностью 360 тонн в сутки, корпус готовой продукции ёмкостью 5000 тонн, склады напольного хранения продукции и сырья в таре ёмкостью 3000 тонн. Выбойное отделение для затаривания комбикорма в тару производительностью 30 тонн в сутки.

Мукомольное производство, в состав которого входит: мельница трехсортного помола производительностью 150 тонн в сутки, мельница переменного помола производительностью 120 тонн в сутки. Склады для хранения готовой продукции ёмкостью 3925 тонн.

Участок расфасовки продукции.

Элеватор ёмкостью 48 тысяч тонн для хранения зерна.

Рейтановский производственный участок со складами ёмкостью 18,5 тысяч тонн.

Барановичский производственный участок с установкой линии по переработке масла.

Ивацевичский производственный участок со складами ёмкостью 13,1 тысяч тонн.

Комплекс по производству свинины «Восточное» мощностью 54 000 голов в год в состав которого входит: станция искусственного осеменения на 120 хряков, племенная ферма на 440 свиноматок, племенная ферма на 660 свиноматок, цех воспроизводства на 3400 свиноматок, цех откорма на 17400 голов, цех водоснабжения и утилизации навозных стоков, цех убоя и переработки мяса, санитарная бойня с лабораторным корпусом.  

Сельскохозяйственный производственный участок, в состав которого входят 3 молочно-товарные фермы: Лотвичи, Свираны, Перховичи.

Вспомогательные службы:

  •  ремонтно-механический участок;
    •  ремонтно-строительный участок;
    •  энергосиловой участок;
    •  транспортный участок;
    •  лаборатория;
  •  котельная;
  •  тарный склад.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор.

Генеральный директор подотчетен по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров.

Действующая организационная структура управления представляет собой систему структурных подразделений, каждое из которых имеет свои четко определенные задачи и функции.

Распределение ответственности между должностными лицами и подразделениями при планировании производства представлено в организационной структуре ОАО «Барановичхлебопродукт» (приложение А).

Основными видами продукции выпускаемой на ОАО «Барановичхлебопродукт» являются:

  •  мука пшеничная (высший, первый и второй сорт);

Муку пшеничную «Гаспадар» 1 сорт марка М 36-30 отличает высокое содержание клейковины – один из основных показателей, характеризующих качество муки. Высокое содержание клейковины улучшает качество выпечки, мякиш получается более пористым, воздушным, упругим.

  •  крупа манная;

Манную крупу вырабатывают из пшеницы. Крупа представляет собой непрозрачные мучные частички ровного белого цвета с желтоватым или кремовым оттенком. Крупа обладает повышенной питательной ценностью и улучшенными потребительскими качествами, поскольку для ее выработки используется только зерно, специальным образом кондиционированное. Манная крупа – один из наиболее широко применяемых продуктов питания ребенка, начиная с самого раннего его возраста. В кулинарии манная крупа применяется очень широко. Из нее готовят каши, запеканки, пудинги, биточки, вкусные сладкие блюда – суфле, муссы, ее используют и для засыпки супов.

  •  мука ржаная (сеянная, обдирная);

Мука ржаная хлебопекарная обдирная «Гаспадар» грубого помола (содержит все группы витаминов зерна, ржи и клетчатку), используется для выпечки традиционных и заварных хлебов. Выход муки из зерна 87%.

Мука ржаная хлебопекарная  сеяная «Гаспадар» - продукт, получаемый в результате переработки зерна. Как правило, мука ржаная сеяная имеет белый цвет с серым или бежевым (кремовым) оттенком. Выход муки из зерна 63%.

Мука сеяная ржаная содержит необходимые для человека аминокислоты, клетчатку, а содержание полезных веществ (магния и калия) на 30% больше, чем в пшеничной муке.

  •  комбикорма для всех видов и полувозрастных групп сельскохозяйственных животных и птицы;
  •  БМВД;
  •  свинина и продукты её переработки;
  •  молоко.

Производство муки занимает 17,2% в общем объеме промышленного производства предприятием, комбикормового производства – 82,8% [2,c.25].

