30243

Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации в туризме

Доклад

Туризм и рекреация

Влияние туризма на развитие экономики дестинации эффект мультипликации в туризме. Индустрия туризма является важнейшим участником мировой торговли; во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте. Здесь следует дать и некоторые другие определения используемые в макроэкономике туризма. В такой ситуации развитие доходного туризма может существенно поправить положение.

Русский

2013-08-24

79 KB

41 чел.

10. Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации в туризме.

(Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. учебн. Заведений/ М.А. Морозов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.)

Основные понятия. Менее чем за 400 лет путешествия и туризм выросли из времяпрепровождения, которое могли себе позволить только состоятельные люди, в огромную индустрию. Индустрия туризма является важнейшим участником мировой торговли; во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте. Рассмотрим более детально этот важный фактор.

Основой международной торговли является тот факт, что ни одна страна не может произвести всю продукцию и все товары и обеспечить все виды услуг, которые необходимы стране и ее населению. Это относится, в сущности, ко всем странам в мире, поскольку:

  1.  каждая страна разрабатывает свои природные ресурсы, будь то сырье, сельскохозяйственная продукция, туристские достопримечательности и др.,
  2.  каждая страна специализируется на производстве такой продукции и обеспечении таких услуг, в чем она наиболее преуспевает и какими ресурсами располагает,
  3.  каждая страна стремится продать (экспортировать) излишки своей продукции и сервиса другим странам,
  4.  каждая страна использует доход от своего экспорта для оплаты закупок - импорта - из других стран, т.е. это та продукция и сервис, которые она не имеет или не может произвести (обеспечить) сама, или не может произвести (обеспечить) в должном количестве или должного качества для удовлетворения всех потребностей населения своей страны.

Применительно к туризму существуют такие понятия, как видимая и невидимая торговля, видимый и невидимый экспорт и импорт.

Видимая торговля связана с импортом и экспортом осязаемой, материальной продукции, такой, как сырье и товары.

Невидимая торговля связана с импортом и экспортом услуг.

Здесь следует дать и некоторые другие определения, используемые в макроэкономике туризма.

Торговый баланс - это соотношение между стоимостью видимого экспорта страны и стоимостью ее видимого импорта за определенный период времени. Торговый баланс называется активным, когда стоимость вывезенных товаров превышает стоимость ввезенных товаров, а пассивным при обратном соотношении. Торговый баланс является составной частью платежного баланса.

Платежный баланс - это соотношение платежей, поступивших из-за границы в данную страну, к платежам, произведенным ею другим странам, за известный период (год, месяц, и т.д.). Превышение платежей других стран делает платежный баланс страны активным, а превышение платежей данной страны делает его пассивным.

Каждая страна пытается сбалансировать полную стоимость своего импорта с полной стоимостью своего экспорта, но не всем странам удается добиться такого равновесия. В итоге получается неблагоприятный платежный баланс или дефицит. В случае большого дефицита происходит утечка ресурсов страны, что приводит к необходимости делать займы за рубежом, снижать объем импорта и предпринимать шаги по увеличению объема экс-

порта. В такой ситуации развитие доходного туризма может существенно поправить положение. Многие страны, в том числе такие высокоразвитые, как США, Англия, Франция, Испания и Германия, а также другие европейские и азиатские страны, понимают значение дохода от туризма для экономики своих стран и предпринимают много усилий для привлечения иностранных туристов.

Экономическое значение иностранного туризма.

Привлечение иностранных туристов в страну — это, прежде всего, солидный доход для страны. Чем больше иностранные туристы расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики страны, поскольку увеличение расходов иностранных туристов в принимающей стране увеличивает ее национальный доход. Однако не следует, что все деньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимая иностранных туристов.

Рассмотрим, почему общие затраты иностранных туристов в принимающей стране не могут быть полностью использованы для улучшения ее платежного баланса.

Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимая туристов:

1.  Расходы на импорт. Менее развитые страны или страны с бедными материальными ресурсами вынуждены импортировать из других стран и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие предметы, необходимые туристам, которые сами они не производят и не потребляют в своей стране.

2. Расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и др. может создать для местной сферы обслуживания большую напряженность в работе, например, по водо- и электроснабжению, канализационной системе, дорогам, системе связи, службе безопасности и полиции. Некоторые страны обнаруживают, например, что для обеспечения наплыва туристов им придется затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов, морских портов, дорог или на строительство новых, причем значительную часть денег придется взять из займов зарубежных стран.

3. Расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызывает необходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранных специалистов. Им платят за их труд деньги, значительную часть которых они переводят в свою страну, кроме того, они создают дополнительную нагрузку местной сфере обслуживания.

4. Выплата процентов по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других стран, т.е. прибегать к иностранным инвестициям. Однако, в этом случае проценты обычно оплачиваются иностранной валютой. Кроме того, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.

Таковы четыре основные причины, почему общие затраты иностранных туристов в гостевой стране не могут автоматически улучшить ее платежный баланс.

Для страны важно так сбалансировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходимыми для его развития, чтобы в конечном итоге получить положительный платежный баланс, т.е. иметь прибыль.

Те лица, кто непосредственно связан с обслуживанием туристов -размещением в гостиницах, питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты и другим родственным бизнесом, первыми испытывают на себе экономическое воздействие туризма. Заработанные ими деньги вновь пускаются в оборот для удовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризма распространяется на все население страны, попадая даже к тем, кто вообще не имеет никакого отношения к туризму.

Социальные последствия  туризма

Важным побочным продуктом развития туризма является создание новых рабочих мест, т.е. увеличение занятости населения. Это имеет чрезвычайно важное значение для стран с высоким уровнем безработицы. Однако перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например, в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может привести к перегрузке жилищных условий, систем и средств обеспечения и обслуживания в самих этих городах.

Другие характерные особенности, которые следует иметь в виду при рассмотрении кажущихся преимуществ более высоких возможностей трудоустройства, создаваемых туризмом, заключаются в том, что:

  1.  большинство предлагаемых рабочих мест имеет природу частичной занятости, т.е. неполный рабочий день;
  2.  трудоустройство может быть сезонным, несколько месяцев или даже несколько недель в году;
  3.  большинство предлагаемых вакансий предназначено для неквалифицированной рабочей силы и для женщин, труд которых оплачивается ниже, чем мужской.

Контакт с зарубежной культурой иногда может оказывать разрушающий эффект на местную культуру и ценности; местные жители видят только одну сторону туристов, посещающих страну, которая может быть не лучшей стороной, поскольку туристы становятся менее сдержанными, будучи вне своего привычного окружения, и их поведение может отличаться от обычного.

Некоторые местные жители могут завидовать очевидному благосостоянию туристов, и ради удовлетворения своих возросших запросов могут быть вовлечены в противозаконную и аморальную деятельность, которая может быть совершенно чуждой их дотуристской культуре. Контакт с туристами может породить у местных жителей неудовлетворенность их жизненным уровнем, особенно если они не видят для себя какой-либо существенной выгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население приветствует туристов, особенно большие группы туристов, многие могут возмущаться или относиться безразлично, другие могут быть настроены враждебно по отношению к ним. Причина такого недоброжелательного отношения населения уходит корнями в социальную стоимость, которую им приходится платить за создание туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, рост стоимости участков земли под строительство и т.д. Кроме того, исторические, археологические и религиозные места могут быть повреждены или окончательно разрушены массовым наплывом туристов или уничтожены коммерциализацией.

Для финансирования развития туристской инфраструктуры региона местное население может подвергаться дополнительному налогообложению, что может существенно понизить их ожидаемый доход от туризма.

Более того, несмотря на повышение жизненного уровня местного населения и возросший доход, они не могут позволить себе пользоваться теми же удобствами, что и туристы: высококлассными отелями, дорогими ресторанами и др. Это может порождать чувство недоброжелательства по отношению к туристам.

Эти неблагоприятные социальные последствия развития туризма необходимо изучать, поскольку правильное понимание этих проблем имеет жизненно важное значение для формирования мировоззрения людей, на которых возложена обязанность заниматься вопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.

Что же еще может способствовать улучшению платежного баланса страны, кроме уже упомянутого ранее роста поступлений иностранной валюты за счет увеличения числа иностранных туристов?

Оказывается, существуют и другие факторы, которые могут содействовать улучшению экономического положения страны. Прежде всего, это связано с налогообложением, а точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму. Получается, что туризм может стать источником дохода за счет налогов. Поясним это положение.

Во-первых, туризм создает много рабочих мест как для квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих, как для мужчин, так и для женщин. Причем работа, связанная с туризмом, часто бывает более высокооплачиваемой по сравнению с работой в других областях промышленности и сельского хозяйства. Поскольку в трудовую деятельность вовлекается множество людей, жизненный уровень населения повышается, растут заработки, а значит и поступления от налогов, взимаемых с возросших доходов людей, тоже будут повышаться.

Во-вторых, государство, за счет ввоза в страну товаров иностранного производства, необходимых для потребления туристами и дальнейшего развития туризма, может вводить и вводит таможенные пошлины на импортные товары.

В-третьих, с туристов взимаются налоги за оказываемые им услуги (со стоимости проживания в гостиницах, питания, освежающих напитков, транспорта).

В-четвертых, налоги могут взиматься с дохода как местных, так и иностранных фирм, получивших право (лицензию) заниматься туристским бизнесом в стране.

Имеет место также и другой фактор, так называемый фактор ускорения, или цепная реакция. Дело в том, что успешное создание и развитие

местной базы туризма будет способствовать дальнейшему привлечению новых инвестиций в развитие туризма со стороны национальных и иностранных источников. Более того, может быть создана местная промышленность по производству продукции, в которой нуждается туризм и которую ранее приходилось импортировать. Все это не только сохранит иностранную валюту и улучшит платежный баланс, но также обеспечит и более разнообразную возможность трудоустройства местного населения, и, как следствие этого, увеличение дохода от налогов.

Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор)

Кроме прямого влияния туризма на экономику, существует косвенное влияние, которое известно под названием эффекта мультипликации. Прямое влияние туризма понимается как результат расходов туриста на покупку товаров и услуг в данном регионе. Косвенное влияние получается за счет повторного вовлечения затрат, произведенных туристом в данном регионе. Деньги, которые турист тратит в месте назначения, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доход - расходы и т.д. Таким образом, совокупный доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в данном месте назначения. Это обусловлено эффектом мультипликации.

Упрощенно модель мультипликатора можно представить в следующем виде:

1/1-В,  где В - предельная склонность к потреблению.

Это выражение в экономике получило название простого мультипликатора Кейнса.

Предельная склонность к потреблению рассчитывается по следующей формуле:

изменение расхода

В = .

изменение дохода

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат расходов туристов на покупку туристских товаров и услуг.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристское предприятие покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т.д. Цикл повторяется.

Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают цепную реакцию: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д. Другими словами, туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Этот процесс представляет собой косвенное влияние туризма на экономику страны или региона. Косвенный вклад туризма в экономику страны или региона проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время в определенном месте. Этот эффект называется эффектом мультипликации или мультипликатор.

Мультипликативное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции расходы - доходы доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку товаров и услуг.

Определяя действительный вклад, вносимый туризмом в какой-либо район страны или в страну в целом, необходимо учитывать прямой, а также некоторый дополнительный доход, получаемый экономикой страны в дополнение к первоначальному вливанию денег туристами. Как было упомянуто ранее, разновидностей такого дохода несколько: прямой, косвенный, стимулированный.

Прямой доход от туризма - это доход, получаемый от реальных денег, потраченных туристами на оплату гостиницы, питания, освежающих напитков, транспорта, занятий спортом и т.д., в стране или в каком-либо ее районе. Доход - это выручка предприятий от продажи туристам товаров и услуг. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.

Косвенный доход от туризма - это доход, получаемый в результате развития деловой активности, т.е. коммерческой деятельности с целью извлечения прямой прибыли. Например, часть денег, получаемых от туристов отелями, ресторанами, затем расходуется на покупку товаров в местных магазинах и оплату услуг, предоставляемых местными коммерческими предприятиями (складами, оптовиками, банками, страховыми компаниями и т.д.). Они, в свою очередь, могут снова потратить часть своего дохода в другой области коммерческой деятельности, например, на закуп-

ку большой партии товаров непосредственно у производителя этой продукции.

