30239

Оценка эффективности деятельности предприятий СКСиТ

Доклад

Туризм и рекреация

Оценка эффективности деятельности предприятий СКСиТ. Понятие эффективности Для того чтобы предприятие могло сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию необходимо сформулировать критерии к которым оно должно стремиться и соответствующие показатели характеризующие выполнение этих критериев. В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия определяется в виде отношения результата к затратам необходимым для достижения этого результата. E = F R...

Русский

2013-08-24

85.5 KB

82 чел.

18. Оценка эффективности  деятельности  предприятий СКСиТ.

(Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. учебн. Заведений/ М.А. Морозов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.)

Понятие эффективности

Для того, чтобы предприятие могло сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию, необходимо сформулировать критерии, к которым оно должно стремиться и соответствующие показатели, характеризующие выполнение этих критериев.

В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия определяется в виде отношения результата к затратам, необходимым для достижения этого результата.

E = F / R,

где      Е - показатель экономической эффективности;

F - полученный результат, эффект;

R - затраты, необходимые для достижения этого результата.

В экономике существуют множество различных показателей эффективности, с разных сторон характеризующих деятельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма. В зависимости от того, для каких целей рассчитываются показатели, они делятся на глобальные (на уровне экономики государства) и локальные (для предприятий и его подразделений). В качестве глобальных показателей результата (эффекта) могут рассматриваться национальный доход (НД), валовой общественный продукт (ВОП), валовой внутренний продукт (ВВП), на уровне предприятий - это выручка, прибыль и т.п. В качестве затрат в первом случае выступают общественно необходимые затраты, а во втором - непосредственные затраты предприятий.

В экономических расчетах используются два типа показателей эффективности - абсолютные и сравнительные, которые дополняют друг друга. Абсолютные показатели рассчитываются как отношение абсолютного эффекта к общим затратам, а относительные - как отношение разности эффекта к разности затрат.

Для определения эффективности функционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели эффективности использования ресурсов, то есть определяется функция эффективности использования ресурсов.

Функция эффективности использования ресурсов

Любое предприятие социально-культурного сервиса и туризма в своем развитии применяет два подхода использования ресурсов:

экстенсивный,

интенсивный.

При экстенсивном подходе увеличение выпуска продукции (услуг) осуществляется за счет привлечения дополнительных объемов ресурсов, увеличение эффекта достигается за счет увеличения объема используемых ресурсов.

При интенсивном подходе увеличение выпуска продукции (услуг) осуществляется за счет использования новой более производительной техники новейших технологий (при этом объемы используемых ресурсов даже могут сокращаться), т.е. улучшения качества использования ресурсов.

При увеличении ресурсов предприятию необходимо определять эффективность использования дополнительных единиц ресурсов, то есть определять показатели приростной экономической эффективности:

e = ( F2 - F1 ) / (  R2 - R1 )  =  ΔF / ΔR   ,           где

е - показатель приростной экономической эффективности;

F1, F2- значение эффекта при первоначальном объеме использования  ресурса и при его увеличении;

R1 R2 - первоначальный и увеличенный объемы ресурсов.

Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он характеризует эффективность использования дополнительного объема ресурса в отличие от показателя Е, характеризующего эффективность использования всего объема ресурса (абсолютный эффект).

Можно построить математическую зависимость влияния каждого ресvpca на значение конечного результата, график которой называется линией невозрастающей эффективности. В упрощенном виде эта функция отображает общий экономический закон невозрастания (убывания) эффективности использования каждой дополнительной единицы ресурса (при экстенсивном росте).

Этот закон был сформулирован известным русским экономистом В.В. Новожиловым для условий нейтрального научно-технического прогресса (неизменная производительность труда, материало- и фондоемкость продукции).

В соответствии с этим законом эффективность каждой дополнительно привлекаемой единицы ресурса не может увеличиваться, а остается постоянной или даже уменьшается (функция убывающая). И может наступить такой момент, когда данный ресурс перестанет влиять на конечный результат, то есть эффективность его использования будет равна нулю. Такие ресурсы называются избыточными.

Рис. 15.  Функция эффективности использования ресурсов (Модуль 2)

Избыточный ресурс - это такой ресурс, эффективность дополнительного использования которого равна нулю для сложившейся производственной ситуации.

Таким образом, отсюда можно сделать два вывода:

  •   при экстенсивном росте нельзя повысить эффективность функционирования предприятия социально-культурного сервиса и туризма (общий эффект может увеличиться);
  •   при экстенсивном росте всегда наступает момент, когда эффективность использования дополнительно вовлекаемой единицы ресурса становится равной нулю, т.е. для увеличения конечного результата нельзя бесконечно увеличивать ресурс, не производя никаких дополнительных изменений. Как правило, это связано с производственными мощностями предприятий.

На рисунке 15 изображены два показателя экономической эффективности Е и е, которые отображают абсолютный и приростный экономический эффект использования ресурса в конкретных точках.

В общем виде алгоритм их вычисления осуществляется по следующим формулам:

Ei = F i / R i ,   e i = ( F i  - F i-1 ) / ( R i - R i-1 ) =  ΔF i / R i ,       i

Абсолютные коэффициенты эффективности рассчитываются как отношение абсолютных величин результата и затрат и показывают среднее значение результата на единицу затрат. Они малочувствительны к пролеживанию ресурсов.

Из рисунка 15 видно, что при значении ресурса в точке R4 он вообще используется (е 4 = 0), а показатель абсолютной эффективности имеет достаточно большое положительное значение (Е > 0). Учитывая характер линии эффективности, можно сделать вывод, что абсолютные показатели не годятся для прогнозных расчетов оценки эффективности дополнительного вовлечения ресурсов.

Приростные коэффициенты эффективности рассчитываются как отношение приростов результата и затрат и показывают, как изменится результат при дополнительном вовлечении единицы ресурса. Они могут быть использованы для прогнозных расчетов вовлечения дополнительных единиц ресурса. Для их расчетов необходимо построить экономико-математическую модель объекта исследования и на ее основе осуществить вычисление данных показателей. В экономико-математическом моделировании они соответствуют двойственным оценкам ресурсов.

Двойственная оценка - это оценка эффективности использования дополнительной единицы ресурса, которая показывает, насколько изменится значение результата при изменении значения ресурса на единицу на бесконечно малом отрезке (при экстенсивном росте). Ее еще называют ценой ресурса.

В реальной экономике для оценки экономической эффективности функционирования предприятий используются как абсолютные, так и приростные показатели.

Специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования предприятий гостиничного комплекса

Для предприятий гостиничного комплекса существуют специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования, которые связаны, как правило, с загрузкой номерного фонда. К таким показателям можно отнести коэффициент заполняемости гостиницы, рассчитываемый по следующей формуле:

Кз  = Qк.д. / Qк.м. * T  ,

где Кз - коэффициент заполняемости гостиницы, может выражаться как в процентах, так и в относительных единицах (0 < К < 1);

Qк.д.   - общее количество реализованных номеров (койкодней);

Qк.м.   - число номеров (койкомест), предложенных к продаже;

Т - количество дней в отчетном периоде, за который рассчитывается данный показатель (как правило, за год).

Этот показатель является очень важным для любой гостиницы, поэтому каждая гостиница стремится его увеличить. Особенно это касается российских гостиниц, т.к. основной доход, как правило, они получают от размещения. А поскольку в гостиничных предприятиях доля постоянных затрат высока, то чем ближе этот показатель к единице (гостиница полностью заполнена), тем больше прибыли может получить гостиница.

На практике в силу разнообразных причин (технических, санитарных и т.п.) не все номера могут быть готовы к использованию в течение определенного периода времени. Поэтому для расчета общего располагаемого номерного фонда гостиницы существует показатель максимально возможного и фактического количества номеров (койкодней).

Максимально возможный номерной фонд (мощность) - это произведение общего количества номеров (койко-мест) на число дней в году, в течение которых они могут использоваться.

Фmах    = Qг * Tг + Σ Qc * Tс ,

где     Фmах  - максимально возможный номерной фонд;

Qг , Qc - число номеров (койкомест) круглогодичного и сезонного использования;

Tг , Tс - число дней в году, число дней сезонного использования.

Фактический номерной фонд — это фактически возможное количество номеров (койкомест), которое может использоваться в течение данного временного периода, умноженное на количество используемых дней.

Коэффициент заполняемости гостиницы можно рассчитать, используя формулы расчета точки безубыточности.

Кз = AFC / ( PAVC )  

AFC    - средние постоянные затраты на один номер (койкоместо) в рублях;

AVC -  переменные затраты на один номер (койкоместо) в рублях;

P - цена номера (койкоместо), (при различной стоимости номеров необходимо использовать среднюю цену номера).

Используя эту формулу расчета коэффициента заполняемости, можно рассчитать минимальную стоимость номера, при которой окупятся все затраты гостиницы (при определенном желаемом уровне заполняемости).

Для гостиницы также интересен показатель загрузки, показывающий среднее количество гостей на один проданный номер:

Кср  =  Nчел  / Qпр   ,

где Кср   - среднее количество гостей на один проданный номер;

Nчел - общее число гостей, проживающих в гостинице в данном расчетном периоде.

Qпр    - количество проданных номеров.

Широкое применение в гостиничном бизнесе имеет показатель процент занятости койкомест:

Кк.м.  =  Qз.к.  /  Qс.к.

где   Кк.м.  — показатель занятости койкомест;

Qз.к , Qс.к   - число занятых и свободных кроватей.

Данный показатель весьма полезен при определении эффективности работы персонала гостиницы, поскольку полная их загрузка будет осуществляться только при 100% заполнении гостиницы.

Для оперативного управления службой горничных, являющейся самой крупной по штату службой в номерном фонде, и определения оптимального режима их работы, многие гостиницы применяют показатель, определяющий среднюю загрузку горничной:

Qубр = Qзан / n  ,

где Qубр - среднее количество убранных номеров в день;

     Qзан    - количество занятых номеров;

      n - количество горничных/смен.

Поскольку гостиница оказывает и определенный дополнительный набор услуг, то интересно рассчитать эффективность работы персонала по выполнению данных услуг, например в питании:

Дпит. ед. = Дпит.  / Q разм

где   Дпит. ед. - доход от продажи напитков и продуктов в расчете на один номер;

Дпит. - доход от продажи напитков и продуктов;

Q разм - число номеров, выделенных под размещение.

Все приведенные выше показатели, как правило, рассчитываются за конкретный период, который определяется исходя из производственно-управленческой необходимости, и определяют оценку экономической эффективности предприятий гостиничного комплекса.

Очевидно, существует множество различных критериев и показателей, при помощи которых можно оценить результаты функционирования как экономики в целом, так и отдельно взятого предприятия гостиничного комплекса, но в условиях рыночной экономики основными показателями оценки хозяйственной деятельности предприятия являются показатели прибыли и рентабельности.

Прибыль предприятий социально-культурного сервиса и туризма

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия социально-культурного сервиса и туризма в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию и услуги, предприятия социально-культурного сервиса и туризма реализуют их потребителю, получая при этом денежную выручку, однако, это не означает получение прибыли.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции и услуг, которые представлены как себестоимость продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Другими словами, прибыль - это превышение доходов над расходами. В противном случае предприятие несет убытки.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами. Основными экономическими показателями прибыли являются:

1) общая (балансовая) прибыль (убыток), она складывается из:

  •  прибыли (убытка) от реализации продукции (услуг),
  •  прибыли (убытка) от финансовой деятельности,
  •  прибыли (убытка) от прочих внереализационных операций,
  1.  налогооблагаемая прибыль,
  2.  чистая прибыль.

Разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью продукции (работ, услуг) представляет собой прибыль от реализации.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как разность выручки реализации основных средств и иного имущества с НДС, налога на добавленную стоимость и первоначальной (остаточной) стоимости реализуемо объекта, умноженного на индекс инфляции. Налогооблагаемую прибыль рассчитывают сами налогоплательщики. Чаще всего она не совпадает с балансовой прибылью и рассчитывается по специально установленному алгоритму. Этот алгоритм предусматривает корректировку балансовой  прибыли в соответствии с действующим законодательством в сторону ее уличения или уменьшения, в зависимости от конкретных условий хозяйствования данного предприятия.

Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей и взносов в бюджет и внебюджетные фонды. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.

Основными задачами анализа прибыли на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма являются:

изучение структуры прибыли отчетного и предыдущего года;

выявление факторов, повлиявших на изменение динамики прибыли в сторону ее увеличения или уменьшения,

изучение состава и анализа внереализационных прибылей и убытков;

выявление и оценка возможных резервов роста прибыли.

Рентабельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма

Важнейшим показателем экономической эффективности, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия социально-культурного сервиса и туризма, является рентабельность. Рентабельность предприятия позволяет судить о том, какой процент приносит вложенный в него капитал. В общем виде показатель рентабельности рассчитывается в виде отношения прибыли к затратам:

Р = П / З

где     Р - рентабельность,

                  П - прибыль (может использоваться как балансовая, так и чистая),

                  З - затраты.

В качестве знаменателя  в данной формуле могут использоваться различные виды затрат. В связи с этим существует множество различных показателей рентабельности.

Приведем некоторые основные показатели рентабельности.

  1.  Рентабельность продаж:

Рр = Пр / ВР * 100   (%) ,

где   Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг),  

       ВР - выручка от реализации продукции (работ, услуг).

2. Рентабельность производства, характеризует эффективность использования производственных фондов:

Рп = П / (Фосн + Фоб ) * 100   (%)

где    Фосн   , Фоб  - среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

  1.  Рентабельность собственного капитала:

Рс = П / Кс * 100   (%)

где     Кс - собственный капитал предприятия гостиничного комплекса.

  1.  Общая рентабельность капитала:

Ро = П + %к.з. / ( Кс + Кзаем ) * 100   (%)

где Кс , Кзаем    - собственный и заемный капитал предприятия гостиничного комплекса,

%к.з   - процент на заемный капитал.

Заключение.

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный  год (период), рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль. Затем проводится количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации продукции основных факторов:

- изменения отпускных цен на реализованную продукцию;

- изменения в объеме продукции;

- изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции;

- экономия от снижения себестоимости продукции;

- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;

-изменения цен на материалы, тарифы и услуги.

Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9422. Правовое регулирование информационных ресурсов 44 KB
  Тема №9. Правовое регулирование информационных ресурсов. понятие и виды ИР. Порядок формирования ИР и предоставления информационных услуг государственные ИР государственное регулирование библиотечного дела государственн...
9423. Информационная безопасность (ИБ) 28.5 KB
  Информационная безопасность (ИБ). Жизненно важные интересы ИБ общества. Угрозы ИБ общества. Защита ИБ общества. ИБ - это защита экономических, социальных, международных и духовных ценностей с использованием информационных сред...
9424. Задачи пропедевтической клиники. Понятие о семиотике. Общий план обследования больного. Расспрос больного. Общий осмотр больного 30.57 KB
  Задачи пропедевтической клиники. Понятие о семиотике. Общий план обследования больного. Расспрос больного. Общий осмотр больного Внутренние болезни - область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез и клинические проявления болезни ...
9425. Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания 24.98 KB
  Основные жалобы при заболеваниях органов дыхания: Кашель - важный защитный механизм очищения бронхов от избыточного накапливающегося секрета. Возникает при раздражении рецепторов блуждающего нерва и кашлевых рефлексогенных зон - слизистая ...
9426. Последовательность топографической перкуссии 27.69 KB
  Последовательность топографической перкуссии Определение высоты расположения верхушек легких спереди Сзади Определение нижних границ легких по вертикальным линиям Определение экскурсии нижнего легочного края по вертикальным л...
9427. Семиотика заболеваний систем органов 19.46 KB
  Семиотика заболеваний систем органов Синдром компрессионного ателектаза Сдавление легкого извне плевральным выпадом или кровью, находящейся в плевральной полости(гидроторакс), сдавление воздухом (пневмоторакс), или опухолью Патогенез. Вздушность уме...
9428. Исследование больных с патологией ССС. Расспрос и осмотр. Пальпация прекардиальной области 31.21 KB
  Исследование больных с патологией ССС. Расспрос и осмотр. Пальпация прекардиальной области. Болезни сердца и сосудов в развитых странах занимают 1 место в структуре смертности населения. История кардиологии Боткин Сергей Петрович 1...
9429. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии 28.68 KB
  Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии. Правила аускультации: Проводится после расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии сердца. Сердце выслушивают (если позволяет состояние больного) стоя, сидя, лежа на левом боку, на право...
9430. Аускультация сердца. Сердечные шумы 28.02 KB
  Аускультация сердца. Сердечные шумы. Сердечные шумы - это более продолжительные высокочастотные звуки, с частотой 400-1000 Гц, которые возникают при деятельности сердца. Шум возникает в результате турбулентного тока при прохождении крови через ...