Таблица 2.2. - Объемы реализации новых видов продукции за 2012 год

Наименование продукции

2012 год, тонн

А

1

Смесь для блинов гречневых

2,1

Смесь для песочного теста

1,4

Смесь для пончиков

2,2

Смесь теста дрожжевого

0,9

Смесь для хлеба пшеничного

0,7

Хлопья зародышевые пш., с наполнителем

9,1

Клетчатка, с наполнителем

0,1

Итого новые виды продукции

23,9

Примечание -  Источник: данные [2,с.56]

Структура выпускаемого ассортимента продукции представлена на следующих диаграммах:

Рисунок 2.1 Структура производства муки пшеничной и ржаной по ОАО «Барановичхлебопродукт» за  2012 года

Примечание -  Источник: данные [2,с.47]

Рисунок 2.2 Структура производства муки по сортам на ОАО «Барановичхлебопродукт» за 2011 года

Примечание -  Источник: данные [2,с.47]

Рисунок 2.3 Структура производства комбикормов по ОАО «Барановичхлебопродукт» за  2012 года.

Примечание -  Источник: данные [2,с.47]

           

Основной целью товарной политики ОАО «Барановичхлебопродукт» является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, ориентированной на запросы рынка и потенциальной группы потребителей, модернизация упаковки, реализация продукции под торговой маркой «Гаспадар», вывод на рынок новых видов продукции под торговой маркой «Скарбонка здоровья»

.2 Основные конкуренты и потребители

Основными поставщиками сырья ОАО «Барановичхлебопродукт» являются:

  •  Сельхозпредприятия Барановичского, Ляховичского, Ивацевичского, Ганцевичского, Пружанского, Дрогичинского,  Березовского районов Брестской области производят поставку как зернового сырья для нужд мукомольного производства, так и поставку фуражного зерна, зернобобовых культур.
  •  Продукты переработки рапса (шротов, жмыхов, масла)  для производства  комбикормов поставляются ОАО «Витебский МЭЗ», ОАО «Могилевхлебопродукт», ООО «Агропродукт», ОАО «Березовский ККЗ».

Коллектив предприятия тратит немало сил на  анализ рынка и всегда стремится быть впереди конкурентов, анализируя влияние изменения цены, качества, обслуживание потребителей [2,c.42].

Долгосрочные партнерские отношения ОАО «Барановичхлебопродукт» сложились с предприятиями хлебопечения:

  •  Барановичский хлебозавод;  
  •  Ганцевичский хлебозавод;
  •  Лунинецкий хлебозавод;
  •  Столинский хлебозавод;
  •  Ивацевичский комбинат кооперативной промышленности;
  •  Ляховичский копром;
  •  Дрогичинский коопзаготпром.

Объем производства комбикормов по предприятиям «Брестоблзернопродукт» представлен в таблице 4.2.1

Таблица 4.2.1  -   Объем производства муки  по основным производителям   Брестской области  

Наименование предприятия

2010 год

2011 год

2012 год

ОАО «Барановичхлебопродукт»

158 293

172 487

178 987

ОАО «Дрогичинский ККЗ»

71 834

73215

76543

ОАО «Березовский ККЗ»

50 125

56 035

58976

ОАО «Жабинковский ККЗ»

112 901

120040

123453

ОАО «Пинский КХП»

81 511

97 509

98765

 

Примечание -  Источник: данные [2,с.34]

Из данных таблицы  очевидно, что ОАО «Барановичхлебопродукт» является лидером по производству комбикормов на территории Брестской области.

Немаловажную роль в конкуренции на рынке сбыта играет цена.   Отпускные цены на предприятии определяются на основе совокупности  правил, касающихся формирования цен на основе себестоимости продукции, с одной стороны, и приоритетов отдельных клиентов, объемов их закупок – с другой.

На частном секторе рынка по прежнему присутствует мукомольная и комбикормовая продукция  российского производства, зачастую не соответствующая качественному и весовому содержанию, но из-за значительной разницы в цене, продукция пользуется повышенным спросом.

Поэтому, коллектив предприятия, работая в условиях конкуренции, стремится к производству продукции, которая в большей степени удовлетворяла бы нужды потенциальных и реальных покупателей, а также отличалась бы высоким качеством и была доступной по цене. Постоянно проводимая работа по исследованию рынка сбыта позволяет своевременно реагировать на изменения требований потребителя к товару, возможное развитие требований рынка на перспективу. Своевременное реагирование на изменение требований рынка, прогнозирование процессов, происходящих на рынке, позволяет расширить потребительский спрос и географию продаж.

