30236

Расчет себестоимости туристского продукта и услуг социально-культурного сервиса

Доклад

Туризм и рекреация

Но если цена продукции зависит от ситуации которая складывается на рынке то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансовохозяйственной деятельности самого предприятия. Следовательно совокупные затраты предприятия представляют собой издержки производства и издержки обращения и они лежат в основе определения себестоимости продукции работ услуг. При определении себестоимости общего объема выпуска продукции все затраты группируются по принципу однородности по следующим элементам: материальные затраты за вычетом...

Русский

2013-08-24

50.5 KB

24 чел.

15. Расчет себестоимости туристского продукта и услуг социально-культурного сервиса.

(Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. учебн. Заведений/ М.А. Морозов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.)

Общая характеристика затрат

Целью любого коммерческого предприятия, производящего продукцию или услуги, является получение прибыли, и чем больше прибыли оно получает, тем лучше оно работает. Прибыль предприятия зависит от двух факторов: выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которые оно при этом несет (объема затрачиваемых денежных, материальных и трудовых ресурсов). Другими словами, прибыль зависит от цены продукции и затрат (себестоимости) на ее производство.

В рыночной экономике цена продукции формируется согласно закону стоимости и соответствует сумме общественно необходимых издержек производства и величине средней прибыли, т.е. выступает в виде общественного норматива, определяемого рынком. Но, если цена продукции зависит от ситуации, которая складывается на рынке, то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансово-хозяйственной деятельности самого предприятия. И чем грамотнее предприятие управляет своими ресурсами, тем меньше будет издержек, а прибыль, соответственно, будет больше. Это видно из следующей формулы:

ВД =V - с/с,

где     ВД - валовой доход;

V - валовая выручка (полная сумма денежных поступлений без НДС и акцизов);

с/с - себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

ВП = ВД - Z расх. об.,

         

где ВП - валовая прибыль - часть валового дохода за вычетом всех обязательных расходов;

Z        , - все обязательные расходы.

расх.   об 

Под издержками (себестоимостью продукции, работ, услуг) понимается совокупность всех затрат предприятия, необходимых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Следовательно, совокупные затраты предприятия представляют собой издержки производства и издержки обращения и они лежат в основе определения себестоимости продукции (работ, услуг). Конкретный состав затрат, которые можно относить на издержки производства и обращения, законодательно регулируется во всех странах. Это связано, с одной стороны, с налоговой системой, а с другой, - необходимостью определения источников их возмещения.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг)  природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость производимой продукции (услуг, работ) может определяться как на весь объем, так и на единицу (удельная себестоимость).

При определении себестоимости общего объема выпуска продукции все затраты группируются по принципу однородности по следующим элементам:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

При определении себестоимости производства и реализации единицы продукции (калькулирование) все издержки группируются не по элементам затрат, а по статьям калькуляции, т.е. определяются статьи расходов предприятия на единицу продукции, в зависимости от их назначения и места возникновения.

При этом при определении себестоимости по статьям калькуляции выделяются следующие виды затрат:

- основные и накладные;

прямые и косвенные;

постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Основные затраты определяются непосредственно самим технологическим процессом, без которых он, в принципе, невозможен, а накладные расходы связаны с управлением и организацией его обслуживания и продвижением и реализацией продукта. В отличие от основных затрат, которые непосредственно относятся к себестоимости единицы продукции, накладные расходы необходимо распределять.

Для определения себестоимости конкретного продукта (услуги, работы) все затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно ложатся на себестоимость единицы продукции (услуг, работ), а косвенные нет, поскольку они относятся ко всему объему произведенной продукции в течение определенного периода времени. Косвенные затраты должны распределяться самим предприятием пропорционально предварительно определенному признаку (в качестве признака, как правило, берется один из видов прямых затрат, например, заработная плата основных сотрудников). Косвенные затраты разделяются на производственные и непроизводственные.

Косвенные затраты производственные (I):

заработная плата с начислениями работников, выполняющих общепроизводственные функции;

расходы на повременную и абонентскую оплату телефонных переговоров;

расходы по выплате процентов за кредиты, взятые для оплаты поставщикам отдельных видов услуг, из которых формируется продукция предприятия;

арендная плата;

расход на рекламу;

расход на оплату коммунальных услуг, ремонт и эксплуатация транспортных средств;

амортизация и содержание производственных помещений;

расходы на оплату сторонних организаций, связанных с формированием и реализацией продукции (услуг) и т.п.

Косвенные затраты непроизводственные (II):

- заработная плата с начислениями административного аппарата, работников бухгалтерии, службы безопасности;

амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

оплата услуг сторонних организаций (аудиторские и консультационные услуги, нотариальные услуги);

расходы на подготовку и переподготовку персонала, по лицензированию и сертификации и т.п.

Особую важность для предприятий имеют затраты, поведение которых зависит от изменения объемов производства или реализации продукции (услуг). Существуют затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска, и затраты, величина которых зависит от объемов выпуска продукции и услуг. Такое деление в определенной степени условно, поскольку практически все затраты в той или иной мере зависят от изменения объемов производства (реализации) продукции (услуг).

Постоянные затраты (условно-постоянные) - это затраты, которые непосредственно не зависят от величины и структуры производства и реализации продукции (услуг). К ним относят заработную плату управленческого и вспомогательного персонала со всеми обязательными отчислениями, расходы на аренду, амортизацию основных фондов, коммунальные
услуги, абонентскую плату за телефон, расходы на рекламу, затраты на лицензирование и сертификацию и т.п. Такие затраты относятся ко времени и их еще называют - затратами времени.
 

Переменные затраты (условно-переменные) - это такие затраты, общая величина которых непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции (услуг). К ним относят затраты сырья, материалов, топлива, электроэнергии на производственные цели, заработную плату той части работников, вознаграждения которых зависят от объемов производства и реализации продукции (услуг) со всеми обязательными отчислениями, выплату комиссионных агентам и т.п. Такие затраты еще называют - затратами места.

Поскольку деятельность предприятий сервиса и туризма очень сильно зависит от различных внешних факторов (сезонности, экономических, политических, природных факторов), то для планирования и стратегического управления их деятельностью большое значение приобретает учет и управление поведением этих затрат.

С одной стороны, постоянные и переменные затраты по-разному относятся к изменениям общего объема производства продукции (услуг). С другой стороны, сами изменения (колебания) существенно затрудняют определение постоянных и переменных затрат для включения их в себестоимость товаров и услуг, что, в свою очередь, влияет на финансовые результаты предприятий. Поэтому, для того чтобы правильно разделять затраты на постоянные и переменные по каждому направлению деятельности и виду предоставляемых услуг, предприятиям туризма и гостиничного бизнеса необходимо:

  1.  разработать методы разделения затрат на постоянные и переменные;
  2.  выявить тенденции поведения отдельных видов затрат от изменения объемов производства и реализации товаров и услуг;
  3.  определить относительность (условность) классификации общих затрат на постоянные и переменные.

Разделение затрат на постоянные и переменные является нетривиальной задачей, т.к. в ряде случаев при изменении экономической ситуации затраты могут переходить из одного состояния в другое, скажем, были постоянными, а стали переменными, и наоборот.

Если рассматривать поведение затрат в течение длительного времени, то вообще все затраты можно считать переменными. Поэтому постоянные и переменные затраты еще называют условно-постоянными и условно-переменными. На условность затрат, кроме временного фактора, могут влиять и различные производственные ситуации.

Постоянные и переменные издержки в совокупности составляют валовые (совокупные, общие) издержки предприятия:

TC = FC + VC

 

Постоянные затраты могут быть остаточными и стартовыми.

Остаточные затраты - часть постоянных затрат, которые продолжает нести предприятие туризма и гостиничного бизнеса независимо от того, что деятельность предприятия либо полностью, либо временно приостановлена. К таким затратам можно отнести, например, аренду.

Стартовые затраты - часть постоянных затрат, которые возникают с началом (возобновлением) деятельности предприятия (например, получение лицензии).

Постоянные затраты могут быть двух видов:

Полностью (абсолютно) постоянные - это такие затраты, которые имеют место даже тогда, когда никакая деятельность не ведется, например, амортизация основных фондов, аренда.

Постоянные затраты, необходимые для обеспечения деятельности, имеют место только при осуществлении деятельности, например, затраты на электроэнергию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18724. Молодежь как социально-демографическая группа 27.13 KB
  Молодежь как социальнодемографическая группа. Индекс развития человеческого потенциала индекс развития молодёжи. Возрастные границы. Документы регламентирующие возрастные границы. Специфика социального статуса и социальноролевое поведение. Ценности и ценностные ...
18725. Общественное объединение как составляющая часть общественного движения на различных уровнях 22.74 KB
  Общественное объединение как составляющая часть общественного движения на различных уровнях. Теоретические основы понятия общественное движение. Территориальная сфера деятельности общественных объединений как составляющая часть молодежного детского движения ...
18726. Общественные объединения как субъект молодежной политики 24.06 KB
  Общественные объединения как субъект молодежной политики. Субъекты реализации молодёжной политики. Место общественных объединений в реализации молодёжной политики Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирова
18727. Этапы становления государственной молодежной политики в РФ 41.19 KB
  Этапы становления государственной молодежной политики в РФ. Важнейшее значение для развития любого государства является решение задач обеспечения социального воспроизводства. При этом именно российское государство активно и широко используя потенциал общественнос...
18728. Стратегия ГМП в РФ 33.97 KB
  Стратегия ГМП в РФ. Стратегия государственной молодёжной политики далее Стратегия разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений ориентированных на молодёжь включающих задачи связанные с участием молодёжи в реализации приорит
18729. Социальное воспитание молодежи 26.71 KB
  Социальное воспитание молодежи. Определение сущность социального воспитания. Воспитание сегодня понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека группу людей или коллектив прямое косвенное опосредованное; орган
18730. Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации 28.51 KB
  Социализация личности. Человек как объект и субъект социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения принятых в обществе. Каждый человек особенно в детстве и юности является объектом социализации. Человек как субъект социализаци
18731. Человек как субъект и объект воспитания 25.98 KB
  Человек как субъект и объект воспитания. Потребность в воспитании. Воспитание – это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций труда общения познания и т.д.. Оно входит в процесс социализации и явл...
18732. Разностороннее воспитание молодежи 25.41 KB
  Разностороннее воспитание молодежи. Модель разностороннего воспитания личности. Компоненты разностороннего воспитания. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересо