30195

Сравнительная характеристика первой и второй редакции концерта Я.Сибелиуса d-moll

Реферат

Музыка

Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа. Флодин Ян Сибелиус – финский композитор с мировой славой представитель романтического направления на своей родине автор выдающихся симфонических поэм и множества симфонии XX века. Сибелиус является одним из тех композиторов которым очень четко удалось передать в своих произведениях мифы родного народа его природу историю и менталитет. После окончания Второй Мировой войны Сибелиуса начали...

Русский

2013-08-23

44.3 KB

99 чел.

Российская академия имени Гнесиных

Колледж имени Гнесиных

Реферат

Сравнительная характеристика первой и второй редакции

концерта Я.Сибелиуса d-moll

Автор: Виноградова Е.Л.

Проверила: Кожурина О.И.

Москва

2013

План:

  1.  Введение
  2.  Основная часть:
  3.  Краткий обзор жизненного и творческого пути
  4.  Концерт для скрипки с оркестром d-moll:
  5.  История создания
  6.  Музыкально-теоретический анализ редакций
  7.  Сравнение редакций
  8.  Заключение


  1.  Введение.

"Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа." К. Флодин

Ян Сибелиус – финский композитор с мировой славой, представитель романтического направления на своей родине, автор выдающихся симфонических поэм и множества симфонии XX века. Сибелиус является одним из тех композиторов, которым очень четко удалось передать в своих произведениях мифы родного народа, его природу, историю и менталитет. Этого композитора по праву считают основоположником музыки Финляндии, и именно его музыка сыграла важнейшую роль в становлении финской независимости. После окончания Второй Мировой войны Сибелиуса начали рассматривать в качестве новатора и модерниста, так как его произведения послужили своеобразной основой для композиторов ХХ века. Творчество Сибелиуса - не только яркая страница в истории музыкальной культуры Финляндии, известность композитора вышла далеко за пределы его родины.

Расцвет творчества композитора приходится на конец XIX - начало XX в. - время растущего национально-освободительного и революционного движения в Финляндии. Это небольшое государство входило в то время в состав Российской империи и испытывало те же настроения предгрозовой эпохи социальных перемен. Примечательно, что в Финляндии, как и в России, этот период отмечен подъемом национального искусства. Сибелиус работал в разных жанрах. Им написаны 7 симфоний, симфонические поэмы, 3 оркестровые сюиты. Концерт для скрипки с оркестром, 2 струнных квартета, фортепианные квинтеты и трио, камерные вокальные и инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, но наиболее ярко дарование композитора проявилось в симфонической музыке.

Концерт для скрипки с оркестром занимает важное место в творчестве композитора и истории скрипичного искусства. Именно с этого концерта в музыке Сибелиуса появляются черты классического стиля и отход от национального романтизма: сконцентрированная гармоничность, античные идеалы, классическая архитектоника. И это изменение стиля отражается не только в переменах жизни композитора, но и в жизни скрипичной музыки XX века.

  1.  Основная часть.
  2.  Биография.

“...творить в еще более широких масштабах, продолжать там, где закончили мои предшественники, создавать искусство современное является не только моим правом, но и моей обязанностью.” Я .Сибелиус

Ян Сибелиус – финский композитор, педагог. Родился в 1865 году. Как раз в тот период Финляндия полностью отделилась от Швеции, и нуждалась в собственной национальной индивидуальности, являясь частью России. Именно тогда и началось развитие собственного финляндского языка и культуры. В 1882 было основано Хельсинское музыкальное училище, основателем которого был Мартин Вегелиус. Таким образом, и начала развиваться финская культура. Сама Финляндия, знаменитые финны которой оказали влияние на развитие культуры, начала стремительно проявлять свою независимость.

 Юхан Кристиан Юиус Сибелиус, которого в семейном кругу называли Янне, родился в Хямеенлинне, маленьком городке, где его отец был военным и городским врачом. По характеру отец был представителем богемы, а также был доктором медицины. Мать Сибелиуса после непродолжительного брака (1862-1868) осталась вдовой. Отец Яна умер от тифа, оставив на семью некоторые долги. Вследствие этого мать будущего композитора принимает решение переехать со своими детьми к матери. Оставшись без отца, мальчик с трех лет рос исключительно в женском окружении.

Сибелиус рос в семье, где поощрялись занятия музыкой: сестра композитора играла на фортепиано, брат - на виолончели, а Ян - сначала на рояле, а потом на скрипке. Несколько позже именно для этого домашнего ансамбля были написаны ранние камерные сочинения Сибелиуса. Первым учителем музыки был капельмейстер местного духового оркестра Густав Левандер. Композиторские способности у мальчика проявились рано - первую небольшую пьесу Ян написал в десятилетнем возрасте. Однако, несмотря на серьезные успехи в музыкальных занятиях, в 1885 г. он становится студентом юридического факультета университета в Гельсингфорсе. Параллельно он занимается в Музыкальном институте (мечтая в душе о карьере скрипача-виртуоза) вначале у М. Васильева, а затем у Г. Чаллата.

С 16 лет Сибелиус берет уроки игры на скрипке у одного из местных военных дирижеров, и сразу увлекся этим удивительным инструментом. Как говорил сам композитор позже, именно с того момента на протяжении десяти лет он жил одной мыслью, чтобы стать виртуозным скрипачом. Кроме того, он утверждал, что фортепиано лишь помогает ему сочинять композиции, а вот скрипка дала ему возможность узнать романтический и классический камерный репертуар. Уже в те годы, когда он проживал в Хямеенлинне (1880-1885) мальчик Янне написал около 15 камерный и фортепианных произведений, которые были предназначены для двух и четырех музыкантов.

Кроме венских представителей классики, примером для подражания для Сибелиуса стали Петр Чайковский, Эдвард Григ и Феликс Мендельсон. Помимо школьной жизни Янне очень много времени проводил в семейном имении в Сяяксмяки, где и стал хорошим стрелком. С тех пор юный композитор начал воспринимать природу, невиданную таинственную силу, что и сказалось на будущих направлениях композитора. Кроме того, на такие увлечения Сибелиуса также очень повлияли летние каникулы, которые он постоянно проводил у своей бабушки и тетки в Ловиисе, где особенно его манило бескрайнее море.

Легко понять, что опыт молодых лет и семейное окружение четко говорят о выборе карьеры композитора. Именно благодаря тому, что в его семье были разнообразные личности, и даже экстравагантные, композитор получил некоторые их черты, что и позволило ему создавать великолепные произведения, даже среди будничных проблем.

Учеба в Хельсинки

В 1885 году Сибелиус поступает в Александровский университет в городе Хельсинки на юридический факультет, и одновременно начинает учебу в музыкальном училище в Хельсинки. Все было по стандарту: учеба в университете была отложена, и о ее продолжении второй год не могло идти и речи. Музыка буквально поглотила будущего великого композитора. Под руководством отличных преподавателей Янне изучал музыкальные дисциплины, среди которых скрипка занимала, несомненно, первое место. Играя в оркестре училища, Сибелиус даже становится концертмейстером.

Со временем он стал понимать, что относительно позднее начатые занятия на скрипке, а также страх перед сценой являются существенным препятствием перед его мечтой стать виртуозным исполнителем. Не смотря на то, что его преподаватель настаивал на изучении композиций других композиторов, втайне от него молодой человек все же сочиняет свои произведения, несколько отличающие от идеалов. В частности композитор написал большое количество небольших пьес, которые были посвящены сестре, брату и друзьям. В период его обучения было написано более сотни произведений. В учебе юноша был довольно таки способным, вследствие чего по истечению короткого времени его стали называть музыкальным гением. На одном из выступлений, где Ян исполнял «Скрипичный квартет ля минор», его способность отметил ведущий музыкальный критик Карл Флодин. Для молодого композитора очень важны были дружеские отношения с такими же молодыми музыкантами, завязавшимися в Хельсинки. Здесь же он и встретил свою будущую жену Айно.

Годы обучения в Берлине и Вене

За четыре года, которые Сибелиус проучился в Хельсинки, он получил максимум того, что было предложено. Так как его преподаватель в Музыкальном училище в Хельсинки хотел, чтобы его ученик получил отличное образование, Ян отправился учиться в Берлин, где его основным преподавателем стал Альберт Беккер, академический теоретик. Наиважнейшим стимулом для развития творчества для Сибелиуса стали концерты, которые он постоянно посещал. Он слышал концерты под руководством величайших дирижеров при исполнении творений известнейших композиторов.

В 1890 году Сибелиус написал «Квинтет для фортепиано соль минор». Это произведение называют первой композицией, написанной в его собственном стиле. Вернувшись летом 1890 года на родину, он завершает написание «Струнного квартета си бемоль мажор», и начинает учиться с Айно Ярнефельт.

С 1890 года, с осень, Сибелиус продолжает получать образование в Вене, где чувствовал себя очень уютно. Здесь он просто восхищался вальсами Штрауса, которые также внесли вою долю в формирование его собственного стиля. Самым великим современником Сибелиус считал Антона Брукнера.

Рождение оркестрового композитора

До приезда в Вену Ян был камерным композитором. И только в этом городе он обратился к оркестру. Тогда Сибелиус сочиняет «Прелюдию ми мажор» под руководством Голдмарка. В этой композиции чувствуются нотки Брукнера. Кроме того, именно в Вене Яна начинает интересовать все, что связано с Финляндией. Симфоническая поэма «Куллерво» была написана под влиянием финской культуры.

В 1891 году, когда Сибелиус возвращается из Вены в родную Финляндию, продолжается работа на «Куллерво». Не смотря на то, что сам композитор позднее будет отрицать этот факт, но именно по приезду на родину он встретил сказительницу Ларин Параске, которая в то время находилась в Порвоо. Аутентичное выполнение причитаний и рун оказали существенное влияние не только на композиционные формы данного произведения, но еще и на формирование личного языка Сибелиуса. Премьера «Куллерво», которая состоялась 28 апреля 1992 года, имела огромнейший успех. Именно это произведение является началом развития финской музыки. В июне этого же года состоялась свадьбы. В свадебном путешествии, в Корписекя и Иломантси, рождается еще несколько произведений в финском стиле. За времена брака в семье появилось шесть дочерей, одна из которых умерла в раннем возрасте. Для того чтобы обеспечивать свою семью Сибелиус преподавал уроки на скрипке, а также несколько теоретических дисциплин в музыкальном училище. При всем при этом, образ жизни Яна практически не изменился.

В 1896 году Сибелиус претендовал на место преподавателя в Хельсинском университете. Сибелиус считал, что музыка является основой для композиторов. В результате место преподавателя досталось Каянусу, но это никаким образом не оказало влияния на их дружбу. К тому же, в качестве компенсации, Сибелиусу выписали годовую стипендию, которая впоследствии превратилась в пожизненную пенсию. Период романтизма у Сибелиуса окончился в 1899 году, когда он написал последнее произведение в этом жанре – Первая симфония, выдержанная в стиле Чайковского. Кроме того, обращение композитора к симфониям привело его к абсолютному идеалу музыки. Следует отметить, что в этой симфонии, как и во Второй, которая была написана, некоторые прослеживали черты борьбы за независимость финского народа. Страна Финляндия, знаменитые финны которой пока никак себя не проявляли, нуждалась в таких произведениях для подтверждения ее независимости.

Сибелиус и его произведения в период «угнетения» послужили в качестве символа борьбы за национальную независимость. Ничего против такой трактовки его произведений Ян не имел, и уже в 1899 году он пишет «Песню афинян», а также «Финляндия просыпается, финальную часть которой позже назвали «Финляндия». Но такой взгляд, который в результате мог стать неизменным, особенно в последующий период, мог оказать существенное отрицательное влияние на правильное понимание его музыкальных произведений. В свою очередь, сам композитор имел несколько иное понимание своих произведений, прежде всего видя в них музыку как таковую.

Решающим поворотом для окончательного отхода композитора от национального романтизма является период, относящийся к началу века, в то время, когда Сибелиус вместе со своей семьей провел некоторое время в Италии, в Рапалло (1900-1901 года). Четко выраженное античное искусство, которое витает в воздухе Италии, добавило в музыку композитора античных мотивов и сконцентрированной гармоничности. Римской искусство и архитектура, а также музыкальные произведения Джованни Пьерлуиджи да Палестрина разбудили в сознании Сибелиуса новое понимание сущности музыки. Во Второй симфонии в какой-то степени выражается новое направление стиля Сибелиуса. Другим примером изменения стилевых решений в музыке композитора послужила переработка произведения «Сказка» в 1902 году. Вследствие такого преображения произведение приобрело ясность, а также обрело архитектоническое направление Концерта для скрипок. Особенно это явление выразилось в последней версии произведения, написанной в промежутке между 1903 и 1905 годами.

Переезд Сибелиуса в Айнолу и превращение в классика

Стиль композитора значительно изменился, чему способствовали существенные перемены во внешней светской и официальной жизни. Композитор отмечает, что во время проживания в Хельсинки песня в нем просто умерла. Он постоянно пытался избегать всевозможных вечеринок в ресторанах, отдавая предпочтение получению возможности поработать в тишине и спокойствии. В 1904 году Ян вместе со своей семьей переезжает жить в дом в Туусула, который был спроектирован Ларсом Сонком. Сегодня он известен под названием Ярвенпяя. Некий вклад в возведение дома, который впоследствии получил названий Айнола, внес заядлый любитель музыки и бывший дворянин (обеднел) Аксель Карпелан, имеющий как раз в то время массу свободного времени. Он много раз оказывал Сибелиусу помощь в приведении его финансовых дел в порядок, и к тому же, он, пожалуй, был самым преданным ценителям искусства Сибелиуса. Начиная с мероприятия в рамках проведения Всемирной выставки в 1900 году, которая проходила в Париже, Сибелиус регулярно получал предложение относительно написания новых произведений от Карпелана, который также давал композитору дружескую критику, столь ему необходимую. После смерти друга (1919 год) Сибелиус просто не представлял, для кого теперь он будет писать свои произведения.

Третья симфония, которая была написана в 1907 году, показывает совершенно новые условия жизни композитора, который утверждал, что, несмотря на все неприятности, в мире существует масса мажорного, то есть данная симфония написана была в До-мажоре. На всевозможных конкурсах во всем мире Сибелиус неоднократно становился победителем, вследствие чего его музыка была признана в Англии, где он был с концертом в 1905 году. Почитателями произведений композитора стали Роза Ньюмарч, Эрнест Ньюман, а также Генри Вуд. В 1906 году Ян посетил Петербург, где был дирижером своего произведения «Дочь севера». На протяжении всего своего творческого музыкального пути Сибелиус был дирижером собственных произведений на всех концертах, которые проходили в Европе. Это продолжалось вплоть до написания Седьмой симфонии, которая увидела мир 24 марта 1924 года.

В 1907 году произошло знакомство Сибелиуса с Густавом Малером. Произошло это тогда, когда второй посетил Хельсинки со своими концертами. Между этими двумя выдающимися композиторами, которые были приверженцами абсолютно разных стилей, конечно, глубокого понимания не произошло. Малер, который также является выдающимся композитором и дирижером, ни разу за весь период своей творческой деятельности не был дирижером произведений Сибелиуса. Высказывания, которые были сохранены со времен беседы этих двух дирижеров, стали очень важной частью музыкальной истории ХХ века. Если Сибелиус утверждал, что единственное, восхищающее его в симфониях, - это глубочайшая логика, которая нуждается во внутреннем единстве всех ее тем, то Малер был убежден в том, что симфония должна быть подобна миру, так как в ней должно умещаться абсолютно все.

Война и период экспрессионизма

Весной 1908 года Сибелиусу сделали операцию по удалению опухоли в горле, что заставило его отказать от алкоголя и сигарет на целых восемь лет. Возможно, не является случайностью и то, что именно в этот период он написал свои самые тяжелые для понимания слушателей, а также самые содержательные композиции. Тяжелое душевное состояние композитора четко просматривалось в темных музыкальных красках, в отказе от внешнего воздействия, в сдержанности языка, в экспрессионизме. Именно в указанный период появляется его симфония «Ночная сказка и восход солнца», написанная в 1908 году, струнный концерт для квартета «Сокровенные голоса», написанный в 1909 году, такие произведения, как Четвертая симфония, выпущенная в 1911 году и симфонические поэмы «Богиня природы» и «Бард», работа над которыми была завершена в 1913 году. Следует отметить, что Четвертая симфония, острый диссонанс и модернистское направление которой являлось не чем иным, - как пощечиной публике. Такое настроение Сибелиуса было весьма сложно для понимания, из-за чего слушатели воспринимали это явление, как серьезнейший удар по славе национального композитора.

В начале 1910-х годов Сибелиус давал большое количество концертов. Тогда он посетил большое количество городов, среди которых Рига, Гетеборг, Берлин, а также Копенгаген. Вследствие этого его известность во всем мире значительно укрепилась. В 1912 году Яну была предложена должность профессора в Венской Музыкальной академии, но все же он отказался от нее. Также он отказался и от предложения, стать преподавателем в Школе музыки Истмана, которая в Рочестере, штата Нью-Йорк. В глубине души Сибелиус прекрасно понимал, что быть педагогом – это не его призвание. Наиболее приятной для композитора поездкой был визит в Америку, где в 1914 году ему присудили степень почетного доктора в Йельском университете. На концертах в рамках всеамериканского турне он представил композицию, которая была написана специально по заказу, импрессионистскую симфоническую поэму, которая называлась «Океаниды». Кроме того, он побывал на Ниагарском водопаде и Бостоне. Первая Мировая война (1914-1918) являлась очень трудным периодом для самого композитора, как в материальном, так и духовном смыслах. Сложности, которые возникли в территориальном передвижении, оказали отрицательное влияние на его творчество, и к тому же, из-за инфляции значительно сократилась его пенсия, и вовсе не поступало никаких предложений относительно написания произведений. Для Сибелиуса и его семьи, такой образ жизни оказался очень сложным, что, по сути, являлся их жалким существованием. Для того чтобы хоть немного заработать для своей семьи денег, Ян вынужден был писать небольшие песенки, сочинять концерты для фортепиано, а также для скрипки. Среди этих произведений, которые сам композитор называет «бутербродными», все же были великолепные композиции, которые являлись действительно жемчужинами его творчества. Такого эффекта удавалось добиться благодаря тому, что композитор умел отлично сочетать высокое качество с общедоступностью.

С 1917 года Финляндия стала независимым государством, но следом за этим началась тяжелая гражданская война. Жизнь Сибелиуса не поддавалась опасности, даже не смотря на то, что в 1917 году он сочинил «Марш егерей». Тем не менее, красные регулярно осуществляли обыски в Айноле, из-за чего композитор с семьей на некоторое время перебрался в Хельсинки, где их безопасность была практически стопроцентной. Сложности военного периода отрицательно сказались на процессе создания Пятой симфонии. Композитор работал над ней около пяти лет. Не смотря на то, что впервые симфония была представлена на концерте, который был посвящен пятидесятилетию самого композитора в 1915 году, и только к 1919 году была готова окончательная версия, которая исполняется и сегодня. Кроме того, трудности в создании симфонии внесли еще и некоторые изменения, которые произошли в творческом мире композитора: он хотел отойти от понятий «симфоническая поэма» и «симфония» и создать нечто легкое, что включало бы в себя эти два направления.

Последние произведения и «тишина Ярвенпяя»

Сложности военного периода были позади только тогда, когда в 1919 году, композитор вместе с женой поехал на Дни музыки северных стран, проходящие в Копенгагене. Именно тогда Сибелиус наконец-то смог проникнуться атмосферой Европы. Тогда он познакомился с Карлом Нилсеном, но дружбы между ними не случилось, так как, прежде всего, представители прессы именовали Сибелиуса величайшим композитором того времени, что звучало не совсем правильно по отношению к его коллегам.

С 1920 по 1922 год у Сибелиуса был так называемый творческий перерыв, по окончании которого начался симфонический период. Тогда продолжались его выступления за рубежом, и в тот период были написаны Шестая (в 1923 году) и Седьмая (в 1924 году) симфонии. Но, не смотря на то, что его творчество продолжало развиваться, сам композитор чувствовал трудности стареющего музыканта, что сам композитор характеризовал как значительное снижение темпов написания произведений, но при этом существенный рост самокритики. Но все же, Шестая симфония Сибелиуса включает в себя модальность и симфонизм, а Седьмая симфония в свою очередь характеризуется, как финальная точка в классическом и романтическом направлениях композитора, так как она имела одночастную композицию. Последние симфонии, а также симфоническая поэма «Тапиола», которая была написана в 1926 году, пожалуй, можно считать самыми зрелыми композициями Сибелиусу. Но при этом следует отметить, что творческие запасы композитора существенно истощились. В промежутке между другими работами, композитор занимался написанием сценической музыки «Буря» (в 1925 году) в Копенгагене. Богатые композиционные решения и широкий стилистический диапазон данной музыки говорят о том, что Сибелиус, без сомнения, ничуть не утратил способностей к новаторству.

Позже, в 1929 году были написаны Опусы 114-116 (сочинения для фортепиано), а также для фортепиано и скрипки, но после этих композиций практически ничего написано уже не было. Созданием Восьмой симфонии композитор занимался до 1943 года, но в конце 1940-х годов он собственноручно сжег несколько больших произведений, что стало неоспоримым фактом загадочной «тишины Ярвенпяя». И только «Траурная музыка», которая была написана специально для похорон старого друга композитора Аксели Галлен-Каллела, знаменитого художника, говорит о том, сколько потерял мир вместе с уничтоженной Восьмой симфонией. В конце жизни Сибелиуса его по праву признавали величайшим композитором того времени. На честь него устраивалось большое количество фестивалей, а его музыка звучала везде. Даже в старости композитор проявлял значительный интерес к последним течениям в музыке.

20 сентября 1957 года композитора не стало. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Международное признание Сибелиуса

Не смотря на то, что сам Сибелиус так и не создал свою собственную музыкальную школу, его поклонников было достаточно большое количество, как на родине, так и за ее пределами.

Музыка Сибелиуса считалась реакционным продолжением традиционного романтизма. На протяжении всего своего творческого пути, Сибелиус использовал некоторые элементы романтизма в собственных произведениях, но при этом, используя относительно старый жанр, он значительно расширил традиционные тональности своеобразными модальными элементами.

Для большинства историков, занимающихся изучением истории музыки, достаточно сложно определиться с тем, какое же на самом деле место занимал Сибелиус в международном пространстве. Не смотря на то, что некоторые его течения были всего лишь продолжением более ранний, все же новаторство в его произведениях присутствовало. Таким образом, Сибелиус являлся тем композитором, благодаря которому появились новшества в мире музыки, которые распространились по всему миру. Кроме того, симфонический жанр стал уникальным достижением этого композитора, за что его признали во всем мире.

«Приснилось, что мне двенадцать лет и что я виртуоз».

Концерт

«Приснилось, что мне двенадцать лет и что я виртуоз». Так гласит запись в дневнике, сделанная Сибелиусом в 1915 году когда он работал над сонатиной для скрипки и фортепиано! С равным успехом эту запись можно было бы отнести и ко времени написания скрипичного концерта. Ведь композитор сочинял его не для Бурместера, и не для какого-либо другого скрипача, а для себя, вернее, для того виртуоза, которым он когда-то мечтал стать.

В отличие от Мендельсона или Брамса, Сибелиус — когда он сочинял свой концерт — не нуждался в чьих-либо советах по части скрипичной техники. В этом отношении он сам для себя был Иоахимом, и это несмотря на то, что уже давно не выступал публично. Но в глубине души композитор продолжал оставаться исполнителем. Его выступления за дирижерским пультом частично возмещали горечь несбывшейся мечты, однако ему так и не было дано вкусить радость безграничного владения инструментом, которая отличает настоящего мастера исполнительского искусства. Вполне понятно, что в своем воображении он отождествлял себя с солистом, играющим его концерт, и этим можно как-то объяснить ту тоску несостоявшегося виртуоза по своей юности, которая слышится в этом произведении.

Было тут, конечно, и определенное противоречие: в то время как воображаемый виртуоз считал себя полновластным ХОЗЯИНОМ положения, композитор стремился подчинить его амбиция своим интересам — интересам композитора-симфониста.

Во всех скрипичных концертах позднеромантического периода особую остроту приобретал вопрос о том, как уравновесить относительно ограниченные рамки звучности солирующей скрипки с мощным звучанием постромантического оркестра.

На какие же образцы мог ориентироваться Сибелиус? Концерт Бетховена, без сомнения, являл собой отдаленную и недостижимую цель. Пожалуй, Мендельсону в его скрипичном концерте удалось как-то приблизиться к тому, чего хотел Сибелиус, и это произведение, ставшее для Яна камнем преткновения в юношеские годы, подсказало ему целый ряд идей. Тут и общий план сочинения, и трактовка каденции (подхваченная также Чайковским): по примеру Мендельсона Сибелиус решил поместить каденцию перед репризой, с тем чтобы придать ей большую структурно-смысловую значимость. Концерт Бруха соль минор (еще одно произведение, написанное в традиции Мендельсона) также может быть отнесен к генеалогическому древу концерта Сибелиуса: в памяти сразу же всплывают драматический речитатив солиста и характерные двойные ноты параллельным» секстами и октавами; ведь эти приемы письма Бруха одновременно являются особенностями произведения финского мастера.

По всей вероятности, Сибелиус познакомился с концертом Чайковского еще в 1893 году в интерпретации Бурместера. Гуманизм и эмоциональность музыки Чайковского всегда находили отклик в душе Сибелиуса, которого не могли не приводить в восторг одухотворенный диалог между солистом и оркестром в первой части, изобретательная, почти невероятной трудности каденция и уж, конечно, то, как солирующая скрипка властвует в звучании целого, особенно в «Канцонетте» и финале.

С концертом Брамса Сибелиус познакомился, по-видимому, только после завершения первой редакции своего собственного. Он услышал его в Берлине в январе 1905 года, после чего записал в дневнике: «Слушал скрипичный концерт Брамса, и он мне понравился. Но как он отличается (своей симфоничностью) от моего!» Виртуоз в нем противился той роли, какую Брамс отводил солисту в симфонической драматургии, хотя не подлежит сомнению, что концерт этот не остался вне поля зрения композитора, который, безусловно, учел опыт Брамса. Спустя несколько месяцев Сибелиус переработал свой концерт, убрав некоторые виртуозные пассажи солиста и укрепив симфоническую канву произведения.

По-своему решает Сибелиус противоречия между виртуозностью и симфонизмом. Солирующий инструмент звучит достаточно рельефно на фоне оркестра как в лирических монологах, так и в тех случаях, когда он довольствуется комплементарной ролью, а именно когда ему поручаются декоративные пассажи, в то время как оркестр берет на себя генеральную линию мелодического развития. В сочинении преобладают именно эти два основных типа фактуры, и лишь в редких случаях солист и оркестр вступают в симфонический диалог как равноправные партнеры. К указанным двум основным формам изложения добавляются лапидарные тутти и сольные каденции, причем все эти типы фактуры используются поочередно — преимущественно, так сказать, крупными блоками. Ни обмен краткими репликами между солистом и оркестром, ни дистрибутивные проведения тем (когда мелодия передается из концертирующей партии в оркестровые голоса) не характерны для данного произведения. Подобные способы изложения, естественно, таят в себе определенную опасность, поскольку могут нарушить органическую целостность формы. Однако композитору удается удивительным образом обратить это, казалось бы, узкое место структуры сочинения на пользу симфоническому развитию, поскольку каждый раздел выполняет у него формообразующую роль. И действительно, сочинение это в крупном плане вполне можно было бы проанализировать исходя из одних лишь моментов смены фактуры.

