30245

Экономические основы теории безубыточности предприятий СКСиТ

Доклад

Туризм и рекреация

Общая характеристика затрат Целью любого коммерческого предприятия производящего продукцию или услуги является получение прибыли и чем больше прибыли оно получает тем лучше оно работает. Другими словами прибыль зависит от цены продукции и затрат себестоимости на ее производство. Но если цена продукции зависит от ситуации которая складывается на рынке то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансовохозяйственной деятельности самого предприятия. Это видно из следующей формулы: ВД =V с с где ВД ...

Русский

2013-08-24

87.5 KB

26 чел.

  1.  Экономические основы теории безубыточности предприятий СКСиТ.

Общая характеристика затрат

Целью любого коммерческого предприятия, производящего продукцию или услуги, является получение прибыли, и чем больше прибыли оно получает, тем лучше оно работает. Прибыль предприятия зависит от двух факторов: выручки, которую оно получает в результате своего функционирования, и издержек, которые оно при этом несет (объема затрачиваемых денежных, материальных и трудовых ресурсов). Другими словами, прибыль зависит от цены продукции и затрат (себестоимости) на ее производство.

В рыночной экономике цена продукции формируется согласно закону стоимости и соответствует сумме общественно необходимых издержек производства и величине средней прибыли, т.е. выступает в виде общественного норматива, определяемого рынком. Но, если цена продукции зависит от ситуации, которая складывается на рынке, то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансово-хозяйственной деятельности самого предприятия. И чем грамотнее предприятие управляет своими ресурсами, тем меньше будет издержек, а прибыль, соответственно, будет больше. Это видно из следующей формулы:

ВД =V - с/с,

где     ВД - валовой доход;

V - валовая выручка (полная сумма денежных поступлений без НДС и акцизов);

с/с - себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

ВП = ВД - Z расх. об.,

         

где ВП - валовая прибыль - часть валового дохода за вычетом всех обязательных расходов;

Z        , - все обязательные расходы.

расх.   об 

Под издержками (себестоимостью продукции, работ, услуг) понимается совокупность всех затрат предприятия, необходимых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Следовательно, совокупные затраты предприятия представляют собой издержки производства и издержки обращения и они лежат в основе определения себестоимости продукции (работ, услуг). Конкретный состав затрат, которые можно относить на издержки производства и обращения, законодательно регулируется во всех странах. Это связано, с одной стороны, с налоговой системой, а с другой, - необходимостью определения источников их возмещения.

Особую важность для предприятий имеют затраты, поведение которых зависит от изменения объемов производства или реализации продукции (услуг). Существуют затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска, и затраты, величина которых зависит от объемов выпуска продукции и услуг. Такое деление в определенной степени условно, поскольку практически все затраты в той или иной мере зависят от изменения объемов производства (реализации) продукции (услуг).

Постоянные затраты (условно-постоянные) - это затраты, которые непосредственно не зависят от величины и структуры производства и реализации продукции (услуг). К ним относят заработную плату управленческого и вспомогательного персонала со всеми обязательными отчислениями, расходы на аренду, амортизацию основных фондов, коммунальные
услуги, абонентскую плату за телефон, расходы на рекламу, затраты на лицензирование и сертификацию и т.п. Такие затраты относятся ко времени и их еще называют - затратами времени.
 

Переменные затраты (условно-переменные) - это такие затраты, общая величина которых непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции (услуг). К ним относят затраты сырья, материалов, топлива, электроэнергии на производственные цели, заработную плату той части работников, вознаграждения которых зависят от объемов производства и реализации продукции (услуг) со всеми обязательными отчислениями, выплату комиссионных агентам и т.п. Такие затраты еще называют - затратами места.

Поскольку деятельность предприятий сервиса и туризма очень сильно зависит от различных внешних факторов (сезонности, экономических, политических, природных факторов), то для планирования и стратегического управления их деятельностью большое значение приобретает учет и управление поведением этих затрат.

