30228

Формирование информационной среды общества

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. Например 1012 это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе 14 это коэффициент характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10 самых богатых и 10 самых бедных членов общества. Наиболее важным понятием которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие...

Русский

2013-08-24

33 KB

6 чел.

                                Тема 6.

  Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике  нередко информационная среда  трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.  

ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины  нескладывания ССИ.  Основными объективными причинами являются трудность  определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую  статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал  общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать  и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами  человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д [3].

Социальный интеллект - понятие[2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем ( предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО,  в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[4].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;

- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;

- страны, производящие оригинальные технологии;

- страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования1.

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6 млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура- это[6]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[7].

Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества.

-  обзор разновидностей портативных ПК[5].

  1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки(органайзеры);

         2 группа: карманные компьютеры;

     3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари);

         4 группа: ПК-блокноты(notebook);

         5 группа: ПК-субблокноты

         6 группа: переносные ПК;

          7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи.

Телекоммуникационные системы - обзор используемых сетей. Интернет как средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров, имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды;

- наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим языком.

                       Литература:

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М., 1994.

2. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.

3. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года.

5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-28.

6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с.56.

7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс,1994, № 11, с.59.

8. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

Выступление Ракитова А.И. в Миннауке , статистика по российскому научному потенциалу.

9. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммугист, 1988, № 2, с.82-92.

1 По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25-64 лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции - 21%, в  Германии - 17%, в Италии -6%.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73282. ПСИХИКА И МОЗГ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 31.5 KB
  Широкий комплекс вопросов об отношении психики к деятельности головного мозга о характере связи явлений сознания с мозговой нейродинамикой и телесными изменениями образует кардинальную проблему современной науки. Решение вопроса о соотношении психики с деятельностью мозга обязательно включает философские предпосылки и вместе с тем оказывает существенное влияние на философское понимание природы сознания и духовной активности. ФИЗИКАЛИСТСКИЙ ПОДХОД Он заключается в стремлении провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений...