30212

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Лекция

Маркетинг и реклама

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства — единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий

Русский

2014-09-23

1.65 MB

12 чел.

МЧС РОССИИ

Санкт-Петербургский университет Государственной

противопожарной службы

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора»

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

 Управление документацией

                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                            Начальник кафедры

                                        УиИМК

полковник внутренней службы

         _______________Е.Н. Бардулин

                                                   «____»_____________201_

 

  

ТЕМА 8. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

лекция по дисциплине

«Экономика государственного и муниципального сектора»

(080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»)

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

Рассмотрена на заседании

                                                                                кафедры УиИМК
                                                                                протокол № _____

                                                                                от  «____»_________ 201_ г.

Санкт-Петербург

201_

Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель кафедры УиИМК

Стариченкова Е.М.

Проверил

Зам.начальника кафедры п-к вн.службы

Мартышевская А.В.

Стр. 2 

1. Учебные цели лекционного занятия по 8 теме

Дать студентам целостные знания о закономерностях и этапах формирования экономики муниципального сектора.

Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

2. Воспитательные цели

Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

3. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика национального хозяйства

2. Понятие «муниципальный сектор»

3. Ресурсы муниципального сектора

4. Функционирование муниципального сектора

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

80

20

20

20

20

5

4. Литература

Основная

  1.  Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.
  2.  Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.
  3.  Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 464с.

Дополнительная

  1.  Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.
  2.  Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.

5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды

Вопрос 1. Общая характеристика национального хозяйства

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства — единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. Национальное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национального хозяйства является экономика, которая дает методы его рационального ведения.

Национальное хозяйство характеризуется сложным внутренним строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Количественное выражение структуры на макроуровне весьма устойчиво, хотя и изменяется в результате действия дифференциации и интеграции, международного сотрудничества, развития научно-технического прогресса, изменения темпов экономического роста. Структурные изменения осуществляются или стихийно, или под воздействием государственного регулирования. Стихия процветает тогда, когда общество не осознает перспективных потребностей и не знает методов их удовлетворения; она приводит к структурным деформациям. Государственное регулирование пропорций направлено на усиление (ослабление) рыночных (стихийных) регуляторов; государственных рычагов воздействия (инвестиций, субсидий, налоговых льгот и т.д.).

Использование того или иного направления определяется избранной высшими органами власти моделью экономического развития.

Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство». Можно выделить, как минимум, следующие виды структур:

• материально-вещественную;

• стоимостную;

• экономическую;

• социальную;

• территориальную.

Материально-вещественная структура вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства в натуральном выражении. Она включает разделение его на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение); на производственную и непроизводственную сферы; на производство товаров и услуг; на гражданское и военное производство; на отрасли производства.

Первичной ячейкой материально-вещественной структуры является предприятие по производству продукции и оказанию услуг. Оно может быть узкоспециализированным, многоотраслевым, комбинатом. Тем не менее, в любом случае производство каждого вида продукции и услуг обособляется организационно и технологически. Специализируясь, предприятия становятся основой формирования отраслевой структуры. Отрасль представляет собой совокупность производств с однотипными функциями, фондами, технологиями, конечными продуктами.

Согласно Классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяются отрасли материального, нематериального производства, производящие товары и услуги.

К материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Услуги оказывают отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы. К первым относятся транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и некоторые другие. Ко вторым — жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения. В структуре валового внутреннего продукта на долю услуг приходится 60%, производимых товаров — 40%.

На основе общности отрасли подразделяются на подотрасли по большему   числу признаков.    В    промышленности    выделяется 350  подотраслей.  И  наоборот, по общности меньшего количества признаков отрасли образуют межотраслевые комплексы. Общими признаками могут быть единство технологии (машиностроительный комплекс), исходного сырья (лесотехнический комплекс), предназначение конечного продукта (транспортный комплекс, жилищно-коммунальный комплекс) и другие критерии. Важное экономическое значение имеет деление отраслей на добывающие (недропользование, сельское хозяйство) и обрабатывающие (металлообработка, легкая промышленность и т.д.), а также промышленности на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство предметов потребления).

Деление общественного производства на I и II подразделения служит инструментом для регулирования источников и темпов экономического роста. При равномерных темпах научно-технического прогресса долговременный рост возможен лишь при преимущественном росте производства средств производства, обеспечивающем материальную базу экономического роста в обоих подразделениях. Для   расширения   производства   необходимо  увеличивать   выпуск станков, оборудования, производство сырья и т.д. Объективно это создает предпосылки для отставания потребления от производства. Но чрезмерный рост средств производства может сменяться спадами в период кризисов, что устраняет диспропорцию. Тем не менее, опережающий рост тяжелой промышленности является непременным условием устойчивого развития других отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности.

Стоимостная структура выявляет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта. Весь общественный труд подразделяется на овеществленный (прошлый) и живой (вновь созданная, добавленная стоимость). Овеществленный труд переносится на продукт, образуя фонд возмещения израсходованных за данный период средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта есть сумма фондов возмещения, потребления и накопления.

Фонд потребления расходуется на личное и общественное потребление. Он распадается на фонд оплаты труда, общественные фонды потребления, фонд государственного потребления. Фонд накопления используется для расширения производства, создания резервов и запасов.

На микроуровне анализ масштабов и динамики добавленной стоимости позволяет выявить вклад каждого предприятия в производство общественного продукта.

Социальная структура национального хозяйства отражает характер общественного строя страны, который прежде всего определяется формой собственности на основные средства производства, а от нее, в свою очередь, зависит, кому принадлежат производимый продукт и прибавочная стоимость Формы собственности подразделяются на государственную, муниципальную, негосударственную. Государственная собственность бывает федеральной и региональной (субъектов федерации). К негосударственной собственности относятся разные виды частной собственности (индивидуальная частная, акционерная, кооперативная, общественных организаций и др.). Собственники — это учредители предприятий и организаций, поэтому они могут быть государственными, муниципальными, частными.

Территориальная структура указывает на размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам и природно-экономическим зонам, районам, территориально-производственным комплексам. Она позволяет выявлять пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. Особенно важны сопоставления европейской и азиатской частей страны, северных и южных территорий, быстро развивающихся и депрессивных, крупных городов и пригородных зон.

