30228

Формирование информационной среды общества

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. Например 1012 это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе 14 это коэффициент характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10 самых богатых и 10 самых бедных членов общества. Наиболее важным понятием которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие...

Русский

2013-08-24

33 KB

7 чел.

                                Тема 6.

  Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике  нередко информационная среда  трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.  

ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные причины  нескладывания ССИ.  Основными объективными причинами являются трудность  определения состава ключевых управленческих параметров и их нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по поводу необходимости научных основ социального управления общественное мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую  статистику для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал  общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать  и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[1] не только средства информационной техносферы, но также социальные средства, методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами  человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д [3].

Социальный интеллект - понятие[2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем ( предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО,  в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[4].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;

- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии;

- страны, производящие оригинальные технологии;

- страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования1.

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6 млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура- это[6]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать[7].

Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества.

-  обзор разновидностей портативных ПК[5].

  1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки(органайзеры);

         2 группа: карманные компьютеры;

     3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари);

         4 группа: ПК-блокноты(notebook);

         5 группа: ПК-субблокноты

         6 группа: переносные ПК;

          7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и ночи.

Телекоммуникационные системы - обзор используемых сетей. Интернет как средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров, имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось к 30 млн.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды;

- наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои образом мыслей, своим языком.

                       Литература:

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М., 1994.

2. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.

3. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года.

5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-28.

6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с.56.

7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс,1994, № 11, с.59.

8. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

Выступление Ракитова А.И. в Миннауке , статистика по российскому научному потенциалу.

9. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммугист, 1988, № 2, с.82-92.

1 По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25-64 лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции - 21%, в  Германии - 17%, в Италии -6%.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24512. Планирование и диспетчеризация процессов и потоков. Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования 26.96 KB
  Планирование и диспетчеризация процессов и потоков.Планирование и диспетчеризация потоков На протяжении существования процесса выполнение его потоков может быть многократно прервано и продолжено. Планирование потоков включает в себя решение двух задач: определение момента времени для смены текущего активного потока; выбор для выполнения потока из очереди готовых потоков. Существует множество различных алгоритмов планирования потоков посвоему решающих каждую из приведенных выше задач.
24513. Алгоритмы планирования, основанные на квантовании, приоритетах, смешанные алгоритмы 92.27 KB
  В соответствии с этой концепцией каждому потоку поочередно для выполнения предоставляется ограниченный непрерывный период процессорного времени квант. Смена активного потока происходит в следующих случаях: поток завершился и покинул систему; произошла ошибка; поток перешел в состояние ожидания; исчерпан квант процессорного времени отведенный данному потоку. Поток который исчерпал свой квант переводится в состояние готовность и ожидает когда ему будет предоставлен новый квант процессорного времени а на выполнение в...
24514. Планирование в системах реального времени 20.19 KB
  Планирование облегчается тем что в системах реального времени весь набор выполняемых задач известен заранее часто также известно времени выполнения задач моменты активизации и т. Если нарушение сроков выполнения задач не допустимо то система реального времени считается жесткой система управления ракетой или атомной электростанцией система обработки цифрового сигнала при воспроизведении оптического диска. Для периодической задачи все будущие моменты запроса можно определить заранее путем прибавления к моменту начального запроса величины...
24515. Мультипрограммирование на основе прерываний. Механизм прерываний 25.58 KB
  Мультипрограммирование на основе прерываний. Механизм прерываний.Мультипрограммирование на основе прерываний. Назначение и типы прерываний.
24516. Необходимость синхронизации процессов и потоков. Критическая секция 19.14 KB
  Необходимость синхронизации процессов и потоков.4 Синхронизация процессов и потоков. В многозадачной ОС синхронизация процессов и потоков необходима для исключения конфликтных ситуаций при обмене данными между ними разделении данных доступе к процессору и устройствам вводавывода. Пренебрежение вопросами синхронизации процессов выполняющихся в многозадачной системе может привести к неправильной их работе или даже к краху системы.
24517. Способы реализации взаимных исключений путем запрещения прерываний, использования блокирующих переменных, системных вызовов 103.83 KB
  Поток при входе в критическую секцию запрещает все прерывания а при выходе из критической секции снова их разрешает. Это самый простой но и самый неэффективный способ так как опасно доверять управление системой пользовательскому потоку который может надолго занять процессор а при крахе потока в критической области крах потерпит вся система потому что прерывания никогда не будут разрешены. Для синхронизации потоков одного процесса программист может использовать глобальные блокирующие переменные к которым все потоки процесса имеют прямой...
24518. Назначение и использование семафоров 46.4 KB
  Пусть буферный пул состоит из N буферов каждый из которых может содержать одну запись рис. Для решения задачи введем три семафора: e число пустых буферов; f число заполненных буферов; b блокирующая переменная двоичный семафор используемый для обеспечения взаимного исключения при работе с разделяемыми данными в критической секции. Использование семафоров для синхронизации потоков Здесь операции Р и V имеют следующее содержание: Ре если есть свободные буферы то уменьшить их количество на 1 если нет то перейти в состояние...
24519. Взаимные блокировки процессов. Методы предотвращения, обнаружения и ликвидации тупиков 35.63 KB
  Методы предотвращения обнаружения и ликвидации тупиков. Тупиковые ситуации надо отличать от простых очередей хотя и те и другие возникают при совместном использовании ресурсов и внешне выглядят похоже: процесс приостанавливается и ждет освобождения ресурса. Проблема тупиков включает в себя решение следующих задач: предотвращение тупиков; распознавание тупиков; восстановление системы после тупиков. Другой более гибкий подход динамического предотвращения тупиков заключается в использовании определенных правил при назначении ресурсов процессам.
24520. Функции ОС по управлению памятью. Типы адресов. Преобразование адресов 40.26 KB
  Сама ОС обычно располагается в самых младших или старших адресах памяти. Функциями ОС по управлению памятью являются: отслеживание свободной и занятой памяти; выделение и освобождение памяти для процессов; вытеснение процессов из оперативной памяти на диск когда размеры основной памяти не достаточны для размещения в ней всех процессов и возвращение их в оперативную память когда в ней освобождается место; настройка адресов программы на конкретную область физической памяти. Программист при написании программы в общем случае обращается...