30216

Психологические особенности, располагающие личность при расторжении брака к девиациям

Дипломная

Психология и эзотерика

Он позволяет достаточно глубоко проанализировать и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности структуру личности систему правовых норм и характер их взаимодействия а также дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить его значимые свойства.1 В этой связи актуальность нашей темы состоит в необходимости изучения самого феномена развода а также особенностей личности которые раполагают к девиациям. В юридической психологии представляется весьма продуктивным исследование...

Русский

2013-08-23

531.5 KB

2 чел.

тема: Психологические особенности, располагающие личность при расторжении брака к девиациям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, РАСПОЛАГАЮЩИЕ  ЛИЧНОСТЬ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА К ДЕВИАЦИЯМ.

  1.  Развод как социально-психологическое явление и его последствия. 
    1.  Понятие девиантного поведения и его типологии. Психологические особенности, располагающие личность к девиациям.
    2.  Развод как трудная жизненная ситуация, располагающая к девиациям.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, РАСПОЛАГАЮЩИХ  ЛИЧНОСТЬ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА К ДЕВИАЦИЯМ.

2.1. Описание метода исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время изучение семейных отношений приобретает всё большую и большую актуальность. Это связано с возрастающим числом разводов. По оценкам специалистов сейчас распадается каждый второй брак. Расторжение брака отрицательно сказывается на состоянии общества и участников. Развод – это трудная жизненная ситуация, которая зачастую может подтолкнуть бывшего супруга к девиантному поведению или способствовать углублению девиаций. Задача специалистов, столкнувшихся с этой ситуацией – оказать необходимую помощь и способствовать уменьшению негативных последствий.

С точки зрения юридической психологии в данной ситуации очень важен системный подход, сочетающий как психологические, так и юридические методы. Он позволяет достаточно глубоко проанализировать и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуру личности, систему правовых норм и характер их взаимодействия, а также дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить его значимые свойства.1

В этой связи актуальность нашей темы состоит в необходимости изучения самого феномена развода, а также особенностей личности, которые раполагают к девиациям. Изучение этих особенностей будет способствовать пониманию процесса. И того как можно изменить течение ситуации чтобы не допустить девиаций, влекущих нарушение норм общественного порядка и ущерб психологическому здоровью всех вовлеченных участников. В юридической психологии представляется весьма продуктивным исследование психологических закономерностей поведения личности, которое имеет правовые последствия в проблемной ситуации. Это эффективно для изучения психологических закономерностей правопослушного поведения, для выяснения механизмов противоправного поведения и различных его последствий.

Цель исследования: выявить психологические особенности, располагающие личность при расторжении брака к девиациям.

Объект исследования –личность супруга при расторжении брака.

Предмет исследованияПсихологические особенности, располагающие  личность при расторжении брака к девиациям.

Задачи исследования:

  •  Провести анализ психологической литературы по обозначенной тематике.
  •  Рассмотреть феномены девиации, расторжения брака, трудной жизненой ситуации,создающей условия для девиаций.
  •  Провести исследование взаимосвязи психологических особенностей и девиаций.
  •   Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Гипотезы исследования:

1. Личность при расторжения брака может быть подвергнута девиациям в виду трудной жизненной ситуации.

2. Девиация после разрыва брачных отношений является сценарным повторением  родительских отношений в семье.

Методы исследования:

  •  Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  •  Тестирование (Шкала самооценки уровня тревожности. Авт. Ч.Д. Спилбергер, адапт.Ю Л. Ханин; "Самооценка психических состояний" Айзенка; Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко); Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев)), опрос (беседа).
  •  Беседа, анкетирование, наблюдение.
  •  Математические методы: U- критерий Манна Уитни, тест по критерию Хи-квадрат.

Новизна исследования:

Иследование особеностей личности при девиации в ситуации развода дает новый материал к пониманию самого процеса расторжения брака и пониманию причин девиаций в этом случае. Рекомендации для юристов и психологов, которые работают с личностью при разводе будут способствовать уменьшению напряженности и устранению девиаций. Разработка данного направления является важным и актуальным для развития юридической психологии и системного подхода в целом.

Практическая значимость:

Данные нашего исследования указывают особенности личности, на которые следует обратить внимание в семейных отношениях. При разводе можно ожидать девиаций от личностей с определенным набором черт. Зная эти черты, юрист или психолог, работающий с супругами, может прогнозировать развитие ситуации и давать рекомендации в целях уменьшения или исключения девиаций. Полученные нами результаты позволят более эффективно изучать закономерности противоправного поведения и влиять на ход событий и последствий противоправных деяний.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, РАСПОЛАГАЮЩИЕ  ЛИЧНОСТЬ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА К ДЕВИАЦИЯМ.

  1.  Развод как социально-психологическое явление и его последствия.

Развод – это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод – это результат кризисного развития отношений супружеской пары.2

В представлении многих специалистов развод, вынужденный или добровольный, какими бы внешними причинами он ни был вызван,  и какими бы законами ни регулировался, в социальном плане является не событием, а процессом. Этот процесс начинается тогда, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда доходит до установления самостоятельного (индивидуального для каждого) стиля жизни. Развод в юридическом смысле представляет собой лишь часть более широкого процесса, который состоит из двух основных стадий: стадии решения и стадии реструктуризации. Первая стадия заканчивается принятием решения о разводе. Вторая стадия складывается из пяти отдельных процессов, протекающих по большей части параллельно. К ним относятся эмоциональный, правовой, экономический, родительский и общественный аспекты развода. Заканчивается этот процесс достижением независимости от бывшего супруга и бывшей семьи, при этом важным является достижение должного уровня сотрудничества бывших брачных партнеров в вопросах материального обеспечения и воспитания детей, которые живут с одним из них.

Чешский психотерапевт С. Кратховил, исходя из практического опыта оказания консультационной или терапевтической помощи разводящимся супругам, разделил развод на три периода: предразводныйпериод;период развода; послеразводный период. Предразводный период характеризуется тем, что супруги пока не пришли к окончательному решению о расторжении брака, поэтому еще можно предупредить подачу заявления на развод или взять его назад, если оно уже подано. В этом случае возможен временный кризис, который еще можно преодолеть. Поэтому очень важно раскрыть перспективы удовлетворения потребностей обоих супругов и достижения позитивных изменений в отношениях и функциях семьи с точки зрения заботы о детях и последствий, которые может вызвать развод для обоих супругов и особенно для детей.