Стимулированный доход - это доход, который происходит из зарплаты, получаемой персоналом, занятым в туризме, и теми, кто получает прибыль от туризма. Большая часть зарплаты расходуется на покупку товаров и услуг, поставляемых местными предпринимателями, которые, в свою очередь, выплачивают зарплату и жалованье своим работникам, часть которой снова расходуется на приобретение товаров и т.д.

В результате рециркуляции (оборота) доходов их общее воздействие на экономику страны значительно сильнее, нежели от текущих прямых расходов туристов, что как раз и выражается туристским мультипликатором.

Но не следует упускать из вида потери, которые вызваны тем, что не вся полученная прибыль вновь привносится в экономику страны (региона). Имеет место три вида потерь из дохода страны (региона):

затраты на импорт (покупки импортируемой продукции),

личные сбережения,

налоги.

Сумма этих потерь изымается из рециркуляции, потому что экономика региона непосредственно не извлекает из них пользы, хотя прибыль от налогов используется правительством. Часть налогов может возвратиться в данный регион, что еще больше усиливает влияние туризма на развитие экономики региона.

Пример. Рассмотрим калькуляцию коэффициента дохода региона (дестинации) от туризма

Предположим, что правительственная статистика вскрыла следующее:

  1.  Прямые затраты туристов составляют - 1 000 000 у.е.
  2.  Налоги составляют в среднем 25% от заработка.
  3.  Сбережения составляют в среднем 5% от заработка.
  4.  Импорт - 20% от чистого дохода (без налогов и сбережений).

Из прямого дохода, в нашем примере составляющего 1 000 000 у.е., деньги будут потрачены следующим образом:

налоги 250 000 у.е. + сбережения 50 000 у.е. = 300 000 у.е.

Тогда чистый доход будет составлять 700000 у.е.

Теперь можно рассчитать затраты на импорт (20% от чистого дохода), что в данном случае будет составлять 140 000 у.е.

Получается, что из прямого дохода всего будет потрачено 440 000 у.е., а оставшиеся 560 000 у.е. будут составлять местные расходы, т.е. те деньги, которые поступят в оборот и составят косвенный доход.

Из косвенного дохода, составляющего 560 000 у.е., деньги будут потрачены:

налоги 140 000 у.е. + сбережения 28 000 у.е. = 168 000 у.е.

Чистый доход составит 392 000 у.е. Затраты на импорт (20% от чистого дохода) составят 78 400 у.е. Тогда из косвенного дохода всего будет потрачено денег на сумму 246 400 у.е., а местные расходы составят 313 600 у.е. (т.е. ту сумму, которая поступит в оборот и составит стимулированный доход).

Из стимулированного дохода, составляющего 313 600 у.е., деньги будут потрачены на:

налоги 78 400 у.е. + сбережения 15 680 у.е. = 94 080 у.е.

Чистый доход составит 219 520. Затраты на импорт (20% от чистого дохода) составят 43 904. Тогда из стимулированного дохода всего будет потрачено денег на сумму 137 984, а местные расходы составят 175 616 у.е., то есть ту сумму, которая поступит в оборот).

Деньги в сумме 175 616 у.е. рециркулируют, т.е. опять поступают в оборот экономики точно таким же образом, и снова повторяется тот же процесс.

Простые расчеты показывают, что в рассмотренном примере 56% каждой первоначальной суммы (т.е. от прямого, косвенного и стимулированного доходов) рециркулируют, т.е. поступают в оборот, а общая утечка на каждой стадии рециркуляции составляет 44%.

Таким образом, из данного примера вытекает следующее: несмотря на то, что первоначальные затраты туристов составляли сумму в размере 1 000 000 у.е., действительный (реальный) вклад в экономику в результате рециркуляции поступит в сумме около 2 250 000 у.е. На рисунке 13 показана рециркуляция доходов в экономике туристского региона (страны).

Поскольку процент потери известен, может быть использована следующая простая формула для определения коэффициента дохода от туризма (КДТ):

                                                             1

КДТ = .

                                           % утечки

Используя данные примера, получим  КДТ =1/0,44 ≈ 2,3, что в процентном отношении  будет составлять 230%.

Если коэффициент дохода от туризма известен, то не составит труда определить общий вклад туризма в ее экономику.

Например, если известно, что затраты туристов составляют 20 000 000 в какой-либо валюте, то вклад в экономику составит примерно 46 000 000 у.е.

Для каждой страны коэффициент дохода от туризма (или мультипликатор) зависит от величины процента потерь. Мультипликатор будет меньше в тех странах, где большая часть дохода тратится на импорт и (или) установлен высокий уровень налогов. Мультипликатор будет высоким, если сравнительно мало тратится на импорт и (или) существует низкий уровень налогов. Из практики известно, что величина коэффициента дохода от туризма колеблется в пределах 100%-400% от прямых затрат туристов, т.е. от прямого дохода. Для того чтобы вычислить коэффициент дохода от туризма, надо определить величину прямого дохода, т.е. прямые затраты туристов. Ответ на этот вопрос может дать статистика туризма, составными частями которой являются статистика расходов и статистика прибытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18503. Інформаційне забезпечення та організація економічного аналізу 160.5 KB
  Тема 3 Інформаційне забезпечення та організація економічного аналізу Поняття та принципи інформаційного забезпечення економічного аналізу. Класифікація і характеристика найважливіших груп інформації. Вимоги економічного аналізу до використовуваної ним ...
18504. Аналіз виробництва та реалізації продукції 149 KB
  Тема 4. Аналіз виробництва та реалізації продукції Значення завдання джерела даних та система показників аналізу. Аналіз ринку продукції підприємства. Аналіз обсягу випуску продукції. Аналіз випуску продукції за структурою і асортиментом. Аналіз по...
18505. Аналіз стану і використання основних засобів 124.5 KB
  ТЕМА 5. Аналіз стану і використання основних засобів 1. Значення завдання та джерела даних аналізу. 2. Аналіз виробничих потужностей підприємства. 3. Аналіз складу структури технічного стану і руху основних засобів 4. Аналіз узагальнюючих показників ефективності в
18506. Аналіз забезпеченості підприємства матеріальними ресурсами та їх використання 73 KB
  Тема 6 Аналіз забезпеченості підприємства матеріальними ресурсами та їх використання 1. Значення завдання та джерела даних аналізу предметів праці. 2. Загальна оцінка виконання плану матеріальнотехнічного постачання. 3. Аналіз складських запасів матеріальних ресу
18507. Аналіз використання трудових ресурсів 79.5 KB
  Тема 7. Аналіз використання трудових ресурсів Значення завдання та джерела даних аналізу кадрового потенціалу підприємства. Аналіз стану трудових ресурсів і забезпеченості ними підприємства. Аналіз використання робочого часу. Аналіз продуктивності прац
18508. Аналіз витрат підприємства і собівартості продукції 85.5 KB
  Тема 8 Аналіз витрат підприємства і собівартості продукції Значення завдання та джерела даних аналізу. Оцінка собівартості продукції за узагальнюючими показниками. Аналіз прямих витрат в собівартості продукції. Аналіз комплексних статей витрат.
18509. Аналіз фінансових результатів діяльності підприємства 134.5 KB
  Тема Аналіз фінансових результатів діяльності підприємства Значення система показників завдання та джерела даних аналізу фінансових результатів. Загальна оцінка рівня та динаміки формування фінансових результатів. Аналіз валового прибутку підприємства. ...
18510. Аналіз фінансового стану підприємства 173 KB
  Тема Аналіз фінансового стану підприємства Поняття значення завдання та джерела аналізу фінансового стану підприємства. Загальна оцінка майна та боргових прав підприємства аналіз зміни їх складу та структури. Загальна оцінка джерел формування майна підп
18511. Теоретические основы логистической деятельности 61 KB
  Лекция 1. Теоретические основы логистической деятельности. Понятие сущность логистики. Этапы развития логистики. Предмет и содержание логистики как науки. Основные понятия логистики. Принципы логистики. 1. Понятие сущно...