30198

Опытно – экспериментальная работа по теме «Нетрадиционные графические материалы и техники»

Дипломная

Культурология и искусствоведение

Суть искусства определяется тем что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Задачи исследования: Рассмотреть особенности эстетического воспитания младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы. Эстетическое воспитание младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы Понятие об эстетическом воспитании Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.Представления о сущности эстетического воспитания его задачах цели изменялись...

Русский

2013-08-23

105.16 KB

86 чел.

Оглавление

Введение          

3

Глава I. Эстетическое воспитание младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы

6

1.1  Понятие об эстетическом воспитании                                               

6

1.2 Эстетическое воспитание  учащихся средствами искусства               

10

Глава II. Использование графических материалов и техник на уроках изобразительного искусства в начальной школе                                            

13

2.1 Графика  как вид изобразительного искусства                                 

13

2.2 Графические художественные материалы                                  

17

2.3 Графические рисунки в начальной школе                                          

22

Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Нетрадиционные графические материалы и техники»                                 

25

3.1 Констатирующий эксперимент                                                          

25

3.2 Формирующий  эксперимент                                                             

27

3.3 Контрольный эксперимент                                                                 

28

Заключение                              

32

Список использованных источников                                                     

34

Приложение:

  1.  Виды графики

2. Образцы  детских графических рисунков

3. Рисунки детей (констатирующий эксперимент)

4. Конспект по теме: «Рисование с натуры медвежонка – символа

  олимпиады в Сочи в технике грунтографии»

5. Методические рисунки

6. Листы анкетирования

7. Рисунки детей в технике «грунтографии»

8. Фото с внеклассного занятия

Введение

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества.[7] Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Поэтому тема, которую мы выбрали, актуальна в наше время, так как искусство - это мир прекрасного, оно играет большую роль в эстетическом воспитании учащихся.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые эмоционально  психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.[14]

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.[8]

Занимаясь искусством, школьник овладевает не только навыками и техникой работы над графическими рисунками, но и эстетическое мировоззрение на окружающий его мир. У школьника меняется многое, это и вкусы, и точка зрения на мир вокруг себя, осуществляет творческие замыслы, расширяет кругозор, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает  зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать  и обобщать.

Современные программы по изобразительному искусству под редакцией Неменского Б. М. (развивающая), Кузина В. С. (обучающая), Шпикаловой Т.Я. (изучающая народное искусство) предусматривают ознакомление школьников с первых лет обучения с лучшими произведениями  живописи, графики, декоративного искусства.  Программы предлагают  разнообразные  виды практических работ для художественной деятельности школьников с использованием различных графических художественных материалов и техник. В их изучении мы видим актуальность выбранной темы исследования.  

Объект исследования: процесс обучения изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Предмет исследования: проведение уроков с использованием различных графических материалов и техник.

Цель:  выявление возможностей применения графических материалов  и техник для развития интереса младших школьников к изобразительной деятельности.

Задачи исследования:  

  1.  Рассмотреть особенности эстетического воспитания младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы.
  2.  Изучить возможность использования различных графических материалов и техник на уроках ИЗО в начальной школе.
  3.  Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию  уровня интереса  младших школьников к такому виду графической работы  как грунтография.

Гипотеза: графические работы могут быть интересны для учащихся, если разнообразить виды материалов и использовать различные техники рисования.

Методы исследования:

  1.  Наблюдение
  2.  Анализ и синтез
  3.  Эксперимент
  4.  Анкетирование

Предполагаемый результат: применение нетрадиционной техники на уроке  ИЗО вызовет у детей повышенный интерес к изобразительной деятельности.


Глава I. Эстетическое воспитание младших школьников в начальных классах общеобразовательной школы

  1.  Понятие об эстетическом воспитании

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.

Эстетика (от греческого слова “aisthetikos” – относящийся к чувственному восприятию) – наука, изучающая законы и особенности художественного восприятия объективного мира, природу и сущность прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного. [7,8]

Предметом эстетики является человеческая чувственность , ответственная за целостное , образное постижение мира.

Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве.[8]

Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них А.С. Макаренко, Д. Б. Кабалевский, Д. С. Лихачев,  Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая и другие.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

И, наконец, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.[14]

Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи. Однако из них является воспитание эстетических чувств и эстетического воспитания.[8]

Чувствование и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит, и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка с прекрасными сторонами действительности.

Другой задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают знания. Знания о форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства, их исторической обусловленности. 

Эстетический вкус это результат органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте, жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты. В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно- белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов.[16]

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. 

Указанные задачи воспитания прекрасного взаимообусловлены и тесно переплетаются одна с другой. В живом процессе воспитания изолированная их реализация не должна иметь места. В конечном итоге решение всех этих задач и направлено на формирование эстетического отношения к действительности, которое представляет собой неразрывное единство эстетических чувств, понятий, суждений, оценок, практической деятельности, активного влияния на окружающее.

Таким образом, эстетическое воспитание это наука изучающая особенности детей, их взглядов на мир со стороны искусства. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию личности, развивает и расширяет кругозор, его воображение, отношение к прекрасному, восприятию на окружающий мир.

Эстетическое воспитание помогает младшему школьнику видеть частичку прекрасного в его окружении.

       1.2 Эстетическое воспитание  учащихся средствами искусства

Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты, т.е. дети должны научиться думать не только о себе, но и прежде всего о другом человеке, научиться уважать другого.

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

 Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Особенность искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, –  обусловлено коллективным характером восприятия». Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира". То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал". Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии. [16]

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. [16]

Общий вывод можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Таким образом,  идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.[6] Таким образом, младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни  школьника   играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги  способны  не  только  основывать прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Глава II. Использование графических материалов и техник на уроках изобразительного искусства в начальной школе

2.1 Графика  как вид изобразительного искусства

Графика (греч. – пишу, черчу, рисую; фр. – линейный) – вид изобразительного искусства, а также произведения этого вида искусства. Графика -  это изображение на бумаге или картоне, полученное от руки при помощи графических материалов, а так же при оттиске  с гравировальной доски на специальной печатной машине.[19] А так же графика это вид изобразительного пространственного искусства, включающий  рисунок и художественные печатные произведения  (гравюру,  литографию, грунтографию и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами. Первоначально этот термин употреблялся применительно к письму и к каллиграфии. Новое значение получил в конце XIX  в.  в  связи с развитием полиграфии, давшей  возможность воспроизводить чёткий, контрастный  чёрно- белый рисунок в книге, журнале. Постепенно графика стала использовать не только линию, но и штрих, и пятно (контрастные по отношению к фону бумаге), а также цвет.[21]

Одним из отличительных  признаков графики является  особое отношение изображаемого предмета к пространству. Художественно выразительные  достоинства графики заключаются в её лаконизме, ёмкости образов, концентрации  и строгом отборе графических  средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намёк на него, составляют особую значимость   графического изображения, рассчитаны на активную работу воображения зрителя. В этой связи не только тщательно прорисованные  графические листы, но и беглые  наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность. Быстрые штрихи могут запечатлеть неповторимость уходящего мгновения. Графике доступны  разнообразные жанры  (портрет,  пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.), её возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны.[4] Не обладая возможностями живописи в создании пространственных иллюзий отображаемого мира, графика воспроизводит пространственные ощущения за счёт сочетания плоскостного изображения с фоном бумаги.   Художник график может тщательно и подробно показать предмет, выявить его структуру, но может ограничиться и беглым впечатлением, намёком, обращённым к воображению зрителя, так называемыми графическими метафорами. На основе различных признаков графику    можно распределить по различным группам и видам:

Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).  

Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методам обобщения,   воображению художника получает возможность эстетически   раскрывать   временное    развитие    событий,       духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой). К изобразительным искусствам кроме графики относятся также живопись и скульптура.[11]

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на виды:

         монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок). Станковое искусство - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи — картины; в графике — эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения.

Важную роль играет книжная или газетно-журнальная графика. Все элементы книжного оформления - и расположены внутри,  они назывались

миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела  или средством для передачи знаний, она является частью культуры. 

          Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. [9]

А так же газетно-журнальная графика - иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид - карикатура. Существуют так же и такие виды графики как:

Прикладная графика - промышленная графика (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания) , почтовые марки, экслибрисы, денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты). Прикладная графика вносит художественное начало в оформление предметов утилитарного характера.  Плакат - вид торговой и театральной рекламы и политической агитации.

Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возникающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.

Особую, самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия).

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная графика.  

Уникальная  Графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Печатная  Графика дает возможность получить определенный тираж относительно равноценных, художественных идентичных произведений –

оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). [10](Приложение № 1)

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах. [15](Приложение № 1 )

Таким образом, графика это особый вид изобразительного искусства, который включает в себя в основном чёрно-белые  рисунки, а так же подчинение различного цвета особенностям изображения. Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства. А также существуют различные виды и группы графических изображений и применяются на различных материалах и предметах.

2.2 Графические художественные материалы

Для рисования, как правило, не требуется сложных приспособлений.

Каждому приходилось рисовать карандашом, фломастерами или авторучками на бумаге, но добиться мастерства в точной  передаче движения, характера, фактуры не просто. Вообще, если говорить о бумаге, то попробуйте для ваших рисунков разнообразные её сорта. Не нужно смущаться, если что - то не получается. Главное, вы приобретёте бесценный опыт, необходимый в творчестве.[9]

Графические образы двухмерны, по условию существования на плоскости, и не вмещают глубины, не считая иллюзорной. Принцип их выполнения в ключевом сводится к нанесению красящего вещества на плоскость при помощи специализированного инструмента. Различаются лишь только техника подачи, красители, инструменты и материал подосновы. Тот, кто рисует должен знать свойства материалов, с которыми работает, и владеть нужными инструментами и  материалами. [18]

Для каждого вида графики  свойствен свой художественный материал и художник сам выбирает на своё усмотрение или на умение вид и художественный материал.  

К художественным графическим материалам относится бумага, графитный материал, цветные карандаши, уголь, сангина, соус, акварель, гуашь, тушь, перо, деревянная  палочка, тресниковые и металлические перья, а также пастельные мелки.

Такой графический материал как бумага, в основном делают из массы специальным образом обработанных древесных волокон с добавлением минеральных (каолина, мела) и проклеивающих веществ, красителей и пр. Согласно легенде, бумага была изобретена в Китае в I в. до н. э. Её делали из древесного луба, а позже из шелковых волокон, с этим связано её латинское название. Секреты производства бумаги стали известны в Европе только через несколько столетий. Её изготовляли главным образом из льняных тряпок, для рисования стали применять с XIV в.[22]

Графитный карандаш одинаково удобен в как в учебных, так и творческих работах. Преимущественно граненой формы, средней мягкости - М и  2М.[4]Эти карандаши могут давать линии различной толщины и  диапазон тоновых градации от самого светлого до самого чёрного, что достигаются штриховкой или тушеванием.[10]

Графитный карандаш природный графит твёрдый тонкий пластичный серый минерал, разновидность углерода. Впервые стал добываться в Англии, в Камберленде, в 1560 году. Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу следует в соответствии с поставленными задачами. При работе с графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как может создаться впечатление затёртости и засаленности рисунка.

Цветными карандашами так же можно достичь разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой.  Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни сильно крошатся и ломаются, жирный блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаляется с резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Цветные карандаши так же можно применить и в графике, для создания рисунка, но только применяя один цвет.

Широко применяется в рисовании и уголь.  Уголь  для рисовании представляет собой круглый стерженёк длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм. Он даёт глубокий матово- чёрный след, хорошо видимый на расстоянии. Уголь –материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно, провести тонкую линию и почти молниеносно покрыть большую плоскость тоном, затем облегчить его в нужных местах, стряхивая уголь щетинной кистью или тряпочкой.

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Другое название этого материала- красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых и квадратных палочек разных оттенков. Рисунки сангины бывают линейные, штриховые и тоновые. Осваивать школьникам технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать более длительных рисунках с натуры или по представлению.

Сангина (от французского sanguine и от латинского sanguinelisкроваво красный) это природная и искусственная, состоит из окислов железа и каолина, отпрессована в виде палочек.

Соус -  это материал для рисования в виде толстых палочек- карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Соус хорошо сочетается с углём, тушью и другими материалами.

Акварель - самая распространенная водяная краска; приготовляется из красочного тончайшего порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: чёрный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и коричневый. [10]

Гуашь в отличии от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают её плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится с водой наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей. Гуашь применяется чаще всего вместе с акварелью. А также гуашь это вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый чем акварель.

Тушь - изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол. Сохраняет неизменным глубокий чёрный цвет, при разбавлении в воде даёт серый.