Если проблемы, возникшие в семье, не получили устраивающего обоих супругов варианта разрешения, то они принимают твердое решение о расторжении брака и вступают в период развода. Отличительной особенностью данного периода является проявление трудно сдерживаемых отрицательных эмоций разводящимися брачными партнерами.

Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желания возмездия. В этой ситуации очень важно погасить нежелательный эмоциональный накал, помочь супругам сдерживать свои эмоции и направлять свою энергию на совместное решение конкретных вопросов, связанных с разводом, что является наиболее целесообразным для обеих сторон, а также с точки зрения учета интересов и проблем детей.

В данный период существенное значение приобретает и решение некоторых юридических вопросов: раздел имущества, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Лучше всего эти вопросы решать на основе взаимной договоренности.

После юридического оформления развода бывшие супруги вступают в послеразводный период, главной целью которого является стабилизация положения и достижение обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни. В первую очередь, каждому из них необходимо овладеть новой ситуацией, возникшей при разрыве супружеских отношений,  предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции, имеющие тенденцию к фиксации в этих условиях.

С учетом динамики переживаний при разводе отдельными исследователями выделяются в нем несколько иные, чем в социальном подходе, стадии и процессы. В частности, Л. Гозман рассматривает следующие разновидности эмоционального реагирования оставленного супруга на развод: 1) отвержение; 2) гнев; 3) посредничество;      4) депрессия; 5) акцептация (принятие и оценка результатов развода и предвидение его последствий).

Американский психолог А. Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода.

1. «Эмоциональный развод» - разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса3

2. «Юридический развод» - оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости4

3. «Экономический развод» может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового, и страх не справится с проблемами. Основная проблема этого периода - одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение5. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи6.

4. «Психологический развод» - на эмоциональном уровне - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, независимость и автономия. На когнитивно - поведенческом - синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям7.

Зацепин В.И. выделяет следующие причины разводов8:

1. Укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины.

2. Ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви.

3. Недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров.

4. Разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

Чаще всего выделяют следующие мотивы разводов:

  •  отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия);
  •  несовместимость характеров;
  •  нарушение супружеской верности;
  •  отсутствие или утрата чувства любви;
  •  любовь к другому;
  •  легкомысленное отношение к супружеским обязанностям;
  •  плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников);
  •  пьянство (алкоголизм) супруга;
  •  отсутствие нормальных жилищных условий;
  •  половая неудовлетворенность.

Последствия развода можно условно разделить на три группы:

1) последствия для общества;

2) последствия для самих разводящихся;

3) последствия для детей.

Дети, выросшие в неполных семьях, часто повторяют жизненные ошибки своих родителей: не умеют сохранять и ценить семью.

Если супруг столкнулся с разводом  в родительской семье, то это увеличивает вероятность расторжения брака в его семье. Развод родителей предопределяет низкий уровень психологического благополучия личности.

Бывшие дети разводов стремятся к счастливому браку и дают себе обещание не повторить ошибок своих родителей. Однако эти желания часто терпят крах прежде всего потому, что не известна модель нормально функционирующего партнерства.

Супружеские проблемы родителей ослабляют эмоциональные связи между родителями и взрослыми детьми, и слабые связи родитель - ребенок, в свою очередь, способствуют риску дистресса, снижению уверенности в себе, увеличению тревожности, отсутствию ощущения счастья в жизни.

В рамках нашего психологического исследования важным является сам процесс переживания расторжения брака. Именно в это время создаются условия, располагающие бывших супругов к совершению правонарушений. И важнейшей задачей психолога становится снижение напряженности в отношениях супругов, урегулирование психологического климата, предотвращение разногласий и противоправных нарушений.

Также значимы данные о повторении детьми опыта родителей. Развод родителей, а также раздел имущества, предопределяет дальнейшее развитие ребенка, негативно влияет на благополучие личности, отношения в будущей молодой семье.


1.2 Понятие девиантного поведения и его типологии. Писихологические особенности, располагающие личность к девиациям.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены в отечественных теориях девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, А.Н. Ильяшенко, С.Г. Черникова, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой и др.

В большом психологическом словаре дано следующее определение девиантного поведения: девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. п.: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Син. отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. п. шире понятий "делинквентность" (противоправное, преступное, криминальное поведение) и "антиобщественное поведение" (асоциальность)9.

Девиантное поведение подразделяют на две категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а серьезные — преступления — наказываются в уголовном порядке. Соответственно говорят о делинквентном(противоправном) и криминальном (преступном) поведении (Р. В. Овчарова).

В соответствии с приведенными выше типологиями, правонарушения личности при разводе можно обозначать таким видом девиации как делинквентное поведение. Далее рассмотрим особенности делинквентного поведения.

Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение – это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях10.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом, делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:

  •  Внешние условия физической среды (климатический, геофизический, экологический и др. особенности);
  •  внешние социальные условия;
  •  внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;
  •  внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Важный фактор с нашей точки зрения, - внешние социальные условия, к которым относят:

 - общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода и др.)

- характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, социальный статус, референтная группа, субкультура)

- микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья).

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные особенности, вызывающие делинквентность:

  •  фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
  •  физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
  •  недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
  •  острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
  •  потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
  •  чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
  •  несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
  •  смена родителей (опекунов);
  •  хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
  •  нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
  •  усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т.Парсонс); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную), с большей вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

Весьма распространена в ряде стран (особенно в США) теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к делинквентному поведению, а имеются многие конкретные особенности, условия и положения, которые вызывают отклоняющееся поведение, способствуют его развитию. Это и «плохое» окружение, «скука окружающей жизни», и «мать-алкоголичка», и «преждевременная половая зрелость» и другие.

В отечественной психологии (М.А. Алемаскин, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологии (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.п.

Н. Мак-Вильямс описывает делинквентную личность через выраженную потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности.

Из приведенной выше информации можно сделать следующие заключения:

  1.  Девиантное (отклоняющееся) поведение разводящихся супругов можно обозначать как делинквентное в силу того, что личность совершающая в данном случае девиацию совершает противоправное деяние.
  2.  Важными особенностями делинквентного поведения супругов, расторгающих брак,  могут быть такие микросоциальные особенности:
  •  Фрустрация во всех ее проявлениях. В первую очередь фрустрация потребностей сохранить семью и всё что с ней связано.
  •  Тревожность, ситуативная и личностная, которая провоцируется самой ситуацией развода, а также условиями жизнедеятельности личности.
  •  Низкий уровень ригидности личности, который делает поведение личности лабильным и способствует динамичному течению жизненных ситуаций.
  •  Уровень стресса, который определяется субъективными особенностями восприятия ситуации развода.
  •  Острая травма супруга в прошлом вследствие развода  его родителей.
  •  Совершение противоправных действий родителей в ходе раздела имущества при разводе.
  •  Усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
  •  Выраженная склонность к агрессивному поведению.

В нашем исследовании мы будем изучать выделенные выше особенности. Скажем несколько слов о некоторых из них.

Агрессия – психическое состояние человека, сопутствующее девиантному поведению. Причиняет моральный, физический и материальный ущерб другим людям или психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и т.д.).

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Мадлер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Ведущими признаками агрессивного поведения являются:

  •  выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
  •  тенденция к разрушению;
  •  направленность на причинение вреда окружающим людям;
  •  склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Фрустрация – состояние человека, способное породить отклоняющееся поведение. Вызвано непреодолимым препятствием, преградой (физической и нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности, что сопровождается переживаниями разочарования, раздражения. Этот фактор подробнее будет рассмотрен ниже.

Тревожность. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. (Макшанцева, 1998).

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

 Л.А. Китаев-Смык отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом”.

По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

Состояние тревожности проявляется в ситуации стресса.

Тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние,  есть ожидание неблагополучия.

Важным является тот факт, что, во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности.

Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

Ригидность. Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. Психическая ригидность определяется преимущественно через категорию способностей – «индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности». Отсюда ригидность понимается, как (относительная) неспособность личности в случае требований объективной ситуации: «изменить свою психическую установку», «реагировать на новую ситуацию», «изменить действие или отношение», «поставить себя на место другого человека», «изменить поведение», «реорганизовать проблемный материал», «переструктурировать способы поведения», «усвоить новые средства приспособления», «корректировать программу деятельности».

Выявление этой стороны психической ригидности вызвано тем, что она может выступать и в виде преходящей характеристики поведения разной степени длительности. Наблюдается эта динамичность поведения, по мнению исследователей, при психоэмоциональном напряжении или стрессе разной длительности, вызываемых тревогой, фрустрацией, страхом, шоком, характерных чаще всего для так называемых экстремальных ситуаций11.

Фрустрация и уровень стресса в качестве факторов девиаций будут рассмотрены нами в части о трудных жизненных ситуациях.

Рассмотренные нами микросоциальные особенности девиантного поведения способствуют исследованию проблемы девиаций при разводе. Работа с этими особенностями может способствовать предотвращению девиации и уменьшении напряженности между разводящимися супругами.


1.3.Развод как трудная жизненная ситуация, располагающая к девиациям.

Ситуация — это обстановка, совокупность условий, обстоятельств, влияющих на динамику образа жизни в определенный промежуток

Жизненная ситуация — различные периоды жизнедеятельности отдельного человека, для которого характерно относительное постоянство структур, содержания и направленности движения процессов, составляющих образ жизни.

Проблемная ситуация — трудности, возникшие в социокультурной жизни на индивидуальном, групповом или общесоциальном уровнях, когда под действием внутренних или внешних факторов ранее установившиеся процессы образа жизни, взаимодействий людей, их динамические связи с окружением нарушаются, иногда необратимо, а механизмы восстановления баланса отсутствуют. В результате возникает необходимость пересмотра привычных ценностей, общественных норм, правил поведения, поскольку при изменившихся обстоятельствах они утрачивают функции средств поддержания социокультурного порядка, надежных ориентиров при организации действий и взаимодействий, приводящих к желаемым результатам12.

Трудная жизненная ситуация — это положение, объективно нарушающее жизнедеятельность человека, которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов.

В науке выделяют критические и напряженные виды трудных жизненных ситуаций.

Критические ситуации — это ситуации, когда невозможно реализовать свои стремления, мотивы, цели и ценности — все то, что может быть вызвано внутренними необходимостями.

Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, группы или коллектива особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной практической психологии описывают критические жизненные ситуации: «стресс», «фрустрация», «конфликт», «кризис».

К первому типу критической ситуации относится стресс(англ. stress— напряжение) — неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все то, что происходит с человеком, если он не лежит в кровати», а Г. Селье полагал, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивал отсутствие стресса к смерти.

Р.Лазарус ввел определение психологического стресса как реакции, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за С. Седлом сущностью стрессовой ситуации считал утрату контроля, т. е. отсутствие адекватной реакции индивида на ситуацию.

Ю. С. Савенко определил психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».

Новая жизненная ситуация — всегда источник стресса, но не каждая становится критической. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, нарушающее адаптацию, контроль, препятствуя самоактуализации.

Второй тип критической ситуации —фрустрация(лат. frustratio — обман, расстройство, тщетное ожидание) — определяется как состояние, вызванное противоречием между сильной мотивацией удовлетворить потребность, с одной стороны, и преградой, невозможностью достичь ее — с другой.

Фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и барьеров.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, делятся:

на физические (тюрьма);

биологические (болезнь, старение);

психологические (страх, отчуждение, пренебрежение, ин
теллектуальная недостаточность);

социокультурные (нормы, правила, запреты).

Т.Дембо разделяет барьеры на внутренние и внешние. Внутренние — это те, которые препятствуют достижению цели, внешние — те, что не позволяют испытуемым выйти из ситуации.

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, необходимое условие фрустрации, однако, преодолевая порой значительные трудности, человек не впадает при этом в состояние фрустрации.

Выделяют следующие виды  фрустрационного  поведения:

двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченныереакции;

апатию (в исследовании Р. Баркера, Т.Дембо и К.Левинаребенок в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);

агрессию и деструкцию;

стереотипию — тенденцию к слепому повторению фиксированного поведения;

регрессию, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периодыжизни индивида, либо как примитивизация поведения или падения качества исполнения.