Основными мероприятиями, направленными на завоевание рынка сбыта являются:

  •  постоянный контроль качества продукции;
  •  проведение грамотной рекламной компании своей продукции (выпуск рекламных буклетов, статей и рекламного материала в СМИ, установка рекламных щитов, выпуск кулинарных книг, активная реклама, пропаганда брэнда комбината);
  •  проведение мобильной ценовой  и договорной политики (возможность предоставления скидок, отсрочек платежа, различных форм доставки продукции);
  •  улучшение технологических процессов;
  •  завоевание и расширение частного сектора рынка, демонстрация продукции населению (участие в презентациях продукции для населения частного сектора рынка, ярмарках, выставках продукции);
  •  поддержание и укрепление стабильных партнерских отношений;
  •  совершенствование технологии работы дилерской сети;
  •  развитие корпоративной культуры как залог формирования положительного имиджа брэнда [2,с.32].

Основными потребителями комбикормов являются предприятия АПК: КПС «Восточный», РУСПП  «п/ф «Дружба», ОАО «Барановичская п/ф», СООО п/ф «Колос», совхоз-комбинат «Мир», а также предприятия торговли Брестской, Минской, Гродненской областей.

Реализация комбикормовой продукции в разрезе  регионов Брестской области представлена в таблице 4.2.2

Таблица 4.2.2 - Реализация комбикормовой продукции в разрезе  регионов Брестской области за 2010-2012 г. г.

Район

2010 год

2011 год

2012 год

Барановичский

112 095,1

122 305

136 854

Ляховичский

9 227

6 397

8 771

Ивацевичский

6 943,7

6 085

4 854

Ганцевичский

2 318,3

2 001

3 373

Другие районы

5 605,4

20 520

13 474

Итого

136 189,5

157 308

167 326

Примечание -  Источник: данные [2,с.39]

Комбикормовая продукция ОАО «Барановичхлебопродукт» зарекомендовала себя на рынке Брестской области как качественная продукция и в результате чего смогла привлечь потребителей Гродненской,  Минской  областей.

Значительную долю производства и реализации комбикормов ОАО «Барановичхлебопродукт» занимают комбикорма для птиц.

Основным фактором, оказывающим влияние на цену выпускаемой продукции, является цена на зерновое сырье и сопряженные с его покупкой затраты. Исходя из текущих цен на зерно, сырье занимает 68,7  % в себестоимости продукции. Для закупки зернового сырья и обязательного авансирования поставщиков-производителей сельскохозяйственной продукции привлекаются кредиты банка, бюджетные ссуды и займы.

Таблица 4.2.3 – Отпускные цены на продукцию мукомолья ОАО «Барановичхлебопродукт»

Наименование продукции

Уровень на 01.01.11., руб. за 1т без НДС

Уровень на 01.01.12., руб. за 1т без НДС

Индекс роста цен,%

Мука пшеничная в/с для хлебопечения

108400

167226

154,1

Мука пшеничная 1сорт для хлебопечения

799000

123100

154,1

Мука пшеничная 2сорт для хлебопечения

507000

781 186

154,1

Мука ржаная сеяная для хлебопечения

680 321

111113

164,1

Мука ржаная сеянная для прочих потребителей

713268

1296 679

181,8

Мука ржаная обдирная для хлебопечения  

495081

812216

164,1

Примечание -  Источник: данные [2,с.56]

Анализируя таблицу 4.2.3 можно сделать вывод о том, что цена на муку пшеничную в/с для хлебопечения в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 54,1%, муку пшеничную 1 сорта для хлебопечения также в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 54,1%.

Цена на муку ржаную сеяную для хлебопечения увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 64,1%, а цена на муку ржаную сеяную  для прочих потребителей увеличилась на 81,8%.

Таким образом отпускные цены на комбикорма формируются исходя из стоимости сырья,  издержек на производство, прибыли (к  издержкам на производство – до 50%), процентов за пользование банковским кредитом для закупки сырья, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Республики Беларусь.   В отпускные цены на комбикорма дополнительно включаются:

  •  на гранулированные комбикорма – стоимость по гранулированию;
  •  на экспандированные комбикорма  - стоимость по гранулированному экспандату;
  •  на экспандированые предстартерные и стартерные комбикорма – стоимость по гранулированному экспандату предстартерных и стартерных комбикормов.

С 23.11.2011 года вступило в силу Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011г. №111. Цены на пшеничную и ржаную муку для нужд хлебопечения и торговли  устанавливаются управлением антимонопольной  и ценовой политики Брестского облисполкома.

2.2 Анализ экспортных операций ОАО «Белсолод»

Экспортная операция представляет собой вид деятельности, направленной на продажу товара иностранному партнеру (покупателю) с вывозом товара из страны продавца. Внешнеторговые сделки могут заключаться напрямую непосредственно между экспортером и импортером- или косвенно, т.е. через внешнеторговых посредников. Эти операций исполняются как самими экспортерами, так и специализированными организациями. В экспортной сделке основным является договор (контакт) купли-продажи, в то время как остальные договоры  имеют второстепенный характер.

Необходимо установить целесообразность анализа ВЭД организации. Для этого на предварительном этапе проводиться анализ соотношения темпов роста выручки от реализации продукции и темпов роста выручки экспортируемой продукции в общей выручке.[1,c. 167]

Таблица 2.1-Анализ объема и темпов роста реализованной продукции ОАО «Белсолод»

Показатели

2008г.

2009г.

Абсолютное отклонение(+;-)

Темп роста, %

План

Факт

к базисному

к плановому

к базисному

к плановому

Реализовано продукции, млн руб.

85942

50720

40158

-45784

-10562

46,7

79

В том числе экспортируема, млн. руб.

49219

30432

23175

-26044

-7256

47,1

76,2

Удельный вес экспортируемой продукции. %

57,27

60

54,71

-2,56

-2,29

95,5

91,2

Примечание- Источник: собственная разработка. (приложение А3 )

Из данных таблицы следует, что ВЭД занимает существенное место в деятельности организации: на экспорт в 2008 году  поставлено 57, 27% общего объема экспорта продукции, в 2009 году- 54,71%.В 2009 году объем экспортной продукции сократился а 2, 56 % , чем сократил  размер реализованной продукции на 45780 млн.руб.

Сравнительный анализ динамики общей выручки от продаж и выручки от экспортной продукции можно дополнить анализом структуры в разрезе номенклатуры выпускаемой продукции. Анализируя структуру реализации овидам продукции, оценивают структурную активность организации, мобильность номенклатуры и степень гибкости рыночной политики внутри страны и за рубежом.

Результаты деятельности организации по экспортным операциям характеризуются суммой полученной прибыли и показателями эффективности ее функционирования.

Основными задачами анализа результатов экспортных операций является контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; изучения динамики прибыли организации; определение влияния факторов на изменение результатов экспортных операций.

Основная часть прибыли организации получается от реализации экспортной продукции. В связи с этим существует необходимость детального изучении финансовых результатов, от основного вида деятельности- экспорта.

Для этого рассмотрим таблицу влияния факторов на изменение прибыли от экспорта.

Таблица 2.2-Исходная информация для анализа прибыли от экспортных операций в 2009 году ОАО «Белсолод»

Показатели

план

факт

Отклонение по факту (+,-)

Выручка от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки), млн.р.

30287

34522

4304

Себестоимость реализованной продукции, млн.р.

28712

32353

3641

Прибыль (убыток) от реализации экспортной продукции, млн.р.

1575

2169

594

Примечание- Источник: собственная разработка. (приложение А3)

По данным таблицы проведем анализ изменения прибыли за счет изменения выручки от реализации экспортной продукции и себестоимости этой продукции.

Факторная модель имеет вид:

Пр= В- С/С                                                         (2.1)

где Пр- прибыль предприятия,

В- выручка предприятия,

С/С- себестоимость производимой продукции.[буаа]

Анализ проведем способом цепных подстановок.

Прпл= Впл- С/Спл                                                  (2.2)

Прусл= Вф- С/Спл                                                  (2.3)

Прф= Вф- С/Сф(2.4)

Таблица 2.3- Анализ прибыли от экспортных операций

Показатель

Расчет

Сумма, тыс.руб

Прпл

Впл- С/Спл=  30287- 28712

1575

Прусл

Вф- С/Спл= 34522-28712

5810

Прф

Вф- С/Сф= 34522-32353

2169

Примечание- Источник: собственная разработка.

Таблица 2.4- Влияние факторов на прибыль

Фактор

расчет

Сумма, тыс.руб.

Пр (В)

Прусл-Прпл= 5810-1575

4235

Пр (С/С)

Прф-Прусл= 2169-5810

-3641

Примечание- Источник: собственная разработка.

За 2009 год прибыль наблюдается тенденция увеличения прибыли при сравнении с плановым показателем. Прибыль увеличилась на 4235 тыс.руб. за счет изменения выручки. А так же прибыль уменьшилась на 3641 тыс.руб. за счет изменения себестоимости продукции.

Для выявления изменения выручки от экспортных операций, проведем факторный анализ выручки. Факторная модель имеет следующий вид:

Вб=К-воЦед              (2.5)

где  Вб- выручка-брутто от экспортной операции,

К-во- количество тонн реализованной продукции,

Цед- цена за 1 тонну реализованной продукции.

Данный анализ проведем на основании данных из отчета о производстве солода пивоваренного.

Таблица 2.5- Отчет о производстве солода пивоваренного

Период

Цена (руб.)

Количество (т.)

Сопоставимая

отпускная

С НДС

С участием экспорта

план

факт

план

факт

Январь

9226,4

8230,5

8765,46

7200

7304,55

190

195,9

Февраль

9479,5

8456,3

8858,94

7220

7382,45

180

187,2

Март

9705,1

8657,5

9120,96

7350

7600,95

200

263,9

Апрель

9953,6

8879,2

9512,16

7540

7926,80

200

210,7

Май

10235,1

9130,3

9697,98

7900

8081,65

280

290,2

Июнь

10930,4

9750,6

10228,08

7990

8523,4

267

278,79

Июль

11059,3

9865,6

10376,28

8100

8646,9

200

203,5

Август

11041,9

9850,1

10344,36

8200

8620,3

200

200,2

Сентябрь

10990,8

9804,5

10157,4

8230

8464,5

260

273

Октябрь

11103,5

9905

10489,14

8340

8740,95

186

195,9

Ноябрь

11331,6

10108,5

10713,72

8500

8928,1

110

117,6

Декабрь

11457,3

10220,6

10909,8

8800

9091,5

130

133,98

Примечание- Источник: собственная разработка. (приложение А1)

Расчет факторов будем проводить способом цепных подстановок, который имеет вид:

Вбпл= К-воплЦпл                                      (2.5)

Вбусл1= К-вофЦпл(2.6)

Вбф= К-вофЦф (2.7)

Возьмем значения за 3 последних месяца и проанализируем за счет каких факторов произошло изменение выручки.

Таблица 2.6- Выручка фактическая  (Вбф) за октябрь, ноябрь, декабрь.

Период

Расчет

Значение, в руб.

октябрь

8740,95 195,9

1712352

ноябрь

8928,1117,6

1049945

декабрь

9091,5133,98

1218079

Примечание- Источник: собственная разработка.

Таблица 2.7- Выручка плановая (Вбпл) за октябрь, ноябрь, декабрь.

Период

Расчет

Значение, в руб.

октябрь

1868340

1551240

Ноябрь

1108500

935000

декабрь

1308800

1144000

Примечание- Источник: собственная разработка.

Таблица 2.8- Выручка условная (Вбусл1) за октябрь, ноябрь, декабрь.

Период

Расчет

Значение, в руб.

октябрь

195,68340

1631304

Ноябрь

117,68500

999600

декабрь

133,988800

1179024

Примечание- Источник: собственная разработка.

Отразим за счет каких факторов изменялась выручка за каждый месяц. Данные приведены в таблице.

Таблица 2.9- Расчет факторов за октябрь

Показатель

Расчет

Значение

Вб(К-во)

Вбусл1- Вбпл=1631304-1551240

80064

Вб(Ц)

Вбф - Вбусл1= 1712352 - 1631304

81048

Примечание- Источник: собственная разработка.

По данным таблиц  можно сделать вывод о том, что выручка за октябрь достигла уровня в 1712352 руб. , при сравнении с планом увеличился за счет количества тонн на 80064 руб., а так же за счет цены за 1 тонну увеличился на 81048 руб.

Таблица 2.10- Расчет факторов за ноябрь

Показатель

Расчет

Значение

Вб(К-во)

Вбусл1- Вбпл=999600- 935000

64600

Вб(Ц)

Вбф - Вбусл1= 1049945- 999600

50345

Примечание- Источник: собственная разработка.

По данным таблиц  можно сделать вывод о том, что выручка за ноябрь достигла уровня в 1049945 руб. , при сравнении с планом увеличился за счет количества тонн на 64600 руб., а так же за счет цены за 1 тонну увеличился на 50345 руб.

Таблица 2.11- Расчет факторов за декабрь

Показатель

Расчет

Значение

Вб(К-во)

Вбусл1- Вбпл=1179024- 1144000

35024

Вб(Ц)

Вбф - Вбусл1= 1218079-1179024

39055

Примечание- Источник: собственная разработка.