С одной стороны, постоянные и переменные затраты по-разному относятся к изменениям общего объема производства продукции (услуг). С другой стороны, сами изменения (колебания) существенно затрудняют определение постоянных и переменных затрат для включения их в себестоимость товаров и услуг, что, в свою очередь, влияет на финансовые результаты предприятий. Поэтому, для того чтобы правильно разделять затраты на постоянные и переменные по каждому направлению деятельности и виду предоставляемых услуг, предприятиям туризма и гостиничного бизнеса необходимо:

  1.  разработать методы разделения затрат на постоянные и переменные;
  2.  выявить тенденции поведения отдельных видов затрат от изменения объемов производства и реализации товаров и услуг;
  3.  определить относительность (условность) классификации общих затрат на постоянные и переменные.

Разделение затрат на постоянные и переменные является нетривиальной задачей, т.к. в ряде случаев при изменении экономической ситуации затраты могут переходить из одного состояния в другое, скажем, были постоянными, а стали переменными, и наоборот.

Если рассматривать поведение затрат в течение длительного времени, то вообще все затраты можно считать переменными. Поэтому постоянные и переменные затраты еще называют условно-постоянными и условно-переменными. На условность затрат, кроме временного фактора, могут влиять и различные производственные ситуации.

Средние и предельные затраты.

Предприятия туризма и гостиничного бизнеса в целях увеличения прибыли заинтересованы в постоянном снижении затрат на единицу продукции или средних затрат.

Средние затраты - это величина общих (валовых) затрат, приходящихся на единицу продукции (услуг):

ATC = TC / Q

Предприятию туризма и гостиничного бизнеса также важно знать, как будут изменяться затраты при изменении объемов производства (реализации). Это можно оценить через предельные затраты.

Предельные затраты - это средняя величина прироста или сокращения затрат на единицу продукции (услуг) при изменении объемов производства (реализации) более чем на одну единицу.

МС = Δ TC / Δ Q,

где Δ TC - прирост общих (валовых) затрат;

Δ Q -  прирост продукции (услуг).

Экономический смысл предельных затрат заключается в том, что они показывают, во что обойдется предприятию увеличение объемов производства или реализации продукции (услуг) на единицу.

Анализ затрат.

С переходом на рыночные отношения для каждого предприятия особую важность приобретает система правильного учета и управления издержками, необходимыми для производства продукции (услуг). На предприятии необходимо организовать систему управленческого (производственного) учета, которая, с одной стороны, позволит осуществлять учет произведенных затрат, а с другой стороны, осуществлять анализ издержек, их влияние на результат деятельности предприятия и принятие соответствующих управленческих решений. В отличие от системы калькуляции затрат по полной себестоимости, система учета затрат директ-костинг (direct-costing) основана на разделении затрат на постоянные и переменные и отдельный их учет. Такой подход позволяет правильно учитывать влияние постоянных затрат на конечный выпуск продукции (услуг).

Рассмотрим на условном примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг и преимущества этого подхода при принятии управленческих решений.

• Пример.

Условная гостиница за отчетный период имеет заполняемость около 60%, что соответствует реализации 2000 номеров (койко-дней). Общая выручка для гостиницы от этого вида деятельности составила 780 000 руб. Исследования рынка показали, что если снизить стоимость проживания на 10%, то можно - увеличить реализацию номеров (койко-дней) на 20% и производственные возможности гостиницы позволяют это обеспечить. Цена за номер составляет 390 рублей, полная себестоимость равняется 600 000 руб., из них общие постоянные затраты равны 360 000 руб., общие переменные затраты - 240 000 руб.

Необходимо просчитать варианты и принять решение, стоит ли снижать цену и приведет ли это к увеличению общей прибыли гостиницы.

Расчеты осуществляются двумя методами:

методом расчета полной себестоимости;

методом директ-костинг.

Результаты расчетов приведены в следующих таблицах, где вариант 1 соответствует исходной ситуации, вариант 2 - увеличению объемов реализации на 20%.