Н. Майер определил фрустрацию как поведение без цели (монография «Фрустрация — поведение без цели»). Однако базовое утверждение его теории состоит не в том, что «фрустрированныйчеловек не имеет цели», а в том, что «поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. он утрачивает целевую ориентацию».

К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной, но вообще никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно. Он называет это поведение катастрофическим.

Таким образом, основной признак фрустрационного поведения — утрата ориентации на исходную, фрустрированную, цель, при этом фрустрационное поведение необязательно лишено целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель. Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

К третьему типу критической ситуации относится конфликт(лат. konflictus— столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, смыслов, мотивов.

В качестве необходимых условий конфликта К. Хорни называет осознание своих чувств и наличие внутренней системы ценностей, Д. Миллер и Г. Свенсон — «неспособность чувствовать себя виноватым за те или иные импульсы». Это доказывает, что конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта.

Четвертый тип критической ситуации — кризис(греч. krisis — решение, поворотный пункт) — характеризует состояние индивида, порождаемое проблемой, от решения которой он не может уйти и не может разрешить ее привычным способом в короткий период времени. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.

Д.Каплан выделяет четыре последовательные стадии кризиса:

  1.  первичного роста напряжения (стимулирует привычные способы решения проблем);
  2.  дальнейшего роста напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;
  3.  еще большего увеличения напряжения (требует мобилизации внешних и внутренних источников);
  4.  повышения тревоги и депрессии, для которой характернычувства беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

В психологии развития выделяют два вида кризисов: биологические и «биографические».

Биологические кризисы связаны с этапами календарного и психического развития человека, к ним относятся хорошо известные всем кризис новорожденного, кризис трех лет, подростковый, кризис середины жизни и т. п.

«Биографическими» кризисами служат кризисы нереализованности, бесперспективности и опустошенности (Р.А.Ахмеров).

В связи с рассмотренными нами выше особенностями трудных жизненных ситуаций, можно заключить, что расторжение брака в любом случае приравнивается к трудной ситуации. И для личности может быть как стрессом, так и фрустрацией, так и конфликтом или кризисом, а также напряженной ситуацией. Степень отнесенности сложившейся ситуации развода к каким-либо видам трудных ситуаций зависит от субъективного восприятия личностью происходящих событий.


ВЫВОДЫ

Развод – это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.

В большинстве случаев в психологии развод рассматривается не как событие, а как процесс. Такое понимание развода дает специалистам возможность изменить его течение, как в смысле направления, так и в качественном отношении.

В рамках нашей работы важной является часть развода – юридический развод. По модели А.Маслоу в этот момент супруги могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Именно в это время создаются условия, располагающие бывших супругов к совершению правонарушений. И важнейшей задачей психолога становится снижение напряженности в отношениях супругов, урегулирование психологического климата, предотвращение разногласий и противоправных нарушений.

Развод родителей, а также раздел имущества, предопределяет дальнейшее развитие ребенка, негативно влияет на благополучие личности, отношения в будущей молодой семье.

Девиантное (отклоняющееся) поведение разводящихся супругов можно обозначать как делинквентное в силу того, что личность совершающая в данном случае девиацию совершает противоправное деяние.

Важными особенностями делинквентного поведения супругов, расторгающих брак,  могут быть такие микросоциальные особенности:

  •  Фрустрация во всех ее проявлениях. В первую очередь фрустрация потребностей сохранить семью и всё что с ней связано.
  •  Тревожность, ситуативная и личностная, которая провоцируется самой ситуацией развода, а также условиями жизнедеятельности личности.
  •  Низкий уровень ригидности личности, который делает поведение личности лабильным и способствует динамичному течению жизненных ситуаций.
  •  Уровень стресса, который определяется субъективными особенностями восприятия ситуации развода.
  •  Острая травма супруга в прошлом вследствие развода  его родителей.
  •  Совершение противоправных действий родителей в ходе раздела имущества при разводе.
  •  Усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
  •  Выраженная склонность к агрессивному поведению.

Трудная жизненная ситуация — это положение, объективно нарушающее жизнедеятельность человека, которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержке и помощи специалистов.

Расторжение брака приравнивается к трудной ситуации. И для личности может быть как стрессом, так и фрустрацией, конфликтом или кризисом, а также напряженной ситуацией. Степень отнесенности сложившейся ситуации развода к каким-либо видам трудных ситуаций зависит от субъективного восприятия личностью происходящих событий.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, РАСПОЛАГАЮЩИХ  ЛИЧНОСТЬ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ БРАКА К ДЕВИАЦИЯМ.

  1.  Описание метода исследования.

Цель исследования: выявить психологические особенности, располагающие личность при расторжении брака к девиациям.

Объект исследования –личность супруга при расторжении брака.

Предмет исследованияПсихологические особенности, располагающие  личность при расторжении брака к девиациям.

Задачи исследования:

  •  Провести исследование взаимосвязи психологических особенностей и девиаций.
  •   Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Гипотезы исследования:

1. Личность при расторжения брака может быть подвергнута девиациям в виду трудной жизненной ситуации.

2. Девиация после разрыва брачных отношений является сценарным повторением  родительских отношений в семье.

Методики исследования:

  •  Шкала самооценки уровня тревожности. Авт. Ч.Д. Спилбергер, адапт.Ю Л. Ханин 1980.
  •  "Самооценка психических состояний" Айзенка, адапт  М.В. Горская 1994.
  •  Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко), 1995.
  •  Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. 1968
  •  Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев) 1996.
  •  Анкета испытуемого. Беседа с испытуемым.
  •  Наблюдение за испытуемым.

Выборку исследования составили клиенты организации «Планета закона», г. Москва, которые обратились за юридической помощью при расторжении брака и разделе имущества. В исследовании участвовали: 60 испытуемых в возрасте от 40 до 68 лет: 27 женщин 33 мужчин. Из респондентов 40 (19 женщин, 21 мужчин) совершали деяние при разводе, 20 не совершали (8 женщин, 12 мужчин). Нашу выборку можно представить в виде таблицы 1.

Табл.1. Состав выборки исследования.

девиация

женщины

мужчины

сумма

совершали

19

21

40

не совершали

8

12

20

сумма

27

33

60

При этом под девиацией здесь нами понимается раздел имущества при разводе с нарушением правовых норм.

Исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально в форме беседы и наблюдения, а затем тестирования, опроса.

Время исследования – момент обращения респондента к юристу за помощью в бракоразводном процессе.

Описание методик.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) (Прил.1)

Тест представлен в виде опросника из 40 вопросов, и является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). РазработанЧ.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

По Ю.Л. Ханину, состояния тревоги (или ситуативная тревожность) возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятиенеблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция даёт представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идёт об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему "Я" в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность.»13

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги14.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

"Самооценка психических состояний" Айзенка (Прил. 2)

Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Состоит из 40 утверждений, в которых необходимо оценить частоту встречаемости психического состояния.

Полученные результаты после суммирования интерпретируются следующим образом:

I. Тревожность:

0-7 баллов – тревожность отсутствует;

8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;

15-20 баллов – высокая тревожность.

II. Фрустрация:

0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:

0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

8-14 баллов – средний уровень агрессивности;

15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;

8-14 баллов – средний уровень;

15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко) (Прил. 3)

Методика направлена на исследование и диагностику уровней социальнойфрустрированности. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Опросник состоит из 20 вопросов.

Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальнойфрустрированности:

3,5–4,0 балла: очень высокий уровень фрустрированности;
3,0–3,4 балла: повышенный уровень фрустрированности;
2,5–2,9 балла: умеренный уровень фрустрированности;
2,0–2,4 балла: неопределенный уровень фрустрированности;
1,5–1,9 балла: пониженный уровень фрустрированности;
0,5–1,4 балла: очень низкий уровень;
0–0,5 балла: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

 

 Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (Прил.4)

Методика разработана докторами Холмсом и Раге, которые изучали зависимость заболеваний  от уровня стресса. На основании исследований были обозначены события жизни, которые несут стрессовую нагрузку. Чем сложнее событие, тем больше стрессовая нагрузка и чем больше баллов набрано, тем стрессоустойчивость респондента ниже. Методика содержит 43 утверждения- ситуации, за каждое из которых начисляются баллы.

Стрессовые характеристики распределяются следующим образом:

Степень сопротивляемости стрессу

150-199  

Высокая

200-299  

Пороговая

300 и более  

Низкая (ранимость)

Чем больше баллов, тем сильнее уровень стресса.

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев) (Прил.5).

Измеряет Агрессию по следующим шкалам:  склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности. Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения15.

Испытуемый отвечает на 40 вопросов да/нет. После чего его ответы обрабатываются по следующим показателям16:

  •  Склонность к прямой вербальной агрессии:
  •  Склонность к косвенной вербальной агрессии:
  •  Склонность к косвенной физической агрессии:
  •  Склонность к прямой физической агрессии:
  •  Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.

Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

Анкета испытуемого. (см. Прил.6.)

Анкетирование респондентов чаще всего происходило в форме беседы с пометками в тестовых листах.

Анкета.

  1.  Укажите пол
    1.  Укажите дату рождения
      1.  Какой период времени Вы были в браке?
        1.  Разводились ли Ваши родители?
        2.  Делили ли они имущество?
        3.  Сколько были в браке Ваши родители?
        4.  Разводились ли родители Вашего отца?
        5.  Разводились ли родители Вашей матери?

Благодарим за участие в исследовании.

Беседа. (см. Прил.7.) план беседы проблема чел, вопросы анкеты

Наблюдение (см. Прил.8.)

Анализ результатов исследования проводился при помощи пакета статистических методик SPSS 15.0


2.2. Анализ и интерпретация результатов

Рассмотрим результаты, полученные нами по методикам.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) (Прил.1)

Данные по исследованию уровня тревожности представим в виде таблицы 2.

Табл.2. Данные реактивной и личностной тревожности.

реактивная

личностная

тревожность

человек

процент

человек

процент

высокая

9

15%

8

13%

умеренная

50

83%

50

83%

низкая

1

2%

2

3%

Испытуемые преимущественно имеют умеренный уровень тревожности, как реактивной 83%, так и личностной 83%. Высокий уровень реактивной тревожности показали 15% опрошенных, личностной – 13%. Низкий уровень показали 2% (реактивная) и 3% (личностная).

Графически это можно представить следующим образом:

Рис. 1 Гистограмма показателей тревожности.

Таким образом, у респондентов преобладает умеренный уровень реактивной и личностной тревожности. Небольшое количество испытуемых имеют крайние значения по методике.

"Самооценка психических состояний" Айзенка (Прил. 2)

Данные методики представим в виде таблицы 3.

Табл.3. Показатели по методике Г. Айзенка.

показатели

трев Айз

агрес Айз

ригид Айз

фрустр Айз

человек

процент

человек

процент

человек

процент

человек

процент

низкие

1

2%

1

2%

2

3%

2

3%

средние

56

93%

56

93%

58

97%

57

95%

высокие

3

5%

3

5%

0

0%

1

2%

Испытуемые преимущественно имеют средние показатели по всем шкалам методики:

93% тревожность, 93% агрессия, 97% ригидность, 95% фрустрация.

Графически это можно представить следующим образом:

Рис. 2 Гистограмма показателей по методике Г. Айзенка.

Таким образом, у респондентов преобладают средние показатели по шкалам: тревожность, агрессия, ригидность, фрустрация методики Айзенка.

Небольшое количество испытуемых имеют крайние значения по методике.

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко) (Прил. 3)

Данные методики представим в виде таблицы 4

Табл.4. Показатели по методике Л.И. Вассермана.

уровни фрустрации

Фрустрация

человек

процент

очень низкий

9

15%

пониженный

26

43%

неопределенный

15

25%

умеренный

4

7%

повышенный

5

8%

оч высокий

1

2%

Графически это можно представить следующим образом:

Рис. 3 Гистограмма показателей по методике Л.И. Вассермана.

Таким образом, у респондентов преобладает пониженный уровень фрустрации 43% по данной методике. Далее идет неопределенный уровень 25%, очень низкий 15%.

Умеренный, повышенный и очень высокий уровни фрустрации показали: 7%, 8%, 2% респондентов, соответственно.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге (Прил.4)

Данные методики представим в виде таблицы 5.

Табл.5. Показатели по методике Холмса и Раге

уровень стресса

человек

процент

низкий

20

33%

пороговый

35

58%

высокий

5

8%

Графически это можно изобразить следующим образом:

Рис. 4 Гистограмма показателей по методике Холмса и Раге

Таким образом, у большинства респондентов уровень стресса находится на пороговом уровне 58%, высокий уровень стресса показали только 8%. Остальные 33% опрошенных показали низкий уровень стресса.

Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев) (Прил.5).

Наиболее информативным в данной методике является показатель несдержанности. Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

Полученные данные представим в таблице 6.

Табл.6. Показатели несдержанности.

несдержанность

человек

процент

больше 20

25

42%

до 20

35

58%

Графически это можно изобразить следующим образом:

Рис. 5 Гистограмма показателей несдержанности.

Таким образом, лишь 42% респондентов показали несдержанность. Остальные 58% по данной методике набрали менее 20 баллов.

Анкета испытуемого. (Прил.6.)

Анкетирование респондентов чаще всего происходило в форме беседы с пометками в тестовых листах.

Анкета.

  1.  Укажите пол
    1.  Укажите дату рождения
      1.  Какой период времени Вы были в браке?
        1.  Разводились ли Ваши родители?
          1.  Делили ли они имущество?
          2.  Сколько были в браке Ваши родители?
          3.  Разводились ли родители Вашего отца?
          4.  Разводились ли родители Вашей матери?

Благодарим за участие в исследовании.

Беседа.

Наблюдение (Прил.7).


Рассмотрим результаты статистической обработки данных.

Результаты анализа данных, при проверке гипотезы 1.

Гипотеза: личность при расторжения брака часто оказывается подвергнута девиациям в виду трудной жизненной ситуации.

Статистическая обработка проводилась с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни для сравнения двух выборок и доказательства различий по уровню выбранных нами показателей особенностей личности. Чем меньше значение критерия, тем более вероятно, что различия достоверны. Зона перекрещивающихся значений в показателях совершавших и не совершавших девиации должна быть как можно меньше, тогда различия будут достоверны. При помощи указанного критерия мы проанализировали данные по показателям методик.

При применении U-критерия Манна-Уитни, нами были получены следующие результаты(См. приложение 9).

Обнаружены различия на достоверном уровне по показателям:

  •  Реактивная тревожность по тесту Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина 
  •  Личностная тревожность по тесту Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина 
  •  Тревожность по Айзенку
  •  Склонность к прямой вербальной агрессии
  •  Склонность к косвенной вербальной агрессии
  •  Склонность к косвенной физической агрессии
  •  Склонность к прямой физической агрессии
  •  Уровень несдержанности

Графически полученные данные можно изобразить следующим образом: (см. Рис. 6).

Рис. 6 Гистограмма средних рангов показателей особенностей личности.

Как видно из гистограммы, расстояние между средними рангов у большинства показателей достаточно большое. Тогда как средняя часть гистограммы (синих тонов) содержит показатели с низкими различиями средних и самих показателей особенностей личности. Это значит, что по этим показателям достоверных различий в показателях не обнаружено.

Таким образом, достоверные различия по перечисленным выше показателям при совершении или не совершении деяния говорят о важности данных особенностей для совершения девиации.

Гпотеза 1 подтверждена в силу того, что трудная ситуация (развод) действительно располагает личность, обладающую определенными психологическими особенностями к совершению девиаций.

Рассмотрим результаты анализа данных, при проверке гипотезы 2.

Гипотеза: девиация после разрыва брачных отношений является сценарным повторением  родительских отношений в семье.

При анализе этой гипотезы мы использовали данные беседы и анкетирования. Непараметрический критерий Хи-квадрат позволяет сравнивать частоты повторяемости значения признака и на основе этого доказывать достоверность различий или равномерность распределения значений в выборках. В нашем случае сравнивались значения между выборками: совершивших и не совершивших девиацию при разводе. Чем больше частота повторяемости признака, тем меньше различий.

При применении теста по критерию Хи-квадрат, нами были получены следующие результаты (см. приложение 10).

Найдены достоверные различия между ответами испытуемых, которые совершали деяние и испытуемых, которые не совершали деяние.

Различия найдены по показателям:

  •  Совершение/не совершение деяния родителями
  •  Развод/отсутствие развода родителей
  •  Развод/отсутствие развода родителей Отца
  •  Брак испытуемого (сколько лет)
  •  Количество лет в браке родителей испытуемого
  •  Количество лет в браке родителей Отца испытуемого
  •  Количество лет в браке родителей Матери испытуемого

Достоверных различий не было обнаружено только по показателям развода родителей матери испытуемого.

Графический полученные результаты можно отобразить следующим образом: (см. Рис. 7).

Рис. 7. График данных о количестве лет в браке.

По данному графику видно, что количество лет в браке испытуемого, количество лет в браке родителей, брак родителей матери и отца – все эти данные изменяются последовательно в большинстве случаев.

Это означает, что длительность брака испытуемого примерно соответствует длительности брака его родителей и дедушек с бабушками. А применение критерия Хи квадрат показало, что равномерное распределение данных различается в выборке совершавших девиацию и не совершавших девиацию.

Таким образом, наличие достоверных различий в выборке говорит о различном сценарном поведении респондентов, совершавших девиацию и не совершавших.

Гипотеза 2 подтверждена.


ВЫВОДЫ

Наше иследование психолгических особенностей личности при расторжении брака подтвердила обе гипотезы поставленные в исследовании:

1. личность при расторжения брака часто оказывается подвергнута девиациям в виду трудной жизненной ситуации.

2.девиация после разрыва брачных отношений является сценарным повторением  родительских отношений в семье.

Различия в выборках совершавших и не совершавших девиации оказались значимыми на достоверном уровне.

Для личности в трудной жизненной ситуации при совершении девиации значимыми оказываются следующие особенности:

  •  Реактивная тревожность по тесту Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина 
  •  Личностная тревожность по тесту Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина 
  •  Тревожность по Айзенку
  •  Склонность к прямой вербальной агрессии
  •  Склонность к косвенной вербальной агрессии
  •  Склонность к косвенной физической агрессии
  •  Склонность к прямой физической агрессии
  •  Уровень несдержанности

Таким образом, перечисленные особенности располагают личность при расторжении брака к девиациям.

Для совершения девиации личностью, также имеют значение особенности отношений родителей и дедушек и бабушек.

Совершение или не совершение девиации обусловлено такими особенностями как

  •  Совершение/не совершение деяния родителями
  •  Развод/отсутствие развода родителей
  •  Развод/отсутствие развода родителей Отца
  •  Брак испытуемого (сколько лет)
  •  Количество лет в браке родителей испытуемого
  •  Количество лет в браке родителей Отца испытуемого
  •  Количество лет в браке родителей Матери испытуемого

Личность, у которой родители в разводе и совершили деяние, сама склонна к разводу и совершению деяния. Количество лет, прожитых в браке пропорционально количеству лет прожитых в браке родителями и родителями по отцу и по матери.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расторжение брака – это трудная жизненная ситуация, которая нарушает жизнедеятельность ее участников и требует пристального внимания специалистов. С точки зрения системного подхода очень важно изучение механизмов и особенностей процесса, а также личности, участвующей в ситуации. Системный подход позволяет проанализировать и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуру личности, систему правовых норм и характер их взаимодействия, а также дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить его значимые свойства. Наше исследование имеет большое значение для развития юридической психологии и применения полученных данных в практической деятельности. Полученные нами результаты позволят более эффективно изучать закономерности противоправного поведения и влиять на ход событий и последствий противоправных деяний.

Развод - это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. В рамках нашей работы важной является часть развода – юридический развод. Именно в это время создаются условия, располагающие бывших супругов к совершению правонарушений. И важнейшей задачей психолога становится снижение напряженности в отношениях супругов, урегулирование психологического климата, предотвращение разногласий и противоправных нарушений. Развод родителей, а также раздел имущества, предопределяет дальнейшее развитие ребенка, негативно влияет на благополучие личности, отношения в будущей молодой семье.

Для выполнения нашего исследования мы выделили следующие наиболее значимые психологические особенности личности, расторгающей брак.

  •  Фрустрация во всех ее проявлениях. В первую очередь фрустрация потребностей сохранить семью и всё что с ней связано.
  •  Тревожность, ситуативная и личностная, которая провоцируется самой ситуацией развода, а также условиями жизнедеятельности личности.
  •  Низкий уровень ригидности личности, который делает поведение личности лабильным и способствует динамичному течению жизненных ситуаций.
  •  Уровень стресса, который определяется субъективными особенностями восприятия ситуации развода.
  •  Острая травма супруга в прошлом вследствие развода  его родителей.
  •  Совершение противоправных действий родителей в ходе раздела имущества при разводе.
  •  Усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
  •  Выраженная склонность к агрессивному поведению.

Все эти особенностями являются факторами, располагающими к девиациям. В нашем случае под девиацией понимается такая разновидность девиантного поведения как делинквенция в форме противоправных действии при разделе имущества.

Нами были поставлены и подтверждены следующие гипотезы:

1. личность при расторжения брака может быть подвергнута девиациям в виду трудной жизненной ситуации.

2.девиация после разрыва брачных отношений является сценарным повторением  родительских отношений в семье.

Достоверные различия в выборках совершавших и не совершавших девиации указывают на различия личностных особенностей делинквентных личностей и не делинквентных. Также достоверно различаются отношения в семьях совершавших/не совершавших противоправное деяние.

Это говорит о том, что супруги при расторжении брака чаще всего повторяют сценарий отношений своих родителей. А выделенные нами особенности личности указывают на значимость для совершения девиаций таких особенностей как тревожность и склонность к агрессии.

Полученные нами данные имеют большое значение для развития юридической психологии в целом и улучшения деятельности организации, в которой проходило исследование в частности. ООО «Планета закона» реализовала программу психологической консультации клиентов, обратившихся за юридической помощью. В результате исследования каждый участник получил кроме юридической помощи также и психологическую, в виде рекомендаций психолога для снятия напряжения и улучшения отношений участников расторжения брака.

Кроме того нами были даны рекомендации для юристов и психологов, работающих в сфере юриспруденции.

Так же проведенные исследования могут быть основой для составления лекционного материала педагогам, для таких дисциплин как: психология девиантного поведения или юридической психологии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Рушим брак – строим семью. Новая семья из старых отношений. – М.: Дрофа-Плюс, 2011.
  2.  Андреева Т.В. Семейная психология.- Санкт-Петербург «Речь»,2008
  3.  Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс. 2005. - 208с. 
  4.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
  5.  Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. - СПб: Речь, 2007. - 384
  6.  Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб.: СПбГУ, 2008
  7.  Антонов А.И. Социология семьи. - М.: Инфра - М, 2007. - 411с. 
  8.  Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672с.
  9.  Васильев В.Л. Юридическая психология. - Питер, 2009. – 608с.
  10.  Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 2008.
  11.  Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций.- М.:А-Приор, 2007, - 240с 
  12.  Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония - М.: Педагогика, 2004 - 380 с.
  13.  Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 2001. - 241 с.
  14.  Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - СПб.: Нева, 2004. - 216 с.
  15.  Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. - М., 2004.
  16.  Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А. Карабанова.-М.: Гайдарики, 2005. - 320 с.
  17.  Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
  18.  Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 2002. - 157 с.
  19.  Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д:Феникс, 2006. - 350с
  20.  Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - М.: Академический проект, 2005. - 463с.
  21.  Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. М., 1991.
  22.  Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 226 с.
  23.  Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов.- Санкт-Петербург «Речь», 2010
  24.  Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А.Осипова. - Изд. 2-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 315 с.
  25.  Осипова А.А. общая психокоррекция. учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 554 с.
  26.  Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности 030301 Психология. / Автор-составитель Н.В. Зоткин. – Самара. – 2007. – 208 с.
  27.  Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 329 с.
  28.  Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М.Владос, 2008. -380 с.
  29.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. Уч пособие
  30.  Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ-М", 2002
  31.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 2006. - 529 с.
  32.  Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.- М.: Академия, 2005. - 216 с.
  33.  Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2000. - 283 с.
  34.  Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  35.  Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столин. - М: Педагогика, 2005. -208 с.
  36.  Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. - СПб: ЭЛБИ-СПб, 2003. - 128 с.
  37.  Супружеская перестрелка с… УЛЕТальным исходом: Как спасти отношения и стоит ли это делать. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. – 224 с.
  38.  Таланов С. Л ., Скробова А. В. Содействие становлению и укреплению молодых семей: стимулирование рождаемости, -Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том I (Гуманитарные науки)
  39.  Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М.: Наука, 2005. - 312 с.
  40.  Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2007. - 179 с.
  41.  Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: Ермак, 2008. - 422с.
  42.  Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы М.: Статистика, 2005. - 344с.
  43.  Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 272 с: ил.
  44.  Целуйко В.М. Психология современной семьи - М.: Владос,2009
  45.  Цельмер З. Искусство быть вместе. Психология семейных отношений - М.: Наука, 2004. - 239 с.
  46.  Шадриков В.Д. Введение в психология: мотивация поведения. - СПб., 2007.
  47.  Шморина Е. В. О методах консультативной работы в ситуации развода // Психология зрелости и старения. – 2000. – № 2.
  48.  Шнейдер А.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. Эксмо-Пресс, 2008
  49.  Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Академический проэкт; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768с. 
  50.  Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 2007
  51.  Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

1 Васильев В.Л. Юридическая психология. - Питер, 2009. – 608с.

2Супружеская перестрелка с… УЛЕТальным исходом: Как спасти отношения и стоит ли это делать. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2008. – 224 с.

3Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003 - 720 с.

4Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: Юнити, 2004 - 350 с.

5Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6 Там же.

7Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 1985. - №2.-С. 186-187.

8Зацепин В.И. Молодая семья/В.И. Зацепин.-Киев, 1991. - 145 с.

9 . Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672с.

10 Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 1993. – 272 с.

12Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

13 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2004

14 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ-М", 2002

15 Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности 030301 Психология. / Автор-составитель Н.В. Зоткин. – Самара. – 2007. – 208 с.

16 Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. - 416 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25338. Витамины 63 KB
  Витамины выполняют в организме различные каталитические функции и требуются в ничтожно малых количествах. В организме животных для которых необходимо поступление с пищей определенного витамина последний или совсем не образуется или же образуется в недостаточных для удовлетворения физиологических потребностей количествах. Источником витаминов в основном являются растения в кот.
25339. ТЕПЛОВОЙ ОБМЕН 33 KB
  Поддержание теплового баланс осуществляется благодаря строгой соразмерности в образовании тепла и в ее отдаче. Способность человека противостоять воздействию тепла и холода сохраняя стабильную температуру тела имеет известные пределы. МЕХАНИЗМЫ ТЕПЛООБРАЗОВАНИЯ Образование тепла в организме происходит главным образом в результате химических реакций обмена веществ. В виде первичного тепла рассеивается 6070 энергии.
25340. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 48 KB
  Органами выделения у человека являются почки потовые железы легкие кишечник. Выделительные органы почки легкие потовые железы имеют важное значение и в поддержании постоянства концентрации водородных ионов в организме. Поскольку испарение воды с поверхности кожи и альвеол легких понижает температуру тела потовые железы и легкие имеют значение и в терморегуляции. Особое место среди органов выделения занимают сальные и молочные железы.
25341. ПРОЦЕСС МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ 29.5 KB
  Процесс фильтрации воды и низкомолекулярных компонентов плазмы через стенки капилляров клубочка происходит только в том случае если давление крови в капиллярах около 70 мм рт. Из 150180 л первичной мочи реабсорбируется около 148178 л воды. Реабсорбции подвергаются кроме воды многие необходимые для организма органические глюкоза аминокислоты витамины и неорганические ионы К N3 Са2 фосфаты вещества. Импульсы от рецепторов почек по симпатическим нервам поступают в гипоталамус где вырабатывается антидиуретический гормон АДГ...
25342. КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ 30.5 KB
  Различные воздействия воспринимают расположенные в коже терморецепторы механорецепторы ноцицепторы. Первые воспринимают изменение температуры вторые прикосновения к коже третьи болевые раздражения. Расположенные на разной глубине в коже нервные окончания воспринимают прикосновения температурное чувство чувство боли. Распределены рецепторы неравномерно их много в коже кончиков пальцев рук ладоней подошв губ наружных половых органов.
25343. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ 31.5 KB
  действием на соседние клетки в пределах одного органа или ткани биологически активных веществ тканевых гормонов гистамина серотомина кининов простагландинов и продуктов клеточного метаболизма например появление при физических нагрузках молочной кислоты в мышцах ведет к расширению в них кровеносных сосудов и увеличению доставки кислорода. В современных условиях концентрацию гормонов в железах крови или моче изучают биологическими ихимическими методами используют ультразвуковое исследований применяют радиоиммунологический метод....
25344. Гипофиз 36 KB
  В аденогипофизе главную секреторную функцию выделяют 5 групп клеток которые вырабатывают 5 специфических гормонов. Среди них выделяют тропные гормоны лат. направление регулирующие функции периферических желез эффекторные гормоны непосредственно действующие на клеткимишени. К тропным гормонам относят следующие: кортикотропин илиадренокортикотропныйгормонАКТГрегулирующий функции коркового слоя надпочечников; тиреотропный гормон ТТГ активизирующий щитовидную железу; гонадотропныи гормон ГТГ влияющий на функции половых желез.
25345. ФУНКЦИИ ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ЭПИФИЗА 22.5 KB
  Функции эпифиза верхнего мозгового придатка или шишковидной железы связаны со степенью освещенности организма и соответственно имеют четкую суточную периодичность. Мелатонин угнетает функции гипофиза снижая с одной стороны выработку облегающих его функции гипоталамических либеринов а с другой непосредственно угнетая активность аденогипофиза в первую очередь подавляя образование гонадотропинов.
25346. ФУНКЦИИ ЩИТОВИДНОЙ (ТИРЕОИДНОЙ) ЖЕЛЕЗЫ 27.5 KB
  При недостаточном поступлении в организм йода возникает резкое снижение активности щитовидной железы гипотиреоз. Дефицит гормонов щитовидной железы во взрослом состоянии вызывает слизистый отек тканей микседему. Гипотиреоз может также возникать при генетических аномалиях в результате иммунного разрушения щитовидной железы и при нарушениях секреции тиреотропного гормона гипофиза.