По данным таблиц  можно сделать вывод о том, что выручка за октябрь достигла уровня в 1218079 руб. , при сравнении с планом увеличился за счет количества тонн на 35024 руб., а так же за счет цены за 1 тонну увеличился на 39055 руб.

По данным проведенного анализа можно сделать вывод: предприятие ОАО «Белсолод» имеет тенденцию к увеличению экспорта солода пивоваренного. Это выражается не только в увеличении объемов реализованной продукции , но и в уровне прибыли. Однако за рассматриваемые месяцы происходили изменения не только в количестве поставляемой продукции, но и изменилась цены на 1 тонну продукции. В каждом месяце выручка имела положительную динамику (1712352 руб., 1049945 руб.,1218079 руб.), однако из-за увеличения цены на продукцию (8740,95 руб., 8928,1 руб., 9091,5 руб.), происходит снижение объемов продаж, что сказывается на уменьшении объема выручки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21742. Проектирование организации очистных работ 23.5 KB
  Режим работы очистных забоев является исходным для составления проекта организации работ на добычном участке который включает графики организации производственных процессов в очистных и подготовительных забоях. Составление графиков организации очистных работдля случая когда режим работ и число циклов в сутки задано:для составления или корректировки необходимо посчитать объемы работ по каждому процессу и время для их выполнения; численность рабочих необходимых для выполнения каждого процесса комплексную норму выработки расценки. Для...
21743. Методика по выполнению раздела проекта: проектирование и организация работ в очистных забоях 65.5 KB
  Зависит от того задан ли режим работы рудника и число циклов в сутки либо режим работы и число циклов определяется как возможные в данных условиях. 1 Уточнить определить исходные данные задан ли режим работы и число циклов в скутки 2 Осуществляется анализ существующей организации производственных предприятий. Число производственных циклов в сутки по формуле: Кцп = 24 – число часов в сутки. коэффициент повторяемости – число повторений процессов подготовки на 1 цикл выемки полезного компонента.
21744. Организация производства подготовительных забоев 22 KB
  Время в течении которого выполняются все процессы проходческого цикла составляют продолжительность цикла. Процессы проходческого цикла могут выполняться последовательно или параллельно. При 2 способе продолжительность проходческого цикла сокращается и скорость в единицу времени повышается.
21745. Графики организации работ в подготовительных забоях 23 KB
  Анализ технологической проходки позволяет по ряду признаков классифицировать их на группы: по способу механизации проходческих работ графики делятся на: графики с применением БВР; графики с применением проходческих комбайнов; по степени совмещения отдельных процессов во времени: с последовательным выполнением основных процессов; с частичным совмещением; степень совмещения процессов во времени характеризуется коэффициентом совмещения равным отношению суммарной продолжительности полного проходческого цикла с учетом совмещенных...
21746. Методика проектирования организации работ в подготовительном забое 33.5 KB
  Методика зависит от необходимой величины суточного подвигания забоя выработки. Различают два случая суточного подвигания забоя выработки величина суточного подвигания забоя выработки задана величина суточного подвигания забоя выработки определяется как возможная в данных условиях. Методика проектирования организации работ в подготовительном забое в случае если величина суточного подвигания забоя выработки задана состоит из следующих пунктов Выбор технологической схемы проведения проходческих работ способа механизации отдельных...
21747. Обслуживание рабочих мест 23.5 KB
  Различают рабочие места: стационарные полустационарные подвижные Особенность горного производства: рабочие места подвижные и протяжённые. Организация рабочего места включает их планировку и оснастку. Правильное планирование заключается в приспособлении рабочего места средств труда и производственной среды к возможностям человека. Под технологической оснасткой понимают обеспечение рабочего места исправным производственным оборудованием и инструментом.
21748. Передовые методы организации работ по добыче полезного ископаемого 66 KB
  Структура рабочих мест на участке: начальник участка – 1 чел.; заместитель начальника участка – 1 чел.; геолог – 1 чел.; маркшейдер – 1 чел.
21750. Организация и планирование ремонта оборудования 24 KB
  Основными задачами ремонтных работ на шахте являются: обеспечение безаварийной и безопасной работы оборудования; сохранности состояния устойчивой работоспособности; продление срока службы оборудования; увеличение производительности и степени использования оборудования во времени срок службы и производительность оборудования должны соответствовать расчетным. Ремонтные работы и обслуживание должны быть организованы так чтобы они обеспечивали квалифицированный уход за оборудованием в процессе эксплуатации а также систематический осмотр и...