Таблица 4.  Расчет прибыли при организации учета полной себестоимости

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Объем реализации

2000 койко-дней

Объем реализации

2400 койко-дней

P - Цена номера (руб./к.д)

390

351

ATC - Полная      удельная       себестоимость (руб. /кн.)

300

300

Прибыль удельная (руб./к.д.)

390-300 = 90

351-300=51

Общая (валовая) прибыль (руб.)

2000x90=180000

2400x51=122400

Таблица 5.  Расчет прибыли при организации учета затрат по методу директ-костинг

Показатели

Вариант 1

(2000 к.д)

Вариант 2

(2400 к.д)

P - Цена номера (руб./к.д)

390

351

AVС - переменные затраты  удельные (руб./к.д)

240 000 : 2000 = 120

120

AMR - Маржинальный доход удельный (руб./к.д)

390-120=270

351-120=231

MR -Общий маржинальный доход  (руб.)

2000x270=540 000

2400x231=554 400

TR - Выручка от  реализации   валовая (руб.)

2000x390=780 000

2400x351=842 400

VC - Переменные затраты общие (руб.)

2000x120=240 000

2400x120=288 000

MR - Маржинальный доход общий (руб.)

780 000-240 000=540 000

842 400-288 000=554 400

FC - Постоянные  затраты   общие  (руб.)

360 000

360 000

Общая      валовая     прибыль (руб.)

540 000-360 000=180 000

554 400-360 000=194 400

Выводы:

  1.  Если проводить расчеты по полной себестоимости, то получается, что гостинице невыгодно снижать цену за номер, так как согласно расчетам общая прибыль снизится           на 57 б00 рублей (180 000 - 122 400 = 57 600).
  2.  Если осуществлять расчеты по системе директ-костинг, то общая прибыль увеличится на 1 4 400 рублей (194 400 - 180 000 = 14 400), что совпадает с ростом маржинального дохода на 14 400 рублей (554 400 -540 000 = 14 400). При этом общая загрузка гостиницы возрастет и будет более 70%, что, в свою очередь, может принести еще больший совокупный доход для гостиницы.
  3.  Если изменения объема выпуска продукции (услуг) не происходит, то оба подхода в расчетах дают одинаковый результат.

При расчете методом директ-костинг увеличение прибыли получилось за счет раздельного учета влияния постоянных и переменных затрат на выпуск продукции (услуг), что позволило учесть снижение доли постоянных затрат на единицу продукции при увеличении общего выпуска продукции (услуг) на 400 номеров (койкодней).

Это соответствует общему экономическому закону масштаба выпуска продукции, который говорит о том, что с увеличением выпуска продукции удельные совокупные затраты уменьшаются и прибыль растет нелинейно.

Таким образом, выбор правильного варианта учета поведения затрат приводит к принятию верных управленческих решений. Другой важной особенностью подхода директ-костинг является то, что можно наглядно графически изобразить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в зависимости от изменения объема производства (реализации) продукции (услуг).

Точка

безубыточностиости

QkP Q Q,

Рис. 12. График безубыточности общих и удельных затрат

Z, Р        Z, Р

V - выручка: для графика безубыточности общих затрат - количество произведенной продукции (услуг), умноженное на цену единицы;

для графика безубыточности удельных затрат - цена единицы продукции (услуги).

Анализ точки безубыточности на предприятиях СКСиТ.

Пересечение прямых выручки и общих затрат осуществляется в точке, которая называется точкой критического объема производства (реализации) продукции (услуг) (break-even point - точка безубыточности, точка перелома, критическая точка и т.п.). Данная точка показывает, какой объем продукции (услуг) необходим для того, чтобы покрыть все издержки производства. Начиная с этой точки производство (реализация) продукции (услуг) начинает приносить прибыль.

Точка безубыточности является важным экономическим показателем принятия управленческих решений для предприятий туризма и гостиничного бизнеса. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий из множества альтернативных решений. Наилучшим решением считается то, при котором величина критического объема (Q ) является наименьшей при прочих условиях.

Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостном виде:

в натуральных показателях Qk — критический объем производства (реализации) продукции (штук), при котором прибыль равна нулю;

в стоимостном - Пр - порог рентабельности - критический объем выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю.

Данные показатели можно рассчитать аналитически.

Расчет критического объема выпуска (реализации) продукции (услуг) осуществляется по следующей схеме:

П = TRTC => TRVCVF  => Q * Р – Q * AVCFC => Q (PAVC) - FC

Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, то, приравняв данное выражение к нулю, получим  Qкр (PAVC) – FC = 0  =>

где П – прибыль;

P – цена единицы продукции (услуги);

Q кр – критический объем выпуска (реализации_ продукции (услуг), при котором прибыль равна нулю.

Расчет порога рентабельности

Порог рентабельности - это значение выручки от реализации в критической точке. Порог рентабельности можно рассчитать по следующей формуле:

               FC                                   M

П рент = -------- ,              К вм = ---------- ,

         К вм                                TR

где     П рент - порог рентабельности;

К вм - коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) - доля маржинального дохода в общем объеме выручки;

М - маржинальный доход, (маргинальный доход, валовая маржа') - разность между выручкой и переменными затратами. 

(1 Валовая маржа еще называется суммой покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватило на покрытие не только постоянных затрат, но и на формирование прибыли.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67161. Психоаналитическая теория культурогенеза 41 KB
  Была разработана в начале 20-го века австрийским психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. Наиболее подробно он пишет о причинах генезиса культуры в работе «Тотем и табу», опираясь на идею о тождестве онто и филогенеза, Фрейд стремится увидеть истоки культуры и некоторые особенности ее современного развития во взаимоотношениях первобытного человека с природой и обществом.
67162. Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) 37.5 KB
  Отец Гоголя был образованным человеком но рано умирает Гоголь к тому времени учился в 6 классе Нежинской гимназии. Гоголь погружается в изучении Украинского фольклора. В 1831 году Гоголь публикует 2 тома рассказов под общим названием Вечера на хуторе близ Диканьки.
67164. Методологическая ситуация антропологии на рубеже 20 и 21 веков 30 KB
  Сегодня в современной антропологии познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью она проявляется в том что в научных исследованиях не ставятся задача создания целостной теории общества и его культуры. Данное понятие включает в себя процесс адаптации и взаимоотношения культуры...
67165. МАТЕМАТИЧНІ МОДЕЛІ СИМЕТРИЧНИХ КРИПТОПЕРЕТВОРЕНЬ 249.4 KB
  Найбільш загальною історично наукою про таємницю є криптологія. Криптологія як наука вивчає закономірності забезпечення конфіденційності, доступності, цілісності і т.д. критичної інформації в умовах інтенсивної протидії (крипто аналізу).
67166. ДЕРЖАВА — ГОЛОВНИЙ ІНСТИТУТ ПОЛІТИЧНОЇ СИСТЕМИ 133.5 KB
  Держава – основний інструмент політичної системи суспільства, який організує, направляє та контролює спільну діяльність і відношення людей, суспільний груп, класів, асоціацій. Саме поняття держава звичайно вживається в двох значеннях.
67167. Происхождение и химическая природа нейромедиаторов 115.5 KB
  Поэтому у любого медиатора очень короткий путь до цели а его действие оказывается быстрым и точным. Но иногда действие медиатора не ограничено только соседней клеткой и в таких случаях он действует как модулятор с достаточно широким спектром деятельности. Существует специфический механизм удаления медиатора с места его действия.
67168. Омонимия. Понятие омонимии 87.5 KB
  Лексические омонимы собственно омонимы это разные по значению слова которые совпадают по звучанию и написанию во всех почти во всех формах и относятся к одной и той же части речи. По степени полноты лексические омонимы делят на полные абсолютные неполные частичные.
67169. Оформлення списків та посилань 631 KB
  Багато елементів на Web-сторінці є в деякій мірі “великодушними” з точки зору дизайну – якщо вони не “цілком правильні”, то це не має великого значення. У випадку списків і посилань зовсім інша історія – якщо записати їх неправильно...