Возьмем, к примеру, первую часть. Здесь Сибелиус следует примеру Мендельсона и Чайковского, в чьих концертах главная сольная каденция помещена между разработкой и репризой. Но Сибелиус идет дальше: каденция у него фактически заменяет разработку. В первоначальной редакции каденция была основана на тематизме побочной партии, которую композитор поместил в репризе между побочной и заключительной партиями. Позже, исключив эту довольно традиционную каденцию, он написал новую, построенную уже на материале главной партии. Эта каденция выполняет функцию разработки, придавая всей первой части новую симфоническую перспективу. В новой редакции первой части концерта решающую роль играют три больших тутти. В оркестровой связующей партии в экспозиции часть материала главной темы подвергается трансформации, а затем органически вводится в побочную партию. Кстати, это один из примеров того, как Сибелиус облегчает фактуру своих произведений; ведь в первоначальной редакции у солиста здесь была облигатная фигурация, которую композитор затем убрал. Точно так же он поступил в отношении аккомпанемента струнных к предшествующей «малой» каденции. Другое тутти (в репризе, с привлечением противопоставляемой оркестру партии солирующей скрип¬ки) выполняет роль заключительной партии. Оркестровой связу¬ющей партии экспозиции в репризе соответствует своего рода симфоническая интерлюдия, на которую приходится кульминация всей части. В первоначальной редакции концерта это тутти было построено на другом материале, оно было короче и обладало гораздо меньшей значимостью.

Так в целом обстоят дела с каденциями и тутти. В главной и побочной партиях — будь то в экспозиции или в репризе — ведущая роль принадлежит концертирующей скрипке, выступающей как в лирическом, так и в виртуозном амплуа. Главная тема в оркестре не представлена, за исключением нескольких фраз, появляющихся то тут, то там у солирующих духовых инструментов. Всепоглощающее чувство ностальгии придает концерту Сибелиуса ярко выраженный северный колорит. Оркестр не расплескивает яркие краски, но скорее воссоздает в мягких пастельных полутонах осенне-зимний пейзаж, лишь изредка озаряемый бликами света. На фоне картины, окрашенной преимущественно в темные тона, солист вычерчивает линию, рвущуюся ввысь, к свету; но и она не пылает огненно-красным блеском, а ведет грустную песню на струне соль. Чтобы со всей определенностью почувствовать типично северный колорит произведения Сибелиуса, достаточно сопоставить его с концертом Глазунова, написанным в том же году. Последний отличается, можно сказать, ориентальным многоцветием красок, гитарными эффектами и мелодичным (напоминающим стиль Паганини) перезвоном сольных скрипичных флажолетов, треугольника и арфы. Глазунов без тени сомнения пишет оркестровые партии скрипок в верхнем регистре сап(аЫ1е и включает их в диалог с солистом, он смело поручает главную тему финала трубам; позднее она проходит в блестящем тутти. Сибелиус же использует преимущественно нижний регистр скрипок, а в группе духовых главенствующую роль у него играют кларнеты и фаготы, тогда как медные духовые инструменты сдерживают свою силу спорадическими проблесками теплых, мягких красок. Пожалуй, лишь в Первом скрипичном концерте Шостаковича можно найти пример подобной трактовки жанра.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78235. Византийский стиль в архитектуре 64 KB
  Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. Софии в Константинополе – модель Космоса. Эстетика парения – основа архитектуры крестово-купольного византийского храма. Порядок размещения декора – свидетельство единства Церкви земной и небесной.
78236. БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 181.5 KB
  Углеводы составляют основной источник энергии в питании человека - самая дешевая пища. В развитых странах около 40 потребления углеводов приходится на рафинированные сахара, а 60 составляет крахмал. В менее развитых странах доля крахмала возрастает.
78237. Митохондриальное окисление 272.5 KB
  Энергия используется для следующих процессов: Синтез АТФ. Для человека наиболее важен синтез АТФ. Но на нескольких стадиях ее достаточно чтобы синтезировать макроэргические связи в молекуле АТФ. Значит на каждую пару атомов водорода отнятых от субстрата возможен синтез 3х молекул АТФ.
78241. Костная ткань, ткани зуба, слюна 58 KB
  В ней преобладает межклеточное вещество содержащее большое количество минеральных компонентов главным образом солей кальция. В компактном веществе кости большая часть минеральных веществ представлена гидроксилапатитом смотрите рисунок и аморфным фосфатом кальция. Это позволяет кости легко связывать или отдавать ионы фосфата поэтому кость это депо для минералов особенно для кальция. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБМЕН КАЛЬЦИЯ И ФОСФОРА На обменкальция и фосфора влияют гормоны ПАРАТГОРМОН СЕРОТОНИН и активная форма витамина D3.