Перо - это инструмент художника. Его используют для написания красивого шрифта в каллиграфии и для графических рисунков.

Если в любой описанной технике художник мог оперировать и штрихом и тональным пятном, то в первой технике в его распоряжении только штрихи. Однако можно передать не только абрис и форму, но, в известной степени, и цвет, точнее, разнообразную окрашенность предметов. В старину рисовали птичьими перьями (гусиными, лебедиными, вороньими, павлиньими и др.) Например А.С. Пушкин делал наброски на полях своих рукописей гусиным пером. Рисование птичьими перьями до сих пор не утратило своего значения. Гибкость и эластичность таких перьев позволяют делать линии самой разной толщины, однако этот инструмент очень быстро выходит из строя, а приготовление нового пера довольно трудоёмко и требует определённого мастерства.

Деревянная палочка имеет значительное распространение для рисования в прошлом и в настоящем. Приготовление её  очень просто: обыкновенная тонкая палочка на конце затачивается наподобие пера так, как это надо самому художнику. Рисование деревянной палочкой  тоже требует эксперимента, что бы художник мог попробовать разнообразные возможности этого инструмента. Дело в том, что высыхающий конец палочки обязательно будет оставлять некоторое количество серых штрихов, напоминающих рисунок карандашом.[3,7]

С XIX в. распространились металлические перья разного размера и формы, которые могут давать тончайшие паутинные и довольно сочные, толстые линии. Не всегда перо свободно двигается по бумаге. Если оно имеет очень острый конец, а бумага шероховатая, то штриховка будет затруднена. Некоторые художники предпочитают работать пером с тупым концом типа «рондо». Работа двумя- тремя различными перьями сразу позволяет варьировать характер штрихов, но и одним пером можно достичь большого разнообразия в толщине линий, меняя нажим.[9]

Пастельные мелки хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета на цвет даёт необычный эффект мягкости и точности тональных переходов. Пастель любит тонированную основу, ею можно работать  на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения. Красочный слой предохраняют от осыпания с помощью тонкого листа бумаги, прикреплённого клапаном на оборотной стороне рисунка. При правильном хранении цвет пастели удаётся сберечь. Можно использовать и лак для волос, но при этом краски немного потемнеют.[9]

Таким образом, для графических изображений характерен  свой инструмент для рисования. При использовании, какого- либо художественного материала рисунок приобретает свою точность исполнения и художественный замысел.

2.3 Графические рисунки в начальной школе

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Обучение, как правило, начинается с объяснительно- иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами- зрительным, слуховым, речевым и др. Объяснительно- иллюстративный направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуктировать) действия.[24] Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. А также  метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного  изложения: учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему  доказательств.

Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, учебно - творческому заданию – необходимейшее условие проявления художественного творчества. На формирование у детей к изобразительной деятельности используются разнообразные средства.[1,13]

Необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно с этим надо воспитывать у учащихся  и интерес к изобразительной деятельности, и способность к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогически целесообразно начинать с внешних приёмов, побуждающих ребёнка  сосредоточиться, а затем постепенно научить его активно управлять своей деятельностью.

В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно - белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов.[2,4](Приложение № 2)

Почувствовать огромные возможности рисунка помогут несколько упражнений. Выполнить их можно на уроке изобразительного искусства, а также на занятиях кружка или просто дома.

Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности — от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем. [11] Рисование с натуры является методом наглядного обучения и даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребёнка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Тематическая композиция - один из основных разделов учебно - творческой деятельности учащихся педагогического училища по изобразительному искусству. Рисования на темы - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся.[5]

Тематическое рисование в школе имеет важное значение для эстетического, идейно - политического и этического воспитания. Рисование на темы из окружающей жизни основано на творческом изображении ранее виденных предметов и явлений. (Приложение № 2)

В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно- белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов.[10,18]

Таким образом, восприятие детьми графики зависит от применения различных методов обучения учителем на уроках изобразительного искусства.  А также урок для восприятия графики детьми должен быть логически последовательным, правильно построен. При использовании различных графических материалов на уроках ИЗО способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

Глава III. Опытно – экспериментальная работа по теме «Нетрадиционные графические материалы и техники»

Тема исследования: Особенности проведения графических работ на уроках  ИЗО и во внеклассной работе в начальной школе с использованием нетрадиционных графических техник.

