30263

Понятие об уровнях текста

Доклад

Литература и библиотековедение

Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.

Русский

2013-08-24

23.5 KB

4 чел.

9.Понятие об уровнях текста.

в строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых располагаются все особенности его содержания и формы. /.../ Это выделение и разделение трех уровней было предложено в свое время московским формалистом Б. И. Ярхо /.../. Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями.

Первый, верхний, уровень - идейно-образный. В нем два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: "жизненные бури нужно встречать мужественно" или "любовь придает сил"; а эмоции: "тревога" и "нежность"); во-вторых, образы и мотивы (например, "тучи" - образ, "собралися" - мотив; подробнее об этом мы скажем немного дальше).

Второй уровень, средний, - стилистический. В нем тоже два подуровня: во-первых, лексика, т. е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего - слова в переносных значениях, "тропы"); во-вторых, синтаксис, т. е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Третий уровень, нижний, - фонический, звуковой. Это, во-первых, явления стиха - метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи - аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и все остальные можно детализировать еще более дробно, но сейчас на этом можно не останавливаться.

Различаются эти три уровня по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления. Нижний, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на "р", нет даже надобности знать язык, на котором оно написано, это и так слышно. (На самом деле это не совсем так, и некоторые оговорки здесь требуются; но сейчас и на этом можно не останавливаться.) Средний, стилистический уровень мы воспринимаем чувством языка: чтобы сказать, что такое-то слово употреблено не в прямом, а в переносном смысле, а такой-то порядок слов возможен, но необычен, нужно не только знать язык, но и иметь привычку к его употреблению. Наконец, верхний, идейно-образный уровень мы воспринимаем умом и воображением: умом мы понимаем слова, обозначающие идеи и эмоции, а воображением представляем образы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15927. Міжнародне приватне право 1.96 MB
  Матеріали цього підручника сприятимуть набуттю знань і вмінь, необхідних для підготовки фахівців (спеціалістів і магістрів) правознавства високого рівня, здатних вирішувати інте-граційні проблеми сьогодення. Саме такі завдання сформульовані в межах державної освітянської політики в нашій країні. Так, у Рішенні Державної ради з питань європейської та євроатлантичної інтеграції України
15928. Конституция правовое государство конституционный суд 1.43 MB
  Б.С. ЭБЗЕЕВ КОНСТИТУЦИЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД Москва Закон и право Издательское объединение ЮНИТИ 1996 ББК 67.400я73 Э13 Рецензенты: др юрид. наук проф. В.Г. Стрекозов Судья Конституционного Суда РФ; др юрид. наук проф. М.А. Шафир помощн
15929. Менеджмент. Общая теория управления 578 KB
  Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
15930. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении 604.5 KB
  Щерба C. Савкин А.В. Деятельное раскаяние в совершенном преступлении. К. 1997. 110 с ПРЕДИСЛОВИЕ На протяжении веков отечественный и зарубежный опыт уголовной юстиции неоднократно убеждал что одними лишь мерами ужесточения наказания невозможно добиться снижения чи...
15931. Теория социального управления 1.4 MB
  Щёкин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП 1996. 408 с. ISBN 5869260868. Предпринята попытка комплексного освещения проблем управления в русле социальных наук и культурноисторического подхода. Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социал...
15932. Основы общей теории предупреждения преступности 332.5 KB
  Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учебное пособие. Красноярск 1999. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. ЩЕДРИН ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕС...
15933. Введение в правовую теорию мер безопасности 1.1 MB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н. В. ЩЕДРИН ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОВУЮ ТЕОРИЮ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ МОНОГРАФИЯ Красноярск 1999 ББК 67.621.163 67.623.06 Щ 362.2 Рецензенты : д р юрид . наук проф . начальник Сибирского ю
15934. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации 1.13 MB
  ПРЕДИСЛОВИЕ Правоприменительная практика деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в настоящее время осложняются в связи со складывающейся ситуацией характеризующейся обвальным принятием и применением новых законодательн...
15935. Расследование краж 731 KB
  УДК 343.985.7 ББК 67.411 Ш98 Рецензенты: доктор юридических наук профессор Ю.И. Ляпунов кандидат юридических наук доцент СМ. Медведев кандидат юридических наук А.В. Пушкин Шурухнов Н.Г. Ш98 Расследование краж: Практическое пособие. М.: Юристъ 1999. 112 с. ...