30237

Понятие и виды цен. Методы ценообразования и ценовая политика на предприятиях СКСиТ

Реферат

Туризм и рекреация

Только после этого можно определять цели в соответствии с которыми устанавливаются цены. Сущность цены. Кривая спроса показывает что спрос потребителей на туристские услуги увеличивается по мере снижения цены на них. Производители напротив увеличивают предложение по мере роста цены.

Русский

2013-08-24

146 KB

34 чел.

16. Понятие и виды цен. Методы ценообразования и ценовая политика на предприятиях СКСиТ.

  1.  Суть ценовой политики на предприятиях СКСиТ

Перед предприятиями социально-культурного сервиса и туризма постоянно встает задача определения цен на свои товары и услуги, что в условиях точной экономики является весьма важным и сложным процессом. От ценовой политики предприятия и правильного определения цен во многом зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, поскольку правильная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.

Суть ценовой политики на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма заключается в установлении таких цен на предоставляемые товары и услуги, которые обеспечили бы запланированный рост прибыли и отвечали стратегическим и оперативным задачам предприятия по удержанию и расширению своих позиций на рынке. Для выработки ценовой политики предприятию необходимо определить целевую аудиторию и правильно позиционировать свою продукцию и услуги на рынке. Только после этого можно определять цели, в соответствии с которыми устанавливаются цены. Примерами таких часто встречающихся на практике целей могут быть обеспечение выживаемости предприятия, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара и др.

Сегментные группы примерного агротура.

Сегментные группы

Средства размещения

Родители с детьми; лица «третьего» возраста

Стационарные помещения с определенной лечебно-профилактической базой

Студенты, старшие школьники, молодежь

Частный сектор, палатки, летние домики

Спортивные группы

Приспособленное помещение школы

Туристы с высоким уровнем дохода

Дома для приема

Иностранные туристы

Отреставрированная усадьба XIX в.

  1.  Сущность цены.

Современная экономическая теория рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. В условиях совершенной конкуренции, т.е. когда множество мелких фирм производят однородную продукцию при благоприятных условиях входа на рынок и выхода из него и равном доступе ко всем видам информации (так можно описать рыночную структуру современного туристского рынка России), цена устанавливается на рынке. Эту цену принято называть ценой равновесия.

Кривая спроса показывает, что спрос потребителей на туристские услуги  увеличивается по мере снижения цены на них. Производители, напротив, увеличивают предложение по мере роста цены. Точка пересечения на графике означает, что спрос и предложение уравновешены, а цена является выразителем этого равновесия.

Цена равновесия равняется, с одной стороны, предельной полезности, а с другой – предельным издержкам. Сущность цены выражается в следующих функциях:

  •  распределительной;
  •  стимулирующей;
  •  функцией ориентации.

Содержание распределительной функции цены проявляется в том, что созданный с помощью цен валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.

Стимулирующая функция цены находит свое объяснение в следующем: цены экономически способствуют производству и потреблению одних товаров и сдерживают потребление и производство  других, они также стимулируют применение новых товаров и материалов и повышение качества продукции.

Функция ориентации означает, что цена обеспечивает покупателя товара и его продавца необходимой информацией.

  1.  Особенности ценообразования  в туризме.

Ценообразование в сфере услуг и в туризме в частности имеет целый ряд особенностей:

  1.  Услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены.
  2.  Устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на них следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей.
  3.  Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов; спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер.
  4.  Туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как цены для иностранных туристов, как правило, более высокие, чем для отечественных, и устанавливаются в свободно конвертируемой валюте.
  5.  Цены на туристские услуги должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, национальные парки, исторические памятники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (горы, водопады).

5. Структура цены на турпродукт.

Цена на туристские услуги имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом себестоимость произведенного товара (туристского пакета), а верхний предел определяется спросом на данный товар. Следовательно величина на турпродукт определяется его стоимостью и спросом на этот продукт. Кроме того, на цену турпродукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания, используемое транспортное средство, форма обслуживания (групповая или индивидуальная), конъюнктура рынка туруслуг, сезонность предоставления услуг, эффективность рекламы и т.п.