Территориально-производственные комплексы могут выходить за пределы границ административно-территориальных единиц, так как представляют собой совокупность отраслей, связанных между собой использованием общих природных и экономических ресурсов, системой расселения.

Для характеристики масштабов национального хозяйства статистические органы исчисляют показатели «валовой внутренний продукт» (стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах) и «валовой региональный продукт» (по субъектам РФ).

В 2003 г. валовой общественный продукт составил 24,7 трлн руб., из них промежуточный продукт — 11,4 трлн, валовой внутренний продукт — 13,3 трлн руб., т.е. доля ВВП в общественном продукте составила 54%. В структуре ВВП на долю произведенных товаров приходится 40%, а на услуги — 60%. При первичном распределении ВВП доля оплаты труда составила 53%, валовой прибыли — 47 (норма прибавочной стоимости 90%, а норма прибыли — 30). В результате перераспределения конечное использование ВВП (национального дохода) составило: фонд потребления — 70%, фонд сбережений (накопления) — 30%

Поскольку совместные производства базируются на частном капитале, национальное хозяйство России из общенародного в подавляющей мере превратилось в частное, его доля более 90%. Такой низкой доли общественного хозяйства (государственного и муниципального) нет ни в одной стране мира (табл. 1.1). В СССР доля производства государственных предприятий составляла 90%, кооперативных — 10%. Следовательно, проведение органами власти массовой приватизации государственного и муниципального имущества заменило монополию на государственную собственность монополией на частную собственность на средства производства и результаты труда.

Таблица 1.1. Распределение показателей национального хозяйства по формам собственности, %

Рассмотренные виды структур национального хозяйства отражают его экономическое, социальное и территориальное деление, что имеет важное значение для выбора направлений государственной политики. Вместе с ним входящие в национальное хозяйство подразделения специфичны по целям деятельности, выполняемым функциям и другим признакам. Совокупность единиц, имеющих равнозначные целевые и функциональные признаки, может занимать большую часть в структуре национального хозяйства. Такие четко выраженные составные части называются секторами национального хозяйства.

Принято, прежде всего, выделять рыночный и нерыночный секторы. Первый обеспечивает внешний спрос на товары и услуги, второй — внутренние потребности производителей, производство не для обмена, без расчета на цену спроса. По форме собственности различают обобществленный и частный, государственный и негосударственный секторы; их соотношение характеризует социально-экономический уклад в обществе. В России в настоящее время утвердилась многоукладная экономика с преобладанием негосударственного частного сектора.

В зарубежной практике на основании национальных счетов выделяют секторы предприятий (производственных и финансовых), государственных учреждений, домашних хозяйств, внешних связей. Производственные предприятия и организации (всех форм собственности) производят товары и услуги в целях получения прибыли   или   преследуют   некоммерческие   цели.   Финансовые предприятия обеспечивают финансовое посредничество В сектор государственных учреждений входят органы власти разных уровней и ветвей и контролируемые ими некоммерческие организации Сектор домашних хозяйств выполняет функции концентрированного потребительского спроса. Внешний сектор включает международные организации, нерезидентов (расположены за пределами страны), посольства и другие организации, обеспечивающие внешнеэкономические и другие связи (рис. 1.1).

Необходимость выделения муниципального сектора обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления. Местное хозяйство является составным элементом национального, оно обслуживает сообщество людей на определенной территории или в каком-либо населенном пункте. Всякий объект базируется на местности, т.е. части территории с общностью каких-либо признаков (природных, исторических и т.д.). Организация и ведение хозяйства всегда в большей или меньшей степени опосредуются местными условиями. Промышленность и другие отрасли первоначально зарождаются как местные, т.е. для обслуживания местного населения, с использованием местного сырья.

Впоследствии рынок того или иного товара может расшириться вплоть до общенационального, но при этом принадлежность к конкретной местности не теряется со всеми вытекающими последствиями. Одновременно с местной промышленностью формируется и форма управления.

Предприятия и организации, обслуживающие преимущественно местное население, передаются в ведение местных властных и хозяйственных органов независимо от наличия центра координации развития местного хозяйства.

Для населения безразлично, какая организационная форма используется, важно, чтобы обслуживание было на должном уровне. Тем не менее, местное хозяйство стало объектом прежде всего местного самоуправления.

Вопрос 2. Понятие «муниципальный сектор»

Муниципальный сектор зарождается в совместном ведении хозяйства, управлении делами общины в интересах всех ее членов. Община, или местное сообщество, характеризуется общностью людей, территориальным  единством,  социальным  взаимодействием, чувством сопричастности и ответственности перед обществом. Местное сообщество есть продукт прежде всего гражданского общества, деятельности, инициативы людей, оно возникает снизу, естественным путем, хотя и становится также объектом государственного регулирования. Совместное проживание порождает коллективные потребности, интересы, удовлетворение которых и является функцией сообщества.

В хуторе из трех домов уже нужен старший, чтобы представлять и защищать интересы от имени всех. Он же ответит на вопрос, на что израсходованы деньги, собранные на общие нужды. У местного сообщества может не хватать ресурсов для решения задач, но есть право и желание участвовать в их решении.

Ни один человек не может представить свое существование вне конкретной территории, конкретной экономической и социальной среды.

Основной формой местных сообществ в современных условиях является муниципальное образование. Муниципальный сектор — это совокупность первичных (низовых) единиц — муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории.

Функционирование муниципальных образований свидетельствует, что наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные (муниципальные) интересы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения каждой территории. Интересы этих территориально обособленных частей рассматриваются как самостоятельные, имеющие государственное значение.

К основным признакам муниципального образования относятся:

• общность территории;

• наличие муниципальной собственности и местного бюджета;

• наличие органов управления.

Территория — это место расположения хозяйствующих субъектов, природно-экономического ресурсов, проживания населения. Все эти аспекты имеют значение для организации хозяйственной деятельности и управления. Территория муниципального образования формируется под воздействием состояния местной инфраструктуры, необходимости поддержания общественного правопорядка, использования ресурсов, характера расселения. Территориальная организация отражается в структуре управления.

Организационное построение муниципального образования включает функционирование производственных, обслуживающих, непроизводственных подразделений и структур управления.

В широком смысле слова это комплекс предприятий, организаций и учреждений, находящихся на данной территории, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности и участвующих в удовлетворении потребностей местного населения.

Следовательно, муниципальный сектор имеет две точки опоры: территорию муниципального образования и местное самоуправление. Это объект местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования, форма общественного хозяйствования, направленная на более полное использование социально-экономического потенциала территории, т.е. производство, распределение и использование продукции, работ, услуг.

Предприятия разных форм собственности здесь объединяет принадлежность к общей природной, демографической, экономической  среде,  социальной  инфраструктуре,  направленность деятельности с ориентацией на местный рынок.

В узком понимании муниципальный сектор представляется совокупностью хозяйствующих субъектов, имущество которых принадлежит местному самоуправлению на правах собственника. Организации и предприятия муниципальной собственности — это объект прямого, непосредственного управления со стороны муниципальных органов. Их права в отношении собственных предприятий ничем не отличаются от прав других собственников.   Регулирование деятельности предприятий других форм собственности на территории муниципальных образований регламентируется законодательством, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В границах муниципального образования местное самоуправление нацелено на развитие местного хозяйства (общественного, частного, личного подсобного), жилищно-коммунального обслуживания, социальной сферы, удовлетворение повседневных нужд людей. Оно влияет на уклад жизни на территории, в населенных пунктах, обеспечивая их жизнеспособность.

Повседневная жизнь людей на четыре пятых или больше зависит не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому — от местного самоуправления, направляющего ход жизни, через эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. Глубокое и детальное знание ситуации, непосредственная заинтересованность в успехе деятельности, развитие самодеятельности центру менее доступно или недоступно вообще. Это предопределяет более высокую эффективность использования средств, направляемых на общественные нужды через местные органы власти. Кроме того, в период радикальных перемен у местных сообществ появляется функция защиты от отрицательных последствий этих перемен.

Сказанное не означает, что социально-экономическая ситуация целиком зависит от того, как местная власть решает конкретные проблемы. Люди, конечно, обращаются прежде всего в местную власть. Но в силу ограниченности полномочий или возможностей местная власть может решить далеко не все проблемы. Местному самоуправлению не под силу решение такой, например, проблемы, как углубление социального расслоения общества. Даже творческая среда сама по себе не формируется, а ноу-хау требуют более широкого поля действия, чем местное самоуправление. Поэтому противопоставление местной и центральной власти непродуктивно. Такое противопоставление, завышенные требования к чистоте понятия приводят к отрицанию существования местного самоуправления.

Объективная необходимость муниципального сектора обусловлена прежде всего особым характером производимых им видов продукции и услуг и способом их предоставления населению, а также возможностью более рационального использования местных ресурсов. Муниципальный сектор производит или предоставляет общественные блага (продукция, работа, услуги). Потребитель не может их выбирать, присваивать и хранить индивидуально или мелкогрупповым способом; отсутствует связь их оплаты со спросом и предложением, они не подпадают под действие рыночного механизма в полной мере. Их предоставление не должно быть стихийным, игнорирующим принципы социальной справедливости.

В пределах социальных групп, классов такие блага потребляют практически в равной мере, отлучать от их потребления какие-либо слои социально опасно, поэтому они предоставляются по доступным ценам или бесплатно, что можно обеспечить лишь путем создания общественного специального фонда средств. Например, далеко не все могут купить автомобиль, поэтому нужен общественный транспорт. Общественные блага преобладают, в них нуждаются и предприятия, в том числе частные.

Даже если рынок может предоставить определенные виды общественных благ, это не остается вне поля зрения власти, которая обязана проводить определенную политику в сфере обеспечения потребностей в общественных благах, методах ее удовлетворения от имени населения.

Различают субъекты производства благ и субъекты их предоставления, а также централизованное и децентрализованное производство и предоставление общественных благ, каждое из них имеет положительные и отрицательные стороны (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Преимущества централизации и децентрализации производства общественных благ.

Централизованное производство

Децентрализованное производство

Экономия на масштабе. Для некоторых общественных благ увеличение численности их потребителей приводит к снижению издержек производства в расчете на одного потребителя.

Регулирование внешних эффектов (экстерналий). При предоставлении общественных благ на локальном уровне не учитываются обусловленные ими внешние эффекты (как положительные, так и отрицательные), т.е. не принимаются в расчет все выгоды или издержки производства. Это приводит к перепроизводству или недопроизводству общественных благ и неэффективному распределению ресурсов.

Предотвращения «экспорта проблем» и «импорта выгод». Производители общественных благ локального уровня могут предумышленно создавать условия, улучшающие положение данного локального сообщества за счет ухудшения положения других сообществ (это преимущество централизации отличается от предыдущего именно предумышленным характером действий местных властей).

Стандартизация качества благ. На централизованном уровне легче устанавливать и воплощать в жизнь единые стандарты качества общественных благ. Предыдущие аргументы в пользу централизации были продиктованы соображениями эффективности, тогда как этот аргумент, связанный с критерием равенства, не бесспорен. В то же время при наличии централизованных минимальных стандартов качества услуг региональные власти могут предоставлять их самостоятельно.

Различия во вкусах. Чем меньше территориальная единица, тем более однородны в среднем предпочтения людей, живущих на этой территории. Местные власти могут предложить населению общественные блага, в большей степени соответствующие их предпочтениям.

Доступ к информации. Информация о локальных потребностях в общественных благах более доступна местным органам власти, затраты на ее получение ниже. Например, потребность территории в общественных школах проще определить на локальном уровне.

Стимулирование межрегиональной конкуренции. В случае крайней неудовлетворенности политикой местных властей, в том числе в области производства общественных благ, жители данной территории могут прибегнуть к «голосованию ногами», проигнорировать выборы. Миграция населения из региона может создать стимулы для осуществления более эффективной политики.

Возможность экспериментирования в локальных масштабах. Некоторые затруднения вызывает определение того, каков наилучший способ предоставления конкурентного общественного блага и существует ли он вообще. Наличие у региональных и местных органов власти права самостоятельно вырабатывать политику позволяет проверить разные подходы и сравнить результаты.

Теоретически любое общественно значимое благо можно предоставлять населению централизованно. Однако общественные блага в разной степени пригодны для централизации и децентрализации их предоставления. Основным критерием здесь является ареал их доступности потребителям на данной территории и за ее пределами.

При централизации многие предпочтения людей остаются незамеченными, нереализованными, тем более что потребности быстро меняются и различаются по регионам.

На местном уровне можно полнее использовать ограниченные ресурсы для реализации потребностей. Децентрализованное производство и предоставление локализуются в основном на данной территории, их финансирование осуществляется преимущественно тоже децентрализовано, в том числе за счет проживающих на этой территории.

Чем больший ареал потребителей может воспользоваться данным видом общественных благ, тем меньше этот вид пригоден для децентрализованного предоставления (табл. 1.3). И наоборот, предметами местного ведения должны быть общественные блага, предоставление которых имеет пространственные ограничения.

При удовлетворении потребности в общественных благах местные органы берут ответственность за их предоставление различными способами, т.е. не обязательно путем организации собственного производства. Поэтому масштабы и роль муниципального сектора выходят далеко за границы производства материальных и нематериальных благ

Производство и предоставление общественных благ муниципальным сектором предопределяются законодательством о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. Предметы ведения и полномочия муниципальных органов отражаются в перечне вопросов местного значения. Они различаются степенью конкретизации, могут проявляться в форме только создания условий или организации, содержания, развития учреждений.

Муниципальный сектор тесно связан с социальной экономической и политической системами общества, выполняет общественно необходимые функции, а общество тратит на его развитие средства, в том числе из государственного бюджета. Социальные задачи включают создание нормальных условий жизни в широком смысле (жилье, коммунальные услуги, транспорт, связь, дошкольное воспитание, здравоохранение, культурное обслуживание, торговля, быт, благоустройство). Экономические задачи решаются с позиций обеспечения социальной стабильности, эффективной занятости, расширения налоговой базы. Решение политических задач должно гарантировать народовластие, соблюдение демократических процедур, поддержание баланса власти и бизнеса Политические функции не укладываются в содержание деятельности, границы права. Но от того, как они выполняются на месте, зависит авторитет всех уровней и ветвей власти в стране.

В целом муниципальный сектор представляет собой социальный организм с соответствующим ему механизмом хозяйствования. В рамках муниципального сектора хозяйствующие субъекты имеют полное или преимущественное сходство по предметам деятельности, формам собственности, управления, регулирования. Предмет деятельности — производство и оказание социальных услуг, форма собственности — общественная или частная, регулируемая от имени сообщества, управление — местное (местное самоуправление).

Роль муниципального сектора в социально-экономическом развитии страны трудно выразить количественными показателями. Это связано с тем, что Минэкономразвития РФ планирует развитие муниципального сектора по объектам лишь муниципальной собственности.

В отличие от валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП) статистические органы не исчисляют валовой муниципальный продукт (ВМП). Его можно определить как сумму добавленной стоимости или конечного продукта муниципального сектора, а также по доходам (оплата наемных работников предприятий и организаций муниципального сектора, чистые налоги на производство, валовая прибыль). По конечному использованию ВМП есть потребление домашних хозяйств и валовое накопление, в том числе основного капитала. При расчете по отдельно взятым муниципальным образованиям учитываются межрегиональные материальные и денежные потоки (сальдо ввоз-вывоз).

В муниципальном секторе занято почти 25% экономически активного населения, на его долю приходится около 5% инвестиций в основной капитал, 2,5% розничного товарооборота, 1% строительно-монтажных работ по договорам подряда. Социальные обязательства местных бюджетов составляют около 8% ВВП.

В консолидированных бюджетах субъектов РФ доля муниципальных образований хотя и снижается, но остается весьма существенной как в производстве, так и в социальном обслуживании (табл. 1.4).

В структуре расходов местных бюджетов почти 70% приходится на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство. Это основные отрасли муниципальной экономики и социальной сферы.

До начала реформирования местного самоуправления численность муниципальных образований составляла 12 215 единиц, в том числе в 625 городах, 1404 районах, 516 поселках, 9314 сельских округах, 203 сельских населенных пунктах, 153 городских районах и округах.

Муниципальная собственность имеется в 11 160 муниципальных образованиях, а муниципальные предприятия — в 4917 муниципальных образованиях, муниципальные нежилые помещения — в 8510. Муниципальные учреждения имеются: образовательные — в 8792 муниципальных образованиях, здравоохранения — в 7916, культуры и спорта — в 7950.

Не имеют основных объектов муниципальной собственности (жилищного фонда, коммунальных объектов, учреждений образования, здравоохранения и т.д.) в основном сельсоветы, поселки, города районного значения.

Вопрос 3. Ресурсы муниципального сектора

Социально-экономическое развитие муниципального сектора требует разнообразных ресурсов. Их совокупность формирует потенциал каждого муниципального образования. Объем ресурсов ограничен территорией муниципального образования. Юрисдикция муниципального образования распространяется на все составляющие ресурсов в рамках его полномочий и компетенции.

Ресурсы делятся на федеральные, региональные, местные. На конкретной территории могут находиться как ресурсы, используемые федеральной и региональной властями вследствие их значения для обеспечения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используемые муниципалитетами. Отдельные территории имеют природные ресурсы — запасы полезных ископаемых, в том числе редких, у других таких доходных ресурсов меньше или вовсе нет. При закреплении ресурсов за уровнями власти руководствуются принципами обеспечения их достаточности по объему для выполнения полномочий, эффективностью использования на том или ином уровне власти.

Природные ресурсы. Земля — это, прежде всего территория для размещения населения и производства (независимо от форм собственности и целевого назначения). Границы территорий муниципальных образований устанавливаются органами власти субъекта РФ с учетом исторических границ мест их компактного проживания и не могут быть изменены без учета мнения населения.

Зонирование территории — выделение зон жилищной застройки, промышленно-складских, рекреационных и резервных — определяется градостроительной документацией, генеральными планами городов и поселков.

В соответствии с Законом «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. местное самоуправление наделено полномочиями по предоставлению и изъятию земельных участков, регистрации прав на землю, организации ведения земельного кадастра, планированию использования земель и т.д.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. За муниципальными образованиями признается право на земельную собственность как одно из условий экономической самостоятельности.

В Земельном кодексе РФ закреплены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений: «изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель».

Право собственности может быть реализовано только после того, когда специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям подготовит перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, а Правительство эти перечни утвердит.

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом «О разграничении государственной собственности на землю» №101-ФЗ от 17 июля 2001 г., а именно:

• земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

• земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения, природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, или под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

• земли запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Чтобы муниципальные образования стали собственниками своих земель, необходим не только федеральный закон, но и закон субъекта РФ, закрепляющий эти права на местах, так как земельный вопрос находится в совместном ведении государственных органов и субъектов РФ.

Земли под приватизированным имуществом не могут быть муниципальными. По данным Конгресса муниципальных образований РФ только 20% городских земель может быть передано в муниципальную собственность. В основном это земли под муниципальным жилым фондом, объектами социально-культурного назначения, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства.

Природные ресурсы приносят ренту, т.е. доход сверх среднего уровня. Природную ренту от нефти и газа целесообразно аккумулировать на федеральном уровне, чтобы обеспечить контроль за финансовыми потоками при экспортных сделках. Плату за землю рациональнее направлять в муниципальные бюджеты, поскольку только органы местного самоуправления могут эффективно контролировать эти платежи. Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования ресурсных возможностей.

Трудовые ресурсы. Демографические процессы в узком понимании охватывают воспроизводство народонаселения: естественное движение населения (рождаемость, смертность, браки, вдовство, разводы) и миграцию.

Экономическим ресурсом и фактором производства служат трудовые ресурсы, которые выделяются  из общей численности населения.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, способного участвовать в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда или «запас» рабочей силы, которым располагает общество для осуществления материального и духовного производства. При выделении трудовых ресурсов из общей численности населения используют критерий «трудоспособный возраст», границы которого подвижны и зависят от социальных и экономических условий развития общества. В настоящее время в России установлены границы этого критерия: для женщин 16—55 лет, для мужчин 16—60 лет.

Количество и качество трудовых ресурсов определяется закономерностями динамики народонаселения и эффективностью демографической политики государства.

В настоящее время в РФ сложилась крайне неблагоприятная ситуация в области воспроизводства населения, которая может быть охарактеризована как затянувшийся демографический кризис, ведущий к необратимым негативным последствиям. С 1992 г. в России смертность населения превышает рождаемость, в результате происходит естественная убыль населения.

Наиболее негативной особенностью современного демографического кризиса России является беспрецедентно высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 4 раза превышает смертность женщин. И на первое место вышла смертность по неестественным причинам: из-за несчастных случаев, травм, убийств, самоубийств.

Рост смертности в трудоспособном возрасте и повышенная смертность мужчин ведут к увеличению численности вдов и несовершеннолетних сирот, преобладанию в старших возрастных группах населения одиноких женщин.

Снижение рождаемости наблюдалось в России с начала XX в. Несколько раз ее сокращение носило острый, кризисный характер, связанный с острейшими социальными потрясениями. Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войнами.

Четвертое снижение рождаемости наблюдалось в 1960-е годы; оно объясняется «эхом войны» — низкой рождаемостью девочек в период Великой Отечественной войны, а также массовым вовлечением женщин в сферу наемного труда. К тому же с начала 1960-х годов началось суженное воспроизводство населения (поколения детей становились меньше поколений родителей).

Последнее (пятое) кризисное сокращение рождаемости наблюдается с начала 1990-х годов. С этого времени массовая двухдетная модель семьи заменяется массовой однодетной при росте числа бездетных семей. Демографы объясняют это падение рождаемости уменьшением численности женщин в наиболее фертильных возрастах (второе «эхо войны»), продолжением общемировой тенденции демографического перехода (долговременным снижением рождаемости и смертности и ростом продолжительности жизни) и началом в России второго демографического перехода.

Теория второго демографического перехода объясняет снижение рождаемости в странах Западной Европы во второй половине XX в. качественными сдвигами в институте семьи и брака: ослаблением института семьи, ростом числа разводов, увеличением числа «пробных», нерегистрируемых браков и внебрачной рождаемости, падением ценности детей в системе материальных ценностей и др. В России с 1990-х годов действуют и другие неблагоприятные факторы, связанные с экономической и социальной политикой государства.

Переход к рыночной экономике привел к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне, социальной дезориентации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Усиливается неоправданная поляризация общества, значительны масштабы бедности, снижаются уровни государственных социальных гарантий. Большая часть семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семьи от нищеты и лишений. Ухудшается структура и качество питания большинства семей, снижаются доступность и качество услуг здравоохранения, образования, культуры, отдыха, физической культуры и спорта. Острой проблемой стала доступность дошкольного образования, в первую очередь из-за сокращения числа детских садов, а также из-за перепрофилирования детских учреждений.

Для поддержания необходимой численности населения потребуется проведение социально ориентированной экономической и активной семейной, демографической и иммиграционной политики, направленной на снижение смертности и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, и создание условий для закрепления мигрантов в России. Деятельность органов местной власти должна быть направлена на создание благо-приятных  условий   проживания,   лечения,   обучения  населения. Структура  локализованных  потребностей   населения  определяет состав отраслей непроизводственной сферы, предприятия и объекты которой должны быть сконцентрированы на территории муниципального образования.

Даже при коренном улучшении материального положения семей, обеспечении наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания детей, при активной иммиграционной политике вряд ли удастся вернуться к двухдетной семье в массовых масштабах и нулевому приросту населения.

По прогнозу Федеральной службы государственной статистики при ожидаемом общем сокращении численности населения страны численность населения трудоспособного возраста и его доля во всем населении будут увеличиваться вплоть до 2006 г. и составят соответственно 89,8 млн человек и 63,6%. Это временное явление обусловлено особенностями воспроизводства населения в 1980-е годы когда наблюдалась очередная волна повышения рождаемости в результате проведения активной демографической политики.

С 2006 г. по всем вариантам прогноза неизбежно сокращение численности населения трудоспособного возраста. К 2016 г. прогнозируется всего 80,4 млн человек трудоспособного возраста (59,9% всего населения), т.е. в целом за период с 2006 по 2016 г. сокращение составит 9,7 млн человек. Еще более негативные изменения ожидаются в структуре населения моложе и старше трудоспособного возраста. Численность детей, по прогнозам, будет постоянно сокращаться с 27,9 млн человек в 2001 г. до 20,6 млн в 2016 г., а пожилых — вырастет с 29,9 млн до 33,4 млн за этот же период. Это означает сокращение численности населения в целом, особенно его трудоспособной части, и рост числа пенсионеров в последующие годы.

Этот прогноз составлен с учетом благоприятных для России тенденций миграционного движения населения. За 1990-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн человек. Своим составом иммигранты способствовали омоложению населения России. В перспективе прогнозируется имиграция еще примерно 4 млн человек.

Таким образом, в начале XX в. социально-экономическое развитие России будет проходить в условиях недостаточного демографического потенциала населения. Дефицит населения — это объективная реальность, которую необходимо учитывать в муниципальной политике.

Производственно-финансовый потенциал. Муниципальный сектор обеспечивает производственное и социальное обслуживание местного населения, используя для этого потенциал предприятий и учреждений. Направленность их деятельности соответствует отраслевой структуре городского и сельского хозяйства, которая включает следующие основные подразделения:

• электрические и тепловые сети;

• водоснабжение и водоотведение;

• ремонт и содержание дорог;

• транспортное обслуживание;

• спецавтобазы по вывозу мусора;

• жилищное хозяйство (ремонт и техобслуживание);

• общественное питание (в том числе обслуживание школ, больниц, детских дошкольных учреждений);

• торговая сеть (магазины, рынки);

• предприятия ритуальных услуг;

• заказчик строительства;

• сектор обмена и продажи жилой площади.

Муниципальные образования, будучи учредителями муниципальных учреждений и унитарных предприятий, заинтересованы в том, чтобы эти предприятия, с одной стороны, выполняли определенные функции, необходимые для населения, а с другой — приносили доходы в бюджет.

Социальные, некоммерческие задачи находятся в ведении муниципальной власти. Если то или иное муниципальное предприятие должно участвовать в решении социальных задач, требующих расходов, муниципальные власти должны выдать предприятию муниципальный заказ на сумму, компенсирующую его расходы на выполнение социальных функций. С учетом суммы по муниципальному заказу у предприятия должна быть прибыль Предприятиям коммунальной инфраструктуры (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение, ремонт и содержание дорог и др.) при необходимости выдаются дотации.

Социальная инфраструктура — школы, больницы, объекты культуры и др. — представляет собой материальную основу предоставления услуг, оплачиваемых не самим населением, а местными бюджетами т.е. не приносящих дохода муниципальным образованиям. Поэтому они не могут рассматриваться как экономическая база местного самоуправления. Социальная инфраструктура требует от органов местного самоуправления постоянных и значительных финансовых затрат, необходимых для самого существования и функционирования этих объектов. При этом налагаются принципиально важные ограничения, обусловленные конституционными гарантиями бесплатности предоставления определенных видов услуг и законодательными нормами льготного обслуживания ряда категорий населения или работников.

Однако проводимые в настоящее время социальные реформы предусматривают увеличение платности социальных услуг, расширение круга социальных объектов, работающих на самоокупаемости. Наиболее заметна такая тенденция в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Расширенное воспроизводство в муниципальном секторе осуществляется в основном посредством инвестиций в социальную сферу. Доля инвестиций в основной капитал муниципального сектора в общем объеме инвестиций субъектов РФ составляет 4—5%. Порядка 60—70% всего их объема направляется на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций — 40—50% — вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20—25% — в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере — образовательные и медицинские учреждения. В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на ре-конструкцию и строительство очистных сооружений и предприятий по утилизации бытового мусора. Инвестиции по транспортной отрасли в основном идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта.

Основным приоритетом инвестиционной политики является реализация программных мероприятий, входящих в состав федеральной целевой программы «Жилище» и соответствующих ей региональных жилищных программ, а также программ благоустройства, водоснабжения и газификации муниципальных образований. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, связанные с ростом объема инвестиций, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности. Инвестирование ограничено ресурсами бюджетной сферы и, следовательно, развитие отраслей за счет привлечения средств инвесторов малоперспективно. Недостаточная инвестиционная активность населения связана в основном с ухудшением структуры потребления и снижением накоплений

Заем средств связан с коммерческими рисками и поэтому используется редко. Органы местной власти не могут рисковать средствами населения.

Правовые ресурсы. Источником правового ресурса служат муниципальное право, нормативно-правовые акты, которые наделяют муниципальные образования полномочиями в экономической и социальной сферах. Они подразделяются на три уровня: федеральный, региональный, местный.

На федеральном уровне важным источником муниципального права служат федеральные законы:

1) специально регулирующие вопросы организации и функционирования местного самоуправления;

2) составляющие законодательную основу других отраслей права (жилищного, налогового, земельного, экологического и т.д.), но в той или иной мере затрагивающие вопросы местного самоуправления.

К основным законам относятся:

•    Федеральный закон (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления» №154-ФЗ от 28 августа 1995 г (отдельные статьи действуют до 2009 г.);

• Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-Ф3 от 6 октября 2003 г. (частично введен в действие с 2006 г., а по отдельным статьям — с 2009 г);

• Гражданский кодекс РФ;

• Бюджетный кодекс РФ;

• Налоговый кодекс РФ;

• Земельный кодекс РФ;

• Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» №101-ФЗ от 17 июля 2001 г.;

• Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24 июля 2002 г.

К источникам муниципального права также относятся федеральные подзаконные акты. В их числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти. Также к источникам муниципального права относятся постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Конституционного Суда.

На региональном уровне источниками муниципального права служат нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления и др.

В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, областных администраций, других органов исполнительной власти субъектов РФ, а также решения судов.

На местном уровне источниками муниципального права служат уставы муниципальных образований, нормативные акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления Местное самоуправление не выходит за рамки своей компетенции ни в правовое поле органов государственной власти, ни в сферу прав физических и юридических лиц, решает вопросы местного значения и исполняет делегированные государственными органами полномочия.

Вопрос 4. Функционирование муниципального сектора

Муниципальный сектор складывается из предприятий и учреждений разных форм собственности и разной отраслевой принадлежности. Для городских муниципалитетов характерна индустриальная структура хозяйства. В поселках городского типа и малых городах сложилась моноотраслевая структура хозяйства; как правило, в них находится одно градообразующее предприятие В крупных муниципалитетах сформированы многоотраслевые хозяйственные комплексы, часто с набором взаимосвязанных предприятий.

В крупнейших городах в настоящее время идет активный процесс формирования постиндустриальной структуры хозяйства. Градообразующую базу составляют деятельность сервисных предприятий, управленческая, торгово-распределительная, финансово-банковская. В сельской местности формируются аграрные и агроиндустриальные компании.

Муниципальные образования развиваются как открытые социально-экономические системы; для них характерно комплексное развитие, чтобы как можно полнее использовать ресурсы (природные, трудовые, научно-технические, производственные и прочие) и возможности, имеющиеся на их территории. Нередко средства предприятий и местных бюджетов объединяются. Кооперация способствует более рациональному их использованию, быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств.

Предприятия берут на себя прокладку и содержание дорог и тротуаров вдоль своих объектов, освещение и озеленение прилегающих к ним территорий, ремонт транспортных, водопроводно-канализационных и других коммуникаций. Для координации такой работы созданы советы директоров предприятий, на которых решается вопрос о вкладе каждого предприятия в финансирование общепоселенческих мероприятий.

По эффективности функционирования и влиянию на население выделяются три типа территорий.

Муниципалитеты с генерирующими способностями — это города-новостройки (в условиях экономического кризиса их число резко сократилось), расположенные в районах активного экономического развития (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, район Курской магнитной аномалии и др.) и крупнейшие города, в первую очередь Москва, которые активно перестраивают свою экономику с индустриальной на постиндустриальную. В муниципалитетах, расположенных на территориях с высокими генерирующими возможностями, происходит существенный рост населения (табл. 1.6).

Муниципалитеты с поглощающими способностями не изменяют своих внешних границ и структуру хозяйства, но, опираясь на имеющийся потенциал, притягивают население и стабильно развиваются. К числу таких муниципалитетов относится большинство центров субъектов РФ и промышленных центров с устойчиво развивающимися отраслями экономики (электроэнергетика, металлургия, ряд отраслей машиностроения и др.).

Муниципалитеты с отталкивающими способностями переживают экономический кризис, на их территории происходит свертывание хозяйственной деятельности и наблюдается существенный отток населения. Муниципалитеты этого типа расположены в зоне Крайнего Севера, местах добычи угля, размещения предприятий легкой промышленности, в сельской местности.

Муниципалитеты существенно различаются по уровню социально-экономического развития. Разница между субъектами РФ по производству валового регионального продукта на душу населения превышает 23,6 раза. Максимального значения в 2001 г. этот показатель достиг в Тюменской области и превысил 252 тыс. руб., а минимальной) — в республике Ингушетия, в которой он составил только 10,7/тыс. руб. Максимальный уровень средней заработной платы в 2002 г. наблюдался в Ямало-Ненецком автономном округе, он превысил 15 тыс. руб., а минимальный в Дагестане — 1,8 тыс. руб. Разница превышает 8 раз. Внутри отдельных субъектов РФ между муниципалитетами также наблюдаются существенные различия. Во Владимирской области среднемесячная заработная плата составляет 3,2 тыс. руб., однако в г. Владимире она превышает 4 тыс. руб., а в Меленковском районе только 2,2 тыс., или в 1,8 раза меньше.

Функционирование   муниципальных   образований   находится под воздействием ряда факторов. Совокупность факторов и условий предопределяет структуру и уровень развития хозяйства. Так, при переходе на рыночные отношения природные условия, географическое положение существенно повлияли на развитие территорий. С начала 1990-х годов происходило свертывание хозяйства в районах с экстремальными природными условиями, особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В условиях рыночной экономики многие производства оказались в этих регионах малоэффективными для частного капитала. Шли процессы сворачивания производства в Печорском угольном бассейне, Норильском промышленном узле, в республике Саха (Якутии), Чукотском автономном округе с предприятиями горнодобывающей промышленности. Более благоприятные предпосылки для развития имели муниципалитеты с узловым транспортно-географическим положением, крупные города, муниципалитеты в приморских зонах. Активно развивалось хозяйство муниципальных образований, расположенных на побережьях Черного моря и Финского залива, в приграничных муниципалитетах,  особенно на внешних границах с новыми соседями. В приграничных муниципалитетах с развитой инфраструктурой формировались свободные экономические зоны. Они становились своеобразными «точками роста» и способствовали развитию близлежащих муниципальных образований.

Глубинное, периферийное и окраинное транспортно-географическое положение сдерживало развитие хозяйственных комплексов муниципальных образований.

Сложные проблемы возникли в местах добычи полезных ископаемых, которые относились к исчерпаемым ресурсам. При истощении сырьевой базы в муниципальных образованиях остро встали проблемы занятости, использования трудовых ресурсов и сложившейся инфраструктуры.

Не лучше экономическая и социальная ситуация в «текстильных» поселениях Центральной части России, значительной части «угольных» поселков, в поселениях, связанных с лесозаготовкой и деревообработкой.

Особое беспокойство вызывают поселения с преобладанием или со значительной долей объектов ВПК, закрытые научные центры. Следствием кризиса в таких поселениях стала деградация уникальных научно-производственных коллективов, восстановить которые крайне трудно.

В небольших поселениях с узкой, нередко односторонней специализацией хозяйства, представленной одним-тремя предприятиями, на которых занята преобладающая часть трудоспособного населения, падение производства или его остановка приводят практически к параличу жизни поселения. Низкие доходы не позволяют поддерживать даже минимальный уровень жизни, существенно ухудшается ситуация с пенсионерами и другими категориями нетрудоспособного населения, которым ранее предприятия оказывали реальную помощь.

Предприятия горнодобывающей, топливной, металлургической, химической и лесной промышленности, сельского хозяйства, транспорта взаимодействуют с природной средой. В муниципалитетах, где они размещаются, остро стоят экологические проблемы и проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования.

Развитие промышленности, городов увеличивает нагрузку на инженерные сети, коммуникации, требует увеличения эксплуатационных и капитальных затрат на объекты производственной и социальной инфраструктуры. Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, тепло-трассы, водопровод, коммуникации и сети газо- и нефтепроводов, ирригационные системы. В состав социальной инфраструктуры включают: пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу культурно-бытового обслуживания и т.п. Предприятия инфраструктуры в процессе функционирования обслуживают хозяйственные комплексы и население независимо от ведомственной подчиненности.

В условиях рыночных отношений многие предприятия в целях повышения конкурентоспособности перестают заниматься проблемами социальной сферы, а местные органы власти не располагают необходимыми средствами для ее развития. В муниципальной собственности остались прежде всего экономически слабые предприятия, с технически устаревшим оборудованием. Но они остаются жизненно важными, необходимыми элементами для функционирования муниципального образования. От их развития и состояния в значительной степени зависит уровень жизни населения на территории того или иного муниципалитета. Особенно это относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и озеленения, здравоохранения, образования и культуры.

Главными проблемами муниципального сектора остаются занятость, уровень бедности населения, проблемы экологии. Их нерешенность ведет к тому, что во многих поселениях ухудшается морально-психологический климат: взрослое население теряет устойчивую жизненную перспективу, для молодежи сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков — возможность рационального использования свободного времени.

В качестве главного ресурса развития муниципального сектора местные власти традиционно рассматривают лишь межбюджетные отношения. Это означает, что перспективы ставятся в исключительную зависимость от порядка распределения бюджетных денег при отсутствии финансовой самостоятельности муниципального образования.

Более оправдан поиск источников развития муниципального сектора с опорой не только на бюджетную сферу, но также на все прочие ресурсы, которыми он располагает, — природные, материальные, финансовые, кадровые и др.

Эффективность развития того или иного местного сообщества прежде всего зависит от предприятий промышленности и сельского хозяйства, расположенных на конкретной территории. Падение производства непосредственно ведет к снижению занятости населения, сокращению уровня жизни, ухудшению состояния социальной и инженерной инфраструктуры данного поселения, изменению морально-психологического климата.

Предприятия промышленности и сельского хозяйства участвуют в формировании местных бюджетов, которые являются составной частью финансового обеспечения, развития и содержания производственной и социальной инфраструктуры. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, служит их прибыль. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. За счет этих фондов предприятия имеют возможность удовлетворять потребности работников в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.

Важно полнее использовать научно-исследовательский потенциал. Высоким уровнем развития науки отличаются прежде всего крупные и крупнейшие города, особенно велика концентрация научных кадров в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Уфе, Воронеже и др. Центрами наукоемких производств становятся муниципалитеты наукоградов и закрытых административно-территориальных образований; их хозяйственные комплексы имеют свою специфику.

Развитие может быть успешным при согласованном взаимодействии всех структур муниципального образования и признании непременной ее доминантой социальной направленности, способности выполнять свои экономические и финансовые функции, активно адаптируясь к изменяющейся конъюнктуре в условиях негативного воздействия внешних и внутренних факторов.

Развитие деловой инфраструктуры способно приносить существенно больший эффект, чем дотации убыточным предприятиям. Эти задачи можно решить в рамках комплексной программы развития, назначение которой — улучшение общественной сферы в широком смысле слова. К ее реализации нужно привлечь само население, дать ему возможность непосредственно участвовать в определении направлений развития муниципального образования. Администрация должна быть постоянно озабочена разработкой предложений по вовлечению всего сообщества в осуществление социального прогресса.

В решении ряда хозяйственных и природоохранных вопросов муниципалитеты взаимодействуют и кооперируются между собой, организуя ассоциации. Кооперативное движение наиболее активно развивается в сельской местности. В условиях развития фермерских (крестьянских) и личных подсобных хозяйств появляется необходимость в их коллективном обслуживании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69914. Расчет ускорения свободного падения при помощи оборотного и математического маятников 287.5 KB
  Цель работы: экспериментально определить ускорение свободного падения с помощью физического и математического маятников. Оборудование и принадлежности: установка с физическим и математическим маятником, секундомер, линейка с миллиметровыми делениями.
69915. Исследование и расчет однофазных цепей синусоидального тока 84 KB
  Цель работы: Определение параметров последовательной схемы замещения приемников энергии. Экспериментальное исследование и расчет цепей однофазного синусоидального тока с последовательным, параллельным и смешанным соединением приемников.
69916. Основные требования, предъявляемые к конструкции деталей машин 95.5 KB
  Основные требования предъявляемые к конструкции деталей машин Совершенство конструкции детали оценивают по ее надежности и экономичности. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин Для того чтобы быть надежными детали прежде всего должны быть работоспособными...
69918. Постиндустриальное общество, информационная революция, глобализация и международные отношения 43.56 KB
  В сфере производства формирование международных интегрированных производств на базе транснациональных корпораций. Основной характеристикой международных отношений с момента их исторического возникновения является постоянная трансформация.
69919. Предмет и задачи информатики 102 KB
  Наскальная живопись клинопись устная речь музыкальные звуки нотные знаки для их записи алфавит телеграф радио телефон телевидение компьютеры вот лишь некоторые звенья цепи попыток совершенствовать способы получения сохранения обработки и передачи информации.
69920. История как наука 63.5 KB
  Историческая наука: предмет особенности функции. Историческая наука: предмет особенности функции. Предмет исторической науки прошлое человеческого общества Особенности исторической науки: гуманитарная наука субъективность исторического знания тесная связь истории с политикой...