30231

Социальная информатика: предмет и задачи курса

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения занятого в сфере услуг: если в обществе более 50 населения занято в сфере услуг наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50 населения занято в сфере информационных услуг общество стало информационным. Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Понятие...

Русский

2013-08-24

29 KB

7 чел.

                                                 Тема  1

             Социальная информатика: предмет и задачи  курса

          

          Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном  рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

         Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии  развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

-  если  в обществе более 50% населения занято в сфере услуг,  наступила постиндустриальная фаза его развития;

-  если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом  США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран  создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний  в  мире  к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

- возможность впервые  реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].

Занятость

в ведущей отрасли

50%              1                              2                  3                     4

 ...

                                                                                             время

1- материальном производстве (индустриальное общество),

2- сфере услуг (постиндустриальное общество),

3- сфере информационных услуг (информационное общество),

4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко  разработана  западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом,  Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье  определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу  формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в  развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др.  В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию  как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе  - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”[4].

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:

- медиатизацию1 - процесс совершенствования средств сбора, хранения  и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации, а  также

- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Специалистами отмечается[5], что , к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных  процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники.  Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие , качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных2 социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.

При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.

Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер  и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.

Что же такое информационное общество? Каков его образ?

Например, по мнению А.И. Ракитова[6] общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

- технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и  “компьютеризация” носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и , в частности, вычислительной техники идет  стремительно, имеет “агрессивный” характер. Субъективно же  существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденты.

Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики - знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа - порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания - порождают знания”).

Государственная политика в области информатизации России, получившая  новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные направления:

- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

- формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния;

- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты  пользователей государственными информационными ресурсами в  следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Социальная информатика - определение, предметное поле исследования, методологическая роль.

Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах ( в естественных и искусственных системах).

Однако, в общественном мнении, и не только в России,  постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие “информатика” связано исключительно с последней средой - технической. Возникла потребность “защитить” специальным названием предметное поле исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества.

Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе - на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации [7].

Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как  информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие “социальная информатика” было предложено А.В.Соколовым и А.И.Манкевичем в 1971 году.

Один из основоположников социальной информатики академик А.Д.Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.                                           

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:

1 уровень - теоретико-методологический  ( основные категории, понятия и закономерности                                                                                                                  прохождения информационных процессов в обществе);

2 уровень - средний ( социальный “срез” экономических, правовых, психологических и других аспектов   информатизации);

3 уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

На блок-схеме изображена структура социальной информатики как научного знания ( социальная информатика в широком смысле слова):

 Теоретико-методологический уровень                                                                                                                                           ( Социальная информатика в узком смысле слова)

                       Социальный         срез:     

экономических               правовых               психологических

       аспектов                    аспектов                     аспектов

информатизации       информатизации ...  информатизации

Информационные     Информационные   Информационные  

технологии в              технологии в                технологии в

экономике                       праве                 ...        психологии

(соц.аспекты)             (соц.аспекты)               (соц.аспекты)  

Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической , правовой ,  психологической , социологической информатики и других.

В  любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так , например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и  социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий.

В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как  целого комплекса учебных дисциплин[8].

Задачами учебного курса “Основы социальной информатики” являются :

- создание основы умения правильно ориентироваться в  новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;

- формирование представления о насущной необходимости овладения  компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в  современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

- методологическая подготовка  к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке  информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

                                 Литература:

1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

3. Porat M. Global implications of information Society. J.Community, 1978, Winter, p.76.

4. Урсул А. Информатизация партии:  необходимость концепции и принципы ее разработки // Кадры партии, 1990, №2, с.71.

5. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.

6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

7. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94, М., 1994, с.5.

8. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995, с.19-22.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79727. Реализация продукции 86 KB
  Реализация продукции Учет реализации продукции по мере оплаты Учет реализации продукции по мере отгрузкиУчет реализации по договору мены Учет реализации продукции ниже себестоимости Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными с покупателями договорами в которых указан ассортимент срок отгрузки количество и качество продукции цена форма расчетов. Целью отражения хозяйственных операций по реализации продукции на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата от реализации продукции. Расчет...
79728. Розничная торговля 63.5 KB
  Розничная торговля Поступление товаров на предприятие розничной торговли Бухгалтерский учет скидок на предприятии розничной торговлиСинтетический и аналитический учет реализации в розницу Расчет торговой наценки Учет продажи населению товаров в кредит Поступление товаров на предприятие розничной торговли Учет товаров разрешается вести по покупным или продажным ценам. Так как в розничной торговле нет возможности вести учет по конкретному ассортименту и количеству проданного товара то целесообразно применять способ учета товаров по...
79729. Учет валютных операций 113 KB
  В соответствии с ПБУ 3 95 валютные операции отражаются в учете в двух оценках: в валюте расчетов; в рублях. Технически это достигается разными способами: составлением двух комплектов учетных регистров один в валюте другой в рублях; указанием каждой суммы дробью: в числителе указывается валюта а в знаменателе рубли и др. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется на основании соответствующих валютных курсов: официального котируемого Центральным банком Российской Федерации валютных бирж коммерческих банков и др....
79730. Учет долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений 100.5 KB
  Учет долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений Понятие ценных бумаг Приобретение ценных бумаг Доведение покупной стоимости до номинала Увеличение размера уставного капитала АО в связи с увеличением номинальной стоимости акций Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги Доходы по ценным бумагам Учет реализации погашение выбытие Учет операций с векселями 1. Понятие ценных бумаг В соответствии с действующим законодательством ценная бумага это документ удостоверяющий при соблюдении установленной формы и обязательных...
79731. Учет долгосрочных инвестиций 81.5 KB
  Долгосрочные инвестиции предприятия связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства а также реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы с приобретением зданий сооружений оборудования и других отдельных объектов основных средств с приобретением земельных участков и объектов природопользования с приобретением и созданием объектов нематериального характера. Для выполнения строительномонтажных работ подрядным способом предприятие заключает договор...
79732. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 105.5 KB
  Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Варианты учета затрат. Характеристика учет и распределение затрат вспомогательных производств. Методы учета затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции.
79733. Учет издержек обращения 60 KB
  Учет издержек обращения Задачи и классификация издержек обращения Учет транспортных расходов Учет расходов связанных с товарными запасами Учет расходов связанных с основными средствами Учет расходов на оплату труда и социальные нужды. Учет издержек обращения относящихся к реализованным товарам Задачи и классификация издержек обращения Издержки обращения – это затраты материальных денежных и трудовых ресурсов связанные с переводом товаров из сферы производства в сферу потребления. Издержки обращения относятся к категории затрат...
79734. Учет реализации товаров в организации оптовой торговли 43 KB
  Учет реализации товаров в организации оптовой торговли Формы оптовой реализации товаров Учет реализации в момент оплаты товаров. Учет реализации в момент отгрузки товаров. Учет реализации товаров транзитом Формы оптовой реализации товаров Различают две основные формы оптовой реализации товаров: реализация товаров со складов складской оборот; реализация товаров транзитом транзитный оборот. Реализация товаров транзитом в свою очередь применяется как с участием так и без участия оптового предприятия в расчетах.
79735. Учет собственного капитала 46.5 KB
  Учет собственного капитала Учет уставного капитала. Учет резервного капитала Учет добавочного капитала Учет уставного капитала Собственный капитал состоит из уставного капитала добавочного и резервного капитала резервных фондов и нераспределенной прибыли. Для характеристики той чисти собственного капитала размер которой указывается в учредительных документах используют понятие уставный капитал складочный капитал уставный фонд паевой фонд. Все эти виды собственного капитала учитываются на счете 85 Уставный капитал. Сальдо этого...