                                                                                                Себестоимость

                                                                                                 услуг туризма   

                                                                                                              Продажная цена

                                                                                                              туристского продукта

При разработке цен на турпродукт (например, размещение в гостинице) учитываются следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам: комиссия для оптовиков – туроператоров, которые  разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников; розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператоров или сами бронируют гостиничные номера; комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей.

Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту. Таким образом, стоимость туристской путевки определяется по формуле:

Ц =

И + Н + П – С ± К ,    

          Т + Э

где      Ц – цена турпакета на одного туриста в рублях;

И- себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора;

Н – косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг;

П – прибыль туроператоров в рублях;

С – скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет;

К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (надбавка к цене турпакета или скидка с цены туроператора в пользу турагента);

Т – количество туристов в группе;

Э – количество сопровождающих группу (эскорт).

Кроме указанных выше особенностей ценообразования в туризме, следует помнить следующее:

  •  цены на определенные виды услуг туризма не входят в стоимость турпакета (например, экскурсии); туристы заказывают и оплачивают их дополнительно в соответствии со своими вкусами и интересами;
  •  при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе: чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;
  •  цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как детям и школьникам предоставляются значительные скидки с цены на многие услуги туризма;
  •  прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат (размер процента зависит от спроса на данный турпродукт и может колебаться от 5 до 100% и более).

Расчет цены на турпродукт производится исходя из нормативной  себестоимости услуг. Калькуляция – это определение стоимости одной единицы услуг или товара.

Пример.

Рассчитать стоимость тура в Турцию (г. Анталья), предлагаемого туроператором «Академсервис».

  1.  Общие условия.

Сроки: 15 дней – 14 ночей в июле.

Количество туристов в группе, включая сопровождающего, - 40 человек.

Питание – полупансион (завтрак и ужин).

Проживание – двухместные номера со всеми удобствами в курортном отеле.

Транспорт – перелет регулярным рейсом «Аэрофлота» (ИЛ-86) - $175.

Трансфер: аэропорт – гостиница – аэрофлот автобусом «Мерседес».

  1.  Смета расходов турфирмы по отправке туристов.

Перелет - $ 175 х 40 человек = $ 7000.

Проживание – гостиница «Sun Zeynep», включая питание (полупансион):

$ 35 * 14 ночлегов *  40 человек =  $ 19600.

ИТОГО: $ 26600.

  1.  Услуги фирмы (бронирование мест в гостинице и авиабилетов, сопровождение группы) – 10% от величины расходов:          ($ 19600 + $ 7000 ) * 10 % = $ 26600 * 10 % = $ 2660.

  1.  Прибыль фирмы – 10% от величины расходов - $ 2660.

  1.  Общая стоимость тура на всю группу: $ 26600 + $ 2660 + $ 2660 = $ 31920.

  1.  Стоимость тура на 1 человека (расходы на сопровождающего от фирмы делятся на общее количество туристов в группе, т.е. на 39 человек):       $ 31920 : 39 = $ 818,5.

Приведенный пример показывает, что на долю отправляющей туристской фирмы приходится лишь 16,7 % общей стоимости тура:

( $ 2660 + $ 2660 ) :  $ 31920 * 100 % = 16,7 %.

Следует учитывать, что цена должна быть гибкой, т.е. обладать маневренностью и динамичностью. Так, в настоящих условиях многие туристские фирмы вынуждены снизить норму прибыли в ценах на туристские путевки в целях привлечения туристов.

6. Методика расчета исходной цены

  1.  Постановка задач ценообразования
  2.  Определение спроса
  3.  Оценка издержек
  4.  Анализ цен и товаров конкурентов
  5.  Выбор метода ценообразования
  6.  Установление окончательной цены

7. Методы формирования ценовой политики.

В рыночной экономике существуют различные подходы к формированию ценовой политики предприятий социально-культурного сервиса и туризма, которые можно разделить на две группы:

методы, базирующиеся на затратном подходе;

рыночные или маркетинговые подходы.

Но в любом случае выбор цены ограничивается верхним пределом, который определяется спросом на данную продукцию (услугу), и нижним - издержками предприятия, необходимыми для производства и реализации данного продукта (услуги).

Затратные подходы в формировании цены продукции (услуг) предприятий СКСиТ

К затратным подходам в формировании цены продукции (услуг) относятся:

расчет цены по методу средние издержки плюс прибыль;

расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Расчет цены по методу средние издержки плюс прибыль

Это самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий социально-культурного сервиса и туризма он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что предприятия при определении цены на свою продукцию и услуги ориентируются на издержки, т.е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. В этом случае расчет цены продукции определяется по следующей формуле:

Цзп  = с/с + Ппр  ,

где Цзп - цена продукции, представленная по методу средних издержек плюс прибыль;

с/с - полная себестоимость продукции; П пр   — предполагаемая прибыль.

Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив от себестоимости, т.е. вводится коэффициент β (β х с/с). Тогда формулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в следующем виде:

Цзп= с/с + Пп = с/с + β * с/с = с/с * (1+ β).

Такой подход является для предприятия достаточно простым и понятным. Предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены. Определяя цены по издержкам, предприятию не приходится слишком часто их корректировать в зависимости от изменения спроса. Если другие аналогичные предприятия применяют такой же подход в формировании цен, то все они имеют примерно одинаковые цены, т.е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.

В рыночных условиях метод средних издержек плюс прибыль при своей кажущейся логичности также имеет ряд значительных недостатков. 

Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т.е. его отношение к товару или услуге.

Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий социально-культурного сервиса и туризма, поскольку спрос на товары и услуги зависит от множества факторов и подвержен значительным колебаниям. Одним из определяющих факторов, влияющих на спрос, является сезонность.

В-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т.е. уровень предложения подобных услуг на рынке.

Расчет цены на основе анализа безубыточности

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли также базируется на издержках. При его использовании предприятию необходимо произвести разделение затрат на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить, как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль предприятия.

Такой подход в ценообразовании предприятия предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение наилучшей, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому этот метод еще называют целевым ценообразованием. Этот подход является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается рынок.

Рыночные или маркетинговые методы в формировании цен на продукцию (услуги)

предприятий социально-культурного сервиса и туризма

Рыночный или маркетинговый подход в определении цены на продукцию (услуги) предприятий социально-культурного сервиса и туризма является наиболее предпочтительным. Это объясняется тем, что при установлении цены на товар или услуги обязательно проводится изучение рынка: исследование потребителей продукции, анализ спроса, конкурентов и т.п. Как правило, ценовая политика фирмы зависит от того, какое место она занимает на рынке, т.е. является ли она достаточно известной и хорошо зарекомендовавшей себя или это малоизвестная фирма. Есть и специфические факторы, влияющие на ценообразование, например, для предприятий гостиничного комплекса очень сильное влияние на ценообразование оказывает такой фактор, как место расположения гостиницы.

К рыночным или маркетинговым методам установления цены на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма относятся следующие:

установление цены на основе ощущаемой ценности товара;

установление цены на основе уровня текущих цен;

установление цены на основе закрытых торгов;

стратегия престижных цен.

Установление цены на основе ощущаемой ценности товара (ориентация на спрос)

В данном подходе главным критерием при определении цены предприятия социально-культурного сервиса и туризма становятся уже не издержки производителя продукции (услуг), а то, как данный товар воспринимает покупатель, т.е. исходят из ощущаемой ценности своих товаров покупателями. Для этого путем проведения различных опросов необходимо изучить отношение покупателя к товару или услуге, желание покупателей приобрести тот или иной товар (услугу), оценить, сколько покупатель готов за нее заплатить. Такая информация позволяет правильно позиционировать товар или услугу и определить, какой товар (услуга) имеет большую ценность для клиента, чем затраты на нее. Полученные результаты используются при формировании цены.

Установление цены на основе уровня текущих цен

Назначая цену с учетом уровня текущих цен, предприятие социально-культурного сервиса и туризма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. В зависимости от того, какое положение предприятие занимает на рынке, оно может выбирать различную стратегию в определении цены на вою продукцию, например, назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих конкурентов.

Алгоритм определения цены при этом подходе следующий. Сначала изучаются производители аналогичной продукции (конкуренты) и их цены. Затем находится так называемая средняя рыночная цена, которая является ориентиром при образовании собственной цены предприятия. Если предприятие социально-культурного сервиса и туризма является достаточно известным и занимает высокие позиции на рынке, то оно может устанавливать цену выше средней, и чем выше его рейтинг, тем цена может быть выше. В исключительных случаях устанавливаемая цена даже может быть выше самой максимальной цены на рынке. Если же предприятие занимает на рынке не очень высокие позиции, то при определении цены целесообразно устанавливать ее близкой к среднерыночной цене или даже на несколько процентов ниже. Такая позиция будет существовать до тех пор, пока предприятие социально-культурного сервиса и туризма не завоюет достаточную известность, после чего можно будет повысить цену.

Одним из вариантов такого ценообразования является подход, при котором предприятие устанавливает цены на свои услуги на уровне предприятия, занимающего ведущее положение в отрасли. Такой подход называют гонкой за лидером. С одной стороны, это удобно для предприятия, особенно если оно не имеет возможности проводить свою маркетинговую политику. Но с другой стороны, может привести к отрицательным результатам, если предприятие, на которое ориентировались, проводило ошибочную политику.

Установление цены на основе закрытых торгов I

Такое ценообразование применяется в тех случаях, когда предприятие социально-культурного сервиса и туризма ведет конкурентную борьбу за выгодное предложение среди других конкурентов. В подобных ситуациях при назначении своей цены предприятие ориентируется на ожидаемые цены предложений конкурентов, а не на величину собственных издержек. Поскольку предприятие хочет получить выгодный контракт, то для этого нужно запросить цену ниже, чем у конкурентов. Однако эта цена не должна быть ниже себестоимости, иначе предприятие понесет убытки.

Стратегия престижных цен

Предприятия социально-культурного сервиса и туризма, которые выбирают такую стратегию, ориентированы на клиентов, для которых цена не является главным критерием выбора. Таких клиентов больше интересует уникальность предоставляемых услуг, их качество, занимаемый статус. Поскольку для поддержания соответствующего уровня обслуживания требуются большие капитальные и текущие затраты, то цены для таких продуктов и услуг очень высокие.

Примером может служить отель-башня «Бурдж аль-Араб» («Burj A1 Arab»), находящаяся в Объединенных Арабских Эмиратах и называемая восьмым чудом света. Этот отель расположен на искусственном, специально созданном для него острове, поражает своей красотой, роскошью и, прежде всего, смелостью проекта. Он является самым высоким отелем в мире не только по своей высоте (321 метр), но и по оценке качества предоставляемых услуг - ему присвоена категория «семь звезд», ранее такая высокая категория не присуждалась ни одному из отелей.

В соответствии с выбранной стратегией ценообразования каждое предприятие социально-культурного сервиса и туризма определяет базовую стоимость услуги. Для привлечения клиентов и партнеров предприятие обычно имеет специальные расценки, которые, в зависимости от различных условий, могут значительно отличаться от базовой цены.

Например, существует такое понятие, как корпоративный клиент - это такой клиент (фирма), который может в течение определенного периода сезона, года) приобрести большое количество товаров и услуг. Для таких клиентов существуют специальные скидки, которые непосредственно зависят от количества приобретаемых товаров и услуг, их качественного состава времени, на которые они резервируются, например, количество ночевок.  Существуют льготные цены для групповых клиентов: при размещении группы туристов одно место для проживания и питания предоставляется бесплатно (место для сопровождающего в групповых турах).

Одной из проблем повышения эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса является заполнение их в сезон низкой активности. Поэтому для увеличения загрузки в этот период предусматривается система различных сезонных скидок, например, существенное снижение цены проживания в несезон. Это позволяет покрывать издержки, которые несет гостиница в сезон низкой активности, и поддерживать устойчивый спрос на услуги в течение года.

С целью повышения общей эффективности гостиницы прибегают к методу дискриминационного ценообразования. Суть данного метода заключается в том, что гостиница устанавливает различные цены не в зависимости от издержек, которые она несет, а от типа клиентов и времени, в которое они приезжают. Например, некоторые гостиницы могут делать различия между клиентами, приезжающими на отдых и для ведения бизнеса. Как правило, такие гостиницы расположены в центральных деловых районах и ориентируются на обслуживание бизнесменов. Для того чтобы повысь свою загрузку в выходные дни, они разрабатывают специальные пакеты  обслуживания туристов по значительно заниженным ценам.

При установлении цен должны учитываться не только экономические, но и психологические факторы цены. Например, существует неписаный закон, которого придерживаются почти все продавцы: цена обязательно должна выражаться нечетным числом, например 19,95 или 99,85, и вместо цены 200 рублей за предоставляемую услугу лучше установить цену 199,95. Тогда для многих потребителей этот товар будет психологически стоить 100 с лишним  рублей, а не 200.

Виды цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

В литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом:

- уровня потребительского спроса на продукцию;

- эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

– возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

- мер государственного регулирования ценообразования;

- уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также имеет ряд других значений. Деятельность организаций по формированию цен подчинена определенным нормативным актам и правилам. Эти правила различаются в зависимости от того, с ценой какого вида мы имеем дело. Можно выделить несколько видов цен.

1. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает два элемента: себестоимость и прибыль. Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор организацией методов и правил свободного ценообразования предопределяется основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. Выбранные цели определяют политику и стратегию ценообразования организации. Политика цен – это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию:

- затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров;

- ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало для организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения цены товара и произведенных затрат.

Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование – установление цен в рамках политики управления сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

Следует отметить, что в литературе и нормативных правовых актах не разграничиваются понятия свободной и рыночной цены. Как представляется, такое положение нельзя признать правильным. Определение рыночной цены осуществляется по установленным законодательством правилам, обобщение которых может быть сведено к главному – установить именно ту цену, которая сложилась на рынке под влиянием спроса и предложения и без каких-либо внешних воздействий, препятствий или ограничений. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения содержатся в ст. 40 Налогового кодекса РФ. Законодательство об оценочной деятельности закрепляет правила установления рыночной стоимости объекта оценки.

Вместе с тем, помимо рыночных существуют и иные виды свободных цен. Для примера можно назвать инвестиционные, ликвидационные, утилизационные цены, а также цены, сложившиеся между взаимозависимыми лицами. Не относясь к рыночным, они являются свободными, поскольку формируются без применения государственного воздействия на них. Таким образом, приходим к выводу, что рыночные цены являются лишь одной из разновидностей цен свободных. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. При этом как общее правило презюмируется, что если не оговорено или не доказано иное, цена является рыночной.

Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Например, в США регулируется от 5 до 10 процентов цен, в основном сельскохозяйственных. В Японии регулируются в основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли, в Австрии – цены на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируются соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно-низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Применение свободных рыночных цен контролируется также в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

- между взаимозависимыми лицами;

- по товарообменным (бартерным) операциям;

- при значительном колебании (более чем на 30 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Таким образом, контроль может осуществляться за применением цен, в том числе свободных.

3. Объективные экономические законы развития хозяйства позволяют провести деление цен на оптовые и розничные. Классификация цен на оптовые и розничные коррелируется с понятием оптовой и розничной торговли, поэтому для уяснения основания рассматриваемой классификации следует обратиться к выяснению терминов и определений, используемых в нормативных правовых актах.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Ρ 51303-99 «Торговля. Термины и определения», принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст., дает следующие определения:

- оптовая Торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

- розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. № 29 «О торговой деятельности в г. Москве» использует аналогичный понятийный аппарат:

- оптовая торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования;

- розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.

Опираясь на приведенные нормы, можно сделать вывод, что критериями разграничения оптовой и розничной торговли являются:

1) покупатели, в роли которых при осуществлении оптовой торговли выступают оптовые или розничные продавцы, а при осуществлении розничной торговли – непосредственно потребители;

2) цели приобретения товаров – перепродажа, профессиональное использование в первом случае, личное потребление или домашнее использование – во втором.

Как уже указывалось, мы исходим из того, что классификация цен на оптовые и розничные является производной и зависимой от соответствующей классификации самой торговли. Следовательно, выделенные критерии могут быть применимы и для критериев деления цен.

Выделяют также цены, применяемые при мелкооптовой торговле. Как представляется, под мелкооптовой можно понимать разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации.

Разновидностью оптовых цен можно считать цены закупочные, применяемые в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупаемых государством. Выявление различия между оптовыми и розничными ценами важно для исследования их составляющих.

В оптовых ценах, как правило, можно выделить следующие элементы:

- себестоимость;

- налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость;

- прибыль изготовителя или другого поставщика.

В оптовой цене на продукцию (товары, услуги), реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации (заготовительные, оптово-посреднические, торгово-закупочные), учитываются:

- оптовая цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки);

- снабженческо-сбытовая надбавка (включает расходы снабженческо-сбытовых и других посреднических организаций по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, необходимую для нормальной деятельности).

В розничную цену включены:

- оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки);

- торговая надбавка.

Торговую надбавку составляют издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, и другие расходы по закупке и реализации товаров. Кроме того, в торговую надбавку включаются налог на добавленную стоимость, акцизы и прибыль. Если предприятие-изготовитель реализует продукцию и товары собственного производства непосредственно населению через кассу, то розничная цена складывается из отпускной цены с добавлением торговой надбавки.

4. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен определяются законодательством Российской Федерации. Мировые цены устанавливаются на основе данных биржевых котировок. Условия о применяемых внешнеторговых ценах могут предусматриваться межправительственными соглашениями. Информация о мировых ценах представляет интерес для субъектов, занимающихся внешнеторговой деятельностью. При заключении внешнеторговых сделок цены на импортируемые и экспортируемые товары формируются с учетом ряда факторов, основными из которых являются базисные мировые цены и условия поставок, условия и валюта платежа, объем, качество и иные характеристики товаров. При этом отклонение контрактных цен от мировых цен международной торговли может быть весьма значительным.

Вместе с тем, некоторыми нормативными актами предусмотрены основания применения в контрактах мировых цен. Так, в соответствии с п. 3.3 «г» Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линии электропередач, стоимость товаров заявляется декларантом с учетом цены внешнеторговой сделки купли-продажи. Если в контракте (договоре) отсутствует фиксированная (точная, окончательная) цена товара и установлены лишь условия ее определения (например, на основе формулы для расчета цены на определенную дату или биржевых котировок на дату продажи товара), то для оценки ввозимого/вывозимого товара используется предварительная (ориентировочная) цена, зафиксированная в контракте, либо расчетная цена, определяемая на дату подачи ВГТД в соответствии с установленными контрактом условиями расчетов. При невозможности проведения таких расчетов условную (временную) оценку ввозимого/вывозимого товара можно произвести на основе информации о мировых ценах, рассылаемой ГТК России или имеющейся в распоряжении таможенного органа.

Следует отметить, что вследствие государственного регулирования, налогообложения и других факторов внутренние цены, как правило, резко отличаются от мировых. Достаточно сказать, что внутренние цены на один и тот же энергоноситель в разных странах различаются в 3 раза и более. По расчетам экономистов, для безубыточности экспорта энергоресурсов необходимо, чтобы внутренняя цена производителя не превышала 70 процентов мировой цены на энергетическом рынке.

5. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию и оплате таможенных сборов цены также делятся на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 1990 г. Все термины в «Инкотермс 1990» разбиты на четыре категории в зависимости от условий договора. Группа условий «Е» – это случаи, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Согласно терминам группы «F» (FCA, FAS, FOB) продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем. К третьей группе «С» (CER, CIF, СІР) относятся случаи, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара. Согласно терминам группы «D» (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Также в Правилах по всем терминам определены обязательства сторон, в том числе и тип расчетов. Например, цена FAS означает, что продавец несет все расходы до момента доставки товара до причала, цена FOB включает доставку на борт корабля; цена CER подразумевает оплату стоимости товара и фрахта, цена CIF – оплату стоимости, страхования и фрахта. Возможны добавления к торговым терминам, если стороны хотят конкретизировать какие-либо условия. Например, к цене EXW, означающей, что покупатель хочет получить товар на складе продавца, может быть добавлено «с оплатой таможенных сборов для вывоза», если продавец принимает на себя обеспечение таможенной очистки товара.

Следует отметить, что во внутригосударственном обороте России цены традиционно устанавливаются методом F («франко»): франко-вагон станции отправления, франко-вагон станции назначения и т. п. Применение цен на условиях «франко» рекомендовано и для внешнеторговой деятельности, осуществляемой российскими хозяйствующими субъектами. Так, Телеграммой Минэкономики РФ и Минтопэнерго РФ от 4, 9 октября 1996 г. № 7-974, АК-315 сообщен порядок определения внешнеторговых цен при поставке энергоресурсов в страны – участники СНГ всеми предприятиями и организациями России, независимо от организационно-правовых форм, в случае отсутствия двусторонних межправительственных соглашений. В Телеграмме указано, что внешнеторговые цены определяются на условиях франко-граница Российской Федерации. В них учтены налоги, сборы и пошлины, действующие на территории России.

6. Основанием деления цен на временные и постоянные является наличие или отсутствие в правовом акте условия о периоде действия цены. Следовательно, такая классификация имеет первостепенное значение для применения регулируемых цен.

Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что подобные конструкции ценового регулирования зачастую вводятся в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения. Например, в практику регулирования тарифов на железнодорожные перевозки вошло установление на определенный срок (как правило, с 15 сентября по 1 ноября) льготных железнодорожных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции.

Введение временных мер ценового регулирования практикуется в связи с возникновением неблагоприятной экономической ситуации в стране и необходимостью преодоления кризисных явлений. Подобные меры применяются, как правило, в целях защиты прав и интересов потребителей. Например, в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 3 марта 2000 г. № 241-РМ «О временном порядке установления торговых надбавок предприятиями розничной торговли г. Москвы» в связи со снижением платежеспособности населения предельный размер розничной торговой надбавки для предприятий розничной торговли Москвы, независимо от форм собственности, закупающих картофель и овощную продукцию на плодоовощных предприятиях города, установлен не выше 20 процентов на период с 1 марта по 1 июля 2000 г.

Правовое значение установления временной цены (или, что точнее, периода времени, в течение которого цена должна применяться) заключается в следующем. Правомерным будет такое поведение хозяйствующего субъекта, при котором он будет применять цену на товар (работу, услугу), действующую на день осуществления данной хозяйственной операции. Следовательно, дата введения новой цены играет важную роль. Так, в п. 23 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации отмечено, что тарифы (цены) устанавливаются с указанием даты введения в действие. Решения об установлении тарифов (цен) не имеют обратной силы. Не допускается введение установленных тарифов (цен) в действие с даты, предшествующей дате принятия решения об их установлении.

Представляется необходимым, учитывая роль цены в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и последствия изменения ценового воздействия для финансового состояния предпринимателя, установить экономически просчитанный временной период для введения новой цены. Особенно это актуально для случаев, когда ценовое изменение является неблагоприятным для хозяйствующего субъекта. К сожалению, до сих пор такое правило не нашло отражения в правовых актах.

Помимо необходимости «производственной адаптации» к новой цене, такой период нужен и для доведения информации до хозяйствующих субъектов, чьи права и обязанности затрагиваются применяемой нормой. В настоящее время наш законодатель крайне редко учитывает это обстоятельство, однако тенденция к позитивным изменениям наметилась. Например, в п. 14 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки указано, что при установлении сроков введения новых тарифов на грузовые железнодорожные перевозки должна учитываться необходимость доведения информации о них до потребителей услуг субъектов естественных монополий на транспорте в соответствии с законодательством РФ.

В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием «цена» употребляется термин «тариф» (в переводе с французского tarif- система ставок, по которым взимается плата за услуги). В литературе и нормативных источниках можно встретить разные сочетания терминов «цена» и «тариф». Таким образом, понятие «цена» является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента как в отношении товаров, так и в отношении работ, услуг. Тариф – понятие специальное, сфера его применения – это область работ и услуг.

Знание механизма формирования и правил применения цен позволяет предпринимателям избежать негативных финансовых последствий. Интерес государства к данной сфере определяется задачей создания конкурентной среды на товарных рынках, необходимостью социальной защиты потребителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2512. Физика в биологических обследованиях лабораторные и семинарские занятия 692.35 KB
  Изучение механических колебаний. Изучение аппарата для ультразвуковой терапии. Определение скорости звука в воздухе методом стоячих волн. Изучение физической основы аускультативного метода измерения артериального давления крови. Изучение механических моделей биологических тканей. Биоэлектрическая активность биологических объектов.
2513. Определение удельного заряда электрона магнетрона 153 KB
  Непосредственное измерение массы электрона представляет значительные трудности ввиду ее малости. Легче определить удельный заряд электрона, т.е. отношение величины заряда к массе (е / m), а по величине заряда е и удельному заряду можно найти массу m электрона. Для определения е / m могут применяться различные методы. В данной работе применен метод магнетрона.
2514. Исследование свойств плоскостного полупроводникового триода (транзистора) 609 KB
  Изучить устройство и принцип действия полупроводникового триода, Снять вольт − амперные характеристики триода; Вычислить коэффициенты усиления триода по току, напряжению и мощности.
2515. Определение волны световой волны при помощи дифракции от щели 386 KB
  Рассмотрим прохождение волны через узкую прямоугольную щель. Согласно принципу Гюйгенса каждая точка фронта волны, достигающей щели, является источником вторичных волн, распространяющихся во все стороны. Поверхность, огибающая эти волны и представляющая фронт прошедшей через щель волны.
2516. Изучение колебательного контура 277.81 KB
  Колебательные процессы широко распространены в природе и технике. Примером колебаний различных физических величин являются колебания маятников, струн, мембран телефонов, звук, свет, а также переменный электрический ток, представляющий собой электрические колебания.
2517. Определение скорости звука в воздухе методом стоячей волны (или методом резонанса) 183.89 KB
  Любая частица среды, выведенная из положения равновесия, под действием упругих сил стремится возвратиться в первоначальное положение и совершает колебания. Вместе с ней начинают колебаться и соседние с ней частицы, затем следующие и т.д. Такое распространение колебательного процесса в среде называется волной.
2518. Определение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника 307 KB
  Большинство косвенных методов измерения ускорения силы тяжести g основано на использовании известной формулы для: периода Т колебаний физического маятника. Измерение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника.
2519. Способы определение удельного заряда электрона методом магнетрона 48.15 KB
  В пределах точности эксперимента электрон – стабильная частица. Характер движения и траектория заряженной частицы зависят не от ее заряда или массы в отдельности. Измеряя скорости и траектории частиц, движущихся в электрических и магнитных полях, можно определить величину и знак удельного заряда.
2520. Изучение абсолютно упругого удара шаров 270.56 KB
  Изучение способов определения скорости тел до и после удара на основе законов сохранения, обоснование в процессе выполнения третьего закона Ньютона при упругом ударе тел.