Мы выдвигали гипотезу о том, что графические работы могут быть интересны для учащихся, если разнообразить виды материалов и использовать различные техники рисования.

Предполагаемый результат: применение нетрадиционной графической      техники вызовет у детей интерес к изобразительной деятельности. 

Этапы экспериментальной работы:

  1.  Изучение литературы по теме исследования (ноябрь-декабрь)
  2.  Разработка уроков по изобразительному искусству (декабрь-январь)
  3.  Проведение эксперимента (январь-апрель)
  4.  Анкетирование учащихся (апрель)
  5.  Анализ результатов и формирование выводов (апрель-май)

Участники эксперимента: учащиеся группы продлённого дня.

База эксперимента: Мишкинская начальная общеобразовательная школа.

Сроки эксперимента: с 14 января по15 апреля.

Оформление результатов экспериментальной работы: ВКР.

3.1 Констатирующий эксперимент

Цель: Выявить исходный уровень сформированности у учащихся навыков работы графическими материалами.

Задачи: 1. Выявить знания о графических материалах, техниках и грунтографии.

2. Изучить практические умения и навыки детей работы в карандаше, цвете.

Место проведения: Мишкинская начальная общеобразовательная школа.

Дата проведения: 25 января.

Участники эксперимента:

Анисимов Дмитрий

Баймлер Дарья

Ботурин Роман

Верожина Екатерина

Затеев Даниил

Лашевич Алексей

Пашнина Мария

Пешкова Дарья

Пономарёва Евгения

Сажина Юлия

Сивкова Татьяна

Скородумова Лиза

Щипунова Наталья

Ядрышникова Екатерина

Методы: Словесный, практический, анализ продуктов творческой деятельности.

Описание проведения эксперимента: Для того, чтобы изучить практические умения и навыки детей, а так же выявить знания о графике как виде искусства, о графических материалах и техниках,  мы провели беседу и уроки, где дети должны были отразить в рисунках своё умение в работе графическими материалами.(Приложение № 3) В результате  беседы выявилось следующее:    дети часто используют в своих рисунках графические материалы, такие как простой карандаш, цветные карандаши и фломастеры. Они предпочитают во внеклассной работе использовать именно графические материалы, а не живописные. Проведённые наблюдения и анализ продуктов творческой деятельности показали, что при использовании выше названной графических материалов дети не используют нетрадиционные графические техники, (Приложение № 2). Понятие о грунтографии дети не имели.

3.2 Формирующий эксперимент

Цель: Выявить приёмы совершенствования навыков выполнения графических работ в нетрадиционных техниках.  

Задачи: опираясь на данные констатирующего эксперимента, разработать и апробировать  конспекты внеклассных занятий для  формирования знаний и умений в выполнении графических работ в  технике грунтографии.(Приложение № 4)

Место проведения: Мишкинская начальная общеобразовательная школа.

Дата проведения: 7 февраля.

Участники проведения:

Анисимов Дмитрий

Баймлер Дарья

Ботурин Роман

Верожина Екатерина

Затеев Даниил

Лашевич Алексей

Пашнина Мария

Пешкова Дарья

Пономарёва Евгения

Сажина Юлия

Сивкова Татьяна

Скородумова Лиза

Щипунова Наталья

Ядрышникова Екатерина

Разработка конспектов уроков по теме исследования (приложение № 4 )

Дата

Тема занятия

Используемые методы

08.04

Беседа о графике и грунтографии.

Словесный.

08.04

Подготовка грунта для выполнения рисунка.

Практический

15.04

Работа над  изображением олимпийского медвежонка в технике грунтографии.

Практический

15.04

Анкетирование

Анализ и синтез

 Мы провели внеклассное занятие, в начале которого была проведена беседа о графике как виде искусства, чтобы вызвать интерес был подготовлен наглядный материал, иллюстрации, методические рисунки.  (Приложение № 5).

Мы провели внеклассное занятие, где ребятам было предложено выполнить работы в технике грунтографии. Чтобы детям было легче выполнять работу, мы показали методику рисования олимпийского медвежонка. (Приложение № 5)  Не смотря на то, что работа трудная, дети работали с интересом, (Приложение № 7,8) особенно им понравилось появление изображения по мягкому восковому грунту. Работы получились выразительные. В конце работы мы провели анкетирование с целью выявления интереса к новому виду работы. (Приложение № 6)

3.3 Контрольный эксперимент

Цель: выявить итоговый уровень сформированности знаний о графических материалах и различных техниках графических работ.

Задачи: сравнить и проанализировать рисунки, полученные в результате констатирующего и формирующего экспериментов.

Место проведения: Мишкинская начальная общеобразовательная школа.

Дата проведения: 8 февраля.

Участники эксперимента:

 Анисимов Дмитрий

Баймлер Дарья

Ботурин Роман

Верожина Екатерина

Затеев Даниил

Лашевич Алексей

Пашнина Мария

Пешкова Дарья

Пономарёва Евгения

Сажина Юлия

Сивкова Татьяна

Скородумова Лиза

Щипунова Наталья

Ядрышникова Екатерина

Методы: Анкетирование.

Сравнительный анализ результатов:  Сравнив продукты творческой деятельности, констатирующего и формирующего экспериментов, и, проведя анкетирование,  мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза нашла подтверждение: графические работы могут быть интересны для учащихся, если разнообразить виды материалов и использовать различные техники рисования. (Приложения №  6, 8)

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов и выводов констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, можно сделать общий вывод: с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по знакомству с изобразительным искусством, а также знакомить с нетрадиционным искусством, это повышает интерес к изобразительной деятельности,   развитию нравственных качеств, эстетического восприятия графики и по культурному развитию в целом.

В результате анкетирования мы составили графики и выявили следующее, что 97% детей любят рисовать карандашами и фломастерами, чем красками. Мы выяснили, что все дети занимаются рисованием дома и в группе продлённого дня. При этом 90% детям понравилось рисовать в технике «грунтогафия». А также эти 90% детей хотели бы повторить этот вид работы дома. (Приложение № 8)

Заключение

Итак, искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества.[7] Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира.  Искусство принимает разнообразные формы, чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а в вполне конкретной форме. В изобразительном искусстве графика занимает достаточно большое место.

Существуют различные виды и группы графических изображений и применяются на различных материалах и предметах.  Графический   рисунок - это широко распространённый вид искусства и первый, с которым сталкивается человек в своём эстетическом опыте. А также рисунок – это важнейшее средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства.   Рисунок имеет свою историю становления и развития.

В данной работе мы выяснили, что для графических изображений характерен  свой инструмент для рисования. Техника выполнения рисунка своеобразна и зависит от художественного материала. При использовании, какого - либо художественного материала рисунок приобретает свою точность исполнения и художественный замысел.

Программа начальной школы предлагает использование на уроках  ИЗО различных графических художественных материалов и техник, что повышает интерес к изобразительной деятельности и способствует эстетическому развитию школьников. При использовании техники «грунтография» на внеклассном занятии мы пришли к выводу, что такую технику стоит использовать на уроках ИЗО. Также стоит использовать и другие виды нетрадиционных графических работ.  При использовании, различных  художественных материалов рисунок приобретает свою точность исполнения и художественный замысел.

Применяя различные техники и  материалы на уроках рисования, мы способствуем эстетическому воспитанию. Как было выше сказано, идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Что это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.   Младший школьный возраст - это  особенный  возраст  для эстетического  воспитания,  где  главную  роль  в  жизни  школьника   играет учитель.   Изобразительное искусство  способно  не  только  основывать прочный  фундамент  эстетически  развитой   личности,   но   и   посредством эстетического воспитания заложить  подлинное  мировоззрение  человека,  ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка  к  миру  и  происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Я выбрала   тему ВКР «Развитие интереса младших школьников
к изобразительной деятельности через использование  различных графических материалов и техник» потому, что   мне нравится графика  особенностью своего в основном чёрно-белого цвета. А также в графике можно выразить карандашом то, что нельзя даже и красками.

В результате проведённого эксперимента мы пришли к выводу, что  графические работы могут быть интересны для учащихся, если разнообразить виды материалов и использовать различные техники рисования. А также привлекает возможность быстро нарисовать   произведения  необычные, непредсказуемые.   Знания, которые я получила на практике, помогут  мне  лучше овладеть своей  будущей профессией.

Список использованных источников

  1.  Беляев, Е.Ф. Изобразительное искусство в начальной школе: учебное пособие для учителей/ Е.Ф.Беляев.-М.: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.-137с.
  2.  Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: учебное пособие для учителей/  Н.А. Горяева.-М.: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.-159с.
  3.  Грушевицкая, Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре (МХК): учебное пособие для студентов пед. учебных заведений/ Т.Г Грушевицкая М.А. Гузин, А.Н. Садохин.- М.: Прсвещение, 2004. – 299 с.
  4.  Костерин, Н.П. Учебное рисование: учебное пособие для учащихся пед. учебных заведений/ Н.П. Костерин.-М.: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.-272с.
  5.  Краткий словарь эстетического воспитания, Москва, 2002
  6.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учебное пособие для учащихся пед. учебных заведений/В.С Кузин.-М.: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ,2006.-319с.
  7.  Лабковская Г.С., Эстетическое воспитание учащихся, Москва, 2001
  8.  Лихачев Д.Б, Теория эстетического воспитания школьников, Москва, Просвещение, 1981
  9.  Макаренко А.С., Книга для родителей, Москва, Детская литература, 1989
  10.  МХК-словарь - справочник: учебное пособие для учителей /под  редакцией А. Н. Садохина.-М.:  издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2004.-214с.
  11.  Неменский В.М., Эстетическое воспитание на уроках ИЗО, Москва, Просвещение, 1995
  12.  Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебное пособие для учащихся пед. институтов/ Н.Н. Ростовцев.-М: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000.-239с.
  13.  Савенкова, Л. И.  Интеграция в художественной педагогике ИЗО/Л. И. Савенкова //Искусство в школе № 4. – с. 14
  14.  Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ Н.М Сокольникова.-М.: издательский центр АКАДЕМИЯ, 2006.-368с.
  15.  Соловейчик А. Рисунок/ А. Соловейчик// Искусство: учебно- методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.-2008.-№23(407).- С.3-24.
  16.   Сухомлинский В.А., О воспитании, Москва, Просвещение, 1979
  17.  Шацкая В.Н., Общие вопросы эстетического воспитания, Москва, Просвещение, 1995
  18.   Щипанов, А.С. Юным любителям кисти и резца: учебное пособие для учащихся старших классов/ А.С Щипанов.-М.: издательский центр ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2001.- 255с.
  19.  http://www.bibliofond.ru
  20.  http://www.k-yroky.ru
  21.  http://www.rusedu.ru
  22.  http://www.iskusstvocje.ru
  23.  http://www.urok-t.ru
  24.  http:/ www.risunok.ru
  25.  http://www.mig-1.ru/osobennosti-prepodavaniya-risovaniiu/

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3533. Исследования внешнего фотоэффекта на вакуумном фотоэлементе 49 KB
  Исследования внешнего фотоэффекта на вакуумном фотоэлементе. 1.Цель работы. Экспериментальная проверка основных законов внешнего фотоэффекта, определения постоянной Планка. 1. Указания по организации самостоятельной работы. Внешний фотоэффект принадлежит ...
3534. Определение потенциалов возбуждения и понизации атомов методом Франка и Герца 51.5 KB
  Определение потенциалов возбуждения и понизации атомов методом Франка и Герца. Цель работы. Опытное подтверждение дискретности уровней энергии атомов, определения потенциалов возбуждения и понизации. Указания по организации самостоятельной работы....
3535. Основные признаки политических прав и свобод человека в Российской Федерации 122.84 KB
  Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя. Каждый индивид вправе требовать от государства ...
3537. Проблема рассказчика у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, признанных мастеров слова 477 KB
  Для ценителя и исследователя литературы различие категорий "автор", "образ автора", "лирический герой", "образ рассказчика" очевидно. И все же в нашей работе важно сразу определить данные понятия. Действительно, категории "образ автора", "л...
3538. Изучение аналого-цифрового преобразователя 417.5 KB
  Изучение аналого-цифрового преобразователя Изучить функционирование встроенного аналого-цифрового преобразователя (АЦП) микроконтроллера АТmega8535, получить практические навыки программирования микроконтроллера для обработки аналоговых сигналов. По...
3539. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. 1.53 MB
  Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Рассмотрены и проанализированы основные направления использования современных компьютерных технологий в социально-культурном сервисе и туризме. Показаны роль и влияние информационны...
3540. Рынок земли 435.5 KB
  Термин «земля» охватывает все блага, данные природой в определенном объеме, регулировать который человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли служит средством для возделывания сельскохозяйственных культур, для горожанина – территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий